Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УСЛУГ'

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика услуг / производители / потребители / спрос / предложение / цифровизация / взаимодействие / прибыль / полезность / service economy / producers / consumers / demand / supply / digitalization / interaction / profit / utility

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов М. А., Гасанов Э. А., Зубарев А. Е.

В условиях цифровизации в экономике услуг происходят существенные изменения, которые влияют на механизм взаимодействия производителей и потребителей. В экономической литературе отмечается недостаточная теоретическая освоенность сущности и динамики процессов, происходящих в экономике услуг. Понимание и практическое представление о механизме взаимодействия производителей и потребителей во многом способствует пониманию особенностей их взаимоотношения и поведения, что обеспечить более эффективное функционирование экономики услуг. На современном рынке уже сложилась определенная модель поведения производителей и потребителей, отличная от поведения в традиционной экономике услуг. Механизм взаимодействия производителей и потребителей рассматривает цифровые коммуникации в более широком аспекте макроэкономике услуг, способствующие максимизации прибыли и полезности. При этом спрос и предложения на рынке рассматривается как долгосрочный и перманентный процесс взаимодействия производителей и потребителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of Interaction between Producers and Consumers in the Context of Digitalization of the Service Economy

In the context of digitalization, significant changes are taking place in the service economy that affect the mechanism of interaction between producers and consumers. In the economic literature, there is a lack of theoretical mastery of the essence and dynamics of the processes taking place in the service economy. Understanding and practical assumption of the mechanism of interaction between producers and consumers greatly contribute to the understanding of the peculiarities of their relationship and behavior, which ensures a more efficient functioning of the service economy. In the modern market, a certain pattern of producers and consumers’ behavior has already developed, which differs from the behavior in the traditional service economy. The mechanism of interaction between producers and consumers considers digital communications in a broader aspect the macroeconomics of services, contributing to the maximization of profit and utility. At the same time, supply and demand in the market is considered as a long-term and permanent process of interaction between producers and consumers.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УСЛУГ»

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

УДК 338.46:004

М. А. Гасанов, Э. А. Гасанов, А. Е. Зубарев

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ УСЛУГ

Гасанов М. А. — д-р экон. наук, профессор Института бизнес школы Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ), e-mail: mag.tpu.ru; Гасанов Э. А. — д-р экон. наук, профессор Высшей экономической школы Института экономики и управления (ТОГУ), e-mail: 006645@pnu.edu.ru; Зубарев А. Е. — д-р экон. наук, профессор, директор Института экономики и управления (ТОГУ), email: 000008@pnu.edu.ru

В условиях цифровизации в экономике услуг происходят существенные изменения, которые влияют на механизм взаимодействия производителей и потребителей. В экономической литературе отмечается недостаточная теоретическая освоенность сущности и динамики процессов, происходящих в экономике услуг. Понимание и практическое представление о механизме взаимодействия производителей и потребителей во многом способствует пониманию особенностей их взаимоотношения и поведения, что обеспечить более эффективное функционирование экономики услуг. На современном рынке уже сложилась определенная модель поведения производителей и потребителей, отличная от поведения в традиционной экономике услуг. Механизм взаимодействия производителей и потребителей рассматривает цифровые коммуникации в более широком аспекте - макроэкономике услуг, способствующие максимизации прибыли и полезности. При этом спрос и предложения на рынке рассматривается как долгосрочный и перманентный процесс взаимодействия производителей и потребителей.

Ключевые слова: экономика услуг, производители, потребители, спрос, предложение, цифровизация, взаимодействие, прибыль, полезность.

Цифровизация экономики услуг

Диффузия цифровых технологий характерно как для отраслей производства, так и для отраслей услуг. Новые цифровые технологии создают

© Гасанов М. А., Гасанов Э. А., Зубарев А. Е., 2024

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

единое технологическое и экономическое пространство, в котором взаимодействуют прежде разделенные сферы. В ядре происходящих изменений лежит процесс цифровизации - перевод информации в цифровой формат. Единое цифровое пространство стимулирует конвергенцию производителей и потребителей. Цифровые технологии преобразуют экономики услуг и кардинально изменяют содержание, структуру и характер экономических отношений. Существенные качественные изменения происходит в самих потребителях, на первое место выходят креативные составляющие, способные генерировать новые идеи, позволяющие производителям модернизировать производимые товары и услуги. В этих условиях динамизируется и модифицируется механизм взаимодействия между производителями и потребителями при решении проблем производства и удовлетворения потребностей. Механизм взаимодействия между производителями и потребителями - это совокупность управления и взаимоотношений, целевой функцией которого является рациональное хозяйствование и формирование устойчивых закономерностей в сфере производства и потребления. В последние десятилетия экономика услуг как часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг, стала многоплановым и многомерным. Под влиянием структурных сдвигов сформировалась многоуровневая система услуг. Современное развитие событий на всех уровнях заставляет взаимодействовать на новых принципах производителей и потребителей. Цифровизация порождает новые факторы, под влиянием которых рынок меняется постоянно. Новые факторы не отменяют традиционные, а приспосабливают их к новой экономической ситуации. Комбинация этих факторов формируют новую модель взаимодействия производителей и потребителей.

Новая архитектура экономики услуг отличается сложной системой хозяйственных и технологических связей. Уже функционирующая система связей формирует новые пропорции и структуры. Современная экономика услуг приобретает постиндустриальные черты с быстроразвивающимися различными отраслями на основе цифровизации.

В современных условиях на первый план вышли информационные факторы, затрагивающие технологические, финансовые, культурные, эмоциональные и другие аспекты развития экономики услуг.

Факторы трансформации экономики услуг

В настоящее время, в результате цифровизации к традиционным факторам экономики услуг добавились технологические. При этом их влияние на хозяйственную ситуацию в мире резко возрастает. Электронная торговля, новое международное разделение труда, связанные во многом с цифровизацией привели к реальной глобализации экономических процессов. Это выразилось одновременно в технологическом и организационном

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

плане. Глобализация и постиндустриализация изменили международную торговлю, международное движение капиталов и инвестиций, миграцию рабочей силы и валюты, активизацию и распределение информационных потоков и т. д. Новые процессы оказывают огромное влияние на все стороны международных экономических отношений.

В дальнейшем технологические факторы будут оказывать еще большее влияние на экономические процессы. Следовательно, анализ изменений в экономике услуг возможен только с учетом новых факторов.

Глобальные экономические процессы и цифровизация интенсивно влияют на рыночную среду, на взаимодействия производителей и потребителей. При этом экономический интерес лежит на основе всех форм их взаимодействия. В координатах цифровизации экономические процессы имеют высокую динамичность, порождая неустойчивость рыночной конъюнктуры в экономике услуг. В мире имеются много факторов, которые оказывают значительное влияние на экономику услуг, среди них можно выделить следующие:

1) в результате цифровой революции появились новейшие технологии;

2) цифровая революция внесла огромный вклад в развитие цифровых технологий, которые сформировали высокоскоростную глобальную информационную инфраструктуру, в том числе Интернет;

3) доминирующее значение приобрели темпы развития экономических наук, отвечающих за стратегию и тактику на рынке;

4) от уровня образования и культуры потребителей зависят применение на практике инновационных товаров и услуг;

5) образовательный уровень потребителей влияет на состояние экономических отношений, оказывают все большее влияние на взаимодействия с производителями;

6) определяющее значение имеет новые модели взаимодействия.

Приобретение динамичности взаимодействия производителей и потребителей в экономике услуг

Динамичность взаимодействия производителей и потребителей в рыночной среде завязаны с общими целями, посредством различных горизонтальных связей, зависимостей, обмена и потребления. Ускоренными темпами происходит динамичное развитие технологий взаимодействия производителей и потребителей. Это обусловлено комплексом качественных изменений в экономике услуг:

а) развитие всех отраслей услуг;

б) формирования процессной модели управления;

в) появление новых моделей коммуникаций с суверенными потребителями;

г) новые ожидания суверенных потребителей;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

д) развитие сквозных цифровых технологий;

е) бурный рост взаимодействий производителей и потребителей.

Производители стремятся создать новую систему способную наиболее эффективно воздействовать на поведение потребителей, на их спрос их товары и услуги. В долгосрочном периоде это обеспечить рыночную устойчивость производителей. В связи с этим проблема формирования устойчивых взаимодействий производителей и потребителей на базе цифровых технологий представляется весьма актуальной. Рост предложения, информационная мобильность предполагают тесному интерактивному взаимодействию производителей и потребителей. Они могут совместно улучшать качества товаров и услуг и добиваться их рыночному признанию. Для усиления рыночной позиции производители стремятся установлению партнерских взаимодействий с потребителями, используя их заинтересованности. Информационные возможности играют основную роль во взаимодействиях с потребителями [1, с. 85]. Для этих целей используются интернет-сервис, искусственный интеллект, робототехника, интеллектуальный анализ данных и другие. Современные цифровые технологии в экономике услуг получили наиболее широкое распространение в сфере электронной коммерции - при осуществлении контактов производителя, его снабженцев и поставщиков, сбытовиков и торговых агентов [2]. Контакты подобного рода предполагают автоматизированную пересылку заказов на поставку счетов и платежных поручений. Информационный обмен между сотрудничающими компаниями обеспечивает радикальное сокращение складских запасов и существенное ускорение оборота капитала [3].

Новая модель поведения производителей и потребителей

Под влиянием цифровизации в экономике услуг происходит:

1) рост качества информационного обмена и восприимчивости к внешней среде;

2) эффективное функционирование в информационной среде;

3) своевременная реакция на рыночные изменения;

4) изменение структуры инвестиций;

5) улучшение компетенций производителей и потребителей.

Под влиянием цифровизации формируется новая модель поведения производителей и потребителей, происходит их идентификация, персонализация благ и используется все каналы сбыта. При этом повышается профессионализм потребителей, которые предъявляют высокие требования к свойствам товаров и услуг. Они обладают высоким уровнем знаний о качественных параметрах, применении и использовании благ. На этой основе передовые компании сотрудничают с профессиональными потребителями, которые могут выступать в качестве источника инноваций спроса - новой базы роста[4] . Цифровые технологические тренды существенно влияют на цели, задачи и принципы построения бизнеса в экономике услуг [5]:

1) интеллектуальный композитный бизнес;

2) сбор и использования цифровых следов;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

3) создание сетей кибербезопасности, способных организовать периметр безопасности вокруг каждого потребителя;

4) цифровизация на основе сквозных бизнес-процессов с дальнейшим расширением масштабов автоматизации и до уровня экосистемы бизнеса.

Под интеллектуальным композитным бизнесом понимается бизнес, который может быстро адаптироваться и фундаментально перестраиваться в зависимости от текущей рыночной конъюнктуры. Для увеличения скорости цифровой трансформации компании меняют цифровую бизнес-стратегию, чтобы повысить гибкость и быстроты принятия эффективных решений. При этом повышается автономия структур, развитие их ключевых компетенций и демократизация принятия решений в компании. В этих условиях формируется бизнес-модель, обеспечивающее эффективное обслуживание потребителей. В рамках такой модели осуществляется координированное управление взаимоотношений с разными потребителями. Этот подход позволяет дифференцировать потребности, определить тренды ценностей и вырабатывать эффективные решения. Современные компании, функционирующие в рамках сертифицированной международной системы менеджмента качества, планомерно проводят исследования поведения потребителей по различным аспектам, в том числе по безопасности. Эти компании также свои усилия концентрируют на системах защиты для финансовых операций и для приобретения кредитных карточек по сети. Этот потенциальный рынок велик, потому что риск хищения денег до сих пор препятствовал коммерческому развитию этой сети [6].

Стратегическим компонентом является система внешних и внутренних коммуникаций и внедрение цифровых технологий. Система коммуникаций и наличие ресурсов, их конфигурация, возможность координации - основа механизма взаимодействия компании и потребителей. Создается уникальная модель взаимодействия, обеспечивающая за счет широкого применения цифровых технологий качественно новый уровень оперативности и комфорта приобретения потребителями различных благ. Компании могут использовать интернет - технологии, на следующих уровнях:

а) Интернет, внешних сетей, соединяющих компании между собой, для распространения коммерческой рекламы и как средства общения с потребителями внутренних сетей, соединяющих людей в рамках компании, для создания собственной информационной сети;

б) для создания коммуникационной сети между компанией и ее филиалами, представительствами и офисами.

С развитием экономики услуг коммерческое применение интернет-технологий становится весьма многообразным - от распространения коммерческой информации о товарах и услугах и последовательного обслуживания до дистанционной продажи [7].

Цифровизация дала экономику услуг и рынку электронные коммуникации, электронные средства обращения и учета - кредитные карточки, электронные акции, штриховой код, которые значительно ускоряют и упрощают расчеты [8].

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Фундаментальная основа роста взаимодействия производителей и потребителей

Сети являются фундаментальной основой для роста взаимодействия. Они представляют собой принципиально новую концепцию предоставления информации и навигации, понятную и производителям и потребителям. Она активно используется массовым потребителем. Коммерческие структуры повсеместно используют:

а) интегрированные информационные системы;

б) возможности предложения товаров через Сеть;

в) дополнительными возможностями Сети.

Однако, создание работающей компании, ориентированной на онлайн-торговлю, предполагает больших усилий и профессиональной работы.

Интернет-магазин - это профессиональная система розничной торговли, предоставляющая потребителям доступ к динамически обновляемой информации о конкретных спецификациях товаров и услуг, складской справке, движении заказа и т.д. Весь процесс покупки - от планирования заказа, по оформления и оплаты, до получения товара - можно осуществить, не выходя из дома или офиса. При этом достигаются удобства, подробная информация от производителей, отсутствие давления продавцов и экономия времени. Потребительское поведение, приобщенное к Интернету, характеризуется высокой развитостью и изобретательностью.

Электронная коммерция - это не только возможность совершения секретных финансовых транзакций, это еще и реклама, распространение и поддержка поставляемой продукции. В целом наблюдается бурный рост количества рекламы в Сети. Мгновенное и дешевое оповещение покупателей о наличии соответствующих товаров, изменении цен и специальных предложений может стать серьезным шагом в направлении к полноценным системам электронной коммерции [9].

По мере того, как бизнес приобретает все более и более мобильный характер, рост потребности в услугах средства связи не вызывает сомнений. С ростом популярности средств наземной беспроводной связи (сотовых телефонов и других) и Интернета, открывающих перед производителями и потребителями новые горизонты, наблюдается тенденция к быстрой интеграции всех видов современной связи.

Вход в Интернет сулит огромные преимущества, в особенности для небольших инициативных компаний. Причем основная масса операций приходится на средние и мелкие, часто очень мелкие компании.

Бурно растет объем электронной торговли в мире, где число потребителей подключенных к Интернет увеличивается с каждым годом [10]. В этой связи во многих странах мира принят закон об электронных подписях.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Индустрия цифровых технологий отличается еще тем, что приносит громадные прибыли, а цены снижаются с каждым годом. Более того, цифровая технология воздействует на все другие отрасли экономики. Она повышает производительность, снижает издержки, сокращает товарные запасы, способствует развитию электронной торговли, избавляет от лишних слоев менеджмента. Результат - радикальная структурная перестройка, делающая работу компании более эффективной.

Энтузиасты электронной коммерции находят и разрабатывают все новые и отнюдь не бесприбыльные ниши для своей деятельности. Через виртуальный рынок предлагают такие услуги: предоставление кредита и гарантийная поддержка, экспертное программное обеспечение для подбора необходимого варианта, обзоры, аналитические статьи и новости авторынка.

Качественное и количественное изменение экономики услуг улучшило состояние электронной торговли. По мере расширения сети, бумажное оформление сделок будет все более вытесняться электронным, что и позволит существенно сократить затрачиваемое на это время. Они дают возможность накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в громадных масштабах, с больной скоростью и высоким уровнем точности и надежности. С их помощью оперативно собирается, обрабатывается вся необходимая информация, включающая и состояние рынка самых различных товаров.

Новые признаки экономики услуг

Экономика услуг - экономическая система, характеризующаяся преобладанием неосязаемых благ (услуг) [11]. Характерной чертой экономики услуг является преобладание чисто информационных и финансовых услуг. Объемы сделок на фьючерсных, информационных, обменных, валютных, кредитных и инвестиционных рынках на несколько порядков превосходят объемы обычной торгово-закупочной деятельности. Всемирное распространение и наднациональный характер электронных рынков, основанных на глобальных сетях стали важнейшими факторами экономической деятельности.

Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что цифро-визация все больше и больше превращает информационной среду в экономическую и финансово-коммерческую сферу [12]. Это находит свое полное отражение в тех трансформациях, какие претерпевает современная экономика услуг, способствует развитию рынков типа, содержащего в себе саморегулирующийся механизм функционирования [13].

Цифровизация ускоряет развития экономики услуг, гибко реагирующей на меняющиеся потребности и изменения, происходящие в спросе и предложении. Цифровые технологии меняют характер взаимодействий

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

производителей и потребителей, перенося их в электронное пространство [14]. При этом наблюдается усиления роли потребителей, выступающие инициаторами рыночных действий. Эффективное взаимодействие производителей и потребителей определяет качества результативности производства [15]. Потребитель превращается в сопроизводителя.

Полагаем, что назрела необходимость в новом качестве осмысления объективных тенденций, присущих современному этапу развития взаимодействия производителей и потребителей. Содержание этого нового качества заключается в следующих ключевых положениях.

Во - первых, императивом является глубокое понимание перспективности развития рыночной экономики. Доминирующим фактором кардинальной ее трансформации стала цифровизация и создание адекватных технологических инфраструктур. Это предстает в качестве перспективного императива развития взаимодействия производителей и потребителей.

Во - вторых, цифровизация существенно меняет вектор развития рыночной экономики. Цифровое развитие детерминирует формирование нового качества экономической системы, которая становится наукоемкой. Новая экономическая ситуация объективно предопределяет обновление всех факторов и требует поиска новых форм их эффективной комбинации, формирующих основу качественного взаимодействия производителей и потребителей.

В - третьих, важнейшим организационно - экономическим условием комплексного постиндустриального развития рыночной экономики является система адекватных принципов взаимодействия производителей и потребителей, механизмов реализации и институтов развития.

Результативность взаимодействия производителей и потребителей и ожидаемая эффективность зависят от принципов и механизмов их качественного использования. Ключевая задача новых принципов и механизмов реализации эффективных решений заключается в том, чтобы потенциал взаимодействия производителей и потребителей превратить в фактор развития экономики. Эффективность взаимодействия определяется качеством механизмов и институтов реализации всех программ развития.

Библиографические ссылки

1. Марчанд Д., Хайкс Э. Использование информации при создании ценности // Маркетинг. 2012. № 4. С. 81-86.

2. Тарханова Н. П., Романов В. А. Цифровизация экономики сферы услуг: преимущества и угрозы // Вестник ЗабГУ. 2020. № 9. С. 111-120.

3. Головцова И. Г., Сучкова М. Ю. Цифровая трансформация сферы услуг в новых условиях // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 4. С. 81-86.

ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 1 (72)

4. Сливотски А., Вебер К. Управление спросом. Как создавать про-дукты-блокбастеры. М. : МИФ, 2013. 472 с.

5. Your Detailed Guide to Gartner Top Strategic Technology Trends for 2024. URL : https://www.gartner.com/smarterwithgartner/gartn (дата обращения: 10.01.2024).

6. Баранова И. В., Гапон М. Н., Голова Е. Е. Цифровизация финансовых услуг как направление инновационного развития России // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12, № 4. С. 2583-2598.

7. Сидоров А. А. Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 1. С. 39-47.

8. Радыгина Е. Г. Новые возможности взаимодействия с потребителями услуг в условиях цифровизации // Вестник Академии знаний. 2020. № 1. С. 201-206.

9. Сковиков А. Г. Цифровая экономика. Электронный бизнес и электронная коммерция. М. : Лань, 2022. 260 с.

10. Чадина Н. В. Мировые тенденции развития электронной торговли / // Теория и практика современной науки. 2022. № 4. С.114-119.

11. Райзберг Б. А. Основы экономики услуг. Смоленск : Смоленская городская типография, 2014. 296 с.

12. Ларина О. И., Морыженкова Н. В. Цифровизация финансового рынка: направления и технологии. М. : Русайнс, 2023. 130 с.

13. Черданов В. П. Правовое и экономическое регулирование деятельности саморегулируемых организаций сферы услуг // Международный правовой курьер. 2018. URL : ttp://www.inter-legal.ru>pravovoe-i-ek (дата обращения: 10.01.2024).

14. Тарханова Н. П., Романов В. Цифровизация сферы услуг: преимущества и угрозы // Вестник ЗабГУ. 2020. Т. 26, № 9. С.111-120.

15. Шульга Ю. Влияние потребителей на устойчивое развитие компаний: тактический маркетинг или стратегическое планирование. URL: https://www. Forbes.ru/biznes/429011 (дата обращения: 10.01.2024).

Title: Mechanism of Interaction between Producers and Consumers in the Context of Digitalization of the Service Economy

Authors " affiliation:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gasanov M. A. - Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation Gasanov E. A. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Zubarev A. E. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Abstract: In the context of digitalization, significant changes are taking place in the service economy that affect the mechanism of interaction between producers and consumers. In the economic literature, there is a lack of theoretical mastery of the essence and dynamics of the processes taking place in the service economy. Understanding and practical assumption of the mechanism of interaction between producers and consumers greatly contribute to the understanding of the peculiarities of their relationship and behavior, which ensures a more efficient functioning of the service economy. In the modern market, a certain pattern of producers and consumers' behavior has already developed, which differs from the behavior in the traditional service economy. The mechanism of interaction between producers and consumers considers digital communications in a broader aspect - the macroeconomics of services, contributing to the maximization of profit and utility. At the same time, supply and demand in the market is considered as a long-term and permanent process of interaction between producers and consumers.

Keyword: service economy, producers, consumers, demand, supply, digitalization, interaction, profit, utility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.