Научная статья на тему 'Государственное регулирование продовольственного рынка Кабардино-Балкарской республики в современных условиях хозяйствования'

Государственное регулирование продовольственного рынка Кабардино-Балкарской республики в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / ЦЕНА / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балаева С.И.

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования продовольственного рынка Кабардино-Балкарской Республики (КБР). Проведен анализ современного состояния продовольственного рынка региона. Выявлены проблемы его развития, предложены наиболее перспективные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балаева С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование продовольственного рынка Кабардино-Балкарской республики в современных условиях хозяйствования»

УДК 338.439:436.33 (470.64)

государственное регулирование продовольственного рынка кабардино-балкарской республики в современных условиях хозяйствования

с. и. балаева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и безопасности продовольственного сырья и товаров E-mail: Svetiana_balaeva @ mail. ru Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В. М. Кокова

В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования продовольственного рынка Кабардино-Балкарской Республики (КБР). Проведен анализ современного состояния продовольственного рынка региона. Выявлены проблемы его развития, предложены наиболее перспективные направления их решения.

Ключевые слова: рынок, государство, регулирование, товаропроизводитель, пищевые продукты, цена, рыночный механизм, торговля.

Проблема дисбаланса экономических интересов между товаропроизводителями и потребителями пищевых продуктов предопределяет объективную потребность разработки и внедрения новой концепции агропродовольственной политики Кабардино-Балкарской Республики, основанной на ответственности государственных органов власти за обеспечение продовольственного рынка сельскохозяйственным сырьем и пищевыми продуктами собственного производства.

Основная цель предлагаемой концепции должны быть ориентирована на создание новой организационно-экономической системы, реализация которой позволит обеспечить:

- эффективное функционирование продовольственного рынка республики;

- высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

- стабилизацию цен на сельскохозяйственное сырье, продукцию и пищевые продукты;

- защиту прав и интересов потребителей, проведение мониторинга продовольственного рынка;

- повышение конкурентоспособности пищевых продуктов, произведенных в регионе;

- поиск новых подходов для развития малого и среднего бизнеса;

- разработку качественных нормативно-правовых актов для совершенствования рыночных механизмов на продовольственном рынке;

- снижение регионального протекционизма;

- техническое перевооружение и стратегическое развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

- формирование достаточных стратегических продовольственных запасов в регионе.

Принципиально новая система должна оптимально сочетать методы регулирования рынка с рычагами рыночного механизма. Потребность в конкретизации форм и методов государственного регулирования применительно к условиям функционирования регионального продовольственного рынка Кабардино-Балкарской Республики позволила объединить их в три группы.

В первую группу включены меры административно-правового направления, оказывающие непосредственное влияние на формирование и развитие внутреннего рынка производства, распределения и потребления пищевых продуктов. Реализация указанных мер должна осуществляться государственными институтами на региональном и федеральном уровнях путем качественного изменения содержания существующих отраслевых, социальных, федеральных (региональных) целевых программ и принятия новых нормативно-законодательных актов, финансируемых за счет госбюджета. Важными законодательными актами в этом направлении в последние годы являются приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и принятые на его основе Федеральный закон от 29.12.2006 N° 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственные программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и 2013-2020 гг. [3, 4, 5]. В данных документах определена четкая аграрная политика государства, его готовность взять на себя обязательства по поддержке платежеспособности сельхозпроизводителей вплоть до пролонгации их кредитов, а также предоставлению им прямых дотаций и компенсаций за счет средств республиканского бюджета и страхования урожаев. Кроме того, в документе запланировано последовательное решение важнейших в целях развития сельского хозяйства республики задач:

• формирование многоукладной системы в сельском хозяйстве;

• проведение закупочных и товарных интервенций для стабилизации продовольственного рынка и регулирования рыночных цен;

• создание инфраструктуры РПР, т. е. условий распределения объемов финансирования расходов федерального бюджета, обеспечение мер по защите сельхозпроизводителей;

• расширение субсидирования сельхозпроизводителей;

• обновление основных фондов предприятий перерабатывающей промышленности;

• упразднение неэффективных дотаций, контроль за соблюдением разумности ставок по кредитам с их дальнейшим погашением за счет средств федерального бюджета;

• реализация механизма обеспечения долгосрочных инвестиционных кредитов сроком на

3-5 лет и увеличение субсидий в поддержку

инвестиционных кредитов и др.

Значимую роль в формировании продовольственного рынка республики сыграл механизм долгосрочного кредитования животноводства сроком до 8 лет и субсидирования товаропроизводителей при приобретении сельхозтехники, дизтоплива и других видов мер государственной поддержки. Следует отметить, что базовые меры по лицензированию и квотированию для регулирования продовольственного рынка ранее не применялись. По мнению специалистов, в рыночных условиях хозяйствования лицензирование как административная мера может быть использовано для регулирования продовольственного рынка с двух позиций: с одной стороны, для ограничения деятельности зарубежных товаропроизводителей на продовольственном рынке страны, а с другой - для регулирования сектора оптовой торговли. В обоих случаях лицензирование способствует упорядочению оптовых рынков продовольствия КБР, обеспечению прозрачности рынка продовольствия, борьбе с «теневым» сектором АПК, общий объем которого динамично растет из года в год.

Для укрепления внутреннего продовольственного рынка предлагается использовать квотирование в двух направлениях:

- во-первых, для квотирования импорта как количественное ограничение импортных продовольственных поставок на рынок страны и ее регионов;

- во-вторых, для квотирования производства продукции, сырья и пищевых продуктов.

Данная мера применяется не для ограничения, наоборот, для увеличения объемов собственного производства. Использование таможенных пошлин способствует регулированию цен на пищевые продукты. Квотирование производства выступает как гарант для получения сельхозпредприятиями прибыли и мерой для привлечения инвестиций.

особое внимание привлекает первое направление. Такой подход регулирования рынка (ограничение финансовой поддержки сельским товаропроизводителям) в условиях вступления России в ВТО противоречит теориям международной организации, нормам и правилам международной торговли [1]. В этой связи все решения по регулированию рынка должны приниматься с учетом приоритетности аграрной политики России и указанным критериям соглашения.

Вторая группа мер объединяет методы экономического направления. В перечень мер этой группы предлагается включить:

- бюджетную поддержку;

- ценовое регулирование;

- финансово-кредитный механизм и налоговую систему;

- сбытовую деятельность;

- тарифное и нетарифное регулирование экспорта и импорта пищевых продуктов;

- организацию биржевой торговли;

- использование складских сертификатов;

- создание страхового фонда;

- правовое регулирование.

Комплексный подход со стороны государства

должен обеспечить регулирование производства, переработки, потребления, реализации, денежных доходов населения и цен.

Среди экономических методов главным является регулирование производства. оно должно быть направлено прежде всего на развитие селекции и семеноводства, улучшение технико-технологического процесса производства, расширение площадей сельскохозяйственных угодий, предоставление товаропроизводителям прямых субсидий и компенсаций, льготного кредитования и налогообложения, поддержку лизинга и др.

основными адекватными мерами регулирования потребления являются финансовая помощь и поддержка незащищенных слоев населения республики в целях приобретения пищевых продуктов. Не менее значимыми мерами регулирования денежных доходов являются платежи, программы страхования и стабилизации доходов производителей [2].

Для регулирования цен на продовольственном рынке Кабардино-Балкарской Республики предлагается использовать:

- мониторинг цен;

- контроль уровня наценки во всех звеньях товарооборота;

- антимонопольное регулирование;

- еженедельные ярмарки выходного дня с продукцией местного производства;

- меры для снижения арендной платы на продовольственном рынке;

- контроль стоимости минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину.

Самая низкая стоимость минимального набора продуктов питания в 2012 г. (2 324,05 руб. в мес.) среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа отмечена в КБР. Эти цифры говорят о качестве исполнения руководством республики мер, обозна-

ченных в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В третью группу включены меры социального регулирования, характеризующие критерии адресной помощи.

В последние годы региональными органами власти проведена большая работа по совершенствованию механизма регулирования продовольственного рынка, которая четко проявилась в поддержке сельхозпроизводителей всех категорий. Так, в 2012 г. по распоряжению Правительства РФ для улучшения содержания животных в ОАО «Росагролизинг» сельхозтоваропроизводителями республики было приобретено свыше 260 ед. различной сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму 600 млн руб. с 50 %-ной скидкой от полной стоимости. Из них 110 ед. - это инновационная техника на сумму 63 млн руб.

По крупнейшему инвестиционному проекту в регионе построен завод чистых пищевых полимеров «эТАнА». Для предприятий малого и среднего бизнеса снижены налоги, сокращены административные барьеры, создан гарантийный фонд, основной задачей которого является предоставление предпринимателям поручительств, не имеющих достаточного собственного залогового обеспечения для получения банковского кредита. Региональными органами власти выработана единая кредитная политика банков республики, созданы новые и модернизированы существующие производства пищевой и перерабатывающей промышленности, в сельхозпроизводство внедрены инновационные зарубежные технологии (примером служит развитие интенсивного садоводства, овощеводства и виноградарство), предусматривающие технологическую цепочку - выращивание, хранение и переработку продукции.

Весьма важной мерой регулирования продовольственного рынка является изменение масштабов и форм государственной поддержки аграрного сектора экономики республики. Анализ продовольственного рынка КБР за последние годы показал, что постепенное увеличение форм поддержки сельского хозяйства республики ведет к расширенному воспроизводству сельскохозяйственной продукции. Так, в 2011 г. на развитие АПК Кабардино-Балкарской Республики было выделено 1,9 млрд руб. (1,5 млрд руб. из федерального бюджета), или на 24 % больше уровня 2010 г. В 2012 г. государственная поддержка возросла и составила уже 2,5 млрд руб.,

из них 1,8 млрд руб. - из федерального бюджета, т. е. больше уровня 2011 г. на 30 %.

Из средств республиканского бюджета на развитие АПК в 2013 г. выделено 10 200 341,4 тыс. руб. [3], в том числе:

• на развитие растениеводства - 3 763 325,1 тыс. руб.;

• животноводства - 1 966 198,0 тыс. руб.;

• мясного скотоводства - 571 794,5 тыс. руб.;

• пищевой и перерабатывающей промышленности - 892 468,6 тыс. руб.;

• поддержку малых форм хозяйствования -1 271 671 тыс. руб.;

• социальное развитие села до 2013 г. - 109 110 тыс. руб.;

• устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 гг. - 1 625 773,2 тыс. руб. Эффективное использование выделенных

средств дало хорошие результаты. Если в 2011 г. в республике производство сельскохозяйственной продукции в целом составило 27,8 млрд руб., или на 9 % больше, чем в 2010 г., то в 2012 г. к уровню предыдущего года этот показатель увеличился еще на 4,4 % и составил 29,9 млрд руб. (см. таблицу).

В последние годы в республике доминирующая роль отводится высокоэффективному овощеводству. Динамичное развитие овощеводства осуществляется за счет интенсивного внедрения шпалера, капельного орошения, использования элитных и высококачественных сортов семян и гибридов. Площади под овощами закрытого грунта, прочно закрепленные в ЛПХ населения, составляют на сегодняшний день более 360 га. Одним из наиболее крупных овощеводческих предприятий является ООО «Агро-Ком». Только в 2012 г. путем строительства новых тепличных комплексов в Баксанском

районе, в селениях Урух Лескенского района и Шитхала Урванского района общество расширило объем площадей на 30 га.

Комплекс благоприятных природно-климатических условий, наличие земельных ресурсов и производственных мощностей позволит республике до 2014 г. реализовать две экономически значимые ведомственные целевые программы. Первая будет направлена на развитие производства и переработку овощей, в том числе сахарной кукурузы, вторая - на увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет увеличения мелиорируемых земель.

Строительство тепличного комплекса общей площадью 100 га, а также небольших парников туннельного типа на площади более 500 га даст возможность довести к 2015 г. ежегодный объем валового сбора овощей с закрытого грунта до 200 тыс. т. Эффективное решение этой задачи позволит обеспечить свежими овощами не только граждан республики, но и жителей соседних регионов.

Несмотря на хорошие перспективы, и в этом секторе сельского хозяйства существуют проблемы, связанные с нехваткой помещений для долговременного хранения плодов и овощей. Решить столь сложную и острую проблему удалось только при вмешательстве государства путем разработки ведомственной целевой программы «Строительство современных хранилищ плодов и овощей на 20112013 годы» [8]. Реализация принятой программы с учетом конкретных потребностей региона обусловила строительство и ввод в эксплуатацию шести плодоовощехранилищ общей кормовой мощностью единовременного хранения в 40 тыс. т.

Хорошие показатели растениеводства Кабардино-Балкарской Республики обусловили укрепление животноводческой базы. Результаты статистико-

Валовой сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур КБР в 2011 и 2012 гг. в хозяйствах всех категорий

Наименование Валовой сбор, тыс. т Урожайность с 1 га/ц

2011 2012 2012/2011, % 2011 2012 2012/2011, °%

Зерновые культуры (в весе после 739,9 817,5 110,5 40,6 42,5 104,7

доработки), всего

В том числе:

- пшеница 246,9 133,1 53,9 34,9 28,3 81,1

- кукуруза на зерно 415,7 596,8 143,6 50,7 56,2 110,8

- подсолнечник 45,6 32,9 72,2 16,1 14,6 90,7

- картофель 238,8 237,5 99,4 168,6 169,2 100,4

- овощи открытого и закрытого 346,2 346,3 100,0 176,4 180,8 102,5

грунта, всего

Источник: составлено автором.

математического анализа показывают, что численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в 2012 г. в среднем увеличилась к уровню 2011 г. на 4 % и составила 276,7 тыс. голов, в том числе коров - 133,7 тыс. голов, свиней -55,2 тыс. голов, овец и коз - 413,6 тыс. голов. В хозяйствах населения в общем поголовье скота приходилось: 68,3 % поголовья крупного рогатого скота, 71,1 % - коров, 15,1 % - свиней, 52,7 % -овец и коз. В хозяйствах всех категорий в 2012 г. было произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 85,0 тыс. т, или 103,7 %, молока - 444,3 тыс. т (109,5 %), яиц - 176,8 млн шт., или 101,1 % к уровню предыдущего года. Меры господдержки помогли сельхозтоваропроизводителям снизить себестоимость продукции и сделать ее более доступной не только для населения республики, но и жителей соседних регионов.

Перспективы развития рынка животноводческой продукции разделяют многие специалисты, ссылаясь на то, что государство будет вкладывать большие средства в развитие животноводства. В Кабардино-Балкарской Республике воздействие на рынок продовольствия осуществляется через политику бюджетного финансирования 70 инвестиционных проектов общей стоимостью более 6 млрд руб. Большое внимание в республике уделяется ведомственным целевым программам «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» и «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы» [8]. В данных документах регламентируются принципы формирования мясного и молочного скотоводства. В настоящее время большое внимание уделяется максимальному использованию ресурсного потенциала горных пастбищ на территории всех районов республики. Это означает, что качество животноводческой продукции, полученной от животных, содержащихся на привязи, намного уступает качеству пищевых продуктов, полученных при их выгульном содержании. Увеличение маточного поголовья мясных пород крупного рогатого скота и получение от них к 2015 г. 464 тыс. т молока и 103 тыс. т мяса должно достигаться при строгом соблюдении условий содержания животных.

В последние годы в регионе повышенный интерес предпринимателей привлекает разведение молочных коз заненской породы. В розничной торговой сети уже появляются козье молоко, мясо. Значимость мясомолочного производства обусло-

вила разработку проекта в 2011 г., в котором основной акцент делается на производство продукции в промышленных масштабах, увеличение численности коз (в настоящее время численность коз указанной породы составляет 2,5 тыс. голов) и установление линии по переработке козьего молока.

Таким образом, меры государства, принимаемые для регулирования продовольственного рынка, обусловили повышение эффективности перерабатывающего сектора и улучшение обеспечения рынка продуктами собственного производства. Товаропроизводители республики убеждены в том, что государственная поддержка и освоение новых технологий в 2012 г. обеспечили рост товарооборота продовольственными товарами, включая напитки и табачные изделия на 107,2 %, или 39,7 млрд руб.

За анализируемый период увеличены объемы производства таких групп продовольственных товаров, как хлеб, растительное масло, колбасные изделия, сыр, творог и цельномолочная продукция, безалкогольные напитки и различные виды вин. Консервными предприятиями республики произведено свыше 143 млн условных банок плодоовощных консервов. Уровень 2010 г. превышен на 9 %.

В отношении предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности необходима разумная политика государственного протекционизма, поскольку инвестиции в этой сфере связаны с относительно меньшей нагрузкой на госбюджет, чем в иных сферах деятельности. В данном случае требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор экономики для кредитных ресурсов и частных инвестиций. В связи с недостаточностью бюджетных средств необходимо сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы в тех сферах деятельности, где можно рассчитывать на более быстрый прирост производства продукции. В первую очередь это крупные агрокомплексы, специализирующиеся на птицеводстве, свиноводстве, овощеводстве закрытого грунта.

Список литературы

1. Борисов М. Ю. Основные теории и концепции региональных рынков / Проблемы модернизации экономики: материалы научно-практической конференции молодых исследователей. М., 2010.

2. Нуралиев С. У. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2012 годы»: закон Кабардино-Балкарской Республики от 13.11.2012 № 84-РЗ.

4. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

5. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про-

довольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

6. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006. № 264-ФЗ.

7. О республиканской целевой программе «Развитие конкуренции на продовольственном рынке Кабардино-Балкарской Республики на 2009-2011 годы» (утратил силу с 04.05.2010 на основании закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.04.2010 № 20-РЗ) // «Официальная Кабардино-Балкария» от 16.01.2009 № 3-4.

8. URL: http://www. consultant. ru/law/review/ regMawMaw3042009-01-16.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.