МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ЛОКАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
В. А. ЧЕРКАСОВ, Е. А. ЮРИНА
В статье проводится анализ локального продовольственного рынка на основе выделения типов локальных рынков, критерием которых является взаимозависимости между основными рыночными параметрами: производством, потреблением и ценой.
Ключевые слова: локальный продовольственный рынок, типы локальных рынков, математические модели.
Развитие продовольственного рынка России определяется специализацией регионов на развитии определенных локальных рынков, при которой происходит наиболее эффективное перераспределение ресурсов. Поэтому большое значение в регулировании развитии локального продовольственного рынка имеет комплексный подход к решению проблем продовольственного рынка со стороны органов управления как регионального, так и федерального уровня.
Необходимость государственного регулирования продовольственного рынка обосновывается следующими группами причин:
1. Политические. Продовольственный рынок занимает важное положение в жизни общества и государства.
2. Социальные. Эти причины, прежде всего, связаны с работниками сельского хозяйства, как части продовольственного рынка.
3. Специфические особенности сельскохозяйственного производства. Производство продуктов питания связано с природно-климатическими условиями, биологическими циклами, что приводит к неравномерности производства, сезонным изменениям цен, большим риском для производителей.
4. Экономические. Сельскохозяйственные производители менее организованы, чем предприятия по переработки продуктов питания, часто объединенные в крупные концерны. В связи с чем, сельскохозяйственные производители испытывают давление цен со стороны предприятий из смежных отраслей агропродовольственного комплекса.
В зависимости от сложившихся условий государство строит свою стратегию развития, инструментом в реализации которой является экономическая политика.
Низкая конкурентоспособность отечественных сельхозпредприятий сложилась в результате следующих условий хозяйствования:
1. Наличие монополий в ряде ресурсообра-зующих отраслях.
2. Изношенность технико-технологической базы продовольственного комплекса.
3. Опережающие тепы роста цен на горючесмазочные материалы относительно цен на сельскохозяйственную продукцию.
4. Неразвитость межхозяйственных форм связей.
5. Отсутствие информационно-консультативных работ с сельхозпроизводителями.
Также на конкурентоспособность отечественных сельхозпроизводителей сильное воздействие оказывает разница природно-климатических условий России и других стран.
Улучшить экономические условия деятельности сельхозпредприятий возможно при обеспечении стабильности на продовольственном рынке при поддержании государственными органами спроса и предложения, оказании помощи отечественным сельхозпроизводителям, предоставлении возможностей предприятиям к воспроизводству.
Учитывая сложившиеся условия хозяйствования, целями государственного регулирования развитием продовольственного рынка являются: обеспечение населения продуктами питания в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления; формирование оптимальной структуры отраслей агропромышленного производства; формирование эффективных рыночных отношений.
Для поддержания развития рынка продовольствия в механизм по его регулированию должны войти следующие взаимосвязанные рычаги:
1. Система ценовой и кредитной политики, которая предусматривает поддержку доходов товаропроизводителей, стимулирование отечественного производства и снижение воздействия монополии промышленности, поставляющей материально-технические ресурсы селу.
2. Развитие маркетинга и формирование эффективных форм оптовой и розничной торговли на потребительском рынке.
3. Расширение и развитие рыночных структур и эффективных рыночных отношений.
4. Снижение роли бартера и других нерыночных отношений между контрагентами.
5. Государственное регулирование рыночных отношений и создание эффективной законодательной базы [2].
К задачам государственных органов на федеральном уровне относятся:
- определение целей и задач развития продовольственного рынка страны, мер воздействия по достижению поставленных целей;
прогнозирование соотношения потребления основных продуктов питания населением и емкости продовольственного рынка;
- подготовка и осуществление целевых программ развития продовольственного комплекса на федеральном уровне;
- создание эффективного межрегионального взаимодействия по развитию продовольственного рынка;
- проведение государственного воздействия на рыночные отношения посредством таможенно-тарифного регулирования, налоговой политики, кредитных операций;
- укрепление и развитие ресурсных возможностей, необходимых для эффективной деятельности продовольственного комплекса страны;
обеспечение продовольственной безопасности страны.
Основные задачи государственных органов на региональном уровне:
- подготовка и осуществление региональных целевых программ по развитию продовольственного рынка;
- подготовка и осуществление моделей преобразования и функционирования продовольственного рынка на региональном уровне;
- управление воздействием на производство продукции сельскохозяйственной отрасли и создание производственных фондов регионального уровня;
- развитие инфраструктуры, необходимой для эффективного распределения товаропотоков,
и регулирование реализацией продукции сельскохозяйственной отрасли;
поддержка в подготовке квалифицированных специалистов и в усовершенствовании технологий на производстве.
Основные задачи государственных органов на муниципальном уровне:
участие в осуществлении федеральных и региональных целевых программ развития продовольственного рынка;
- привлечение средств организаций с различной формой собственности (как государственных, так и негосударственных) для улучшения функционирования продовольственного рынка;
- поддержка сельхозпроизводителям в реализации их продукции на продовольственном рынке;
осуществление контроля за использованием производственных и научно-технических ресурсов для достижения наибольших положительных результатов при производстве и реализации продуктов питания;
предоставление сельскохозяйственным производителям информационно-консультативных услуг при реализации их продукции.
Способы регулирования продовольственного комплекса можно свести к двум подходам. Один из них представляет собой поддержание равновесия между спросом и предложением, то есть стабилизации цен, объема предложения, доходов населения.
Другой подход состоит в реализации целевых программ, направленных на обеспечение населения продуктами питания, на основе средне - и долгосрочного прогнозирования процессов, возникающих на продовольственном рынке.
В частности, Л. И. Ушвицкий и Я. В. Собонь указывают на то, что одно из направлений действия государственных органов связано с тем, чтобы в периоды ухудшения состояния с продовольственным обеспечением стимулировать спрос на продукцию, увеличивать инвестиции, в том числе и иностранные, в производство, оптимизировать видовую структуру региональных продовольственных комплекса, исходя из сложившейся специализации, природных условий региона, качества почв, особенностей сельскохозяйственных зон и т. д. Эти и другие мероприятия призваны увеличить объем производимых продовольственных товаров и, следовательно, рост их предложения на рынке. Напротив, в периоды, когда наблюдается оживление, появляются тенденции превышения предложения над спросом или уже наступило перепроизводство продуктов питания, действие ре-
гулирующих механизмов должно быть направлено на сокращение объемов производства тех видов, которые в данный момент предлагаются на рынке в достаточном количестве [4].
Так как предложение и спрос постоянно изменяются, то, по мнению Л. И. Ушвицкого и Я. В. Собонь, регулирующие механизмы и механизмы саморегуляции должны функционировать непрерывно. При этом те же исследователи считают важным определить оптимальную величину воздействий и их соотношение.
К мерам по стабилизации продовольственного рынка относятся таможенно-тарифная политика, мониторинги сырья для производства продуктов питания, продуктов питания на складах предприятий производства, переработки и торговли продуктами питания, а также мониторинг цен на эти продукты. Таможенно-тарифная политика должна строиться государственными органами на основе потребностей населения в продуктах питания с учетом соотношения уровней цен на продукты питания и сырье, необходимое для его производства, на продовольственном рынке страны и продовольственных рынках других стран.
Помимо проведения активной таможенно-тарифной политики защите интересов отечественных сельхозпроизводителей также будет способствовать поддержка со стороны органов государственной власти в развитии различных объединений сельскохозяйственных производителей.
Перечисленные меры по стабилизации продовольственного рынка помогут в обеспечении населения необходимыми продуктами питания, в стабилизации уровня производства продуктов питания, росту налоговых поступлений от внутреннего производства.
Существование процессов, отрицательно влияющих на развитие продовольственного рынка России, требуют от государственных органов усиления их влияния на текущие рыночные процессы через контроль за производством и распределением продуктов питания и сырья, необходимого для его производства.
Регулирование государством цен на продовольственном рынке, как одно из направлений аграрной политики возможно через проведение товарных интервенций - закупки государством у сельхозпроизводителей произведенной ими продукции. Реализация государством данной продукции позволяет снизить цены на нее при резком росте цен, нивелируя таким образом действие отрицательных эффектов, возникающих на продовольственном рынке.
Необходимо учитывать, что государство должно заключать подобные договора с сельхозпроизводителями, участвующими в целевых программах по улучшению качества производства, снижению вредного воздействия на окружающую среду, обеспечивающих экономическую активность в регионе.
Выделяют следующие направления косвенного регулирования цен государством:
- поддержка внедрения в производство ресурсосберегающих технологий и подготовка квалифицированных специалистов;
законодательное обеспечение развития свободной конкуренции и контроль за его исполнением;
- привлечение инвестиций;
- проведение эффективной таможенно-тарифной политики, позволяющей избежать дефицита товаров и защитить собственное производство товаров первой необходимости.
При регулировании продовольственного рынка важно соблюдать баланс между спросом и предложением. Поэтому необходимо также поддерживать спрос на продукты питания.
Регулирование спроса на продукты питания государственными органами может осуществляться по следующим направлениям:
1) выделение средств малообеспеченным группам населения для приобретения ими различных видов продуктов питания;
2) фиксация коридоров закупочных и розничных цен на продукты питания;
3) регулирование ввозом и вывозом продуктов питания в зависимости от конъюнктуры на продовольственном рынке.
4) организация фонда потребления с перечислением в него налогов от сверхприбылей;
5) определение уровня сверхприбыли.
Существуют следующие методы фиксации
цен на продукты питания и сырье, необходимое для их производства:
- установление цен на предельных уровнях (предельной высокой и предельно низкой цен) в целях избежания спекуляций на отдельные виды товаров;
установление коридора цен, в пределах которого цена может изменяться;
- установление коэффициентов увеличения розничной цены относительно закупочной;
градация налога на добавленную стоимость на продукты питания в зависимости от необходимости их потребления населением;
- лицензирование торговой деятельности;
- компенсация денежных средств торговым предприятиям при фиксации цен на определенные
виды продуктов питания, то есть субсидирование государством покупок населением.
Регулирование продовольственного рынка с помощью целевых программ (прежде всего, региональных программ) имеет ряд преимуществ перед централизованным управлением, так как региональные продовольственные рынки имеют разные условия развития, как в целом, так и по отдельным производственным отраслям. Поэтому в настоящее время наибольший интерес для исследования представляют целевые программы. Целевые программы, разработанные региональными органами власти, должны быть основаны на преимуществах региона и его потребностях и предполагать ответственность региональных органов, реализующих данные программы.
По мнению П. Т. Бурдукова и P. З. Саетга-лиева в целевой программе должны предусматриваться мероприятия по созданию определенного уровня предложения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, мероприятия по созданию рыночной инфраструктуры, по поддержанию достаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, уровня гарантированных цен, решение экологических проблем и другие мероприятия, проведение которых необходимо для организации нормального функционирования продовольственного рынка. В программе предусматриваются объемы государственного бюджетного финансирования, а также различные льготы и стимулы, предоставляемые участникам программы [1].
Важное место в региональных целевых программах должна занимать программа развития локального продовольственного рынка, предполагающая эффективное использование ресурсов региона при производстве продуктов питания и повышение физического и экономического доступа населения к продуктам питания.
Эффективное использование ресурсов (земельных, трудовых, финансовых) региона означает поддержку со стороны государственных структур приоритетным отраслям производства, которые определяют специализацию региона. На базе развития инфраструктуры приоритетных локальных рынков стало бы возможным развитие остальных локальных рынков.
Привлечение участников рыночных отношений к участию в целевой программе возможно с помощью налогообложения, предоставления различных льгот, наложения санкций.
В снижении влияния действия отрицательных эффектов на рыночные процессы большую роль играет разветвленная система регулирования с обратной связью.
Существенную помощь государству могут оказать отраслевые союзы при выполнении им следующих функций:
- координационная деятельность по отношению к предприятиям отрасли;
разработка и реализация ценовой политики в отрасли;
- взаимодействие с государством и рыночными структурами по вопросам господдержки товаропроизводителей и регулирования рынка;
- участие в реализации государственной программы регулирования продовольственного рынка [2].
Для обеспечения доходности сельхозпредприятий и экономической доступности продуктов питания населению необходимы фиксация предельных цен на продукты питания и сырье, необходимого для их производства.
Недостаточное бюджетное финансирование по данному направлению регулирования продовольственного рынка России привели к ухудшению бытовых условий на селе, снижению производительности труда, моральному износу технологий производства.
Поэтому в настоящее время возникла необходимость в направлении основных финансовых средств по целевым программам по воспроизводству сельскохозяйственной продукции, рациональному использованию ресурсов продовольственного комплекса, укреплению генетического фонда в животноводстве.
Финансовая поддержка может идти по следующим направлениям:
1) бюджетные ассигнования на целевые комплексные программы;
2) финансирование капитальных вложений;
3) дотации на продукцию и материально-технические ресурсы;
4) ассигнования на страхование;
5) частичная компенсация по ссудам банков [1].
Бюджетных средств недостаточно для успешного финансирования целевых программ по развитию продовольственного рынка, поэтому следует чаще использовать внебюджетные фонды.
Значительным источником формирования внебюджетных фондов мог бы стать продовольственный фонд, формирующийся из сверхприбыли розничных сетей.
Высокие ставки на страхование и отсутствие инвестирования делают невозможным участие сельхозпредприятий в страховании. Поэтому следует создать систему страхования с государственным участием в ней.
Создание федеральной программы о регулировании цен в сельском хозяйстве позволило бы
урегулировать рыночные отношения в производстве и перераспределении продуктов питания, тем самым стабилизировав продовольственный рынок. Эффективная ценовая политика позволит, в частности, увеличить доходы сельхозпредприятий, устанавливая для них более выгодные цены на производимую продукцию.
Необходимо отметить, что в настоящее время правительство Российской Федерации проводит активную политику в области обеспечения стабильности продовольственного рынка страны. Основные направления данной политики проводятся в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [3].
Основные средства, выделяемые из федерального и региональных бюджетов с привлечением внебюджетных источников, направлялись на модернизацию производства, реструктуризацию долгов сельхозпроизводителей, улучшению условий проживания для сельских жителей.
В национальном докладе о ходе реализации программы в 2011 г. отмечено: «В то же время сложившийся уровень государственной поддержки социального развития села не отвечает потребностям динамичного улучшения демографической ситуации на сельских территориях и обеспеченности АПК квалифицированными кадрами, способными к освоению инновационных технологий, затрудняет реализацию программных мер государственного содействия начинающим фермерам и развитию семейных животноводческих ферм, становление малого бизнеса в несельскохозяйственной сфере сельской экономики» [4].
Основными преградами для проведения программы стали недостаток финансовых средств сельхозпроизводителей и органов муниципального управления, высокие ставки по кредитованию
и страхованию, недостаток квалифицированных кадров.
Представленный нами механизм государственного регулирования продовольственного рынка позволит обеспечить население продуктами питания в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления, сформировать оптимальную структуру отраслей агропромышленного производства, сформировать эффективные рыночные отношения.
Литература
1. Бурдуков П. Т., Саетгалиев P. З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М., 1999. С. 135.
2. Нуралиев С. У. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития. Волгоград, 2003. С. 280.
3. О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»: национальный доклад. URL: http://dairynews.ru
4. Собонь Я. В., Ушвицкий Л. И. Методология анализа развития продовольственного комплекса // Вестник СевКавГТУ. Серия Экономика. 2003. № 1. С. 6-8.
* * *
MECHANISM OF DEVELOPMENT
REGULATION OF THE LOCAL FOOD MARKET
V. A. Cherkasov, Ye. A. Yurina
In article the mechanism of development regulation of the local food market is presented. Use of target regional programs on the basis of development of the priority local markets for increase in access of the population to food is offered.
Key words: local food market, regulation mechanism, priority local markets.