Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ В ОБОРОТ ЗАБРОШЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ КАК ФУНДОМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕРИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ В ОБОРОТ ЗАБРОШЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ КАК ФУНДОМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕРИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

135
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шутьков Анатолий Антонович, Шутьков Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ В ОБОРОТ ЗАБРОШЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ КАК ФУНДОМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕРИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

зационно-экономические меры позволят стимулировать дальнейшее развитию интеграционных процессов, которые будут способствовать решению задач по импортозамещению, росту продовольственного обеспечения населения отечественными продуктами питания.

Литература

1. Россия в цифрах. Официальное издание. /Росстат. - М .: - 2017 - 543 с.

2.Миронова Н.Н. Формирование и использование производственного потенциала в АПК.- М.: - НИБ -2006 -367 с.

3.Шутьков А.А.Система управления агропромышленным комплексом.-М.: -НИБ- 2005 - 806 с.

4. Шутьков А.А. Продовольственная безопасность: теория, политика и практика.- М.: - НИБ- 2011. - 476 с.

5.Шутьков А.А., Шутьков С.А. Аграрная политика России: социально-экономические проблемы. - М.:- НИБ - 2008 - 340 с.

Шутьков А. А., Шутьков С. А.1

МЕХАНИЗМ ВВЕДЕНИЯ В ОБОРОТ ЗАБРОШЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ КАК ФУНДОМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕРИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье раскрыты причины вывода из оборота сельскохозяйственных угодий, их не использования, вызвавших спад производства продукции земледелия и животноводства, потерю России продовольственной независимости. Доказана необходимость их освоения, показана эффективность в условиях глобализации экономических процессов, роста конкурентной борьбы на мировых продовольственных рынках. Обоснована важность разработки Федеральной целевой программы ввода в оборот сельскохозяйственных земель, включающий механизм восстановления, корректировку нормативных документов, меры по формированию материально - технической базы, устранение недостатков в финансово - кредитной системе, повышение уровня государственной поддержки села, преодоление перекосов во внешнеторговых отношениях, активизацию инновационных процессов, создание приемлемых социальных условий для работников села.Предложены организационно-экономические основы формирования новой более эффективной ресурсно-инновационной модели использования сельскохозяйственных земель.

Ключевые слова: аграрная политика, ресурсы, механизмы, сельское хозяйство, стратегия, материально- техническое обеспечение, инновации, продовольственная безопасность, программа, импортозамещение, эффективность.

1 Шутьков Анатолий Антонович, академик РАН, доктор экономических наук, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса»; Шутьков Сергей Анатольевич, доктор экономических наук, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

В последние годы аграрный сектор экономики характеризуется положительными тенденциями роста производства. Улучшение организационно - экономической механизмов за последние годы при увеличении финансовой поддержки, вследствие введенных Россией ограничений по ряду позиций продовольственных товаров (в ответ на антироссийские экономические санкции) повысили стимулы развития сельского хозяйства. В значительной степени это достигнуто на основе благоприятного по метеорологическим условиям 2016 года, когда прирост производство продукции в растениеводстве по сравнению с 2015 годом составил 7,8%. Однако успехи последних лет не должны создавать иллюзию, что сельское хозяйство вышло на устойчивые темпы развития. Необходимо иметь в виду, что за прошедшие 25 лет производство сельскохозяйственной продукции в стране (включая дополнительные показатели Республики Крым) составило к уровню 1990 года немногим более 90%. В целом же объемы производства основных видов продукции находятся на уровне 40-летней давности.

Сегодня стабилизация рынка продовольственных товаров по -прежнему обеспечивается в значительной степени за счет высокой доли на нем импорта, который в 1990 году составлял 7,6 млрд. долл. США, а в 2016 ( несмотря на эмбарго на продовольственные товары России к ряду стран) достиг 24,9 млрд. (в 3,3 раза) при экспорте в основном зерна на 17 млрд. долл. США. Неоправданно высокий удельный вес импорта продовольствия оказывает негативное влияние как на экономику страны в целом, отвлекая огромные материально -технические, трудовые и финансовые ресурсы, так и на сельских товаропроизводителей сужая внутренние возможности для динамичного развития села, повышения занятости населения, роста его качества жизни.

Утрата Россией продовольственной независимости, вследствие просчетов в использовании ресурсного и инновационного потенциалов, вывода из оборота почти 40 миллионов гектаров пашни, ориентации в экономической политике органов власти на свободный рынок, крупномасштабный импорт продовольственных товаров, в ущерб развития отечественного производства вызвала необходимость принятия Правительством антикризисных мер по импортоза-мещению основных видов продуктов питания. Ныне эта проблема обострилась действиями западноевропейских стран и США в связи с событиями в Украине, проявившимися в санкциях на технику и технологии, финансовые институты и встречного эмбарго России на импорт ряда продовольственных товаров, усилением конкурентная борьба на внешнем рынке.

На этом фоне необходим пересмотр стратегии развития АПК и, прежде всего сельского хозяйства на основе восстановления заброшенных за годы аграрной реформы земель. Их использование на базе ресурсно-инновационных подходов модернизации агропромышленного производства позволит: значительно увеличить производство сельскохозяйственной продукции, повысить занятость населения, улучшить обеспеченность страны продовольственными товарами, обеспечить рост смежных с аграрным сектором отраслей экономики.

В стране имеются экономические ресурсы для исправления допущенных просчетов в аграрной политике, вызвавших в пореформенный период резкий спад производства, потерю продовольственной независимости России. Особое значение в этом имеет разработка и реализация нормативной базы. Анализ показывает, что за последние годы для агропромышленного производства принято множество федеральных законов, программ, доктрин, стратегий и других документов. Однако большинство из них носят декларативный характер с низким уровнем финансового и организационного обеспечения, не предусматривающих активизацию воспроизводственных процессов, связанных с рациональным использованием земельных ресурсов как основы интенсификации агропромышленного производства.

Не отвечает современным требованиям устойчивого развития сельского хозяйства и ныне действующая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в которой в 10 программах и подпрограммах не определен эффективный механизм вовлечения в оборот заброшенных земель. Заложенные в ней параметры не предусматривают необходимое техническое переоснащение производства, повышение рентабельности, создание условий для модернизации, коренное улучшение социальных условий жизни и престижа сельскохозяйственного труда. В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ проводится разработка и согласование новой редакции Госпрограммы с существенной корректировкой ее структуры на основе формирования 7 подпрограмм и 2 программам: «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»; «Обеспечение общих условий функционирования агропромышленного комплекса»; «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»; «Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса»; «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»; «Управление реализацией Государственной программы»; «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса». Предусматривается продлить действия двух ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года»; «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». К сожалению, в ее новой редакции не прослеживаются меры восстановления десятков миллионов гектаров выведенных из оборота заросших бурьяном и мелколесьем сельскохозяйственных угодий.

Вызывает сомнения возможность реализации послания президента В.В.Путина Федеральному собранию на 2016 год по введению в оборот заброшенных земель. В соответствии с его поручением 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользованию по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации». В Законе предусмотрено принудительное изъятие земель у собственников в судебном порядке (в случае в течение трех

лет), если эти угодья не используются с последующей передачей земельных участков на публичных торгах. Определены и другие административные меры.

Реализация данного Закона лишь частично направлена на решение данной проблемы. Как показывает анализ показателей за 2016 год, значительная часть землевладельцев не имеют возможностей для их распашки и использования в силу отсутствия достаточных материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов. Сегодня наметилась такая ситуация, когда вместо освоения заброшенных земель осуществляется перевод их в другие категории, не подлежащие изъятию. Как результат в истекшем году по сравнению с 2015 годом практически не увеличились посевные площади.

Анализ отечественного и зарубежного опыта, результаты исследований свидетельствуют, что освоение новых земель с рациональным их использованием должно носить целевой системный характер на базе разработки и реализации Программы восстановления выбывших из оборота сельскохозяйственных земель на базе новой Стратегии, учитывающей:

-формирование материально-технической базе с ее инновационной модернизацией;

- создание эффективной финансово-кредитной политики и механизмов экономических отношений;

- корректировку внешнеторговых отношений, обеспечивающих защиту отечественных товаропроизводителей через экономические инструменты регулирования;

- формирование систем кооперации и интеграции, повышение их эффективности;

- активизацию научно-технического прогресса, освоение эффективных технологий с использованием ресурсно-инновационных подходов направленных на рациональное использование сельскохозяйственных угодий;

- определение эффективных механизмов по приостановлению процессов деградации трудовых ресурсов сельских территорий ;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, улучшение использования профессионального потенциала руководителей и специалистов.

В целом, с учетом современных изменений в мировой экономики, обострившейся конкурентной борьбы на рынках освоение выведенных от оборота земель должна основываться на рациональном их использовании. При этом концептуальной основой Стратегии следует считать: первое -наиболее полное использование всего ресурсного потенциала на освоенных площадях (земли, животных, материально-технических, финансовых, трудовых ресурсах, достижений науки и передовой практики); второе- активизацию инновационных процессов с эффективными технологическими цепочками в процессах производства, транспортировки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на внутренних и внешних рынках. Это вызывает необходимость смещения акцента в организации ведения агропромышленного производства на восстановленных землях - от экстенсивных к интенсивным формам с решением проблем продовольственной безопасности.

К основным направлениям формирования Стратегии восстановления заброшенных земель следует считать:

1.Формирование материально - технического потенциала, его модернизация, предусматривающая осуществление комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, техническое перевооружение отрасли. Игнорирование данного направления в развитии села за годы аграрной реформы привело к деиндустриализация, технической и технологической отсталости по сравнению с развитыми странами. За 1990 - 2015 годы парк тракторов в сельскохозяйственных организациях уменьшился: с 1365,6 до 233,6 тыс. шт. (в 5,8 раза), плугов с 538,3 до 64,1 тыс. (в 8,4 раза), сеялок с 673,9 до 93,6 тыс. (в 7,2 раза), комбайнов зерновых с 370,8 до 61,4 тыс.шт. (в 6 раз). Катастрофическое снижение технической оснащенности произошло в орошаемом земледелии и животноводстве (табл.1).

Таблица №1

Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях (на конец года, тыс. шт.) (1)

1990 2000 2005 2010 2015 2015 в % к 1990

Тракторы 1365,6 746,7 480,3 310,3 233,6 17,1

Плуги тракторные 538,3 238,0 148,8 87,4 64,1 11,9

Культиваторы 602,7 260,1 175,5 119,8 93,2 15,4

Сеялки 673,9 314,8 218,9 134,0 93,6 14,0

Зерноуборочные комбайны 407,8 198,7 129,2 80,7 61,4 15,0

Кукурузоуборочные комбайны 9,6 4,4 2,2 1,1 0,8 8,3

Кормоуборочные комбайны 120,9 59,6 33,4 20,0 14,0 11,6

Картофелеуборочные комбайны 32,3 10,0 4,5 2,9 2,4 7,4

Свеклоуборочные 25,0 12,5 7,2 3,2 2,2 8,8

машины

Дождевальные ма- 79,4 19,2 8,6 5,4 5,9 7,4

шины

Доильные установки 242,2 88,7 50,3 31,4 25,1 10,4

По данным А. А. Ежевского «50% успеха сельскохозяйственного производства зависит от энерговооруженности. Надо иметь не менее трех лошадиных сил на гектар пашни - имеем 1,68. Сегодня в два раза меньше. Поэтому не укладываемся в агротехнические сроки полевых работ. Колосовые зерновые надо убирать 7-8 дней, ни одного дня позже. А мы убираем 20 дней, целый месяц, полтора месяца и под снег посевы пускаем. Также и другие работы. В ре-

зультате нарушения оптимальных агротехнических сроков в стране ежегодно потери составляют 15-20 млн. т зерна, миллионы тонн картофеля и овощей» (5).

Недостаток отечественной сельскохозяйственной техники, не высокое их качество по сравнению с зарубежными аналогами, перекосы в экономических отношения привели к росту ее импорта. Анализ показывает, что рынок материально-технических ресурсов сегодня формируется в значительной степени за счет более дешевой подержанной зарубежной техники. Доля импортных зерновых комбайнов на российском рынке в 2016 году достигла 20%, тракторов более 70%. Высокий удельный вес приобретаемой зарубежной техники и оборудования увеличили технологическую зависимость сельского хозяйства от импортных поставок запасных частей и материалов, существенно сдерживает развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

Вопросы обновления машинотракторного парка на селе заложены в подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В ней за годы выполнения программы предполагается реализовать сельскохозяйственным товаропроизводителям 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. зерновых комбайнов, в том числе новых моделей ( с оказанием мер государственной поддержки) всего лишь 12,6 тыс. тракторов и 5,3 тыс. зерновых комбайнов, 1,3 тыс. кормоуборочных комбайнов, что явно недостаточно.

Расчеты показывают, что для успешного восстановления выбывших из оборота сельскохозяйственных земель необходимо ежегодно поставлять сельскому хозяйству не менее 60-65 тыс. тракторов, 15-20 тыс. зерновых комбайнов, 8-10 тыс. свеклоуборочных машин. В 3-4 раза следует повысить обеспеченность земледелия плугами, культиваторами, сеялками, кормоуборочными комбайнами и другой техникой.

2.Повышение плодородия земли с рациональным ее использованием. В стране многие годы наблюдается отрицательный баланс питательных веществ в почве. Россия является ведущей страной мира по производству минеральных удобрений. В 2016 году промышленностью страны их было произведено 19,6 млн. тонн. Из данного объема производства - сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели всего лишь 1,9 млн. тонн ( 9,7%). В среднем по России на 1 га пашни за последние годы вносится 36 кг минеральных удобрений в действующим веществе, что в 5 раз меньше чем в США, в 6, чем во Франции, и в 10 раз, чем в Китае. В силу обвального спада численности поголовья скота резко сократилось внесение органических удобрений. Если 1990 г. их было внесено 389,5 млн. т, то в 2016 г 61,6 млн. т, (в 6,4 меньше). Вследствие этого происходит эксплуатация естественного плодородия почв, ее деградация, что негативно повлияет на будущее земледелие. При введении в оборот заброшенных земель потребуется не только значительного увеличение внесения в почву минеральных и органических удобрений, но и внедрение научно обоснованных севооборотов, совершенствование технологий возделывания сельскохозяйственных культур, перевода их на 5 технологический уклад.

3. Развитие животноводства, как базы не только увеличения производства мяса, молока, другой продукции, но и источника роста объемов производства органических удобрений, создания дополнительных рабочих мест, преодоления сезонности в использовании трудовых ресурсов. Необходима оптимизация пропорций развития растениеводства и животноводства, их интеграция, которые грубо нарушены за пореформенные годы. Во многом это связано с лоббированием крупных монополий, занимающихся экспортом зерна с целью получения сверхприбыли. Сегодня экспорт зерна, при недостаточном его выделении для животноводства идет на фоне небывалого за всю историю спад поголовья скота и птицы и объемов производства животноводческой продукции. В 2016 г. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 3 раза, свиней - в 1,6, овец и коз - в 2,2, птицы - в 1,3 раза (табл.2).

Таблица №2

Поголовье скота и птицы на конец года в России (в хозяйствах всех категорий, млн. голов)(1)

1990 2000 2005 2010 2016 2016 в % к 1990

Крупный рогатый скот 57,0 27,5 21,6 20,0 19,4 34,0

в т.ч. коровы 20,5 12,5 9,5 8,8 8,3 40,5

Свиньи 38,3 15,8 13,8 17,2 23,2 60,5

Овцы и козы 58,2 15,0 18,6 21,8 26,2 45,0

Птица 660,0 340,7 357,5 449,3 492,5 74,6

В истекшем году поголовье крупного рогатого скота опустилось до уровня 1923 года, свиней до 1957 года, овец и коз до 1935 года, что привело к резкому увеличению сезонности сельскохозяйственного труда и безработице (в настоящее время каждый третий трудоспособный сельский житель-безработный).

4.Разработка и реализация новой Стратегии использования достижений науки и передового опыта на основе формирования ресурсно-инновационной модели. Новые долговременные системные внешние вызовы, санкции ряда ведущих стран мира, встречные антисанкции России, сложности в финансово-кредитной системе, борьба на продовольственном рынке являются теми условиями, в которых в ближайшие годы будет происходить реализация сценария, связанного с обеспечением продовольственной безопасности страны. В этой связи необходимости ввода в оборот заброшенных земель как крупнейшего источника роста производства сельскохозяйственной продукции. Такое положение для России складывается на фоне того, что в развитых странах все в большей степени формируются новые более интенсивные поколения технологических базисов, связанных с развитием научно-технического прогресса по многим направлениям ведения агропромышленного производства. В этих условиях решение данной проблемы должно основываться на использовании новой

ресурсно-инновационной стратеги развития сельского хозяйства в системе АПК на всех стадиях производственно-экономической цепочки опираясь на полноценную нормативную базу. Эта модель должна объединять ресурсы и инновации, раскрывая возможности тех и других, обеспечивая мультипликационный эффект.

Сложившийся негативный груз экономических, технических, технологических и социальных проблем в аграрном секторе требует принципиально новых подходов к активизации инновационных процессов. Нужна иная, чем прежняя модель использования достижений науки и техники, основанная на системном подходе по рациональному использованию природного, производственного, научно - технического, экономического и кадрового потенциала. Справедливая риторика государственных и хозяйственных органов к инновациям должны подкрепляться конкретными масштабными действиями эффективных структурных преобразований основанных на активизации инвестиционных процессов, укреплении материально-технической базы товаропроизводителей, ее модернизации, предусматривать синергетическое взаимодействие институциональной среды с оптимизацией развития отраслей растениеводства и животноводства, формирования приемлемой социальной инфраструктуры.

В стране имеется достаточно высокий научный потенциал, сосредоточенный в научно-исследовательских учреждениях Федерального агентства научных организаций (ФАНО) с Российской академией наук и высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства России. Рациональное использование его достижений является ключевым фактором интенсификации, представляя инвестиции в настоящем и будущем развитие, повышение производительности труда, конкурентоспособности производства и импортозамещение.

За последние годы в научных учреждениях создано более 300 высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 295 новых и усовершенствованных технологий и другой научно-технической продукции. Несмотря на это имеющийся научный потенциал используется крайне ограниченно. В настоящее время уровень внедрения результатов научных исследований и разработок не превышает 10% от имеющегося научного потенциала. В дореформенные годы он составлял 55 - 60%. В США ныне этот показатель 55%, в Китае -60%. Н.К. Долгушкин отмечает, что «Сегодня из 25 тысяч российских товаропроизводителей менее 5% работают с использованием 5 и 6 технологического уклада, тогда как в развитых странах этот показатель составляет от 40 до 50%» (4).

Анализ показывает, что наиболее полное использование результатов исследований отечественной науки в виде новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород и линий животных, средств механизации и автоматизации, организации труда и управления в настоящее время обеспечило бы увеличение производства продукции растениеводства и животноводства до 2025%.

5. Разработка качественно новых направлений формирования механизмов социально - экономических отношений, включающих:

-государственную поддержку экономики села, которая ныне определяется Госпрограммой на 2013-2020 годы. В 2016 году на ее реализацию было направлено 235 млрд. руб., что значительно меньше уровня, разрешенного ВТО. В Федеральном бюджете на 2017 год предусмотрено сокращение объема финансирования до 215,8 млрд. руб., что ставит под сомнение риторику о важности ведения на селе расширенного воспроизводства. Для решения задач начала ввода в оборот заброшенных земель сегодня требуется не менее 300 млрд. руб. в том числе на целевое направление по их освоению 50 млрд. руб. с последующим доведением до одного триллиона рублей. При использовании выделяемых средств необходимо совершенствование механизмов поддержки производителей в части: закупки материально-технических ресурсов, погектарном субсидировании распашки земель, экономического стимулирования производства и реализации молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции.

Неотложной задачей для сельского хозяйства является его финансовое оздоровление. В настоящее время подавляющее большинство товаропроизводителей не в состоянии вести не только расширенное, но и простое воспроизводство, что приводит к существенному спаду инвестиционной активности, снижению уровня их технической оснащенности. Общая суммарная кредиторская задолженность сегодня достигла критического уровня (свыше 2 трлн. рублей), в 1,3 раза превысив денежную выручку от реализации всей продукции, в 20 раз больше полученной прибыли. Анализ показывает, что за последние три годы две трети полученной сельскохозяйственными организациями прибыли расходуются на погашение кредитов, при критическом уровне не более 35-40%. Около 30% убыточных, более 50% сельскохозяйственных организаций не имела доступа к кредитам. Периодически проводимая реструктуризация задолженности не эффективна. В сложившейся ситуации необходимо принятие правительством мер по списанию основной задолженности образовавшейся не по вине сельских товаропроизводителей. Это обеспечит лишь частично компенсировать потери финансовых ресурсов в следствии диспаритета цен и спекуляции.

Необходимо введение гибкого механизма управления внешнеторговыми отношениями, предусматривающими защите деятельности отечественных товаропроизводителей. Нужно экономически обоснованное повышение таможенных пошлин на готовую продукцию в зависимости от ассортимента. Следует дифференцированно стимулировать импорт новых более совершенных технологий, техники и оборудования.

-корректировку системы кредитования. Непомерно высокая стоимость коммерческих кредитных ресурсов, достигающих до 20- 24% годовых сдерживает инвестиционные процессы. С 2017 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 года, № 1528 в стране введен новый механизм льготного кредитования с ограничением не более 5% годовых с субсидированием напрямую банками. Вместе с тем такое субсидирование кредитов не доступно для массовых товаропроизводителей. Расчеты показывают, что для ведения расширенного воспроизводства, освоения выбывших из оборо-

та земель кредиты не должны превышать 3% ставки. Необходимо формирование эффективной многофункциональной системы кредитования, объединяющей: «Россельхозбанк», лизинговые компании, кредитные потребительские кооперативы со значительной долей государственного участия.

-регулирование цен особенно на энергоресурсы и тарифы. Анализ динамики ценообразования показывает, что оно постоянно проявляется в диспаритете не в пользу аграрного сектора. По данным Росстата в 2016 году по сравнению с предыдущим годом рост цен на продукцию сельского хозяйства составил 3,8%, промышленности -4, на пищевую продукцию -6,6, потребительских цен -7,1%. Следствие диспаритета - высокая доля сферы обращения в конечной цене. За 2014-2016 годы в розничной цене муки она составляет 52%, молока и молочной продукции - 48%, мяса крупного рогатого скота 49%.

В последние годы при благоприятной конъюктуре рынка, введенном продуктовым эмбарго и девальвацией рубля несколько улучшилось финансовое положение сельских товаропроизводителей в следствие роста закупочных цен. Однако это не способствовало повышению инвестиционной активности из-за ограниченности финансовых ресурсов, высокого уровня кредиторской задолженности.

Основными направлениями корректировки инструментов в ценообразовании следует считать: во-первых - экономически обоснованное регулирование цен на энергоносители и тарифы: во-вторых- совершенствование механизма закупочных и товарных интервенций с расширением круга их на рынке молока и мяса; в третьих - принятие мер по формированию устойчивого платежеспособного спроса населения; в четвертых - регулирование внешнеторговых отношений защищающих интересы отечественных товаропроизводителей;

- налоговое стимулирование, включающее набор инструментов и порядок определения налоговой базы. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня предусмотрена возможность выбора системы налогообложения, к которым относится единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения система налогообложения (УСН) и патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей (ПСН). В 2016 году режим ЕСХН применяли около 70% сельскохозяйственных организаций. При использовании данных налоговых режимов, по сравнению с общим режимом для других отраслях экономики у сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговая нагрузка снижена: не уплачиваются налоги на прибыль, имущество, налог на добавленную стоимость, упрощена система налогового учета. Вместе с тем, несмотря на то, что для сельского хозяйства налогообложение льготное, налоговое бремя остается тяжелым. Анализ показывает, что за 2015-2016 годы доля налоговых выплат от общей выручки за сельскохозяйственную продукцию составила 39%.

Для стимулирования освоения заброшенных сельскохозяйственных земель необходимо: ввести налоговые каникулы по ЕСХН при введении выбывших из оборота земель сроком на 5 лет; определить нулевую ставку по акцизам на продажу топлива и смазочных материалов сельскохозяйственным

товаропроизводителям. Для предприятий сельскохозяйственного машиностроения ввести 40-50% инвестиционную льготу по налогу на прибыль;

-корректировку системы страхования, предусматривающей повышение страховых выплат не менее 80%, которые ныне составляют 25-30% . Необходимо: расширение доступа к страхованию с государственной поддержкой всех структур (включая крупные, средние и мелкие формы); совершенствование методики расчетов тарифов и расчетов ущерба; создание надежной защиты от опасных природных явлений в связи с изменениями климата;

- развитие социальное развитие села. Ключевое место в Стратегии должно быть отведено формированию социальной сферы сельских территорий, предотвращению деградации трудовых ресурсов. Сегодня в сельском хозяйстве самая низкая номинальная заработная плата, составляющая лишь 54% общероссийского. За 1990-2016 годы исчезло 16 тысяч деревень, ликвидированы десятки тысяч больниц и школ. Здесь на порядок белее высокая смертность по сравнению с городом. В результате за эти годы число занятых в производстве сельскохозяйственной продукции сократилось с 9,9 до 6,5 млн. человек.

В стране ныне функционирует Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года», в которой, к сожалению, не заложены необходимые финансовые ресурсы. Ошибочным является сокращение финансирование Программы в 2015- 2017 годах с 104 до 48 миллиардов рублей. Деревне для решения задач ввода заброшенных земель нужны дополнительные больницы, школы, детские дома, дороги, которых, крайне недостаточно.

В целом необходима экономически обоснованная поддержка с использованием системы мер государственной регулирования, включающую следующие основные направления: совершенствование механизма финансового оздоровления; оптимизация в регулировании внешнеторговых отношениях; корректировку системы кредитования; регулирование цен; налоговое стимулирование; изменение в системе страхования; развитие социальной сферы села. Анализ показывает, что уровень субсидирования сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни в 2015 году в России составил 10 долл. США, тогда как в странах Евросоюза 300 долл. в США 285, а в Японии 475 долларов. С таким уровнем поддержки проблематичным являются меры принимаемые государственными и хозяйственными структурами не только восстановления выбывших из оборота земель, но и ведения простого воспроизводства. Необходимы меры по поддержке предприятий сельскохозяйственного машиностроения, прежде всего в части модернизации производства.

По нашим расчетам для обеспечения интенсификации сельского хозяйства, обновления материально - технической базы, ее модернизации, активизации инновационных процессов, связанных с восстановлением заброшенных земель необходимо выделение в текущем году из Федерального бюджета не менее 300 млрд. руб. в том числе на освоение выведенных из оборота земель 50 млрд. руб. с доведением в последующие годы до триллиона рублей. Наряду с этим важным является использование эффективных экономических инстру-

ментов, формирования технических и технологических укладов как основы в решении задач обеспечения национальной безопасности страны.

О потенциальных возможностях решения задач освоения выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий свидетельствует практика государственной политики поддержки аграрного сектора экономики по восстановлению сельского хозяйства СССР после Великой отечественной войны 1941-1945 годов, кода из-за оккупации фашисткой Германии огромной территории страны было разрушено и сожжено более 70 тысяч сел, 2,9 тысяч МТС. При таком более тяжелом положении по сравнению с нынешней экономической ситуацией за 5 лет (1946-1950 годы) в Советском Союзе были восстановлены объемы производства до военного 1940 года. В последствие, прежде всего, с выделением необходимых финансовых ресурсов, развитием науки и техники в России на основе системного подхода за 1954-1960 годы было коренным образом переоснащена материально-техническая база, позволившая освоить 16,3 млн. га целинных и залежных земель. Среднегодовое производство продукции растениеводства и животноводства впоследствии в 30 лет составляло 9,8%. Из этого опыта важно использовать все положительное тех лет применительно к новым условиям хозяйствования.

Полагаем, что для решения задач по обеспечению продовольственной безопасности, реализации Послания президента (в развитии принимаемых нормативных актов) необходима разработка и реализация Федеральной целевой программы восстановления выведенных из оборота сельскохозяйственных земель на 2018-2025 годы. В Программе следует предусмотреть: выделение необходимых финансовых ресурсов по формированию материально-технической базы, ее модернизации; оптимизацию развития растениеводства и животноводства; корректировку финансово-кредитной системы; устранение перекосов во внешнеторговых отношениях; активизацию инновационных процессов с широким использованием достижений науки и техники; создание условий для эффективного использования трудовых ресурсов, включающих повышения уровня оплаты труда; формирование достойной социальной инфраструктуры села. Расчеты показывают, что за счет ввода и использование новых земель к 2025 г. при сложившейся урожайности сельскохозяйственных культур. возможно будет увеличить производство сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно до 85 млн.т. При этом ее производство возрастет на 20-25%, что обеспечит продовольственную независимость страны, повышение занятости сельского населения и структур входящих в агропромышленный комплекс, качества жизни населения.

Литература:

1. Статистические материалы ЦСУ СССР и Росстата за 1970 - 2016 годы.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы.

3.Алтухов А. И. Необходимость новой государственной аграрной политики в контексте продовольственной независимости страны. //Аграрная политика со-

временной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации.-М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова, 2015. С.13-19.

4.Долгушкин Н.К. О необходимости определения стратегических приоритетов в развитии АПК. //Экономика сельского хозяйства России. - №6, 2016.- С.11- 17.

5.Ежевский А.А. Пора переплавить колокола. //Советская Россия, 23 октября 2014.-С.1-2.

6.Миронова Н.Н. Особенности инновационных процессов в АПК. // Вестник Национального института бизнеса. №21 : - М.: 2014. - С.81-87. практика. // -М.:, НИБ, 2014.

7. Ушачев И.Г. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в агропромышленном комплексе.// Импортозамещение в АПК: проблемы и перспективы. - М.: ВНИИЭСХ, 2015 - С. 14-37.

8. Шутьков А.А. Продовольственная безопасность: теория, политика и практика. - М.: НИБ. - 475 с.

9. Шутьков А.А. Новый вектор российской аграрной политики - импортозаме-щение. //АПК: экономика, управление, №4 - М.: 2015. С-.15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Шутьков А.А., Шутьтков С.А. Парадигма активизации инновационных процессов в условиях глобализации экономики. // Экономика сельского хозяйства России. №8 - М.: 2016- С.2-6.

Якимов В. Н. 1

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Повышение роли здоровья и мастерства населения в современных условиях не ослабевает в условиях научно-технического прогресса.

Разработка комплексных программ занятости населения должна осуществляться в контексте социально-экономического развития регионов, постоянно улучшать трудовые ресурсы.

Слабое здоровье или его отсутствие наносит серьезный экономический и социальный ущерб в использовании рабочего времени, что ведет к сокращению произведенного валового национального продукта, затратам на лечение и восстановление здоровья заболевшего или инвалида. Здоровье является важнейшей составляющей человеческих ресурсов не только потому, что при улучшении здоровья повышается производительность труда, но и потому, что здоровье - единственный фактор, который является обязательным для любого вида трудовой деятельности вне зависимости ее содержания и характера.

Если яснее отражать научные оценки этих процессов, то следует применять такие категории: здоровье как фактор человеческих ресурсов; экономиче-

1 Якимов В. Н. - доктор экономических наук, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.