Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ'

МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ребёнок / память / кратковременная память / реверберация / повторение

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондарева Полина Геннадьевна

Работа посвящена проблеме развития кратковременной памяти, изучению роли памяти в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта. Представлены, обобщены и систематизированы данные, выделенные известными деятелями в области педагогики и психологии. Дана характеристика понятия «реверберация». В статье представлены три фактора, которые обуславливают выделение кратковременной памяти как особой ступени переработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ»



SCIENCE TIME

МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Бондарева Полина Геннадьевна, ГБОУ «Школа №46», г. Москва

E-mail: polinabondareva2000@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена проблеме развития кратковременной памяти, изучению роли памяти в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта. Представлены, обобщены и систематизированы данные, выделенные известными деятелями в области педагогики и психологии. Дана характеристика понятия «реверберация». В статье представлены три фактора, которые обуславливают выделение кратковременной памяти как особой ступени переработки информации.

Ключевые слова: ребёнок, память, кратковременная память, реверберация, повторение.

«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Память - одна из высших психических функций, благодаря которой человек не знакомится заново ежесекундно с миром, а воспроизводит и накапливает информацию о нем. Она обладает особыми свойствами и закономерностями, которые изучались многими учеными. Так, А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. С другой стороны, Зинченко П.И. выделил новые законы памяти, раскрывая данное понятие как осмысленную деятельность ребёнка.

В психологии существует множество подходов к пониманию и классификации видов и типов памяти. Так С.Л. Рубинштейн за основу классификаций взял несколько основных критериев, которые одновременно и являются характеристикой памяти. В основу первой классификации положен объект и характер запоминания, то есть то, что человек непосредственно запоминает. Выделяют образную, словесно-логическую, двигательную или моторную и эмоциональную память. Вторая классификация обращается к

I

1 SCIENCE TIME 1

степени волевой регуляции данного процесса. Соответственно, память подразделяется на произвольную (то есть, регулирующуюся сознанием человека, целенаправленную) и непроизвольную (то есть, стихийную). Третий критерий, положенный в основу классификации памяти, - это длительность сохранения запоминаемого объекта. В данном случае выделяют оперативную, долговременную и кратковременную память.

Особенный интерес в данном случае представляет развитие и функционирование кратковременной памяти. Кратковременная память -определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. Так, в именно в кратковременную память попадают свежие данные, полученной через органы чувств. Информация в ней хранится относительно недолго, около 5-60 с., а объем ограничен 7±2 объектами. Так, яркое проявление кратковременной памяти - воспроизведение человеком только что прочитанных слов, когда для их запоминания очень мало времени. При этом люди различаются по количеству запоминаемых слов. Объем кратковременной памяти индивидуален, он обусловливаются врожденными особенностями человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Рассмотрим такие механизмы кратковременной памяти, как реверберацию и замещение. Реверберация - это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях [30]. Для человека этот процесс переживается как некоторый «отзвук» события, которое только что произошло. Иначе говоря, на мгновение человек продолжает видеть, чувствовать или слышать то, что непосредственно уже не воспринимает. То есть, реверберация сходна с понятием инерция.

Ввиду того, что объем этой памяти невелик, исследователи выявили и описали такой механизм, как замещение. Он обеспечивает замещение новой информацией старую, когда индивидуальный объем памяти переполняется, при этом старая информация часто безвозвратно исчезает или переходит в долговременную.

В долговременную память может проникнуть и надолго задержаться там только та информация, которая когда-то была в кратковременной памяти [2]. То есть, кратковременная память - своеобразный буфер, который фильтрует всю поступающую информацию, пропуская нужную и стирая лишнюю. На время хранения информации в кратковременной памяти влияет то количество времени, в течение которого человек вынужден ее хранить перед использованием.

Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию, то есть можно удержать информацию в памяти дольше, обеспечить ее перевод в оперативную память [9]. Это возможно в том случае, если человек обращает на нее внимание. Причем, характерной чертой является то, что в долговременную память можно перевести больший объем информации, чем объем кратковременной памяти. Это достигается путем

1 SCIENCE TIME 1

многократного повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала. Лишь многократное повторение способно удержать информацию.

Основной механизм удержания информации в кратковременной памяти -повторение. Повторение - многократное пропускание информации через хранилище памяти. Оно имеет определенную систему, проявляющуюся в общей ориентировке в структуре и содержании материала, в его смысловой группировке, выделении опорных пунктов. Повторение имеет две основные функции:

- освежение информации, хранящейся в кратковременной памяти, что препятствует ее забыванию;

- перевод информации в долговременную память.

Таким образом, повторение - одна из функций кратковременной памяти. При этом если с момента запоминания до момента воспроизведения прошло много времени, тогда часть информации будет утрачена. Так, если человек долгое время целенаправленно не вспоминает тот или иной факт, он может быть утерян из памяти. Особенностью является также то, что, если человек воспроизводит информацию несколько раз, но изначально пытается запомнить её ненадолго, она может перейти в долговременную память. Спустя много лет человек может о ней вспомнить. Воспроизведение или узнавание - особые процессы памяти. После попадания информации в долговременную память, ее структура и содержание могут изменяться или дополняться под влиянием нового опыта, запечатленного в долговременной памяти.

Между кратковременной и долговременной памятью нет четкой границы, однако функционально они различаются. С одной стороны, кратковременная память схожа с непроизвольной тем, что для запоминания не используются специальные приёмы запоминания. С другой стороны, при кратковременной памяти человек затрачивает определенный объем волевых усилий.

Блонский П.П. выделил три фактора, которые обуславливают выделение кратковременной памяти как особой ступени переработки информации.

1. Информация в кратковременной памяти хранится в акустической форме, а в долговременной - в семантической. Данное отличие обусловливает различие в характере ошибок припоминания;

2. При серьёзных поражениях мозга нарушен переход информации из кратковременной в долговременную память. Так, при поражении мозга у больного может сохраняться долговременная память, но нарушаться кратковременная.

3. Эффект «конца», когда именно с элементов из конца ряда кратковременной памяти начинается воспроизведение, и эффект «начала», предполагающий что существует более высокая вероятность припоминания первых элементов расположенной в ряд информации.

1 SCIENCE TIME 1

Таким образом, кратковременная память - сложная единица психики человека, которая является одним из необходимых условий для развития человека. Именно благодаря ей человек перерабатывает большой объем информации, отсеивая лишнюю информацию и оставляя потенциально полезную.

Литература:

1. Бахтигареева В.М. Память младших школьников // Начальная школа. -2014. - С. 78-79.

2. Белова А.П. Природа памяти и мышления // Специальное образование. -2016. - № 2. - 67 с.

3. Будникова Т.Л., Бурцева А.В. Особенности развития познавательных процессов у детей // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 117-3. - С. 78-81.

4. Воробьёва В.К. Развитие памяти детей. - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 158

c.

5. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009. - 325 с.

6. Забродин Ю.М. Анализ структуры и организации памяти // Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. - С. 5-22.

7. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2007. - 368 с.

8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Санкт Петербург: Питер, 2019. - 720 с.

10. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2015. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.