Научная статья на тему 'Механизм влияния социально-правового регулирования на языковое поведение личности в полиэтническом обществе'

Механизм влияния социально-правового регулирования на языковое поведение личности в полиэтническом обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фахреева Люция Шамиловна

В статье рассматриваются вопросы социально-правового регулирования языкового поведения, определяется теснота связи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of social and legal regulations on a personality linguistic behavior in poly-ethnic society

The article considers social and legal regulations of a personality linguistic behavior. The relation between the regulations is determined.

Текст научной работы на тему «Механизм влияния социально-правового регулирования на языковое поведение личности в полиэтническом обществе»

Э. Стоунквиста, а также шире представления об этнической маргинальности как «этнической двойственности» [Мулдашева, 1991]. Нельзя не согласиться с тем, что этническая маргинальность является существенной характеристикой современного цивилизованного общества. Психолингвистический смысл этнической маргинальности состоит в наличии в психике человека этнолингвофункци-онально рассогласованных элементов («элементы психики» — в смысле А.Ф. Лазурского).

Однако этническая маргинализация общества порождает специфическую информационную ситуацию, когда резко снижается способность психической адаптации человека к порожденным системным кризисом цивилизации усложняющимся информационным потокам. Как уже было отмечено, это в значительной мере объясняется высокой степенью территориальной мобильности, незакрепленностью человека ни за одной устойчивой социальной общностью. Одним из способов адаптации человека к новой информационной ситуации автор считает создание «информационных фильтров» (субкультур), которые отсеивали бы наиболее значимые для индивида «сообщения» из потока социально значимых сигналов. Необходимость такой информационной защиты связана, в частности, с тем, что именно недостаточная или нарушенная способность переработки информации может обусловливать психические расстройства (например, неврозы и шизофрению). Такими информационными фильтрами

естественным образом могут являться этнокультурные образования, которые имеют ряд преимуществ над субкультурами иного рода (профессиональными, хиппи, панки и др.).

«Странные», нестандартные люди — излюбленная тема массмедиа, однако они фигурируют для конструирования реципиентом собственной идентичности, в том числе и этнической. Однако на первый план выдвигается возможность информированного выбора для общества и личности.

Следовательно, «плюрализм современного муль-тикультурного информационного общества с необходимостью требует признания легитимности самых различных парадигм обоснования толерантности» [Хомяков, 2004: 403] как фактора нормального функционирования этнолингвофункциональной архе-гении. Такая ситуация, в свою очередь, побуждает нас к созданию разных нарративов — историй о толерантности, являющихся параллельными главами противоречивого нарратива модерности. Плюрализм современного полиэтничного поликультурного общества требует плюрализма моделей архегенного и анархегенного сознания.

НИЯЗОВА Гульсина Мавлютовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики.

Статья поступила в редакцию 18.12.06 г. © Ниязова Г. М.

удк 301+800 Л. Ш. ФАХРЕЕВА

Набережночелнинский государственный педагогический институт

МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

НА ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются вопросы социально-правового регулирования языкового поведения, определяется теснота связи между ними.

В современном российском обществе происходит формирование социально-экономических, социально-политических и социокультурных отношений нового типа, что нашло свое выражение в изменении языковой ситуации всего общества, языкового поведения членов этого общества. Сегодня языковые вопросы стали перерастать в политические. Это состояние обостряется тем, что в полиэтнических обществах происходит сужение сфер функционирования титульных языков, нет налаженных и эффективно работающих социально-правовых механизмов регулирования языкового поведения и процедур разрешения языковых проблем.

В рамках регулирования языкового поведения членов полиэтнического общества проводятся международные научно-практические конференции по проблемам языка, языковой ситуации и языковой политики в полиэтнических обществах. Так, например, под эгидой Западно-Казахстанского государственного университета намечено проведение Международной научно-практической конференции «Проблема формирования евразийского мышления (паритетного евразийства)» в г. Уральске 15-16 июня 2007 года. В Москве по данной тематике ежегодно проводится конференция «Язык, культура, общество», и в этом году намечено проведение IV Междуна-

родной научной конференции 27-30 сентября. В Камском институте в г. Набережные Челны 24-25 апреля 2007 года состоится Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного общества глазами молодого поколения». В Казани в рамках Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета также ежегодно проводится конференция, посвященная проблемам языковой ситуации и языкового планирования в Республике Татарстан.

При Академии наук РТ планируется создание Центра социальной лингвистики, работа которого будет направлена на социально-правовое регулирование языкового поведения. Сложность открытия данного Центра обусловлена не только необходимостью финансовой поддержки со стороны государства и работников аппарата при президенте как теоретических меценатов, но и привлечения для работы зарубежных ученых, изучения опыта других стран.

Социально-правовое регулирование языкового поведения представляется как система средств, методов, процедур и ресурсов, согласованно разворачивающихся в пространстве и времени и направленных на сохранение, развитие и совершенствование языка. Выбор наилучшего варианта языкового поведения из множества возможных — это улучшение процесса функционирования языка для достижения его максимальной эффективности, т.е. употребления его во всех сферах жизнедеятельности.

Раскрытие механизма влияния социально-правового регулирования на языковое поведение предполагает рассмотрение частей данного механизма и способа, принципов его работы. Известно, что механизм состоит из деталей, которые последовательно передают движение от одного звена к другому. Для исправной работы механизма необходимо удовлетворительное состояние каждой детали и отлажен-ность их взаимодействия.

Состав и закономерности функционирования механизма влияния социально-правового регулирования на языковое поведение личности представляется возможным раскрыть через рассмотрение компонентов, системных элементов этих явлений в результате эмпирической интерпретации понятий этих феноменов, установления связей между этими компонентами, влияния ведущих компонентов правового регулирования (законотворчество, правосознание, правовая культура) на ведомые компоненты языкового поведения (нормы, мотивы, потребности). Для целей нашего исследования необходимо, чтобы эти факторы оказывали заметное влияние на языковое поведение личности и были способными под-

вергнуться количественному анализу. С этой целью компоненты социально-правового регулирования и компоненты языкового поведения были подвергнуты дальнейшей эмпирической интерпретации для создания возможности их измерения.

Согласно результатам конкретно-социологического исследования, проведенного автором статьи в августе 2006 года в городах РТ (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Елабуга), для выполнения профессиональных обязанностей (79,8%), для решения производственных (деловых) вопросов (88,6%), для обсуждения непроизводственных проблем (83,2%) используется русский язык и в этих же ситуациях соответственно татарский: 11%, 8,9%, 14,3%. Таблица 1 наглядно демонстрирует сферы использования татарского и русского языков в Республике Татарстан.

Как видим из таблицы, в основных сферах жизнедеятельности респонденты используют большей частью русский язык, чем, например, второй государственный — татарский язык. Татарский язык используется в большей степени в общении с членами семьи и родственниками. Таким образом, Закон РТ «О государственных языках РТ и других языках в РТ» (2004), провозгласивший равноправный статус татарского и русского языков как государственных, на мотивы языкового поведения населения не влияет, и на практике сфера и объем функционирования татарского языка ограничены.

По результатам нашего исследования, 43,3% экспертов утверждают, что изучению татарского языка русскоязычному населению мешает отсутствие интереса к изучению языка, еще 46,7% экспертов убеждены в том, что препятствием является непрестижность и невостребованность татарского языка в различных сферах деятельности, 10% экспертов отмечают наличие психологического барьера в изучении других языков. Таким образом, 90,0% экспертов уверены, что основным мотивом отсутствия интереса к изучению татарского языка является ограничение сфер и объема его функционирования и как следствие этого — его непрестижность. В результате экспертного опроса получили шкалу мотивов (по убывающей), которые могут расширить сферу языкового поведения: интерес к языкам и языковым контактам — 86,7%; увеличение возможности общения — 60%; общественная потребность — 30%; способ реализации личностного потенциала — 23%; польза для семьи — 16,7%; достижение рационально поставленной цели — 16,7%; привычка — 16,7%; указание руководства предприятия (организации) — 0%; соображения религиозного характера — 0%. Таким образом, для того

Таблица 1

Сферы использования языков в РТ (в % к исследуемым, выборка из 7 вопросов)

Сферы использования языков и общение на языке Татарский язык Русский язык

Предприятия торговли, быта, транспорт 2,6% 73,4%

Учреждения культуры, образования 3,5% 74,9%

Место жительства 11,2% 66,5%

Семья 17,8% 64,9%

Друзья 5,8% 57,4%

Малознакомые люди 3,7% 75,8%

Родственники 20,2% 44,0%

чтобы расширить сферу языкового поведения, необходима потребность в изучении языков и общении на них.

Как известно, потребность — это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. По результатам нашего исследования эксперты отмечают высокую потребность в изучении языков. 100% экспертов считают необходимым изучение второго языка и более. На вопрос «Какой язык вы бы хотели выучить для международного и межнационального общения?» 83,4% экспертов выбрали английский, 40% — русский, 26,7% — татарский, 26,7% — арабский, 13,3% — немецкий, 13,3% — французский и 10% — турецкий. Как видим, потребность в изучении английского языка очень велика и превышает надобность в изучении татарского языка в три раза.

Применительно к языковому поведению индивидов выбор того или иного языка предстает как психологическое состояние личности, побуждающее его совершить определенные действия в условиях правовой действительности, либо воздерживаться от каких-либо поступков. Таким образом, мотивы, являясь следствием определенного уровня правосознания, моделируют предстоящее языковое поведение членов общества.

Как справедливо отмечает Н.Л. Гранат, «правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей» и... «представляет собой узловой пункт, аккумулирующий в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении именно как результат правовых установок и ценностных ориен-таций» и состоит из двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии [1]. Основная роль здесь отводится правовой психологии, которая представляет собой совокупность сложившихся и развивающихся осознанных психологических состояний в виде правовых чувств, эмоций, привычек, желаний, оценок, выражающих конкретное отношение индивидов и всего общества в целом к праву, законам, ко всем явлениям правовой действительности и обуславливающих становление моделей языкового поведения.

Именно правовая психология оказывает заметное влияние на содержание правовой идеологии, основным компонентом которой являются знания права. Человек, который не имеет представления об основных законах, не может реализовать свои права и соблюдать обязанности и не в состоянии требовать, чтобы фактически соблюдались его права и свободы. Согласно данным нашего исследования, мнение экспертов сводится к тому, что для современного человека важным является «знать право в общих чертах» — 43,3%, «понимать тонкости каждого законодательного акта» — 10%, «уметь разбираться в актах законодательства» — 46,7%. Как видим, каждый член общества в современном мире обязан разбираться в актах законодательства, чтобы реализовать свои права и требовать соблюдения своих языковых прав. Так, по данным нашего исследования, 96,7% экспертов отмечают знание Закона «О языках народов РТ». Что касается Конституции РТ, то 76,7% опрошенных экспертов оценивают ее положительно, 20% — отрицательно.

Вторым элементом правосознания является оценка права, эффективности работы законов. По результатам экспертного исследования примерно

столько же экспертов, знающих те или иные законы, удовлетворены качеством работы принятых законов в РФ и РТ — 76,7%. 23,3% — не удовлетворены, что говорит о критичности сознания по отношению к праву, законам, юридическим нормам и явлениям правовой действительности.

Таким образом, языковое и правовое сознания, влияя на условия жизнедеятельности людей, определяют ценности и ценностные ориентации, воспитывают и развивают правовую культуру, при помощи которых люди воспринимают языковые или правовые явления.

Понятие «культура» (в переводе с латинского — воспитание, образование, развитие, почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [2]. В содержание правовой культуры входят те ценности, которые опосредуют языковое поведение людей. Компонентом правовой культуры личности являются правовые знания, ориентирование в системе основополагающих законов. Совершенное и развитое законодательство, законы оказывают влияние на состояние правовой культуры. Однако для становления должной правовой культуры личности правовых знаний и знания законов недостаточно, необходимо соблюдение законов не из-за страха наказания, а осознанно, добровольно, адекватно. Таким образом, основными элементами правовой культуры являются правовые знания и соблюдение законов.

По результатам нашего исследования, 73,4% экспертов уверены, что на соблюдение правовых запретов влияет соблюдение закона, 16,6% — моральные и принципиальные соображения и 10% — совесть. Важно подчеркнуть, что такие качества и свойства личности характеризуют ее как носителя высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Источником приобретения правовых знаний 53,3% экспертов считают официальные вестники законов, 33,4% — научно-популярную юридическую литературу. Еще 10% экспертов отметили, что в этом им помогут СМИ, а 3,3% — Интернет. Таким образом, основная часть экспертов выбрала источником приобретения правовых знаний и культуры юридическую литературу, всего лишь десятая часть респондентов доверяет СМИ и еще меньшее количество отвечающих — сети Интернет.

В правовой культуре как в одном из элементов социально-правового регулирования отражается уровень правосознания всех членов общества, знания нормативно-правовых актов, усвоение правовых ценностей, их реализация на практике, состояние законодательства и работа всех правоохранительных органов, место права в жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод каждого члена общества.

Таким образом, эмпирическая интерпретация понятия «социально-правовое регулирование» позволила раздробить его на более мелкие компоненты путем объединения и отграничения однородных групп, через которые раскрываются существенные черты и особенности развития всей совокупности. Так, законотворчество включает в себя нормы права; правовое сознание - правовую психологию (отношение к законам и оценка эффективности работы закона) и правовую идеологию (знания права); правовая культура - уровень правовых знаний и соблю-

дение законов. Понятие «языковое поведение», в свою очередь, делится на более мелкие элементы: нормы языкового поведения — нормы нравственности, традиций и обычаев; мотивы — побуждение интереса к языкам, языковым контактам и явлениям реальной действительности; потребности — необходимость в изучении языков, необходимость в общении на родном и неродном языках.

При изучении влияния социально-правового регулирования на языковое поведение личности использовался статистико-математический метод корреляционного анализа [3].

Конкретно-социологическое изучение языкового поведения личности предполагает выделение структурных элементов центральных понятий, шкалирование оценочного подхода и установление связи с факторами, влияющими на языковое поведение.

В качестве критериальных показателей социально-правового регулирования на основе анализа были выделены: нормы права; соблюдение законов; необходимый уровень правовых знаний; оценка эффективности законов; позитивное отношение к законам; знание права. Они же являются основными компонентами анализа влияния социально-правового регулирования на языковое поведение личности.

При помощи метода корреляционного анализа была вычислена структурная значимость каждого из этих показателей, их тип внутреннего взаимодей-ствия1. Коэффициенты парной корреляции между языковым поведением и соответствующими критериальными показателями представлены в виде схемы.

В представленной схеме отмечены лишь те связи, которые имеют величину коэффициента корреляции выше или равны 0,45 (рис. 1). Как следует из схемы, наиболее оптимальные характеристики выявлены в пяти основных критериальных показателях социально-правового регулирования — нормы права (г = 0,49), оценка эффективности работы закона (г = 0,48), знания права (г = 0,46), необходимый уровень правовых знаний (г= 0,47) и соблюдение законов (г=0,49). Таким образом, элементы социально-правового регулирования были выбраны верно, это подтвердил математический анализ — связь выбранных элементов выше 0,45.

Анализируя полученные данные, необходимо отметить недостаточное влияние одного из элементов правовой психологии, а именно отношение к законам. На низкую величину коэффициента могла повлиять неосознанность законов о языках частью респондентов, нигилистическое отношение к праву в целом или недостаточное знание основных законов России о языках (Конституция РФ, Закон РФ «О государственных языках РФ») и республики (Конституция РТ, Закон РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в РТ»).

Таким образом, метод корреляционного анализа является достаточно ценным способом обработки и интерпретации социологических данных, характеризующий влияние социально-правового регулирования на языковое поведение.

Однако мы рассчитывали, что это влияние будет большим, и теснота связи между социально-правовым регулированием и языковым поведением, ведущими и ведомыми компонентами, коэффициент корреляции (г) будет гораздо выше. Полагаем, что вполне возможно, что при эмпирической интерпретации основных понятий для измерения указанной зависимости и определения коэффициента корреляции проделанная эмпирическая интерпретация не была проведена до конца. И некоторые ведущие и ведомые компоненты исследуемых понятий нуждались в дальнейшей детализации, в дальнейшем дроблении. В то же время была опасность при этом потери самого явления и его понятия. Это относится, прежде всего, как к «ведущим», так и «ведомым» понятиям, каждый из которых эмпирически интерпретируется.

Для успешного функционирования данного механизма необходима согласованная, отлаженная работа всех его элементов. Продуманная законодательная база и специальные государственные программы развития государственных языков, качество работы законов во всех сферах социально-правового регулирования, подготовка высококвалифицированных кадров, правоведов в области национально-языковой политики оказывают влияние на языковое поведение населения и юридическое закрепление за языками титульных наций статуса государственных языков, что призвано повысить их социальную

Рис. 1. Схема корреляционных связей языкового поведения

147

роль, закрепить или создать условия для их всестороннего развития и совершенствования.

Примечание

1 Материал обработан с использованием программного комплекса SPSS, который предназначен для обработки статистической информации.

2. Гранат Н.Л. Указ. работа. — С. 310.

3. Нугаев М.А.Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общества (теоретико-методологический аспект) / Нугаев М.А. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975;

4. Нугаев М.А. Теоретико-методологические основы исследования качества социального потенциала региона / Ну-гаев М.А. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2006.

Библиографический список

1. Гранат Н.Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права. Академический курс/ Н.Л. Гранат; Под ред. М.Н. Марченко - М., 2003. - С. 303-308.

ФАХРЕЕВА Люция Шамиловна, старший преподаватель.

Статья поступила в редакцию 26.12.06 г. © Фахреева Л. Ш.

УДК 811 Н. А. МАРТЫНОВА

Орловский государственный институт экономики и торговли

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОБЩЕНИЯ_

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация представляется как особый процесс общения, имеющий свои характеристики и условия протекания. Тщательный анализ процесса межкультурного общения показывает, что межкультурная коммуникация является отличным от внутрикультурной коммуникации видом общения со своей спецификой и структурой.

Общение представляет собой сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно как процесс взаимодействия индивидов, как отношение людей друг к другу, как процесс их взаимовлияния, сопереживания и взаимопонимания. В целом это один из важнейших факторов человеческой жизнедеятельности [1].

В силу своей практической значимости процесс общения привлекает внимание специалистов самых разных областей гуманитарного знания: философии, психологии, социологии, культурологии, этнологии, лингвистики и т.д. При этом каждая наука или научное направление, изучающее те или иные аспекты общения, выделяет в этом процессе свой предмет изучения.

Наряду с понятием «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания. Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев отождествляют эти два термина, основываясь на этимологическом и семантическом родстве этих понятий. Исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться», сторонники этой точки зрения понимают его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь, русское слово «общение» также отражает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонники данного подхода не видят принципиальной разницы в содер-

жании понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равноправны.

В процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы — стремиться сохранить свою культурную идентичность и включиться в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем определяет четыре основные формы межкультурной коммуникации: прямую, косвенную, опосредованную и непосредственную. При прямой коммуникации информация адресована непосредственно от отправителя к получателю. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения, радио-, телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах и т.д. Непосредственная и опосредованная формы коммуникации различаются наличием или отсутствием промежуточного звена, выступающего в качестве посредника между партнерами.

В современном мире в связи с повышением интереса к языкам и культуре народов межнациональное общение занимает одну из важных позиций в социальной жизни человека.

Поскольку признается, что одной из предпосылок общения является общность сознаний коммуникантов, то его неполная общность может послужить причиной непонимания. Неполная общность сознания является следствием, в том числе и принадлежности коммуникантов к разным национальным культурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.