Научная статья на тему 'Механизм разработки стратегии управления устойчивым развитием предприятий мясоперерабатывающей промышленности'

Механизм разработки стратегии управления устойчивым развитием предприятий мясоперерабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1352
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DEVELOPMENT STRATEGY / INDUSTRIAL ENTERPRISE / MEAT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Игорь Сергеевич

В статье рассмотрены особенности функционирования предприятий мясоперерабатывающей промышленности в условиях политической и социально-экономической нестабильности. Это позволило обосновать необходимость обеспечения их устойчивого развития, для чего требуется разработка соответствующей стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм разработки стратегии управления устойчивым развитием предприятий мясоперерабатывающей промышленности»

Гусев И.С.

МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности функционирования предприятий мясоперерабатывающей промышленности в условиях политической и социально-экономической нестабильности. Это позволило обосновать необходимость обеспечения их устойчивого развития, для чего требуется разработка соответствующей стратегии.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, разработка стратегии, промышленное предприятие, мясоперерабатывающая промышленность.

Ошеу 1.8.

Abstract. The article deals with the peculiarities of the enterprises meat processing industry in the conditions ofpolitical and socio-economic instability. This allowed to justify the need for their sustainable development, which requires the development of appropriate strategies.

Keywords. Sustainable development, development strategy, industrial enterprise, meat industry.

В настоящее время комплекс проблемных вопросов разработки эффективной стратегии управления устойчивым развитием предприятий пищевой промышленности находится в высокой детерминантной связи с картой важнейших социально-экономических задач современного общества, выражающихся в необходимости создания качественных условиях жизни граждан, в первую очередь, за счет полного удовлетворения потребностей в питании по рациональным медицинским нормам в целях сохранения здоровья населения и активизации демографических процессов в стране [2, 8, 12].

Проявление тенденций кризисных явлений в экономике и социальной сфере, сложность, высокая динамика и рискованность осуществления бизнес-процессов, возрастающий уровень конкуренции на традиционных рынках требуют от отечественных предприятий мясоперерабатывающей промышленности непрерывного системного роста и поступательного развития, активизации и эффективной реализации существующего потенциала, выработки и апробации адекватных методов оценки, выбора оптимальных стратегических альтернатив устойчивого развития, отвечающих социально-экономическим условиям текущего времени [4, 7, 11].

По нашему мнению, одной из ключевых задач современной научной мысли по развитию экономики мясоперерабатывающих предприятий заключается в максимально возможной реализации уже имеющегося потенциала и комплементарное развитие перерабатывающего промышленного производства на основе перехода к стратегии устойчивого роста и развития, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на снижение экономических и административных рисков, структурные сдвиги в производственной сфере. В прикладном аспекте требуется достижение высоких экономических пока-

ГРНТИ 06.71.03 © Гусев И.С., 2016

Игорь Сергеевич Гусев - соискатель кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики Воронежского государственного университета инженерных технологий.

Контактные данные для связи с автором: 143983, Московская обл., г. Железнодорожный, ул. Свободы, 9а, 11 (Russia, Moscow reg., Zheleznodorozhny, Svobody str., 9a, 11). Тел.: 8 (915) 329-56-02. E-mail: [email protected].

зателей за счет организации современного производства конкурентоспособной продукции, внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий, повышения социально-экономической эффективности и рентабельности производства. Универсальным инструментом, способным обеспечить качественный, перманентный во времени и имманентный в рыночной среде процесс адаптации мясоперерабатывающих предприятий к современной действительности и функционирования их в условиях экономических санкций, является стратегия управления устойчивым развитием.

По мнению автора, механизм управления устойчивым развитием мясоперерабатывающих предприятия должен осуществляться, прежде всего, посредством эффективной стратегии устойчивого роста и развития [3, 8]. С учетом установленных производственно-технических, организационно-управленческих и финансово-экономических показателей развития предприятий мясной промышленности, нами установлено, что в настоящее время возникла необходимость внедрения, в рамках реализации отраслевых, ведомственных и целевых программ, в систему производственного менеджмента научно-методических подходов стратегического планирования. Данные подходы в своей концептуальной сущности должны основываться на принципе роста потенциала устойчивого развития мясоперерабатывающих предприятий в пространстве и во времени с целью достижения высоких и - главное - долгосрочных конкурентных преимуществ [2, 4].

Комплексный анализ субъектов мясоперерабатывающей промышленности свидетельствует о том, что имеющиеся производственно-экономические возможности большинства предприятий не всегда соответствуют должному уровню эффективности, в связи с чем возникает экономическая необходимость наращивания существующего потенциала и разработки новых стратегических решений, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие мясоперерабатывающих предприятий.

Процесс стратегического планирования является, на наш взгляд, механизмом, с помощью которого обосновываются, проходят мониторинг и отбор управленческие решения в области производственно-хозяйственной деятельности. Его целевая задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений, необходимых для построения стратегий устойчивого развития отраслевых предприятий. Стратегическое планирование включает четыре функции: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и регулирование, выработку организационных стратегий [1, 2, 4]. Важность и значимость рассматриваемого вопроса подтверждается и теориями ретроспективного характера. В частности, идеолог эмпирической школы управления П. Дракер отмечал, что отсутствие основополагающей стратегии развития не позволяет определить конкретные действия и решения, способствующие достижению желаемых результатов [9].

Как показал анализ теоретических изысканий, в настоящее время выделяют два основных подхода к пониманию стратегии устойчивого развития. В частности, в первом подходе задается конкретная конечная цель, которая должна быть достигнута через определенный интервал времени, и необходимый алгоритм действий. Содержание второго подхода определяет стратегию устойчивого развития как долгосрочное, плановое сценарное развитие хозяйствующего субъекта в его интегральном понимании, то есть как целое и как элемент этого целого, который вступает во взаимодействие с внешней средой. Стратегию развития в этом аспекте можно представить как алгоритм выбора оптимального варианта функционирования предприятия. То есть, некоторые ученые применяют интегрированные, а некоторые - дифференцированные подходы. Так, Л.П. Владимирова отмечает, что стратегия - это и перспектива, и адаптация, и средство достижения целей [5]. А Г. Минцберг, который выделил десять направлений развития менеджмента, указал, что стратегия -это процесс, замысел, мышление, план, цель, обучение, культура и идеология, политика и власть, при этом стратегия определяется условиями внешней среды, местом, временем и ситуацией [10].

По мнению автора, приведенные примеры трактовки рассматриваемого понятия свидетельствуют о том, что среди ученых существуют противоречия, но они проявляются не в своей сущности, а в использовании различных подходов и рассуждений о значимости и важности составных содержательных компонентов, входящих в синкретическое и многоаспектное понятие «стратегия». Аналогичную позицию занимают Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алехина и И.А. Кулагова [13], которые в синтезе представляют объективную и полноценную содержательную часть современной концептуальной стратегии устойчивого развития с процессами планирования, прогнозирования, учета, контроля, адаптации и вариации.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в нашем понимании стратегия устойчивого развития предприятия должна представлять интегрированный механизмом действий и подходов в рамках достижения поставленных целей и задач по обеспечению устойчивого, конкурентоспособного и эффективного функционирования и развития в будущем и ближайшей перспективе за счет имеющихся ресурсов и потенциала, а также выработанного единого комплекса социально-экономических мер и обладать действенным инструментарием анализа, оценки, контроля, учета, планирования, прогнозирования, регулирования, вариации и адаптации.

Важнейшим элементом управления стратегическим, устойчивым развитием мясоперерабатывающих предприятий являются базовые принципы, которые должны обладать свойствами эффективности, планомерности, иерархичности, транспарентности, гибкости, случайности, линейности и определенности. Также они должны в полной мере учитывать конкретные особенности, отражающие отраслевую сферу деятельности предприятий и их базовую систему рыночного позиционирования. Что же это за особенности?

Это: начальные условия, которые позволяют повысить уровень качества процесса выбора стратегических направлений устойчивого развития; форма сочетания принципов управления и самоуправления; наличие инновационной корпоративной направленности персонала на обеспечение высокими адаптивными свойствами к внешним и внутренним изменениям, необходимым в ходе реализации стратегии управления устойчивым развитием; формирование гибких подходов к управлению процессами поиска компромиссных решений при возникновении барьерных и рисковых изменений, которые на практике возникают довольно часто при решении проблем стратегического уровня; синтез методов прямого и косвенного воздействия на объект управления; разработка и формирование функциональных и базовых конкурентных стратегий устойчивого развития; методическое корректное определение этапа жизненного цикла отраслевого предприятия, предшествующего разработке, апробации и реализации стратегии [1, 4, 6].

На практике к процессу разработки стратегии управления устойчивым развитием предприятия имеется множество подходов [6], и сложилась система методических обоснований, позволяющих проводить оценку стратегической позиции и планировать направления развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Данный стратегический инструментарий может действовать на различных отраслевых предприятиях в целях оценки и планирования стратегического положения, в рамках выявления преимуществ и обеспечения устойчивого функционирования. Сегодня существует множество методик, которые можно применять к различным ситуациям, но при этом некоторые из них не могут применяться в других производственных системах, поскольку алгоритм их реализации жестко базируется на специфике конкретных субъектов хозяйствования.

Изучение научных работ зарубежных и отечественных исследователей в области стратегического управления позволило сформировать механизм разработки стратегии управления устойчивым развитием предприятий отечественной мясной промышленности, приведенный на рисунке. Указанный механизм формирования стратегии управления устойчивым развитием включает в себя следующие пять основных этапов: стратегический анализ социально-экономического потенциала, определение и оценку стратегических альтернативных направлений, разработку концептуальной стратегии, разработку механизма реализации и управления стратегией, апробацию и оценку эффективности реализации.

На первом этапе проводится стратегический анализ внешних и внутренних факторов, от которых зависит соотношение процессов прогрессивного и регрессивного развития отраслевого предприятия. На данном этапе анализируются макро- и микроуровни, выявляются сильные и слабые стороны объекта исследования, потенциальные риски и возможности, резервы устойчивого развития. Многоаспектная оценка внешней и внутренней среды позволяет выявить факторы экономической, экологической, социальной и рисковой деятельности, что, в конечном итоге, определяет перспективные возможности развития и угрозы.

В рамках аналитического процесса выявляются и оцениваются производственно-экономические, организационно-управленческие, научно-технические и социальные показатели развития предприятия, а также рыночная среда, ресурсное обеспечение и направления государственного регулирования. Все это позволяет сформировать информационно-аналитическое описание исследуемого предприятия, а также определить траекторию его устойчивого развития, следуя которой оно

наиболее полно сможет использовать возможности и минимизировать риски, связанные с достижением устойчивого развития.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ - ЭТАП № 1

Определение методов, методик, инструментов в рамках исследования исходной _ситуации

ХЕ

Анализ и оценка внешней и ^

Анализ потенциальных возможностей и резервов -

Методы сбора информации, анкетные опросы, интервьюирование, анализ патентной информации, испытания, промышленные расчеты, прогнозирование, экспертные методы, исходная документация

Кабинетные исследования, «полевые» методы, наблюдения, статистические методы, SWОТ-анализ, 5 конкурентных сил Портера, STEP-анализ, прогнозирование на основе использования экспертных методов

Кабинетные методы, SWOT-анализ, экспертные оценки, ранжирование и взвешивание факторов, многофакторный анализ, функционально-стоимостной анализ

Анализ и оценка потенциальных рисков и проблемных ситуаций

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - ЭТАП №2 2

Определение миссии, целей и задач пред- VI Построение иерархий, использование метода «Дерево целей», морфологический ана-| приятия лиз, экспертные методы

Оценка социально-экономического положения, конкурентных преимуществ предприятия, определение перспективных, стратегических

направлений устойчивого развития

Ж.

Определение альтернатив и оптимальных вариантов устойчивого развития

Методы прикладной математики, экспертные методы, портфельный анализ, экономико-математические методы, методы прогнозирования

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - ЭТАП № 3

Сравнение оптимальных вариантов стратегий устойчивого развития Разработка базовой стратегии управления устойчивым развитием предприятий пищевой промышленности на основе систем подстратегий

Методы математического программирования, имитационное моделирование, сценарный анализ, анализ денежных потоков, анализ чувствительности, анализ безубыточности, специальные виды оценки (структура затрат и т.п.) |

Составление и принятие программы и планов стратегических действий

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - ЭТАП № 4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОИ

Разработка и внедрение системы организации и управления стратегией, обеспечение контроля за ходом

ее реализации

АПРОБАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - ЭТАП № 5

Апробация и реализация базовой стратегии на предприятиях

^ I ~

Оценка результативности и эффективности разработанной стратегии

> >

Регистрация изменения ключевых параметров, экспертные методы выявления факторов и их оценки, регрессионный анализ, анализ чувствительности, стратегический анализ, анализ рисков, анализ статистических данных

Экспертные методы оценки, статистические методы оценки эффективности, неэкономические аспекты оценки, анализ финансовых коэффициентов, дерево решений, коэффициент ранговой корреляции (коэффициент Спирмена)

Рис. Механизм разработки стратегии управления устойчивым развитием предприятий мясоперерабатывающей промышленности.

Второй этап включает в себя определение миссии, постановку системы целей стратегического развития, оценку социально-экономического положения и конкурентных преимуществ предприятия, определение перспективных, стратегических направлений, альтернатив и оптимальных вариантов устойчивого развития, а также формирование инструментария их реализации. Формирование базовых ориентиров производственно-экономической деятельности и отражение их в миссии, целях и задачах является очень важным, так как на основе последнего устанавливается формат реализации стратегии и выполняется ее окончательное структурирование [2, 4].

Формулировка целей концептуальной социально-экономической стратегии управления устойчивым развитием предприятия должна обладать достаточной степенью конкретности, четкости и достижимости, чтобы можно было реализовать всю единую систему целей в полном объеме. В частности, необходимо, чтобы описательная часть цели включала конкретный перечень прогнозных показателей, измеряемых в содержательных шкалах - разностной, количественной или шкале отношений. Процесс постановки целей следует сопровождать разработкой базовых критериев для оценки их достижения. При этом, как утверждают классики менеджмента, тактические и стратегические цели, которые предприятия закладывают в качестве перспектив в рамках стратегического развития, должны отвечать так называемым SMART-принципам: конкретность, измеримость, достижимость, уместность, определенность во времени.

Третий этап заключается в осуществлении сравнения вариантов стратегий устойчивого развития, разработке базовой стратегии управления устойчивым развитием предприятий мясной промышленности на основе систем подстратегий, в составлении и принятии программ и планов стратегических действий. На четвертом этапе происходит разработка механизма управления реализацией стратегии устойчивого развития, который должен включать следующие процедуры:

1. Разработку комплекса правил выработки и принятия стратегических решений менеджментом предприятия.

2. Определение целевых показателей планируемых результатов реализации стратегических решений.

3. Реализацию стратегических мероприятий через постановку конкретных задач и финансовое обеспечение их исполнения.

4. Организацию стратегического контроля и учета, который должен содержать следующие компоненты:

• гибкое и оперативное управление проблемами и целями. Стратегическое управление задает, что обозначенная цель должна быть достигнута через ориентированный на нее комплекс мероприятий, а планируемые во времени результаты должны обеспечить достижение выявленных задач;

• координацию проектов и программ [1, 4]. Особое внимание требуется уделять подразделениям, где наблюдается пересечение полномочий, а также отмечается высокая зависимость от целей, задач и результатов. Выработать надежный инструмент регулирования проектов и хода выполнения намеченных программ за счет варьирования финансирования, перевода персонала, оптимизации сроков исполнения, а также внесения изменений в систему нормативного обеспечения и (или) формирования общественной и политической лояльности законодательных инициатив. Активизация или замедление хода реализации стратегических мероприятий должны определяться не внутренними критериями значимости тех или иных управленческих решений, а текущей ситуаций и перспективной полезностью в соответствии с поставленными целями отдельных подстратегий;

• контроль за дестабилизацией организованных и экономических систем и минимизацию предпринимательских рисков и тенденций кризисных явлений, проведение структурных изменений, принятие организационных и правовых решений;

• управление и контроль за изменениями в рамках продвижения стратегических решений, убеждение заинтересованных субъектов в принятии стратегии управления устойчивым развитием, проявление инициативы в оценке проектов и программ.

5. Комплексную оценку выводов по результатам исполнения конкретных задач и корректировку принятых ранее стратегических решений.

6. Мониторинг тенденций и изменений внешней и внутренней среды в контексте стратегического управления хозяйствующим субъектом.

По принятию решения относительно перспектив реализации выработанной стратегии, предприятие осуществляет ее практическую апробацию и внедрение. На данном этапе реализация стратегии осуществляется с помощью ранее разработанных планов, проектов и программ, коррелирующих между собой и отвечающих содержательному наполнению стратегии в целом по всем основным направлениям производственно-хозяйственной активности мясоперерабатывающих предприятий.

Реализация стратегии основывается на процессном подходе и позволяет вести разработку стратегических программ многофункционального характера, подготовку финансового сопровождения и кадровых решений. Данный процесс может сопровождаться изменениями в сфере организационной структуры, бюджетной политики, общей корпоративной культуры и менеджмента предприятия. После завершения последнего этапа процесса разработки механизма реализации и управления стратегией, необходимо установить рациональную систему контроля процессного хода реализуемых мероприятий, которая позволит отраслевому предприятию проводить системную оценку результативности и эффективности внедряемой базовой стратегии управления устойчивым развитием. Она должна включать: критерии и индикаторы оценки результатов; алгоритм сопоставления исследуемых показателей; анализ выявленных отклонений в системе показателей; внесение в стратегию объективных и адекватных корректив.

Контроль должен иметь обратную связь и, в зависимости от полученных результатов, может служить условием для корректировки миссии, целей и задач отраслевого предприятия. Важным критерием оценки результативности являются показатели качества реализуемой стратегии [4]. В итоге, контролю и оценке в стратегии должны подлежать все результаты процесса разработки и реализации стратегических решений: технические, производственные, рыночные, экономические, финансовые, социальные, экологические и прочие.

Сформированный механизм разработки стратегии управления устойчивым развитием мясоперерабатывающего предприятия предусматривает: организацию мониторинга процессов выполнения тактических и стратегических планов, разработку объективных методов экономической оценки результатов деятельности и потенциала, обработку и систематизацию всей полученной информации, влияющей на достижение тактических и стратегических задач, формирование аналитической и статистической базы данных о рисках и резервах, причинах и следствиях, а также потенциальных решениях и методах их достижения, организацию сбора, обработки и передачи информации в оперативном режиме с использованием информационных технологий, применение эффективной политики мотивации персонала на основе результатов достижения тактических и стратегических целей [2, 3, 8].

Предлагаемый механизм ориентирован на разработку стратегии управления устойчивым развитием, которая дает возможность обеспечить в ближайшей перспективе переход предприятий мясоперерабатывающей промышленности с одного уровня рыночного хозяйствования на иной, более современный, совершенный, адекватный внешним условиям, способствующий динамическим изменениям согласно политической и социально-экономической ситуации в стране. Таким образом, стратегическое управление устойчивым развитием предприятия мясоперерабатывающей промышленности способно обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества, удовлетворять потребности общества в мясных изделиях, а также повысить уровень продовольственной безопасности Российской Федерации в рамках реализации политики импортозамещения [2, 8, 12]. Также представленный механизм позволит сформировать комплекс стратегических решений, направленных на установление баланса между потенциалом предприятий и его внешней средой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова И.П., Корнева Ю.С. Повышение эффективности управления предприятием на основе совершенствования системы сбыта (на примере мясоперерабатывающих предприятий): монография. Воронеж: ЦНТИ, 2011.

2. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Хлынин М.Ю. Формирование и развитие промышленных кластеров // Технико-технологические проблемы сервиса. 2014. № 1 (27). С. 92-99.

3. Вертакова Ю.В., Клименко П.А. Устойчивость в социально-экономическом развитии региона // Известия Тульского государственного университета. Серия Экономика. Управление. Финансы. 2005. № 1. С. 407410.

4. Вертакова Ю.В., Клевцов С.М., Клевцова М.Г. Устойчивость развития территории: морфология экономического пространства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 1 (18). С. 87-96.

5. ВладимироваЛ.П. Планирование и прогнозирование в условиях рынка. М.: Дашков и К, 2001.

6. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам по реорганизации и консультантам по управлению. М., 2003.

7. Гуров В.И., Праведникова Е.Ю., Волобуева Н.А. Сущность и значение перерабатывающей промышленности в обеспечении продовольственной безопасности // Вестник Курский государственный сельскохозяйственной академии. 2011. Т. 4. № 4. С. 12-15.

8. Гусев И.С. Управление устойчивым развитием мясоперерабатывающих предприятий в реализации механизма стратегического планирования // Вестник ВГУИТ. Серия: Экономика и управление. 2015. № 2. С. 267-271.

9. Дракер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2006. 432 с.

10. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. М., 2006.

11. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 38-47.

12. Положенцева Ю.С., Фоменко В.В., Литвинова О.В. Обоснование стратегических ориентиров развития промышленности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 2 (53). С. 60-70.

13. Удалов Ф.Е., Алехина О.Ф., Кулагова И.А. Некоторые вопросы формирования стратегии развития промышленных предприятий // Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. 2011. № 1. С. 301-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.