Научная статья на тему 'Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в российской экономике'

Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяконов Евгений Валерьевич

В статье рассмотрены характерные черты предпринимательства и инноваций, показаны роль предпринимательства в реализации инноваций и типы предпринимательских структур, участвующих в жизненном цикле инновации. Представлены результаты анализа региональных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с точки зрения сбалансированности мер по поддержке предпринимательства и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дьяконов Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в российской экономике»

УДК-334

МЕХАНИЗМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Е. В. Дьяконов

Аннотация. В статье рассмотрены характерные черты предпринимательства и инноваций, показаны роль предпринимательства в реализации инноваций и типы предпринимательских структур, участвующих в жизненном цикле инновации. Представлены результаты анализа региональных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с точки зрения сбалансированности мер по поддержке предпринимательства и инноваций.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, жизненный цикл инновации, программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Введение

Сложившаяся структурная деформация российской экономики обусловливает необходимость ее кардинальной переориентации с добычи и экспорта сырья на производство и экспорт инновационной продукции и новых знаний. Основная трудность в достижении указанной цели заключается не только в технологическом отставании от развитых стран Западной Европы и США, но и в существенных изъянах сложившейся институционально-рыночной системы, которая создает значительные барьеры предпринимательству и инновационному развитию. Учитывая тот факт, что на территории Российской Федерации, которая занимает 11,4 % территории суши, в недрах которой сосредоточено 13-15 % мировых текущих запасов нефти и газового конденсата и около 35 % запасов природного газа, проживает 2,3 % населения, сохранение сложившейся модели развития национального хозяйства с низким уровнем предпринимательской активности, создания и диффузии инноваций обуславливает нарастание не только угрозы отставания в экономическом развитии, но и утраты территориальной целостности государства. В связи с этим важным является исследование проблем развития предпринимательства в инновационной сфере.

Активизация инновационно - предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность выступает весьма сложным специфическим видом хозяйственной деятельности, которая тесно связанна с появлением и распространением инновационных процессов, различные аспекты данной взаимосвязи отмечены ведущими экономистами ХХ-ХХ1 веков (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, П. Друкер, П. Самуэльсон, Т. Питерс,

К. Нордстрем, Й. Риддерстрале и др.). Так, Й. Шумпетер обращает внимание на то, что предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии, проводит в жизнь новые сочетания производственных факторов и тем самым вносит вклад в экономический прогресс. Ф. Хайек видит в предпринимательстве процесс спонтанных открытий. П. Друкер указывает, что «предприниматель должен находится в целенаправленном поиске источников инноваций, перемен и их признаков, указывающих на возможность для успешной инновационной деятельности» [1, с. 39]; для него в основе предпринимательства должна, прежде всего, лежать систематическая инновационная деятельность. Предприниматель для П. Самуэльсона - это новатор, человек, обладающий проницательностью, оригинальностью мышления и смелостью. В работах Т. Питерса предпринимательская деятельность понимается как «рост, изобретение, творчество и польза. В своем лучшем виде это создание вещей, которые делают жизнь менее обременительной, чем она была в средние века» [2]. Шведские авторы К. Нордстрем и Й. Риддерстрале утверждают, что «весь бизнес есть шоу-бизнес», то есть получение предпринимательской прибыли в условиях информационного общества обусловлено не просто созданием «новых комбинаций», но умением донести эти новшества до потребителя, вызвав у него положительные эмоции [3].

Предпринимательство обладает особыми свойствами, среди них иногда выделяют [4, с. 9-10]: базовые - организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода; производные - принятие экономического риска, владение факторами производства, лидерство и т.д. В.Я. Горфинкель считает,

что важнейшими чертами предпринимательства являются самостоятельность и независимость; экономическая заинтересованность; хозяйственный риск и ответственность [5, с. 16]. Сопоставив позиции авторов, можно выделить следующие характерные черты предпринимательства: организационно-хозяйственное новаторство, самостоятельность и независимость, риск и ответственность, заинтересованность в получении выгоды. Особая роль предпринимательства в развитии современной экономики реализуется на основе выполнения им специфических функций как локального организатора инновационных изменений: технологических, организационных, экономических, финансовых, рыночных, культурно-ценностных и др. При этом предприниматели могут осуществлять реализацию микро-, мезо- и макроинноваций, способствуя формированию инновационной ренты в цепочке создания добавленной стоимости [6]. Таким образом, предпринимательство можно рассматривать как специфический вид экономической деятельности, который выражается в совокупности отношений физических и юридических лиц в процессе разработки и использования инноваций, влекущих возникновение имущественной ответственности, целью создания которых является получение экономической или какой-либо иной выгоды в условиях экономической свободы и неопределенности.

Внедрение инноваций является неотъемлемым свойством, характерной чертой предпринимательства на современном этапе развития экономики. Вместе с тем инновации в настоящее время интерпретируются с различных точек зрения: как система, процесс, изменение, результат [7, с. 6]. С учетом сло-

жившихся подходов (Н.И. Лапин, И.В. Афонин, Е.Е. Румянцева, И. Бернар, Ж.-К. Колли, О.М. Хотяшева, В.М. Аньшин, Л.М. Гохберг, М.И. Королев, Р.А. Фатхутдинов,

А.Н. Фоломьев и др.) инновацию можно рассматривать как результат интеллектуальной и творческой деятельности, воплощенный в новом продукте, технологии, организационно-управленческом решении, внедрение которого создает дополнительный экономический, социальный, научно-технический, экологический или иной полезный эффект. Инновация обладает рядом характерных черт: научно-техническая либо организационно-управленческая новизна; коммерческая и производственная реализуемость; наличие объективной или скрытой потребности в инновации; производство реального полезного эффекта. Реализация перечисленных характеристик осуществляется посредством предпринимательской деятельности. Инновация становится таковой, пройдя через определенные этапы, в том числе маркетинговые исследования, коммерциализацию, внедрение, которые реализуются во многом благодаря предпринимательству. В результате предпринимательской деятельности научные исследования и разработки находят воплощение в конкретном товаре (услуге), посредством изучения коммерческой реализуемости, возможностей производства реального полезного эффекта (экономического, экологического, социального).

Взаимосвязь предпринимательства и инновации можно наглядно представить на многоуровневой схеме жизненного цикла инновации, отражающей сложность, многоэтапность инновационного процесса (рис. 1).

Высокорисковые инвестиции (средства заинтересованных компаний, венчурных фондов, бизнес-ангелов и т.п.)

Инвестиции в производство (средства заинтересованнвк компаний, соинвесторо4 акционеров, кредиторов, реинвестированная прибьшв от самого проекта)

| | | | Динамика п^ибьши

Рис. 1. Многоуровневая схема жизненного цикла инновации

Активизации инновационных процессов способствует широкое распространение двух типов предпринимательских структур: инновационно-предпринимательских и управленче-ско-предпринимательских. Создание, разработка, внедрение конкретной инновации осуществляется действующей либо вновь созданной инновационно-предпринимательской структурой, обладающей правами (частью прав) на инновацию и инновационную ренту (часть инновационной ренты). Важную роль также играют субъекты инновационного бизнеса, которые наряду с институтами развития обеспечивают финансирование и/или профессиональное консультирование, исследование рынков, выстраивание бизнес-процессов по созданию инноваций. Жизненный цикл инновации (ЖЦИ, отмечен на схеме жирной ломаной кривой) включает жизненный цикл нового товара, услуги, решения (ЖЦТ). В процессе ЖЦТ инновационный процесс продолжается: в продукт вносятся изменения, улучшения, доработки. Серым цветом (рис. 1) выделены этапы ЖЦТ - это преимущественно поле деятельности управленческо-предпринимательской структуры, реализующей полезный эффект инновации. Эти структуры осуществляют адаптацию производства, маркетинг, сбыт, инвестиции в расширение производства, улучшение технологических процессов, маркетинговые инновации, доработки, незначительные усовершенствования и т. д. Инновационно-предпринимательская структура после внедрения инновации и роста капитализации должна иметь возможность

выхода из данного инновационного процесса (реализовав права на инновацию), чтобы инициировать новый инновационный процесс, в противном случае она превращается в управ-ленческо-предпринимательскую структуру.

Как свидетельствует мировой опыт, чтобы инновационно-предпринимательская структура успешно осуществляла непрерывную инновационную деятельность (систематическое создание, сопровождение и внедрение инноваций) необходимо формирование системы институтов развития (финансовые доноры, субъекты производства, субъекты инфраструктуры), реализация мероприятий поддержки инновационно-предпринимательских структур, рост спроса на инновационные разработки [8]. Активизация стадий ЖЦИ должна обеспечиваться определенными институтами развития и конкретными мерами поддержки инновационно-предпринимательских структур для каждой стадии. Построение системы институтов развития и применение гибких мер поддержки на каждой стадии ЖЦИ в совокупности может обеспечить устойчивость и динамичное развитие инновационного предпринимательства.

В связи с переносом центра тяжести социально-экономических преобразований в России на низовые этажи территориально-управленческой иерархии особое значение для регионов приобретает проблема инновационных вызовов. Важным для регионов становится самостоятельный выбор конструктивных вариантов приспосабливания к меняющейся ситуации и реализация собственной

адаптивной стратегии инновационного развития в непрерывно обновляющемся техноэко-номическом пространстве. Создание институтов развития и мер поддержки инновационного предпринимательства, как часть стратегии инновационного развития регионов, целесообразно включать в число мероприятий государственных и муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом необходимо, чтобы на практике активизация инновационных процессов использовалась в качестве принципа построения региональных программ поддержки и развития предпринимательства.

В настоящее время накоплен определенный опыт разработки программ поддержки и развития предпринимательства в регионах. В связи с этим рассмотрим указанные программы, принятые органами исполнительной власти регионов СФО, на предмет их направленности на инновационное развитие. При анализе мер поддержки принимались во внимание меры, направленные не только на стимулировании и поощрение инноваций как таковых, но и инвестиций, которые также могут нести в себе инновационную направленность. В ходе изучения двенадцати программ регионов СФО в каждой из них были определены мероприятия, направленные на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Как свидетельствует проведенный анализ подобные мероприятия, реализуемые в субъектах СФО, можно разделить на две группы:

1) мероприятия, связанные с расходами по созданию и развитию институтов развития: бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центров прототипирования, центров субконтрактации, кластеров и т.д.;

2) мероприятия, предполагающие предоставление различных субсидий, связанных с ведением инновационной и инвестиционной деятельности, на возмещение затрат на патентование инновационных СМСП, коммерциализацию разработок и производство и реализацию инновационных товаров, подготовку документов для участия инновационных проектов в международных и межрегиональ-

ных конкурсах, создание научными и образовательными учреждениями СМСП, реализацию программ по тепло- и энергосбережению, приобретение оборудования для выпуска продукции, техническое перевооружение СМСП.

Важным показателем, отражающим инновационную и инвестиционную направленность исследуемых программ, является объем финансирования рассмотренных выше мероприятий в каждом регионе СФО. Лидерами по объемам финансирования указанных мероприятий являются Республика Алтай, Кемеровская и Новосибирская области, аутсайдерами - Иркутская область, Республики Тыва и Хакасия. Тем не менее, абсолютный показатель расходов в полной мере не отражает реальной ситуации. Для учета срочности программ используем среднегодовой показатель расходов на реализацию изучаемых мероприятий. По этому показателю лидируют Томская область, Красноярский край, Кемеровская область.

В целях оценки значимости региональных программ, учета различий в экономическом потенциале регионов необходимо использовать относительный показатель инновационной и инвестиционной направленности программ: доля расходов на мероприятия, стимулирующие инвестиции и инновации, в общей сумме расходов предусмотренной региональной программой развития СМСП. В среднем по регионам СФО данный показатель составляет 18,6 %. Лидерами по данному показателю являются: Омская, Томская области, Республики Бурятия, Тыва, Красноярский край (в этих регионах величина показателя колеблется в пределах от 30 % до 44 %). Ко второй группе относятся регионы: Алтайский край, Кемеровская область, Республика Хакасия (от 20 % до 30 %). К третьей группе относятся: Забайкальский край, Республика Алтай, Иркутская и Новосибирская области (доля расходов, предназначенных для стимулирования инновационной и инвестиционной активности, в этих регионах не превышает 10 %). В таблице 1 приведены рейтинги субъектов СФО по показателям среднегодовой суммы расходов на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности СМСП и доле указанных расходов в общих расходах по всем мероприятиям региональных программ. Последняя строка отражает совокупную рейтинговую оценку, построенную на основании рейтинга по среднему и относительному показателю.

Таблица 1 - Рейтинг регионов СФО по инновационной и инвестиционной направленности мероприятий по поддержке СМСП

Регион Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

Показатель

Среднегодовые расходы 7 11 12 3 2 8 5 6 4 10 9 1

Доля 6 9 12 7 4 10 1 11 3 5 8 2

Итоговый рейтинг 6 11 12 5 3 10 3 9 4 7 9 1

Заключение

На основе многоуровневой схемы жизненного цикла инноваций установлена тесная взаимосвязь инновационной и предпринимательской деятельности. Проведенный анализ региональных программ поддержки и развития СМСП на предмет инновационной и инвестиционной направленности указывает на то, что в них слабо отражена значимость решения проблемы связанности развития предпринимательства и инноваций (средняя доля затрат на инновационные и инвестиционные меры поддержки по программам регионов СФО - 18,6 %). Недостаточная взаимосвязь предпринимательства и инновации является упущенным звеном в современной российской экономической политике, в рамках которой реализуется подход раздельного стимулирования предпринимательства и инноваций. Инновации стимулируются и поддерживаются разными федеральными министерствами (Минэкономразвития РФ, Минобрнауки РФ) и государственными корпорациями (РОСНАНО, Ростехнологии), предпринимательство - одним министерством (Минэкономразвития РФ). Отсутствие единого центра принятия решений и разбалансированность поддержки по сферам и территориям приводят к неравномерному развитию элементов связки «предпринимательство - инновации» относительно друг друга. В настоящее время медленно решается основные проблемы предпринимательства: рентного способа ведения предпринимательской деятельности и извлечения прибыли в РФ (частный случай - коррупция), обеспечения надежной защиты прав собственности [9], формирования благоприятного

отношения в обществе к предпринимательству, а также оптимизации налоговой нагрузки на предпринимательские структуры. Без сбалансированной, научно обоснованной системы мероприятий, учитывающей особенности ЖЦИ, по стимулированию обоих элементов связки «предпринимательство - инновации» (желательно из единого центра) достижение сколько-нибудь существенных результатов в обеспечении сокращения отставания российской экономики от экономик развитых стран представляется маловероятным.

Библиографический список

1. Друкер П. Бизнес и инновации. - М.: Виль-ямс, 2007. - 432 с.

2. Питерс Т. Представьте себе. - Санкт-Петербург: BestBusinessBooks, 2006. - 352 с.

3. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в силе фанк. - Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. - 280 с.

4. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Наука, 1991. - 112 с.

5. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В. . Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В .А. Шван-дара. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 581 с.

6. В. В. Бирюков, В.В. Бирюкова. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности: монография. -Омск: СибАДИ, 2010. - 260 с.

7. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 295 с.

8. Киндзерский Ю. Институты развития: принципы формирования и проблемы использования в экономических преобразованиях // Общество и экономики. - 2010. - № 7-8. с. 56-78.

9. Вишневский В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. -2001. - № 9. - с. 41-62.

MECHANISMS OF ACTIVISATION OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIAN ECONOMY

E. V. Dyakonov

The article deals with the characteristics of entrepreneurship and innovation, and shows the role of entrepreneurship in the implementation of innovation and types of business structures, in-

volved in the innovation life cycle. The results of analysis of regional support and development programs for small and medium business concerning balance between measures of support for entrepreneurship and innovation are shown in the article.

Дьяконов Евгений Валерьевич - Основные направления научной деятельности: государственная поддержка малого предпринимательства в условиях формирования инновационной экономики Общее количество опубликованных работ: 6. email: [email protected]

УДК 338.583

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

М. А. Зоткина

Аннотация. В современных условиях при неопределенности внешней среды и нарастающей конкурентной напряженности в сфере грузовых автоперевозок наиболее актуальным становится вопрос о снижении транспортной составляющей. Одним из путей достижения этой цели является применение организационно-экономических методов управления себестоимостью автотранспортных услуг.

Ключевые слова: грузовое автотранспортное предприятие, автотранспортные услуги, ценообразование, себестоимость, организационно-экономические методы.

Введение

Одним из важнейших направлений современного развития экономики России является совершенствование транспортного комплекса. На это ориентированы задачи, поставленные в Транспортных стратегиях Российской Федерации на периоды до 2020, 2030 годов.

Среди всех видов транспорта, участвующих в перевозочном процессе, автомобили, как высокоскоростные транспортные средства, позволяющие доставлять грузы от «двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку, в основном, используются для формирования небольших потоков продукции на короткие расстояния. Но высокая себестоимость автотранспортных услуг влияет на конечную стоимость готового продукта. Кроме того, зависимость динамики перевозочного процесса от степени развития рыночной конъюнктуры, влияет на цены транспортных услуг, что может быть и следствием, и причиной очередного витка инфляционной спирали.

Значительные колебания спроса на транспортную продукцию при изменении социально-экономических условий и повышенной кон-

куренции потребовали новых подходов к процессу управления предприятиями. Перед ними ставится задача быстрой и успешной адаптации в современных нестабильных экономических условиях конкурентной среды.

Приоритетным направлением в деятельности предприятий должна быть организация эффективного управления себестоимостью автотранспортных услуг с целью формирования её оптимальной структуры, позволяющей снижать величину тарифов, что является главным фактором в повышении общедоступности и конкурентоспособности перевозочного процесса, и в конечном итоге приводит к снижению транспортной составляющей, получению прибыли и обеспечению устойчивого финансового состояния.

Основная часть

Начинать процедуру управления себестоимостью автотранспортных услуг, необходимо, согласно экономической теории, с проведения детального анализа и мониторинга условий внешней и внутренней среды, в которой осуществляется перевозочный процесс.

Переход к рыночным отношениям в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.