О РОЛИ И МЕСТЕ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА В. Н. Ходыревская, В. С. Кривошлыков
Аннотация. В настоящей статье показаны роль и значение локальных рынков в обеспечении эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, а также состояние локального рынка как многомерного явления, аккумулирующего воздействие многих факторов.
Ключевые слова: региональный рынок, локальный рынок, рыночная среда региона, факторы регионального предложения, методы воздействия на локальный рынок, факторы формирования и развития локального рынка.
К числу наиболее существенных причин, оказавших значительное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических преобразований в стране, несомненно, агносится и явная недооценка территориального (регионального) фактора.
Переход Российской Федерации к устойчивому развитию окажется возможным тогда, когда будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона.
В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, грудового и научного потенциала; удовлетворению разносто-
Информация об авторах
Ходыревская Валентина Николаевна- доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Курского государственного университета, тел 8(4712)510883, e-mail: [email protected].
Кривошлыков Владимир Сергеевич- аспирант кафедры менеджмента Курского государственного университета, тел. 89045211979.
ронних потребностей населения, поддержанию эффекгивного функционирования хозяйственного комплекса государства.
Именно поэтому возникла необходимость более глубокого изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии.
По мнению ряда ученых [1], в новых экономических условиях региональный рынок — это доминирующая организационная форма хозяйственного развития региона, а в ее основе — территориальный производственный комплекс, и в организованной экономике рынок является прежде всего стимулирующим фактором целенаправленного и устойчивого развития производства.
В целом же ключевые моменты функционирования регионального рынка, по нашему мнению, связаны с локальным рынком, который является частью общего регионального рынка. По своей экономической сущности локальный рынок - эго совокупность высоколо-кализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Одним из структурных элементов, образующих локальный рынок, является рынок сельский. Сельские рынки характеризуются относительно устойчивым составом продавцов сельскохозяйственной продукции, легким доступом на рынок. Увеличение предложения на
многие сельскохозяйственные продукты относительно спроса формирует устойчивую тенденцию к падению доходов работников сельского хозяйства, в том числе в части зарплаты. Кроме того, в сельском хозяйстве, в отличие от других отраслей, практически невозможно обеспечить рыночный контроль над производством, так как его объемы во многом зависят от погодных условий. Сельский рынок позволяет местным сельхозпроизводителям сбывать свою продукцию за приемлемую для себя цену (так как отсутствуют перекупщики), а горожанам -покупать свежее мясо, овощи дешевле, чем в больших магазинах. Так, например, в Курской области на протяжении ряда лет наблюдается рост реализации товаров на сельских рынках (таблица 1). Как видно по данным таблицы, незначительное снижение, на 8.6%, произошло только в 2007 году по отношению к 2006 году. Та же тенденция наблюдается в Белгородской и Воронежской областях. А вот в Липецкой и Тамбовской областях за этот же период произошло снижение в реализации товаров на 8,8% и 3,2% соответственно.
Изучение литературы позволило выявить два подхода к созданию сельских рынков: либо путем предоставления места для продажи сельхозпродукции на территории городского рынка, либо путем кооперации сельхозпроизводителей.
Важно отметить, что локальные рынки могут существовать как при лимитнораспределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управле-
ния. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
Во втором случае с переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и прочее.
Четкое определение развитости локального рынка, его эффективного функционирования связано с изучением спроса, тенденций и закономерностей развития. Изучение литературы позволило выявить по меньшей мере несколько существенных характеристик: общий объем спроса и объем спроса на отдельные группы и виды товаров; структура спроса одноименных товаров различных предприятий; сезонные колебания спроса по отдельным товарам и требования покупателей к качеству товаров.
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Для каждого вида локальных рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы то-варообразования.
Важнейшими факторами формирования емкости рынка, по нашему мнению, являются численность населения и его
Таблица 1- Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.) [2]
Области 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в процентах к 2006 г. (в сопоставимых ценах)
Белгородская область 1122 6215 7575 8893 10235 12636 14705 15698 17479 103,2
Воронежская область 1448 4953 6053 7327 8220 9093 10147 10467 12622 111,9
Курская область 806 3966 5988 7315 9448 12081 13940 14396 14374 91,4
Липецкая область 633 6225 7366 8562 9629 10860 11972 13558 13325 91,2
Тамбовская область 797 6273 7911 9477 10950 12369 13934 15323 16124 96,8
платежеспособный спрос на продовольственные и промышленные товары потребления и различные услуги. А прогноз тенденций регионального спроса, степени удовлетворения потребностей в товарах и услугах, связан со стабилизацией и оживлением экономики регионов на базе структурной перестройки, устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни. Неблагоприятная демографическая ситуация в России начнет, на наш взгляд, улучшаться с подъема производства и будет расширять потенциальную базу рыночного спроса.
О. А. Овчинникова указывает на то, что среди факторов рыночного предложения первостепенное значение имеют количество предлагаемых к продаже товарных ресурсов и цены на них. В результате порожденных производственными монополистами в прошлые годы сверхвысоких тарифов на перевозки и энергоносители возникла тенденция к ориентации производств, ранее обслуживавших общенациональный спрос, на местные рынки с ограниченным, сжатым спросом то есть к территориальному обособлению. В связи с низким спросом в настоящее время ограничено и предложение [3].
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса населения - суммы денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг, структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Существенное влияние на потребность в товарах и услугах оказывает и развитие организаций и учреждений непроизводственной сферы региона, которая также является потребителем товаров и услуг. Характерной чертой развития локального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости, под которой будем понимать возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен.
Локальные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. Все рын-
ки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
Механизм формирования и функционирования локального рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование локального рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на локальном рынке; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.
Обзор наиболее существенных характеристик локального рынка показывает, что локальный рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона - производство (предложение) - денежные доходы населения - реализация (торговля) - потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Однако в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, а система рынков только складывается, локальный рынок также только формируется.
Организационно-локальный рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на локальный рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица
Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем что регион - это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность. В России в качестве региональных правомерно, по нашему мнению, выделять следующие рынки: 1) экономического района, в
РФ в настоящее время их, как известно, одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центральночерноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область); 2) края, области, республики, округа (или их группы); 3) города; 4) района; 5) отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.
Также следует подчеркнуть, что, характеризуя место локального рынка в экономике региона, региональные регулирующие органы воздействуют на локальный рынок посредством ряда методов. К ним следует отнести:
- прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов;
- установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;
- снятие любого вида преград для конкретного ценообразования в немонополизирован-ных секторах экономики и другие.
Действительно, как мы видим, локальный рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Каждый из его участников имеет свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.
Далее следует отметить, что основными путями сбыта товаров на локальном рынке являются оптовая торговля, мелкооптовые торговцы и розничная торговля. Поэтому региональная политика в области сбыта товаров должна быть дополнена и стимулированием торговосбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.
Еще одно важное понятие, характеризующее локальный рынок, - состояние локального рынка, под которым мы будем понимать совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые действуют в конкретный период времени и связаны с соотношением спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденциями развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов,
объемов производства, структуры ввозимой продукции. Состояние рынка необходимо рассматривать как многомерное явление, аккумулирующее воздействие множества факторов. Наиболее значимыми для анализа и оценки локального рынка, по нашему мнению, являются следующие факторы: доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги; уровень платежеспособности; динамика производства товаров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа; характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и другие.
Наличие в регионе локального рынка сокращает количество уровней в действующих каналах распределения продукции за счет максимальной приближенности производителя продукции к её непосредственному потребителю. Формирование и развитие локального рынка в регионе связано с универсальными факторами, оказывающими влияние на рынки любого типа. Вместе с тем часть факторов может быть присуща только локальным рынкам для более полной их характеристики и точной идентификации. По мнению Э. Н. Кузьбожева, И. А. Козьевой, М. Г. Световцевой, к таким факторам можно отнести: хозяйственную специализацию региона; геополитическое положение региона; ёмкость регионального рынка; традиции производства и потребления; наличие межрегиональных связей; социально-экономические предпосылки; экономические риски (товарная диверсификация рынка) [4].
Следующим важным условием, определяющим роль и место локального рынка в экономике региона, является его товарная наполненность. Прежде всего она будет зависеть от специализации региона в народном хозяйстве, поскольку продукция именно местных производителей будет формировать предложение на локальном рынке. Причём для каждого экономического района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает регион в целостную систему. В свою очередь, региональное разделение труда в значительной степени зависит от геополитического положения субъекта Федерации. Из сказанного можно сделать вывод о том, что локальные рынки формируются под влиянием традиций производства и потребления тех или иных товаров (товарных групп).
Так, в настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка и развитие локальных рынков. Вместе с тем важнейшим условием функционирования и развития как регионального, так и локального рынка является установление устойчивых межрегиональных экономических связей. При этом роль локального рынка будет возрастать по мере реализации на нем товаров, имеющих стратегическое назначение.
Локальные рынки, основываясь на местном спросе и предложении и устанавливая межрегиональные торговые связи, формируют общерегиональный рынок, функциями которого являются обеспечение товарообмена в рамках всего региона и организация относительно равного доступа населения к товарам в соответствии с наличным платежеспособным спросом. Кроме того, на территории региона находится основная масса товаропроизводителей, являющаяся источником подавляющей части или даже всего предложения регионального рынка.
Важно учитывать, что в системном процессе товарообмена участвуют, с одной стороны, продавцы (предложение), а с другой - покупатели (платежеспособный спрос), являющиеся основными субъектами рынка. Системный процесс в данном случае - функционирование рынка, может происходить в режиме саморегулирования через систему обратной связи. В цепи обратной связи осуществляется сравнение фактического уровня удовлетворения платежеспособного спроса и возможного при данном уровне цен, доходов и потребностей. Если фактический уровень ниже возможного, то сигнал об этом через обратную связь поступает к предложению и далее через него к производству о необходимости увеличения предложения того или иного товара. Получив такой сигнал, товаропроизводители могут отреагировать двояко: либо увеличить производство, либо повысить цену и получить ту же самую выгоду. Повысить цену легче всего и желательнее для производителя. Принять другое решение он может
только под давлением конкуренции либо при ограничении роста цен, каким-то образом осуществляемом органом управления.
Таким образом, можно отметить, что локальные рынки оказывают значительное влияние на процесс социально-экономического развития страны. В новых экономических условиях региональный рынок — это доминирующая организационная форма хозяйственного развития региона. Ключевые моменты функционирования регионального рынка связаны с локальным рынком, который является частью общего регионального рынка. Для каждого вида локальных рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и фу 1 гкционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования. Локальные рынки можно объединить в систему представляющую собой совокупность рыночных образований различного топа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы.
Список использованных источников
1 Сухорукова, O.A. Регулирование рыночной конъюнктуры Курск, гос. техн. ун-т./ O.A. Сухорукова, С.А. Михайлова, Э. Н. Кузь-божев. - Курск, 2007. - 203 с.
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. -М., 2008. - 999 с.
3 Овчинникова, O.A. Формирование и организация эффективного функциоггирования и регулирования регионального мясного рынка (на примере Курской области): дис. ... канд. экономии. наук/ О.А. Овчинникова. - Курск, 2004.
4 Кузьбожев, Э.Н. Экономическая география и регионалистока (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил)/ Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева, М.Г. Световцева.- М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.