эффективность применения проектного подхода к их реализации. С учетом специфики МКОП-проекта можно рекомендовать для его планирования и реализации логико-структурный подход. Применение методов управления проектами позволит, начиная с самого первого этапа, спланировать всю дея-
СПИСОК
1. Сергеева Т.А., Харькова Е.В. Проектирование и оценка качества инновационных образовательных программ в системе повышения квалификации работников довузовского профессионального образования // Сб. трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 15. М.: МАПДО, ИПКгоссслужбы, 2009. - С. 186-192.
2. Краснощекой В.В., Мамаева А.Н. Управление адаптацией американских студентов-краткосрочников // Научный вестник МГТУ ГА. Серия Международная деятельность вузов, № 116 (6). М., МГТУ ГА, 2007. - С. 125-132.
3. Арсеньев Д.Г., Александрова Т.В., Крас-нощеков В.В. Проектирование и проведение инновационных программ в сфере международного бизнеса // Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 246-252.
4. Александрова Т.В., Краснощекой В.В. Проведение занятий по межкультурным аспектам бизнеса в интернациональных группах студентов интернациональной командой преподавателей // Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 130-135.
5. Александрова Т.В., Краснощеков В.В., Соколова Н.В. Особенности организации стажи-
тельность в рамках МКОП, предусмотреть риски, выработать эффективную систему контроля и коммуникаций с учетом межкультурных особенностей, а также реализовать полученные результаты в образовательном процессе СПбГПУ.
ЛИТЕРАТУРЫ
ровки по инновационным технологиям для преподавателей вузов Узбекистана // Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - С. 225-231.
6. Александрова Т.В., Краснощеков В.В., Соколова Н.В. Инновационные стажировки для преподавателей вузов Узбекистана // Инновации в науке, образовании и производстве. Сб. науч. Трудов. СПб., СПбГПУ, 2007. - С. 232-238.
7. Краснощеков В.В., Столярова Н.А. Инновационные краткосрочные образовательные программы для магистрантов из Казахстана // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - С. 323-324.
8. Краснощеков В.В. Летняя школа «Валдо-ста» для американских студентов в России // Россия и интернационализация высшего образования. Материалы межд. науч.-практ. конф. М., 2005. М., ЭФ МГУ, ТЕИС, 2005. - С. 469-473.
9. Краткосрочные программы обучения / Арсеньев Д.Г., Алексанков А.М., Кораблев В.В. и др. под ред. А.М. Алексанкова. 2-е изд. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 173 с.
10. Учебно-методический комплекс: Управление инновационными проектами/ Под. ред. И.Л. Туккеля. СПб., СПбГПУ, 2004. - 800 с.
В.А. Кабанов
ТРАНСФЕР И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ВУЗА
Позиционирование процесса трансфера технологий
Хозяйствующие субъекты эволюционируют к более быстрому освоению новых видов производств и технологий, повышению
уровня капитализации интеллектуальной собственности, изменению внутренней структуры и связей, условий управления и привлечения инвестиций. Появились стимулы к накоплению, владению и распоряже-
нию интеллектуальной собственностью, которая является ценным возобновляемым ресурсом, источником обновления и обеспечения безопасности и конкурентоспособности реального сектора экономики.
Выстраиванию кроссфункциональной системы связей между наукой, производством, бизнесом и потребительским сектором рынка содействуют объекты и субъекты инфраструктуры - институты инноватики, обеспечивающие передачу технологий, коммерциализацию ОИС, бизнес - инкубирование малых инновационных предприятий, создание технопарковых и технико-внедренческих зон, технополисов.
Минимально необходимая инновационная инфраструктура включает совокупность подсистем, определяющих прямые и обратные связи научно-технической деятельности с производством в рыночных условиях для:
- информационного обеспечения инновационной деятельности;
- сбора и экспертизы инновационных проектов;
- правовой защиты интеллектуальной собственности;
- финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;
- производственно-технологической поддержки;
- подготовки к сертификации наукоемкой продукции;
- сопровождения на рынок наукоемкой продукции.
Позиционирование субъектов управления инновациями в формате системного подхода показывает следующее.
Если деятельность компаний, которые занимаются патентованием и лицензированием разработок (патентные агентства), состоит в создании лицензионного потока, т.е. продаже лицензий и получении от этого доходов виде роялти, то центры трансфера технологий (ЦТТ) занимаются еще и созданием компаний, которые могли бы выпускать товары.
Мировая практика показывает, что взаимодействие ЦТТ с партнерами - это штучная
работа с реальными группами разработчиков, умеющих плодотворно работать и способных что-то генерировать, поскольку изучение и инвентаризация патентов и научно-технических отчетов малопродуктивны.
Цель трансфера технологий - провести разработчика через наиболее трудную предпосевную pre-seed стадию развития от научно-технического достижения к продукту до этапа «start-up», когда его проект можно назвать компанией.
Следовательно ЦТТ берет на себя не только управленческую, но еще и предпринимательскую функцию по коммерциализации идей и разработок, потенциально интересных рынку: как проектов, существующих только на уровне новшества, так и уже известных технологий, для которых возможны новые применения.
ЦТТ на базе идеи может создать компанию, помочь разработчикам «упаковать» их разработку в реальный продукт, понятный инвестору, вкладывает средства, знания, кадры, свои возможности, исследует рынок, готовит все инструменты для привлечения инвестиций бизнес-ангелов. При подходе к следующему инвестиционному раунду, когда появляется стратегический инвестор, ЦТТ продает свою долю этому инвестору и уходит из этого бизнеса.
В процессе трансфера технологий центр создает deal flow (поток сделок) для венчурных фондов и этот процесс кроссфункцио-нально совмещен с работой посевного фонда (seed-фонда) или венчурной финансовой структуры. По сути трансфер технологий -базовый процесс на фазе «pre-seed», то есть до посевных инвестиций в компанию, поскольку для финансирования start-up стадии, когда у компании уже есть прототип продукта или даже сам продукт, у ЦТТ просто нет финансовых возможностей. А сразу после стадии трансфера этими компаниями должны заняться, к примеру, венчурные фонды.
Таким образом, трансфер технологий закрывает нишу, которая является одновременно областью деятельности управляющей компании венчурного фонда, задача которой - отыскивать для инвестиций будущие сдел-
ки, хотя в России венчуристы стараются найти проекты на менее опасном с точки зрения инвестора уровне, когда уже создан рыночный продукт [1].
Обязательными компонентами формирования устойчивого процесса трансфера технологий как базовой формы реализации научно-технических достижений должны явиться наработки по типовым параметрам функционирования вузовской инфраструктуры, в том числе ЦТТ, трансформируемого из некоммерческой организации [2] в хозрасчетное структурное подразделение вуза (рис.) для:
- создания информационного банка данных инновационных разработок;
- помощи разработчикам в создании, внедрении, тиражировании и распространении инновационной продукции (новых приборов, материалов, технологий);
- проведения экспертизы разрабатываемых инновационных продуктов, анализ эффективности научных исследований прикладного характера, оценка эффективности применения новых технологий, а также необходимых финансовых и материальных затрат на реализацию соответствующих проектов, составление бизнес-планов;
- разработки форм и методов поддержки прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, востребованных рынком;
- усиления роли малого и среднего бизнеса в разработке и производстве инновационной продукции;
- апробации регламента оценки коммерческой привлекательности и коммерциализации новшеств вузов.
Процесс коммерциализации при трансфере технологий
Трансфер технологий - сравнительно новый для многих участников инновационного процесса в России, сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя, по нашему мнению, и коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Суть коммерциализации состоит в организации системного взаимодействия всех субъ-
ектов инновационного процесса для трансформации новых знаний в ценности с высокой добавленной стоимостью, формировании потока доходов от передачи новых технологий в производство и потребительское пользование. ОИС как рыночный товар требуют финансовых расходов на их создание, поддержание и продвижение на рынке, а их прямая или косвенная коммерческая реализация является источником доходов.
Организационное, экономическое, правовое и информационное упорядочение коммуникационных и транзакционных процедур при трансфере и коммерциализации ОИС обеспечит:
- инвестиционную привлекательность разработкам,
- ориентацию исследований на рынок и промышленность,
- привлечение внебюджетных средств при разработке и реализации нововведений,
- формирование сегмента лицензионной наукоемкой продукции и услуг на региональном рынке и стабильного долгосрочного научно-технического сотрудничества партнеров,
- выработку адекватной, учитывающей баланс интересов политики в области охраны и коммерческой реализации прав на созданные и создаваемые изобретения, полезные модели, макеты и опытные образцы, ПО ЭВМ и базы данных,
- упорядочение коммерческого оборота широкого спектра объектов ноу-хау (коммерчески ценной информации): технических, экономических, управленческих и правовых коммерчески ценных знаний и опыта.
Реализация целевой функции максимизации доходов от коммерциализации ОИС является содержательной характеристикой предмета управления в инноватике. Наибольшие перспективы доходности состоят в непосредственном использовании ноу-хау при выполнении заказных НИОКР, оказании консалтинговых (информационных, экспертных, правовых), образовательных и инжиниринговых услуг, которые объективно являются основными видами деятельности
при трансфере технологий.
Оценка привлекательности технологий для трансфера и коммерциализации
Основной задачей является определение системного эффекта, возникающего в результате реализации:
- коммуникационной составляющей для построения устойчивых отношений с профильными промышленными организациями, достижения внебюджетного финансирования, установления реального платежеспособного спроса и конкурентоспособных предложений на рынке наукоемкой продукции и услуг;
- транзакционной составляющей для введения интеллектуальной собственности в экономический оборот.
Во всех случаях при реализации этапа трансфера технологий приходится анализировать то, что в виде результатов НИР, ОКР, технологических разработок находится в руках автора, владельца или собственника для того, чтобы понять, может ли проект быть привлекательным для партнера, инвестора, будущего покупателя. Основные компоненты оценки технологии и шаги по выполнению такого анализа включают:
- описание технологии и анализ ее технического уровня;
- определение потенциального рынка технологии;
- оценку влияния внешней маркетинговой среды, в том числе влияния политики, проводимой органами власти региона, в котором предполагается коммерческое использование технологии, на процесс коммерциализации;
- анализ коммерческого потенциала технологии;
- разработку модели коммерциализации (трансфера) технологии для регионального рынка и выработка рекомендаций относительно метода коммерциализации технологии;
- анализ уже выполненных шагов по коммерциализации технологий (попытки лицензирования, переговоры с потенциальными инвесторами и т.п.);
- подготовку резюме проекта;
- написание бизнес-плана или концепции бизнеса.
Понимание и описание ключевых преимуществ технологии (продукта), благодаря которым ее будут покупать, является первичным аспектом в анализе коммерческого потенциала технологии.
Часто для рынка оказываются более важными параметры, которые разработчики технологий не считали важными. Могут предлагаться технологии с очень высокими техническими параметрами, и это первоначально рассматривается как ключевое преимущество. А при оценке влияния маркетинговой среды оказывается, что рынок не чувствителен к качеству таких параметров, они нужны в одном проценте случаев, а более чувствителен к стоимости и другим показателям.
В настоящее время с участием автора формируются научно-методические основы и регламенты по первоочередным аспектам технологического аудита предприятий, технико-экономического анализа уровня технологических предложений для их презентаций на мероприятиях с участием бизнес-ангелов, венчурных инвесторов, резидентов ОЭЗ ТВТ в Липецке, Воронеже, Дубне.
Основными этапами исследования технологий приняты следующие:
- описание важнейших технических параметров продукта или технологии, языком, доступным для непрофессионала, описание преимуществ и недостатков технологии в сравнении с имеющимися на рынке. Если рассматривается новшество для нового рынка, то ориентировать партнеров приходится на ожидаемые запросы (или даже несформулированные потребности) потребителей;
- анализ технологии не с точки зрения параметров, а с точки зрения разрешения проблем, стоящих перед потребителями, которые не могут быть разрешены другими продуктами или технологиями, описание новых возможностей, которые предлагает технология и которые, возможно, еще не были запрошены рынком;
- оценка потребителей конкурентных
технологий и того, как ими используются эти технологии;
- информация о том, как может быть продемонстрирована технология и ее преимущества перед потенциальными потребителями наиболее наглядным образом;
- экспертиза прав собственности на интеллектуальный продукт, способы охраны новшества на момент рассмотрения и стратегия защиты интеллектуальной собственности;
- описание необходимой сертификации технологии или продукта для разных рынков и основных шагов, которые следует предпринять в этом направлении.
При аналитическом исследовании важно показать, как использовать новые технологии, которые созданы для удовлетворения прежних и новых потребностей потребителей. Это важно для выявления слабых и сильных сторон технологии и оценки новых ниш рынка, а также для понимания, как нужно организовывать систему сервиса технологии (или продукта, услуги), продвижения на рынок и распределения.
Один из самых важных элементов описания технологии - это описание прав и отношений интеллектуальной собственности. Любой партнер, инвестор, который намеревается заняться коммерциализацией технологии, должен вложить в нее значительные средства, а значит должен заботиться о том, чтобы эти рискоинвестиции были хорошо защищены. Важные элементы защиты - наличие объектов коммерческой тайны, ноу-хау, патентов. Патент по своей сути - охранный документ, предоставляющий его владельцу монопольное право распоряжения и использования. Только здесь государство не борется с монополией, а защищает ее целый ряд лет. Патент - это обязательство государства встать на защиту патентовладельца, это барьер, защищающий нишу рынка от нашествий других, желающих заработать в ней. Именно потому, что это очень важный инструмент, очень важно знать, каков уровень (запас) его прочности, нет ли в нем слабостей. Не всегда это становится ясным сразу, поскольку проверяется временем. Патент
только тогда является надежным, когда проверен на деле, выстоял против разных претензий в судебных разбирательствах.
Вопрос стратегии защиты интеллектуальной собственности должен быть внимательно рассмотрен при оценке привлекательности новшества для коммерциализации. Патентуя технологическое новшество, владельцы одновременно дают в руки конкурентов значимую информацию и, если решение хорошее, конкуренты будут стараться найти слабости в правовой защите, опротестовать патент, сделать новую разработку, основываясь на этой информации, и, может быть, найти новую большую область на рынке нововведений. Поэтому не всегда новшества нужно и целесообразно патентовать.
Релевантные аспекты новшеств часто целесообразнее держать в качестве секрета (ноу-хау), если, конечно, есть уверенность, что реинжиниринг конкурентов бессилен в отношении вашего продукта или технологии. В современных условиях цикл изменений новшеств настолько короткий, что быть впереди каждый день можно только с новым процессом, продукцией, услугой. Часто держать секрет выгоднее, так как при этом срок успешной защиты (сохранения в секрете) может быть больше, чем срок патента. При работе же с патентами важно оградить свое производство и рынок, например длительными эксклюзивными договорами с поставщиками комплектующих и дилерами, чтобы и по окончании действия патентов чисто технические трудности начала выхода на занятую нишу рынка были не дали войти на него конкурентам.
Ценные сведения (ноу-хау), попутно раскрытые при передаче разрабатываемой по подрядным договорам продукции, могут быть использованы конкурентами для экономии собственных издержек и др. Для минимизации расточительного отношения к собственному интеллектуальному потенциалу необходимо создать понимание владельцами ноу-хау диалектического противоречия своих коммерческих интересов и стремления опубликовать, раскрыть иным образом
свои достижения, чтобы утвердиться в общественном мнении ввиду недостаточного понимания факта, что значительная часть новых разработок является ноу-хау, в рамках подрядных договоров такая информация передается зачастую как сопутствующая, без оформления - заключения договора о передаче ноу-хау.
Разобраться со стратегией защиты интеллектуальной собственности нужно и с точки зрения «как», и с точки зрения «почему». Это серьезный аспект системности, связанный с анализом рынка и оценкой расходов, доходов и рыночной стоимости. Его роль обусловлена тем, что определяет будущие доходы инновационного предпринимательства (бизнеса) с одной стороны и будущие расходы. При первичной оценке рыночной стоимости прав интеллектуальной собственности принимают обычно равной двукратному годовому доходу, что равносильно ставке (коэффициенту) капитализации, т.е.
чит, иметь европатент, патент в США, Канаде, Японии и других странах.
Элемент анализа технологии, который для большинства технологий является обязательным - сертификация. Большинство технологий и продуктов для продвижения на рынок требует специальных разрешений, которые гарантируют будущему покупателю безопасность. Задача состоит не только в сертификации продукта или проверке опытных образцов, но и о сертификации нового производства, что должно убедить потребителя в том, что не только образцы будут необходимого качества, но, что сам технологический процесс так хорошо организован, регулярно и надежно контролируется, что никаких сбоев и неожиданностей не может произойти. Во многих случаях пройти все этапы сертификации можно только с привлечением специализированных организаций и значительными затратами денежных средств. Именно поэтому, вопрос о сертифи-
Рис. 1. Схема взаимодействий объектов инновационной инфраструктуры КурскГТУ
мере интенсивности капиталообразования Я=Пр/Срын=0,5. Расходы на поддержание патентов в силе тоже значимы и значительны, если с новым решением предполагают широко работать на мировом рынке, и, зна-
кации продукции должен быть подробно проработан в смысле собственно процедуры с установлением, кто и какие сертификаты по предлагаемой технологии должен выпустить (и в каких странах), какое это занимает
время и сколько стоит, что необходимо сделать, как подготовиться к процессу сертификации.
Крайне важной является аспект маркетинговой поддержки новой продукции. Экономически целесообразными способами продвижения технологий считают издание каталогов новой продукции и инновационных проектов, их распространение на международных выставках, инновационных форумах и целевая рассылка, формирование коллективных стендов на тематических отечественных и зарубежных выставках.
Стратегию деятельности Международного центра трансфера технологий (МЦТТ) КурскГТУ в партнерстве с Полтавским национальным техническим, Сумским государственным и Белорусским государственным университетом транспорта определяют:
- межвузовская сеть информационного обеспечения инновационных проектов, продвижения и развития этих проектов и продукции через СТТ ВШ России и Российскую сеть трансфера технологий (ЯТШ) и др.;
- тесное взаимодействие с Региональным центром интеллектуальной собственности (РЦИС) на базе ОИС, возглавляемого па-
тентным поверенным, и Центром коллективного пользования «Наукоемкие технологии» КурскГТУ;
- формирование инструмента венчурного финансирования проектов в рамках проекта создания регионального отделения Национального содружества бизнес-ангелов России (СБАР), официального представительства ОЭЗ ТВТ «Дубна» в трансграничном регионе.
- принятый к реализации проект технологического аудита предприятий курского региона по экспертному исследованию технологических запросов, предложений и потенциала коммерциализации накопленных объектов интеллектуальной собственности, а также проблем модернизации и инвестиционных планов этих предприятий. Цель данного проекта - оптимизация процесса коммерциализации технологий с участием МЦТТ, РЦИС, ЦКП НТ КурскГТУ.
Ряд разработок Учебно - производственного комбината КурскГТУ, защищенных серией товарных знаков, Центра «Инновати-ка» института проблем управления РАН, вышел из стадии НИОКР и находит своих покупателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малиновский А. Центры трансфера технологий - звено между наукой и бизнесом // Инновации, 2004, №3.
2. Власов В.А., Дмитриенко В.П., Не-
груль В.В., Селиванова Е.Е. Опыт функционирования инновационной инфраструктуры Томского политехнического университета // Инновации. Специальный выпуск, 2008, с.55-59.
Н.Н. Симченко
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В настоящее время проблема формиро- ваний общества, так как субъект, обладаю-вания информационной культуры личности, щий сформированной информационной оказалась в центре жизненно важных требо- культурой, весьма быстро адаптируется в