Л.В. Саенко,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Саратовской государственной юридической академии
DOI: 10.24412/1608-8794-2024-
L.V. Saenko,
Candidate of Law, Associate Professor,
Associate Professor
of the Department of Civil Law
of Saratov State Law Academy
saenko7@yandex.ru
1-138-143
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЕРЕЗ ИНСТИТУТ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Аннотация: современное понимание юридической терминологии рассматриваемых в статье правовых явлений не отличается единообразием, поэтому автором поставлена цель - изучить механизм реализации укрепления семейных связей через „О опеку (попечительство) как единый, комплексный институт семейного права РФ. Для достижения указанной цели были использованы такие методы, как сравнитель-
S но-правовой, анализ и синтез, исторический подход.
X
В качестве выводов отмечается, что опека и попечительство - специфичный
^^ комплексный институт самостоятельной отрасли «Семейное право». На основании
g анализа формулируются предложения о внесении в семейное законодательство из-
CQ менений и дополнений, включая новое направление - «двойная опека».
Ключевые слова: опека и попечительство, семейное право, двойная опека.
S
s MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION
§ OF STRENGTHENING FAMILY TIES THROUGH
^ THE INSTITUTION OF GUARDIANSHIP (GUARDIANSHIP)
§ OVER MINORS С
5 Abstract: the modern understanding of the legal terminology of the legal phenomena
CQ considered in the article does not differ in uniformity, therefore, the author has set a goal
§ to study the mechanism for the implementation of .strengthening family ties through
g the institution of guardianship (guardianship), as a single, comprehensive institute of family
С law of the Russian Federation. To achieve this goal, such methods as comparative law, analysis and synthesis, and a historical approach were used.
138 As a conclusion, it is noted that guardianship and guardianship is a specific complex
--institution of an independent branch of Family law. Based on the analysis, proposals are
^j. formulated to introduce amendments and additions to the family legislation, including a new
^ direction - «double guardianship».
Cy Keywords: guardianship and guardianship, family law, double custody.
Институт опеки имеет давнюю историю. Наши далекие предки - древние славяне - «опекали» заболевших младенцев, обмазывая их тестом и на короткое время помещая в печь. История разви-
тия института опеки так и складывалась - при наступлении любого случая потери родителей, когда ребенок нуждался в замене родительского воспитания, возникала необходимость опеки. Об опеке упоминалось еще в летописях конца IX в., во времена патриархальной семьи [1, с. 258]. А.М. Нечаева, рассуждая об истории развития данного института, справедливо считает, что опеку над несовершеннолетними в качестве способа устройства ребенка в семью при утрате родителей всегда следует связывать именно с их заменой [2, с. 238]. Опека (попечительство) не изменила своей сути. Актуализировались подходы к действиям, направленным на устройство детей, которые остались без родительского попечения, в семьи, а со временем усовершенствовались и правовые механизмы контроля за опекунами.
В современной России опека (попечительство) - это комплексный институт законодательства, нормы которого рассредоточены в раз- § личных законах. Отличительной чертой опеки над детьми является | возложение на опекуна дополнительной обязанности, которая состоит | в воспитании ребенка. В этой сфере как опекуны, так и попечители | наделяются специфичными правами и обязанностями именно семей- § f ным законодательством. I |
Современные авторы полагают опеку одной из приоритетных g s форм государственной защиты личности. Понимание юридической | § терминологии рассматриваемых правовых явлений не отличается § g единообразием. Особенно с точки зрения правоприменителя, кото- g | рый видит опеку как деятельность соответствующих государствен- || S ных органов. Отсюда и подходы к комплексному законодательному I § регулированию. Так, осуществляя методическую помощь органам | 3 исполнительной власти субъектов РФ Минобрнауки России публи- g § кует «Рекомендации по организации и осуществлению деятельно- | | сти по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних | | в субъекте Российской Федерации», изложенные в письме министра | S3 образования и науки РФ от 25 июня 2007 г., содержащие нормы раз- | | личной отраслевой принадлежности.
Институт опеки и попечительства имеет множество форм и видов, 139 среди которых наиболее распространена безвозмездная опека (по- ^ печительство). Существует также в данный момент времени договор- и ная конструкция опекунства. Безвозмездная опека (попечительство) § устанавливается актом (постановление, распоряжение) органа опеки | и попечительства о назначении опекуна или попечителя, во втором случае - договором. Видовую характеристику опеки и попечительства можно провести по различным основаниям (в зависимости от статуса подопечного, его возраста, оплаты опекуну, количества субъектов и др.).
Несколько слов следует сказать и о полномочиях, имеющихся у органов опеки и попечительства, ими выступают сейчас органы государственной исполнительной власти субъекта РФ, на который возложены функции по опеке и попечительству (ст. 34 ГК РФ). Эти функции могут передаваться органам местного самоуправления (п. 1 ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Правовой функционал данных органов достаточно широк. Они имеют территориальные подразделения практически в каждом муниципальном районе или районе города. В качестве примера можно привести деятельность Отдела опеки и защиты прав несовершеннолетних Министерства образования Саратовской области и его подразделений - районных отделов (Волжского, Заводского, Кировского, Ленинского, Октябрьского и Фрунзенского).
После введения июньских поправок в Конституцию РФ «за-„о щита детства» вынесена на новый, конституционный, уровень, что го свидетельствует о стремлении государства максимально обеспечить охрану данного института, придав ему особые государственные ме-№ ханизмы реализации и гарантии обеспечения. Теперь согласно ч. 4 § ст. 67.1 Конституции РФ «дети являются важнейшим приоритетом § государственной политики России». Семейное законодательство, 2 в свою очередь, не может не реагировать на данные дополнения ^ Основного закона страны. Однако даже поверхностно проведенный — анализ правоприменительной практики норм СК РФ позволил выявить § имеющиеся недостатки правового регулирования, в частности, отно-^ шений по опеке. Интерес вызывает точка зрения, высказанная по этому § поводу З. И. Цыбуленко. Ученый справедливо считает, что возникают ^ они в том числе «из-за недостаточного экономического обеспечения их, недостатков в работе органов опеки и попечительства, контроля
99
о за из деятельностью, отсутствия должной ответственности органов ^ государственной власти и органов местного самоуправления за неС надлежащее исполнение ими своих обязанностей в сфере семейных отношений» [3, с. 11].
140 Какие выводы можно сделать с учетом вышеизложенного? Во-^ первых, опека и попечительство, по нашему мнению, это специфич-(V ный комплексный институт самостоятельной отрасли «Семейное ® право Российской Федерации». К решению задач по охране прав ^ и интересов опекаемых лиц следует применять именно комплексный подход. Исходя из такой позиции, следовало бы внести в семейное законодательство изменения, касающиеся не только установления опеки над детьми, но и иными категориями граждан. В связи с этим необходимо сформулировать нормы СК РФ таким образом, чтобы
полностью урегулировать данный институт в кодифицированном нормативном правовом акте.
Во-вторых, специфика опеки и попечительства как комплексного института семейного права выражается в ее многоаспектности, именно как социально-правового явления. Ярким примером выступает универсальный подход к данному институту Л. Ю. Михеевой [3, с. 40].
И в-третьих, отличительной чертой исследуемого в статье института опеки и попечительства является тот факт, что он выполняет свое общественное предназначение, совмещая в себе как частноправовой характер (нормы отраслей гражданского, семейного права), так и публично-правовой (административного, например). Такая «комплексность» института опеки и попечительства еще раз доказывает специфику отрасли «Семейное право». П
Подводя итоги исследования данной тематики, отметим еще один £
немаловажный момент. Семейное законодательство РФ гарантирует |
каждому ребенку реализацию права жить и воспитываться в семье, |
насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их за- | |
боту, право на совместное с ними проживание, за исключением случа- Д |
ев, когда это противоречит его интересам (ст. 54 СК РФ). Сохранение | *
семейных традиций как основы уклада семьи, передаваемых из поко- | |
ления в поколение, соответствующее обычаям и исторически устояв- § &
шимся правилам, предполагает возможность воспитания детей всеми § |
членами семьи. Данный факт указывает на необходимость совершен- || |
ствования механизма, заложенного в п. 7 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попе- I §
5 е
чительстве», представляющего возможность назначения нескольких й |
§ |
опекунов, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении | п
над ним опеки и попечительства. Это даст возможность решить про- | |
блему установления опеки над несовершеннолетними теми родствен- | | никами, с которыми у ребенка сложились тесные родственные связи | 5
и эмоциональные привязанности, но в силу объективных причин (со- | | стояние здоровья, престарелый возраст и иных) такие лица в полной
мере не могут выполнять обязанности опекуна. В таком случае на- 141
значение второго профессионального опекуна позволит удовлетворить ^
интересы несовершеннолетнего на воспитание родственниками и в то и же время обеспечит права детей на получение социальных и иных 5
государственных гарантий. Существует необходимость введения на за- | конодательном уровне механизма реализации укрепления родственно-свойственно-семейных связей как элемента традиционных семейных ценностей через институт опеки и попечительства - путем правового (законодательного) регулирования деятельности профессиональных
опекунов и введения института двойной опеки (попечительства) над несовершеннолетними.
Имеющаяся правовая основа и необходимость дальнейшего развития законодательства в разрезе традиционных семейных ценностей говорит и о важности совершенствования механизма деятельности профессиональных опекунов. Важным моментом в связи с этим является также и рассмотрение возможности расширения полномочий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере надзорных функций за деятельностью профессиональных опекунов над несовершеннолетними и внедрение данного механизма в практику.
На основании вышеизложенного предлагается внести соответствующие дополнения в семейное законодательство:
■ изложив п. 6 ст. 145 СК РФ в следующей редакции: «Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии „о с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору го об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами а субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье § (патронате, патронатном воспитании), или по договору об осущест-§ влении профессиональной опеки»;
2 ■ изложив п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.
№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в следующей редакции: «Орган — опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося § в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ^ ему нескольких опекунов или попечителей (профессиональных опе-§ кунов), в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, ^ оставшихся без попечения родителей».
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах о системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-^ вершеннолетних» в п. 2 ст. 11 уже содержит положение о том, что С комиссии осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
142 Расширение полномочий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере надзорных функций за деятельностью СЧ профессиональных опекунов над несовершеннолетними возможно ® предусмотреть в законе субъекта «О профессиональной опеке над ^ несовершеннолетними».
Следует разработать модельный закон для применения его в субъектах либо соответствующее постановление Правительства РФ, регулирующее отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением в субъектах РФ деятельности по профессиональ-
ной опеке над несовершеннолетними, и содержащее процедурные нормы, регламентирующие осуществление полномочий по организации и осуществлению деятельности по профессиональной опеке.
Список литературы:
1. Семейное право : учебник / под ред. Т.А. Быковой, Т.И. Хмелевой.
- М. : Русайнс, 2023. - 326 с.
2. Нечаева, А.М. Семейное право : учебник для вузов / А.М. Нечаева.
- 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 294 с.
3. Цыбуленко, З. И. Семейное законодательство России: состояние и перспективы развития // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 3 (110). - С. 11-24.
4. Михеева, Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Л.Ю. Михеева.
- Барнаул, 2003. - 40 с.
3 X I а
0 з Я 8
? !Р
1 §
I IP
I ц
в У
а ъ S ®
а з
3 3
I и 3 I
8 М
Е S
ох
I з i в
S з
U г
S S<
143