Научная статья на тему 'Информационное моделирование памяти'

Информационное моделирование памяти Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1195
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПАМЯТЬ / СВОЙСТВА ПАМЯТИ / ПОРОГ ЗАПОМИНАНИЯ / INFORMATION MODELING / MEMORY / MEMORY PROPERTIES / THE THRESHOLD OF REMEMBERING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пушкарева Т. П.

Работа посвящена информационному моделированию процесса запоминания учебной информации. Представлена структура памяти, выделены характеристики памяти, влияющие на уровень запоминания материала. Описаны формы представления информации, улучшающие качество запоминания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пушкарева Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION MODELING OF MEMORY

The work is devoted to information modeling of process of educational information memorization. The structure of memory is presented, the memory features that influence on the level of memorization of the material are allocated. The forms of information presentation, improving the quality of remembering, are described.

Текст научной работы на тему «Информационное моделирование памяти»

В контексте особого типа PR-коммуникаций - событийном, любопытно проследить аналогичный процесс, разворачивающийся в мире маркетинга. Несколько лет назад английские специалисты М. Томпсон и Х. Прингл выдвинули концепцию «маркетинга событий» в качестве дальнейшего развития теории интегрированных маркетинговых коммуникаций. По сути, в концепции этих замечательных специалистов творчески соединены PR-инжиниринг и спонсорство в целях продвижения торговых марок, создания дополнительного «марочного капитала», позитивных имиджевых характеристик.

Таким образом, взаимосвязь образовательных учреждений и работодателей развивается по пути событийной инженерии под воздействием влияния общественных ценностей, характер-

Библиографический список

ных для будущей экономической культуры и социального диалога. Связи с общественностью в сфере профессионального образования имеет особую функцию. Они направлены, прежде всего, на укрепление отношений с потенциальными потребителями в долгосрочном периоде путем создания хорошей репутации и доверия по отношению к себе, т.е. основных ресурсов для поддержания длительного успеха на рынке. Кроме того, грамотно спланированное и организованное событийное PR-мероприятие способствует формированию коммуникативного пространства образовательного учреждения, увеличению его доли на рынке образовательных услуг и эффективному взаимодействию с работодателями.

1. Реутов, Н.Н. Взаимодействие высшей школы и работодателей в современных условиях как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста [Э/р]. - Р/д: e-mail: [email protected]

2. Исмаилов, Т.А. Интеграция образования и производства // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской конференции (Москва, 23-24 апреля 2009 г.) // [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.meks-info.ru/tezis/150

3. Агеев, В.С. Механизмы Event-концепции // Менеджмент. - 2008.- № 2.

4. Векслер, А. Специальные события (special events) как инструмент связей с общественностью [Э/р]. - Р/д: http://eventmarket.ru

5. Cutlip S.M., Center A.H, Broom G.M. Effective public relations, 1994.

6. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа. - М. - 2009.

7. Дымарская, О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся:

ежегодник. - 2005 / отв. ред. Л.М. Дробижева. - М., 2006.

Bibliography

1. Reutov, N.N. Vzaimodeyjstvie vihssheyj shkolih i rabotodateleyj v sovremennihkh usloviyakh kak faktor podgotovki konkurentosposobnogo specialista [Eh/r]. - R/d: e-mail: [email protected]

2. Ismailov, T.A. Integraciya obrazovaniya i proizvodstva // Rossiyjskoe professionaljnoe obrazovanie: opiht, problemih, perspektivih: materialih Vserossiyjskoyj konferencii (Moskva, 23-24 aprelya 2009 g.) // [Eh/r]. - R/d: http://www.edu.meks-info.ru/tezis/150

3. Ageev, V.S. Mekhanizmih Event-koncepcii // Menedzhment. - 2008.- № 2.

4. Veksler, A. Specialjnihe sobihtiya (special events) kak instrument svyazeyj s obthestvennostjyu [Eh/r]. - R/d: http://eventmarket.ru

5. Cutlip S.M., Center A.H, Broom G.M. Effective public relations, 1994.

6. Perelihgina, E.B. Psikhologiya imidzha. - M. - 2009.

7. Dihmarskaya, O.Ya. Professionaljnoe obrazovanie i rihnok truda: opiht i perspektivih vzaimodeyjstviya // Rossiya reformiruyuthayasya: ezhegodnik. - 2005 / otv. red. L.M. Drobizheva. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 31.01.12

УДК 378.147

Pushkaryeva T.P. INFORMATION MODELING OF MEMORY. The work is devoted to information modeling of process of educational information memorization. The structure of memory is presented, the memory features that influence on the level of memorization of the material are allocated. The forms of information presentation, improving the quality of remembering, are described.

Key words: information modeling, memory, memory properties, the threshold of remembering.

Т.П. Пушкарева, доц. СФУ, г. Красноярск, Е-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАМЯТИ

Работа посвящена информационному моделированию процесса запоминания учебной информации. Представлена структура памяти, выделены характеристики памяти, влияющие на уровень запоминания материала. Описаны формы представления информации, улучшающие качество запоминания.

Ключевые слова: информационное моделирование, память, свойства памяти, порог запоминания.

Становление и развитие информационного общества, характеризующегося высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей производства предъявляют высокие требования к качеству образования специалистов.

В настоящее время сложилась ситуация, когда уровень математического образования выпускников школ и ВУЗов, в том числе педагогических, не соответствует требованиям современного общества и образовательных стандартов, причем несоответствие с каждым годом расширяется и углубляется.

Одну из главных причин мы видим в неприспособленности учащихся к восприятию информации необходимого качества и объема. Нужны новые принципы и формы получения и освоения информации, основанные на личностных характеристиках учащихся. Одной из важнейших таких характеристик является память. Знание структуры памяти, ее сущности, с нашей точки зрения, поможет выбрать методы и средства обучения математике, которые позволят повысить качество математического образования.

Проблема памяти в обучении занимает центральное место у многих исследователей-педагогов. Ведь для того, чтобы повысить качество обучения необходимо понять, почему учащиеся так быстро забывают учебную информацию; какие методы надо применять, чтобы запоминание было наиболее долгим?

По определению, память - это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе.

Еще И.М. Сеченов указывал на то, что память является «краеугольным камнем психического развития». Главную особенность человеческой памяти Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения, не в «зеркальности» запечатления, а в переработке воспринятой информации, в классификации и сортировке воспринятых образов [1]. Именно эта особенность является условием возможности психического развития.

В последнее время появилось достаточно много теорий, описывающих работу памяти, в том числе и когнитивных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.) [2-4].

Большинство теорий в качестве основного параметра для классификации памяти выделяют характер обработки информации в памяти. Это означает, что информация может удерживаться в памяти различное время, в соответствии с ее обработкой. На этой основе различают сенсорную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

В сенсорную память поступает информация, собранная со всех органов чувств, но, как правило, в основном, это информация, собранная посредством зрения и слуха. Человек может разместить в сенсорной памяти большое количество зрительной информации, и она короткое время остается там в необработанном виде. При этом некоторая часть этой информации передается в кратковременную память, она отбирается с помощью избирательного внимания (сосредотачиваясь на существенной информации и отбрасывая несущественную).

Считается, что в кратковременную память информация поступает в том случае, если ей было уделено определенное внимание.

Основное внимание ученых - физиологов направлено на изучение именно кратковременной и долговременной памяти. В настоящее время выделяют две точки зрения на механизмы хранения и консолидации следа памяти [5].

Суть первой заключается в том, что информация попадает в отдел долговременного хранения через кратковременную память. Кратковременная память не в состоянии долго удерживать информацию, поэтому она может исчезнуть навсегда. Чтобы информация хранилась долго, биохимические процессы, ее обеспечивающие, оказываются растянутыми по времени. Поэтому возникает большая глубина следа хранимой информации, и она может воспроизводиться в человеке спустя длительный промежуток времени после ее получения.

Согласно другой точке зрения, все зависит от того, насколько близко или далеко находится след памяти от порога считывания. Если след памяти находится в окрестности порога считывания, то информация хранится долго и считывается быстро и без усилий. Если след памяти попадает в подпороговое состояние, то воспроизвести информацию очень трудно и создается впечатление, что информация просто забыта (рис.1).

ние. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления, так как мышление использует факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 сек) образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет от 5 до 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления.

Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из сенсорной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Таким образом, если удается обратить внимание учащихся на что-либо, сосредоточить их внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека.

Оперативная (буферная) память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти, так как она выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

порог К

область памяти быстрого считывания информации

^информация

область памяти, где считывание информации затруднено

Рис. 1. Порог считывания

Отечественный специалист по вопросам памяти нейрофизиолог Р.Ю. Ильюченок [6] считает, что попадание следа памяти в окрестность порога считывания зависит от степени эмоциональной окрашенности информации в момент ее предъявления.

Оба подхода не отрицают существование кратковременной и долговременной памяти, но каждая вкладывает в эти понятия свой смысл. Рассмотрим суть этих понятий.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замеще-

V

Рис. 2. Модель обработки информации в памяти

Рис. 3. Модель процесса запоминания информации

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Доказано, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму.

Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Вместе с тем все виды памяти взаимосвязаны и работают как единая система (рис.2). Одну из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработали американские ученые Р. Аткинсон и Р. Шифрин [7].

В долговременной памяти находится все, что задержится в ней больше, чем несколько минут и хранятся в отличие от кратковременной памяти не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации.

Назначение долговременной памяти — стабильно хранить информацию и обеспечивать доступ к хранимым данным. Объем долговременной памяти безграничен, также как и длительность хранения информации. Процесс долговременного запоминания информации называется консолидацией следа в памяти. Консолидация следа — это процесс, который длится от 1 до 24 ч после предъявления стимула.

П. Линдсней и Д. Норман [8] утверждают, что результатом исчезновения информационных единиц являются две причины - стирание и интерференция.

С точки зрения психологии, интерференция (от лат. inter -взаимно, между собой и ferio - ударяю, поражаю) - ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект [9]. Например, услышав спорные факты, человек одновременно пытается удержать этот спорный момент в голове и продолжать слушать собеседника. Таким образом он отключает свое внимание от всего остального и тем самым неосознанно убирает эффект интерференции.

Стирание происходит за счет того, что глубина следа поступившей в долговременную память информации уменьшается со временем, и наступает момент, когда он стирается совсем. Ученые показали, что интенсивность следа памяти убывает в геометрической прогрессии в зависимости от числа предъявленных единиц информации.

Значит, для повышения уровня запоминания необходимо разработать способы, противодействущие стиранию следа. Один из самых простых способов - многократное повторение этой информации. Однако запоминание разрозненных слов - достаточно тяжелый процесс, который можно облегчить, заменив отдельные слова их смысловыми структурами. Но повторение одной и той же информации снижает эмоциональную окраску и, следовательно, уровень внимания. Поэтому необходимо многократное повторение смысловой информации с вариацией.

Важно отметить при этом, что методы подачи информации должны учитывать теорию барьеров Кедрова: чтобы максимально большее количество материала попало в долговременную память необходимо между старыми и новыми структурами вклю-

чить ассоциативные образы. Таким образом, с точки зрения более прочного запоминания и оставления более глубоких следов памяти в процессе предъявления учебной информации необходимо формировать целостный охват ситуации, при этом особенно значительна роль ассоциативных образов.

Извлечение информации из долговременной памяти напрямую зависит от того, как она была сохранена (записана) и закодирована.

Обобщая все сказанное выше, процесс запоминания информации можно представить в виде модели (рис. 3) [10].

Виды памяти. В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились более сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.

Модально-специфические виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление - эйдетизм -выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развития модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.

Образная память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.

По некоторым представлениям, ее морфологической основой служат сложные нейрональные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно,

что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий припоминания забытого материала.

Кроме этого иногда выделяют также эмоциональную и словесно-логическую память.

Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы их разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.

Законы памяти. В настоящее время разработано и используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на тренировке воображения и т.п. Все эти методы основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных на практике законов памяти. Рассмотрим их подробнее.

Впечатление и эмоции. Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.

Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.

Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

Повторение. Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: “Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это”.

Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Ассоциации. Один из способов запомнить факт - это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившись в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и изменившись под их воздействием.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий.

Осмысленное восприятие. Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа “дерево”. Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко и Компактно представить большой объем информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Входное Итоговое

тестирование тестирование

Рис. 1. Результаты эксперимента

Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейся информации.

Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

При запоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что уровень запоминания будет выше, если подаваемая информация будет:

1. осмысленной и эмоционально окрашенной;

2. предъявлена как целостный охват всего объекта изучения;

3. подаваться в долговременную память в виде осмысленных связей в старые и новые структуры; между старыми и новыми структурами необходимо вставить ассоциативные образы.

4. представляться в виде, обеспечивающем полноту считывания конкретной информационной структуры; чем больше информационных “дыр” в структуре, тем труднее идет процесс считывания.

Библиографический список

Кроме этого следует отметить: для того чтобы информация из кратковременной памяти попала в долговременную, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека.

Для подтверждения полученных результатов был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте принимали участие студенты первого курса Красноярского госпедунивер-ситетеа им. В.П. Астафьева факультета естествознания. При обучении математике в первой группе (контрольной) занятия проводились с помощью традиционных методов и средств. В экспериментальной группе использовались методы и учебные материалы, созданные на основе полученных рекомендаций.

На рис.1 представлены результаты входного и итогового тестирования.

Как видно из диаграммы, учет особенностей запоминания учебной информации позволяет повысить уровень запоминания, и как следствие - уровень образования. Проведенный эксперимент подтвердил теоретически полученные результаты.

1. Сеченов, И.М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения: избр. философ. и психол. произведения. - М., 1956.

2. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание. - М.; Воронеж, 1996.

3. Зинченко, В.П. Функциональная структура зрительной памяти / В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич. - М., 1980.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: избр. психолог, исследования. - СПб., 1997.

5. Синицын, Е. Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения. - Новосибирск, 2001.

6. Ильюченок, РЮ. Память и адаптация. - Новосибирск, 1979.

7. Atkinson R.C., Shifrin R.M. Human memory: A proposed system and its control processes // The psychology of learning and motivation. London: Academic Press, 1968.

8. Линдсней, П. Переработка информации у человека / П. Линдсней, Д. Норманн. -М., 1974.

9. Интерференция // Большая психологическая энциклопедия. - М., 2007.

10. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 1999.

Bibliography

1. Sechenov, I.M. O predmetnom mihshlenii s fiziologicheskoyj tochki zreniya: izbr. filosof. i psikhol. proizvedeniya. - M., 1956.

2. Zinchenko, P.I. Neproizvoljnoe zapominanie. - M.; Voronezh, 1996.

3. Zinchenko, V.P. Funkcionaljnaya struktura zriteljnoyj pamyati / V.P. Zinchenko, B.M. Velichkovskiyj, G.G. Vuchetich. - M., 1980.

4. Vihgotskiyj, L.S. Mihshlenie i rechj: izbr. psikholog. issledovaniya. - SPb., 1997.

5. Sinicihn, E. Teoriya tvorchestva. Strukturnihyj analiz mihshleniya. Teoriya integrirovannogo obucheniya. - Novosibirsk, 2001.

6. Iljyuchenok, R.Yu. Pamyatj i adaptaciya. - Novosibirsk, 1979.

7. Atkinson R.C., Shifrin R.M. Human memory: A proposed system and its control processes // The psychology of learning and motivation.

London: Academic Press, 1968.

8. Lindsneyj, P. Pererabotka informacii u cheloveka / P. Lindsneyj, D. Normann. -M., 1974.

9. Interferenciya // Boljshaya psikhologicheskaya ehnciklopediya. - M., 2007.

10. Gamezo, M.V. Atlas po psikhologii / M.V. Gamezo, I.A. Domashenko. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 31.01.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.