УДК 338.24.021.8
МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОРПОРАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
© В. Г. Ишмуратова
Башкирская академия комплексной безопасности предпринимательства при Башкирском государственном университете Россия, Республика Башкортостан, 450064 г. Уфа, ул. Губкина, 10.
Тел.: +7 (347) 235 58 01.
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены механизмы и инструменты корпораций в борьбе с бедностью в новейшей истории России с ее трансформационной экономикой.
Ключевые слова: корпорация, бедность, борьба, механизмы и инструменты, трансформационная экономика.
Ранее нами на основе эволюции взглядов представителей классической, неоклассической и институциональной школ политэкономии было уточнено содержание категории бедности. Под бедностью в условиях трансформационной экономики понимаются экономические отношения между индивидом и государством и индивидом и корпорацией по поводу неравномерного распределения общественного богатства страны, которые характеризуются доминантой, в основе которой высокая дифференциация доходов из-за сопровождаемой трансформацией собственности и механизма управления становления капиталистического хозяйства, диспропорций по фазам общественного воспроизводства, слаборазвитости национального рынка труда, нестабильности экономики, технологической отсталости производства, низкого размера минимальной заработной платы, инфляционного перераспределения доходов, перемещения рабочей силы из государственного сектора в частный, безработицы, принадлежности к социально-депривационным группам риска, отмены или сокращения ряда субсидий и дотаций. Кроме того, были выявлены особенности российской бедности в новейшей истории и проведен анализ механизмов и инструментов борьбы с ней в развитых, трансформационных и развивающихся экономиках, что послужило основой для разработки причинно-следственной модели борьбы с бедностью (рис. 1) в виде структурно-логической схемы, раскрывающей механизмы взаимодействия между ее субъектами (индивид, корпорация и государство) в условиях трансформационной экономики [1, 2].
Статья посвящена субъекту структурно-логической модели, корпорации, обеспечивающей растущую динамику производительности своего труда и эффективности производства и являющейся активным участником в процессе сокращения бедности в условиях трансформационной экономики. Основными механизмами корпорации в борьбе с бедно-
стью служат система социальных гарантий и вознаграждений, система контроля качества и роста производительности труда, модернизация производства. Инструментами корпорационного воздействия являются долгосрочные трудовые контракты, пакеты бонусов и вознаграждений за высокое качество и инновационную активность, материальная помощь в виде пособий, «пенсия преданности».
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, взяв на себя ответственность за влияние их деятельности на работников, поставщиков, заказчиков, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это [3] выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
В данное время практика КСО является предметом многочисленных споров и критики. Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование КСО, и корпорации получают многочисленные преимущества потому, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная краткосрочная прибыль. Например, Орлицкий, Шмидт и Райнс обнаружили взаимосвязь между социальной, финансовой и экологической эффективностью [4]. Критики воспринимают КСО как противоречие капитализму, характеру и цели бизнеса, а также как вмешательство в свободную торговлю. Например, Милтон Фридман и другие его последователи утверждают, что цель корпорации - максимизировать доходы акционеров, а не нести социальную ответственность перед всем обществом [5]. Мы являемся сторонниками КСО, поэтому в нашей структурно-логической модели борьбы с бедностью в условиях трансформационной
188Ы 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №1
229
• становление капиталистического
хозяйства (трансформация собственности и механизма управления)
• диспропорции по фазам общественно го воспроизводства
• слаборазвитость национального рынка труда
• технологическая отсталость производства
• нестабильность экономики
СУБЪЕКТ-ГОСУДАРСТВО
МЕХАНИЗМЫ:
• система социальной защиты
• система общественно полезного труда
• система эффективной занятости
Социально-экономические причины бедности
ИНСТРУМЕНТЫ:
• пособия, пенсии, выплаты
• пакет социальных гарантий и льгот
• программа стимулирования пенсионных накоплений на основе софинанси-рования
• минимальный размер зарплаты
Социально-экономические последствия бедности:
- Маргинальность
- Пауперизм
- Обострение криминогенной ситуации
- Рост социальной напряженности
ДЛЯ ИНДИВИДА:
- Потеря мотивации к производительному труду
- Сокращение рождаемости
- Сокращение деловой активности
• перемещение рабочей силы из государственного в частный сектор
• инфляционное перераспределение
доходов
• безработица
• низкий размер минимальной зарплаты
• отмена или сокращение ряда субсидий и дотаций
• принадлежность к социально-
депривационным группам риска
СУБЪЕКТ - КОРПОРАЦИЯ
МЕХАНИЗМЫ:
• система социальных гарантий и вознаграждений
• система контроля качества и роста производительности труда
• модернизация производства
ИНСТРУМЕНТЫ:
• долгосрочные трудовые контракты
• пакеты бонусов и вознаграждений за высокое качество и инновационную активность
• материальная помощь: пособия
• «пенсия преданности»
Рис. Структурно-логическая причинно-следственная модель механизмов и инструментов борьбы с российской бедностью в условиях трансформационной экономики.
экономики корпорация играет очень важную роль. Корпорация принимает дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а значит, и общества в целом.
Российские корпорации уже начинают использовать целевые корпорационные программы, чтобы усилить роль работников в достижении стабильности работы и развития предприятия. Так, успешна социальная программа «Молодой заводчанин» в ОАО «СУАЛ Холдинг», результатами которой являются активизация работы по повышению профессионального мастерства и престижности рабочего места; развитие творческой активности молодежи; привлечение молодых работников к реализации программ, направленных на снижение затрат и улучшение качества продукции; содействие в решении проблем занятости молодежи, закрепление и сохранение молодых кадров предприятия; организация и развитие культурно-массовой работы, досуговой деятельности, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для молодежи; гражданско-патриотическое воспитание молодежи; адаптация участников региональных конфликтов; профилактика асоциального поведения; решение трудовых и социальных проблем молодежи; решение жилищно-бытовых проблем; поддержка молодых семей; оптимизация профессионального роста молодых специалистов [6].
Эти виды программ, по нашему мнению, могут быть усилены такими инструментами корпорационного воздействия, как долгосрочные трудовые
контракты, пакеты бонусов и вознаграждений за высокое качество и инновационную активность. Дополнительными инструментами корпорационного воздействия на сокращение бедности в условиях трансформационной экономики являются уже успешно используемые в Японии материальная помощь в виде пособий и «пенсия преданности». Например, эффективным стимулом считается предоставление японским работникам материальной помощи в виде различных единовременных пособий -на жилье, некоторые виды коммунальных услуг, питание, одежду. В связи с постоянным ростом цен на землю, повышающим стоимость строительства жилья и его аренду, практически все крупные компании возводят собственные жилые дома. Значительная часть квартир в них предоставляется работникам бесплатно или за минимальную плату. Наряду с этим в последние годы заметные масштабы приобретает выдача компаниями всем желающим специальных долговременных ссуд на строительство собственного жилья [7].
Еще одним важным инструментом в борьбе с бедностью, особенно социальной, может служить применяемая в Японии «пенсия предприятия», которая выплачивается работникам частных предприятий в виде выходного пособия в соответствии с выслугой лет. Работникам крупных компаний осуществляется заранее оговоренная единовременная выплата в форме выходных пособий при уходе на пенсию по достижении пенсионного возраста. Это
либо особая единовременная сумма, либо сумма, эквивалентная заработанной пенсии. Обычно большинство крупных предприятий выплачивает обе суммы одновременно. Эти выплаты не требуют каких-либо предварительных взносов со стороны работников, а осуществляются на безвозмездной основе за счет прибыли предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких выплат, - непрерывный стаж работы на данном предприятии не менее 20 лет. Размер выходного пособия (единовременная сумма плюс сумма, эквивалентная пенсии) зависит как от стажа работы (не менее 20 лет), так и от уровня образования работника. Средняя его величина на крупных предприятиях исчисляется, как правило, десятками миллионов иен, достигая 26-50 месячных зарплат, или двух-четырех годовых [8].
Многие современные ученые-экономисты на Западе считают, что только преобразования и поддержка со стороны бизнеса (корпораций) смогут гарантировать повсеместное и стабильное уменьшение бедности [9]. К сожалению, в данное время эти преобразования в России не могут быть полно -стью проведены, т. к. народ в большинстве своем уверен, что бизнес и государство должны бороться с бедностью вместе, причем государство должно занимать лидирующую позицию в этой борьбе [2]. Тем не менее, многие эксперты надеются, что роль бизнеса в борьбе с бедностью в новейшей истории России будет только возрастать [10].
Автор выражает благодарность д.э.н., чл.-корр.
РАН Х. Н. Гизатуллину и д.э.н., проф. Р. Ф. Гатауллину за консультации при написании данной статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ишмуратова В. Г. Особенности бедности в условиях трансформационной экономики: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. Челябинск, 2010. 26 с.
2. Гатауллин Р. Ф., Ишмуратова В. Г. Бедность в России: масштабы и пути преодоления. Уфа: Восточный университет, 2006. 104 с.
3. Grayson D., Hodges A. Corporate Social Opportunity: Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility Work for your Business, 2004.
4. Orlitzky M., Frank L. S., Sara L. R. Corporate Social and Financial Performance: A Meta-analysis. Organization Studies 24 (3): 403-441. London: SAGE Publications. Retrieved on 2008-03-07.
5. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits. The New York Times Magazine. Retrieved on 2009-04-08.
6. Коновалова Л. Н., Корсаков М. И., Якимец В. Н, Управление социальными программами компании/ Под ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 148 с.
7. Хлынов В. А. // Проблемы теории и практики управления. 1998. №2. С. 54-59.
8. Стрельцов Д. В. // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2006. №3. С. 1-13.
9. Rangan V. K. Business Approaches to Serving the Bottom-of-the-Pyramid // MBA class discussion. 2006. March 6. Harvard Business School, Boston, MA.
10. Business and Social Development in Russia: The United Nations Development Programme.-Web site, http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=l&cmd=n ews&id=300
В редакцию поступила 13.09.2010 г.