Научная статья на тему 'Механизм реализации укрепления семейных связей через институт опеки (попечительства) над несовершеннолетними'

Механизм реализации укрепления семейных связей через институт опеки (попечительства) над несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
опека и попечительство / семейное право / двойная опека / guardianship and guardianship / family law / double custody.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саенко Л. В.

современное понимание юридической терминологии рассматриваемых в статье правовых явлений не отличается единообразием, поэтому автором поставлена цель – изучить механизм реализации укрепления семейных связей через опеку (попечительство) как единый, комплексный институт семейного права РФ. Для достижения указанной цели были использованы такие методы, как сравнительно-правовой, анализ и синтез, исторический подход. В качестве выводов отмечается, что опека и попечительство – специфичный комплексный институт самостоятельной отрасли «Семейное право». На основании анализа формулируются предложения о внесении в семейное законодательство изменений и дополнений, включая новое направление – «двойная опека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism for the implementation of strengthening family ties through the institution of guardianship (guardianship) over minors

the modern understanding of the legal terminology of the legal phenomena considered in the article does not differ in uniformity, therefore, the author has set a goal to study the mechanism for the implementation of strengthening family ties through the institution of guardianship (guardianship), as a single, comprehensive institute of family law of the Russian Federation. To achieve this goal, such methods as comparative law, analysis and synthesis, and a historical approach were used. As a conclusion, it is noted that guardianship and guardianship is a specific complex institution of an independent branch of Family law. Based on the analysis, proposals are formulated to introduce amendments and additions to the family legislation, including a new direction – «double guardianship».

Текст научной работы на тему «Механизм реализации укрепления семейных связей через институт опеки (попечительства) над несовершеннолетними»

Л.В. Саенко,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Саратовской государственной юридической академии

DOI: 10.24412/1608-8794-2024-

L.V. Saenko,

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor

of the Department of Civil Law

of Saratov State Law Academy

saenko7@yandex.ru

1-138-143

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЕРЕЗ ИНСТИТУТ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Аннотация: современное понимание юридической терминологии рассматриваемых в статье правовых явлений не отличается единообразием, поэтому автором поставлена цель - изучить механизм реализации укрепления семейных связей через „О опеку (попечительство) как единый, комплексный институт семейного права РФ. Для достижения указанной цели были использованы такие методы, как сравнитель-

S но-правовой, анализ и синтез, исторический подход.

X

В качестве выводов отмечается, что опека и попечительство - специфичный

^^ комплексный институт самостоятельной отрасли «Семейное право». На основании

g анализа формулируются предложения о внесении в семейное законодательство из-

CQ менений и дополнений, включая новое направление - «двойная опека».

Ключевые слова: опека и попечительство, семейное право, двойная опека.

S

s MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION

§ OF STRENGTHENING FAMILY TIES THROUGH

^ THE INSTITUTION OF GUARDIANSHIP (GUARDIANSHIP)

§ OVER MINORS С

5 Abstract: the modern understanding of the legal terminology of the legal phenomena

CQ considered in the article does not differ in uniformity, therefore, the author has set a goal

§ to study the mechanism for the implementation of .strengthening family ties through

g the institution of guardianship (guardianship), as a single, comprehensive institute of family

С law of the Russian Federation. To achieve this goal, such methods as comparative law, analysis and synthesis, and a historical approach were used.

138 As a conclusion, it is noted that guardianship and guardianship is a specific complex

--institution of an independent branch of Family law. Based on the analysis, proposals are

^j. formulated to introduce amendments and additions to the family legislation, including a new

^ direction - «double guardianship».

Cy Keywords: guardianship and guardianship, family law, double custody.

Институт опеки имеет давнюю историю. Наши далекие предки - древние славяне - «опекали» заболевших младенцев, обмазывая их тестом и на короткое время помещая в печь. История разви-

тия института опеки так и складывалась - при наступлении любого случая потери родителей, когда ребенок нуждался в замене родительского воспитания, возникала необходимость опеки. Об опеке упоминалось еще в летописях конца IX в., во времена патриархальной семьи [1, с. 258]. А.М. Нечаева, рассуждая об истории развития данного института, справедливо считает, что опеку над несовершеннолетними в качестве способа устройства ребенка в семью при утрате родителей всегда следует связывать именно с их заменой [2, с. 238]. Опека (попечительство) не изменила своей сути. Актуализировались подходы к действиям, направленным на устройство детей, которые остались без родительского попечения, в семьи, а со временем усовершенствовались и правовые механизмы контроля за опекунами.

В современной России опека (попечительство) - это комплексный институт законодательства, нормы которого рассредоточены в раз- § личных законах. Отличительной чертой опеки над детьми является | возложение на опекуна дополнительной обязанности, которая состоит | в воспитании ребенка. В этой сфере как опекуны, так и попечители | наделяются специфичными правами и обязанностями именно семей- § f ным законодательством. I |

Современные авторы полагают опеку одной из приоритетных g s форм государственной защиты личности. Понимание юридической | § терминологии рассматриваемых правовых явлений не отличается § g единообразием. Особенно с точки зрения правоприменителя, кото- g | рый видит опеку как деятельность соответствующих государствен- || S ных органов. Отсюда и подходы к комплексному законодательному I § регулированию. Так, осуществляя методическую помощь органам | 3 исполнительной власти субъектов РФ Минобрнауки России публи- g § кует «Рекомендации по организации и осуществлению деятельно- | | сти по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних | | в субъекте Российской Федерации», изложенные в письме министра | S3 образования и науки РФ от 25 июня 2007 г., содержащие нормы раз- | | личной отраслевой принадлежности.

Институт опеки и попечительства имеет множество форм и видов, 139 среди которых наиболее распространена безвозмездная опека (по- ^ печительство). Существует также в данный момент времени договор- и ная конструкция опекунства. Безвозмездная опека (попечительство) § устанавливается актом (постановление, распоряжение) органа опеки | и попечительства о назначении опекуна или попечителя, во втором случае - договором. Видовую характеристику опеки и попечительства можно провести по различным основаниям (в зависимости от статуса подопечного, его возраста, оплаты опекуну, количества субъектов и др.).

Несколько слов следует сказать и о полномочиях, имеющихся у органов опеки и попечительства, ими выступают сейчас органы государственной исполнительной власти субъекта РФ, на который возложены функции по опеке и попечительству (ст. 34 ГК РФ). Эти функции могут передаваться органам местного самоуправления (п. 1 ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Правовой функционал данных органов достаточно широк. Они имеют территориальные подразделения практически в каждом муниципальном районе или районе города. В качестве примера можно привести деятельность Отдела опеки и защиты прав несовершеннолетних Министерства образования Саратовской области и его подразделений - районных отделов (Волжского, Заводского, Кировского, Ленинского, Октябрьского и Фрунзенского).

После введения июньских поправок в Конституцию РФ «за-„о щита детства» вынесена на новый, конституционный, уровень, что го свидетельствует о стремлении государства максимально обеспечить охрану данного института, придав ему особые государственные ме-№ ханизмы реализации и гарантии обеспечения. Теперь согласно ч. 4 § ст. 67.1 Конституции РФ «дети являются важнейшим приоритетом § государственной политики России». Семейное законодательство, 2 в свою очередь, не может не реагировать на данные дополнения ^ Основного закона страны. Однако даже поверхностно проведенный — анализ правоприменительной практики норм СК РФ позволил выявить § имеющиеся недостатки правового регулирования, в частности, отно-^ шений по опеке. Интерес вызывает точка зрения, высказанная по этому § поводу З. И. Цыбуленко. Ученый справедливо считает, что возникают ^ они в том числе «из-за недостаточного экономического обеспечения их, недостатков в работе органов опеки и попечительства, контроля

99

о за из деятельностью, отсутствия должной ответственности органов ^ государственной власти и органов местного самоуправления за неС надлежащее исполнение ими своих обязанностей в сфере семейных отношений» [3, с. 11].

140 Какие выводы можно сделать с учетом вышеизложенного? Во-^ первых, опека и попечительство, по нашему мнению, это специфич-(V ный комплексный институт самостоятельной отрасли «Семейное ® право Российской Федерации». К решению задач по охране прав ^ и интересов опекаемых лиц следует применять именно комплексный подход. Исходя из такой позиции, следовало бы внести в семейное законодательство изменения, касающиеся не только установления опеки над детьми, но и иными категориями граждан. В связи с этим необходимо сформулировать нормы СК РФ таким образом, чтобы

полностью урегулировать данный институт в кодифицированном нормативном правовом акте.

Во-вторых, специфика опеки и попечительства как комплексного института семейного права выражается в ее многоаспектности, именно как социально-правового явления. Ярким примером выступает универсальный подход к данному институту Л. Ю. Михеевой [3, с. 40].

И в-третьих, отличительной чертой исследуемого в статье института опеки и попечительства является тот факт, что он выполняет свое общественное предназначение, совмещая в себе как частноправовой характер (нормы отраслей гражданского, семейного права), так и публично-правовой (административного, например). Такая «комплексность» института опеки и попечительства еще раз доказывает специфику отрасли «Семейное право». П

Подводя итоги исследования данной тематики, отметим еще один £

немаловажный момент. Семейное законодательство РФ гарантирует |

каждому ребенку реализацию права жить и воспитываться в семье, |

насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их за- | |

боту, право на совместное с ними проживание, за исключением случа- Д |

ев, когда это противоречит его интересам (ст. 54 СК РФ). Сохранение | *

семейных традиций как основы уклада семьи, передаваемых из поко- | |

ления в поколение, соответствующее обычаям и исторически устояв- § &

шимся правилам, предполагает возможность воспитания детей всеми § |

членами семьи. Данный факт указывает на необходимость совершен- || |

ствования механизма, заложенного в п. 7 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попе- I §

5 е

чительстве», представляющего возможность назначения нескольких й |

§ |

опекунов, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении | п

над ним опеки и попечительства. Это даст возможность решить про- | |

блему установления опеки над несовершеннолетними теми родствен- | | никами, с которыми у ребенка сложились тесные родственные связи | 5

и эмоциональные привязанности, но в силу объективных причин (со- | | стояние здоровья, престарелый возраст и иных) такие лица в полной

мере не могут выполнять обязанности опекуна. В таком случае на- 141

значение второго профессионального опекуна позволит удовлетворить ^

интересы несовершеннолетнего на воспитание родственниками и в то и же время обеспечит права детей на получение социальных и иных 5

государственных гарантий. Существует необходимость введения на за- | конодательном уровне механизма реализации укрепления родственно-свойственно-семейных связей как элемента традиционных семейных ценностей через институт опеки и попечительства - путем правового (законодательного) регулирования деятельности профессиональных

опекунов и введения института двойной опеки (попечительства) над несовершеннолетними.

Имеющаяся правовая основа и необходимость дальнейшего развития законодательства в разрезе традиционных семейных ценностей говорит и о важности совершенствования механизма деятельности профессиональных опекунов. Важным моментом в связи с этим является также и рассмотрение возможности расширения полномочий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере надзорных функций за деятельностью профессиональных опекунов над несовершеннолетними и внедрение данного механизма в практику.

На основании вышеизложенного предлагается внести соответствующие дополнения в семейное законодательство:

■ изложив п. 6 ст. 145 СК РФ в следующей редакции: «Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии „о с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору го об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами а субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье § (патронате, патронатном воспитании), или по договору об осущест-§ влении профессиональной опеки»;

2 ■ изложив п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в следующей редакции: «Орган — опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося § в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ^ ему нескольких опекунов или попечителей (профессиональных опе-§ кунов), в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, ^ оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах о системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-^ вершеннолетних» в п. 2 ст. 11 уже содержит положение о том, что С комиссии осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

142 Расширение полномочий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере надзорных функций за деятельностью СЧ профессиональных опекунов над несовершеннолетними возможно ® предусмотреть в законе субъекта «О профессиональной опеке над ^ несовершеннолетними».

Следует разработать модельный закон для применения его в субъектах либо соответствующее постановление Правительства РФ, регулирующее отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением в субъектах РФ деятельности по профессиональ-

ной опеке над несовершеннолетними, и содержащее процедурные нормы, регламентирующие осуществление полномочий по организации и осуществлению деятельности по профессиональной опеке.

Список литературы:

1. Семейное право : учебник / под ред. Т.А. Быковой, Т.И. Хмелевой.

- М. : Русайнс, 2023. - 326 с.

2. Нечаева, А.М. Семейное право : учебник для вузов / А.М. Нечаева.

- 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 294 с.

3. Цыбуленко, З. И. Семейное законодательство России: состояние и перспективы развития // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 3 (110). - С. 11-24.

4. Михеева, Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Л.Ю. Михеева.

- Барнаул, 2003. - 40 с.

3 X I а

0 з Я 8

? !Р

1 §

I IP

I ц

в У

а ъ S ®

а з

3 3

I и 3 I

8 М

Е S

ох

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I з i в

S з

U г

S S<

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.