А.Ф. ШУПЛЕЦОВ
зав. кафедрой экономики предприятия и предпринимательской деятельности Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск
e-mail: [email protected] С.Ю. ЧЕРНИГА
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск е-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрены возможности для реализации инновационного потенциала малого предпринимательства в Иркутской области в современных условиях. Дана оценка научного потенциала региона в области инноваций. Проведен анализ программ поддержки малого предпринимательства со стороны органов власти на региональном и муниципальном уровнях. Выявлены факторы, препятствующие успешному развитию малого предпринимательства. Представлены альтернативные источники финансирования реализации инновационных проектов.
Ключевые слова: инновации, Иркутская область, малое предпринимательство, инновационная активность.
УДК 334.7:338.24 ББК 65.291.551-21
A.F. SHUPLETZOV
Chairholder, Chair of Economy of Enterprise and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, Doctor of Economics, Professor, Irkutsk
e-mail: [email protected] S.YU. CHERNIGA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
CONDITIONS OF INNOVATION IMPLEMENTATION INTO ACTIVITY OF SMALL ENTREPRENEURSHIP OF IRKUTSK REGION
The article considers the possibilities for the implementation of innovative potential of small entrepreneurship in the Irkutsk region in contemporary conditions. It assesses the scientific potential of the region in the sphere of innovations and analyzes the support programs for small entrepreneurship provided by the authorities at the regional and municipal levels. The authors have identified the factors interfering successful development of small entrepreneurship and suggested some alternative sources of funding for innovative projects.
Keywords: innovation, Irkutsk region, small entrepreneurship, innovative activity.
В современных экономических условиях одной из приоритетных задач государства является создание благоприятных условий, способствующих эффективному развитию инновационной деятельности предпринимательского сектора. Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов представляет собой наиболее не защищенный от внешних воздействий сектор
экономики. В то же время осуществление хозяйственной деятельности в этом секторе должно быть доступным для всех социальных слоев населения, привлекательным и относительно простым.
На сегодняшний день Иркутская область обладает высоким инновационным потенциалом, успешная реализация которого должна существенно улучшить социально-экономи-
© А.Ф. Шуплецов, С.Ю. Чернига, 2011
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
ческое положение региона. Ключевая особенность такого сценария развития состоит в сочетании имеющихся экономических потенциалов наиболее крупных городов с возможностями опережающего роста экономики за счет широкого внедрения инноваций. Особую роль в этом типе развития инновационной деятельности должен сыграть инновационный потенциал научно-образовательного комплекса г. Иркутска при условии поддержки со стороны органов местного самоуправления города и использования возможностей трансферта технологий.
В Иркутской области сосредоточен самый значительный, по сравнению с другими регионами СФО, научный, научно-технический и образовательный потенциал. На Иркутск приходится порядка 90% инновационного потенциала области.
Научный потенциал г. Иркутска составляют 9 институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, 5 институтов Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 3 научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов.
Кроме того, значительное внимание распространению инноваций уделяется правительством Иркутской области, а также администрациями муниципалитетов. Для организации работы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Иркутске, координации взаимодействия органов власти с ассоциативными и общественными объединениями предпринимателей и субъектами малого и среднего предпринимательства при городской администрации создан и функционирует Наблюдательный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске, а при мэре г. Иркутска — Совет по малому и среднему предпринимательству.
В регионе постоянно растет уровень инновационной активности предприятий. По имеющимся данным, он вырос с 3,5% в 2000 г. до 7,5% в 2009 г. [4]. Вместе с тем следует заметить, что инновационная деятельность развивается недостаточно активно. В долгосрочной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011-2012 годы в качестве приоритетной
задачи ставится усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства. На реализацию данной программы предусмотрено 87,2 млн р. Из них 21,5 млн планируется направить на поддержку организаций, осуществляющих микрофинансо-вую деятельность, и 13,0 млн — на предоставление финансовой помощи в создании новых бизнес-единиц. Однако в программе не заложены средства на финансирование НИОКР и капитальных вложений. Отсутствие государственного финансирования негативно скажется на результатах развития НИОКР и инновационной деятельности в регионе. При этом уже в 2009 г. число созданных здесь передовых производственных технологий составило 8 единиц (третье место в СФО), что в 2 раза меньше, чем в 2008 г. [1].
Наиболее восприимчивыми к инновациям являются малые и средние предприятия. К примеру, в Иркутске выстроена система поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, решением городской думы от 31 августа 2007 г. утверждена муниципальная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы», в соответствии с которой оказывается содействие участию предпринимателей в конференциях и семинарах, проводятся бесплатные консультации и организуются курсы повышения квалификации для предпринимателей и менеджеров малых предприятий, компенсируются затраты субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с их участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях. На финансирование данной программы (реализовать ее планируется в течение пяти лет) предусмотрено 39 712 тыс. р. из городского бюджета. При этом основными направлениями расходования средств являются инвестиционно-финансовая поддержка малых предприятий, а также обучение и переподготовка их кадров. Такого объема финансирования явно недостаточно для оказания эффективной помощи предприятиям малого бизнеса [2].
В качестве одного из приоритетов в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в программе обозначена инновационная деятельность. Разработана специальная концепция поддержки инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг., которая включает в себя
ИзвестияИГЭА. 2011. № 4 (78)
оценку текущих инновационных потребностей и возможностей, предполагаемые сценарии развития инновационной деятельности, а также механизм их реализации. Наиболее перспективный из этих сценариев — «Иркутск — центр инновационной экономики». Данный сценарий предусматривает разработку муниципальной инновационной политики, обеспечивающей опережающие темпы развития инновационной деятельности в г. Иркутске как центре инновационной экономики Сибири и Дальнего Востока, и реализацию ее путем поступательного развития муниципальной инновационной системы.
Так как малые инновационные компании на ранних стадиях их функционирования могут получать инвестиционные ресурсы, как правило, только в специализированных инвестиционных институтах — у «бизнес-ангелов», в фондах венчурных и прямых инвестиций, то на первый план выходит проблема отсутствия в Иркутске указанных институтов. Однако уже в ближайшее время планируется создание «Байкальского сообщества "бизнес-ангелов"», которое будет оказывать содействие эффективному и безопасному вложению капиталов, объединению и соинвестированию частных инвестиций, в том числе в виде участия его в венчурных фондах и других формах предоставления финансовых русурсов.
В целях обеспечения субъектам малого предпринимательства доступа к финансовым ресурсам Фондом поддержки малого предпринимательства Иркутской области разра-
ботано новое направление в предоставлении займов на развитие бизнеса — микрокредитование. Преимуществом данной формы финансирования является упрощенная процедура оформления кредита и доступные условия кредитования [3].
Кроме того, в 2009 г. был создан Иркутский областной гарантийный фонд. Задачей его является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства посредством представления поручительств по обязательствам (кредитам, займам и т.п.) этих субъектов и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, в коммерческие банки-партнеры, а также путем осуществления иных видов деятельности, направленных на реализацию региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории Иркутской области.
Основными факторами, препятствующими внедрению инноваций в Иркутской области, являются недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая помощь со стороны государства, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости инноваций, неопределенность экономической выгоды от их использования. Однако, несмотря на все сложности, малое предпринимательство в ходе формирования благоприятных условий для его развития будет оказывать все большее влияние на экономический рост, а также стимулировать структурную перестройку экономики Иркутской области.
Список использованной литературы
1. Долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011—2012 годы: постановление правительства Иркут. обл. от 22 окт. 2010 г. № 251-пп / / Областная газета. 2010. 22 окт.
2. Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008—2012 годы»: решение Думы г. Иркутска от 31 авг. 2007 г. № 004-20-400606/7 / / Иркутск официальный. 2007. 17 сент.
3. Об утверждении плана мероприятий по реализации муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008—2012 годы»: постановление администрации г. Иркутска от 11 окт. 2010 г. № 031-06-2314/10 // Иркутск официальный. 2011. 28 янв.
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
Bibliography (transliterated)
1. Dolgosrochnaya tselevaya programma «Podderzhka i razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Irkutskoi oblasti» na 2011—2012 gody: postanovlenie pravitel'stva Irkut. obl. ot 22 okt. 2010 g. № 251-pp // Oblastnaya gazeta. 2010. 22 okt.
2. Ob utverzhdenii munitsipal'noi tselevoi programmy «Razvitie sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v g. Irkutske na 2008—2012 gody»: reshenie Dumy g. Irkutska ot 31 avg. 2007 g. № 004-20-400606/7 // Irkutsk ofitsial'nyi. 2007. 17 sent.
3. Ob utverzhdenii plana meropriyatii po realizatsii munitsipal'noi tselevoi programmy «Razvitie sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v g. Irkutske na 2008—2012 gody»: postanovlenie administratsii g. Irkutska ot 11 okt. 2010 g. № 031-06-2314/10 // Irkutsk ofitsial'nyi. 2011. 28 yanv.
4. Sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www.gks.ru.
ИзвестияИГЭА 2011. № 4 (78)