Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ВТО / ГОСПРОГРАММА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутьков А.А., Шутьков С.А., Миронова Н.Н.

Рассмотрено содержание аграрной политики в условиях роста конкурентной борьбы на мировых рынках. Дана оценка состояния обеспечения страны продуктами питания в контексте продовольственной безопасности. Обоснована необходимость решения задач по импортозамещению основными продовольственными товарами. Рассмотрены исторические этапы формирования продовольственных ресурсов. Предложены приоритетные направления социально-экономические развития аграрного сектора экономики как ключевой основы решения продовольственной проблемы на базе его модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шутьков А.А., Шутьков С.А., Миронова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ»

Список использованных источников:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. Пер. с англ — М.: Издательский дом «Вильяме», 2012 — 656 с.

2. Лавринов Г. А., Подольский А. Г., Хрусталёв Е. Ю. Анализ факторов, влияющих на ценообразование продукции военного назначения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018.— № 28. — С.51-55.

3. Муратова А.Р. Совершенствование стратегии ценообразования в системе потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 1. — С.251-263.

4. Сребник Б. В. Маркетинг: учеб. пособие для вузов / Б.В. Сребник. - 2-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 2014. — 360 с.

5. Чепурко Г.В., Суворова Л.А. Основы формирования маркетинговой деятельности на предприятии // Kant. 2013. №1 (7). — С.55-57.

Шутьков А.А.1, Шутьков С.А.2, Миронова Н.Н.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ4

Аннотация. Рассмотрено содержание аграрной политики в условиях роста конкурентной борьбы на мировых рынках. Дана оценка состояния обеспечения страны продуктами питания в контексте продовольственной безопасности. Обоснована необходимость решения задач по импортозамещению основными продовольственными товарами. Рассмотрены исторические этапы формирования продовольственных ресурсов. Предложены приоритетные направления социально-экономические развития аграрного сектора экономики как ключевой основы решения продовольственной проблемы на базе его модернизации.

Ключевые слова: продовольственная политика, безопасность, законодательная база, ВТО, госпрограмма, модернизация, структура производства, государственное регулирование, инновации, импортозамещение, цифровизация.

1 Шутьков Артём Сергеевич — студент Московского педагогического государственного университета.

2 Шутьков Сергей Анатольевич — док. экон. наук, профессор кафедры управления на предприятии АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

3 Миронова Наталья Николаевна — доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

4 Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РФ по теме НИР: «Социально - экономическое и научно-техническое развитие на различных уровнях в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России».

По содержанию продовольственная политика является важнейшей составной частью управления экономикой по обеспечению населения продуктами питания с решением задач национальной безопасности, основой сохранения государственности, составляющую демографическую политику, обеспечения повышение качества жизни граждан.

Проблема обеспечения населения продовольствием имеет ряд особых аспектов. Прежде всего это глобальный мировой аспект связанный с наличием с значительной диспропорцией в развитии продовольственного комплекса различных стран. Во-вторых, сохранением, несмотря на процесс развития сельского хозяйства, значительная группа населения живущих в условиях голода и голодания. В-третьих, высоким уровнем конкурентной борьбы на международном рынке, носящим социально-экономический и геополитический характер (13).

Одной из особенностей сегодняшней эпохи — обострившееся противостояние России с западными странами и США, вызванные событиями, связанными с развалом Советского Союза, конфликтом с Украиной посредством санкций и встречными эмбарго с решением проблем импортозамещения на продовольственные товары и технологии. В этих условиях С. Ю. Глазьев правомерно подчеркивает «Чтобы выстоять в условиях нарастающей антироссийской агрессии со стороны политического руководства США и их союзников по НАТО, стремящихся любой ценой сохранить глобальное доминирование в условиях кардинальных структурных изменений мировой экономики, российскому обществу необходимы сплоченность, эффективных государственных институтов (5).

В этих условиях продовольственная политика должна предусматривать: устойчивое развитие отечественного производства сельскохозяйственной продукции, активизацию инновационных и инвестиционных процессов, интенсификацию и модернизацию с использованием цифровой экономики, приостановление захвата национального продовольственного рынка иностранными фирмами, формирование необходимых резервов и запасов на случаи неблагоприятных условий хозяйствования и катастроф направленных на наиболее полное обеспечение населения продовольствием(8). Решение этих задач всецело зависит от интенсификации агропромышленного производства на базе широкого использования достижений науки и техники.

В последние годы со стороны органов власти идет постоянная риторика о достаточно эффективных аграрных преобразованиях последних лет. Отмечаются рекордные успехи в сельском хозяйстве, амбициозные заявления расширения экспорта зерна и даже возможности страна кормить полмира. На заседании Всемирного экономического форума в Давосе в 2013 году премьер Д.А. Медведев указал, что «Россия и раньше "кормила мир", в значительной степени была крупнейшим поставщиком продуктов в начале ХХ века», имея в виду царскую Россию.

Исходя из такой риторики, сегодня важно иметь объективное представление той эпохи коренных преобразований, связанной с реформой в деревне начала ХХ века, проводимой Столыпиным П.А. чтобы делать правильные выводы для определения мер при принятии и реализации эффективной продовольственной политики.

Анализ документов и литературы того времени свидетельствует, что тогда происходило? Действительно в те годы за время аграрной реформы в России были расширены посевные площади сельскохозяйственных культур. Несколько увеличилась урожайность зерновых культур, которая в 1913 году достигла до 8 ц с гектара. Производство зерна составило 50 млн. т., значительная часть которого, в основном помещичьих хозяйств, шло на экспорт при крайне низком уровне ведения животноводства (8). Вместе с тем на этом фоне положение крестьян было удручающим. О жизни в деревне и экспорте зерна накануне аграрной реформы Столыпина свидетельствуют известные «Письма из деревни» ссыльного профессора в Смоленскую область А.Н. Энгельгардта, который писал. «Когда в прошлом году все ликовали, радовались, что требование на хлеб большое, что цены растут, что вывоз увеличивается, одни мужики не радовались, косо смотрели на отправку хлеба к немцам, и на то, что массы лучшего хлеба пережигают на вино. Что же это за порядки, — толковали в народе, — все крестьянство покупает хлеб, а хлеб везут мимо нас к немцам, Цена хлеба дорогая, не подступиться, низкого качества» (12).

В тот период даже в урожайные годы, крестьяне при разрушении общин и приобретении земли в собственность, чтобы расплатиться с ее выкупами у помещиков и налогами, подчистую продавали зерно, питаясь довольно скудно с добавление лебеды, о чем писал Л.Н. Толстой в статье «О голоде». В неблагоприятны годы, положение усугублялось. В 2011 г. царь Николай II издал Указ «О приготовлении хлеба из барды и соломенной муки как могущего заменить употребление обычного ржаного хлеба», в котором были даны рекомендации выпечки хлеба в соответствующей рецептуре. По данным статистики в 2011 г. голодом было охвачено 20 регионов с населением более 30 млн. человек. В эти годы Столыпин П.А. получил известность на двух поприщах — как министр внутренних дел и как премьер-министр правительства при проведении аграрной реформы. В качестве министра, он выступал автором доктрины борьбы с недовольством крестьян вызванных тяжелым материальным положением, направленного на сохранение власти царя. Сам выезжал на подавление волнений в губерниях. В результате карательных мер, созданные им военно-окружные и военно-полевые суды приговорили к смертной казни десятки тысяч жителей. Репрессировано было более 1,5 млн. человек. Как премьер-министр — автор аграрной реформы, (крупный землевладелец), основанной на ликвидации общинного земледелия с сохранение и укреплением помещичьих хозяйств, переселением крестьян на освоения новых земель в Сибирь, Поволжье и другие регионы. Аграрная реформа Столыпина преследовала цель — с развитием технического прогресса — укрепления капиталистического способа производства. В деревне, где проживало более 80% населения, разрушалось общинное производство, активизировался рынок земли, в результате чего возрастало недовольство крестьян, выражавшееся в погромы помещичьих хозяйств. По статистике в 1913 г. на селе оказалось 15% хозяйств без земли, 30 — без рабочего скота, 34% — без инвентаря. В своем письме к Столыпину возмущенный аграрной реформой Л.Н. Толстой писал: «Пишу Вам об очень жалком человеке, самым жалким из тех, кого я знал

теперь в России. Человек этот — Вы сами... Ведь то, что Вы делаете с этим нелепым законом 9-го ноября, имеющим целью определение земельной собственности и не имеющего за собой никакого разумного довода... подобно мерам, которые бы принимались в 50-е годы не для уничтожения крепостного права, а для его утверждения» (8).

Сегодня значительная часть населения не представляет смысл аграрной реформы Столыпина, разрекламированной в «перестройку» Горбачева, а затем аграрной реформой Ельцина. По типу реформы той эпохи в России в начале девяностых годов были насильственно разрушены государственные и коллективные предприятия, с ложным обещанием крестьянам стать собственниками с его земельными долями в подобие фермера. Для этого Столыпину надо было разрушить сельскую общину, а в начале 90-х годов прошлого столетия под видом решения продовольственной проблемы Указом Ельцина от 27 декабря 1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было практически ликвидирована государственная и кооперативная собственность. На их базе ныне сформировались огромное количество по существу частные помещичьи хозяйства и латифундии с превращением крестьян в батраков. В эти годы под руководством американских советников (представителей Всемирного банка) «Стратегия реформы в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период» (Вашингтон, 1992) с рекомендациями: отпустить цены на продовольствие; принять закон на продажу и заклад земли без каких-либо ограничений; разработать процедуру перестройки колхозов и совхозов, распределить их материальные средства и земельные ресурсы между работниками; принять закон о банкротстве хозяйств; сократить субсидии сельскому хозяйству до 1,5% ВВП; капитальные вложения уменьшить в 12 раз; разработать законодательство о льготных условиях иностранцам, удостоверяющих собственность на землю и имущество; как можно быстрее интегрироваться в мировую экономику с возможно меньшими препятствиями. Подобные процессы произошли в промышленности и других сферах экономики. В результате на селе более чем на 50% уменьшились объемы производства продукции земледелия и животноводства, снизился уровень питания, возросла смертность, обострилась демографическая ситуация, возрос импорт, страна потеряла продовольственную независимость. Современные претензии органов власти на глобальную роль в мировой экономике в производстве продовольственных товаров, несмотря на рост производства за последние год, весьма далеки от реалий в решении продовольственной проблемы. Эти претензии могут быть осуществлены лишь при качественно новой продовольственной политике, основанной на рациональном использовании природных и материально-технических ресурсов (8).

Для решения продовольственной проблемы Россия располагает крупнейшим в мире природным потенциалом. На ее долю приходиться четверть мировых запасов нефти и газа, пресных вод и лесов, сельскохозяйственных угодий, 50% черноземов, 10% производства минеральных удобрений, потребляя при этом природные ресурсы в 8 раз меньше, чем США и страны Западной Европы.

Рациональное использование этих ресурсов позволяет успешно решать проблему по обеспечению населения в полном объеме продовольственными товарами. Однако сегодня страна оказалась в этом зависима от поставок из зарубежных стран. а годы иституциональных преобразований иностранные фирмы по существу завоевали внутренний российский рынок (9). Ныне России брошен жесткий вызов необходимости обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения, на чем в течение десятилетий акцентировала внимание экономическая наука, предлагая другие пути формирования аграрной политики (11). По данным Росстата, в 1990 году импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья составлял 9,6 млрд. долл. США, в 2018 году он увеличился до 29,8 млрд. или в 3,1 раза, (3), (табл.1).

Таблица 1

Динамика импорта основных продовольственных товаров в Россию

1990 1995 2000 2005 2010 2018

Мясо свежее и мороженное, тыс.т 288 730 517 1340 1614 409

Мясо птицы, тыс.т 46 826 694 1329 688 222

Молоко и сливки сгущенные, тыс.т 46 86 77 314 238 210

Сливочное масло, тыс.т 25 241 71 132 134 89

Изделия и консервы из мяса, тыс.т 28 29 26 42 41 38

Сахар-сырец, тыс.т 2137 1252 4547 2803 2086 6,4

Сахар белый, тыс.т 710 779 467 625 285 315

Злаки, тыс.т 2886 2712 4677 1449 444 625

Мука и крупа, тыс.т 1440 569 175 74 120 175

Макаронные изделия, тыс.т 342 344 36 79 59 460

Картофель, тыс.т 142 58 359 103 711 800

Рыба свежая и мороженная, тыс.т 121 314 328 787 358 407

Фруктовые и овощные соки, тыс.т 119 360 125 274 277 307

Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, млрд. долл. США 9,6 13,2 7,4 17,4 36,4 298

За 1990-2018 годы, несмотря на принятые правительством за последние годы меры по импортозамещению ввоз мяса увеличился в 1,4 раза, молока и сливок в 4,6 раза, рыбы в 3,4 раза. Особенно высокий уровень импорта кормовых добавок для животноводства и аквакультуры, семян сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы, рапса, овощных культур и картофеля, племенных животных В итоге в 2018 году ввоз готовой сельскохозяйственной продукции превысил экспорт в 1,3 раза.

Вызывает тревогу импорт генетически модифицированной продукции, продовольственных товаров с высокой концентрацией антибиотиков. Россия превратилась по существу в международную свалку не качественной продуктов

питания. Превышение критического уровня продовольственных товаров (не более 8-10%) привело к диктату цен иностранным капиталом на внутренне рынке, что является одной из основных причин разрушения отечественного производства (9). Неоправданным является ввоз пальмового масла, который составляет более миллиона тонн. Исследования ученых медицинских учреждений показывают, что его использование в молочной и кондитерской промышленности крайне негативно сказывается на здоровье человека.

Одной из основных причин высокого уровня импорта продовольствия — отсутствие эффективного регулирования внешнеторговых отношений при таможенных границ. Это усугубилось со вступлением России в ВТО. Наша страна вступила в ВТО, будучи абсолютно незащищенной к этому на невыгодных условиях. Входя в эту организацию, Россия по основным направлениям отказалась от защиты экономики сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Став членом ВТО страна приняла на себя не выгодные условия по формированию продовольственной политики. В частности, пришлось сделать шаги по снижению тарифов защиты внутреннего рынка. При переходе на новую редакцию Единого таможенного тарифа средневзвешенная ставка ввоза таможенной пошлины сократилась на сельскохозяйственные товары с 18,6 до14,6% (6). Я полагаю, что государственная политика, при регулировании импорта должны выступать не рычагами подавления отечественных товаропроизводителей, а инструментами их динамичного развития на базе модернизации производства, с учетом использования достижений науки и техники.

Анализ показывает. что, несмотря на огромный импорт продовольствия (при ухудшении условий функционирования отечественным товаропроизводителям) в стране не решена проблема необходимого уровня питания. За 19902018 годы резко снизилось потребление животноводческой продукции особенно сегодня находящихся 20% населения страны за чертой бедности. Дефицитом в рационах стали более калорийные продукты, особенно мясо, молочные продукты и рыба. По сравнению с рациональными нормами в 2018 г. потребление хлебопродуктов было превышено на 9%, картофеля на 15%. При этом, потребление мяса и мясопродуктов оказалось ниже на 12,6%, молока и молочных продуктов на 22,2%. К тому же по данным Роспотребнадзора сегодня доля некачественной продукции, ее фальсификация достигает до 45-50%.(2).

Таблица 2

Уровень потребление основных продуктов питания в России на душу

населения (кг)

Наименование Рациональная 1990 1995 2000 2005 2010 2008

продуктов пита- норма потребле-

ния ния

Мясо и мясопродукты 81 75 55 45 55 69 71

Молоко жз и мо-локопродукты 330 386 253 216 235 247 257

Яйца (шт.) 292 297 214 229 250 268 282

Рыба и рыбопродукты 25 20 9 10,4 12,6 13,6 17,5

Масло растительное 16 10,2 7,4 10,0 12,2 13,4 13,6

Сахар и кондитерские изделия 41 47 32 35 38 39 41

Картофель 100 106 124 118 133 104 115

Овощи и бахчевые культуры 139 89 76 86 103 102 110

Фрукты и ягоды 120 35 29 34 48 58 62

Хлеб и хлебопродукты 110 119 124 118 121 120 120

Основная причина такого положения — несовершенная аграрная политик. Вместо комплексного подхода к развитию отрасли внедряется неэффективный механизм регулирования экономических отношений между отраслями АПК, происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий и передел имущества, обезземеливание крестьян и создание латифундий, деиндустриализация, стимулирование импорта продовольственных товаров, ухудшение социального положения крестьян, ликвидация школ и медицинских учреждений (10).

За годы аграрной реформы органами власти издано множество нормативных документов: приоритетный национальный проект «Развитие АПК» (2005 г.); Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.); ныне действующая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. (2012 г.) и ряд других документов. К сожалению, они не носили и носят комплексный характер, не отвечают принципам формирования эффективной продовольственной политики.

Низкий уровень нормативной базы негативно повлиял на использование сельскохозяйственных угодий. Сегодня это одна из острых проблем. В стране ныне заброшены десятки миллионов сельскохозяйственных земель. По данным Росстата в 1990 г. посевная площадь сельскохозяйственных культур составляла 117,7 млн. га, в 2018 г. она сократилась до 76,6 млн. га или на 35% (следует отметить, что за время освоения целинных и залежных земель в России в 19541960 гг. было освоено 25 млн. га). За эти годы общая посевная площадь во всех категориях хозяйств уменьшилась на 32,5% (это площадь пашни сопоставимой с Францией и Италией вместе взятых), в том числе зерновых — на 20,5, картофеля — на 66,7, кормовых культур — на 83.8% (табл.3).

Таблица 3

Посевных площадей сельскохозяйственных культур в России (в хозяйствах _ всех категорий тыс.га)____

1990 2000 2005 2010 2011 2018 2018 к 1990

Вся посевная площадь 117705 84467 75837 75188 76662 79634 67,5

Зерновые культуры 63068 45585 43593 43194 43672 46339 79,5

Технические культуры 6111 6458 7615 10900 11836 15174 248,7

Картофель и ово-щебахчевые куль- 3966 3728 3019 3022 3117 1325 33,3

туры

Кормовые культуры 44560 28899 21610 18071 18137 16124 36,2

Площадь чистых паров 13308 18042 14895 14660 13991 11987 88,8

Для решения этой проблемы в соответствии с поручением В.В. Путина, в 2016 году принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации». К сожалению, данный закон не предусматривает эффективного формирования механизма их восстановления. Не решает эту весьма важную проблему нормативные акты по Дальневосточному гектару с правом граждан получать гектар земли. В результате за два года восстановлено лишь 1,2% выведенной из оборота пашни. Расчеты показывают, что восстановление заброшенных земель позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции до 10-15%.

Одной из причин, сдерживающих рациональное использование сельскохозяйственных угодий — опасный процесс деиндустриализации села, дороговизна энергетических ресурсов. В 2018 году по сравнению с 1990 г. степень износа основных фондов, по официальным данным статистики достигла с 21 до 59%, количество тракторов уменьшилась с 1365,6 до 211,9 тыс. шт. (в 6,4 раза), плугов с 538,3 до 58,5 тыс. (в 9,3 раза), сеялок с 673,9 до 79 тыс. (в8,5 раза), зерноуборочных комбайнов с 407,8 до 56,9 тыс. шт. ( в 7 раз). В настоящее время обеспеченность тракторами в расчете на 100 га пашни Россия отстает от аналогичного показателя в 4 раза, Германии в 3,7 РАЗА, США в 2,8 раза, Канады в 3 раза, Белоруссии в 2.6 раза (13).

В продовольственной политике особое место принадлежит решению задач по развитию животноводства, продукция которого в рационе населения составляет до 50%. Важно, что ее развитие способствует обеспечению занятости крестьян в зимнее время года. За годы аграрной реформы эта отрасль оказалась в

наиболее глубоком кризисе. За 1990 2018 годы в России поголовье крупного рогатого скота снизилось с 57 до 18,1 млн. голов (в 3,1 раза), коров с 20,5 до 7,9 млн. (в 2,6 раза), свиней с 38,3 до 23,7 млн. (в 1,6 раза), овец и коз с 58,2 до 22,9 млн. (в 2,5 раза), птицы с 660 до 504,5 млн. (в 1,3 раза), (3). Такого уровня спада не наблюдалось ни за один год прошлого столетия (табл. 4.).

Таблица 4

Поголовье скота и птицы в России во всех категориях хозяйств

(на конец года, млн. голов)

1990 1995 2000 2005 2010 2018 2018 к 1990

Крупный рогатый скот 57,0 39,7 27,3 21,5 21,5 18,1 31,7

в т.ч. коровы 20,5 17,4 12,7 9,5 9,4 7,9 38,5

Свиньи 38,3 22,6 15,7 13,5 15,8 23,7 61,8

Овцы и козы 58,2 28,0 14,8 18,2 19,7 22,9 39,4

Птица 660 422,6 339,0 352,3 367,4 504,5 76,4

Отсутствие рациональной продовольственной политики привело к разрушению агропромышленного комплекса, вызвавшего обвальный спад производства. В 2018 году, несмотря на некоторый рост производства, его объем ныне на 2,1% ниже дореформенного уровня 28-летней давности. Парадоксально, что на этом фоне федеральное руководство пытается показать крупные достижения в аграрной сфере. Вот один из примеров. 15 сентября сг. на правительственном часе в Госдуме министр сельского хозяйства РФ Патрушев заявил о прогнозируемом в 2019 году высоком уровне производства зерна в 118 млн.т, но умолчал, что это достижение всего лишь показатель 1976 года. 43-летней давности.

Если оценивать развитие отечественного сельского хозяйства в сравнение со среднегодовыми темпами роста в мире и в отдельных странах, то оказывается, что Россия находится на среднем уровне или даже ниже его. По данным Всемирного банка среднегодовые темпы прироста добавочной стоимости в сельском хозяйства в 2013-2017 годах в среднем по миру составили 3,3%, в России — 2,7%, в Бразилии — 4,5%, в Китае — 3,8, в Канаде — 3,2 при том, что в этих странах масштабы производства выше (70).

Исходя из острой необходимости решения продовольственной проблемы, сегодня следует объективно подходить к оценки сложившегося положения в АПК, делать правильные выводы с определением эффективных мер в продовольственной политике. При этом ключевыми направлениями повышения ее эффективности целесообразно считать.

1. Корректировку экономической политики, способствующей активизации интенсификации производства. Общая кредиторская задолженность организации за 2010-2018 годы увеличилась с 1,7 до 6,7 триллионов рублей. при объеме производства с 1,6 до 5,1 триллионов рублей В 2018 г. рентабельность производства в сельском хозяйстве составляла всего лишь 17% при потребности для ведения расширенного воспроизводства не менее 25-30%.

Исходя из данной ситуации, целесообразно значительно увеличить финансовую поддержку товаропроизводителей на стадиях производства и реализации

сельскохозяйственной продукции, а так же материально-технического обеспечения доведя до уровня стран ЕС В расчёте на гектар сельскохозяйственных угодий в этих странах в 2017 году поддержка составляла 300 долл. США, в Японии — 473, в США — 324, в Канаде 188, в России же только 10 долл. США. В новом федеральном бюджете на 2029 год для сельского хозяйства запланировано 295 млрд. рублей при потребности не менее 700 млрд., а ближайшие годы — доведения до триллиона.

2. Изменение экспортно-импортной политики, которая должна отвечать интересам отечественных товаропроизводителей. Сегодня выбранная стратегия по увеличению экспорта зерна, связана с лоббированием монополистического бизнеса наносит огромный ущерб развитию животноводства. В последние время страна как сырье экспортирует до 25-30 млн. т зерна, взамен готовые продукты питания: пальмового масла, сыров, колбас и другой продукции нередко сомнительного качества. В этой связи целесообразно повышение таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа животноводческую продукцию на 25-30%, установление экономически обоснованного механизма регулирования цен на материально-технические ресурсы и электроэнергию и др. Необоснованным является высокий уровень экспорта минеральных удобрений, составляющий более 90% от объема их производства. Вследствие неоправданного вывоза их Россия ежегодно теряет до 35-40 млн. т. сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно.

3.Финансовое оздоровление сельских товаропроизводителей посредством реструктуризации задолженности по кредитам. Это обеспечит лишь частичную компенсацию потерь финансовых ресурсов из-за монопольного положения сфер влияния банковского сектор и других структур экономики, поставляющих для села продукцию. В 2018 году, потери сельских товаропроизводителей от диспаритета цен составили 650 млрд. руб. За 2015-2018 гг. дизельное топливо подорожало на 25%. В 1900 г. для приобретения 1 т. дизельного топлива нужно было реализовать 1,2 т. зерна, в 2000 г. — 3 т., а в 2018 г. — 7,2 тонн.

4. Формирование новой концепции активизации инновационных процессов. Россия располагает достаточно высоким научным потенциалом, Рациональное его использование — основа роста эффективности. За последние годы аграрной наукой выведено около 300 новых высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. более 200 новых и усовершенствованных технологий и ряда другой научно-технической продукции. Созданы сорта озимой пшеницы с урожайностью более 100 ц с гектара, гибриды кукурузы до 150 ц. Усовершенствованы породы крупного рогатого скота, свиней и птиц, позволяющих на порядок поднять производство животноводческой продукции. Однако, сегодня научный потенциал используется крайне недостаточно. Характерно, что в дореформенные годы он использовался до 50-60 %, а ныне на 5-7%. В России в 2016 году принята Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, объем финансирования которой обеспечивается не более 30%. Для повышения уровня использования достижений научно-технического прогресса необходимы крупные инвестиции по их

внедрению. Расчеты показывают, что при увеличении доли использования достижений науки до 60-70 % от существующих параметров можно будет обеспечить прирост производства до 25-30%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Принятие эффективных мер по сохранению сельских территорий, предотвращению их деградации. По данным комитета по экономической политике, предпринимательству и инновационному развитию Госдумы за годы аграрной реформы в сельских территориях закрыто 25800 клубов, 15900 библиотек, 42300 детских садов, 14000 школ. С карты России исчезло 29000 сел и поселков. Еще в 47 тысячах деревень проживает менее 10 человек. Анализ показывают, что Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 201-2017 годы и на период до 2029 года», ныне отмененная постановлением правительства от 1 января 2018 года практически сорвана. Эта сегодня одна из самых острых социально-экономических проблем продовольственной политики.

Не способствует привлекательности работы на селе крайне низкая заработная плата крестьян по сравнению с другими отраслями экономики, По данным статистики (3) в 2018 году по сравнению со всей экономикой она была меньше в 1,5 раза. По финансовому сектору соответственно ниже в 3,3 раза, производству машин и оборудования в 1,4 раза (табл. 5).

Таблица 5

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности (рублей)

Виды экономической деятельности 2005 2010 2015 2017 2018

Всего по экономике 8556 20952 34030 39167 43445

Финансовая деятельность 22460 50121 70001 84004 91713

Операции с недвижимым имуществом, 7146 17744 20264 30208 32008

аренда и предоставление услуг

Производство машин и оборудования 8346 18941 30319 37472 39874

Производство электроэнергии, газа и 7838 18196 30750 36286 38927

воды

Здравоохранение и предоставление со- 5927 15704 28318 31980 40091

циальных услуг

Образование 5429 14074 20924 30250 34313

Сельское хозяйство 3841 11100 20070 25071 28185

У 40% работников сельскохозяйственного производства в связи с ликвидацией животноводства неполная занятость с уровнем дохода ниже прожиточного уровня. Здесь в 2018 году на 1000 человек населения родилось 10,2 ребенка, а умерло 13,1. Такая ситуация крайне негативно сказывается на формирование трудовых ресурсов. Если в 1990 году в сельскохозяйственном производстве участвовало 9,9 млн. человек, то в 2018 году осталось 4.9 млн.

Заключение. За последние годы в результате корректировки продовольственной политики, увеличения государственной поддержки АПК преодолены

тенденции спада производства. Вместе с тем они не носят устойчивый позитивный характер. Со вступлением России в ВТО, обострившейся конкурентной борьбе на международных рынках ухудшены условия функционирования сельских товаропроизводителей. Сегодня не решаются в полной мере внутренние проблемы модернизации производства. Из-за несовершенства законодательства и других нормативных документов усилена криминализация рынка земли, активизирован процесс формирования латифундий — владельцами десятками и сотнями тысяч земель с сельскими поселениями. Формируется класс новых помещиков. Продолжается либерализация рынка, практически не принимаются меры по восстановлению заброшенных земель и рациональному их использованию, не приостановлен процесс деиндустриализации, отсутствует эффективная система наиболее полного использования достижений науки и техники, ухудшается демографическая ситуация. Страна не обеспечивает себя продовольствием.

Решить задачи по совершенствованию продовольственной политики, направленной на преодоление тяжелого социально-экономического положения агропромышленного производства невозможно без кардинальных изменений вектора развития АПК и, прежде всего, сельского хозяйства.

Для перехода на инновационный путь развития в первую очередь следует провести кардинальные изменения в нормативной базе, направленную на модернизацию производства, социальное обустройство села. Основным документом должна быть разработка научно обоснованной Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2025 годы. В качестве оперативных мер целесообразно изменить механизм предоставления краткосрочных и долгосрочных кредитов, предусматривающий выделения их не только экономических крепким, но и слабым хозяйствам. Оздоровить финансовое состояние и платежеспособность, товаропроизводителей.

При сегодняшней продовольственной политики продолжится ухудшение и без того крайне неблагополучная на селе демографическая ситуация, продолжается ликвидация деревень, практически не улучшается социальная инфраструктура. Необходима серьезная корректировка социальной политики, основанная на создании в нем условий, приближенных к городу.

Для успешного решения продовольственной проблемы особое место должно быть отведено активизации инновационных и инвестиционных процессов с переходом на цифровые технологии на основе улучшения финансового положения научно-исследовательских институтов и вузов, обновления их материально-технической и учебной базы, стимулирования товаропроизводителей в освоении достижения науки. техники и передовой практики.

Список использованных источников и литература:

1.Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года, №120.

2. Государственная программа развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы. // МСХА, 2013 — 203 с.

3. Россия в цифрах // Росстат — 2019 — 549 с.

4. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России. //Фонд «Кадровый резерв» — 2019 — 684 с.

5. Глазьев С.Ю. Как собрать российское общество? //И вновь на перепутье? -РАН -2019 — С. 95-124.

6.Миронова Н.Н. Формирование и использование производственного потенциала в АПК (вопросы теории и практики) М., НИБ — 309 с.

7.Чекалин В., Серков А. Возможности устойчивых темпов роста сельскохозяйственного производства и агропромышленного экспорта в России. // Экономика сельского хозяйства России -2018, №11 — С. 2-6.

8. Шутьков А.А. Продовольственная безопасность: теория, политика и практика — М. НИБ — 2011 — 475 с.

9. Шутьков А.А. Риски и угрозы продовольственной безопасности. \\ Экономика сельского хозяйства —2011 — №4 — С. 30-41.

10 Шутьков А.А. Аграрная политика: социально-экономические проблемы // АПК: экономика, управление — 2011. №5. — С. 3-9.

11.Шутьков А.А. Система управление агропромышленным комплексом: теория, методология, практика. — Изд. «Дашков и К» — 2019 — 389.

12. Энгельгардт А.Н. «Я был бы очень счастлив быть историей.. .//Сеятели и хранители. Книга 1, «Современник» —1991 — С. 234-283.

13. Ярлыкапов А.Б., Шутьков А.А. Экономическая безопасность: проблемы продовольственного обеспечения населения России — // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016, №9, т.1 — С. 4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.