Научная статья на тему 'ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3206
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МНЕСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕССЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / MEMORY / MNEMIC PROCESSES / MNESTIC TASK / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL AND CULTURAL PROCESSES / PSYCHOLOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кумахова Дж.Б., Озрокова К.Ю.

В данной статье рассматриваются основные виды памяти и дана их психологическая характеристика, а также были представлены некоторые виды классификаций памяти. В работе раскрыты основные различия словесно-смысловой и словесно-логической памяти. При этом установлено, что при словесно-смысловом запоминании личность усваивает информацию о предмете, явлении, переданных посредством слова, а при словесно-логическом - усваивается содержательная информация, то есть та информация, в которой представлена теоретическая развертка какого-либо события, процесса, описания последовательности явлений, отражающих ту или иную закономерность. Обобщается практический опыт таких фундаментальных ученых, как: И. М. Сеченов, П.П. Блонский, Г. Эббингауз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF MEMORY AND THEIR PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

This article discusses the main types of memory and gives their psychological characteristics, as well as presented some types of classifications of memory. The paper reveals the main differences of verbal-semantic and verbal-logical memory. At the same time, it was established that in verbal-semantic memorization, a person acquires information about a subject, a phenomenon transmitted by means of a word, and in verbal-logical, meaningful information is acquired, that is, that which represents the theoretical unfolding of an event, process, or description. sequences of phenomena reflecting a particular pattern. Summarizes the practical experience of such fundamental scientists as: I. M. Sechenov, P.P. Blonsky, G. Ebbingauz.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

УДК 159.9

Кумахова Дж.Б., к.ф.н.

доцент Озрокова К.Ю. студент магистратуры ФГБОУВО Кабардино-Балкарский ГАУ

Россия, г. Нальчик ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные виды памяти и дана их психологическая характеристика, а также были представлены некоторые виды классификаций памяти. В работе раскрыты основные различия словесно-смысловой и словесно-логической памяти. При этом установлено, что при словесно-смысловом запоминании личность усваивает информацию о предмете, явлении, переданных посредством слова, а при словесно-логическом - усваивается содержательная информация, то есть та информация, в которой представлена теоретическая развертка какого-либо события, процесса, описания последовательности явлений, отражающих ту или иную закономерность. Обобщается практический опыт таких фундаментальных ученых, как: И. М. Сеченов, П.П. Блонский, Г. Эббингауз.

Ключевые слова: Память, мнемические процессы, мнестическая задача, психофизиологический и культурный процессы, психологическая активность.

Kumakhova G.B.

K. F. n. associate Professor Of the Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY

Russia, Nalchik Ozrokov K. Yu. master's student

Of the Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY

Russia, Nalchik TYPES OF MEMORY AND THEIR PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Annotation: This article discusses the main types of memory and gives their psychological characteristics, as well as presented some types of classifications of memory. The paper reveals the main differences of verbal-semantic and verbal-logical memory. At the same time, it was established that in verbal-semantic memorization, a person acquires information about a subject, a phenomenon transmitted by means of a word, and in verbal-logical, meaningful information is acquired, that is, that which represents the theoretical unfolding of an event, process, or description. sequences of phenomena reflecting a particular pattern. Summarizes the practical experience of such fundamental scientists as: I. M. Sechenov, P.P. Blonsky, G. Ebbingauz.

Key words: Memory, mnemic processes, mnestic task, psycho-physiological and cultural processes, psychological activity.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мнемические процессы - это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов нет перед нами. Благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Целью исследования является рассмотрение всех видов памяти с их психологическими характеристиками. Основными задачами данной работы являются:

• рассмотреть основные виды памяти;

• дать им психологическую характеристику;

• показать пример нескольких классификаций памяти.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Память есть у всех живых существ, что позволило в свое время Э. Герингу «говорить о памяти как об общей функции органической материи». Но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Существует несколько подходов в классификации памяти. В настоящее время принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Классификация видов памяти по характеру психологической активности была

впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно- логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие движения. При воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь - в - точь в том виде, как раньше. Но общий характер движений сохраняется. Двигательная память у детей возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и т.д. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие памяти происходит и в более позднее время.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень большое значение. Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется по количествам информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. "Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека -единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого - либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Сохранение и запоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не

был, как следует запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество информации, аналогичны поискам небольшой книги в огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги или цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть может, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется.

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Запоминание осмысленного материала (естественная ситуация) исследовались Бартлеттом (память-рассказ) и были выявлены другие закономерности: запоминаются основное содержание, а детали, конкретные описания трансформируются и исчезают, хотя их можно реконструировать, но чаще всего неправильно. В этом смысле память - это два активных процесса: слушание, чтение, смотрение и активное воспроизведение. То есть информация трансформируется два раза - в момент получения и в момент воспроизводства. Другим экспериментальным приемом было запоминание европейцами текстов другой культуры. И в этом случае возникали трансформации содержаний связанные с категоризацией материала посредством субъективного опыта (как и при пересказе).

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные виды памяти и дана их психологическая характеристика, а также были представлены некоторые

виды классификаций памяти.

Память является основой психической деятельности, без которой невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, бессознательного. Память играет важнейшую роль в индивидуальном развитии человека, поскольку в определенной степени - это отражение личного опыта человека. Память тесно взаимосвязана с особенностями личности, т.к. продуктивность памяти во многом зависит от волевых усилий человека. Человек сознательно регулирует процессы памяти и управляет ими, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой.

Память - многоплановое и сложное образование, которое помогает увидеть различные пласты личности - культурные, исторические, социальные, этнографические, экзистенциальные. Память как одновременно субъективное ядро и культурное, составляет одну из базовых структур, не только в психологических, но и в философских исследованиях человека. Любое событие имеет значение и ценность для нас постольку, поскольку оно оставляет след в памяти. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Использованные источники:

1. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти под ред. Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. - М. ЧеРо, 2014.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Память. Хрестоматия. М., 2015.

3. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2016 — 592 с.

4. Рубинштейн С. Основы общей психологии. - Спб. Питер, 2015.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Спб. Лидер, 2014. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.