УДК 159.922.7
Тысленко В.В. студент 4 курс направление подготовки «Психология» ГБОУВО РК «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, г. Симферополь научный руководитель: Кольчик Е.Ю. к.псих.н., старший преподаватель кафедры психологии ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический Университет» МЕХАНИЗМЫ И СВОЙСТВА ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА Аннотация. В статье рассматривается проблема осуществления процесса общения в подростковом возрасте. Проводится теоретический анализ основных особенностей общения в подростковом возрасте и построения межличностных контактов со сверстниками. Рассматриваются основные проявления осуществления процесса общения, с учетом эмоциональных и поведенческих личностных особенностей. Также главных психологических особенностей в осуществлении процесса общения. В статье освещены результаты эмпирического исследования, направленного на определение типов акцентуаций и особенностей взаимоотношений в группе и способности коммуницировать со сверстниками.
Ключевые слова: психология, подростковый период, эмпирическое исследование, результаты диагностики.
Tuslenko V. V. student 4th year areas of training «Psychology» GBOU VO RK «Crimean Engineering and Pedagogical University», Russia, Simferopol scientific adviser Kolchik E. Yu.
Ph.D., Senior Lecturer, Department of Psychology, GBOUWORK «Crimean Engineering and Pedagogical University» MECHANISMS AND PROPERTIES OF COMMUNICATION IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT ACCENTS OF CHARACTER
Annotation. In article the problem of implementation of process of communication at teenage age is considered. The theoretical analysis of the main features of communication at teenage age and creation of interpersonal contacts with peers is carried out. The main manifestations of implementation of process of communication, taking into account emotional and behavioural personal features are considered. Also main psychological features in communication process
implementation. Results of the empirical research directed to definition of types of aktsentuation and features of relationship in group and ability to communicate with peers are covered in article.
Keywords: psychology, teenage period, empirical research, results of diagnostics.
Постановка проблемы. Одним из условий полноценного развития ребенка, является должное внимание и забота со стороны родителей, а также реализация ведущей потребности в данном возрасте. В подростковом возрасте главной потребностью ребенка выступает потребность в реализации общения, как процесса самопознания себя как личности и части социума, а также познание других людей, их чувств, эмоций и поведенческих реакций. Полноценная реализация данного процесса позволяет ребенку развить в себе основные механизмы восприятия речи и умения налаживать коммуникативные связи с другими людьми, что в свою очередь позволяет сформироваться в процессе общения у ребенка психологическим особенностям и тем самым, полностью адаптироваться в социуме. Реализация процесса общения в подростковом возрасте формирует личностные особенности формирования речи и умение межличностному общению. Формирование личности в процессе межличностного взаимодействия включает развитие процессов целеобразования и целепологания, где развиваются и действия субъекта. Целенаправленные действия для осуществления общения и налаживания межличностных отношений и формируют личностный коммуникативный потенциал, базовые знания и представления о том, как формируются отношения и общение между людьми. В подростковом возрасте очень тщательно выбираются люди для построения коммуникативных связей, это может быть связано с подозрительностью ребенка к окружающему миру, либо боязни с кем то начать общение, ведь особенностью этого возраста является скрытность и отдаленность, не смотря на явную потребность в реализации общения и способности занять главенствующею позицию в группе, для выполнения активной социальной роли среди сверстников. Таким образом реализация коммуникативного потенциала в подростковом возрасте является необходимой для полноценного развития личности.
Целью данной статьи является изучение особенности общения в подростковом возрасте.
Изложение основного материала. Общение - целенаправленный процесс обмена информацией, с целью получения новых знаний. В подростковом возрасте довольно остро встает проблема реализации процесса общения, так как это является актуальной потребностью для ребенка, новообразование данного возраста является возникновение у подростка чувства взрослости, интерпретируется данная особенность у подростка, как быть самостоятельным, независимым, по сути, взрослым, хотя в эмоциональном плане, подростку как никогда необходимы понимание и поддержка, вера в собственную идивидуальность и неповторимость помогают ребенку в подростковом возрасте перебороть возрастной кризис и
собственную личностную неуверенность. Изучение проблемы общения в подростковом возрасте в отечественной психологии занимались ученые, внесшие колоссальный вклад в психологию, В.И. Абраменко, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Б. Ганушкина, Н.А. Рождественская, Л.Н. Собчик, В.Г. Степанов, В.А. Сухомлинский, Т.Л. Шмишек, Э. Шпрангер.
Подростковый возраст является кризисным периодом ребенка, где происходит становление психологических механизмов личности: кризис идентичности (как правило, это склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (как правило, это следствие Эдипова комплекса, так называемый протест против отца), сексуальный кризис (как правило, это смена эрогенных зон с оральной на генитальную), здесь имеют место страх ролей и гормональный диссонанс, где образуется эмоционально - социальный психологический стресс. По степени взросления личности, изменяется и характер, где некоторые свойства остаются достаточно выраженными и с возрастом компенсируются жизненным опытом, что позволяет сделать вывод о том, что это феномен «преходящих подростковых акцентуаций», именно данные механизмы влияют на формирование реализации процесса общения в этом подростковом периоде.
Подростковый возраст охватывает период от 12 - до 15 - 16 лет, кроме физических изменений, перемен в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез, также усложняются и психологические процессы. По мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст - это совокупность условий, в высшей степени предрасполагающий к воздействию различных психологических факторов (семейных и социальных проблем) [3]. Л.С. Выготский и Л.И. Божович подходили к подростковому периоду, как к историческому образованию. По их мнению, особенности протекания и продолжительность подросткового возраста изменяются в зависимости от уровня развития общества [2].
В подростковом возрасте особенности характера часто влияют на процесс формирования общения, подростки зачастую прямолинейны, агрессивны в своих просьбах и игнорируют мнение собеседника, так как в этом и проявляется их независимое положение в обществе, такие проявления при стрессовых и кризисных ситуацияхмогут перерасти в неблагоприятные социальные условия (психогенные факторы), часто дезориентирующие тонкую натуру подростка, нарушая механизмы адаптации, трудоспособность и личностный баланс, что приводит к патогенным процессам, в том случае и к дивиантному поведению.
Усиливается потребность в социальной, пространственной и пространственной автономии, у подростков кардинально меняется представление о социуме, семье, понятиях « уединение», и « одиночество», впервые за период жизни свойственно личностная изоляция и как никогда эмоциональное тепло, ласка и любовь, имеет огромную важность для подростка то, насколько взрослый может эмоционально поддержать и помочь ребенку в том, или ином случае. Чувство одиночества в подростковом возрасте, связано с возрастными трудностями и психологическим
становлением личности, тем самым порождая потребность в общении со сверстниками и заинтересованность своей социальной значимостью и роли в группе (классе)[1].
Для данного кризисного периода жизни характерно возникновение различных форм нарушения поведения, которые во - многом зависят от акцентуаций характера, в данном случае характер рассматривается, как сочетание психологических особенностей человека, определяющие его способы поведения в тех, или иных ситуациях, акцентуация же понимается, как выделение свойства среди других многочисленных свойств и его особенное развитие, формирующие личностную индивидуальность. собственную личностную неуверенность.
Процесс созревания и развития личности влияет на процесс формирования и развитие речи, затруднения в большей степени испытывают мальчики, их речь становится стереотипной и лаконичной, такие трудности возникают и в письменной речи. Девочки лучше выражают свои мысли в письменной речи, чем мальчики, что связано с более быстрым развитием в подростковом возрасте.
Изменениям в подростковом возрасте подвергаются все личностные характеристики, расширяется объем деятельности, меняется характер осознанной деятельности и формируются нравственные представления согласно стилей поведения и личностных установок, приобретение своей нерушимой позиции.
При помощи активного развития мышления и становления коммуникативных способностей подросток способен впервые
систематизировать и постигать мир общественного сознания, где происходит поэтапное и постепенное упорядочение информации, и как следствие полная социальная адаптация - главный фактор полноценного и гармоничного развития личности.
Спецификой социальной ситуации развития подростка являются разногласия, которые являются движущей силой к развитию личности, таким образом, следует понимать, что полноценное развитие коммуникативных свойств в подростковом возрасте помогает ребенку правильно коммуницировать и в дальнейшем, учитывая все особенности личности создается правильный механизм развития и усвоения речи, ребенок обучится грамотной и правильной специфике общения.
Акцентуация - выделение, какого либо свойства или признака среди других, его особенное развитие. Данные особенности характера влияют на формирование процесса общения, с учетом специфики каждого вида акцентуации.
В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуаций характера:
1. Явная акцентуация - наличие постоянных черт определенного типа характера;
2. Скрытая акцентуация - относится к обычным вариантам нормы,
черты определенного типа характера могут быть скрыты, либо слабо выражены;
А.Е. Личко выделил 11 следующих типов акцентуаций характера личности:
1. Гипертимный тип: в подростковом возрасте проявляется, как эмоциональное состояние положительное, приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. С таким видом акцентуаций подростки плохо подчиняются дисциплине и порядку, легко переступают грань между дозволенным и запретным.
2. Циклоидный тип: в подростковом возрасте возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, наблюдается повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых наблюдается повышенная активность.
3. Лабильный тип: в подростковом возрасте характеризуется крайней изменчивостью настроения, где самые незначительные события привычной жизни оказывают на психику подростка влияние и способны влиять на эмоциональное состояние, работоспособность и отношение к другим людям.
4. Астено - невротический тип: в подростковом возрасте характеризуются, появлением первых признаков невропатии: капризность, страхи, болезненность, заикание и энурез, главными признаками являются: астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и всякого вида напряжения, полная фиксация на своем состоянии здоровья.
5. Сензетивный тип: в подростковом возрасте характеризуется, повышенной впечатлительностью и чувством неполноценности, что выражается в различных страхах (темноты, животных, одиночества), избегания компании других детей, проявление робости и скованности, боязнь каких - либо нововведений в игре, либо различных видов испытаний.
6. Психостенический тип: в подростковом возрасте характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, такие дети затрудняются принять окончательное решение, свойственно тщательное обдумывание своего поведения.
7. Шизоидный тип: в подростковом возрасте характеризуется замкнутостью, отгороженностью, духовным одиночеством и холодностью, испытывают своеобразие и необычность к увлечениям и занятиям.
8. Эпилептоидный тип: в подростковом возрасте характеризуются склонностью к возникновению периодов злобно- тоскливого настроения, с данным настроением могут быть связаны напряженность аффекта, агрессивность, тревожность. В данный период все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а удовлетворение таких влечений протекает тяжело и сопровождается многочисленными возрастными конфликтами.
9. Истероидный тип: в подростковом возрасте характеризуется личностным эгоизмом, чувствительны к реакциям других людей, легко адаптированы к новым социальным условиям, очень большое значение
играет внимание других людей на их собственную персону, и не переносят равнодушия со стороны других людей.
10. Неустойчивый тип: в подростковом возрасте характеризуется слабовольным характером, внушаемостью, легко поддаются чужому влиянию, зависимые и безвольные, не имеют собственных положительных целей и поступки определяются случайными внешними обстоятельствами.
11. Конформный тип: в подростковом возрасте характеризуется постоянной, устойчивой и обязательной ориентацией на нормы и ценности ближайшего окружения. Такие дети полностью подчиняются давлению среды, как правило, не имеют собственных интересов, с трудом идут на изменения и приспосабливаются к новому, отрицательно относятся к переменам в жизни.
Процесс и развитие выражения межличностных отношений включает в себя ряд последовательных стадий:
1. Стадия сближения;
2. Стадия близости;
3. Стадия дифференциации;
4. Стадия отдаления;
5. Стадия распада отношений;
Стадия сближения основывается на поиске и выборе собеседника, где одним из подходов является анализ процесса не самого общения, а больше собеседника, так называемая теория «фильтров», заключающиеся в выборе собеседника по чисто внешним признакам. В форме данных фильтров может выступать различные факторы межличностной аттракции.
Стадия близости предполагает собой становление собранной пары, участвующая в беседе, формирование чувства «Мы», разграничение собственных представлений и представлений собеседника, но при этом умение поддержать разговор. В данной стадии отношения достигают качественного уровня доверительных отношений, где каждый узнает личные особенности друг друга, формируется дружба.
Стадия дифференциации характеризуется стремлением противостоять слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои собственные интересы, несовпадающие с интересами собеседника.
В подростковом возрасте это проявляется в переоценке себя, как члена группы и своей роли, здесь наблюдается не соотношение значимой роли в обществе и своей автономности.
Стадия отдаления характеризуется прекращением, либо распадом дружеских отношений, и как правило прекращением общения, здесь общение становится единицей обмена информацией, но не как способом построения контактов.
Главной целью данной стадии является проведение границ между «Я» и «Ты», стремление освободится от излишних коммуникативных связей и приобрести автономию. Качество отношений приобретает характер самостоятельного функционирования в группе (я в группе, но не с ней), осуществляется переход на более поверхностный уровень само осознанности
себя, как личности и самостоятельной единицей в обществе. Крайней степенью отдаления являются избегание всяческих контактов и чувство полной обособленности.
Таким образом, было осуществлено исследование, на выявление у испытуемых типа личности и преобладающей у них акцентуации характера.
В данном эмпирическом исследовании были проанализированы основные проявления осуществления процесса общения, с учетом эмоциональных и поведенческих личностных особенностей, согласно акцентуации характера. Также главных психологических особенностей в осуществлении процесса общения. В исследовании приняли участие 60 испытуемых, согласно методике Г. Шмишека на определение типа акцентуаций характера данная выборка была разделена на 8 групп: в первую группу вошли испытуемые с демонстративным типом (9 человек), во вторую группу вошли испытуемые с гипертимным типом акцентуации (9 человек), в третью группу вошли испытуемые с циклоидным типом акцентуации (9 человек), в четвертую вошли испытуемые с лабильным типом акцентуации (8 человек), в пятую группу вошли испытуемые с астеневратическим типом акцентуаций (8 человек), в шестую группу вошли испытуемые с синзетивным типом акцентуации (8 человек), в седьмую группу вошли испытуемые с психоневратическим типом акцентуации (5 человек). В восьмую группу вошли 4 типа акцентуаций по одному человеку: с шизоидной, эпилептоидной, неустойчивой конформной акцентуацией характера.
Согласно проведенной еще одной методики на выявление эмоциональных и поведенческих личностных особенностей Т. Лири, были выделены следующие типы личности: агрессивный, авторитарный, подозрительный, эгоистичный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.
Частота проявлений различных акцентуаций характера в каждом из типов показана на рис.1 и 2.
Рис.1.
Особенности проявления демонстративной, гипертимной и циклоидной акцентуации характера в каждой из типов личности.
Из рис.1 видно, что демонстративная акцентуация характера ярко выражена у личностей с агрессивным типом (9,1), циклоидная акцентуация характера ярко выражена у испытуемых с авторитарным типом (9,5), подозрительным типом (8,8), альтруистическим типом (9,1), гипертимная акцентуация характера ярко выражена у испытуемых с эгоистичным типом (9,2), зависимым типом (9,4), дружелюбным типом ( 9,8).
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
^ ^
•>К Л Л •'к •'к -»к
^ ^ Л^
У лл*
У
^ ^ **
I Лабильный тип
Астеноневратич еский тип Сензетивный тип
Психостеническ ий тип
Рис.2.
Особенности проявления лабильной, астеноневратической,
сензетивной и психостенической акцентуации характера в каждой из типов личности.
Из рис.2 следует, что, лабильный тип акцентуации ярко проявляется у испытуемых с эгоистичным типом (9), подчиняемым типом (9,5), астеневратическая акцентуация ярко проявляется у испытуемых с дружелюбным типом (9,3), и альтруистическим типом (9,7), сензетивная акцентуация ярко проявляется у испытуемых с агрессивным типом (9,1), авторитарным типом (9,6), подозрительным типом (8,6), эгоистичным типом (8,1), зависимым типом (9,6) и дружелюбным типом (8,85), психостеническая акцентуация проявляется у испытуемых с подчиняемым типом (9,1), альтруистическим типом ( 8,3).
Выводы. Подростковый возраст является одним из важнейших возрастных этапов, где происходит формирование процессов общения и построение межличностных контактов, необходимых для реализации базовой потребности данного возраста. Влияющими механизмами на формирование процесса общения является то или иное преобладание одной из видов акцентуации характера, что может свидетельствовать об различных манерах общения и способностях формирования межличностных отношений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобладание личностных особенностей таких как: полная направленность на общественное признание, социальная адаптация, легкая приспособляемость к изменениям социальной ситуации и высокая трудоспособность характерна для таких акцентуаций характера как: демонстративный, гипертимный и лабильный тип и проявляется зачастую у агрессивных, авторитарных и эгоистичных типах личности, в то же время как такие личностные особенности как: боязнь, неуверенность в себе, трудности в адаптации при смене социальной ситуации и низкой способности к взаимодействию с другими характерны таким типам акцентуаций характера как: сензетивный, циклоидный и невростенический тип и преобладают данные черты зачастую у подчиненных, зависимых и дружелюбных типах личности.
С учетом таких индивидуальных особенностях личности при построении процесса общения, необходимо правильно взаимодействовать с человеком, а в подростковом возрасте необходимо максимально создать благоприятные социальные условия для реализации процесса общения подростка, не создавая эмоционального угнетения и психологического напряжения которое неблагоприятно сказывается в дальнейшем на развитии психологических механизмов ребенка, в том числе и механизмов построения коммуникативных связей при формировании процесса общения.
Использованные источники:
1. Асмолова А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.- 104с
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 352с.
3. Выготский Л.С. Педалогия подростка.// Собрание сочинений : В 6т. М.:1984.Т.4-С.5-243.
4. Елисеев О.Ю. Психологический практикум личности.-СПб,:Питер,2010.с.57-59.
5. Иваненко В.А.: Основы психологии. Курс лекций.- СПб,: Питер,2011.С.44-46.
6. Ильин Е.Ю.: Психология Индивидуальных различий. - Спб,: Питер,2010.с.76-86.
7. Кулагина И.Ю.: Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М.:Сфера,2011.с.144-149.
8. Хаментаускас Т.Т.: Психология ребенка: Учебн. Пособие/ Т. Т. Хаментаускас.: М: Наука, 1990.- С. 120.
9. Шилов И.Ю. Фамилистика, Изд- во «Петрополис», Питер.: 2000.- С. 142.
10. Юстицкий В.В Психологические особенности личности: Учебн. Пособие/В. В. Юстицкий.: М: Психолог, 2002.- С 346- 359.