Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / АЛГОРИТМ / РАЗРАБОТКА / COMMERCIAL ENTERPRISE / COMPETITIVE STRATEGY / DEFINITION / ALGORITHM / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев С.Б.

На основе анализа современных научных подходов к толкованию дефиниции«конкурентная стратегия предприятия» предложено авторское определение конкурентной стратегии торгового предприятия как модели действий предприятия в отношении конкурентов, направленной на нейтрализацию влияния внешних факторов и ведение конкурентной борьбы с целью формирования и удержания в долгосрочной перспективе желаемой конкурентной позиции на целевых рынках. Предложен авторский алгоритм разработки конкурентных стратегий торгового предприятия, который включает фазы стратегического анализа и стратегического планирования и завершается формированием стратегического набора конкурентных стратегий торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION AND ALGORITHM FOR DEVELOPING THE COMPETITIVE STRATEGIES OF A TRADING COMPANY

Following the analysis of modern scientific approaches to the interpretation of the definition of «competitive strategy» the article proposed the author's definition of competitive strategy of trade enterprises as models of actions of the enterprise in relation to competitors, aimed at neutralizing the influence of external factors and the competition with the aim of forming and retaining long-term desired competitive position in target markets. The author's algorithm for developing competitive strategies of a commercial enterprise has been proposed. It included the phases of strategic analysis and strategic planning and ends with the formation of a strategic set of competitive strategies of a commercial enterprise.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами

УДК 338.24: 332.1: 330.322: 330.341

С.Б. АЛЕКСЕЕВ, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики предприятия, e-mail: sergey_b_alekseev@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, ДНР

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

На основе анализа современных научных подходов к толкованию дефиниции «конкурентная стратегия предприятия» предложено авторское определение конкурентной стратегии торгового предприятия как модели действий предприятия в отношении конкурентов, направленной на нейтрализацию влияния внешних факторов и ведение конкурентной борьбы с целью формирования и удержания в долгосрочной перспективе желаемой конкурентной позиции на целевых рынках. Предложен авторский алгоритм разработки конкурентных стратегий торгового предприятия, который включает фазы стратегического анализа и стратегического планирования и завершается формированием стратегического набора конкурентных стратегий торгового предприятия.

Ключевые слова: торговое предприятие, конкурентная стратегия, определение, алгоритм, разработка.

Alekseev S.B. Definition and algorithm for developing the competitive strategies of a trading company.

Following the analysis of modern scientific approaches to the interpretation of the definition of «competitive strategy» the article proposed the author's definition of competitive strategy of trade enterprises as models of actions of the enterprise in rela-

tion to competitors, aimed at neutralizing the influence of external factors and the competition with the aim of forming and retaining long-term desired competitive position in target markets. The author's algorithm for developing competitive strategies of a commercial enterprise has been proposed. It included the phases of strategic analysis and strategic planning and ends with the formation of a strategic set of competitive strategies of a commercial enterprise.

Keywords: commercial enterprise, competitive strategy, definition, algorithm, development.

В современных условиях функционирования торговых предприятий Донецкой Народной Республики, которые характеризуются усилением конкуренции в торговле, обусловленным переделом рынка, появлением новых игроков, падением платежеспособного спроса населения, внедрением товаров из Российской Федерации и Беларуси, долгосрочное функционирование и развитие торговых предприятий зависит от эффективности разрабатываемых и реализуемых конкурентных стратегий.

По данным Министерства экономического развития ДНР, рост товарооборота на потребительском рынке в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в некоторых го© С.Б. Алексеев, 2020

родах составил от 15% до 44%, количество торговых точек увеличилось в среднем на 24%, рост продаж товаров отечественного производства превысил 50% [1]. При этом наблюдается стабилизация цен и улучшение обслуживания населения. В условиях растущей конкуренции торговые предприятия Республики должны использовать научно обоснованные методы и механизмы разработки конкурентных стратегий для обеспечения достижения стратегических целей.

Проблемы стратегического планирования в целом и вопросы разработки конкурентных стратегий предприятия отражены в научных трудах таких авторов, как М. Портер [2], А.А. Бакунов [3], С.В. Беляева [4], О.С. Владимирова [5], И.К. Горячев [6], Р.С. Квасницкая [7], А.М. Кабдулшарипова [8], А.В. Куликова [9], Е.Э. Удовик [10], А.М. Аверков [11], А.В Васильева [12], Ю.И. Башкатова [13] и др. Тем не менее, в современной экономической литературе отсутствуют единая трактовка экономической категории «конкурентная стратегия предприятия», действенные механизмы и методики разработки конкурентной стратегии торгового предприятия, что повышает актуальность исследований в данном направлении.

Целью статьи является предложение авторского определения конкурентной стратегии предприятия и авторского алгоритма разработки конкурентной стратегии торгового предприятия.

В отношении сущности конкурентной стратегии наиболее часто используется определение М. Портера, который трактует конкурентную стратегию как приоритеты действий и рамки для принятия решений, которые приводят к определенным результатам на конкурентном рынке [2, с. 26]. Среди авторов современной экономической литературы нет единого мнения относительно содержания дефиниции «конкурентная стратегия». Большинство авторов трактует конкурентную стратегию предприятия как обобщенную модель действий и сово-

купность правил принятия решений, направленных на поддержание конкурентоспособности [3, с. 52], совокупность инициатив и фактических действий, направленных на создание конкурентных преимуществ [4, с. 859], комплексный план действий относительно конкурентов [5, с. 265], модель поведения предприятия на рынке, обеспечивающая получение максимальной прибыли [6, с. 25].

Как видно из определений, данная группа авторов (А.А. Бакунов, С.В. Беляева, О.С. Владимирова, И.К. Горячев) придерживается позиций действенно-модельного подхода и рассматривает конкурентную стратегию как определенную модель действий, с чем следует согласиться. Однако в отношении направленности действий и решений мнения авторов значительно разнятся - реализация конкурентной стратегии должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности, создание конкурентных преимуществ, получение максимальной прибыли.

Другая группа авторов (Р.С. Квасницкая, А.М. Кабдулшарипова), представители адаптационного подхода на первое место в трактовке конкурентной стратегии выдвигают ее направленность на нейтрализацию влияния внешних факторов [7, с. 123] и поиск конкурентной позиции с максимальной выгодой для предприятия [8, с. 71]. Безусловно, адаптация предприятия к изменениям внешних факторов является одним из обязательных требований к разрабатываемой конкурентной стратегии.

Третья группа авторов, сторонники поведенческого подхода (А.В. Куликова, Е.Э. Удовик) акцентируют внимание на конкурентной борьбе и считают, что конкурентная стратегия представляет собой образ действий предприятия в борьбе с конкурентами [9, с. 48], направленных на укрепление позиций предприятия в процессе конкурентной борьбы [10, с. 185]. Также следует согласиться с тем, что конкурентная стратегия предприятия предполагает ведение конкурентной

борьбы и, следовательно, должна содержать стратегии конкурентной борьбы.

Резюмируя мнения авторов, целесообразно предложить следующее авторское определение: конкурентная стратегия торгового предприятия - это определенная модель действий предприятия в отношении конкурентов, направленная на нейтрализацию влияния внешних факторов и ведение конкурентной борьбы с целью формирования и удержания в долгосрочной перспективе желаемой конкурентной позиции на целевых рынках. Данное определение интегрирует позиции представителей трех выделенных научных подходов и, в отличие от них, концентрирует внимание на формирование конкурентной позиции торгового предприятия на целевых рынках.

В отношении алгоритма разработки конкурентных стратегий торгового предприятия среди авторов современной экономической литературы также отсутствует единый научный подход.

Так, например, А.М Аверков, А.В. Васильева предлагают начинать разработку конкурентной стратегии предприятия с формулирования проблем предприятия и предварительной гипотезы о его дальнейшем развитии [11, с. 17], после чего авторы переходят к анализу внешней и внутренней среды предприятия [12, с. 120]. Однако формулировка проблем, как и гипотеза о дальнейшем развитии предприятия, являются этапами разработки корпоративной, а не конкурентной среды предприятия, также, как и анализ внешней и внутренней среды.

Ю.И. Башкатова и Н.И. Решетько рекомендуют при разработке конкурентной стратегии предприятия использовать сбалансированную систему показателей, основанную на методах Р. Гранта и Д. Барни, ориентированную на анализ ресурсов и способностей предприятия [13], что в принципе неверно, поскольку анализ внутренней среды никак не может определять конкурентную стратегию предприятия и является инструментом

разработки внутренних функциональных стратегий, а не внешних - рыночных и конкурентных.

Абсолютно верно указывают место разработки конкурентной стратегии в системе стратегического планирования предприятия Л.В. Глухих и А.А. Сенюк, которые утверждают, что разработка конкурентной стратегии относится к этапу стратегического планирования на предприятии «разработка и выбор стратегических альтернатив» [14, с. 89]. При этом следует добавить, иерархия стратегий предприятия основана на том, что вначале разрабатывается общая корпоративная стратегия, которой подчиняются деловые стратегии, определяющие поведение предприятия относительно товаров или рынков, после чего разрабатываются рыночные стратегии, обеспечивающие деловые, а уже затем - конкурентные стратегии на всех целевых рынках.

Ж.В. Доможилкина и Н.О. Джаб-барова предлагают разделение конкурентных стратегий на стратегии создания конкурентных преимуществ, стратегии обеспечения конкурентоспособности и стратегии конкурентного поведения [15, с. 143]. С авторами следует согласиться, однако заметить, что по логике стратегического планирования вначале разрабатываются стратегии обеспечения конкурентоспособности (как обеспечивающие рыночную позицию для реализации рыночной стратегии), затем - стратегии конкурентного поведения (конкурентной борьбы), и лишь затем - стратегии создания конкурентных преимуществ (которые являются системой приоритетов для формирования конкурентного потенциала предприятия).

Исходя из вышеизложенных положений, предлагаемый алгоритм разработки конкурентной стратегии торгового предприятия представлен на рис. 1.

Как видно из рисунка, предложенный алгоритм включает фазы стратегического анализа и стратегического планирования и завершается формированием

Общая корпоративная стратегия торгового предприятия

Деловые стратегии торгового предприятия

Рыночные стратегии торгового предприятия

1 этап. Анализ интенсивности конкуренции в отрасли

2 этап. Анализ конкурентных сил М. Портера в отрасли

3 этап. Анализ конкурентной позиции предприятия

4 этап. Анализ конкурентного поведения предприятия

5 этап. Формирование стратегических альтернатив стратегий обеспечения конкурентоспособности торгового предприятия

^ В

и

&

с

fi и и

к & я с

И О & °

Я g

я 2

6 этап. Формирование стратегических альтернатив стратегий конкурентного поведения в отношении прямых и непрямых конкурентов

7 этап. Формирование стратегических альтернатив стратегий формирования конкурентного потенциала торгового предприятия

8 этап. Формирование критериев выбора и выбор стратегических

альтернатив стратегий обеспечения конкурентоспособности, конкурентного поведения и конкурентного потенциала торгового предприятия

9 этап. Формирование стратегического набора конкурентных стратегий торгового

предприятия

Рис. 1. Алгоритм разработки конкурентных стратегий торгового предприятия

(авторская разработка)

стратегического набора конкурентных стратегий торгового предприятия.

Таким образом, в статье предложено авторское определение конкурентной стратегии торгового предприятия, которое, в отличие от существующих, концентрирует внимание на формирование и удержание конкурентной позиции торгового предприятия на целевых рынках.

Предложен авторский алгоритм разработки конкурентных стратегий торгового предприятия, который, в отличие

от существующих, в качестве исходных данных использует корпоративную, деловые и рыночные стратегии предприятия, включает фазу стратегического анализа интенсивности конкуренции в отрасли, пяти конкурентных сил, конкурентной позиции и конкурентного поведения предприятия, а также фазу стратегического планирования, которая предполагает формирование и выбор стратегических альтернатив стратегий обеспечения конкурентоспособности, конку-

рентного поведения и конкурентного потенциала торгового предприятия.

Среди перспективных направлений дальнейших исследований можно выделить разработку механизмов и методик стратегического анализа и стратегического планирования конкурентных стратегий торгового предприятия.

Список использованной литературы

1. Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http: mer.govdnr.ru

2. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

3. Бакунов, А.А. Укрепление позиций предприятия на рынке на основе разработки набора конкурентных стратегий / А.А. Бакунов, К.Р. Кинчевская // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2018. -№ 7. - С. 52-57.

4. Беляева, С.В. Проблемы и методы оценки конкурентоспособности предприятия / С.В. Беляева, Н.Ю. Первова // Экономика и предпринимательство. -2015. - № 2 (58). - С. 857-861.

5. Владимирова, О.С. Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия / О.С. Владимирова, Е.А. Захарова // Аллея науки. - 2017. - № 12. -С. 265-269.

6. Горячев, И.К. Разработка конкурентной стратегии промышленного предприятия в условиях цифровой экономики / И.К. Горячев // Факторы успеха. - 2018. - № 2 (11). - С. 23-27.

7. Квасницкая, Р.С. Практические аспекты разработки конкурентной стратегии в современных условиях хозяйствования / Р.С. Квасницкая, Н.С. Ар-дашкина // Вестник Хмельницкого национального университета. - 2014. -№ 4 (216). - С. 122-125.

8. Кобдулшарипова, А.М. Возможности использования зарубежного опыта

в области разработки конкурентной стратегии предприятия / А.М. Кабдулшари-пова // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. -№ 3 (55). - С. 71-73.

9. Куликова, А.В. О важности интеграции рыночного и ресурсного подходов к разработке конкурентной стратегии предприятия / А.В. Куликова, О.В. Року-нова // Управление экономическим системами. - 2012. - № 12 (48). - С. 46-59.

10. Удовик, Е.Э. Разработка конкурентной стратегии предприятия в условиях современного рынка / Е.Э. Удовик, Д А. Васильченко // ADVANCED SCIENCE: Сб. статей междунар. научно-практ. конф. - Пенза: «Наука и просвещение», 2017. - С. 184-188.

11. Аверков, А.М. Методика разработки конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса / А.М. Аверков // Вестник академии. - 2010. - № 3. -С. 16-19.

12. Васильева, А.В. Этапы разработки конкурентной стратегии предприятия / А.В. Васильева // Россия и Китай: вектор развития: матер. междунар. науч. конф. - Благовещенск, 2017. - С. 119121.

13. Башкатова, Ю.И. Разработка конкурентной стратегии развития на основе сбалансированной системы показателей и классических моделей стратегического менеджмента предприятия [Электронный ресурс] / Ю.И. Башкатова, Н.И. Решетько // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 2 (21). - URL: http // publ.naukovedenie.ru

14. Глухих, Л.В. Разработка и реализация конкурентной стратегии промышленного предприятия / Л.В. Глухих, А.А. Сенюк // Экономические науки. -2012. - № 5 (90). - С. 88-93.

15. Доможилкина, Ж.В. Разработка конкурентной стратегии предприятий АПК / Ж.В. Доможилкина, Н.О. Джаб-барова // Интерактивная наука. - 2016. -№ 2. - С. 139-142.

Статья поступила в редакцию 16.04.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.