КОМПЛЕКС МЕР ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЛОКАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
ЧЕРКАСОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Целью исследования является разработка комплекса мер по регулированию локального продовольственного рынка. В статье обосновывается необходимость государственного регулирования рынка ввиду существования недостатков экономического механизма. Проводится анализ существующих способов регулирования продовольственных рынков, на базе которого выделены два основных подхода. Первый подход - поддержание равновесия между спросом и предложением, то есть стабилизация цен, объема предложения, доходов населения. Второй подход - реализация целевых программ, направленных на обеспечение населения продуктами питания, на основе средне- и долгосрочного прогнозирования процессов, возникающих на продовольственном рынке. В ходе исследования обозначены основные проблемы развития продовольственного рынка России и основные препятствия по реализации проводимой в настоящее время государственной политики в области развития продовольственного рынка. Также подчеркивается значимость развития локального продовольственного рынка на базе институтов регионального уровня в развитии продовольственного рынка страны. Учитывая существующие способы регулирования продовольственных рынков и основные проблемы развития продовольственного рынка России, автором был предложен комплекс мер по регулированию локального продовольственного рынка, реализацию которого необходимо осуществлять на основе программно-целевого подхода. Целями комплекса являются обеспечение населения продуктами питания в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления, формирование оптимальной структуры отраслей агропромышленного производства, формирование эффективных рыночных отношений. В данный комплекс должны войти целевые программы федерального и регионального уровня. Региональная целевая программа включает в себя: прогнозирование продовольственного обеспечения населения, выбор приоритетных отраслей АПК для стимулирования их развития, определение необходимого объема производства, стимулирование производства через льготы, дотации, налогообложение и выделение денежных средств предприятиям на частичную оплату их продукции при ее продаже розничным сетям. Комплексом предусмотрены меры регулирования, каналы финансового распределения и источники финансирования.
Ключевые слова государственное регулирование рынка, локальный продовольственный рынок, целевые программы.
Необходимость государственного регулирования рынка, в том числе продовольственного, определяется недостатками экономического механизма:
- наличие внешних или побочных эффектов;
- макроэкономическая нестабильность, ярко проявляющаяся в периоды смены экономических циклов (повышение уровня безработицы, снижение недогрузки на производственные мощности, инфляция);
- наличие неравных условий для участников торговых отношений в распределении ресурсов и доходов, следствием чего является ограничение конкуренции;
- проблема оптимального объема производства общественных благ, то есть соответствия предельных выгод всех потребителей общественных благ предельным общественным издержкам производства этих благ;
- неравномерное распределение информации межу участниками торговых отношений.
Наличие данных недостатков обуславливает необходимость в создании государственной экономической политики, которая могла бы уменьшить действие эффектов, возникающих от данных недостатков.
В зависимости от сложившихся условий государство строит свою стратегию развития, инструментом в реализации которой является экономическая политика. Способы регулирования продовольственного комплекса можно свести к двум подходам. Один из них представляет собой поддержание равновесия между спросом и предложением, то есть стабилизации цен, объема предложения, доходов населения. Другой подход состоит в реализации целевых программ, направленных на обеспечение населения продуктами питания, на основе средне- и
V .A. CHERKASOV
долгосрочного прогнозирования процессов, возникающих на продовольственном рынке.
К мерам по стабилизации продовольственного рынка относятся таможенно-тарифная политика, мониторинга сырья для производства продуктов питания, продуктов питания на складах предприятий производства, переработки и торговли продуктами питания, а также мониторинг цен на эти продукты. Помимо проведения активной таможенно-тарифной политики защите интересов отечественных сельхозпроизводителей также будет способствовать поддержка со стороны органов государственной власти в развитии различных объединений сельскохозяйственных производителей.
Система регулирования предложения продукции продовольственного рынка государственными органами должна преследовать следующие цели:
- обеспечение стабильных экономических и социальных условий для развития сельскохозяйственной сферы продовольственного рынка;
- формирование федеральных и региональных продовольственных фондов;
- обеспечение населения качественными продовольственными продуктами по социально приемлемым ценам;
- защита федерального и регионального рынков от разрушения со стороны внешнего рынка;
- интеграция рыночного пространства;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду [1].
Данные цели можно достичь, следуя направлениям государственного регулирования продовольственного рынка:
- выделение средств на научные разработки по усовершенствованию технико-технологического оснащения сельхозпредприятий;
- предоставление льгот предприятиям отраслей, которые входят в целевые программы по развитию продовольственного рынка;
- обеспечение в реализации продукции сельхозпредприятий;
- выделение средств сельхозпредприятиям для приобретения ими необходимых ресурсов для производства;
- регулирование цен на сырье;
- предоставление льгот по кредитованию и при налогообложении.
При регулировании продовольственного рынка важно соблюдать баланс между спросом и предложением. Поэтому необходимо также поддерживать спрос на продукты питания.
Регулирование спроса на продукты питания государственными органами может осуществляться по следующим направлениям:
- выделение средств малообеспеченным группам населения для приобретения ими различных видов продуктов питания;
- фиксация коридоров закупочных и розничных цен на продукты питания;
- регулирование ввозом и вывозом продуктов питания в зависимости от конъюнктуры на продовольственном рынке;
- организация фонда потребления с перечислением в него налогов от сверхприбылей;
- определение уровня сверхприбыли.
Перечисленные меры по стабилизации продовольственного рынка помогут в обеспечении населения необходимыми продуктами питания, в стабилизации уровня производства продуктов питания, росту налоговых поступлений от внутреннего производства.
Существование процессов, отрицательно влияющих на развитие продовольственного рынка России, требуют от государственных органов усиления их влияния на текущие рыночные процессы через контроль за производством и распределением продуктов питания и сырья, необходимого для его производства. Регулирование государством цен на продовольственном рынке, как одно из направлений аграрной политики, возможно через проведение товарных интервенций - закупки государством у сельхозпроизводителей произведенной ими продукции. Реализация государством данной продукции позволяет снизить цены на нее при резком росте цен, нивелируя таким образом действие отрицательных эффектов, возникающих на продовольственном рынке.
Необходимо учитывать, что государство должно заключать подобные договора с сельхозпроизводителями, участвующими в целевых программах по улучшению качества производства, снижению вредного воздействия на окружающую среду, обеспечивающих экономическую активность в регионе.
В связи с чем, государственные органы власти должны определить приоритеты целевых программ, направить централизованные субсидии на выполнение программ, вести контроль за их эффективным использованием и обеспечить соответствующими законодательными актами.
Для наращивания сельскохозяйственного производства и привлечения инвесторов необходимо ликвидировать налоги на прибыль сельхозпредприятий, направленную на расширение производства (обновление технико-технологической оснащенности предприятий, капитальные вложения).
Международная стандартизация качества продуктов питания, условий их производства и реализации позволяет решать проблемы обеспечения
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
населения продуктами питания, а именно, систематизация подходов к данному обеспечению в разных странах по объединению усилий в достижении общих целей (защита прав потребителей, развитие международной торговли).
Основной целью государства в проведении политики цен являются стабилизация доходов и темпов экономического развития.
Регулирование цен государством может осуществляться посредством административных, законодательных и судебных мер. К формам государственного регулирования относится наблюдение за ценами, которые ведут как статистические службы, так и общественные движения, политические партии. К задачам наблюдения за ценами относят измерение покупательской способности населения, зависимости роста цен от роста душевых доходов населения, издержек производства от изменения цен [2].
В настоящее время большая часть производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности обеспечивается импортируемым сырьем, так как сырье, производимое в России, часто оказывается неконкурентоспособным по сравнению с импортируемым, поддерживаемым государственными органами стран, из которых ввозится сырье.
Воздействие государственных органов на цены, создание условий для стабильного экономического роста помогут обеспечить экономическую и физическую доступность продуктов первой необходимости населению. Создание федеральной программы о регулировании цен в сельском хозяйстве позволило бы урегулировать рыночные отношения в производстве и перераспределении продуктов питания, тем самым стабилизировав продовольственный рынок. Эффективная ценовая политика позволит, в частности, увеличить доходы сельхозпредприятий, устанавливая для них более выгодные цены на производимую продукцию.
Необходимо отметить, что в настоящее время правительство Российской Федерации проводит активную политику в области обеспечения стабильности продовольственного рынка страны. Основные направления данной политики проводятся в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Основные средства, выделяемые из федерального и региональных бюджетов с привлечением внебюджетных источников, направлялись на модернизацию производства, реструктуризацию дол-
гов сельхозпроизводителей, улучшению условий проживания для сельских жителей.
Для снижения рисков в сельском хозяйстве в 2011 г. принят Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» с целью увеличения доступности к страхованию для сельхозпроизводителей [3].
Основными преградами для проведения программы, рассчитанной на 2008-2012 гг., стали недостаток финансовых средств сельхозпроизводителей и органов муниципального управления, высокие ставки по кредитованию и страхованию, недостаток квалифицированных кадров.
Важную роль в развитии продовольственного рынка играют и институты регионального уровня.
По мнению Э. Дж. Блейкли, местные сообщества должны использовать все свои ресурсы для формирования самообеспечивающейся системы, в том числе формирования новых институтов, создания альтернативных производств, повышения квалификации рабочей силы, поиска новых рынков, передачи знаний, создания новых фирм и предприятий [4]. Э. Дж. Блейкли также считает, что именно социальная и институциональная инфраструктура определяет экономическое развитие местной территории.
А. С. Новоселов указывает на то, что у региона, как совокупности отраслевых и локальных рынков, должна быть собственная стратегия развития [5].
Нужно согласиться с Р. И. Шнипером, который полагает, что к компетенции региона относится планирование, финансирование, кредитование, денежное обращение, подготовка и рациональное использование трудовых ресурсов и природного комплекса в соответствии с его специализацией, участием в территориальном распределении труда.
Важное место в региональных целевых программах должна занимать программа развития локального продовольственного рынка, предполагающая эффективное использование ресурсов региона при производстве продуктов питания и повышение физического и экономического доступа населения к продуктам питания.
Эффективное использование ресурсов (земельных, трудовых, финансовых) региона означает поддержку со стороны государственных структур приоритетным отраслям производства, которые определяют специализацию региона [6]. На базе развития инфраструктуры приоритетных локальных рынков стало бы возможным развитие остальных локальных рынков.
V А. CHERKASOV
Неэффективность работы сельхозпредприятий обусловлено следующими экономическими условиями: отсутствие сильных экономических связей между предприятиями агропромышленного ком-
плекса, сезонность производства, отсутствие развитых услуг страхования, материально-техническая изношенность, резкие колебания спроса и предложения [7].
Цели: обеспечение населения продуктами питания в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления; формирование оптимальной структуры отраслей агропромышленного производства; формирование
эффективных рыночных отношений
Задачи: поддержание соответствия между спросом и предложением; стимулирование спроса и предложения; бесперебойное обеспечение населения основными видами продуктов питания
Меры регулирования
мониторинги сырьевых запасов, продуктов на предприятиях переработки и предприятиях торговли
ограничение торговых наценок относительно первоначальной отпускной цены производителя продукции на социально-значимые продукты питания
проведение закупочных и товарных интервенций мониторинг цен на продукты питания способствование созданию отраслевых союзов и ассоциаций
Целевые программы
Региональные целевые программы
Федеральные целевые программы
Программа регулирования локального продовольственного рынка
Прогнозирование продовольственного обеспечения населения Выбор приоритетных отраслей АПК для стимулирования их развития Определение необходимого объема производства
Стимулирование производства через льготы, дотации, налогообложение
Выделение денежных средств предприятиям на частичную оплату их продукции при ее продаже розничным се-
Каналы финансового распределения
бюджетные ассигнования на целевые комплексные программы
ассигнования на страхование
дотации на продукцию и материально-технические ресурсы
частичная компенсация по ссудам банков
финансирование капитальных вложений
Бюджетные финансовые средства Внебюджетные финансовые средства
Привлеченные инвестиции Продовольственный фонд
Рис. 1. Комплекс мер государственного регулирования продовольственного рынка
Улучшить экономические условия деятельности сельхозпредприятий возможно при обеспече-
нии стабильности на продовольственном рынке при поддержании государственными органами
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
спроса и предложения, оказание помощи отечественным сельхозпроизводителям, предоставление возможностей предприятиям к воспроизводству.
На основе проведенного исследования продовольственного рынка и методов его регулирования нами был предложен комплекс мер по регулированию продовольственного рынка, изображенный на рисунке 1.
Литература
1. Бурдуков П. Т., Саетгалиев P. З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М., 1999.
2. Юрьев В. М., Радюкова Я. Ю., Чернова В. В. [и др.] Политическая экономика. Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики: монография / под науч. ред В. М. Юрьева. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. Т. 3.
3. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://consultant.ru
4. Blakely E. Planning Local Economic Development. Theory and Practice. SAGE Publications. 1994. P. 75.
5. Новоселов А. С. Методологические проблемы управления экономикой региона // Регион: экономика и социология: сб. науч. тр. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 2006. № 2. С.49-67.
6. Сутягин В. Ю., Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Со-
циально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3. С. 145-149.
7. Чепурова И. Ф. Маркетинг в области привлечения инвестиций // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 2 (060). С. 147-152.
References
1. Burdukov P. T., Sayetgaliyev P. Z. Rossiya v sisteme global'noj prodovol'stvennoj bezopasnosti. M., 1999.
2. Yur'yev V. M., Radyukova Ya. Yu., Chernova V. V. Politicheskaya ekonomika. Ekonomicheskiye interesy i oso-bennosti ikh realizatsii v razlichnykh sferakh sovremennoj ekonomiki: monografiya / pod nauch. red V. M. Yur'yeva. Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2009. T. 3.
3. Ofitsial'nyj sajt kompanii «Konsul'tant Plyus». URL: http://consultant.ru
4. Blakely E. Planning Local Economic Development. Theory and Practice. SAGE Publications. 1994. P. 75.
5. Novoselov А. S. Metodologicheskiye problemy upravleniya ekonomikoj regiona // Region: ekonomika i sotsiologiya: sb. nauch. tr. Novosibirsk: IEOPP SO RАN. 2006. № 2. S. 49-67.
6. Sutyagin V. Yu., Cherkashnev R. Yu. Sotsial'no-ekonomicheskaya politika razvitiya regiona-retsipiyenta: sushchnost', osobennosti razrabotki i realizatsii // Sotsi-al'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 3. S. 145-149.
7. Chepurova I. F. Marketing v oblasti privlecheniya investitsij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 2 (060). S. 147-152.
* * *
PACKAGE OF MEASURES ON REGULATION OF THE LOCAL FOOD MARKET
CHERKASOV VASILY ALEKSANDROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Research objective is a development of a package of measures on regulation of the local food market. In article author locates need of state regulation of the market in view of existence of shortcomings of the economic mechanism; carried out the analysis of the existing ways of regulation of food markets which bases on two main approaches. The first approach is maintenance of balance between supply and demand, that is stabilization of prices, volume of the offer, the income of the population. The second approach is implementation of target programs aimed at providing the population with food on the basis of average and long-term forecasting of processes arising at the food market. During research author designated main problems of development of the food market of Russia and main obstacles on realization of the state policy pursued now in the field of development of the food market; also emphasized the importance of development of the local food market on the basis of institutes of regional level in development of the food market of the country. Considering the existing ways of regulation of food markets and main problems of development of the food market of Russia, the author offered a package of measures on regulation of the local food market which realization needs to be enabled on the basis of program and target approach. Purposes of a complex are providing the population with food according to the recommended norms of consumption, formation of optimum structure of branches of agro-industrial production, formation of effective market relations. This complex has to include target programs of federal and regional level. The regional target program includes: forecasting of food supply of the population, choice of priority branches of agrarian and industrial complex for stimulation of their development, determination of necessary output, stimulation of production through privileges, grants, the taxation and allocation of money to enterprises on partial payment of their production at its sale to retail networks. The complex provided regulation measures, channels of financial distribution and sources of financing.
Key words: state regulation of market, local food market, target programs.
V .A. CHERKASOV