Научная статья на тему 'Механизм трансфера наукоемких технологий'

Механизм трансфера наукоемких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
973
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лущай А.А., Агалакова А.В.

Рассмотрены основные этапы механизма трансфера и коммерциализации наукоемких технологий, основные вопросы и задачи возникающие в ходе трансфера наукоемких технологий, способы продвижения проектов технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм трансфера наукоемких технологий»

ватизация, а банальный импорт технологий [3]. С сопутствующими финансовыми явлениями. Именуемыми в просторечии «распилом» и «откатом».

Если этого не избежать, то нужно сделать в «Сколково» оффшорную зону, но чтобы все венчурные фонды, инвестирующие в хайтек в РФ, регистрировались там, а не на Багамах или других островах. Тогда из «Сколково» получится финансовый центр, инвестирующий в новую экономику.

В целом эксперты считают, что у «Сколково» крайне мало шансов повторить успех американской Силиконовой долины, но все же они есть. По предварительным данным, интерес к вложению средств в проект проявили такие компании, как Microsoft, Intel и Cisco. Корпорация «Боинг» уже сейчас готова частично отдавать заказы на строительство самолетов в «Сколково».

Если наукоград заработает в полную силу и будет развиваться по той концепции, которую изначально выбрали устроители, все затраты на него окупятся хотя бы из-за того, что на конечный продукт (технологии) всегда найдутся покупатели. А вот на вопрос,

окупится ли этот проект и не превратится ли он в респектабельный жилой район или оффшор, ответит время.

Библиографические ссылки

1. Об инновационном центре «Сколково» : федер. закон от 28.09. 2010 244-ФЗ : принят Гос. Думой

21 сентября 2010 г.: одобрен Советом Федерации

22 сентября 2010 года. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант» (дата обращения: 05.04.2013).

2. Аммосов Ю., Инновации: Сколковская мышеловка [Электронный ресурс] // Ведомости. 2010. № 72 (2590). URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/2010/04/22/... (дата обращения: 05.04.2013).

3. Левинский А. Простой вопрос про Инноград [Электронный ресурс]. URL: http://www.courier-edu.ru/cour1005/6600.htm (дата обращения: 05.04.2013).

© Левина Е. В., 2013

УДК 001.895

А. А. Лущай Научный руководитель - А. В. Агалакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРА НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрены основные этапы механизма трансфера и коммерциализации наукоемких технологий, основные вопросы и задачи возникающие в ходе трансфера наукоемких технологий, способы продвижения проектов технологий.

Динамичное развитие мировой экономики, все большая глобализация протекающих в ней процессов диктуют необходимость дальнейшего углубления анализа места и роли передачи технологий как самостоятельного направления исследований.

Процесс трансфера и коммерциализации разработок включает в себя пять шагов (этапов), начиная с анализа и оценки имеющейся технологии. При этом последовательно происходит трансформация научно-технических разработок сначала в перспективные для коммерциализации разработки, затем в технологический пакет для маркетинга и продвижения на инновационный рынок. В завершение после определения конкретных потенциальных покупателей технологии и выявления их специфических требований проводится, как правило, доработка (адаптация) исходного технологического пакета в соответствии с требованиями конкретного покупателя и получение, наконец, товара для реализации - технологического пакета, предназначенного этому покупателю. И затем происходит собственно сам процесс «купли-продажи»

На первом шаге на основе исходной самой общей бизнес-идеи определяются перспективные направления коммерциализации имеющейся технологии, определяются конкретные разработки, которые могут быть

предложены на рынке, дается предварительная оценка потребностей. На этом этапе закладывается фундамент, на котором возможны самые различные построения схем коммерциализации. Именно на этом этапе рождаются первые инициативные инновационные предложения клиентам - покупателям новых технологий (продукции, услуг), а также при необходимости - партнерам по их коммерциализации.

Второй шаг - этап превращения научно-технической разработки в объект продажи на инновационном рынке. Этот этап предусматривает создание технологического пакета, который выступает в качестве товара на рынке технологий. На этом этапе требуется поддержка и привлечение самых различных специалистов для помощи в выявлении, оценке и охране интеллектуальной собственности, для проведения маркетингового исследования и разработки бизнес-плана, а также необходимых испытаний и получения сертификатов. На этом этапе осуществляется уточнение инновационных предложений и формирование на их основе коммерческих предложений.

Продвижение разработок на рынок составляет третий шаг - поиск конкретных покупателей новых разработок.

Решающим является четвертый шаг - этап адаптации (доработки) исходного технологического пакета

к требованиям конкретного потенциального покупателя.

Завершающим шагом является этап реализации разработки на рынке - этап коммерциализации научно-технической разработки, связанный с непосредственным получением коммерческого эффекта. Это может быть продажа патента или лицензии, создание совместного предприятия, совместное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вхождение в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью.

В ходе коммерциализации технологий доход может быть получен:

- от любых коммерческих соглашений, связанных с эксплуатацией технологий, включая трансфер технологий;

- от выполнения исследовательских работ по доведению технологии до уровня рыночного применения;

- от продаж лицензий на использование технологий третьим лицам;

- от создания разработчиками старт-ап компаний или совместных предприятий со стратегическими партнерами для собственного производства продукции/услуг с применением разработанных технологий.

Под продвижением проектов коммерциализации технологий подразумевается именно «упаковка» технологий и поиск партнеров, финансовых и других ресурсов для продажи технологии в различных формах или создания предприятия для ее совместной эксплуатации.

Для повышения шансов осуществить коммерциализацию технологии необходимо продвинуть ее по инновационному циклу как можно ближе к промышленной технологии перед тем, как представлять ее на рынки венчурного капитала. Чем в большей степени технология готова к промышленному применению, тем дороже она стоит. Поэтому на первых этапах коммерциализации технологий целесообразно привлечь стратегических партнеров и инвестиционные ресурсы как российских, так и международных государственных и частных фондов на осуществление НИОКР в виде грантов и программ финансирования инновационной деятельности с целью продвижения проектов коммерциализации технологий до их реализации.

Другим вариантом продвижения проектов коммерциализации технологий на ранних стадиях развития является создание с зарубежным партнером совместного предприятия. Тогда в ходе продвижения проектов коммерциализации технологий осуществляется поиск партнеров с помощью инфраструктуры трансфера технологий, на основе личных контактов, размещения и поиска информации в Интернете, участия в выставках, венчурных ярмарках и пр. публичных мероприятиях.

Чаще всего одной из ключевых целей продвижения технологий является нахождение стратегического партнера или инвестора, готового стать совладельцем инновационного бизнеса. Партнерство со стратегическим партнером/инвестором могут принести владельцу технологии следующие выгоды:

- финансовые ресурсы для коммерциализации технологии.

- услуги по высококвалифицированному менеджменту и проведение проекта по всему циклу коммерциализации технологий.

- сведения о рынке и отрасли, где может быть осуществлена коммерциализация технологий.

- Доступ к каналам сбыта на иностранных рынках.

- Признание рынком торговой марки инвестора и его репутации.

- Потенциальная экономия за счет роста масштабов производства (эффект масштаба) при снабжении, производстве и сбыте.

- Уникальное оборудование.

- Обучение и доступ к опытным профессионалам.

Таким образом, разработчики или инновационная

компания должны четко понимать, что они требуют от инвестора и/или стратегического партнера.

Продвижение инновационного проекта как правило начинается с определения готовности владельцев инновационной компании работать с теми или иными инвесторами или стратегическими партнерами в той или иной форме [1]. С этой целью проводится исследование по определению уровня готовности проекта к продвижению. Кроме этого, определяются, какие результаты научно-исследовательских работ имеют потенциал для коммерциализации. Для чего следует определить:

- Какую инновационную предпринимательскую деятельность можно создать на основе разработанной технологии?

- Как минимум три полезных качества инновационной продукции/услуг, получаемых с применением инновационной технологии и отличающие их от других видов продукции/услуг, имеющихся на рынке.

- Сфера применения продукции/услуги, создаваемые с применением инновационной технологии.

- Целевые потребители инновационной технологии.

- Ключевые отличия и преимущества инновационная технология от технологий конкурентов.

Также в ходе первоначальной подготовки технологии к продвижению необходимо определиться с желаемым конечным результатом продвигаемого инновационного проекта:

- продажа технологии;

- продажа лицензии на использование технологии;

- создание инновационного предприятия с целью коммерческой эксплуатации разработанной технологии.

Далее имеются два возможных сценария осуществления продвижения технологии:

- Поиск стратегического партнера.

- Поиск венчурного инвестора.

Главное отличие стратегического партнера от венчурного инвестора состоит в том, что стратегический инвестор, хочет получить от применения новой технологии не только экономический эффект (как венчурный инвестор), но и, благодаря синергизму инновационной технологии (разработчик) и знания рын-

ка/индустрии (стратегический партнер), приобрести для себя новые рыночные преимущества (расширение доли рынка, выход на международные рынки, снижение себестоимости, новый источник более качественного и/или более дешевого сырья и др.).

Стратегический партнер и венчурный инвестор принципиально различаются и с точки зрения организационно-правовой формы трансфера технологии. Если венчурный инвестор применяет только одну форму -прямые инвестиции в акционерный капитал инновационной компании и приобретение тем самым доли в бизнесе, то стратегический партнер может прибегать к более разнообразным формам сотрудничества в рамках трансфера технологий (инвестиции, совместное предприятие, лицензионное соглашение, соглашение о субподрядных работах и/или совместном выполнении контрактов, коммерческое соглашение с техническим содействием, техническая кооперация).

Определив участников процесса коммерциализации технологий, «упаковав» технологию в соответствии с требованиями этих участников, можно переходить непосредственно к процессу поиска инвесторов и стратегических партнеров.

Основными способами продвижения проектов коммерциализации технологии являются [1]:

- Вертикальный и горизонтальные методы продвижения проектов коммерциализации технологий.

- Продвижение проектов коммерциализации технологий с применением Интернет - инструментов.

- Продвижение проектов коммерциализации технологий с использованием услуг сетей трансфера технологий и сетей инновационных центров.

- Продвижение проектов коммерциализации технологий с использованием услуг бизнес-инкубаторов.

- Продвижение проектов коммерциализации технологий на венчурных ярмарках, выставках.

- Продвижение проектов коммерциализации технологий на технологических брокерских событиях.

При вертикальном продвижении проектов коммерциализации технологий весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях научно-исследовательской деятельности от подразделения к подразделению. Это так называемая внутрифирменная коммерциализации технологий.

Горизонтальный метод продвижения технологий -это метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной технологии распределены между другими участниками коммерциализации технологий к примеру могут быть переданы центрам коммерциализации технологий.

В Интернете можно не только искать информацию о возможных партнерах и инвесторах, так и выставлять информацию о продвигаемом проекте коммерциализации технологий. При этом можно пользоваться традиционными инструментами, такими как web-сайт, электронная почта, поисковые системы, так и специфическими, такими как сети трансфера технологий

В Европейском Союзе в течение ряда последних лет был разработаны и успешно внедрены механизмы

активного продвижения проектов транснационального трансфера технологий посредством поиска партнеров для инициализации инновационных проектов в ходе технологических брокерских событий. Технологическое брокерское событие - это серия предварительно организованных в одном месте встреч между теми компаниями, которые предлагают новые технологии, и теми компаниями, которые ведут поиск новых технологий.

Для западных инвесторов привычным инструментом ознакомления с проектами являются инвестиционные меморандумы. Поэтому потенциальным инвесторам или стратегическим партнерам обычно рассылается именно инвестиционный меморандум, а не бизнес-план.

В настоящее время в России и за рубежом активно работает ряд сетей трансфера технологий, как национальных, так и международных, объединяющих центры коммерциализации, венчурных инвесторов, бизнес - ангелов и консультантов.

Подводя итог всему вышесказанному можно выделить следующие ключевые моменты в механизме трансфера наукоемких технологий.

Процесс трансфера и коммерциализации разработок включает в себя пять основных шагов: определение перспективных направлений коммерциализации, имеющейся технологии, превращение научно-технической разработки в объект продажи на инновационном рынке, продвижение разработок на рынок, адаптация (доработки) исходного технологического пакета к требованиям конкретного потенциального и непосредственно реализация реализации разработки на рынке.

Продвижение инновационного проекта начинается с определения уровня готовности проекта к продвижению, результатов научно-исследовательских работ имеющих потенциал для коммерциализации, конечной цели продвигаемого инновационного проекта: продажа технологии, продажа лицензии на использование технологии или создание инновационного предприятия с целью коммерческой эксплуатации разработанной технологии.

Затем осуществляется поиск инвестора, потенциальными инвесторами могут выступать стратегические партнеры, либо венчурный инвестор.

Основными способами продвижения проектов коммерциализации технологии являются:

- Вертикальный и горизонтальные методы продвижения

- Продвижение с применением интернет-инструментов.

- Продвижение с использованием услуг сетей трансфера технологий и сетей инновационных центров.

- Продвижение с использованием услуг бизнес-инкубаторов.

- Продвижение на венчурных ярмарках, выставках.

- Продвижение на технологических брокерских событиях.

Завершающим этапом механизма трансфера технологий является коммерциализация научно-технической разработки. Данный этап связан с непосредст-

венным получением коммерческого эффекта. Коммерциализация технологии может быть осуществлена в виде продажи патента или лицензии, создании совместного предприятия, совместного продолжения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вхождения в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью.

Библиографическая ссылка

1. Бретт О. Лукша. Методическая поддержка центров коммерциализации технологий. Практические руководства. Ч. 2. М. : ЦИПРАН РАН, 2006. 368 с.

© Лущай А. А., 2013

УДК 658.075

Д. С. Макарчук Научный руководитель - О. В. Гостева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ

Отражена актуальная проблема инноваций, в частности не готовность общества к ним. Обоснована актуальность развития благоприятной среды для реализации инноваций.

Понятие «инновации», сегодня является очень популярным. Отовсюду мы слышим, как сильно мы в них нуждаемся, что за ними будущее, и что без них нам ничего кроме топтания на месте не светит. В нашей стране создан, и бурно действует инновационный центр «Сколково». Политика нашей страны целиком и полностью направлена на инновационное развитие, по крайней мере, такой она старается выглядеть. В научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вкладываются сумасшедшие деньги, тот факт, что в нашей стране нет благоприятной для предпринимательства экономической политики видимо никого не волнует. Вследствие этого, невостребованное первоклассное инновационное оборудование простаивает в подвалах научно-исследовательских центров и институтов под слоем пыли. И возникает вполне справедливый вопрос: «а для кого все эти инновации, если общество к ним не готово?» [1]

Не нужно быть гением, чтобы понять, что для успешной реализации инновационных идей необходима здоровая экономика. Практически любая инновация может быть реализована как в гражданской, так и в оборонной отрасли промышленности. И здесь не имеются в виду только традиционные виды оружия уничтожения, используемые в горячих войнах. Это так же может быть оружие геноцида и информационное оружие. То есть, если инновацию, разработанную нами, во время и правильно не начнём использовать мы, её присвоит кто-нибудь другой. Любая другая страна предложившая хорошую цену. Какого же будет наше выражение лица, когда нас придут завоёвывать нашим же оружием, этакий очередной автомат Калашникова. Да, совершенно верно, любая инновация, пусть даже разработанная для сугубо гражданского сектора экономики, может быть сказочным образом использована в военном. Что уж говорить об инновациях в военной промышленности.

Тот факт, что менеджмент должен быть ответственным ни для кого не секрет. Инновационный же менеджмент должен быть ответственным вдвойне. Равно как и создатели инноваций, должны нести от-

ветственность за то, что они создали. Можно хотя бы вспомнить создателей динамита и водородной бомбы. Государство же в свою очередь должно обеспечить не только поддержку развития инновационной деятельности в стране, но и дальнейшую судьбу инноваций. Если этого не сделать, то судьбу этих инноваций определит кто-нибудь другой.

Необходимо растить кадры, как для непосредственной разработки инноваций, так и для дальнейшей их реализации и работе с ними. Для управления инновациями необходимы грамотные, обученные специалисты в области менеджмента и экономики.

Руководитель, прежде всего, должен формировать позитивные ценности, и только потом быть управляющим [2]. Власть руководителя всегда ограничивается тем, до какой степени лица, получающие от него приказы, согласны выполнять их. Каждый руководитель должен осознавать пределы своей власти. Организация, достигая свою цель, должна отчасти удовлетворить желания тех, кто обеспечивает достижение цели. Организация, неспособная удовлетворить собственных членов, неэффективна, и, следовательно, недолговечна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На поведение работников так же влияют внешние факторы, такие как: круг общения, роль и статус индивида. В целом выделяют три типа поведения людей в организации: независимый (ориентация на руководство или лидерство), нейтральный и зависимый (предполагающий подчинение) [3].

В отличие от формальной организации, являющейся по сути абстрактным отображением системы разнообразных отношений, неформальная организация динамична и включает в себя все сети коммуникации. Успех неформальной системы коммуникации определяется общностью взглядов и целей ее участников.

Поэтому роль руководителя заключается не столько в координации работ, сколько в обеспечении функционирования системы в целом.

В соответствии с этим, можно выделить следующие механизмы управления: социально-психологические (опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и тра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.