ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Нурова М.А.1, Мамедова Л.В.2 Email: Nurova699@scientifictext.ru
1Нурова МарямАбосовна - студент;
2Мамедова Лариса Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и методики начального образования, Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
Аннотация: в данной статье проанализировано понятие «память» в психолого-педагогической литературе. Рассматриваются мнения ученых о значении памяти в дошкольном возрасте. Раскрыты психологические особенности видов памяти у детей дошкольного возраста. Раскрыта классификация видов памяти: по времени сохранения материала, по характеру психической активности, по характеру целей деятельности. Изучена взаимосвязь и разница между долговременной и кратковременной памятью. В статье расписана краткая характеристика каждого вида памяти. Указана значимость развития различных видов памяти. Ключевые слова: память, виды памяти.
CLASSIFICATION OF MEMORY TYPES AND THEIR
CHARACTERISTICS
12 Nurova М.А. , Mammadova L.V.
1Nurova Maryam Abasovna - Student;
2MammadovaLarisa Victorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND METHODS OF PRIMARY EDUCATION,
TECHNICAL INSTITUTE (BRANCH) NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.K. AMMOSOV,
NERUNGRY
Abstract: this article analyzes the concept of "memory" in the psychological and pedagogical literature. The article considers the opinion of scientists about the value of memory in preschool age. Revealed the psychological characteristics of types of memory in children preschool age. The classification of memory types is revealed: by the time of saving the material, by the nature of mental activity, by the nature of the goals of the activity. The relationship and difference between long-term and short-term memory was studied. The article describes a brief description of each type of memory. The significance of the development of various types of memory is indicated. Keywords: memory, types of memory.
УДК 37
Изучение законов человеческой памяти является одной из центральных и наиболее существенных глав психологической науки. Многие исследователи характеризуют память как "сквозной" процесс, обеспечивающий непрерывность психических процессов и объединяющий все когнитивные процессы в единое целое.
Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами
мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [6, с. 302].
А.Р. Лурия определяет память, как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти» [4, с. 35].
У дошкольников память развивается быстрее, чем другие психические процессы, происходит быстрое накопление информации, формируются навыки, необходимые для жизни. Помочь ребенку справиться с таким объемом информации, научить его приемам и способам запоминания, запоминания - это важнейшая задача взрослых. От того, как ребенок научится накапливать, анализировать, сортировать и использовать накопленную информацию, зависит развитие его способностей, успешность его обучения в будущем, а следовательно, и его взрослая карьера.
«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, -писал Л. С. Выготский, - является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль» [2, с. 119]. В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.
Память занимает особое место среди всех психических функций, и ни одна из других функций не может быть выполнена без ее непосредственного участия. В силу этого формы проявления памяти достаточно разнообразны, но огромное количество ее типов можно классифицировать. В данной статье я хочу рассмотреть классификацию памяти по разным признакам.
Классификация по времени сохранения материала:
1) генетическая память - самая длинная по времени сохранения информации и вместе с тем самый специфический вид памяти. Она связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности. Через данный вид памяти по наследству передаются также элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безусловные рефлексы;
2) мгновенная память - самая короткая по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию;
3) оперативной называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи;
4) долговременную память можно определить как память, рассчитанную не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без ее потери [2, с. 16].
Кратковременная и долговременная память связаны друг с другом: вначале действует кратковременная память, затем постепенно возникает долговременная. Такое двухступенчатое запоминание имеет большой биологический смысл. Оно позволяет отделить жизненно значимые сведения от массы случайных. Истинные сигналы важного события обязательно повторяются, случайная связь между событиями не будет повторяться и потому не перейдет в долговременную память.
Разница между долговременной и кратковременной памятью заключается не только во временном периоде хранения данных, но и в способе их обработки. Итак, кратковременная память представляет собой механическое запечатление, а долговременная память предполагает наиболее сложную обработку данных, что
гарантирует оптимальное, а также экономичное хранение. Улучшение качества и объема воспроизводимых данных при их длительном хранении по сравнению с кратковременным называется реминисценцией.
Классификация по характеру психической активности:
1) словесно - логическая память. Запоминаемое содержание обязательно подвергается активной мыслительной обработке, полученный материал поддается анализу, из него выделяются логические части. Качественнее запоминается та информация, которая понимается;
2) эмоциональная память. Она позволяет сохранить уже пережитые чувства, которые выступают в качестве определенных сигналов, способных побудить вас к действию или, наоборот, удержать вас от него, в зависимости от того, вызвал ли он негативные или позитивные переживания в прошлом;
3) двигательная память. Эта память обеспечивает запоминание различных движений и, соответственно, их систем. Она является основой для формирования разнообразных практических и трудовых навыков человека, а также навыков письма и ходьбы;
4) образная память. Такая память может быть зрительной, осязательной, слуховой, вкусовой, обонятельной;
5) механическая память. Эта память дает человеку возможность запоминать содержание, которое он не способен либо не хочет осмыслить. Прибегнув к многократному повторению, он словно впечатывает запоминаемые данные в мозговые структуры.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским (1964). Основные четыре вида памяти - двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, - в соответствии с его гипотезой, представляют собой генетически различные уровни памяти. Они появляются в процессе индивидуального развития личности не одновременно: раньше всего выступает двигательная память, вскоре за нею эмоциональная, несколько позже -образная и гораздо позднее словесно-логическая [1, с. 117].
Классификация по характеру целей деятельности:
1) непроизвольная память. Такая память работает, когда нет специальной цели запомнить какую-либо информацию;
2) произвольная память. Такая память работает, когда перед индивидом поставлена цель запомнить конкретный материал.
Анализируя различные проявления памяти в деятельности человека, мы можем выделить виды памяти, в основе которых лежат те или иные ощущения, получаемые от органов чувств. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия: вспоминая, что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память — возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность [5, с. 210].
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго хранится. Все рассмотренные виды памяти играют определенную роль в жизни и деятельности человека, в том числе значительную роль в деятельности дошкольника, который развивает свою память. Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет важное значение для развития всех психических функций человека.
Список литературы /References
1. Блонский П.П. Память и мышление / Под ред. В.Н. Колбановского. Том 3. М., 1935. 215 с.
2. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков. Учебно-методическое пособие Казань, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpiu.ru/staff_files/F1046530786/Posobie_PAMYaT.pdf/ (дата обращения: 28.10.2020).
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / М.: РОУ, 1996. 258 с. С. 119.
4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М.: АСТ, 2008. 646 с.
5. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. 239 с. 208 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1989. 448 с. С. 302.