Научная статья на тему 'Новые возможности взаимодействия с потребителями услуг в условиях цифровой трансформации'

Новые возможности взаимодействия с потребителями услуг в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1416
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / сфера услуг / экономика взаимодействия / взаимодействие с потребителями / цифровые технологии. / the digitalization / the service sector / the economy of interaction / interaction / digital technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. Г. Радыгина

В сфере услуг в настоящее время активно используются технологические инновации, связанные с цифровизацией: сервисы интернет, мобильные приложения, продвижение через социальные сети, интеллектуальный анализ данных и элементы прогнозирования. В связи с этим алгоритмы взаимодействия с потребителями становятся все более информационно насыщенными и высокотехнологичными, меняется система взаимодействия производителей и потребителей: способы общения, процессы потребления, маркетинговые коммуникации, устраняются временные и пространственные ограничения. . Взаимодействие в экономике связано с причинностью, учет которой позволяет управлять процессами предоставления услуг и прогнозировать результат. Взаимодействие с потребителями должно выстраиваться на всех этапах обслуживания: до, во время и после приобретения услуги. Среди областей деятельности компании, на которые влияет цифровая трансформация: опыт работы с потребителями, операционный процесс, построение бизнес-моделей, изучение потребностей и интересов потребителей, персонализации предложений, индивидуализация процесса обслуживания и оценка удовлетворенности. В статье выделены каналы взаимодействия, определены принципы и условия взаимодействия с потребителями, указывается на необходимость совмещения воздействия цифровых и традиционных каналов взаимодействия с потребителями услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW OPPORTUNITIES FOR INTERACTION WITH SERVICE CONSUMERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The service sector is currently actively using technological innovations related to digitalization: Internet services, mobile applications, promotion through social networks, data mining and forecasting elements. In this regard, the algorithms for interaction with consumers are becoming more information-rich and high-tech, the system of interaction between producers and consumers is changing: communication methods, consumption processes, marketing communications, and time and space constraints are being eliminated. . Interaction in the economy is related to causality, which allows you to manage the processes of providing services and predict the result. Interaction with consumers should be built at all stages of service: before, during and after the purchase of the service. Among the areas of the company's activity that are affected by digital transformation are: customer experience, operational process, building business models, studying the needs and interests of consumers, personalization of offers, individualization of the service process, and satisfaction assessment. The article highlights the channels of interaction, defines the principles and conditions of interaction with consumers, and points out the need to combine the impact of digital and traditional channels of interaction with consumers of services.

Текст научной работы на тему «Новые возможности взаимодействия с потребителями услуг в условиях цифровой трансформации»

личество составило 11 484 единицы, что на 16,5% больше по сравнению с 2016 годом и на 15,5% - по сравнению с прошлым годом.

Из всего этого следует, что число сотрудников, улучившие свои жилищные условия и обеспеченные санаторно-курортным лечением растет, но отмечается крайне недостаточное финансирование таможенных органов РФ, что приводит к усилению социальной напряжённости в коллективах. Федеральной таможенной службой России проводится работа по истребованию дополнительных бюджетных ассигнований на мероприятие по предоставлению единовременной субсидии гражданским служащим.

Таким образом, нужно отметить, что ежегодно происходит увеличение сумм выделенных бюджетных ассигнований на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности ФТС России. Однако, несмотря на это, такой объем выделенного финансирования не в полной мере позволяет обеспечивать функционирование всех звеньев таможенной системы в финансово-хозяйственной деятельности и осуществлять мероприятия по реализации социальных гарантий должностным лицам таможенных органов.

Источники:

1. Гамидуллаева С.Н. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2018. 320с.

2. Минфин России[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126764 (дата обращения: 17.01.2020).

3. Мигел А.А., Трутнева Н.Ю. Социальный императив России: бедность большинства - богатство "избран-ных"//Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 295-299.

4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России//Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 80-87

5. Customs online [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://customsonline.ru/4418-finansy-na-sluzhbe-gosudavrstva.html (дата обращения: 10.01.2020).

Sources:

1. Gamidulaeva S. N. Education and science at the present stage of development of the EAEU: collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation. In 2 vols vol II / Under the General editorship of Professor C. N. Gamidullaev. SPb.: Saint-Petersburg named after V. B. Bobkov St. Petersburg branch of the MOUTH, 2018. 320c.

2. Ministry of Finance of Russia[Electronic resource] / access Mode: https://www.minfin.ru/ru / document/? id_4=126764 (accessed 17.01.2020).

3. Miguel A. A., trutneva N. Yu. Social imperative of Russia: poverty of the majority - wealth of the "chosen" / / Economy and entrepreneurship. 2018. No. 4 (93). Pp. 295-299.

4. Gomon I. V., Akhmetzyanov R. R., Neparko M. V., Postnova A.V. Current state and directions of development of interaction between foreign economic and customs activities in Russia/ / Economics and entrepreneurship. 2018. No. 2 (91). Pp. 80-87

5. Customs online [Electronic resource]/ access Mode: https://customsonline.ru/4418-finansy-na-sluzhbe-gosudavrstva.html (accessed 10.01.2020).

УДК 338.46 + 338.484.6 DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00037

Е.Г. Радыгина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, Россия, РИНЦ SPIN-код: 8279-8619 / ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2233-7734, radygina@bk.ru,

E.G. Radygina - candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate рrofessor of the department of tourism business and hospitality, federal state budgetary educational institution of higher education «Ural state university of economics».

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ NEW OPPORTUNITIES FOR INTERACTION WITH SERVICE CONSUMERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация. В сфере услуг в настоящее время активно используются технологические инновации, связанные с цифровизацией: сервисы интернет, мобильные приложения, продвижение через социальные сети, интеллектуальный анализ данных и элементы прогнозирования. В связи с этим алгоритмы взаимодействия с потребителями становятся все более информационно насыщенными и высокотехнологичными, меняется система взаимодействия производителей и потребителей: способы общения, процессы потребления, маркетинговые коммуникации, устраняются временные и пространственные ограничения. . Взаимодействие в экономике свя-

зано с причинностью, учет которой позволяет управлять процессами предоставления услуг и прогнозировать результат. Взаимодействие с потребителями должно выстраиваться на всех этапах обслуживания: до, во время и после приобретения услуги. Среди областей деятельности компании, на которые влияет цифровая трансформация: опыт работы с потребителями, операционный процесс, построение бизнес-моделей, изучение потребностей и интересов потребителей, персонализации предложений, индивидуализация процесса обслуживания и оценка удовлетворенности. В статье выделены каналы взаимодействия, определены принципы и условия взаимодействия с потребителями, указывается на необходимость совмещения воздействия цифровых и традиционных каналов взаимодействия с потребителями услуг.

Annotation. The service sector is currently actively using technological innovations related to digitalization: Internet services, mobile applications, promotion through social networks, data mining and forecasting elements. In this regard, the algorithms for interaction with consumers are becoming more information-rich and high-tech, the system of interaction between producers and consumers is changing: communication methods, consumption processes, marketing communications, and time and space constraints are being eliminated. . Interaction in the economy is related to causality, which allows you to manage the processes of providing services and predict the result. Interaction with consumers should be built at all stages of service: before, during and after the purchase of the service. Among the areas of the company's activity that are affected by digital transformation are: customer experience, operational process, building business models, studying the needs and interests of consumers, personalization of offers, individualization of the service process, and satisfaction assessment. The article highlights the channels of interaction, defines the principles and conditions of interaction with consumers, and points out the need to combine the impact of digital and traditional channels of interaction with consumers of services.

Ключевые слова: цифровизация; сфера услуг; экономика взаимодействия; взаимодействие с потребителями; цифровые технологии.

Keywords: the digitalization; the service sector; the economy of interaction; interaction; digital technology.

1. Введение

Цифровизация открывает новые возможности построения взаимоотношений с потребителями. В сфере услуг, «традиционно считающейся консервативной, в настоящее время происходит технологический прорыв: активно используется интернет-сервис, искусственный интеллект и робототехника, интеллектуальный анализ данных вместе с интернетом вещей, доверие через алгоритмы» [7, с. 56].

Актуальность исследования определяется тем, что взаимодействие с потребителями в сфере услуг становится все более технологичными, информационно насыщенными и требуют применения новых инструментов. Использование цифровых технологий меняет систему взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг: способы общения, процессы потребления, маркетинговые коммуникации, устраняя временные и пространственные ограничения.

Основными проблемами, требующими решения, являются: 1) необходимость построения взаимоотношений с потребителями услуг для обеспечения эффективности обслуживания и производственной деятельности, и 2) необходимость индивидуализации услуги для обеспечения удовлетворённости конкретного потребителя.

Целью исследования является выявление способов построения взаимодействий с потребителями в сфере услуг, отвечающих требованиям цифровой экономики.

Субъективная оценка качества продукта включает оценку потребителем качества продукта или услуги, а также оценку взаимодействия с компанией. В сфере услуг на результат взаимодействия влияет профессионализм и компетентность сотрудников. В цифровой среде взаимодействие носит обезличенный характер: потребитель в процессе общения предполагает наличие цифровых каналов связи, стандартизированность обслуживания, ограниченность эмоционального воздействия [8, с. 89]. В результате в более выигрышном положении оказываются организации, способные выстроить более близкие отношения с потребителем через цифровые каналы, проявляющие интерес к его личности и клиентскому опыту. Клиентский опыт - совокупность впечатлений, знаний, ассоциаций, получаемых потребителем в процессе взаимодействия с компанией. Клиентский опыт охватывает все каналы коммуникаций на всех этапах обслуживания.

Цифровая трансформация влияет на разные области деятельности предприятий сферы услуг: опыт работы с потребителями, операционный процесс и бизнес-модель [2, с. 41]. Взаимодействие с потребителями должно выстраиваться на всех этапах обслуживания: до, во время и после приобретения услуги. Цифровая трансформация предоставляет большие возможности для изучения потребностей и интересов потребителей, а также персонализации предложений, индивидуализации процесса обслуживания и оценки удовлетворенности.

2. Материалы и методы исследования

Понятие взаимодействия (interaction) - многозначное понятие. Оно используется в философии, педагогике, психологии, социологии, экономике и сервисологии.

Понятие социального взаимодействия рассматривали Э.М. Андреев, Г.М. Андреева, М. Вебер, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д. Майерс, Т. Парсонс, С.А. Рамзина, Е.И. Рогов и др. Психологическое содержание взаимодействия изучали Дж. Андерсон, Э. Берн, Б.Ф. Ломов, В.Н. Панферов, А.В. Петровский, Е.И. Рогова, Я. Шепаньский, В. Шмидт и др. Изучение взаимодействия с потребителями услуг строится на исследованиях Ф. Котлера, Дж. Хоманса, В.А. Морозова, Т.И. Трубицыной, Е. Джанджугазовой, Л.В. Сафоновой, В.Г. Федцова и

др.

В большинстве случаев под взаимодействием понимают взаимное воздействие или влияние. Этот термин употребляется для отражения специфики биологических, физических, природных, а также социальных процессов. Во взаимодействии поведение одного субъекта выступает стимулом для поведения другого и наоборот.

Особенности построения взаимоотношений с потребителями с использованием современных информационно-коммуникационных технологий изучались D. Dickson, R.C. Ford, B. Laval, D.K. Wright, M.D. Hinson, В.А. Плешакова, Е.В. Викторовой, Е.Р. Баткаевой, М.Е. Липатовой, А.А. Богатыревой, Е.Э. Суровой, М.А. Васильевой.

На эффективность взаимодействия с потребителями большое влияние оказывает коммуникация (процессы распространения и обмена информацией), способствующая возникновению у потребителя впечатлений и опыта потребительского поведения. Причем во взаимодействие вступают не только производители и потребители услуг, но и потребители между собой по поводу получения услуги.

3. Результаты исследования

Взаимодействие понимается нами как система взаимообусловленных действий субъектов, направленных на достижение совместных целей. Взаимодействие предполагает взаимное изменение поведения и деятельности субъектов. Взаимодействие в экономике связано с причинностью, учет которой позволяет управлять процессами предоставления услуг и прогнозировать результат [9, с. 9].

В сфере гостеприимства применяются информационные технологии, позволяющие решать разнообразные задачи, начиная от предоставления информации потенциальным потребителям до отслеживания удовлетворенности и получения обратной связи после оказания услуги (рис. 1).

Эффективное взаимодействие между участниками экономических отношений строится на основе единства целей всех участников, структурной целостности, а также согласованности общих и частных интересов в процессе взаимодействия [5]

Рис. 1. Системы информационных технологий, применяемые в сфере гостеприимства [1]

Формирование позитивного взаимодействия с потребителями в сфере услуг является сложной задачей, над которой необходимо работать постоянно. Предприятие заинтересовано не в одноразовом контакте при предоставлении услуги, а в выстраивании долгосрочных взаимоотношений на основе сотрудничества. Таким образом, задача состоит в прохождении потребителем всех этапов взаимодействия от первичного контакта до лояльного потребителя и партнера компании (рис. 2).

Рис. 2. Лестница взаимоотношений с потребителями [3, с. 27]

Управление взаимодействием с потребителями строится на следующих принципах:

- ориентация деятельности предприятия на долговременные партнерские отношения с потребителями;

- продажа средств решения проблем потребителей на протяжении всего периода взаимодействия;

- объединение стратегий активного приспособления к требованиям потребителей и целенаправленное воздействие на их ожидания и предпочтения;

- сотрудничество с потребителями, направленное на взаимное достижение целей, а также повышение социальной стабильности и качества жизни.

Дж. Хоманс понимает взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Согласно теории обмена поведение потребителей услуг определяется их предшествующим клиентским опытом, влияющим на условия взаимодействия: «чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия; если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения; когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения» [6].

В сети интернет наиболее популярными инструментами взаимодействия с потребителями являются: e-mail-рассылки, размещение рекламных статей, видеоролики, виртуальные экскурсии, контекстная реклама, социальные сети, вебсайты, баннеры и др. Важным условием взаимодействия является взаимодополняемость контактов в онлайн и оффлайн каналах. Каналы взаимодействия с потребителями разнообразны и постоянно расширяются: интерактивные экраны, POS-терминалы, терминалы самообслуживания, игровые приложения, оффлайн и онлайн магазины, мобильные приложения, digital ай, декстопы, интерактивное телевидение [4]. Причём, возможности каналов постоянно расширяются и элементы цифровизации постепенно входят в обычную оффлайн жизнь потребителей.

4. Обсуждение

Полученные результаты могут быть применены в различных сферах деятельности, связанной с оказанием услуг: туризме, гостеприимстве, бытовом обслуживании, образовании, управлении и т.п. Дальнейшее направление исследований связано с изучением социально-психологических механизмов восприятия потребителями информационного воздействия, исследованием готовности производителей услуг к требованиям цифровой экономики, проектированию модели взаимодействия с потребителями услуг в условиях цифровизации.

5. Заключение

Компании стремятся максимизировать воздействие на потребителя через различные цифровые каналы взаимодействия, допуская при этом ошибки: 1) использование только цифровых каналов, недооценивая воздействие традиционных каналов взаимодействия; 2) выбор одинаковых способов взаимодействия с потребителями на разных цифровых площадках; 3) непоследовательное использование цифровых инструментов и недооценка формирования стратегии взаимодействия с потребителями.

Развитие цифровой экономики позволяет выстраивать более прочные системы взаимодействия с потребителями на всех этапах оказания услуги посредством:

- более точного определения нужд, потребностей и запросов потребителей;

- большей индивидуализации торгового предложения, кастомизации продукции в процессе производства;

- оперативного отслеживания поведения каждого конкретного потребителя, оценки уровня удовлетворенности, организации обратной связи;

- оперативного реагирования на запросы потребителей, организации онлайн-процессов выбора, заказа, оплаты, доставки продукции и т.п.

Компании посредством цифровых технологий могут выстраивать более близкие отношения с потребителями не только через позиционирование и продажу продукта, но и через дополнительный опыт и сервис, что повышает лояльность к бренду и увеличивает количество повторных покупок. Построение эффективных взаимоотношений с потребителями строится на основе глубокого понимания запросов потребителя, обеспечения лучшего опыта взаимодействия, выборе правильной маркетинговой стратегии, обеспечении эффективности управления процессами на основе внедрения новых информационных технологий.

Источники:

1. Аскарова А. Г. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. URL: https://it-tourism.jimdo.com/тема-1/. Дата обращения: 12.10.2019.

2. Бутковская Г. В. Цифровые технологии взаимодействия с клиентами после покупки: основные тенденции и успешный опыт // Вестник университета. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-vzaimodeystviya-s-klientami-posle-pokupki-osnovnye-tendentsii-i-uspeshnyy-opyt. Дата обращения: 12.10.2019.

3. Каргашин, Н. Е. Система качества - не самоцель //Век качества. 2001. № 4. С.25-27. URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY6/sknsamo.html. Дата обращения: 31.01.2020.

4. Корнова, Г. Р. Управленческие технологии в эпоху новой технологической революции: опыт применения в сфере гостеприимства // Урал - XXI век: макрорегион неоиндустриального и инновационного развития: Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. Екатеринбург, 2018. С. 54-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36679967. Дата обращения: 31.01.2020.

5. Морозов, В. А. Экономика взаимодействия // Креативная экономика. 2014. Том 8. № 8. С. 80-87. URL: https://creativeconomy.ru/lib/5147. Дата обращения: 31.01.2020.

6. Николаев, В. Г. Дж. К. Хоманс. Социальное поведение: его элементарные формы (главы из книги) (перевод) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2001. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2001-02-016-homans-dzh-k-sotsialnoe-povedenie-ego-elementarnye-formy-glavy-iz-knigi-perevod. Дата обращения: 19.01.2020.

7. Овчаренко, Н. П. Цифровые технологии и диджитал-маркетинг: новые возможности для гостиничного бизнеса // Проблемы современной экономики. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/ntsifrovye-tehnologii-i-didzhital-marketing-novye-vozmozhnosti-dlya-gostinichnogo-biznesa. - Дата обращения: 12.10.2019.

8. Огурцова Ю. Н., Жабреева Н. А. Тенденции развития туристского рынка в Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития образовательного туризма на Урале: Материалы II Региональной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.Г. Радыгина. 2018. С. 86-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32723073. Дата обращения: 31.01.2020.

9. Трубицына, Т. И. Категория «Взаимодействие» в системе экономического знания // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2007. №1. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/kategoriya-vzaimodeystvie-v-sisteme-ekonomicheskogo-znaniya. Дата обращения: 19.01.2020.

10. Мирошниченко М.А., Зотова Т.С., Леготин И.А. Знания в рамках цифровой экономики как фактор развития информационного сектора // Вестник академии знаний. - 2019. - № 35 (6). - С. 193-200.

11. Чернышева А.М., Калыгина В.В. Развитие цифровизации регионов Российской Федерации // Вестник академии знаний. - 2019. - № 33 (4). - С. 235-239.

Sources:

1. Askarova A. G. Information and communication technologies in professional activity. (In Russian) URL: https://it-tourism.jimdo.com/тема-1/. Аccessed: 12.10.2019.

2. Butkovskaya G. V. Digital technologies of interaction with customers after purchase: main trends and successful experience. Vestnik universiteta. 2019. (In Russian) URL: https://cyberleninka.rn/article/ntsifrovye-tehnologii-vzaimodeystviya-s-klientami-posle-pokupki-osnovnye-tendentsii-i-uspeshnyy-opyt. Аccessed 12.10.2019.

3. Kargashin, N. E. the quality System is not an end in itself. 2001. No. 4. Pp. 25-27. (In Russian) URL: https://www.quality.eup.ru/MATERIALY6/sknsamo.html. Аccessed: 31.01.2020.

4. Kornova, G. R. Management technologies in the era of the new technological revolution: experience in the field of hospitality / / Ural-XXI century: macro-region of neo-industrial and innovative development: Materials of the III International scientific and practical conference. In 2 volumes. Responsible for the release of Y. P. Silin, E. B. Dvoryadkina. Yekaterinburg, 2018. Pp. 5458. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36679967. Аccessed: 31.01.2020.

5. Морозов, В. А. Экономика взаимодействия // Креативная экономика. 2014. Том 8. № 8. С. 80-87. (In Russian) URL: https://creativeconomy.ru/lib/5147. Аccessed: 31.01.2020.

6. Nikolaev, V. G. J. K. Homans. Social behavior: its elementary forms (chapters from the book) (translation) / / Social and humanitarian Sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 11, Sociology: an Abstract journal. 2001. No. 2. (In Russian) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2001 -02-016-homans-dzh-k-sotsialnoe-povedenie-ego-elementarnye-formy-glavy-iz-knigi-perevod. Аccessed: 19.01.2020.

7. Ovcharenko, N. P. Digital technologies and digital marketing: new opportunities for hotel business // Problems of modern economy. 2018. (In Russian) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-i-didzhital-marketing-novye-vozmozhnosti-dlya-gostinichnogo-biznesa. Accessed 12.10.2019.

8. Ogurtsova Yu. n. Trends in the development of the tourist market in the Russian Federation / / Problems and prospects for the development of educational tourism in the Urals: Materials of the II Regional scientific and practical conference. Responsible editor E. G. Radygina. 2018. Pp. 86-91. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32723073. Аccessed: Дата обращения: 31.01.2020.

9. Trubitsyna, T. I. Category "Interaction" in the system of economic knowledge / / Izv. Sarat. University of New. ser. Ser. Economy. Management. Right. 2007. No. 1. (In Russian) URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kategoriya-vzaimodeystvie-v-sisteme-ekonomicheskogo-znaniya. Аccessed: 19.01.2020.

10. Miroshnichenko M.A., Zotova T.S., Legotin I.A. Knowledge in the digital economy as a factor in the development of the information sector // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 35 (6). - S. 193-200.

11. Chernysheva A.M., Kalygina V.V. The development of digitalization of the regions of the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 33 (4). - S. 235-239.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00038

И.И. Саенко - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», saenkoir-ina@yandex.ru,

I.I. Saenko - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management and Marketing FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina ";

С.А. Дьяков - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», saenkoir-ina@yandex.ru,

S.A. Dyakov - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management and Marketing

FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina ".

ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО МЕТОДА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЯСНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ THE USE OF THE DYNAMIC METHOD OF ASSESSING COMPETITIVENESS IN DEVELOPING A STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE MEAT INDUSTRY IN THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В статье представлен анализ конкурентоспособности региональной мясной отрасли Краснодарского края, дана оценка достигнутого уровня использования имеющегося потенциала, выявлено влияние факторов макросреды на деятельность организаций мясной отрасли и предложена стратегия ее развития, общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов и платежеспособности, эффективности производственной деятельности. На основании динамического анализа выявлено, что фундаментальной причиной положительной динамики конкурентоспособности ОАО «Павловский мясокомбинат» на конец периода являются показатели финансового состояния предприятия и операционной эффективности. Основной причиной отрицательной динамики конкурентоспособности анализируемого предприятия, а, следовательно, и основным резервом его повышения является стратегическое позиционирование. Повысить данный показатель можно путем перепозиционирования торговой марки и дифференциации от конкурирующих торговых марок.

Annotation. The article presents an analysis of the competitiveness of the regional meat industry in the Krasnodar Territory, assesses the achieved level of use of the existing potential, reveals the influence of macroenvironment factors on the activities of organizations in the meat industry and proposes a strategy for its development, general economic results, financial results and solvency, and production efficiency. Based on the dynamic analysis, it was revealed that the fundamental reason for the positive dynamics of the competitiveness of Pavlovsk Meat Processing Plant OJSC at the end of the period is the indicators of the company's financial condition and operational efficiency. The main reason for the negative dynamics of competitiveness of the analyzed enterprise, and, consequently, the main reserve for its increase is strategic positioning. This indicator can be increased by repositioning the brand and differentiating from competing brands.

Ключевые слова: конкурентоспособность, финансовая устойчивость, платежеспособность, динамический анализ, стратегическое позиционирование, перепозиционирование, дифференциация, торговая марка

Keywords: competitiveness, financial stability, solvency, dynamic analysis, strategic positioning, repositioning, differentiation, brand

Анализ конкурентоспособности выбранных субъектов региональной мясной отрасли предполагает оценку достигнутого уровня использования имеющегося потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов и платежеспособности, эффективности производственной деятельности.

В ходе проведенного исследования, были проанализированы отзывы потребителей мясной продукции каждого субъекта мясной отрасли. И на основании экспертной оценки влияния факторов внешней макросреды в таблице 1 представлен расчет степени влияния на деятельность субъектов мясной отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.