Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шутьков Анатолий Антонович, Шутьков Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Список литературы:

1. Статистические материалы ЦСУ СССР и Росстата за 1970 - 2015 годы.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.//М., МСХ-2О12.- 204 с.

3. Алтухов А.И. Нужна новая государственная аграрная политика в контексте продовольственной независимости страны.//Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия развития. -М.: ВИАПИ им.А.А.Никонова, 2015.

4. Буздалов И.Н. Структурные перекосы в сельском хозяйстве России: причины и последствия. // АПК: экономика, управление, №2 -2017 -С-4-14.

5. Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период. //Всемирный банк-Вашингтон -1992 - 650 с.

6. Миронова Н.Н. Особенности инновационных процессов. // Вестник Национального института бизнеса, №21,-М.: 2014-С.81-8

7. Петраков Н.Я. Избранное в двух томах. Т.2. -Москва - Санкт -Петербург, «Нестер - История» -2012 - С -227.

8. Шутьков А.А. Продовольственная безопасность: теория, политика и практика.- М.: НИБ -475 с.

9. Шутьков С.А. Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе. -М.: НИБ -2005 - 166 с.

10. Шутьков А.А., Шутьков С.А.. Парадигма активизации инновационных процессов в условиях глобализации экономики .//Экономика сельского хозяйства России, №8- М.:-2016- С.2-9.

А. А. Шутьков, Национальный институт бизнеса

С. А. Шутьков, Национальный институт бизнеса

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность инновационной политики, ее содержание в современных условиях бизнеса. Дается оценка динамики развития аграрного сектора экономики. Раскрываются причины снижения уровня использования в практике достижений науки и передового опыта. Обосновываются предложения по корректировки инновационной политики направленной на решения задач по обеспечению продовольственной безопасности.

Ключевые слова: инновационная политика, продовольственная безопасность, модернизация, ресурсно - инновационная модель, техническая оснащенность, продовольственная безопасность, программа.

Сегодня перед Россией стоит весьма сложная задача экономического и социального возрождения в условиях международной изоляции и открытой антироссийской политики ряда ведущих стран мира. В этих условиях формирование эффективной инновационной политики является основой модернизации, важнейшим фактором повышения эффективности производства, его интенсификации, конкурентоспособности, решения проблем по улучшению качества жизни населения страны. Реализация этих задач во многом зависит от развития агропромышленного производства, которое создает 5-6 рабочих мест в других отраслях экономики.

Ключевые основы инновационной политики сельского хозяйства формируются государством через разработку и реализацию нормативных документов (законов, программ, концепций и других инструментов). Государственная инновационная политика, представляя совокупностью управленческих решений должна направляться на стимулирование в формировании приоритетных инновационных процессов, модернизации производства, разработка и осуществление которых воздействует на ускорение научно-технического развития отрасли, рост ее эффективности.

Для науки проблема активизации инновационных процессов не нова. За годы современной аграрной реформы коллективами ученых Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, рядом других научных учреждений и автором предлагались другие подходы развития науки и техники, их освоения практикой в агропромышленном комплексе направленные на активизацию инновационных процессов, модернизацию производства. Разрабатывались предостерегающие прогнозы, которые, к сожалению, подтвердились. Это привело, вместо устойчивого роста производства к катастрофическому его спаду. Ныне объемы производства сельскохозяйственной продукции (несмотря на некоторую динамику роста за последние годы) оказались на уровне более чем 40-летней давности, о чем свидетельствуют статистические данные по России за 1970-2015 годы:

-в области земледелия: посевная площадь сельскохозяйственных культур сократилась с 121,9 до 79,3 млн.га. (на 35%). Производство зерна уменьшилось с 107,4 до 104,8 млн.т. (на 2,4%);

-в области животноводства: поголовье крупного рогатого скота снизилось с 51,6 до 19 млн. голов (в 2,7 раза), в том числе коров с 20,6 до 8,4 млн. голов (в 2.4 раза), свиней - соответственно с 33,2 до 21,5 млн. (в 1,5 раза), овец и коз с 67,0 до 24,9 млн. голов (в 2,7 раза). Производство молока уменьшилось с 45,4 до 30,8 млн.т. (в 1,5 раза). На порядок ниже оказалось производство мяса, яиц и шерсти;

-в материально-технической сфере: обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей тракторами снизилась с 1227,8 до 233,6 тыс. шт. (в

5.2 раза), комбайнами зерновыми с 370,8 до 61,4 тыс. шт. (в 6 раз).

С этим связано потеря страны продовольственной независимости. Парадоксально, что ныне Россия, обладая огромными природными, земельными и водными ресурсами (более 50% мировых черноземов, 20% пресной воды, производства почти 9% мирового объема минеральных удобрений), крупным научным потенциалом ныне не в состоянии обеспечить население страны основными продуктами питания отечественного производства. В 2015 году, несмотря на принятие эмбарго России к ряду стран по ввозу продовольственных товаров, в ответ на санкции Запада импорт продовольствия продолжается, составляя около 30% к потреблению населением. За 1992-2015 годы импорт продуктов питания мяса возрос с 334 до 997 тыс.т. (в 3 раза) молока и сливок сгущенных с 46 до 181 тыс.т. (в 3,9 раза), картофеля с 142 до 687 тыс. т. (в 4,8 раза). Значительно увеличился ввоз овощей, фруктов, семенного материалов, сельскохозяйственной техника. В целом за эти годы импорт только основных продовольственных товаров возрос с 9,6 млрд. долл. США до 22,2 млрд. или в

2.3 раза.

Сегодня предприятия и объединения агропромышленного комплекса, и его основное звено сельского хозяйства функционируют в весьма сложной обстановке. На проблемы внешних факторов - санкций и антисанкций, кризиса мировой финансовой системы, сложились внутренние - бюджетный дефицит, резкое снижение уровня инновационной активности, вызванными, прежде всего, перекосами в экономических отношениях с ориентацией государственных структур на импорт продовольствия, вызвавший обвальный спад производства сельскохозяйственной продукции.

Возможности повышения эффективности сельского хозяйства на базе использования достижений науки раскрыты в материалах научной сессии Российской академии наук «Генетические ресурсы растений, животных и микроорганизмов на службе человека», состоявшейся 26 октября 2016 года. «На основе использования отечественного генофонда и современных фундаментальных знаний учеными создано с внесением в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к испытанию на территории Российской Федерации, более 10 тысяч сортов и гибридов сельскохозяйственных культур. Ежегодно выявляется более тысячи генисточников, устойчивых к абиатиче-ским и биологическим факторам среды, создаются и передаются в Государственную комиссию по испытанию и охране селекционных достижений 300 новых сортов и гибридов» ( 7 ).

В области растениеводства селекционерами для Нечерноземной зоны России создан сорт озимой пшеницы «Немчиновка» с урожайностью более 100 ц с 1 га. Учеными ВНИИ риса созданы новые сорта риса с потенциальной продуктивностью 110 ц с гектара. Выведены принципиально новые гибриды кукурузы с урожайностью 100-150 ц с 1 га предназначенные для производства зерна в регионах с ограниченным до 80-90 дней вегетационным периодом.

В области животноводства выведен ленинградский тип черно-пестрого скота с продуктивностью более 12000 кг молока в год. Создана высокотехнологичная мясная порода крупного рогатого скота «Русская комолая» с среднесуточным приростом живой массы с1100-1200 г за сутки. В свиноводстве созданы: Свободовский, Восточный и Краснодарский типы крупной белой породы с приростом живой массы при откорме до 700-800 г за сутки. В птицеводстве выведены мясные бройлерные кроссы Смена-8 и Русь с расходом корма на 1 кг прироста живой массы 800-900 г кормовых единиц и др.

Сегодня основные приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований аграрной науки предусматривают разработки:

- в экономике и организации производства - совершенствование организационно-экономических отношений, развитие сельских территорий:

- в земледелии - рациональное использование земельных ресурсов с повышением их продуктивности;

- в растениеводстве - выведение высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур с совершенствованием технологий возделывания:

- в животноводстве - выведение высокопродуктивных пород (линий) животных и птицы с интенсивными технологиями содержания;

- в области механизации и электрификации - создание эффективных машин и оборудования с рациональным их использованием.

Анализ показывает, что за последние годы для аграрного сектора экономики принято множество федеральных законов, программ, доктрин, стратегий и других нормативных документов. Однако большинство из них носят декларативный характер с низким уровнем финансового обеспечения, что не способствует активизации процессов модернизации. Не в полной мере отвечает требованиям интенсификации агропромышленного производства ныне действующая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы. Серьезной корректировки требует Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На фоне незначительного роста производства сельскохозяйственной продукции в последние годы, составляющего 3-4%, сегодня остается высокая зависимость страны в продовольственном обеспечении населения. В этой связи необходим пересмотр концепции развития АПК и, прежде всего сельского хозяйства на основе формирования качественно новой ресурсно-инновационной стратегии, предусматривающей активное воздействие науки и передовой практики на модернизацию, предусматривающей интенсификации процессов экономического воспроизводства.

С учетом современных изменений в мировой экономики, острой конкурентной борьбы на рынках стратегия инновационной политики как основа модернизации должна базироваться на рациональном использовании имеющего в стране крупного ресурсного потенциала. Составляющими такого подхода явля-

ется: рациональное использование земли, животных, материально-технических, финансовых, трудовых ресурсах, достижений науки и передовой практики; активизация инновационных процессов направленным на модернизацию технологических цепочек в процессах производства, транспортировки, хранения, переработки продукции; систему управления с учетом формирования внутренних и внешних рынках. Это вызывает необходимость смещения акцента в организации ведения агропромышленного производства от экстенсивных к интенсивным формам с решением проблемы обеспечения продовольственной безопасности. Суть данной стратегии - в воздействии науки и передового опыта на рациональное использование всего комплекса ресурсного потенциала.

Полагаю, что наиболее важными аспектами решения задач модернизации на основе формирования эффективной инновационной политики с использованием ресурсно-инновационной модели развития аграрного сектора экономики следует считать:

-корректировку внешнеторговых отношений, формирующих защиту отечественных товаропроизводителей через экономические инструменты регулирования;

-формирование необходимой материально-технической базы, ее модернизацию на инновационной основе;

-государственную поддержку развития науки и техники, создание эффективных форм освоения инноваций;

-формирование эффективной финансово - кредитной политики и механизма экономических отношений, направленных на диверсификацию экономики;

-преодоление деградации трудовых ресурсов и социальных территорий;

- формирование профессионального кадрового потенциала с рациональным его использованием при управлении.

В настоящее время наиболее острой проблемой на рынке, вызывающей необходимость модернизации - неоправданно высокая доля импорта продовольственных товаров, вызванная серьезными перекосами в нормативной базе (федеральных законах, постановлений правительства, программах). Создание льготных условий импорта готовой продукции, низкие таможенные сборы странам - экспортерам сузили внутренние возможности для развития отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей вести расширенное воспроизводство.

Импортируя продовольствие и обеспечивая им свыше одной трети объема внутреннего потребления населением продовольствия за счет разорительной продажи своих природных ресурсов, страна финансирует не отечественных, а зарубежных товаропроизводителей, способствуя тем самым захвату ими национального агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов, сохранению системных проблем в сельском хозяйстве. Многие годы ориентация на крупномасштабный импорт как основное средство решение продовольственной проблемы в стране наносит ущерб ее экономики и, прежде все-

го, базовым подотраслям сельского хозяйства, обрекая их на разрушение и деградацию. Миллиарды долларов, потраченные на закупку и обслуживание импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья это, по существу нереализованные инвестиции в развитие национального агропромышленного комплекса, что не позволяет ему на равных конкурировать на отечественном и мировом агропродовольственных рынках (3).

В результате принятия антикризисных мер в 2015 году в стране создается хороший шанс нарастить собственное производство... Отечественной продукцией можно заменить до 50% импорта, но делать это нужно в максимально короткие сроки. В противном случае потребление населением страны продуктов питания может еще более сократится, хотя оно и так уже ниже рекомендуемых медицинских норм (4).

Фундаментом инновационной политики, обеспечивающих интенсификацию агропромышленного производства - формирование материально - технического базы, его модернизация, предусматривающая осуществление комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, техническое перевооружение отраслей. Игнорирование данных вопросов в развитии села за годы аграрной реформы привело к деиндустриализации, технической и технологической отсталости по сравнению с развитыми странами. За 1990 - 2015 годы парк тракторов в сельскохозяйственных организациях уменьшился: с 1365,6 до 233,6 тыс. шт. (в 5,8 раза), плугов с 538,3 до 64,1 тыс. (в 8,4 раза), сеялок с 673,9 до 93,6 тыс. (в 7,2 раза), комбайнов зерновых с 370,8 до 61,4 тыс.шт. (в 6 раз). Катастрофическое снижение технической оснащенности произошло в орошаемом земледелии и животноводстве (табл.1).

Таблица 1

Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях

(на конец года, тыс. шт.)

1990 2000 2005 2010 2015 2015 в % к 1990

Тракторы 1365,6 746,7 480,3 310,3 233,6 17,1

Плуги тракторные 538,3 238,0 148,8 87,4 64,1 11,9

Культиваторы 602,7 260,1 175,5 119,8 93,2 15,4

Сеялки 673,9 314,8 218,9 134,0 93,6 14,0

Зерноуборочные комбайны 407,8 198,7 129,2 80,7 61,4 15,0

Кукурузоуборочные комбайны 9,6 4,4 2,2 1,1 0,8 8,3

Кормоуборочные комбайны 120,9 59,6 33,4 20,0 14,0 11,6

Картофелеуборочные комбайны 32,3 10,0 4,5 2,9 2,4 7,4

Свеклоуборочные машины 25,0 12,5 7,2 3,2 2,2 8,8

Дождевальные машины 79,4 19,2 8,6 5,4 5,9 7,4

Доильные установки 242,2 88,7 50,3 31,4 25,1 10,4

Анализ показывает, что более 50% успеха сельскохозяйственного производства зависит от энерговооруженности. Надо иметь не менее трех лошадиных сил на гектар пашни - имеем 1,68. Сегодня в два раза меньше. Поэтому не укладываемся в агротехнические сроки проведение полевых работ. Колосовые зерновые надо убирать 7-8 дней, ни одного дня позже. А мы убираем 20 дней, целый месяц, полтора месяца и под снег посевы пускаем. Также и другие работы. В результате нарушения оптимальных агротехнических сроков в стране ежегодно потери составляют 15-20 млн. т зерна, миллионы тонн картофеля и овощей (5).

В настоящее время по обеспеченности тракторами в расчете на 100 га пашни Россия отстает от Англии в 4 раза, Германии в 3,7 раза, США в 2,8 раза, Канады в 3 раза, Белоруссии в 2,6 раза. Аналогичное положение и с другими машинами и оборудованием.

Снижение технической оснащенности, как ключевого фактора инноваций, развития сельского хозяйства привело к резкому ухудшению использования земельных угодий, нарушению сроков проведения полевых работ, снижению производительности труда. За 1990 - 2015 годы выведено из оборота 38,4 млн. га пашни, (сопоставимые с посевной площадью Германии, Италии и Франции вместе взятых), которая заросла бурьяном и мелколесьем. За эти годы посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась в 1,5 раза, в том числе зерновых культур в 1,3, картофеля и овощей в 1,4, кормовых культур в 2,6 раза (табл.2).

Таблица 2

Динамика посевных площадей сельскохозяйственных культур в России (в хозяйствах всех категорий, тыс. га.)

Посевные 1990 2000 2005 2010 2015 2015 в

площади % к 1990

Вся посевная 117705 84670 75837 75188 79319 67,4

площадь

Зерновые и зернобобовые культуры 63068 45585 43593 43194 46642 73,9

в т.ч. пшеница 24244 23205 25343 26613 26830 110,6

Технические 6111 6458 7615 10900 12709 207,9

культуры

в т.ч. подсол- 2739 4643 5568 7153 7005 255,7

нечник

Картофель и 3966 3728 3109 3022 2993 75,5

овощебахчевые

в том числе 3124 2834 2277 2212 2128 68,1

картофель

Кормовые 44559 28899 21610 18071 16974 38,1

культуры

Стратегия ведения земледелия, основанная на комплексной механизации и автоматизации производственных процессов должна строиться на базе оптимизации пропорций развития растениеводства и животноводства, их интеграции, которые грубо нарушены за пореформенные годы. Во многом это связано с лоббированием крупных монополий, занимающихся экспортом зерна с целью получения сверхприбыли. Сегодня экспорт зерна, при недостаточном его выделении для животноводства идет на фоне небывалого за всю историю спад поголовья скота и птицы. В 2015 г. по сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 3 раза, свиней в 1,8, овец и коз в 2,3, птицы в 1,3 раза (табл.3).

Таблица 3

Поголовье скота и птицы на конец года в России (в хозяйствах всех категорий, млн. голов)(1)

1990 2000 2005 2010 2015 2015 в % к 1990

Крупный рогатый скот 57,0 27,5 21,6 20,0 19,0 30,0

в т.ч. коровы 20,5 12,5 9,5 8,8 8,4 40,9

Свиньи 38,3 15,8 13,8 17,2 21,5 56,1

Овцы и козы 58,2 15,0 18,6 21,8 24,9 42,8

Птица 660,0 340,7 357,5 449,3 492,5 74,6

В 2015 году поголовье крупного рогатого скота опустилось до уровня 1923 года, свиней до 1957 года, овец и коз до 1935 года, что привело к резкому увеличению сезонности сельскохозяйственного труда и безработице (в настоящее время каждый третий трудоспособный сельский житель-безработный).

Вывод сельскохозяйственных угодий из оборота, обвальное сокращение поголовья скота и птицы, деиндустриализация, перекосы в экономических отношениях, снижение уровня инновационной и инвестиционной активности привели к спаду производства. За 1990-2015 годы производство зерна снизилось на 10,2%, мяса всех видов на 39,1, молока на 45,5, яиц на 10,5, шерсти 75,3%.(табл.4). В целом производство валовой продукции сельского хозяйства в

сопоставимых ценах за годы аграрной реформы составило 92,6% к уровню 1990 году, а объемы ее оказались на уровне более чем 40-летней давности.

Таблица 4

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в России (в хозяйствах всех категорий)(1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1990 2000 2005 2010 2015 2015 в % к 1990

Зерно, млн.т. 116,7 65,5 77,8 61,0 104,8 89,8

Мясо (в живой массе), млн.т. 15,6 7,0 7,7 10,5 9,5 60,9

Молоко, млн.т. 55,7 32,3 31,1 31,8 30,9 55,5

Яйцо, млрд. шт. 47,5 34,1 37,1 40,6 42,5 89,5

Шерсть, тыс.т. 226,7 40,3 49,0 53,5 56,0 24,7

Валовая продукция в сопоставимых ценах, в % к 1990 г 100,0 60,7 68,1 71,8 92,6

Для восстановления производства сельскохозяйственной продукции дореформенного (1990 г.) уровня с значительным превышением его, сегодня инновационная политика должна способствовать активизации процессов модернизации направленных на имортозамещение повышение уровня конкурентоспособности производства. Новые долговременные системные внешние вызовы, сложности в финансово-кредитной системе, борьба на продовольственном рынке являются теми условиями, в которых в ближайшие годы будет происходить реализация сценария, связанного с обеспечением продовольственной безопасности страны. Такая ситуация для России складывается на фоне того, что в развитых странах все в большей степени формируются новые более интенсивные поколения пятого и шестого технологических укладов, связанных с развитием научно-технического прогресса по многим направлениям ведения агропромышленного производства. В этих условиях решение проблемы перевода аграрного сектора на новый более высокий уклад должно основываться на использовании ресурсно-инновационной модели развития АПК на всех стадиях производственно-экономической цепочки опираясь на полноценную нормативную базу, достаточное финансирование, обеспечивающего интенсификацию. Эта модель объединит ресурсы, инновации и модернизацию, раскрывая возможности всех составляющих, обеспечивая мультипликационный эффект.

Наиболее важным экономическим условием эффективного инновационной политики является ресурсная, техническая и технологическая обеспеченность развития научно-технического процесса. При этом стабильное и полное финансирование является основой эффективного функционирования инновационной сферы. С этим непосредственно связано деятельность научных учреждений и их экспериментальной базы (6).

Сложившийся негативный груз экономических, технических, технологических и социальных проблем требует принципиально новых подходов к активизации инновационных процессов. Нужна иная, чем прежняя модель использования достижений науки и техники, основанная на системном подходе по рациональному использованию природного, производственного, научно - технического, экономического и кадрового потенциала. Справедливая риторика органов власти к инновациям должны подкрепляться конкретными масштабными действиями эффективных структурных преобразований основанных на укреплении материально-технической базы товаропроизводителей, ее модернизации, предусматривать синергетическое взаимодействие институциональной среды, инноваций производственной и социальной инфраструктуры.

В стране имеется достаточно высокий научный потенциал, сосредоточенный в научно-исследовательских учреждениях Федерального агентства научных организаций (ФАНО) с Российской академией наук и высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства России. Рациональное использование его достижений является ключевым фактором интенсификации, представляя инвестиции в настоящем и будущем развитие, повышения производительности труда, конкурентоспособности производства и импортозамещения.

За последние годы в научных учреждениях создано более 300 высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 295 новых и усовершенствованных технологий и другой научно-технической продукции. Несмотря на это имеющийся научный потенциал используется крайне ограниченно. В настоящее время уровень внедрения научных разработок не превышает 5-7% от имеющихся достижениях науки и передовой практики. В дореформенные годы он составлял 55 - 60%. Анализ показывает, что наиболее полное использование результатов исследований в виде новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород и линий животных и птицы, средств механизации и автоматизации, организации труда и управления сегодня обеспечивало бы увеличение производства сельскохозяйственной продукции до 25-30%.

Сегодня важно не только сохранить, но и повысить уровень научных исследований, связанный с реорганизацией науки, которую осуществляет ФАНО в соответствии с Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (27 сентября 2013 года, №253-ФЭ), вызвавшем необоснованную ломку организационных структур управления с сокращением объемов финансирования. Прошедшие годы реформы науки, вызвавшие издержки в преобразованиях свидетельствуют о необходимости существенной корректировки в программу реорганизации. Следует использовать многолетнего опыта организации научных исследований, ныне реорганизованной Россельхозакадемии, Целью таких преобразований должна стать не ломка старого прогрессивного, а создание нового на базе опыта и переоценки старого во имя ускорения научно-технического прогресса, активизации инновационных процессов. В центре внимания должен стоять не чиновник, а ученый с достойной оплатой, создающий научно-техническую продукцию. Ему

необходимо создание комфортных, прежде всего материальных условий для творческой работы.

Следует отказаться от остаточного принципа государственного финансирования научных исследований. Нужно восстановить положение о том, что на проведение исследований и разработок направлять не менее 4% от расходной части бюджета, как это принято федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Важна более эффективная поддержка научных организаций при ведении исследований по прорывным направлениям.

Основная роль в развитии механизма внедрения инноваций должна принадлежать Министерству сельского хозяйства РФ и его органам в регионах с решением задач мобилизации имеющего наиболее полного использования научно-технического потенциала. Непосредственная деятельность в реализации инноваций - за руководителями и специалиста организаций, фермерами, другими участниками бизнеса. Они должны не только планировать, но и организовывать работу производственных подразделений, подбирать непосредственных исполнителей, обучать их технике, технологии и организации производства, контролировать ход выполнения инновационных мероприятий, направленных на модернизацию. Успешное освоение достижений научно-технического прогресса во многом зависит от того, насколько плодотворна связь ученых с руководителями и специалистами, соединяющих науку с производством. Важным инструментом в активизации инновационных процессов является разработка и реализация региональных систем ведения агропромышленного производства, основанных на использовании последних достижений науки и передовой практики.

Необходима корректировка в формировании финансово - кредитной политики, направленной на диверсификацию экономики товаропроизводителей, ее модернизации. В настоящее время подавляющее большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей не в состоянии вести не только расширенное, но и простое воспроизводство, что приводит к существенному спаду инвестиционной активности, снижению уровня их технической оснащенности. Общая суммарная кредиторская задолженность сегодня достигла критического уровня (свыше 2 трлн. рублей), в 1,3 раза превысив денежную выручку от реализации всей продукции. Около 30% убыточных, более 50% сельскохозяйственных организаций не имела доступа к кредитам.

Непомерно высокая стоимость кредитных ресурсов, достигших до 1520% годовых сдерживает. инвестиционные процессы. Расчеты показывают, что для ведения расширенного воспроизводства кредиты не должны превышать 35% ставки. Надо провести реструктуризацию долгов, списание их в первую очередь по просроченной задолженности. Это обеспечит лишь частичную компенсацию потерь финансовых ресурсов вследствие рыночной стихии и спекуляции.

Настоятельно требуется переход к экономически обоснованной государственной поддержки села направленной на модернизацию. Уровень субсидирования сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни в 2015 году в России соста-

вил 10 долл. США, тогда как в странах Евросоюза 300 долл. а в Японии 475. Расчеты показывают, что для решения задач модернизации, основанной на активизации инновационных процессов, в ближайшие годы следует довести сумму средства государственной поддержки до триллиона рублей, приблизив к странам Европейского союза. Необходима корректировка ценовых отношений, механизмов закупочных и товарных интервенций, повышения доли страховых возмещений до 80% от собранной страховой премии, налогового стимулирования инновационного бизнеса.

Ключевое место должно быть отведено предотвращению деградации трудовых ресурсов и социальной сферы сельских территорий, формированию профессионального кадрового потенциала. О тревожном состоянии трудовых ресурсов в деревне свидетельствуют данные Росстата по миграции работников. Если в 1990 году в сельскохозяйственном производстве было занято 9,9 млн. человек, то в 2015 году их число уменьшилось до 6,3 млн. или на 36,4%. У работников села самая низкая номинальная заработная плата, составляющая, лишь 53,6% общероссийского. За эти годы в сельской местности исчезло 16 тысяч деревень. Здесь на порядок более высокая смертность по сравнению с городом. Деревни нужны больницы, детские сады и ясли, школы, дороги, которых крайне недостаточно. Несмотря на это ресурсное обеспечение Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года» в 2015-2017 годах сокращается с 104 до 48 млрд. рублей.

Таким образом, инновационная политика как основа модернизации должна базироваться на системном подходе - с одной стороны на решения проблем активизации инновационных процессов с модернизацией производства, с другой - защите отечественных товаропроизводителей от экспансии продовольственных товаров зарубежных стран, учитывающих мировые тенденции активизации инновационных процессов с воздействием науки на использование ресурсного потенциала. Ускоренный переход сельского хозяйства на формирование данной парадигмы с использованием эффективных экономическими инструментов, технических и технологических укладов - основа решения задач обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны.

О потенциальных возможностях решения задач инновационного развития свидетельствует практика восстановления сельского хозяйства СССР после Великой отечественной войны 1941-1945 годов, кода из-за оккупации фашисткой Германии огромной территории в стране было разрушено и сожжено более 70 тысяч сел, 2,9 тысяч МТС. При таком тяжелом положении деревни в СССР с выделением необходимых финансовых и материально-технических ресурсов за 5 лет (1946-1959) были восстановлены объемы производства продукции земледелия и животноводства довоенного 1940 года. В последствие, прежде всего, с государственной поддержки села, развитием науки в России было коренным образом переоснащена материально-техническая база, освоено 16,3 млн. га целинных и залежных земель. Среднегодовое производство сельскохозяйственной продукции до 1990 года составляло 9,8%. Страна по уровню потребления продуктов питания на душу населения вышла на 7 место в мире. За годы же аграр-

ной реформы (1992-2015 годы) с приватизацией, либерализации рынка, изменениями в инновационной и инвестиционной политики производство сельскохозяйственной продукции опустилось на уровень более чем 40-летнию давность.

Исходя из экспертной оценки, преодолеть депрессивный характер состояния агропромышленного производства возможно только на базе корректировке инновационной политики как основы модернизации с индустриализацией, переходом на ресурсно-инновационную модель развития при решении задач продовольственной безопасности. В этой связи необходимо:

- на первом этапе корректировка в 2017-2018 годах ныне действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции на 2013-2020 годы с существующей нормативной базы в решении задач финансового оздоровления товаропроизводителей с доведением годовой финансовой поддержки села не менее триллиона рублей.

- на втором этапе - разработать качественно новой Программы восстановления и развития агропромышленного комплекса до 2025 года на базе новых подходов в выборе стратегии использования ресурсно-инновационного потенциала, основанной на корректировке инновационной политики с акцентом на решение задач по обеспечению продовольственной безопасности при повышении объемов финансовой поддержки до уровня стран Европейского союза.

В соответствии с методологией целевого управления и планирования Программа должна содержать: четкое определение цели социально-экономического развития села; корректировку законодательной базы; изменение инструментов экономических отношений; необходимое выделение финансовых ресурсов; устранение диспропорций в развитии отраслей; решение задач активизации инновационных процессов и модернизации с указанием сроков выполнения мероприятий. Иначе будет продолжена популистская риторика об успехах в сельском хозяйстве, возможностях России накормить население половина планеты мира при зависимости страны от высокого импорта продовольственных товаров из зарубежных государств.

Список литературы:

1. Статистические материалы ЦСУ СССР и Росстата за 1970 - 2015 годы.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

3.Алтухов А. И. Необходимость новой государственной аграрной политики в контексте продовольственной независимости страны. //Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации.- М.: ВИАПИ им. А.А.Никонова, 2015. С.13-19.

4.Долгушкин Н.К. Оптимизация размещения агропромышленного производства как один из путей решения проблемы импортозамеще-

ния.//Актуальная политика России в условиях международной и региональной интеграции, часть 2.-М.: ВНИИЭСХ, 2015, С.74-75.

5.Ежевский А.А. Пора переплавить колокола. //Советская Россия, 23 октября 2014.-С.1-2.

6.Миронова Н.Н. Особенности инновационных процессов в АПК. // Вестник Национального института бизнеса. №21 : - М.: 2014. - С.81-87. практика. // - М.:, НИБ, 2014.

7. Романенко Г.А. Генетические ресурсы растений, животных и микроорганизмов -основа фундаментальных исследований сельскохозяйственной науки. /Генетические ресурсы растений, животных и микроорганизмов на службе человечества (материалы научной сессии) -М.:-2016 -с.7.

8. Ушачев И.Г. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала в агропромышленном комплексе.// Импортозамещение в АПК: проблемы и перспективы. - М.: ВНИИЭСХ, 2015 - С. 14-37.

9. Шутьков А.А. Продовольственная безопасность: теория, политика и практика. - М.: НИБ. - 475 с.

10. Шутьков А.А. Новый вектор российской аграрной политики - импортозамещение. //АПК: экономика, управление, №4 - М.: 2015. С-.15.

11.Шутьков А.А., Шутьтков С.А. Парадигма активизации инновационных процессов в условиях глобализации экономики. // Экономика сельского хозяйства России. №8 - М.: 2016- С.2-9.

А. А. Ваняева, Национальный институт бизнеса Научный руководитель - к.э.н., доцент А. К. Гусев

УБЕЖДЕНИЕ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные приемы убеждающих воздействий в рамках переговорного процесса, а также даны рекомендации по совершенствованию методов убеждения оппонентов с целью повышения эффективности работы компании.

Ключевые слова: убеждение, компромисс, переговоры, способ воздействия, аргументация.

Развитие современного общества неразрывно связано с процессом общения, многогранным и многофункциональным по своей сути. Общаясь, индивиды активно используют различные механизмы воздействия на собеседника. Одним из таких механизмов является процесс убеждения.

Владение приемами убеждения - это не просто навык, это искусство, постичь которое дается не каждому.

Многие люди думают, что, принимая решения, мы руководствуемся всей доступной информацией. Но в реальности все обычно происходит по-другому.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.