Научная статья на тему 'Механизм взаимосвязи отраслей АПК и производителей сельскохозяйственной техники (на примере зерносушилок)'

Механизм взаимосвязи отраслей АПК и производителей сельскохозяйственной техники (на примере зерносушилок) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдюшев Р. М.

Рассмотрена современная взаимосвязь отечественных отраслей АПК и предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Сформулирована гипотеза стратегии развития этой связи. На примере предприятия-изготовителя (зерносушилки) ОАО «Мельинвест» изложен механизм формирования совместного функционирования обеих отраслей с учетом их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимосвязи отраслей АПК и производителей сельскохозяйственной техники (на примере зерносушилок)»

УДК 631.3:631.563.2

P.M. Абдюшев

оао висхом

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТРАСЛЕЙ АПК И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЗЕРНОСУШИЛОК)

Рассмотрена современная взаимосвязь отечественных отраслей АПК и предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Сформулирована гипотеза стратегии развития этой связи. На примере предприятия-изготовителя (зерносушилки) ОАО «Мельинвест» изложен механизм формирования совместного функционирования обеих отраслей с

учетом их ра вития.

В соответствии с перспективным развитием народного хозяйства страны перед российской экономикой стоят первостепенные задачи ускорения темпов развития агарного сектора и промышленного производства сельскохозяйственной техники, удвоения ВВП, снижения продовольственной безопасности и повышения благосостояния жизни. Реализ ация этих задач во можна при наличии современной и высокотехнологичной материально-технической базы (МТБ) производства сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимо осуществлять параллельно реформирование и экономическое устройство минимум двух отраслей: сельского хозяйства и

сельскохозяйственного машиностроения. Это должно являться ключевым этапом в стратегии развития агропромышленного комплекса страны и обеспечения населения отечественными продуктами питания. Ба ис для осуществления и реали ации этого в России имеется [1]. Однако проведение подобной реформы требует стратегических подходов и оценок для её реализ ации.

Следует отметить, что большинство стран, особенно экономически ра витых, на правительственном уровне следят а продовольственной не ависимостью и в этих целях субсидируют своё сельское хо яйство и государственных источников. Такие дотации в стоимости произведённой продукции составляют, например, в ЕС -до 50%, США - до 30% и Канаде - до 40%. Для того, чтобы обеспечить равные условия конкурентоспособности для отечественных сельхо прои водителей, необходима финансовая поддержка в среднем 1011 долл. США на гектар сельхо угодий [1]. Таких свободных ресурсов пока российский агропромышленный комплекс не имеет. Поэтому стратегия ра вития АПК должна быть согласованной со стратегией ра вития отрасли сельскохо яйственного машиностроения, в которой необходимо реали овать первостепенную и конкретную стратегическую цель, по воляющую осуществить экономический рост обеих отраслей.

В этой свя и, по нашему мнению, ра витие отраслей АПК и сельскохо яйственного машиностроения должно включать в себя качественное преобразование и обоснование экономической системы, повышение эффективности её функционирования, в т.ч. конкретных прои водителей сельскохо яйственной продукции и техники, и, как следствие, рост конкурентоспособности. При этом подъём и развитие должно осуществляться с исполь ованием имеющихся материальных и

финансовых ресурсов, а также с привлечением и со данием новых источников. В тоже время следует учитывать, что на процесс ра вития ока ывают существенное влияние внешнее окружение, в т.ч. конкуренты и специфика осуществляемой деятельности.

Если допустить, что стратегия ра вития есть поиск оптимального механи ма функционирования,

обеспечивающего достижение целей прои водственной

системы путём эффективного исполь ования внутренних переменных (существующего потенциала) с учётом внешней среды и поиска альтернативных решений в условиях внутренних перемен и внешних и менений, то такое положение вполне соответствует объекту наших исследований: предприятию - и готовителю

сельскохозяйственной техники ОАО “Мельинвест” (г. Н.Новгород). В этом случае следует только уточнить значения “поиска альтернативных решений в условиях внутренних ... изменений”. Если “внешние” и частично “внутренние” изменения диктуются и проводятся в жиз нь государственной политикой, то “внутренние и менения” во многом ависят от экономической и прои водственной деятельности каждого объекта прои водства той или иной продукции. Для сельхо машиностроительных предприятий такая деятельность может аключаться в реструктури ации прои водства и системы управления им, увеличении номенклатуры продукции и перевооружении структурных подра делений, контроле а качеством выпускаемой продукции и повышении квалификации работающего персонала и т.д. Всё перечисленное влияет на рост конкурентоспособности конкретного предприятия.

Необходимо отметить, что до настоящего времени (начиная с 1991 г.) со стороны государства практически отсутствует жёсткий контроль а органи ационно-экономическим обеспечением ра вития отраслей АПК и сельскохо яйственного машиностроения. По нашему мнению, в свя и с во никновением проблем, относящихся к продовольственной безопасности страны, необходимо определиться на государственном уровне с отраслевой политикой в сельском хо яйстве и сельскохо яйственном машиностроении. Эта политика может состоять и нескольких уровней и иметь комплексный характер для решения стратегических адач (рис. 1).

Данная схема в общем виде отражает стратегию ра вития и функционирования отраслей АПК и сельскохо яйственного машиностроения на период их подъёма, когда на прои водимую ими продукцию имеет место неопределённость рыночных отношений. В этих условиях каждый субъект уровня аграрной политики должен реали овать свои стратегические адачи. Так, по нашему мнению, политика, государственная, федеральных округов и, частично, субъектов федерации, должна содействовать реализ ации стратегических з адач:

политических, международных, экономических (на уровне дотаций) и социальных (на уровне подъёма жи ненного уровня нации). Субъекты федерации (частично), органы местного самоуправления и предприятия - и готовители продукции (аграрный сектор и сельскохо яйственное машиностроение) обя аны реали овывать

технологические, конкурентные и рыночные

стратегические адачи, от которых непосредственно ависит достойный прожиточный уровень местного населения и работников, участвующих в прои водстве продукции.

Рисунок 1 - Политический уровень и комплексный характер стратегических задач АПК

Таким образом, современные стратегии отраслей АПК и сельскохозяйственных машиностроителей требуют ра работки конкретных целей, адач и методов их достижения. В этой свя и нами предлагается рассмотреть ключевые моменты формирования стратегии ра вития обеих отраслей в совокупности и конкретного предприятия - прои водителя сельскохо зяйственной техники ОАО “Мельинвест” на примере реали ации ерносушилок.

Достижение стратегических целей и эффективное исполь ование имеющегося потенциала ра вития обеих отраслей, т.к. они в аимосвя аны по многим политическим и функциональным уровням (рис. 1), может быть осуществлено при реали ации определённых условий, которые со даются в ре ультате органи ационно-экономического комплекса мероприятий. Этот комплекс, прежде всего, относится к государственной и региональной поддержке и должен включать:

^ выработку государственной и региональной политики в АПК с определением приоритетов в развитии системы машин и технологий;

^ стимулирование освоения в АПК высоких отечественных технологий прои водства и переработки сельскохо яйственной продукции и технических средств для их реали ации;

государственный

протекциони м реструктури ации отечественного машиностроения;

(региональный) и ра вития

^ стимулирование структурной перестройки инженерной инфраструктуры предприятий

агропромышленного прои водства, систем технического сервиса, материально-технического, информационноконсультационного и кадрового обеспечения;

^ правовое и финансовое обеспечение государственных и региональных Программ, направленных на ра витие АПК и сельскохо яйственного машиностроения.

Так как отрасли АПК и сельскохозяйственного машиностроения являются составными частями народного хо яйства россии, то следует предположить, что ра работка стратегии управления прои водственной деятельностью отдельного

сельхо машиностроительного предприятия является и представляет собой часть или подэтап стратегического плана функционирования экономики страны. В этом случае концепция стратегического управления таким предприятием может предусматривать такой методологический подход, как целеполагание. В основе данного подхода принято достижение определённых пока ателей деятельности, полученных на ба е приоритетных направлений ра вития. В нашем случае предприятия ОАО “Мельинвест” (г. Н.Новгород). При этом последовательность целевого подхода в нашем случае состоит и четырёх параметрических ориентиров (рис. 2).

Рисунок 2 - Последовательность целевого подхода к реализации цели развития предприятия сельскохозяйственного

машиностроения

Следует отметить, что при ценовом подходе исходным элементом являются цели ра вития, которые определяются исходя и общей экономической стратегии, ра работанной на федеральном и региональном уровнях. В нашем случае, такой общей экономической аграрной стратегии пока не ра работано. Поэтому стратегией ра вития конкретного машиностроительного предприятия следует при нать, на основе структурного, качественного и количественного анали а состояния предприятия, сформулированные цели, принципы и подходы его (предприятия)

функционирования и ра вития. В этом случае органи ационно-экономическое обеспечение реали ации ра вития предприятия предполагает три мероприятия:

1. Формирование организ ационных,

прои водственных и финансово-экономических условий для устойчивого роста пока ателей функционирования предприятия.

2. Проведение структурно-прои водственных преобразований на предприятии согласно ра работанному стратегическому плану.

3. Повышение эффективности функционирования систем менеджмента и качества выпускаемой продукции (сельскохо яйственной техники).

Можно спрогно ировать, что эти мероприятия послужат формированию экономической устойчивости предприятия - прои водителя сельскохо яйственной техники и в кратчайший период (при условии стабильного по итивного ра вития экономики страны) преодолеть условия неопределённости рыночных отношений на данную технику. В этом случае механи м

АПК

I ___________________

Ф ормирование стратегии развития предприятия - производителя сельхозтехники

г

Разработка ганизационно-эконом ического механизма реализации

предприятия-прои водителя сельхо техники

Г

О ценка последствий разработанной стратегии

предприятия - ■*

прои водителя сельхо техники

Оценка состояния и выявление путей подъёма АПК и источников ра вити

разработки стратегии развития предприятия, специализирующегося на производстве

сельскохозяйственной техники, представляет довольно сложную систему (рис. 3). Эта система требует многозвенной оценки, формирования, разработки и реализации этапов функционирования структур управления и производства предприятия, чтобы обеспечить рост его экономических показателей на планируемый временной период.

Рисунок 3 - Механизм разработки стратегии развития предприятия - изготовителя сельскохозяйственной техники

Учитывая масштабность структурный

преобразований на предприятии - производителе

сельскохо яйственной техники (рис. 3), во никает

необходимость в прогно ировании последствий

реструктуризации этого предприятия. В этом случае важным моментом является полнота представления общей структуры предприятия, что обеспечивает прогно каждого её элемента при изменении базовык условий [2]. Для наших исследований базовыми условиями являются стратегические мероприятия развития отрасли АПК, которые пока ещё не реализуются должным образом.

Конструктивный подход к построению экономической системы предполагает, что в ходе ее становления необходимо определить: основные и

второстепенные элементы, их мотивацию, факторы, на неё воздействующие, алгоритм принятия экономических решений, иерархию её элементов и их вертикальную (горизонтальную) регуляцию, виды адаптации субъектов к изменению системы, особенности отбора элементов в ней. При этом данная экономическая система распадается на два уровня: “сферу контроля” - органы управления и контроля, между которыми перемещаются потоки экономической информации по ценам, нормативам, директивам и т.п., и “реальную сферу” - предприятия, между которыми циркулирует поток “реальной информации” о продукции и услугах.

Рассмотренные органи ационно-экономические подходы к стратегии ра вития отраслей АПК и сельскохо яйственного машиностроения, а также ра работанный нами механи м (рис. 3) стратегии

ра вития предприятия - прои водителя сельскохо яйственной техники в большей степени относятся к экономической устойчивости и функционированию в аимосвя анных прои водственных систем. При отсутствии устойчивости и наличии условий неопределённости рыночных отношений между отраслями, проанали ированные системы малопригодны. Однако механи м стратегии ра вития предприятия -прои водителя сельскохо яйственной техники может быть в ят а ба овую систему, к которой следует ра работать или подобрать методологические подходы к выбору стратегии и оценке эффективности её реализ ации.

Литература

1. Коломейцев, Н. В. Состояние инженерно -технического обеспечения села и сельскохо яйственного машиностроения. Проблемы, прогно , поиск выхода и кризиса [Текст]/Н.В. Коломейцев, А. А. Ежёвский, Ю.А. Голомысов//Материалы парламентских слушаний 30.31 октября 1997 г. - М.: Изд. Госдумы, - 1998. - 3 с..

2. Неклесса, А. Стратегическая симфония [Текст]/А. Неклесса, Экономические стратегии - 2003. -№ 4. - 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.