Научная статья на тему 'Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия'

Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETITION / COMPETITIVE STABILITY / PROVIDING / MECHANISM / TRADING ENTERPRISE / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев С. Б.

В статье на основе анализа современных научных подходов к обеспечению конкурентной устойчивости предприятия предложено авторское определение его конкурентной устойчивости. Разработан механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия, определены элементы его теоретической, методологической и процессной составляющих. Использование предложенного механизма позволит торговым предприятиям выживать и развиваться в условиях усиления конкуренции в торговле Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of ensuring the competitive stability of trading enterprises

Following the analysis of modern scientific approaches to ensuring the competitive stability of an enterprise, the article suggests the author's definition of the enterprise’s competitive stability. The mechanism of ensuring the trading enterprise’s competitive stability has been developed; the elements of its theoretical, methodological and process components have been defined. Using the offered mechanism will allow the trading enterprises to survive and develop in the conditions of strengthening trading competition in the Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия»

УДК 338.24: 332.1: 330.322: 330.341: 330.4

С.Б. АЛЕКСЕЕВ, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики предприятия, e-mail: sergey_b_alekseev@mail.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье на основе анализа современных научных подходов к обеспечению конкурентной устойчивости предприятия предложено авторское определение его конкурентной устойчивости. Разработан механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия, определены элементы его теоретической, методологической и процессной составляющих. Использование предложенного механизма позволит торговым предприятиям выживать и развиваться в условиях усиления конкуренции в торговле Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная устойчивость, обеспечение, механизм, торговое предприятие.

Alekseev S.B. Mechanism of ensuring the competitive stability of trading enterprises.

Following the analysis of modern scientific approaches to ensuring the competitive stability of an enterprise, the article suggests the author's definition of the enterprise's competitive stability. The mechanism of ensuring the trading enterprise's competitive stability has been developed; the elements of its theoretical, methodological and process components have been defined. Using the offered mechanism will allow the trading enterprises to survive and develop in the conditions of strengthening trading competition in the Donetsk People's Republic.

Keywords: competition, competitive stability, providing, mechanism, trading enterprise.

В настоящее время торговые предприятия Донецкой Народной Республики сталкиваются с множеством проблем, связанных с обеспечением поставок товаров, ценовой политикой, падением доходов покупателей и изменением структуры спроса населения, экономической блокадой и структурной перестройкой экономики. В сложившихся условиях торговля остается отраслью, которая продолжает функционировать и развиваться несмотря на кризисные явления. При этом наблюдаются тенденции увеличения объемов розничного и оптового товарооборота (на 9,9% за год), рост доли продаж товаров отечественного производства (более 50%), расширение сетевых форматов (на 27% за год), развитие магазинов фирменной торговли (более 300 на начало 2018 г.) [1, стр. 68-70]. Наблюдается также значительный рост количества объектов торговли (по данным Министерства экономического развития ДНР, число предприятий торговли за два года увеличилось более чем на 63%). При этом количество продовольственных магазинов увеличилось на 38%, смешанных - на 35,6%, непродовольственных - на 58,1 %. Рост

© С.Б. Алексеев, 2019

мелкорозничной торговой сети составил 75,1% [2].

Данные тенденции значительно усиливают конкуренцию в сфере торговли Донецкой Народной Республики и обуславливают актуальность разработки эффективных научно обоснованных подходов к обеспечению конкурентной устойчивости торгового предприятия как необходимого условия его выживания и развития в активной конкурентной среде.

Вопросы теории и методологии обеспечения конкурентной устойчивости предприятия рассмотрены в научных трудах Е.Н. Богдановой [3], В.А. Калугина [4], А.А. Горобняка [5], Н.В. Долбня [6], СП. Кобец [7], Н.В. Полуяновой [8], Е.А. Тумакова [11], М.Н. Черкасова [9], С.В. Шароватова [10] и др. Тем не менее, в настоящее время в экономической литературе отсутствует единый научный подход к определению конкурентной устойчивости предприятия, а также нет единого мнения относительно механизма ее обеспечения на торговом предприятии.

Цель статьи состоит в предложении авторского определения конкурентной устойчивости предприятия и разработке механизма обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия.

Для обоснования положений методологии обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия целесообразно вначале определиться с трактовкой дефиниции «конкурентная устойчивость предприятия». В современной экономической литературе отсутствует единое понимание конкурентной устойчивости предприятия как экономической категории.

Как справедливо отмечает Е.Н. Богданова, современные исследования устойчивости меньше всего касаются изучения конкурентной устойчивости, при этом, по

мнению автора, конкурентная устойчивость представляет собой свойство предприятия, развивающегося под воздействием конкурентной среды, которое изменяется во времени [3, с. 54-55]. При этом автор не конкретизирует, в чем именно проявляется свойство конкурентной устойчивости предприятия.

В.А. Калугин и Е.Ю. Манина, используя классический подход к созданию конкурентных преимуществ М. Портера, ассоциируют конкурентную устойчивость предприятия с устойчивостью его конкурентных преимуществ [4, с. 60], выделяя преимущества высокого порядка (репутацию фирмы, технологию, квалификацию специалистов) и преимущества низкого порядка, определяемые возможностью использования дешевых сырья, материалов, энергоносителей, специалистов. Такой подход представляет определенный интерес, однако для торгового предприятия конкурентными преимуществами безусловно выступают прежде всего цена, качество товаров, географическое положение магазина, а затем уже -технология торговли, персонал, имидж, цены поставщиков и т.д.

А.А. Горобняк, связывая конкурентную устойчивость с показателями развития и роста предприятия, под конкурентной устойчивостью предлагает понимать способность предприятия к экономическому развитию и укреплению конкурентных позиций в условиях развития рынка [5, с. 248]. Однако перед предприятием далеко не всегда стоят цели, связанные с экономическим развитием и укреплением рыночных позиций, в условиях кризиса речь чаще идет о выживании и поддержке существующего конкурентного статуса.

Обратную позицию занимают Н.В. Долбня и А.В. Лебедева, которые предлагают рассматривать конкурентную устойчивость как возможность снижения

продаж на отдельных сегментах рынка до уровня, обеспечивающего безубыточность предприятия [6, с. 198]. Рассмотрение конкурентной устойчивости с этой позиции нецелесообразно, поскольку не предусматривает необходимости ее усиления за счет ведения конкурентной борьбы, направленной на обеспечение возможности роста объемов продаж на целевых сегментах рынка.

Ассоциирует конкурентную устойчивость только с удержанием конкурентной позиции С.П. Кобец, который утверждает, что конкурентная устойчивость представляет собой способность предприятия удерживать конкурентные позиции в течение долгосрочного периода времени [7, с. 29]. Хотя с трактовкой автора нельзя согласиться с позиций только удержания конкурентной позиции, она, тем не менее, является интересной поскольку рассматривает конкурентную устойчивость в динамике с точки зрения использования стратегического подхода. Аналогично считает и Н.В. Полуянова, которая предлагает рассматривать конкурентную устойчивость как способность предприятия обеспечивать соответствие темпов своего развития темпам рыночных изменений [8, с. 62]. Однако в долгосрочной перспективе для достижения стратегических целей роста предприятие не должно ориентироваться только на удержание, а тем более на ослабление своей рыночной позиции, а напротив, должно искать возможности ее укрепления. С этой точки зрения представляют интерес трактовки конкурентной устойчивости ряда авторов, которые в понятие конкурентной устойчивости вкладывают возможности формирования желаемой конкурентной позиции за счет ведения конкурентной борьбы и использования стратегического подхода.

Так, например, М.Н. Черкасов и С.В. Шароватов трактуют конкурентную устойчивость предприятия как способность к сбалансированному экономическому развитию и укреплению конкурентных позиций в условиях развития отраслевого рынка [9, с. 163; 10, с. 177], а Е.А. Тумаков рассматривает конкурентную устойчивость с позиций стратегического подхода как способность предприятия создавать и поддерживать конкурентные позиции на целевых рынках для достижения стратегических целей [11, с. 141].

Резюмируя мнения авторов и учитывая необходимость использования системного, целевого и стратегического подходов в формировании конкурентной устойчивости, целесообразно предложить следующее определение: конкурентная устойчивость предприятия - это комплексная характеристика, которая отражает способность предприятия формировать и поддерживать в долгосрочной перспективе его конкурентные преимущества на отраслевом рынке, достаточные для реализации стратегий развития в условиях конкуренции. Данное определение, в отличие от существующих, синтезирует положения стратегического, целевого, системного подходов и подхода создания конкурентных преимуществ и справедливо как в условиях ослабления или поддержания, так и в условиях усиления рыночной позиции предприятия.

Определение сущности конкурентной устойчивости предприятия лежит в основе разработки механизма ее обеспечения. Целью разработки механизма обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия является формирование теоретической, методологической и процессной базы обеспечения конкурентной устойчивости задачами обеспечения формирования и поддержки необходимых

для реализации стратегий конкурентных преимуществ.

Объектом действия механизма является процесс обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия, предметом - теоретические, методологические и процессные аспекты обеспечения конкурентной устойчивости.

К основным принципам механизма обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия следует отнести системность (предполагает исследование торгового предприятия как открытой системы); комплексность (предполагает исследование всех факторов, влияющих на конкурентную устойчивость предприятия); целенаправленность (предполагает, что формирование и поддержка конкурентной устойчивости обеспечивают достижение стратегических целей); непрерывность (предполагает непрерывность процесса обеспечения конкурентной устойчивости); адаптивность (предполагает возможность быстрого изменения факторов внутренней среды предприятия с целью приспособления их к изменениям внешних факторов); стратегический контроль (предполагает постоянное отслеживание соответствия обеспечения конкурентной устойчивости параметрам стратегических целей предприятия).

К функциям разрабатываемого механизма целесообразно отнести обеспечивающую (состоит в обеспечении желаемого уровня конкурентной устойчивости), аналитическую (состоит в непрерывном анализе конкурентной устойчивости), стимулирующую (состоит в стимулировании обеспечения конкурентной устойчивости), регулирующую (состоит в непрерывной разработке и внедрении мероприятий, направленных на формирование и поддержку конкурентной устойчивости), контролирующую (состоит в постоянном контроле уровня конкурентной

устойчивости, необходимого для достижения стратегических целей).

Исходя из авторской трактовки конкурентной устойчивости торгового предприятия, концептуальную методологическую основу механизма составляют концепции стратегического управления и конкурентоспособности предприятия.

Предлагаемый механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия представлен на рис. 1.

Следующим элементом методологической основы разрабатываемого механизма являются общенаучные управленческие подходы: системный, функциональный, процессный, ситуационный, использование которых необходимо в процессе обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия.

Не менее важны с точки зрения использования в качестве методологической основы как описанные в современной экономической литературе, так и требующие разработки механизмы анализа конкурентной позиции предприятия, анализа конкурентных преимуществ предприятия, анализа конкурентной устойчивости предприятия, стратегического планирования конкурентной устойчивости предприятия (формирования и выбора целей и стратегий конкурентной устойчивости), а также управления обеспечением конкурентной устойчивости предприятия.

Процессную основу разрабатываемого механизма составляют этапы процесса обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия. На первом этапе осуществляется анализ конкурентной позиции торгового предприятия и факторов, влияющих на конкурентную позицию. Анализируются 5 конкурентных сил М. Портера, степень конкуренции в отрасли, рыночная доля торгового предприятия и скорость ее изменения, строится конкурентная карта рынка.

Рч

В

п -

Рч

В

О и

О П

о

U Рч О н

в н и о

П

в «

о н

и

>>

«

о в н

в -

Рч

>>

а в о а

в -

V -

в

и -

w о

РО

в в

с

X -

Цель: формирование теоретической, методологической и процессной базы

обеспечения конкурентной устойчивости; Задачи: обеспечение формирования и поддержки необходимых для реализации стратегий конкурентных преимуществ

Объект: процесс обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия;

Предмет: теоретические, методологические и процессные аспекты обеспечения конкурентной устойчивости

Принципы: системность, комплексность, целенаправленность, непрерывность, адаптивность, стратегический контроль

Функции: обеспечивающая, аналитическая, стимулирующая, регулирующая, контролирующая

Концепции: стратегического управления предприятием, конкурентоспособности предприятия

Общенаучные управленческие подходы: системный, функциональный, процессный. ситуационный

Механизмы:

анализа конкурентной позиции предприятия; анализа конкурентных преимуществ предприятия; анализа конкурентной устойчивости предприятия;

стратегического планирования конкурентной устойчивости предприятия (формирования и выбора целей и стратегий конкурентной устойчивости); управления обеспечением конкурентной устойчивости предприятия

1 этап. Анализ текущей конкурентной позиции торгового предприятия на целевых рынках и факторов, влияющих на конкурентную позицию

2 этап. Анализ конкурентной устойчивости торгового предприятия и его конкурентных преимуществ на целевых рынках

3 этап. Стратегическое планирование конкурентной устойчивости торгового предприятия (формирование и выбор целей и стратегий конкурентной устойчивости)

4 этап. Управление обеспечением реализации стратегий конкурентной устойчивости торгового предприятия

Рис. 1. Механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия

(авторская разработка)

На втором этапе анализируется конкурентная устойчивость торгового предприятия (методика анализа требует разработки) и основные конкурентные преимущества торгового предприятия на каждом целевом рынке (цена, качество товаров, степень приверженности потребителей, географическое положение, уровень обслуживания и т.д.). На третьем этапе осуществляется стратегическое планирование конкурентной устойчивости торгового предприятия, которое предполагает формирование и выбор стратегических целей обеспечения конкурентной устойчивости, а также разработку и выбор стратегий обеспечения конкурентной устойчивости, согласованных с корпоративной стратегией, деловыми стратегиями и конкурентными стратегиями торгового предприятия.

На четвертом этапе осуществляется управление реализацией обоснованных стратегий обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия (механизм требует разработки).

Выводы

Таким образом, в статье на основе исследования трактовок дефиниции «конкурентная устойчивость предприятия» разными авторами современной экономической литературы предложено авторское определение конкурентной устойчивости предприятия, которое синтезирует положения стратегического, целевого, системного подходов и подхода создания конкурентных преимуществ и справедливо как в условиях ослабления или поддержания, так и в условиях усиления рыночной позиции предприятия.

Разработан авторский механизм обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия, который, в отличие от существующих, предполагает комплексное использование концепций стратегического управления и конкуренто-

способности предприятия, системного, функционального, процессного, ситуационного управленческих подходов, а также четыре этапа процесса обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия - анализ текущей конкурентной позиции, анализ конкурентной устойчивости и конкурентных преимуществ, стратегическое планирование конкурентной устойчивости и управления обеспечением реализации стратегий конкурентной устойчивости торгового предприятия.

Среди перспективных направлений дальнейших исследований целесообразно выделить разработку методики анализа конкурентной устойчивости торгового предприятия, а также механизмов стратегического планирования конкурентной устойчивости и управления реализацией стратегий обеспечения конкурентной устойчивости торгового предприятия.

Список использованной литературы

1. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Поло-вяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2018. -260 с.

2. Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http: mer.govdnr.ru

3. Богданова, Е.Н. Управление кон-курентоустойчивостью как основа развития организационной среды предприятий / Е.Н. Богданова // Вестник МГОУ. Серия: экономика. - 2015. - № 4. -С. 53-59.

4. Калугин, В.А. Устойчивость конкурентной рыночной позиции предприятия / В.А. Калугин, Е.Ю. Манина //

Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2006. -№ 3. - С. 59-61.

5. Горобняк, А.А. Методы повышения конкурентной устойчивости строительных предприятий в условиях вхождения России в ВТО / А.А. Горобняк // Вестник МГСУ. - 2012. - № 10. - С. 248-252.

6. Долбня, Н.В. Методика расчета и анализа конкурентной устойчивости предприятия / Н.В. Долбня, А.В. Лебедева // Экономика. Право. Вестник КСЭИ. - 2015. - № 2. - С. 192-199.

7. Кобец, С.П. Стратегическое управление конкурентной устойчивостью машиностроительных предприятий на основе инновационного развития / С.П. Ко-бец // Бизнес-информ. - 2014. — № 4. -С. 460-464.

8. Полуянова, Н.В. Подходы к оценке конкурентной устойчивости предприятия промышленности строительных материалов / Н.В. Полуянова // Научные

ведомости БелГУ. - 2013. - № 22 (165). -С. 62-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Черкасов, М.Н. Формирование концепции «конкурентной устойчивости предприятия» / М.Н. Черкасов, С.В. Ша-роватов // Проблемы современной экономики. - 2016. - № 3. - С. 161-165.

10. Шароватов, С.В. Использование концепции конкурентной устойчивости предприятия в преодолении кризисных явлений / С.В. Шароватов, М.Н. Черкасов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 34. -С. 175-180.

11. Тумаков, Е.А. Теоретические основы стратегического планирования конкурентной устойчивости предприятия / Е.А. Тумаков // Механизмы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: монография; ДонНУЭТ. - Краматорск: ООО «Каштан», 2018. - С. 141-153.

Статья поступила в редакцию 13.05.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.