Научная статья на тему 'Потребительский и психологический «Портрет» бедных в России'

Потребительский и психологический «Портрет» бедных в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РОССИЙСКИЕ БЕДНЫЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / TRANSFORMATIONAL ECONOMY / THE POOR IN RUSSIA / CONSUMER BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL AND MORAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишмуратова В. Г.

В статье рассматриваются потребительское поведение, психологические и нравственные проблемы российских бедных в условиях трансформационной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer and psychological portrait of the poor in Russia (Russia, Ufa)

The article focuses on consumer behavior, psychological and moral problems of the poor in Russia in the situation of transformational economy

Текст научной работы на тему «Потребительский и психологический «Портрет» бедных в России»

___________________________________________ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА ^ ^

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ» БЕДНЫХ В РОССИИ

В.Г. Ишмуратова,

начальник отдела экономики Научно-производственной фирмы «Биомаг» (г. Уфа),

кандидат экономических наук insect@anrb.ru

В статье рассматриваются потребительское поведение, психологические и нравственные проблемы российских бедных в условиях трансформационной экономики.

Ключевые слова: трансформационная экономика, российские бедные, потребительское поведение, психологические и нравственные проблемы.

УДК 330 ББК 65

В эпоху социализма в нашей стране отечественная экономическая наука придерживалась доктрины, полностью отказывающей человеку в сколь-нибудь значимой роли в экономике: всемогущие производственные отношения диктовали ему ту или иную модель экономического поведения.

В настоящее время в условиях трансформационной рыночной экономики индивид — полноправный субъект экономических отношений, и потому закономерности и мотивы его экономического поведения находятся в центре внимания экономической науки.

При этом все более осознается тот факт, что проблематика, связанная с экономическим поведением, является комплексной и находится на пересечении интересов практически всех сфер научных исследований, занимающихся человеком как индивидом и человеком как элементом социума: философии, социологии, экономики, психологии и т.д. [1].

Поэтому целью данной статьи является исследование потребительского поведения, психологических и нравственных проблем российских бедных в условиях трансформационной экономики.

Согласно неоклассической экономической теории [2, c.157-177], в качестве индивида рассматриваются отдельные лица, семья и все организации некоммерческого характера как потребительская единица, стремящаяся к оптимальному обеспечению товарами. При этом в своих рассуждениях об особенностях потребительского поведения в качестве его субъекта экономисты обычно рассматривают отдельного человека с определенными потребностями, установками, системой ценностей. С другой стороны, в качестве индивидов-потребите-лей, вступающего в экономические отношения между собой, с производителем (корпорацией или фирмой) и государством, понимается определенное сообщество, группа — домохозяйство, главной функцией которого является получение доходов и расходование их на потребление. При этом, с точки зрения традиционного подхода, поведение потребителя формируется под воздействием таких основных факторов, как потребности, доходы и цены. Однако, такой подход является слишком общим, поскольку не рассматривает и не учитывает личностный фактор (индивидуальные реакции и установки, психологию отдельных физических лиц и др.) при создании тех или иных экономических моделей [3]. Так, на уровне потребителя — субъекта происходит формирование индивидуальных потребностей, конкретных вкусов и настроений, выступающих основой индивидуального спроса. Именно на данном уровне формируются конкретные потребительские оценки, ожидания, настроения и, в конечном счете, потребительское поведение на уровне конкретных действий. В свою очередь, потребительские настроения, генерируемые на личностном уровне, выступают реально действующей и достаточно мощной движущей силой формирования совокупного потребительского спроса на уровне всей страны.

В последнее время мировая экономическая наука не отрицает важности представлений и настроений потребителей как фактора экономической динамики в целом. В частности, показатель, известный как индекс потребительских настроений (ИПН), включается в перечень основных, характеризующих краткосрочные перспективы развития экономики в большинстве развитых стран, в том числе и в Российской Федерации [4], [5].

ИПН — это сводный показатель, измеряющий влияние настроений людей на динамику личного потребления. Причем корни его формирования — в экономико-психологической и социальнопсихологических сферах, а значит, они обнаруживаются на уровне индивида — отдельного человека. К тому же, ИПН выступает индикатором экономической состоятельности населения, его деятельной позиции (покупать или не покупать) на рынке товаров и услуг и социально-экономического «оптимизма». Причем взаимосвязь субъективных настроений населения и его реального потребительского поведения наиболее отчетливо проявляется при анализе развития ИПН и потребительских расходов.

Одним из основных противоречий любого общества является несоответствие между все возрастающими потребностями индивидов и ограниченными ресурсами. Это противоречие особенно актуально для нашего трансформирующегося общества, характеризующегося следующими проявлениями бедности: массовостью, маргинальностью, пауперизмом, обострением криминальной ситуации, ростом социальной напряженности, трудовой и детской бедностью, бедностью молодежи, городской и сельской бедностью. Причем многие понимают, что бедность — это не только плохая еда, но и невозможность пользоваться социальными и духовными благами. Бедность означает не только низкий уровень доходов и потребления, но и образования и медицинского обеспечения; бессилие перед обстоятельствами, отсутствие права голоса, ощущение беззащитности и страха. Кроме того, бедные обычно подвергаются плохому обращению со стороны государственных органов и общества и не могут влиять на принятие важных для них решений. Поэтому бедность в условиях трансформационной экономики имеет не только социально-экономические, но и психологические последствия: лишение силы воли и достоинства, потерю мотивации к производительному труду, сокращение рождаемости и деловой активности.

У современной отечественной бедности есть ещё одна характерная особенность — большую группу среди бедных россиян составляет трудоспособное население, причем не просто трудоспособное, а именно работающее. Основная причина такой бедности — низкие заработная плата и доходы. Как следствие, происходит падение престижа соответствующей профессии и потеря уважения к её представителям. В свою очередь, работающие бедные из-за невозможности достойно обеспечить родных и близких, особенно детей, получают тяжелые психологические травмы, и у них формируется долговременный пессимизм, вызванный чувством социальной несправедливости, теряется самоуважение, независимость, возможность самому распоряжаться своей жизнью, участвовать в общественной жизни. Главный итог длительного воздействия бедности — расширение и углубление аномии, которая проявляется в одиночестве отдельного человека, в отчуждении социальной группы, хаосе массового сознания, норм и ценностей, кризисе мировоззрения и, наконец, в самой разрушительной для общества форме — социальном хаосе.

Ранее нами рассматривались социально-экономические причины бедности в условиях трансформационной экономики, среди которых выделяли принадлежность к социально-депривационным группам риска [6] и причины сугубо нравственного характера — пьянство, наркоманию, неприспособленность к новым условиям жизни, лень, нежелание и неумение работать,

1 1 7

а

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

пассивность и инертность, вредные привычки. Следует отметить, что привычки — то, что каждый человек в состоянии изменить — богатых и бедных также кардинально отличаются. Так, по данным И. Баранской [7], просыпаются за 3 и более часа до работы: богатые — 81%, бедные — 9%; уделяют налаживанию отношений более 5 часов в месяц: 79 и 16% соответственно; читают каждые день полчаса и больше: 88 и 2% соответственно; любят читать: 86 и 26% соответственно; занимаются физическими упражнениями 4 раза в неделю: 76 и 23% соответственно; просмотр ТВ не более 1 часа в день: 60 и 25% соответственно; учат детей правильным привычкам, приводящим к успеху: 74 и 1% соответственно; записывают свои цели: 67 и 17% соответственно; концентрируются на достижении конкретных целей: 80% и 12% соответственно; верят, что нужно все время учиться: 86 и 5% соответственно; верят, что плохие привычки имеют негативное влияние: 76% и 9% соответственно; количество потребляемого джанкфуда в килокалориях: богатые (менее 300 ккал в день) — 75%, бедные (более 300 ккал в день) — 100%. Указанные выше нравственные причины, с одной стороны, можно рассматривать как субъективные факторы бедности, с другой — как следствие бедности, поскольку они — атрибуты нравственной опустошенности и духовной нищеты. Для многих россиян стала характерной апатия — пассивность, безразличие, нежелание участвовать в жизни общества, неспособность к активности и преодолению обстоятельств [8]. Так, по России восемь из девяти малоимущих не видят путей изменения своего состояния через образование, свои знания они пополняли в шесть раз меньше, чем состоятельные [9].

Одним из ярких проявлений такого состояния российских бедных являются индивиды, имеющие доходы ниже официально принятого прожиточного минимума, но выше индивидуального. По нашему мнению [10], эти лица, находящиеся в состоянии «квазиобеспеченности», из-за отсутствия стремления внести какой-либо полезный вклад в общество (продуктивно работать, рожать и воспитывать детей и т.д.) абсолютно довольны теми малыми доходами, которыми они располагают, не имея при этом скрытых трудовых доходов и не чувствуя экономического ущемления. Доходы, превышающие их индивидуальный прожиточный минимум, они чаще всего используют для удовлетворения вредных для себя и общества нужд (алкоголь, наркотики и т.д.). В то же время, квазиобеспеченными ни в коем случае нельзя считать индивидов, которые в силу сильных психологических и физических отклонений, религиозных и творческих убеждений пришли к этому, на первый взгляд, неординарному выводу. Такие индивиды должны поддерживаться методами пассивной социальной защиты. Негосударственный, некоммерческий, благотворительный сектор также может быть полезным для поддержки таких лиц. В то же время размер социальной помощи «квазиобеспеченным» может быть сокращен.

Несмотря на то, что обычно, говоря о бедности, рассматривают определенный уровень денежных доходов, по нашему мнению, основную группу характеристик уровня жизни людей составляют показатели реального потребления. Поэтому именно в сфере потребительского поведения, в конечном счете, определяется отнесение потребителя к группе богатых или бедных, т.е. уровень и структура потребления — информативные показатели жизненного уровня.

В современных изменившихся общеэкономических условиях происходит перестройка потребительского поведения россиян, что, прежде всего, отражается в изменении объемов и структуры расходов на основные товары и услуги в сравнении с докризисными годами. Очевидно, что в условиях низких реальных доходов на первый план выходит потребность в самых необходимых продуктах питания, в то же время расходы на непродовольственные товары и услуги носят остаточный характер. При этом потребительское поведение малоимущих и высокодоходных групп населения разнится по всем статьям расходов, и формируются группы населения с резко отличающимися моделями потребительского поведения, системами ценностей, образа и стиля жизни.

Причем при благоприятно развивающейся в среднем экономической ситуации в стране наблюдается растущая глубина пропасти между богатыми и бедными. Так, по данным [11], в

2011 г. россияне зарабатывали и копили деньги быстрее жителей многих других стран (за год на 21,4%), уступив лидерство только Индии. Однако богатела наша страна «неправильно и несправедливо». В этот первый бескризисный год в нашей стране выросло благосостояние не всех россиян, а лишь самых богатых: за этот год число 100-миллионных мультимиллионеров выросло на 13% — с 607 до 686. Тем временем поднялся уровень бедности: в 2011 г. нищих стало 12,8% — на 0,2% больше, чем годом раньше. Причем каждые три человека из четырех не рассчитывали выбраться из ситуации бедности в ближайшее время.

По самым последним данным [12], за прошедшие с 2003 г. 10 лет положение бедных в России ухудшилось. За эти годы неблагополучные граждане снизили свою обеспеченность землей и недвижимостью. Они постепенно распродали имевшееся у них недвижимое имущество — дачи, участки, гаражи. На селе ситуация еще хуже. Половина сельских жителей не имеет никакой земли — ни земельных паев в бывших колхозах, ни приусадебных, ни даже огородных участков. Из тех, кто имеет эту землю, половина её никак не обрабатывает. Подобная ситуация складывается и со здоровьем населения. Среди бедных за последние 5 лет сократилось число тех, кто мог позволить себе расходы на здоровье. А доля тех, кто не смог купить необходимые лекарства, возросла. Хотя по данным Росстата, бедным может считаться каждый восьмой (12,1% населения или 18,4 млн человек), по мнению специалистов Института социологии РАН, бедность в России почти в 3 раза больше, около 30% населения.

Можно выделить две причины такой ситуации с бедностью: во-первых, официально установленная черта бедности (7372 рубля) явно занижена; во-вторых, Росстат учитывает бедных лишь «по доходам», игнорируя огромную группу «по лишениям».

К очень низкому уровню жизни при формально находящихся выше прожиточного уровня доходах их приводит специфика расходов домохозяйств. Например, наличие в семье инвалида или тяжелобольного, для которого нужны дорогие лекарства, или алкоголика, наркомана, игромана. К этой группе относятся 25% населения. Так как эти две группы частично пересекаются, общее число бедных в России — 30%. При этом минимум 4% населения (около 6 млн человек) образуют группу глубокой и застойной бедности. За последние 10 лет изменились и способы попадания на дно. Сами бедные называют 3 главные причины: длительная безработица, недостаточность социальных пособий и семейные несчастья. За это время резко уменьшилась роль такого фактора, как невыплата и задержка зарплаты — сейчас он занимает лишь 10 место. Раньше было популярно утверждение, что пенсионеры и бедные — почти одно и то же. Но ситуация изменилась. Доля пенсионеров в составе бедных «по доходам» колебалась: с 23% в 2003 г. она увеличилась до 43% в 2008-м. Но после ряда индексаций пенсий в 2013 г. она составила только 15%.

Зато многодетность и бедность — почти синонимы. Так, среди россиян, не имеющих в составе своих домохозяйств несовершеннолетних детей, только 6% вошли в число бедных, тогда как в семьях с одним и двумя детьми эти показатели были равны 9 и 14% соответственно, с тремя и более — практически 50%. При этом каждый пятый ребенок в стране — бедный.

На современном этапе, в отличие от 90-х годов прошлого века, начало формироваться мнение, что современная бедность обусловлена в большой степени неверным поведением самих бедных или кого-то из членов семьи и лишь отчасти просчетами в социально-экономической политике государства. В свою очередь, ухудшение отношения к бедным имеет свои последствия: малоимущие стараются в последнее десятилетие скорее приукрасить свое положение, чем преувеличить собственную бедность. Постепенно в России быть бедным становится стыдно. Стыд порождает сверхпотребление — несоответствующее доходам потребление. Так, почти у каждого третьего российского бедного имеется автомобиль, хотя и отечественного производства возрастом старше 7 лет, в отдельных семьях отмечено наличие смартфонов, айпадов, цифровых видеокамер, кондиционеров и посудомоечных машин. Такое бытовое изобилие — прямое следствие кредитомании бедных из-за открывшейся возможности получения легких в плане их

1 1 8

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

доступности потребительских кредитов. Долги стали характерной особенностью жизни неблагополучных граждан: если у состоятельных их имеет каждый третий, то среди бедных — почти половина. Зато сбережений у бедных практически нет. Итак,

«показное потребление» — не более чем «фиговый листок» на теле российской бедности [12].

Известно [10], что абсолютная бедность базируется на нормах, выделяющих минимально допустимый уровень потребления благ и услуг, относительная бедность — на невозможности поддерживать общепринятые в обществе стандарты

Литература

1. Россинская Г.М. Экономическое поведение потребителя: наноуровень // Вестник ВЭГУ. Экономика. — 2010. — № 2. — С. 40-46.

2. Бархатов В.И., Журавлева Г.П., Горшков А.В. и др. Экономическая теория: учебник /Под ред. В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой. М.: Финансы и статистика, 2007. — 848 с.

3. Клейнер Г. Наноэкономика // Вопросы экономики. — 2004. — № 12. — С. 70-93.

4. Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. — 2003. — № 2. — С. 124-134.

5. Гребенченко Д.К., Гребенченко С.Ф. Потребительские настроения: долгая дорога в Россию // СОЦИС. — 1998. — № 2. —

С. 31-42.

6. Ишмуратова В.Г. Структурно-логическая причинно-следственная модель механизмов и инструментов борьбы с бедностью в условиях трансформационной экономики // Вестник ЧелГУ. Экономика. — 2012. — № 10. — С. 43-52.

7. Баранская И. Чем привычки богатых людей отличаются от привычек бедных или как выйти из замкнутого круга [Электронный ресурс] // http://lifehacker.ru/2014/01/17/rich-people-habits-vs-poor-people-habits/

8. Федотова В.Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. — 2005. — № 3. — С. 3-19.

9. Ключарев Г.А., Кофанова К.Н. О динамике образовательного поведения состоятельных и малоимущих россиян // СОЦИС. — 2004. — № 11. — С. 116-122.

10. Ишмуратова В.Г. Содержание категории «бедность» в новейшей истории России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 75-78.

11. Проценко А. Русский размах. Кто больше всех тратит на себя, любимого // Труд. — 2012. — 05 июня.

12. Зотин А., Петрова Н. Модные бедные // Коммерсантъ Деньги. — 2013. — № 47 (955).

благосостояния. В условиях трансформационной экономики России черта нормативной бедности находится в поле её абсолютной формы. Этим и определяется современный потребительский и психологический «портрет» бедных в России , который был представлен в этой статье. И только сокращение бедности и перевод её на качественно более высокий уровень (от абсолютной к различным формам относительной бедности) может создать более привлекательный образ российских бедных, стремящихся и способных выйти из этого временного состояния.

КОНКУРЕНЦИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

А.В. Ильин,

доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского института управления — филиала РАНХ и ГС (г. Новосибирск),

кандидат экономических наук Ilinav2007@mail.ru

В статье анализируется актуальная экономическая проблема институционального характера по защите прав налогоплательщика в условиях конкуренции судопроизводств в налоговой системе России. Исследуя законодательную базу, практику налогообложения и статистику государственных органов, автор приходит к выводу о необходимости сбалансированного решения поднимаемой проблемы в интересах национальной экономики.

Ключевые слова: налог, налоговая проверка, налоговый спор, избыточное налоговое администрирование, защита прав налогоплательщика

УДК 347.73+336.2 ББК 65.05

Как известно, участники налоговых отношений по-разному понимают правила налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели свои самостоятельные действия по исчислению налогов полагают соответствующими НК РФ, а налоговые органы в ходе налогового контроля излагают иную точку зрения, и констатируют выявление различных правонарушений, позволяющих предполагать совершение налоговых преступлений. Фиксируя их документально, налоговые органы направляют материалы налоговых проверок в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В итоге в налоговой системе России результаты налогового контроля становятся поводом для возбуждения уголовных дел.

По этой причине целью статьи является исследование экономической, институциональной проблемы конкуренции судопроизводств в налоговой системе России и разработка мер, защищающих налогоплательщиков.

Сопоставляя крупный размер неуплаченных налогов, признаваемый налоговым преступлением по УК РФ, и данные отчета 2

НК ФНС России [1] можно утверждать, что фактически каждая выездная налоговая проверка может привести к возбуждению уголовного дела. Например, в 2013 году средняя сумма начисленных налогов на одну выездную налоговую проверку составила у организаций 6129 тыс. руб., у физических лиц 1032 тыс. руб., что превышает пороговые значения, установленные в примечаниях к статьям 198 и 199 УК РФ. При этом начисления налогов, пеней, санкций, практически по каждой выездной налоговой проверке одновременно обжалуются организациями и индивидуальными предпринимателями в судебном порядке. Поэтому налоговый контроль приводит, как к появлению уголовного дела, так и дела в арбитражном суде, другими словами, к параллельному возбуждению арбитражного и уголовного судопроизводств.

Таким образом, в практике налогообложения рассмотрение дел в арбитражном суде по заявлениям субъектов экономики о признании недействительными актов налоговых органов регулярно пересекается с расследованием уголовных дел по налоговым преступлениям, возбужденным в отношении индивидуальных

1 1 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.