Научная статья на тему 'Механизм управления развитием производства экологически чистого продовольствия'

Механизм управления развитием производства экологически чистого продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / FOOD / ГОСУДАРСТВО / STATE / НАУКА / SCIENCE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Денис Геннадьевич

Параллельное существование исторически сменяющих друг друга систем производства продовольствия в различных странах актуализирует необходимость развития концепции устойчивой интенсификации производства продовольствия: выделения субъектов и объектов, целей управления, методов и средств их достижения. Представлены рекомендации по формированию организационно-экономического механизма управления развитием производства экологически чистого продовольствия, выделены его элементы, определена роль государства. В качестве экономической составляющей механизма определены инструменты, меры государственной поддержки, в качестве организационной механизм взаимодействия государства, науки и бизнеса. Использованы общенаучные методы изучения экономических явлений и процессов. Результаты вносят определенный вклад в теорию и методологию развития производства экологически чистого продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Development Production of Ecologically Pure Food: Concept, Objectives, Role of the State

The parallel existence of historically changing food production systems in different countries actualizes the need for development of the concept sustainable intensification of food production: the identification of subjects and objects, management objectives, methods and means to achieve them. The recommendations of the formation of the organizational and economic mechanism for the development production of ecologically clean food are presented, its elements are singled out, the role of the state is determined. As an economic component of the mechanism, a development model, issues of financing, public administration have been singled out. As an organizational one, the mechanism of interaction between the state, science and business. The general scientific methods of studying economic phenomena and processes are used. The results contribute to the theory and methodology the development of ecologically clean food production.

Текст научной работы на тему «Механизм управления развитием производства экологически чистого продовольствия»

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 3 (413). Экономические науки. Вып. 60. С. 61—69.

УДК 338.43 ББК 65.32

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Д. Г. Галкин

Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия

Параллельное существование исторически сменяющих друг друга систем производства продовольствия в различных странах актуализирует необходимость развития концепции устойчивой интенсификации производства продовольствия: выделения субъектов и объектов, целей управления, методов и средств их достижения. Представлены рекомендации по формированию организационно-экономического механизма управления развитием производства экологически чистого продовольствия, выделены его элементы, определена роль государства. В качестве экономической составляющей механизма определены инструменты, меры государственной поддержки, в качестве организационной — механизм взаимодействия государства, науки и бизнеса. Использованы общенаучные методы изучения экономических явлений и процессов. Результаты вносят определенный вклад в теорию и методологию развития производства экологически чистого продовольствия.

Ключевые слова: управление, организационно-экономический механизм, сельское хозяйство, экология, продовольствие, государство, наука, предпринимательство, инновационное развитие.

Автором выдвинута гипотеза о том, что усовершенствованная концепция устойчивой интенсификации производства продовольствия предоставит возможность реализации потенциала отдельных эколого-экономических зон и организаций на основе технологических, организационных и экономических мероприятий [1]. В связи с этим целесообразно развитие теоретических и методологических основ управления производством экологически чистого продовольствия.

Цель статьи заключается в разработке рекомендаций по созданию механизма управления развитием производства экологически чистого продовольствия для обеспечения устойчивости его функционирования.

Под инновационным развитием производства экологически чистого продовольствия автор понимает последовательный эволюционный переход отраслей агропромышленного комплекса региона к устойчивому состоянию за счет появления си-нергетических эффектов в результате нового сочетания факторов производства, обеспечивающих сохранение или повышение качества окружающей среды, природных ресурсов, здоровья населения, достижение заданного уровня экономического роста [1].

Представление методологии как учения об организации деятельности предполагает описание субъектов и объектов, целей управления, методов и инструментов их достижения.

Системный подход позволяет представить управление производством экологически чистого продовольствия в виде управляющей и управля-

емой подсистем (субъект и объект управления). Управление производством экологически чистого продовольствия должно реализовываться в институциональной среде, создающей условия для концентрации организаций вокруг научно-исследовательских и образовательных учреждений, способных удовлетворять спрос на научные разработки. Управляющую подсистему можно рассматривать в качестве совокупности объектов управления (органов управления на федеральном и субфедеральном уровнях, научно-исследовательских и образовательных учреждений, межмуниципальных ассоциаций, кооперации сельскохозяйственных организаций), которая с применением методов и инструментов осуществляет целенаправленное воздействие на управляемую подсистему.

Инновационное развитие производства экологически чистого продовольствия предполагает наличие трех управляющих подсистем более низкого порядка.

Первую — государственную — образуют органы управления отраслями на федеральном и субфедеральном уровнях. Управление производством экологически чистого продовольствия на этом уровне связано с разработкой и реализацией мер, направленных на устойчивое и взаимосвязанное развитие научного сектора и организаций сфер АПК. Вторую — научно-образовательную — составляют научно-исследовательские и образовательные учреждения, обеспечивающие подготовку квалифицированных кадров, создание новых сортов растений и пород животных,

техники и технологий, экологически чистых удобрений, кормов для животных, ветеринарных лекарственных препаратов. Кроме того, на подсистему возлагается разработка научных рекомендаций и прогнозов инновационного развития производства экологически чистого продовольствия. Третью — предпринимательскую — образуют сельскохозяйственные и перерабатывающие организации, призванные удовлетворить общественные потребности в экологически чистом продовольствии. Предполагается, что функционирование организаций возможно на основе стратегий, совмещающих функции управления (планирования, организации процессов, учета, контроля, мотивации, регулирования и координации, стратегического маркетинга) с различными фазами жизненного цикла экологически чистого продовольствия.

К управляемой подсистеме относятся: этапы создания фундаментальных и прикладных инноваций; факторы производства и их сочетание; экономические отношения, возникающие между участниками сегмента рынка экологически чистого продовольствия.

Воздействие на управляемую систему должно обеспечить достижение главной цели — повышение конкурентоспособности и устойчивости производства экологически чистого продовольствия на основе экспортно-ориентированной модели. На нижестоящем уровне предлагается система целей государственной, научно-образовательной и предпринимательской подсистем:

— выявление территорий и создание на них благоприятных условий для производства экологически чистого продовольствия (государство);

— наращивание научного потенциала, создание новаций, защита объектов интеллектуальной собственности, рекомендации по управлению экономическими системами (наука и образование);

— переход к устойчивому развитию производства экологически чистого продовольствия на основе технологического и организационного обновления (предпринимательство).

В качестве совокупности способов и средств воздействия на управляемую подсистему следует использовать комплекс взаимосвязанных организационных и экономических мер, направленных на достижение вышеуказанных целей, — организационно-экономический механизм управления. К настоящему времени учеными разработано множество универсальных моделей механизма управления социально-экономическими системами, элементы которых могут способствовать

инновационному развитию производства экологически чистого продовольствия.

В частности, В. А. Иванов представил структуру экономического механизма инновационной деятельности в агропромышленном комплексе с учетом специфического характера инноваций в сельском хозяйстве. Основными элементами экономического механизма являются: государственная поддержка инноваций, планирование инноваций, стратегическое управление инновациями, финансирование инновационных процессов, ценообразование на инновационную продукцию, налогообложение и страхование инновационных рисков, маркетинг инноваций [2].

М. А. Матвеева предлагает разделять механизм управления инновациями на функциональные группы, в том числе механизмы: организации инновационной деятельности, создания инноваций, финансирования инновационной деятельности, мотивации разработчиков, технологического трансфера, интеллектуальной собственности, планирования и взаимодействия участников процесса создания инноваций [3].

М. Н. Чечурина при создании модели механизма инновационного развития руководствуется совокупностью методологических принципов: открытости экономических систем, неравномерности экономических процессов, необратимости экономической эволюции, нелинейности экономических преобразований, множественности путей достижения целей [4]. С ее точки зрения, целесообразность построения иерархической системы управления инновационным развитием связана с необходимостью согласования системных, групповых и индивидуальных интересов управляющих подсистем, а также с многообразием целей, на достижение которых ориентирована система.

По мнению Л. И. Ушвицкого, А. А. Тер-Григорьянца, управление инновационным развитием также основывается на соблюдении ряда методологических принципов, которые разделяются на общие и специальные. Исследователи считают, что управлять развитием систем можно с позиций единства процесса и результата. Инновационное развитие как процесс проходит ряд стадий, в частности: определение целей, обоснование путей их достижения, разработка комплекса мероприятий для достижения поставленных целей, меры на стадиях жизненного цикла и т. д. Инновационное развитие как результат связано с оценкой результативности целей инновационного развития [5].

Д. В. Ходос, З. Г. Шапорова представляют экономический механизм управления инновационным развитием как систему взаимосвязанных форм и способов организации и стимулирования

НИОКР, государственной поддержки. По мнению ученых, в основу организации и стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве должны быть положены принципы государственно-частного партнерства, позволяющие создавать механизмы, которые мотивировали бы бизнес к участию в развитии инновационных процессов [6].

С точки зрения Г. В. Суровицкой, И. И. Фролова, А. Ю. Сорокина, управление инновационным развитием целесообразно осуществлять через механизм стимулирования и мотивации, позволяющий создавать благоприятные условия для инновационной деятельности на мезоэкономическом уровне и уровне хозяйствующих субъектов [7].

Ю. И. Жевора и Д. С. Донецкий предлагают механизм стимулирования инновационного развития за счет прямых методов (программно-целевые, административно-ведомственные мероприятия) и косвенных (формирование инновационного климата, стимулирование создания инноваций через льготное кредитование и налогообложение, ускоренную амортизацию, государственное страхование займов) [8].

С другой стороны, развитие производства продовольствия на основе экосистемного подхода предполагает создание такого механизма управления, который способствовал бы уменьшению воздействия технологий производства на окружающую среду и одновременно повышал бы эколо-го-экономическую эффективность производства продовольствия.

В соответствии с требованиями экологических стандартов к производству, переработке, хранению и транспортировке продукции сельского хозяйства З. В. Никитина предлагает модель организационно-экономического механизма управления производством экологической продукции, включающего комплекс организационных и экономических мер [9].

О. Ю. Воронкова представляет организационно-экономический механизм развития и функционирования сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции как последовательность действий и совокупность инструментов при осуществлении организационно-экономических, инновационно-технологических и управленческих мероприятий, направленных на оптимальную организацию производства в процессе перехода хозяйствующих субъектов на органическое производство [10].

Изучение существующих организационно-экономических механизмов управления развитием систем позволяет выделить авторскую модель механизма (рис. 1), основанную на сочетании прин-

ципов традиционного и экосистемного подходов к производству продовольствия, понятия «инновационное развитие производства экологически чистого продовольствия», обозначенных объектов и субъектов управления, их целей. Предлагаемый механизм представлен как системный комплекс мер, определяющих инновационное развитие производства экологически чистого продовольствия, функций оперативного, тактического, стратегического управления инновационной деятельностью.

Федеральному и субфедеральному уровням свойственны особенности управления производством экологически чистого продовольствия. Федеральный уровень включает действия государства, направленные на создание благоприятных условий в регионах для развития производства экологически чистой продукции и повышения эффективности использования региональных ресурсов. Субфедеральный уровень предполагает целевые действия региональных органов власти, направленные на наиболее эффективное использование ресурсов региона для развития производства экологически чистого продовольствия. На уровне хозяйствующих субъектов целесообразна реализация эталонных (базовых) стратегий инновационного развития производства продукции, а также проведение прикладных исследований.

Модель механизма (см. рис. 1) позволяет придать желаемое направление развитию производства экологически чистого продовольствия, способствующее достижению стратегических и тактических целей управления. Каждый уровень управления включает объект, субъект, ресурсы, формы, методы, инструменты, концепцию. Составляющие управления развитием производства экологически чистого продовольствия на федеральном уровне представлены на рис. 2.

Для достижения обозначенного результата мероприятия аграрной, научно-технологической, налоговой, таможенной, бюджетной, кредитной политики могут быть разделены на функциональные группы:

1. Прямые бюджетные выплаты: субсидирование краткосрочного кредитования, части затрат, связанных с производством; компенсация части затрат на страхование урожая.

2. Бюджетные выплаты, носящие стимулирующий характер: защита интересов товаропроизводителей во внешнеэкономической деятельности, государственные закупки экологически чистого продовольствия, создание системы экологической сертификации (технические регламенты и стандарты), поддержка аграрной науки (финансирование фундаментальных исследований), ценовая

Рис. 1. Модель организационно-экономического механизма управления развитием производства экологически чистого продовольствия

Управление производством экологически чистого продовольствия на

федеральном уровне

Ресурсы управления: государственные финансы, государственный сектор экономики, законодательное право, сбор и обработка информации

Результат управления: конкурентоспособность продукции на зарубежных рынках, устойчивое развитие сельского хозяйства, увеличение стоимости валовой продукции сельского хозяйства, доли экспорта экопродукции

Рис. 2. Модель управления развитием производства экологически чистого продовольствия

на федеральном уровне

политика (поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию).

3. Организационно-экономические мероприятия: реализация федеральных целевых программ, стимулирование природоохранной деятельности, создание специального налогового режима, формирование в существую-щейтехнологическойплатформеотдельного эколого-ориентированногонаправления развития АПК.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 565082015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования», ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»,

СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» управление развитием производства экологически чистого продовольствия подразумевает реализацию нормативно-правовых, экономических и организационных мероприятий, представленных в таблице (с. 66). В свою очередь существующая зависимость между эконо-мическойвыгодойисоблюдениемэкологических требованийпозволяетувязатьэкономические интересы и воздействие технологий производства на окружающую среду с помощью эколого-экономи-ческого стимулирования.

Таким образом, меры по развитию производства экологически чистого продовольствия, а именно:

Мероприятия федерального уровня, способствующие

инновационному развитию производства экологически чистого продовольствия

№ Мероприятия

1. Нормативно-правовая составляющая

1.1 Определение типа модели национального рынка экологически чистого продовольствия: государственная (контроль осуществляется Министерством сельского хозяйства, гарантом качества сертификации является государство); смешанная (передача части полномочий частным организациям, сертифицирующим экопродовольствие); негосударственная (наличие крупной частной организации, осуществляющей функции по сертификации и надзору за сертифицирующими организациями более низкого порядка; по опыту Швеции и Нидерландов). В настоящее время модель не определена

1.2 Федеральные законодательные и иные нормативные акты, целевые программы, обеспечивающие организацию производства экологически чистого продовольствия. Приоритеты развития производства экопро-довольствия нашли отражение в Доктрине продовольственной безопасности РФ [11], Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. [12]. В 2018 г. в Государственную Думу внесен Законопроект «О производстве органической продукции» [13]. Направления развития производства экопродовольствия в целевых программах не выявлены

1.3 Документация, отражающая порядок признания продукции экологически чистой (согласование с международной стандартизацией). В 2014—2015 гг. разработаны ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения», ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования», приближенные к базовым стандартам ШОАМ [14] и регламенту ЕС об экологическом производстве и маркировке экологической продукции № 834/2007 [15]

1.4 Внутренние документы, регулирующие производство экологически чистой продукции (экологические индикаторы, сертификаты, маркировка, информационные центры, руководства по созданию экологически чистой продукции). В настоящее время ряд организаций оказывает услуги в области добровольной сертификации экопродовольствия, например: НП «Экологический союз» — маркировка «Листок жизни», АНО «ТЕСТ-Санкт-Петербург» — система сертификации продукции по критериям экологичности. Единые символы, отражающие принадлежность продовольствия к экологически чистому, не определены

1.5 Единые методические рекомендации по организации производства экологически чистой продукции для сельскохозяйственных организаций. Не приняты на федеральном уровне

2. Экономическая составляющая

2.1 Мониторинг производства экологически чистого продовольствия, оценка ресурсного потенциала территорий и организаций, эффективности инновационных проектов, выделение экологически безопасных зон и районов

2.2. Государственная поддержка производства экологически чистой продукции: стимулирующие условия инвестирования в технологии экологического земледелия; субсидирование части затрат на выполнение работ по землеустройству; льготный налоговый режим

2.3. Государственные закупки экологически чистой продукции

2.4 Грантовая поддержка проектов, направленных на развитие экологически чистого продовольствия

2.5 Ценовая политика (ценовые надбавки на экологически чистую продукцию)

2.6 Стимулирование руководителей организаций на создание и развитие экологических производств, сохранение окружающей среды, повышение плодородия почвы

3. Организационная составляющая

3.1 Контроль за соблюдением требований предъявляемых к производству экологически чистого продовольствия, состоянию окружающей среды

3.2 Распространение опыта производства экологически чистой продукции, повышение квалификации кадров

3.3 Экологическое воспитание и образование потребителей

3.4 Интеграция сельскохозяйственных, перерабатывающих, научных, образовательных, консалтинговых, сертификационных и других организаций в рамках отдельного эколого-ориентированного направления развития АПК

совершенствование законодательства, структуры сертифицирующих и надзорных учреждений, оказание финансовой, информационной и маркетинговой поддержки, интеграция сельскохозяйственных, перерабатывающих, научных, образовательных, консалтинговых, сертификационных и других организаций — целесообразно осуществлять в рамках отдельного стратегического направления АПК. При этом должны быть выделены такие инструменты, которые согласовывали бы интересы и тематики научных исследований на федеральном, субфедеральном уровнях, формировали бы единый сегмент рынка интеллектуальной собственности и новаций, способствуя инновационному развитию производства экологически чистой продукции.

Системный подход позволяет выделить в управлении производством экологически чистого продовольствия три управляющие подсистемы: государственную, научно-образовательную, предпринимательскую. Каждая из них и в совокупности, воздействуя на управляемую подсистему, стремится достичь обозначенных целей, выстроенных по принципу «дерева целей».

К управляемой подсистеме отнесено создание фундаментальных и прикладных инноваций, факторы производства и их сочетание, а также

экономические отношения, возникающие между участниками сегмента рынка экологически чистого продовольствия.

В качестве набора способов, приемов и средств воздействия на управляемую подсистему следует использовать комплекс взаимосвязанных организационных и экономических мер, направленных на достижение целей, — организационно-экономический механизм управления развитием производства экологически чистого продовольствия.

Специфика целей, ресурсов, объектов, субъектов, форм, методов, концепции и инструментов управления производством экологически чистого продовольствия предполагает выделение производства данного вида в отдельное стратегическое направление АПК.

На федеральном уровне цель, ресурсы, объекты, субъекты, формы, методы, концепции и инструменты объединены моделью управления производством экологически чистого продовольствия, которая может быть направлена на реализацию представленной совокупности нормативно-правовых, экономических и организационных мероприятий. Обозначенные мероприятия выделены в качестве начальных предпосылок и призваны определить вектор развития производства экологически чистого продовольствия.

Список литературы

1. Галкин, Д. Г. Развитие регионов агропромышленной специализации в постиндустриальной экономике: новые подходы к производству продовольствия / Д. Г. Галкин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2017. — № 10 (406). Экон. науки. Вып. 58. — C. 94—101.

2. Иванов, В. А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса / В. А. Иванов // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2008. — № 2. — С. 50—59.

3. Матвеева, М. А. Механизмы управления инновационной деятельностью в экономических системах / М. А. Матвеева // Упр. экон. системами. — 2006. — № 7. — С. 15—18.

4. Чечурина, М. Н. Развитие экономических систем на основе управленческих инноваций : дис. ... д-ра экон. наук / М. Н. Чечурина. — М., 2015.

5. Ушвицкий, Л. И. Управление инновационным развитием национальной экономики / Л. И. Ушвиц-кий, А. А. Тер-Григорьянц // Вестн. Северо-Кавказ. федер. ун-та. — 2015. — № 2 (47). — С. 185—192.

6. Ходос, Д. В. Экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства региона [Электронный ресурс] / Д. В. Ходос, З. Е. Шапорова // Упр. экон. системами. — 2013. — № 3. — URL: http://uecs.ru/uecs-51-512013/item/2011-2013-03-05-06-41-03.

7. Суровицкая, Г. В. Институциональные аспекты совершенствования управления инновационной деятельностью / Г. В. Суровицкая, И. И. Фролов, А. Ю. Сорокин // Креатив. экономика. — 2014. — № 12 (96). — С. 31—43.

8. Жевора, Ю. И. Механизм стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве / Ю. И. Жевора, Д. С. Донецкий // Наука. Инновации. Технологии. — 2011. — № 4. — С. 276—282.

9. Никитина, З. В. Организационно-экономический механизм экологизации сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / З. В. Никитина. — М., 2010.

10. Воронкова, О. Ю. Развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции (на материалах Алтайского края) : дис. ... д-ра экон. наук / О. Ю. Воронкова. — Новосибирск, 2015.

11. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 30 янв. 2010 г. № 120 // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. — URL: http://www.garant.ru/.

12. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. — URL: http://www.garant.ru/.

13. О внесении проекта Федерального закона «О производстве органической продукции» № 372830-7 от 24.01.2018 [Электронный ресурс] // Союз органического земледелия. — URL: http://sozrf.ru/zakon/.

14. Нормативные требования IFOAM для системы органического производства и переработки [Электронный ресурс] // Экологический союз. — URL: http://ecounion.ru/wp-content/uploads/2014/08/ ifoam_norms_version_2012_rus.pdf/.

15. Регламенты ЕС. Регламент ЕС об экологическом производстве и маркировке экологической продукции № 834/2007 [Электронный ресурс] // Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. — URL: https://www.fsvps.ru/.

Сведения об авторе

Галкин Денис Геннадьевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, анализа и статистики Алтайского государственного аграрного университета, Барнаул, Россия. gennadichu@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 3 (413). Economic Sciences. Iss. 60. Рp. 61—69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INNOVATIVE DEVELOPMENT PRODUCTION

OF ECOLOGICALLY PURE FOOD: CONCEPT, OBJECTIVES, ROLE OF THE STATE

D.G. Galkin

Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia. gennadichu@mail. ru

The parallel existence of historically changing food production systems in different countries actualizes the need for development of the concept sustainable intensification of food production: the identification of subjects and objects, management objectives, methods and means to achieve them. The recommendations of the formation of the organizational and economic mechanism for the development production of ecologically clean food are presented, its elements are singled out, the role of the state is determined. As an economic component of the mechanism, a development model, issues of financing, public administration have been singled out. As an organizational one, the mechanism of interaction between the state, science and business. The general scientific methods of studying economic phenomena and processes are used. The results contribute to the theory and methodology the development of ecologically clean food production.

Keywords: management, organizational and economic mechanism, agriculture, ecology, food, the state, science, entrepreneurship, innovative development.

References

1. Galkin D.G. Razvitiye regionov agropromyshlennoy spetsializatsii v postindustrial'noy ekonomike: novyye podkhody k proizvodstvu prodovol'stviya [Development of regions of agro-industrial specialization in post-industrial economy: new approaches to food production]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2017, no. 10 (406), pp. 94—101. (In Russ.).

2. Ivanov V.A. Metodologicheskiye osnovy innovatsionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Methodological foundations of innovative development of the agro-industrial complex]. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2008, no. 2, pp. 50—59. (in Russ.).

3. Matveyeva M.A. Mekhanizmy upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu v ekonomicheskikh sistemakh [Mechanisms of management of innovative activity in economic systems]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], 2006, no. 7, pp. 15—18. (In Russ.).

4. Chechurina M.N. Razvitiye ekonomicheskikh sistem na osnove upravlencheskikh innovatsiy [Development of economic systems based on managerial innovation. Thesis]. Moscow, 2015. (In Russ.).

5. Ushvitskiy L.I., Ter-Grigor'yants A.A. Upravleniye innovatsionnym razvitiyem natsional'noy ekonomiki [Managing the innovative development of the national economy]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal 'nogo universiteta [Bulletin of the North-Caucasian Federal University], 2015, no. 2 (47), pp. 185—192. (In Russ.).

6. Khodos D.V., Shaporova Z.Ye. Ekonomicheskiy mekhanizm innovatsionnogo razvitiya sel'skogo khozyaystva regiona [Economic mechanism of innovative development of regional agriculture]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], 2013, no. 3. Available at: http://uecs.ru/ uecs-51-512013/item/2011-2013-03-05-06-41-03, accessed 09.02.2018. (In Russ.).

7. Surovitskaya G.V., Frolov I.I., Sorokin A.Yu. Institutsional'nyye aspekty sovershenstvovaniya upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu [Institutional Aspects of Improving the Management of Innovation Activities]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2014, no. 12 (96), pp. 31—43. (In Russ.).

8. Zhevora Yu.I., Donetskiy D.S. Mekhanizm stimulirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti v sel'skom khozyaystve [The mechanism of stimulating innovation in agriculture]. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Science. Innovation. Technologies], 2011, no. 4, pp. 276—282. (In Russ.).

9. Nikitina Z.V. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm ekologizatsii sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva: teoriya, metodologiya, praktika [Organizational and economic mechanism of greening of agricultural production: theory, methodology, practice. Abstract of thesis]. Moscow, 2010. (In Russ.).

10. Voronkova O.Yu. Razvitiye sel'skogo khozyaystva, oriyentirovannogo naproizvodstvo organicheskoy produktsii (na materialakh Altayskogo kraya) [The development of agriculture, oriented to the production of organic products (on the materials of the Altai Territory). Thesis]. Novosibirsk, 2015. (In Russ.).

11. On the approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation: Presidential Decree. Informatsionno-pravovoyportal GARANT [Information and Legal Portal GARANT], 2010, no. 120. Available at: http://www.garant.ru/, accessed 24.02.2018. (In Russ.).

12. On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013—2020: Decree of the Government of the Russian Federation. Informatsionno-pravovoy portal GARANT [Information and Legal Portal GARANT], 2012, no. 717. Available at: http://www.garant.ru/, accessed 24.02.2018. (In Russ.).

13. O vnesenii proekta federal'nogo zakona "O proizvodstve organicheskoy produktsii" [On the introduction of the draft federal law "On the production of organic products"]. Soyuz organicheskogo zemledeliya [Union Organic Agriculture], 2018, no. 372830-7. Available at: http://sozrf.ru/zakon/, accessed 24.02.2018. (In Russ.).

14. Normativnyye trebovaniya IFOAM dlya sistemy organicheskogo proizvodstva i pererabotki [Normative requirements of IFOAM for the system of organic production and processing]. Ehkologicheskiy soyuz [Ecological Union], 2012. Available at: http://ecounion.ru/wp-content/uploads/2014/08/ifoam_norms_ version_2012_rus.pdf/, accessed 24.02.2018. (In Russ.).

15. Reglamenty YeS. Reglament YeS ob ekologicheskom proizvodstve i markirovke ekologicheskoy produktsii № 834/2007 [Regulations of the EU. EU Regulation on Environmental Production and Labeling of Ecological Products No. 834/2007]. Federal'naya sluzhba po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru [Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance], 2007. Available at: https://www.fsvps.ru/, accessed 24.02.2018. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.