Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ / РАЗРАБОТКА / ENTERPRISE / STRATEGIC PLANNING / COMPETITIVE POTENTIAL / MECHANISM / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязева М.С.

В статье предложен механизм стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия, который синтезирует положения концепций стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения с основными общенаучными подходами и определяет четыре этапа процесса стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия. Использование предложенного механизма позволит предприятиям Донецкой Народной Республики успешно развиваться в условиях усиления конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF STRATEGIC PLANNING OF THE COMPANY’S COMPETITIVE POTENTIAL

The article proposes a mechanism for strategic planning of the competitive potential of the enterprise, which synthesizes the concepts of strategic planning, creating competitive advantages and competitive behavior with the main general scientific approaches and identifies four stages of the process of strategic planning of the competitive potential of an enterprise. The use of the proposed mechanism allows the enterprises of the Donetsk People's Republic to successfully develop under conditions of increasing competition.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.24: 332.1: 330.322: 330.341: 330.4

М.С. ГРЯЗЕВА, ассистент Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования е-mail: marinapristupina@rambler.ru

«Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР

МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье предложен механизм стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия, который синтезирует положения концепций стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения с основными общенаучными подходами и определяет четыре этапа процесса стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия. Использование предложенного механизма позволит предприятиям Донецкой Народной Республики успешно развиваться в условиях усиления конкуренции.

Ключевые слова: предприятие, стратегическое планирование, конкурентный потенциал, механизм, разработка.

Gryazeva M.S. The mechanism of strategic planning of the company's competitive potential.

The article proposes a mechanism for strategic planning of the competitive potential of the enterprise, which synthesizes the concepts of strategic planning, creating competitive advantages and competitive behavior with the main general scientific approaches and identifies four stages of the process of strategic planning of the competitive potential of an enterprise. The use of the proposed mechanism allows the enterprises of the Donetsk People's Republic to successfully develop under conditions of increasing competition.

Keywords: enterprise, strategic planning, competitive potential, mechanism, development.

В современных условиях предприятия Донецкой Народной Республики сталкиваются с множеством проблем, связанных с низким уровнем платежеспособного спроса населения, поиском новых поставщиков, переделом рынков, появлением новых игроков, неопределенным статусом Донецкой Народной Республики. Тем не менее, в процессе преодоления кризисных явлений в промышленности ДНР в 2018 г. наблюдался рост объемов промышленной продукции по некоторым городам и районам почти в 2 раза по сравнению с 2017 г., в частности, в добывающей промышленности -почти в 3,5 раза, в легкой промышленности - на 42%, в пищевой промышленности - на 25,7% [1].

При этом растет число зарегистрированных предприятий, усиливается ценовая конкуренция, все более жесткими становятся барьеры входа на рынки, что обуславливает актуальность использования новых, научно обоснованных подходов к стратегическому планированию конкурентного потенциала предприятия как необходимого условия выживания в долгосрочной перспективе и достижения стратегических целей.

© М.С. Грязева, 2020

Исследованию проблем стратегического планирования на предприятии в целом и формирования конкурентного потенциала предприятия в частности посвящены научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, как О.В. Колбина, К.В. Кошман, В.Г. Крючков, В.В. Литовченко, Г. Минцберг, Е.В. Сибирская, М.А. Хижина, М.В. Ход-жич, М.А. Чекалина, З.Ш. Чермит, Л.Ф. Шайбакова и др. Однако в настоящее время в экономической литературе нет единого подхода к разработке теоретических, методологических и методических основ формирования и использования конкурентного потенциала предприятия, отсутствует действенный механизм его стратегического планирования, позволяющий предприятию разработать и реализовать стратегические наборы, включающие стратегии формирования и использования конкурентного потенциала предприятия для завоевания и поддержки желаемых конкурентных позиций предприятия на целевых рынках.

Целью статьи является разработка авторского механизма стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия.

В настоящее время многие авторы отмечают существующие недостатки стратегического планирования на предприятии, связанные с отсутствием в стратегических планах конкретной картины будущего, несовершенством алгоритмов и механизмов как разработки, так и реализации стратегического плана, сложностью использования стратегического планирования в кризисных ситуациях, несовершенством инструментария стратегического планирования, а также проблемами внедрения системы стратегического планирования на предприятии, связанными с отсутствием отдела стратегического планирования как такового, отсутствием менеджеров достаточной квалификации для эффективного осуществ-

ления процесса стратегического планирования, сопротивлением стратегическим изменениям со стороны руководителей среднего и низового звена на предприятии [2, с. 195; 3, с. 24; 4, с. 502].

Данные недостатки повышают актуальность совершенствования механизмов и инструментария стратегического планирования на предприятии в целом и механизмов стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия, в частности.

В современной экономической литературе отсутствует единый подход к разработке целей и стратегий предприятия в целом, а также единый подход к разработке конкурентных стратегий и стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия, что обуславливает необходимость предложения механизма стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия.

Целью данного механизма является разработка стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия, а задачами - синтез теоретической, процессной и методологической базы стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия.

Теоретическая база разрабатываемого механизма включает концептуальные основы, принципы и функции разработки стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия. К концептуальным основам целесообразно отнести синтез концепций стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения, широко описанные в современной экономической литературе, а также общенаучные системный, процессный, ситуационный, маркетинговый, стратегический и целевой подходы.

Принципы разрабатываемого механизма включают принципы стратегического планирования, широко описанные

в современной экономической литературе.

Основными принципами стратегического планирования в законодательстве Российской Федерации (Ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») являются принцип единства и целостности (предполагает единство методологии и организации стратегического планирования), принцип измеримости (означает, что должна существовать возможность оценки результатов достижения стратегических целей) [5, ст. 7].

По мнению большинства авторов, к принципам стратегического планирования на предприятии также относятся принцип оптимальности (предполагает максимизацию результативных показателей предприятия за счет реализации стратегий), принцип экономичности (предполагает что результат должен превосходить затраты на планирование) [6, с. 86]; принцип системности (предполагает, что все разработанные стратегии предприятия представляют собой единую систему), принцип последовательности (предполагает последовательную разработку корпоративных, деловых, функциональных стратегий предприятия), принцип непрерывности (предполагает взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных планов предприятия) [7, с. 235]; принцип научности (предполагает использование научно-обоснованных методов и приемов в процессе стратегического планирования), принцип гибкости (предполагает возможность адаптации разработанных планов к изменяющимся условиям внешней среды), принцип автоматизации (предполагает использование программных продуктов в процессе планирования [8, с. 54].

Функции разрабатываемого механизма также аналогичны функциям стратегического планирования. Среди функций стратегического планирования на

предприятии большинство авторов выделяют целеполагающую (заключается в установлении долгосрочных стратегических целей развития предприятия), координационную (заключается в координации бизнес-процессов на предприятии) [9, с. 173]; согласующую (заключается в согласовании действий функциональных подразделений предприятия в процессе стратегического планирования), прогнозирующая (заключается в составлении долгосрочных прогнозов развития предприятия) [10, с. 54]; распределительную (заключается в распределении ресурсов предприятия), организационную (заключается в создании подразделений стратегического планирования на предприятии) [11, с. 27]; адаптационную (заключается в адаптации деятельности предприятия к изменениям внешней среды) [12, с. 267]; оптимизационная (заключается в оптимизации всех возможностей предприятия в процессе достижения стратегических целей); контролирующая (заключается в осуществлении контроля за реализаций стратегических планов) [13, с. 7].

Следует согласиться с мнением авторов по поводу основных функций стратегического планирования и отметить, что все они отражают функции стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия.

Процессную базу разрабатываемого механизма составляют этапы процесса стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия, к которым следует отнести как классические этапы стратегического планирования, широко описанные в экономической литературе с учетом места стратегического планирования конкурентного потенциала в общей системе стратегического управления предприятием.

На первом этапе осуществляется стратегический анализ конкурентного потенциала предприятия (внешнего и внутреннего). Анализ внешнего конку-

рентного потенциала включает этапы маркетинговой разведки, позволяющей собрать данные о состоянии конкуренции в отрасли; анализ конкурентной среды в отрасли, позволяющий оценить конкурентную позицию предприятия; анализ намерений конкурентов и перспектив их конкурентного поведения; анализ конкурентного потенциала прямых и непрямых конкурентов предприятия.

Анализ внутреннего конкурентного потенциала предприятия включает анализ стратегических возможностей производственного, финансового, инновационного, информационного, маркетингового, кадрового, управленческо-организацион-ного потенциалом предприятия в отношении использования возможностей, выявленных в ходе анализа внешнего конкурентного потенциала.

На втором этапе осуществляется разработка и выбор стратегических целей формирования конкурентного потенциала предприятия. Стратегические цели формирования конкурентного потенциала разрабатываются на основе стратегических целей предприятия в отношении конкурентов, которые, в свою очередь, подчинены деловым целям предприятия в отношении товара или рынка. Стратегические цели внешнего конкурентного потенциала предприятия разрабатываются на основе стратегического анализа (1 этап разрабатываемого механизма), а стратегические цели внутреннего конкурентного потенциала разрабатываются на основе стратегических целей внешнего конкурентного потенциала.

После разработки стратегических целей разрабатываются критерии их выбора и осуществляется выбор по установленным критериям.

На третьем этапе осуществляется разработка и выбор стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия. Стратегии формирования внешнего конкурентного потенциала включа-

ют стратегии формирования конкурентного потенциала рыночной позиции, стратегии формирования конкурентного потенциала конкурентных преимуществ и стратегии формирования конкурентного потенциала конкурентного поведения предприятия, что обусловлено различной направленностью разрабатываемых стратегий.

Стратегии формирования внутреннего конкурентного потенциала разрабатываются на основе стратегий формирования внешнего конкурентного потенциала и включают стратегии формирования производственного, финансового, инновационного, информационного, маркетингового, кадрового и управленческо-организационного потенциалов предприятия.

Выбор стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия, как и выбор стратегических целей, осуществляется по заранее разработанным критериям.

Последним, четвертым этапом стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия является этап формирования стратегического набора, который должен содержать выбранные стратегии формирования внешнего и внутреннего стратегического потенциала предприятия.

Методологическую базу предложенного механизма составляют методы стратегического планирования, а именно - методы формирования стратегических целей, методы обоснования критериев выбора стратегических целей, алгоритмы выбора целей, методы разработки стратегий, методы выбора и согласования стратегий, методы формирования стратегического набора предприятия.

Предлагаемый механизм стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия представлен на рис. 1.

Конкурентные цели и конкурентные стратегии предприятия

Цель: разработка стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия; задачи - синтез теоретической, процессной и методологической базы стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия.

Концептуальные основы: синтез концепций стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения, системный, процессный, ситуационный, маркетинговый, стратегический и целевой подходы

Принципы: оптимальности, экономичности, системности, последовательности, непрерывности, научности, гибкости, автоматизации

Функции: целеполагающая, координационная, согласующая, прогнозирующая, распределительная, организационная, адаптационная, оптимизационная, контролирующая

1 этап. Стратегический анализ внешнего и внутреннего конкурентного потенциала предприятия

2 этап. Разработка и выбор стратегических целей формирования конкурентного потенциала предприятия:

2.1. Разработка и выбор стратегических целей формирования внешнего конкурентного потенциала предприятия.

2.2. Разработка и выбор стратегических целей формирования внутреннего конкурентного потенциала предприятия.

3 этап. Разработка и выбор стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия:

3.1. Разработка и выбор стратегий формирования внешнего конкурентного потенциала: рыночной позиции предприятия, конкурентных преимуществ предприятия, конкурентного поведения предприятия.

3.2. Разработка и выбор стратегий формирования внутреннего конкурентного потенциала предприятия.

4 этап. Формирование стратегического набора, включающего выбранные стратегии формирования внешнего и внутреннего конкурентного потенциала предприя-

Методы стратегического планирования - методы формирования стратегических целей, методы обоснования критериев выбора стратегических целей, алгоритмы выбора целей, методы разработки стратегий, методы выбора и согласования стратегий

Рис. 1. Механизм стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия

тия.

Таким образом, в статье предложен авторский механизм стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия, который, в отличие от существующих, в своей теоретической базе синтезирует положения концепций стратегического планирования, создания конкурентных преимуществ и конкурентного поведения с основными общенаучными подходами (системным, процессным. ситуационным. маркетинговым, стратегическим и целевым), в процессной базе выделяет четыре этапа процесса стратегического планирования конкурентного потенциала предприятия, результатом которого является создание стратегического набора стратегий формирования внешнего и внутреннего конкурентного потенциала предприятия.

Среди перспективных направлений дальнейших исследований целесообразно выделить разработку методик стратегического анализа внешнего и внутреннего конкурентного потенциала предприятия, а также формирования стратегического набора стратегий формирования конкурентного потенциала предприятия.

Список использованной литературы

1. Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http: mer.govdnr.ru

2. Минцберг, Г. Взлет и падение стратегического планирования: пер. с англ. К. Сысоевой / Г. Минцберг. - К.: Изд-во «Стандарт», 2008. - 412 с.

3. Крючков, В.Г. Факторы успешного внедрения стратегического планирования / В.Г. Крючков, Н.В. Николаева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 9. - С. 23-27.

4. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Закон РФ № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г.) [Электронный ресурс] / Собрание законодательства РФ. - URL: http://www.consul tant.ru/document/cons doc LAW 61763

5. Хижина, М.А. Анализ инструментов стратегического планирования / М.А. Хижина // Молодой ученый. -2013. - № 11. - С. 500-503.

6. Чекалина, М.А. Принципы стратегического планирования на предприятии / М.А. Чекалина // Вестник ОГУ. -2009. - № 2. - С. 83-89.

7. Литовченко, В.В. Проектирование стратегий в структурах предпринимательского типа: монография /

B.В. Литовченко, О.А. Булавенко. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2019. - 398 с.

8. Колбина, О.В. Принципы стратегического планирования на предприятии / О.В. Колбина // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 2. -

C. 52-57.

9. Ходжич, М.В. Основные понятия стратегического планирования как функции стратегического управления / М.В. Ходжич // Вестник Владимирского технологического института. - 2009. -№ 1 (11). - С. 171-173.

10. Сибирская, Е.В. Содержание и функции процесса стратегического планирования инфраструктурного обеспечения предпринимательства / Е.В. Сибирская, Л.В. Овешникова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2013. - № 5 (55). - С. 51-55.

11. Чермит, З.Ш. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии / З.Ш. Чермит // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 8. -С. 25-29.

12. Кошман, К.В. Стратегическое планирование как функция менеджмента / К.В. Кошман // Менеджер: научный журнал Донецкого государственного университета управления. - 2014. -№ 2 (68). - С. 266-270.

13. Шайбакова, Л.Ф. Стратегическое планирование предприятий общественного питания / Л.Ф. Шайбакова, О.А. Плотникова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2018. -№ 17. - С. 5-10.

Статья поступила в редакцию 26.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.