Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1007
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панфилова Валентина Борисовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений подростков с разными акцентуациями характера. На основе полученных данных показано, что наличие акцентуаций характера служит фактором, определяющим особенности восприятия подростком группы сверстников, позицию подростка в межличностном общении, а также обусловливающим затруднения в реализации межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT CHARACTER ACCENTUATIONS

The article presents the results of an empirical study aimed at studying the characteristics of interpersonal relationships among adolescents with different character accentuations. Based on the data obtained, it was shown that the presence of character accentuations is a factor that determines the characteristics of a teenager's perception of a peer group, a teenager's position in interpersonal communication, and also causes difficulties in the implementation of interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА»

Особенности межличностных отношений у подростков с разными акцентуациями

характера

ЕеаШгев оГ ^егре^опа1 геЫНопзЫрв in а^^ее^ with ШГГегеп! сИагас1ег ассеиПкПю!^

Панфилова Валентина Борисовна

Магистрант 2 курса Факультет Экстремальная психология Московский государственный психолого-педагогический университет

Россия, г. Москва Е^аИ: tеrmоtеst2@mаil.ru

V.B. Ран/Нога

Mаstеr 's Studеnt 2 tеrm Fаculty оf Еxtrеmе Psychоlоgy Mоscоw Stаtе Un^^ty оf Psyc^hgy аnd Еducаtiоn

Russiа, Mоscоw Е^аИ: tеrmоtеst2@mаil.ru

Аннотация.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений подростков с разными акцентуациями характера. На основе полученных данных показано, что наличие акцентуаций характера служит фактором, определяющим особенности восприятия подростком группы сверстников, позицию подростка в межличностном общении, а также обусловливающим затруднения в реализации межличностных отношений.

Аnnоtаtiоn.

тае article presents Ше results оf аn empirical study aimed аt studying Ше chаrаctеristics оf ^ефегеош! rеlаtiоnships аmоng аdоlеscеnts with diffеrеnt c^ra^r а^ейш^^. Bаsеd оп ths dаtа оbtаinеd, it wаs shоwn thаt Ше prеsеncе оf chаrаctеr аccеntuаtiоns is а fаctоr thаt dеtеrminеs Ше chаrаctеristics оf а tееnаgеr's регсерйоп оf а pееr grоup, а tееnаgеr's pоsitiоn in intеrpеrsоnаl соттитсайо^ аnd аlsо cаusеs difficultiеs in ths implеmеntаtiоn оf intеrpеrsоnаl геМюш.

Ключевые слова: акцентуации характера, подростковый возраст, межличностные отношения, эмоциональные барьеры.

Key wоrds: character ассеЛиайош, аdоlеscеncе, intеrpеrsоnаl K^^ships, еmоtiоnаl barriers.

Анализ особенностей подросткового возраста является одним из традиционных направлений психологических и педагогических исследований. Подростковый возраст считается наиболее трудным периодом онтогенеза, так как связан с резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития и жизни личности; происходит перестройка организма, меняется социальная ситуация развития, возникают чувство взрослости и потребность в самоутверждении, происходит усложнение внутреннего мира и формирование личностных качеств.

Важные задачи, стоящие перед подростком в этот период, - занять «свое место» в обществе, разрешить проблему взаимоотношений в группе, на основе личностного самоопределения занять активную позицию относительно социокультурных ценностей.

Преимущественное проявление акцентуаций у подростков детерминировано их возрастными особенностями, связанными с глобальными изменениями на всех уровнях организма и психики. Многие исследователи рассматривают акцентуации характера как одну из психологических особенностей личности подростка. Подростковый возраст, сопровождающийся рядом изменений в физиологии, личности, социальных связях взрослеющего ребенка, отличается возрастанием частоты и выраженности проявлений акцентуаций характера. А.Е. Личко [1] говорит о «преходящих подростковых акцентуациях», подчеркивая, что по мере взросления обычно происходит сглаживание заостренных черт характера.

Понятие акцентуации характера впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Его предположение: у 20-50 % людей некоторые черты характера столь заострены, что при определенных обстоятельствах это приводит к однообразным конфликтам и нервным срывам [2].

В настоящее время существует множество 96 понятий акцентуаций характера. В «Кратком словаре системы психологических понятий» К.К. Платонова акцентуации характера рассматриваются как «различные, еще не ставшие патологией особенности характера (скрытая акцентуация), являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям (явная акцентуация) (лат. ассепШ' - ударение)» [3, с. 9].

Л.Д. Столяренко отмечает, что «акцентуация характера - гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими» [4, с. 365].

В своем исследовании мы принимаем за основу определение А.Е. Личко: «акцентуация характера -чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно -психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [1, с. 5] и опираемся на разработанную им классификацию акцентуаций характера: истероидный, психастенический, эпилептоидный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный, шизоидный, неустойчивый, астеноневротический.

Являясь вариантом нормы, большинство акцентуаций характера при определенных условиях могут стать причиной девиантного поведения, аномальной траектории психического и психологического развития подростков, что обусловливает выраженную актуальность изучения взаимосвязь акцентуаций характера и особенностей межличностных отношений у подростков.

Теоретический анализ проблемы позволил заключить, что акцентуации характера во многом обусловливают особенности межличностных отношений подростков со сверстниками (предпочтение большой компании или близких отношений с одним другом; положение в иерархии сверстников - лидер, пренебрегаемый, изгой и др.; стремление к доминированию или подчиненная позиция; проявление дружелюбия или агрессивности, враждебности и др.). Наряду с глубоким и разносторонним изучением акцентуаций характера у подростков и особенностей их взаимоотношений с окружающими, на наш взгляд, существует потребность в получении новых фактов, отражающих особенности проявления у современных подростков акцентуаций характера, оказывающих влияние на межличностные отношения. На это и направлено наше исследование.

Основываясь на позиции А.В. Петровского, Л.А. Карпенко и др., мы рассматриваем «межличностные отношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [5, с. 86].

Субъективно переживаемые взаимосвязи обусловлены системой диспозиций личности - установками, ориентациями, ожиданиями, стереотипами, через которые осуществляются взаимное восприятие и взаимная оценка людьми друг друга. Межличностные отношения опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования психологического климата в коллективе.

С целью изучения особенностей межличностных отношений подростков с разными типами акцентуаций характера проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 84 человека (49 девочек и 35 мальчиков) в возрасте 14-15 лет. Для изучения акцентуаций характера подростков применялся патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов); определение особенностей межличностных отношений подростков осуществлялось с помощью опросника «Оценка

отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов), «Теста межличностных отношений» (Т. Лири), опросник «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко). Исследование опиралось на теоретические разработки В.И. Екимовой [6] и Е.В. Храмова [7].

Анализ результатов эмпирического исследования начнем с данных, полученных при изучении акцентуаций характера у подростков. В соответствии с правилами диагностики типов акцентуаций определено, что у 21,1 % испытуемых не достигнуто минимальное диагностическое число в отношении какого-либо из типов акцентуации, соответственно, акцентуации характера не выражены. У большинства подростков (78,9 %) выявлены акцентуации характера, причем наиболее ярко в исследуемой выборке представлены гипертимный (15,5 %), сенситивный (10,7 %), конформный (10,7 %), эпилептоидный (10,7 %) и лабильный (90,5 %) типы акцентуации характера. Другие акцентуации выражены незначительно.

Обратимся к результатам изучения особенностей межличностных отношений подростков с разными акцентуациями характера.

Как показали результаты, полученные с помощью опросника «Оценка отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов), испытуемые дифференцируются по типу восприятия учебного класса следующим образом: большинство подростков (43,3 %) «индивидуалистически» относятся к группе, то есть воспринимают ее как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально; не-сколько менее выражено «коллективистическое» восприятие группы (40,9 %) - как самостоятельной ценности, причем важны успех каждого ее члена и группы в целом; наименьшее количество подростков (16,4 %) рассматривают группу «прагматически» - с точки зрения ее «полезности» для индивида, то есть оценивают как средство, способствующее достижению индивидуальных целей.

Связь между акцентуациями характера и особенностями отношений подростка с одноклассниками, выявленная с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Результаты выявления корреляции между акцентуациями характера и отношением подростков с

классом

Показатели Г Э АН Н И К Л Ш С П Ц

ИО 0,224 -0,131 0,444 0,203 -0,133 -0,214 0,282 0,451 0,307 0,514 -0,140

ПО -0,142 0,635 0,207 0,401 0,484 0,542 0,117 -0,121 0,216 -0,253 0,134

КО 0,704 -0,442 0,189 -0,524 0,217 0,412 0,486 -0,180 0,688 -0,181 0,137

Обозначения в таблице: Г - гипертимный, Э - эпилептоидный, АН - астено-невротический, Н -неустойчивый, И - истероидный, К - конформный, Л - лабильный, Ш - шизоидный, С - сенситивный, П -психастенический, Ц - циклоидный типы акцентуации характера; ИО - индивидуалистическое отношение к группе, ПО - прагматическое отношение к группе; КО - коллективистическое отношение к группе.

Жирным шрифтом в таблице выделены эмпирические значения, превышающие критические (р < 0,01); что указывает на статистически значимые связи между исследуемыми показателями.

Индивидуалистическое отношение к группе, проявляющееся в нейтральном отношении к одноклассникам или восприятии их как помехи в своей деятельности, связано с астено-невротической, шизоидной, психастенической акцентуациями характера. На это указывают положительные статистически значимые связи между указанными переменными (гэмп > г001).

Прагматическое восприятие, предполагающее оценку коллектива одноклассников с точки зрения «полезности» в достижении собственных индивидуальных целей, свойственно подросткам с истероидной, эпилептоидной, кон-формной и неустойчивой акцентуациями характера, что подтверждается результатами статистической обработки данных (Гэмп > го,о1).

Отношение к группе как самостоятельной ценности, высокая значимость успешности каждого ее члена и группы в целом, что отражает коллективистическое восприятие одноклассников, присуще представителям гипертимной, конформной, лабильной и сенситивной акцентуаций характера (гэмп > г001). Кроме того, выявлены обратные связи между коллективистическим отношением к классу и эпилептоидной и неустойчивой акцентуациями характера.

Для уточнения особенностей отношения к сверстникам подростков без выраженных акцентуаций (21,1 % от общей выборки), эти испытуемые были разделены на три группы в соответствии с результатами, полученными с помощью опросника «Оценка отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов).

Подавляющее большинство подростков, не обнаруживших акцентуаций характера, проявляют к группе одноклассников коллективистическое отношение (70,9 % от общего числа подростков без явных акцентуаций), что выражается в восприятии группы как самостоятельной ценности, заинтересованности как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, ориентации на коллективные формы работы. Индивидуалистическое восприятие группы - как помехи своей деятельности или нейтральное к ней отношение - характерно для 17,4 % школьников, не проявляющих выраженных акцентуаций характера. менее всего для этих подростков (11,7 %) характерно прагматическое отношение к классу - восприятие группы как средства достижения индивидуалистических целей.

Полученные результаты позволяют заключить, что коллективистическое отношение к группе присуще подросткам без выраженных акцентуаций и представителям гипертимной, конформной, лабильной и сенситивной акцентуаций характера. Индивидуалистическое отношение к одноклассникам свойственно подросткам с астено-невротической, шизоидной и психастенической акцентуациями характера. Прагматическое отношение свойственно подросткам с истероидной, эпилептоидной, конформной и неустойчивой акцентуациями характера.

В результате изучения межличностных отношений с помощью опросника Т. Лири определены преобладающие типы отношения подростков к людям на основе двух базовых факторов - «доминирования -подчинения» и «дружелюбия - агрессивности (враждебности)». На рисунке 1 графически представлены средние значения выраженности доминирования/подчинения и дружелюбия/агрессивности у подростков с разными акцентуациями характера. Положительные значения отражают проявления доминирования и дружелюбия, отрицательные - подчинения и агрессивности.

16 12 8 4 0 -4

Ш

НВ

Г

Э

К

Л

С

-12 -16

Доминирование - Подчинение Дружелюбие - Агрессивность

Рисунок 1. Средние значения показателей «доминирование - подчинение» и «дружелюбие - враждебность» у

подростков с разными типами акцен-туаций характера

Обозначения на рисунке 1: Г - гипертимный, Э - эпилептоидный, АН - астено-невротический, Н -неустойчивый, И - истероидный, К - конформный, Л - лабильный, Ш - шизоидный, С - сенситивный, П -психастенический, Ц - циклоидный типы акцентуаций характера; НВ - акцентуации не выявлены.

Как видно из рисунка 1, подросткам с гипертимным, эпилептоидным, истероидным типами акцентуаций присуще выраженное стремление к доминированию, тогда как конформному и психастеническому - к подчинению. Подростки с гипертимной, конформной, сенситивной, лабильной акцентуациями характера склонны проявлять дружелюбие во взаимодействии с окружающими, а подростки с эпилептоидной и неустойчивой акцентуациями - агрессивность и враждебность.

В таблице 2 представлены данные, отражающие связи между акцентуациями и выраженностью указанных переменных, характеризующих особенности межличностных отношений подростков.

Таблица 2. Результаты выявления корреляции между акцентуациями характера и позициями подростков в

межличностных отношениях

Показатели Г Э АН Н И К Л Ш С П Ц

Доминирование 0,642 0,704 0,115 0,201 0,582 0,424 0,215 0,195 0,198 0,459 0,058

Дружелюбие 0,791 0,412 0,129 0,384 0,391 0,402 0,360 0,204 0,514 0,362 0,340

Жирным шрифтом в таблице выделены эмпирические значения, превышающие критические (р < 0,01), что указывает на статистически значимые связи между исследуемыми показателями.

Как показал количественный анализ данных, осуществленный с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, подростки с гипертимной и истероидной акцентуациями характера склонны к доминированию, авторитарности в отношениях с окружающими. Вместе с тем, им свойственны дружелюбие, стремление содействовать достижению целей группы, эмоциональная лабильность.

Эпилептоидные подростки также проявляют стремление к доминантной позиции, сопровождающейся вспышками враждебности и агрессии, причем возможна не только вербальная, но и невербальная агрессия,

вплоть до асоциального и разрушающего поведения. Они требовательны к окружающим, прямолинейны, ироничны и насмешливы.

Испытуемые с акцентуацией неустойчивого типа склонны к проявлению враждебности и агрессивности по отношению к другим. Им свойственно во всем обвинять окружающих, насмешливы, раздражительны.

Конформная акцентуация характера коррелирует с проявлениями подчинения и дружелюбием в отношениях с окружающими. Они уступчивы, склонны к самообвинениям, стремятся найти опору в более сильном человеке и в группе, к которой принадлежат. Ориентированы на социальное принятие и одобрение, пытаются заслужить одобрение любым путем, зачастую без учета ситуации, стремятся удовлетворить требования окружающих, даже в ущерб себе.

Подростки лабильного, сенситивного и циклоидного типов склонны проявлять в отношениях с людьми дружелюбие, ориентированы на сотрудничество, компромисс, согласие в поступках с мнением окружающих. Стремятся заслужить признание, быть принятыми группой, помогая другим и соблюдая принятые правила и нормы поведения.

У испытуемых с астено-невротической и шизоидной акцентуациями характера статистически значимых связей между характерологическими особенностями и изучаемыми позициями в межличностных отношениях не выявлено.

В группе подростков с невыраженными акцентуациями характера не выявлены какие-либо явные тенденции, характеризующие их как доминантных или подчиненных, дружелюбных или враждебных, агрессивных. Среди них есть и те, которые склонны проявлять уступчивость, послушание, робость, и довольно энергичные, полагающиеся на собственное мнение в принятии решений. Подростки без выраженных акцентуаций проявляют как дружелюбие и ориентацию на социальное одобрение, так и требовательность, прямолинейность в отношениях с людьми.

Изучение эмоциональных барьеров в межличностном общении с помощью опросника В.В. Бойко позволило выявить наиболее распространенные типы эмоциональных помех в общении и уровень эмоциональной эффективности в общении подростков с разными акцентуациями характера.

В наибольшей степени эмоции мешают установлению контактов с окружающими подросткам, проявляющим эпилептоидный, неустойчивый, шизоидный и психастенический типы акцентуаций характера. Подростки с сенситивным типом акцентуаций и не имеющие выраженных акцентуаций характера не испытывают существенных затруднений в общении, связанных с эмоциональными барьерами.

У эпилептоидных подростков доминируют негативные эмоции и имеются затруднения в управлении ими. Испытуемые с неустойчивым типом не желают эмоционально сближаться с людьми, неадекватно проявляют эмоции и испытывают преимущественно негативные эмоции. У подростков с психастенической акцентуацией наиболее выражены такие барьеры общения как нежелание эмоционально сближаться с людьми и негибкость, невыразительность эмоций. Подростки с шизоидной акцентуацией испытывают трудности в общении, связанные такими барьерами как неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость эмоций и нежелание эмоционально сближаться с окружающими.

Несколько осложнено взаимодействие с окружающими подростков с астено-невротической, истероидной, конформной, лабильной и циклоидной акцентуациями характера. В наибольшей мере это обусловлено неумением управлять своими эмоциями, проявлять их в соответствии с актуальной ситуацией, недостаточной гибкостью и выразительностью эмоций.

Незначительные эмоциональные проблемы в общении могут испытывать гипертимные подростки, что обусловлено в первую очередь неадекватным проявлением эмоций.

Количественный анализ полученных данных, осуществленный с помощью и-критерия Манна-Уитни, позволил выявить различия в проявлении эмоциональных барьеров в межличностном общении акцентуированных подростков. Полученные результаты сравнивались попарно у подростков с разными акцентуациями характера и подростками, у которых выраженные акцентуации не выявлены.

Статистически значимые различия в проявлении эмоциональных барьеров выявлены между подростками, не имеющими выраженных акцентуаций характера, и проявляющими эпилептоидную (иэмп = 11,5; иэмп < и0,и), неустой-чивую (иэмп = 9,0; Иэмп < Щм), шизоидную (иэмп = 8,5; Иэмп < и0,и) и психастеническую (Иэмп = 10; иэмп < и0,05) акцентуации характера.

Подростки, у которых не выявлены акцентуации характера, значительно реже испытывают трудности в общении, установлении и поддержании контактов с окружающими, обусловленные эмоциональными барьерами, чем подростки с эпилептоидной, неустойчивой, шизоидной и психастенической акцентуациями характера.

Итак, результаты эмпирического исследования позволяют заключить, что межличностным отношениям подростков с разными акцентуациями характера присущ ряд особенностей.

Подростки с акцентуациями характера менее эффективны в общении, чем не имеющие явных акцентуаций, что выражается в проявлении эмоциональных барьеров - неадекватном проявлении эмоций, эмоциональной ригидности, доминировании негативных эмоций. В наименьшей степени указанные барьеры свойственны подросткам без выраженных акцентуаций, а также тем, у которых выявлены сенситивная, гипертимная и конформная акцентуации характера.

Затруднения в общении, обусловленные эмоциональными помехами, в большей степени свойственны подросткам с эпилептоидной, неустойчивой, шизоидной и психастенической акцентуациями характера. Это обусловлено доминированием негативных эмоций, затруднениями в управлении ими, негибкостью, невыразительностью эмоций. Наиболее эффективны в общении подростки с сенситивным типом акцентуаций и не имеющие выраженных акцентуаций характера.

Проявления акцентуаций характера связаны с особенностями отношений подростка с одноклассниками. Подростки с гипертимной, конформной, лабильной и сенситивной акцентуациями воспринимают группу одноклассников как самостоятельную ценность (коллективистическое отношение). Такое отношение к классу не свойственно школьникам с эпилептоидной и неустойчивой акцентуациями характера. Для представителей истероидной, эпилептоидной, конформной и неустойчивой акцентуаций характера коллектив выступает как средство достижения личных целей (прагматическое отношение). Подростки с астено-невротической, шизоидной и психастенической акцентуациями характера воспринимают группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально (индивидуалистическое отношение к одноклассникам). Подчеркнем, что подавляющее большинство подростков без выраженных акцентуаций характера (70,9 %) проявляют к группе одноклассников коллективистическое отношение.

Акцентуации характера определяют тип отношения подростка к людям: представители гипертимной и истероидной акцентуаций склонны к доминированию, авторитарности и, одновременно, стремятся к взаимодействию с окружающими; подростки с истероидной, эпилептоидной акцентуациями в большей мере ориентированы на доминанатную позицию, а с конформной и астено-невротической - на подчиненную; подростки лабильного, сенситивного и циклоидного типов дружелюбны, а эпилептоидные и неустойчивые -нередко агрессивны и враждебны.

У испытуемых с астено-невротической и шизоидной акцентуациями характера, а также с невыраженными акцентуациями характера статистически значимых связей между характерологическими особенностями и изучаемыми позициями в межличностных отношениях не выявлено. Они проявляют как

дружелюбие и ориентацию на социальное одобрение, так и требовательность, прямолинейность в отношениях с людьми, что зависит, по-видимому, не от акцентуаций, а от других личностных особенностей.

В целом следует отметить, что наличие акцентуаций характера служит фактором, обусловливающим затруднения в реализации межличностных отношений подростков, то есть акцентуированные подростки испытывают большие трудности в общении со сверстниками, по сравнению с подростками, не проявляющими выраженных акцентуаций характера.

Список используемой литературы:

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации в подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев: Логос, 2011. - 439 с.

3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 672 с.

5. Социальная психология / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

6. Екимова В.И. Подростковый возраст - все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / В.И. Екимова, А.Г. Демидова. - М.: Аркти, 2008. - 70 с.

7. Храмов Е.В. Концептуально-конструктная и эмпирическая валидизация опросника структуры темперамента (ОСТА) / Е.В. Храмов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1992. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.