Научная статья на тему 'Научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия'

Научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АНАЛИЗ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНЦИЯ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / COMPETITIVE STABILITY / ANALYSIS / SCIENTIFIC AND METHODICAL APPROACH / COMPETITION / TRADING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаков Е.А.

Проанализированы современные подходы к анализу конкурентной устойчивости предприятия, предложен авторский научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия, проведен количественный расчёт и качественный анализ конкурентной устойчивости на примере нескольких торговых предприятий Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумаков Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodical approach to the integrated analysis of the competitive sustainability of a trading enterprise

The article analyzes the modern approaches to analyzing the enterprise’s competitive sustainability, proposes the author’s scientific and methodological approach to the integrated analysis of thecompetitive sustainability of a trading enterprise, presents a quantitative calculation and qualitative analysis of competitive sustainability using the example of several commercial enterprises of the Donetsk People’s Republic.

Текст научной работы на тему «Научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия»

УДК [005.52:005.332.4-021.484]:658

Е.А. ТУМАКОВ, аспирант кафедры экономики предприятия, e-mail: 2makov@bk.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Проанализированы современные подходы к анализу конкурентной устойчивости предприятия, предложен авторский научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия, проведен количественный расчёт и качественный анализ конкурентной устойчивости на примере нескольких торговых предприятий Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: конкурентная устойчивость, анализ, научно-методический подход, конкуренция, торговое предприятие.

Tumakov E.A. Scientific and methodical approach to the integrated analysis of the competitive sustainability of a trading enterprise.

The article analyzes the modern approaches to analyzing the enterprise's competitive sustainability, proposes the author's scientific and methodological approach to the integrated analysis of the competitive sus-tainability of a trading enterprise, presents a quantitative calculation and qualitative analysis of competitive sustainability using the example of several commercial enterprises of the Donetsk People's Republic.

Keywords: competitive stability, analysis, scientific and methodical approach, competition, trading enterprise.

В современных условиях развития экономики Донецкой Народной Республики торговля является одной из немногих отраслей, которые продолжают функционировать и развиваться несмотря на кризисную ситуацию, связанную с падением платежеспособного спроса населения, экономической блокадой со стороны Украины, разрывом традиционных хозяйственных связей и проблемами поставок товаров. При этом конкуренция в торговле возрастает, что связано с открытием большого количества новых торговых точек, появлением новых игроков, расширением сетевых форматов, переделом рынка. Такая ситуация повышает актуальность анализа конкурентной позиции, формирования и поддержки конкурентной устойчивости торгового предприятия как одного из условий выживания и развития в условиях жесткой конкуренции.

Вопросам анализа конкурентной позиции и конкурентной устойчивости предприятия посвящено большое количество работ как отечественных, так и зару-

© Е.А. Тумаков, 2019

бежных авторов, среди которых следует выделить А.Е. Путятина [1], С.В. Шарова-това [2], В.А. Малева [3], Н.В. Долбня [4], Е.В. Кулагину [5], В.А. Малышенко [6], Е.Д. Стрельцову [7] и др. Однако в современной экономической литературе в настоящее время отсутствует единый научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия, что обуславливает необходимость его разработки.

Целью статьи является предложение авторского научно-методического подхода к анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия и его апробация на примере нескольких торговых предприятий Донецкой Народной Республики.

В отношении анализа конкурентной устойчивости предприятия в современной экономической литературе авторами предлагаются различные системы показателей и существуют различные подходы к оценке конкурентной устойчивости как экономической категории. Анализ различных методик позволяет констатировать, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует единый научно-методический подход к анализу конкурентной устойчивости предприятия.

При этом большинство авторов предлагают оценивать конкурентную устойчивость предприятия как комплексную характеристику. В частности, А.Е. Путятин выделяет в составе конкурентной устойчивости экономическую, финансовую и рыночную устойчивость предприятия [1]; С.В. Шароватов и М.Н. Черкасов рассматривают конкурентную устойчивость как устойчивость экономического развития и рыночную устойчивость [2, с. 179]; В.А. Малев выделяет производственную, воспроизводственную и сбытовую устойчивость [3, с. 12].

Н.В. Долбня и А.В. Лебедева акцентируют внимание на устойчивости портфеля продаж, валовой прибыли и

рентабельности предприятия при оценке его конкурентной устойчивости [4, с. 197]; Е.В. Кулагина определяет отдельно показатели устойчивости финансового, технологического и социального развития предприятия [5, с. 214]; В.А. Малышенко и К.А. Малышенко выделяют стратегическую и финансовую устойчивость [6, с. 10]; Е.Д. Стрельцова, А.И. Бородин и Е.В. Катков предлагают анализировать экономическую, социальную и экологическую устойчивость в составе конкурентной устойчивости предприятия [7, с. 99].

Однако объединение большого количества разнородных показателей, отражающих абсолютно различные аспекты деятельности предприятия в интегральную оценку конкурентной устойчивости, является достаточно дискуссионным, поскольку приводит к появлению большого количества трудно регулируемых факторов и степеней свободы, в результате чего сделать однозначный вывод о степени конкурентной устойчивости и предложить мероприятия по ее улучшению на основании такой системы показателей не представляется возможным.

Помимо этого, очевидно, что все показатели оценки конкурентной устойчивости предприятия должны быть взаимосвязаны и отражать возможные изменения конкурентной позиции и степень влияния на конкурентную ситуацию, а взаимосвязь, например, показателей финансовой устойчивости и состояния конкуренции слабо прослеживается.

Являются дискуссионными также и предложения некоторых авторов использовать для оценки конкурентной устойчивости только качественный подход, матричные методы, поскольку для обоснования границ изменения необходимо ее количественное выражение; нецелесообразно также использовать классическую сбалансированную систему показателей, как предлагают Е.И. Кендюх, Н.Н. Цуг-

ленок [8, с.20], поскольку туда не включены конкуренты, использовать только методы экспертной оценки, поскольку данные методы субъективны.

Дискуссионным также является использование для оценки конкурентной устойчивости сложных математических моделей, предлагаемых Е.Д. Стрельцовой, А.И. Бородиным, Е.В. Катковым [7, с. 100], поскольку реальное их применение в деятельности торговых предприятий затруднено.

Безусловно, нельзя также отождествлять конкурентную устойчивость предприятия только с устойчивостью его рыночной позиции либо рассматривать при анализе конкурентной устойчивости только факторы внешней, как и только факторы внутренней среды предприятия, как это предлагается Д.В. Галумяном [9, с. 78].

Носят дискуссионный характер утверждения А.А. Жамойды о том, что решающим фактором конкуренции, конкурентоспособности и конкурентной устойчивости предприятия является ассортимент его продукции [10, с. 65], и В. Су-лейманова о том, что оценивать и анализировать необходимо, прежде всего, товарный портфель предприятия или потоковые процессы [11, с. 307].

Дискуссионным также является определение конкурентной устойчивости предприятия на основе расчета конкурентного давления, определяемого через соотношение максимально возможной и реальной рыночных долей предприятия, как предлагают А.А. Бакунов и Е.Н. Смирнов. [12, с. 63], поскольку, во-первых, определение максимально возможной рыночной доли является в условиях жесткой конкуренции достаточно сложной задачей с сомнительным результатом, во-вторых, такой подход полностью ориентирован на анализ только внешних по отношению к предприятию факторов.

С другой стороны, следует полностью согласиться со многими авторами в том, что, во-первых, конкурентную устойчивость предприятия следует анализировать не только в статичном, но и в динамичном аспекте, во-вторых, целесообразно использовать именно комплексный анализ, учитывающий разные факторы, влияющие на конкурентную устойчивость, в-третьих, необходима разработка критериев для определения уровня конкурентной устойчивости предприятия. Поскольку конкурентная устойчивость определена как комплексная характеристика, которая отражает способность предприятия создавать и поддерживать его конкурентные позиции на целевых рынках, позволяющие выживать и достигать стратегических целей вопреки действиям конкурентов, в основе предлагаемого научно-методического подхода должны лежать следующие положения:

Во-первых, анализировать конкурентную устойчивость следует именно как комплексную характеристику, определяющую устойчивость конкурентной позиции предприятия на целевом рынке;

Во-вторых, при анализе конкурентной устойчивости должны учитываться не только рыночная доля предприятия, но и другие факторы.

В-третьих, в кризисных условиях при оценке конкурентной устойчивости должна учитываться кризисная составляющая, определяющая влияние внешних условий на конкуренцию в отрасли и влияние факторов конкуренции в отрасли на конкурентную позицию предприятия. Сведения для определения кризисной составляющей содержатся в предложенном паспорте конкурентной позиции предприятия.

В-четвертых, при оценке конкурентной устойчивости предприятия необходимо учитывать конкурентную активность предприятия, определяющую его способность вести конкурентную борьбу

и реализовывать конкурентные стратегии на целевых рынках.

В-пятых, на конкурентную устойчивость предприятия в динамике влияют стратегические намерения конкурентов, характер влияния конкурентов на предприятие и характер реакции на действия конкурента, которые также должны быть учтены в процессе анализа.

Исходя из перечисленных положений, содержащих основные требования к разрабатываемому научно-методическому подходу, комплексный анализ конкурентной устойчивости торгового предприятия должен быть основан на определении следующих основных критериев конкурентной устойчивости: внешняя кризисная устойчивость предприятия, учитывающая устойчивость к влиянию внешних условий на конкуренцию в отрасли и устойчивость к влиянию факторов конкуренции в отрасли; рыночная устойчивость предприятия, характеризующая устойчивость предприятия по отношению к лидеру, прямым и непрямым конкурентам; устойчивость к конкурентной активности, учитывающая динамику изменения конкурентной позиции предприятия и его конкурентов за последние три года; устойчивость к конкурентному поведению, учитывающая стратегические намерения конкурентов, характер влияния

конкурентов на предприятие и характер реакции на действия конкурента.

Все перечисленные критерии должны определяться в виде коэффициентов, имеющих положительное значение и стремящихся к максимуму. Тогда конкурентную устойчивость предприятия предлагается определять по формуле:

КУ = Ккрув уКУрКуаКуп,

(1) устойчи-

где: КУ- конкурентная вость предприятия;

Ккрув - коэффициент внешней кризисной устойчивости;

Кур - коэффициент рыночной устойчивости предприятия;

Куа - коэффициент устойчивости к конкурентной активности;

Куп - коэффициент устойчивости к поведению конкурентов.

Коэффициент внешней кризисной устойчивости Ккрув для всех исследуемых предприятий является константой.

Для его определения необходимо учесть два фактора - устойчивость к влиянию внешних условий на конкуренцию в отрасли и устойчивость к влиянию факторов конкуренции в отрасли.

Результаты количественного расчета представлены в табл. 1, качественный анализ на основе предложенных шкал - в табл. 2.

Таблица 1

Результаты расчета конкурентной устойчивости исследуемых предприятий (составлено автором)

Предприятие Рыночная устойчивость Кур Устойчивость к конкурентной активности Куа Устойчивость к поведению конкурентов Куп Конкурентная устойчивость КУ

ООО "Галактика" 0,86 0,39 0,64 0,32

ООО "Ситистрой" 0,47 0,43 0,64 0,27

ООО "Омегаплюс" 1,15 0,41 0,82 0,40

ООО "Юз Авто Дон" 0,97 0,48 1,46 0,47

ООО "Гринтермо" 0,94 0,36 1,24 0,40

ООО "Омега" 1,21 0,40 1,39 0,48

ООО "Доневропродукт" 0,80 1,33 0,82 0,52

ООО "Укрдизайн" 0,44 0,95 1,24 0,44

ООО "Свет Востока" 0,61 0,72 0,82 0,39

Таблица 2

Качественный анализ конкурентной устойчивости исследуемых предприятий (составлено автором)

Предприятие Рыночная устойчивость Устойчивость к конкурентной активности Устойчивость к поведению конкурентов Конкурентная устойчивость

ООО "Галактика" средняя низкая средняя средняя

ООО "Ситистрой" низкая низкая средняя низкая

ООО "Омегаплюс" высокая низкая средняя средняя

ООО "Юз Авто Дон" средняя средняя высокая средняя

ООО "Гринтермо" средняя низкая высокая средняя

ООО "Омега" высокая средняя высокая высокая

ООО "Доневропродукт" средняя высокая высокая высокая

ООО "Укрдизайн" средняя средняя высокая средняя

ООО "Свет Востока" средняя средняя средняя средняя

Выводы.

Таким образом, предложен новый научно-методический подход к комплексному анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия (рис. 2). Данный авторский подход, в отличие от существующих, предполагает расчет:

внешней кризисной устойчивости к влиянию внешних условий на конкуренцию в отрасли и влиянию факторов конкуренции в отрасли на конкурентную позицию предприятия;

рыночной устойчивости торгового предприятия по отношению к лидеру рынка, по отношению к прямым конкурентам и по отношению к непрямым конкурентам; устойчивости предприятия к конкурентной активности, которая учитывает направление изменения рыночной позиции, размер изменения рыночной позиции предприятия за период и скорость изменения рыночной позиции предприятия за период;

устойчивости торгового предприятия к поведению конкурентов, которая учитывает стратегические намерения конкурентов, характер влияния конкурентов на предприятие и характер реакции предприятия на действия конкурента.

Предложенный научно-методический подход позволяет комплексно

проанализировать конкурентную устойчивость торгового предприятия с учетом как количественной, так и качественной оценки всех факторов, оказывающих влияние на конкурентную позицию предприятия. Среди направлений дальнейших исследований целесообразно определить разработку механизма стратегического планирования конкурентной устойчивости торгового предприятия с использованием результатов ее комплексного анализа.

Список использованной литературы

1. Путятин, А.Е. Методика определения и анализа конкурентной устойчивости предприятия [Электронный ресурс] /

A.Е. Путятин. - URL: http://www.maop. vorstu.ru/putyanin.html

2. Шароватов, С.В. Использование концепции конкурентной устойчивости предприятия в преодолении кризисных явлений / С.В. Шароватов, М.Н. Черкасов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 34. -С. 175-180.

3. Малев, В.А. Обеспечение организационно-функциональной устойчивости предприятия в конкурентной среде: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 /

B.А. Малев. - Челябинск, 2007. - 22 с.

Паспорт конкурентной позиции и стратегический конкурентный паспорт предприятия

Количественная и качественная оценка и анализ конкурентной устойчивости предприятия

КУ = Ккрув у Кур Куа Куп

Рис. 2. Комплексный научно-методический подход к анализу конкурентной устойчивости торгового предприятия (авторская разработка)

4. Долбня, Н.В. Методика расчета и анализа конкурентной устойчивости предприятия / Н.В. Долбня, А.В. Лебедева // Вестник КСЭИ. - 2015. - № 2 (66). -С. 192-199.

5. Кулагина, Е.В. Повышение устойчивости предприятия в условиях конкурентной среды / Е.В. Кулагина // Вестник АГТУ. - 2007. - № 3 (38). - С.212-216.

6. Малышенко, В.А. Концепция целевой финансово-стратегической устойчивости как системное единение методов фундаментального анализа стратегического развития предприятий / В.А. Малы-шенко, К.А. Малышенко // Экономическая теория. - 2017. - № 4. - С. 4-20.

7. Стрельцова, Е.Д. Инструментарий стратегического управления устойчивым развитием промышленного предприятия / Е.Д. Стрельцова, А.И. Бородин, Е.В. Катков // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 98-102.

8. Кендюх, Е.И. Современные концепции конкурентоспособности / Е.И. Кендюх, Н.Н. Цугленок // Вестник КрасГАУ. - 2012. - № 1. - С. 19-23.

9. Галумян, Д.В. Концепция анализа и оценки конкурентоспособности предприятия / Д.В. Галумян // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2004. -№ 12. - С. 77-78.

10. Жамойда, А.А. Концепция конкурентоспособности предприятия / А.А. Жамойда // Экономика промышленности. - 2008. - Т. 40. - № 1. - С. 59-66.

11. Сулейманов, В. Конкуренция и конкурентоспособность - теоретические основы и концепции / В. Сулейманов // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 2. - С. 304-307.

12. Бакунов, А.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью торгового предприятия: монография / А.А. Бакунов, Е.Н. Смирнов. - Донецк: ДонНУЭТ, 2012. - 208 с.

Статья поступила в редакцию 17.01.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.