Особенности межличностных отношений у подростков с разными акцентуациями
характера
ЕеаШгев оГ ^егре^опа1 геЫНопзЫрв in а^^ее^ with ШГГегеп! сИагас1ег ассеиПкПю!^
Панфилова Валентина Борисовна
Магистрант 2 курса Факультет Экстремальная психология Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия, г. Москва Е^аИ: tеrmоtеst2@mаil.ru
V.B. Ран/Нога
Mаstеr 's Studеnt 2 tеrm Fаculty оf Еxtrеmе Psychоlоgy Mоscоw Stаtе Un^^ty оf Psyc^hgy аnd Еducаtiоn
Russiа, Mоscоw Е^аИ: tеrmоtеst2@mаil.ru
Аннотация.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений подростков с разными акцентуациями характера. На основе полученных данных показано, что наличие акцентуаций характера служит фактором, определяющим особенности восприятия подростком группы сверстников, позицию подростка в межличностном общении, а также обусловливающим затруднения в реализации межличностных отношений.
Аnnоtаtiоn.
тае article presents Ше results оf аn empirical study aimed аt studying Ше chаrаctеristics оf ^ефегеош! rеlаtiоnships аmоng аdоlеscеnts with diffеrеnt c^ra^r а^ейш^^. Bаsеd оп ths dаtа оbtаinеd, it wаs shоwn thаt Ше prеsеncе оf chаrаctеr аccеntuаtiоns is а fаctоr thаt dеtеrminеs Ше chаrаctеristics оf а tееnаgеr's регсерйоп оf а pееr grоup, а tееnаgеr's pоsitiоn in intеrpеrsоnаl соттитсайо^ аnd аlsо cаusеs difficultiеs in ths implеmеntаtiоn оf intеrpеrsоnаl геМюш.
Ключевые слова: акцентуации характера, подростковый возраст, межличностные отношения, эмоциональные барьеры.
Key wоrds: character ассеЛиайош, аdоlеscеncе, intеrpеrsоnаl K^^ships, еmоtiоnаl barriers.
Анализ особенностей подросткового возраста является одним из традиционных направлений психологических и педагогических исследований. Подростковый возраст считается наиболее трудным периодом онтогенеза, так как связан с резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития и жизни личности; происходит перестройка организма, меняется социальная ситуация развития, возникают чувство взрослости и потребность в самоутверждении, происходит усложнение внутреннего мира и формирование личностных качеств.
Важные задачи, стоящие перед подростком в этот период, - занять «свое место» в обществе, разрешить проблему взаимоотношений в группе, на основе личностного самоопределения занять активную позицию относительно социокультурных ценностей.
Преимущественное проявление акцентуаций у подростков детерминировано их возрастными особенностями, связанными с глобальными изменениями на всех уровнях организма и психики. Многие исследователи рассматривают акцентуации характера как одну из психологических особенностей личности подростка. Подростковый возраст, сопровождающийся рядом изменений в физиологии, личности, социальных связях взрослеющего ребенка, отличается возрастанием частоты и выраженности проявлений акцентуаций характера. А.Е. Личко [1] говорит о «преходящих подростковых акцентуациях», подчеркивая, что по мере взросления обычно происходит сглаживание заостренных черт характера.
Понятие акцентуации характера впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Его предположение: у 20-50 % людей некоторые черты характера столь заострены, что при определенных обстоятельствах это приводит к однообразным конфликтам и нервным срывам [2].
В настоящее время существует множество 96 понятий акцентуаций характера. В «Кратком словаре системы психологических понятий» К.К. Платонова акцентуации характера рассматриваются как «различные, еще не ставшие патологией особенности характера (скрытая акцентуация), являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям (явная акцентуация) (лат. ассепШ' - ударение)» [3, с. 9].
Л.Д. Столяренко отмечает, что «акцентуация характера - гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими» [4, с. 365].
В своем исследовании мы принимаем за основу определение А.Е. Личко: «акцентуация характера -чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно -психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [1, с. 5] и опираемся на разработанную им классификацию акцентуаций характера: истероидный, психастенический, эпилептоидный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный, шизоидный, неустойчивый, астеноневротический.
Являясь вариантом нормы, большинство акцентуаций характера при определенных условиях могут стать причиной девиантного поведения, аномальной траектории психического и психологического развития подростков, что обусловливает выраженную актуальность изучения взаимосвязь акцентуаций характера и особенностей межличностных отношений у подростков.
Теоретический анализ проблемы позволил заключить, что акцентуации характера во многом обусловливают особенности межличностных отношений подростков со сверстниками (предпочтение большой компании или близких отношений с одним другом; положение в иерархии сверстников - лидер, пренебрегаемый, изгой и др.; стремление к доминированию или подчиненная позиция; проявление дружелюбия или агрессивности, враждебности и др.). Наряду с глубоким и разносторонним изучением акцентуаций характера у подростков и особенностей их взаимоотношений с окружающими, на наш взгляд, существует потребность в получении новых фактов, отражающих особенности проявления у современных подростков акцентуаций характера, оказывающих влияние на межличностные отношения. На это и направлено наше исследование.
Основываясь на позиции А.В. Петровского, Л.А. Карпенко и др., мы рассматриваем «межличностные отношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [5, с. 86].
Субъективно переживаемые взаимосвязи обусловлены системой диспозиций личности - установками, ориентациями, ожиданиями, стереотипами, через которые осуществляются взаимное восприятие и взаимная оценка людьми друг друга. Межличностные отношения опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования психологического климата в коллективе.
С целью изучения особенностей межличностных отношений подростков с разными типами акцентуаций характера проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 84 человека (49 девочек и 35 мальчиков) в возрасте 14-15 лет. Для изучения акцентуаций характера подростков применялся патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов); определение особенностей межличностных отношений подростков осуществлялось с помощью опросника «Оценка
отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов), «Теста межличностных отношений» (Т. Лири), опросник «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко). Исследование опиралось на теоретические разработки В.И. Екимовой [6] и Е.В. Храмова [7].
Анализ результатов эмпирического исследования начнем с данных, полученных при изучении акцентуаций характера у подростков. В соответствии с правилами диагностики типов акцентуаций определено, что у 21,1 % испытуемых не достигнуто минимальное диагностическое число в отношении какого-либо из типов акцентуации, соответственно, акцентуации характера не выражены. У большинства подростков (78,9 %) выявлены акцентуации характера, причем наиболее ярко в исследуемой выборке представлены гипертимный (15,5 %), сенситивный (10,7 %), конформный (10,7 %), эпилептоидный (10,7 %) и лабильный (90,5 %) типы акцентуации характера. Другие акцентуации выражены незначительно.
Обратимся к результатам изучения особенностей межличностных отношений подростков с разными акцентуациями характера.
Как показали результаты, полученные с помощью опросника «Оценка отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов), испытуемые дифференцируются по типу восприятия учебного класса следующим образом: большинство подростков (43,3 %) «индивидуалистически» относятся к группе, то есть воспринимают ее как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально; не-сколько менее выражено «коллективистическое» восприятие группы (40,9 %) - как самостоятельной ценности, причем важны успех каждого ее члена и группы в целом; наименьшее количество подростков (16,4 %) рассматривают группу «прагматически» - с точки зрения ее «полезности» для индивида, то есть оценивают как средство, способствующее достижению индивидуальных целей.
Связь между акцентуациями характера и особенностями отношений подростка с одноклассниками, выявленная с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Результаты выявления корреляции между акцентуациями характера и отношением подростков с
классом
Показатели Г Э АН Н И К Л Ш С П Ц
ИО 0,224 -0,131 0,444 0,203 -0,133 -0,214 0,282 0,451 0,307 0,514 -0,140
ПО -0,142 0,635 0,207 0,401 0,484 0,542 0,117 -0,121 0,216 -0,253 0,134
КО 0,704 -0,442 0,189 -0,524 0,217 0,412 0,486 -0,180 0,688 -0,181 0,137
Обозначения в таблице: Г - гипертимный, Э - эпилептоидный, АН - астено-невротический, Н -неустойчивый, И - истероидный, К - конформный, Л - лабильный, Ш - шизоидный, С - сенситивный, П -психастенический, Ц - циклоидный типы акцентуации характера; ИО - индивидуалистическое отношение к группе, ПО - прагматическое отношение к группе; КО - коллективистическое отношение к группе.
Жирным шрифтом в таблице выделены эмпирические значения, превышающие критические (р < 0,01); что указывает на статистически значимые связи между исследуемыми показателями.
Индивидуалистическое отношение к группе, проявляющееся в нейтральном отношении к одноклассникам или восприятии их как помехи в своей деятельности, связано с астено-невротической, шизоидной, психастенической акцентуациями характера. На это указывают положительные статистически значимые связи между указанными переменными (гэмп > г001).
Прагматическое восприятие, предполагающее оценку коллектива одноклассников с точки зрения «полезности» в достижении собственных индивидуальных целей, свойственно подросткам с истероидной, эпилептоидной, кон-формной и неустойчивой акцентуациями характера, что подтверждается результатами статистической обработки данных (Гэмп > го,о1).
Отношение к группе как самостоятельной ценности, высокая значимость успешности каждого ее члена и группы в целом, что отражает коллективистическое восприятие одноклассников, присуще представителям гипертимной, конформной, лабильной и сенситивной акцентуаций характера (гэмп > г001). Кроме того, выявлены обратные связи между коллективистическим отношением к классу и эпилептоидной и неустойчивой акцентуациями характера.
Для уточнения особенностей отношения к сверстникам подростков без выраженных акцентуаций (21,1 % от общей выборки), эти испытуемые были разделены на три группы в соответствии с результатами, полученными с помощью опросника «Оценка отношений подростка с классом» (Е.И. Рогов).
Подавляющее большинство подростков, не обнаруживших акцентуаций характера, проявляют к группе одноклассников коллективистическое отношение (70,9 % от общего числа подростков без явных акцентуаций), что выражается в восприятии группы как самостоятельной ценности, заинтересованности как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, ориентации на коллективные формы работы. Индивидуалистическое восприятие группы - как помехи своей деятельности или нейтральное к ней отношение - характерно для 17,4 % школьников, не проявляющих выраженных акцентуаций характера. менее всего для этих подростков (11,7 %) характерно прагматическое отношение к классу - восприятие группы как средства достижения индивидуалистических целей.
Полученные результаты позволяют заключить, что коллективистическое отношение к группе присуще подросткам без выраженных акцентуаций и представителям гипертимной, конформной, лабильной и сенситивной акцентуаций характера. Индивидуалистическое отношение к одноклассникам свойственно подросткам с астено-невротической, шизоидной и психастенической акцентуациями характера. Прагматическое отношение свойственно подросткам с истероидной, эпилептоидной, конформной и неустойчивой акцентуациями характера.
В результате изучения межличностных отношений с помощью опросника Т. Лири определены преобладающие типы отношения подростков к людям на основе двух базовых факторов - «доминирования -подчинения» и «дружелюбия - агрессивности (враждебности)». На рисунке 1 графически представлены средние значения выраженности доминирования/подчинения и дружелюбия/агрессивности у подростков с разными акцентуациями характера. Положительные значения отражают проявления доминирования и дружелюбия, отрицательные - подчинения и агрессивности.
16 12 8 4 0 -4
Ш
НВ
Г
Э
К
Л
С
-12 -16
Доминирование - Подчинение Дружелюбие - Агрессивность
Рисунок 1. Средние значения показателей «доминирование - подчинение» и «дружелюбие - враждебность» у
подростков с разными типами акцен-туаций характера
Обозначения на рисунке 1: Г - гипертимный, Э - эпилептоидный, АН - астено-невротический, Н -неустойчивый, И - истероидный, К - конформный, Л - лабильный, Ш - шизоидный, С - сенситивный, П -психастенический, Ц - циклоидный типы акцентуаций характера; НВ - акцентуации не выявлены.
Как видно из рисунка 1, подросткам с гипертимным, эпилептоидным, истероидным типами акцентуаций присуще выраженное стремление к доминированию, тогда как конформному и психастеническому - к подчинению. Подростки с гипертимной, конформной, сенситивной, лабильной акцентуациями характера склонны проявлять дружелюбие во взаимодействии с окружающими, а подростки с эпилептоидной и неустойчивой акцентуациями - агрессивность и враждебность.
В таблице 2 представлены данные, отражающие связи между акцентуациями и выраженностью указанных переменных, характеризующих особенности межличностных отношений подростков.
Таблица 2. Результаты выявления корреляции между акцентуациями характера и позициями подростков в
межличностных отношениях
Показатели Г Э АН Н И К Л Ш С П Ц
Доминирование 0,642 0,704 0,115 0,201 0,582 0,424 0,215 0,195 0,198 0,459 0,058
Дружелюбие 0,791 0,412 0,129 0,384 0,391 0,402 0,360 0,204 0,514 0,362 0,340
Жирным шрифтом в таблице выделены эмпирические значения, превышающие критические (р < 0,01), что указывает на статистически значимые связи между исследуемыми показателями.
Как показал количественный анализ данных, осуществленный с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, подростки с гипертимной и истероидной акцентуациями характера склонны к доминированию, авторитарности в отношениях с окружающими. Вместе с тем, им свойственны дружелюбие, стремление содействовать достижению целей группы, эмоциональная лабильность.
Эпилептоидные подростки также проявляют стремление к доминантной позиции, сопровождающейся вспышками враждебности и агрессии, причем возможна не только вербальная, но и невербальная агрессия,
вплоть до асоциального и разрушающего поведения. Они требовательны к окружающим, прямолинейны, ироничны и насмешливы.
Испытуемые с акцентуацией неустойчивого типа склонны к проявлению враждебности и агрессивности по отношению к другим. Им свойственно во всем обвинять окружающих, насмешливы, раздражительны.
Конформная акцентуация характера коррелирует с проявлениями подчинения и дружелюбием в отношениях с окружающими. Они уступчивы, склонны к самообвинениям, стремятся найти опору в более сильном человеке и в группе, к которой принадлежат. Ориентированы на социальное принятие и одобрение, пытаются заслужить одобрение любым путем, зачастую без учета ситуации, стремятся удовлетворить требования окружающих, даже в ущерб себе.
Подростки лабильного, сенситивного и циклоидного типов склонны проявлять в отношениях с людьми дружелюбие, ориентированы на сотрудничество, компромисс, согласие в поступках с мнением окружающих. Стремятся заслужить признание, быть принятыми группой, помогая другим и соблюдая принятые правила и нормы поведения.
У испытуемых с астено-невротической и шизоидной акцентуациями характера статистически значимых связей между характерологическими особенностями и изучаемыми позициями в межличностных отношениях не выявлено.
В группе подростков с невыраженными акцентуациями характера не выявлены какие-либо явные тенденции, характеризующие их как доминантных или подчиненных, дружелюбных или враждебных, агрессивных. Среди них есть и те, которые склонны проявлять уступчивость, послушание, робость, и довольно энергичные, полагающиеся на собственное мнение в принятии решений. Подростки без выраженных акцентуаций проявляют как дружелюбие и ориентацию на социальное одобрение, так и требовательность, прямолинейность в отношениях с людьми.
Изучение эмоциональных барьеров в межличностном общении с помощью опросника В.В. Бойко позволило выявить наиболее распространенные типы эмоциональных помех в общении и уровень эмоциональной эффективности в общении подростков с разными акцентуациями характера.
В наибольшей степени эмоции мешают установлению контактов с окружающими подросткам, проявляющим эпилептоидный, неустойчивый, шизоидный и психастенический типы акцентуаций характера. Подростки с сенситивным типом акцентуаций и не имеющие выраженных акцентуаций характера не испытывают существенных затруднений в общении, связанных с эмоциональными барьерами.
У эпилептоидных подростков доминируют негативные эмоции и имеются затруднения в управлении ими. Испытуемые с неустойчивым типом не желают эмоционально сближаться с людьми, неадекватно проявляют эмоции и испытывают преимущественно негативные эмоции. У подростков с психастенической акцентуацией наиболее выражены такие барьеры общения как нежелание эмоционально сближаться с людьми и негибкость, невыразительность эмоций. Подростки с шизоидной акцентуацией испытывают трудности в общении, связанные такими барьерами как неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость эмоций и нежелание эмоционально сближаться с окружающими.
Несколько осложнено взаимодействие с окружающими подростков с астено-невротической, истероидной, конформной, лабильной и циклоидной акцентуациями характера. В наибольшей мере это обусловлено неумением управлять своими эмоциями, проявлять их в соответствии с актуальной ситуацией, недостаточной гибкостью и выразительностью эмоций.
Незначительные эмоциональные проблемы в общении могут испытывать гипертимные подростки, что обусловлено в первую очередь неадекватным проявлением эмоций.
Количественный анализ полученных данных, осуществленный с помощью и-критерия Манна-Уитни, позволил выявить различия в проявлении эмоциональных барьеров в межличностном общении акцентуированных подростков. Полученные результаты сравнивались попарно у подростков с разными акцентуациями характера и подростками, у которых выраженные акцентуации не выявлены.
Статистически значимые различия в проявлении эмоциональных барьеров выявлены между подростками, не имеющими выраженных акцентуаций характера, и проявляющими эпилептоидную (иэмп = 11,5; иэмп < и0,и), неустой-чивую (иэмп = 9,0; Иэмп < Щм), шизоидную (иэмп = 8,5; Иэмп < и0,и) и психастеническую (Иэмп = 10; иэмп < и0,05) акцентуации характера.
Подростки, у которых не выявлены акцентуации характера, значительно реже испытывают трудности в общении, установлении и поддержании контактов с окружающими, обусловленные эмоциональными барьерами, чем подростки с эпилептоидной, неустойчивой, шизоидной и психастенической акцентуациями характера.
Итак, результаты эмпирического исследования позволяют заключить, что межличностным отношениям подростков с разными акцентуациями характера присущ ряд особенностей.
Подростки с акцентуациями характера менее эффективны в общении, чем не имеющие явных акцентуаций, что выражается в проявлении эмоциональных барьеров - неадекватном проявлении эмоций, эмоциональной ригидности, доминировании негативных эмоций. В наименьшей степени указанные барьеры свойственны подросткам без выраженных акцентуаций, а также тем, у которых выявлены сенситивная, гипертимная и конформная акцентуации характера.
Затруднения в общении, обусловленные эмоциональными помехами, в большей степени свойственны подросткам с эпилептоидной, неустойчивой, шизоидной и психастенической акцентуациями характера. Это обусловлено доминированием негативных эмоций, затруднениями в управлении ими, негибкостью, невыразительностью эмоций. Наиболее эффективны в общении подростки с сенситивным типом акцентуаций и не имеющие выраженных акцентуаций характера.
Проявления акцентуаций характера связаны с особенностями отношений подростка с одноклассниками. Подростки с гипертимной, конформной, лабильной и сенситивной акцентуациями воспринимают группу одноклассников как самостоятельную ценность (коллективистическое отношение). Такое отношение к классу не свойственно школьникам с эпилептоидной и неустойчивой акцентуациями характера. Для представителей истероидной, эпилептоидной, конформной и неустойчивой акцентуаций характера коллектив выступает как средство достижения личных целей (прагматическое отношение). Подростки с астено-невротической, шизоидной и психастенической акцентуациями характера воспринимают группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально (индивидуалистическое отношение к одноклассникам). Подчеркнем, что подавляющее большинство подростков без выраженных акцентуаций характера (70,9 %) проявляют к группе одноклассников коллективистическое отношение.
Акцентуации характера определяют тип отношения подростка к людям: представители гипертимной и истероидной акцентуаций склонны к доминированию, авторитарности и, одновременно, стремятся к взаимодействию с окружающими; подростки с истероидной, эпилептоидной акцентуациями в большей мере ориентированы на доминанатную позицию, а с конформной и астено-невротической - на подчиненную; подростки лабильного, сенситивного и циклоидного типов дружелюбны, а эпилептоидные и неустойчивые -нередко агрессивны и враждебны.
У испытуемых с астено-невротической и шизоидной акцентуациями характера, а также с невыраженными акцентуациями характера статистически значимых связей между характерологическими особенностями и изучаемыми позициями в межличностных отношениях не выявлено. Они проявляют как
дружелюбие и ориентацию на социальное одобрение, так и требовательность, прямолинейность в отношениях с людьми, что зависит, по-видимому, не от акцентуаций, а от других личностных особенностей.
В целом следует отметить, что наличие акцентуаций характера служит фактором, обусловливающим затруднения в реализации межличностных отношений подростков, то есть акцентуированные подростки испытывают большие трудности в общении со сверстниками, по сравнению с подростками, не проявляющими выраженных акцентуаций характера.
Список используемой литературы:
1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации в подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев: Логос, 2011. - 439 с.
3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 672 с.
5. Социальная психология / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
6. Екимова В.И. Подростковый возраст - все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / В.И. Екимова, А.Г. Демидова. - М.: Аркти, 2008. - 70 с.
7. Храмов Е.В. Концептуально-конструктная и эмпирическая валидизация опросника структуры темперамента (ОСТА) / Е.В. Храмов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1992. - 21 с.