Научная статья на тему 'Государственное регулирование структурных изменений в промышленности'

Государственное регулирование структурных изменений в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / STRUCTURAL POLICY / STATE REGULATION / SCHEME OF TERRITORIAL PLANNING / INDUSTRY / BALANCED DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Положенцева Юлия Сергеевна, Вертакова Юлия Владимировна, Скочко Анастасия Юрьевна

Вследствие нестабильной политической ситуации в мире, вызывающей значительные колебания экономических показателей отдельных стран и мировой экономики в целом, Российская Федерация уделяет особое внимание вопросу государственного регулирования структурных изменений в промышленности. Вопросы совокупного развития территории государства могут быть рассмотрены путем реализации принципов территориального планирования и разработки схем территориального планирования регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF STRUCTURAL CHANGES IN INDUSTRY

Due to the unstable political situation in the world, which causes significant fluctuations in the economic performance of individual countries and the world economy as a whole, the state of the Russian Federation pays special attention to the issue of state regulation of structural changes in industry. Issues of the overall development of the territory of the state can be considered by implementing the principles of territorial planning and the development of schemes for territorial planning of regions.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование структурных изменений в промышленности»

/Ь МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В., Скочко А.Ю.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. Вследствие нестабильной политической ситуации в мире, вызывающей значительные колебания экономических показателей отдельных стран и мировой экономики в целом, Российская Федерация уделяет особое внимание вопросу государственного регулирования структурных изменений в промышленности. Вопросы совокупного развития территории государства могут быть рассмотрены путем реализации принципов территориального планирования и разработки схем территориального планирования регионов.

Ключевые слова. Структурная политика, государственное регулирование, схема территориального планирования, промышленность, сбалансированное развитие.

Polozhentseva Y.S., Vertakova Y.V., Skochko A.Y. STATE REGULATION OF STRUCTURAL CHANGES IN INDUSTRY

Abstract. Due to the unstable political situation in the world, which causes significant fluctuations in the economic performance of individual countries and the world economy as a whole, the state of the Russian Federation pays special attention to the issue of state regulation of structural changes in industry. Issues of the overall development of the territory of the state can be considered by implementing the principles of territorial planning and the development of schemes for territorial planning of regions.

Keywords. Structural policy, state regulation, scheme of territorial planning, industry, balanced development.

Вследствие нестабильной политической ситуации в мире, вызывающей значительные колебания экономических показателей отдельных стран и мировой экономики в целом, Российская Федерация уделяет особое внимание вопросу экономической стабильности страны. В ряде публикаций приостановление экономического сотрудничества европейскими странами с Россией рассматрива-

ГРНТИ 06.56.31

© Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В., Скочко А.Ю., 2018

Юлия Владимировна Вертакова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Юлия Сергеевна Положенцева - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Анастасия Юрьевна Скочко - менеджер по закупкам ООО «Предо» (г. Курск).

Контактные данные для связи с авторами (Положенцева Ю.С.): 305004, г. Курск, ул. Челюскинцев, 19 (Russia, Kursk, Cheluskians str., 19). Тел.: 8 (4712) 22-26-46. E-mail: polojenceva84@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.07.2018.

Исследование выполнено на основе гранта Президента РФ по государственной поддержке молодых российских ученых № МК-831.2017.6 «Государственное регулирование дифференциации экономического пространства инструментами новой региональной политики».

ется скорее как преимущество для развития отечественной экономики и различных отраслей промышленности. Тем не менее, изоляция России может негативно сказаться на ее инвестиционном климате, обмене опытом и технологиями со странами Запада.

Структурные сдвиги в экономической системе на практике проводятся при активном участии государства, тем не менее, теоретически рыночный способ ведения хозяйства автоматически создает необходимую гибкость и переменчивость структуры промышленности. Основной целью реструктуризации предприятий является существенное повышение эффективности их координирования, а также осуществления целого ряда изменений по приведению предприятия в соответствие с разработанной стратегией его развития. Подобный комплекс мер предусматривает следующий ряд изменений: структуры производства, активов, пассивов и системы управления. Данные изменения нацелены на повышения доходности, конкурентоспособности, преодоление убыточности, рост устойчивости, нивелирование угрозы банкротства.

Структурная политика государства в развитых странах предусматривает систему действий правительства, направленную на рекомбинацию ресурсного потенциала страны с целью создания, а также развития и качественного обновления всей базы экономического роста. Она опирается на выработку национальных ориентиров структурных изменений промышленности и организацию методов регулирования с целью обеспечения скопления ресурсов и капиталов по наиважнейшим направлениям [1, 6]. Экономический рост подразумевает переливание ресурсов и капиталов из убыточных видов деятельности в более прибыльные.

На сегодняшний день экономика Российской Федерации - в стадии структурных сдвигов, отсюда она характеризуется многочисленными структурными преобразованиями, постоянно протекающими структурными изменениями экономической системы. Структурные сдвиги, в основном, определены неравномерным развитием той или иной части экономической системы, все зависит от изменения потребительского спроса или от технологической, организационной модернизации производственного цикла. Рядом с этими закономерными и в большой степени прогнозируемыми сторонами существует ситуация шоковой нагрузки на экономическую систему, которая вызвана внешними факторами.

Примером такой шоковой нагрузки является введение санкций Европейским союзом по отношению к некоторым секторам экономики Российской Федерации. На основе точечной дестабилизации экономической системы со стороны Европейского союза в большой степени стал жертвой один из значительных по своей деятельности налоговых агентов: добывающая промышленность, а также финансовой сектор экономической системы.

При значительных изменениях, которые произошли в экономической структуре в период действия шоковой нагрузки, одним из важнейших моментов является необходимость не упустить главную мысль стратегического развития экономической системы. Выбирая мероприятия, направленные на содействие развитию экономики страны, следует отталкиваться не от среднесрочного развития экономической системы, а от стратегического целенаправленного развития [9, 10]. Исходя из этого, существует необходимость в продолжении политики долгосрочного развития экономической системы, в частности стимулирования потенциально значимых и конкурентоспособных отраслей экономики.

Данная программа, а также направления развития российской экономики раскрыты в плане стратегического развития Российской Федерации на период до 2020 года. На основе данного документа, приоритетные направления развития экономики Российской Федерации направлены на развитие аграрного и промышленного комплекса нашей страны.

Промышленность Российской Федерации расположена в таком состоянии, при котором самостоятельное возрождение нереально. В период промышленного кризиса требуются меры государственной поддержки и регулирования, ориентированные на разработку и проведение государственной промышленной политики, приемлемо учитывающей укоренившиеся экономические взаимоотношения, интересы Российской Федерации и падающие надежды на участие в международном разделении труда.

Государственное регулирование, как считают авторы, это основной фактор развития промышленности. Однако выбор его направлений, оценка затрат и результатов в сложившихся на сегодняшний день условиях обязаны строиться на рыночных механизмах. С их помощью следует во-

плотить в жизнь принципы эффективности и увеличения объемов реализации, воспроизводственной направленности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, социальных результатов и экологических ограничений [5, 7, 8].

На сегодняшний день система государственного управления Российской Федерации отходит от прямого управления к экономическим механизмам, которые способны создать условия для самона-страиваемости производственных и реализационных процессов. За основу системы развития промышленного сектора взят переход к рыночным методам и способам регулирования, которые могут быть эффективно реализованы при соответствующей им маркетинговой концепции развития промышленности. В этой связи основной целью концепции промышленной политики региона является выбор и обоснование направленности промышленного развития, вкладывающейся в основную стратегию государственной региональной политики.

На этапе создания социально-ориентированной экономики наиболее важным моментом является определение направлений социального и экономического развития государства. Социально-экономическая оценка территории является частью комплексной градостроительной и экономической оценки территории. Невозможно представить управление такой большой страны, как Россия, без системы территориального планирования. Соответствующие схемы являются важным, а для многих регионов единственным, предпроектным основным документом, определяющим их развитие на длительную перспективу.

Таблица 1

Обзор по наличию разработанных карт планирования территорий__

Существую- Муниципальные об- Планируемые для размеще-

щие и строя- разования, на терри- ния объекты регионального

Наименование территории щиеся объекты федераль- ториях которых планируется размещение и местного значения в соответствии с документами Итого

ного значе- объектов федерально- территориального планиро-

ния го значения вания

Республика Татарстан 5 11 30 46

Белгородская область 1 2 1 4

Брянская область 1 5 3 9

Владимирская область 2 4 9 15

Воронежская область 2 3 2 7

Ивановская область 3 4 5 12

Калужская область 3 5 5 13

Костромская область 2 5 4 11

Курская область 5 12 11 27

Липецкая область 2 5 3 10

г. Москва 4 8 6 18

Московская область 1 2 3 6

Орловская область 1 3 5 9

Рязанская область 4 3 2 9

Смоленская область 7 5 21 33

Тамбовская область 2 3 5 10

Тверская область 2 6 7 15

Тульская область 5 8 6 19

Ярославская область 3 11 27 41

Для разработки схем территориального планирования в каждом из регионов Российской Федерации были созданы специальные комиссии или призывались сторонние подрядчики. Действующие по сей день схемы сильно различаются в качественном содержании: если для одного региона схема могла писаться по частям различными подрядчиками, что привело к отсутствию целостности схемы, то в других случаях выбирались недостаточно компетентные подрядчики [4]. В такой ситуации продуктивность использования схем территориального планирования зависит от того, как постарались разработчики и насколько способны применить эту схему сотрудники исполнительных органов. Для достижения первого необходимы основы методологии комплексной оценки, ко-

торая сможет послужить инструментом прогнозирования для принятия решений на этапе проектирования схем территориального планирования, а также позволит выбрать наилучший вариант схем территориального планирования от нескольких подрядчиков [3].

Таблица 2

Динамика развития секторов в российской экономике, млрд руб._

Сектора 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Продукция сельского хозяйства 2515 2587 3261 3339 3687 4319 4593 4602

Добыча

полезных ископаемых 5090 6218 8220 8950 9214 9691 11171 11712

Итого первичный сектор 7605 8805 11481 12289 12901 14010 15764 16314

Производство и распреде-

ление электроэнергии, газа и воды 3030 3665 4219 3996 4492 4712 4833 5164

Обрабаты-

вающие производства 14352 18872 22802 24323 26840 29661 33087 33898

Строительство 3998 4454,2 5140,3 5714,1 6019,5 6125,2 6148,4 -

Итого вторичный сектор 18350 23326,2 27942,3 30037,1 32859,5 35786,2 39235,4 33898

Транспорт и связь 3249,6 3662,5 4027,6 4598,9 4949,2 5025,2 5304,8 -

Торговля 145991,5 165120,4 191043,3 213945,2 236859,1 263562,3 275267,9 283055,9

Туризм - - 1533,1 1778,5 2052,4 2305,6 2450,0 2604,7

Здравоохранение, физкультура и спорт 312210 332820 388488 446992 546520 620705 701081 762728

Бытовые услуги 446728 487178 533466 595026 745747 806022 877938 928625

Общественное питание - 1200,0 1351,7 1454,2 1650,4 1741,2 1752,3 1608,7

Платные услуги 4504455 4943482 5540654 6036839 6927482 7467521 8050808 8636277

Итого третичный сектор 5412634,1 5933462,9 6660563,7 7300633,8 8465260,1 9166882,3 9914602 10614899,3

В своей работе мы попытались раскрыть положительные и отрицательные стороны разработанных и действующих на сегодняшний день схем территориально планирования регионов. Для

анализа нами были выбраны схемы Центрального федерального округа, а также схема республики Татарстан, так как в ней наиболее полно представлена информация. Рассматривая положения к схемам территориального планирования выбранных нами регионов, мы пришли к выводу, что все положения схожи между собой и имеют следующую структуру: цели и задачи схемы территориального планирования конкретного региона; общие сведения о регионе; перечень мероприятий по территориальному планированию и последовательность их выполнения.

Важно отметить, что в положении о территориальном планировании республики Татарстан добавлены технико-экономические показатели, что более подробно раскрывает информацию о рассматриваемой территории. Для более наглядной оценки разработанных схем мы представили в таблице 1 обзор по наличию разработанных карт планирования территорий в соответствии со ст. 9 ч. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации [2].

Изучив таблицу 1, мы видим, что наибольшее количество разработанных карт территориального планирования региона имеется в следующих субъектах: республика Татарстан, Ярославская, Смоленская и Курская области. Полученный результат показывает, что в данных регионах более детально раскрыты направления развития, это способствует более точному планированию развития страны в целом. Проанализировав схемы территориального планирования регионов, мы сделали вывод, что республика Татарстан по праву может считаться образцовой, и при разработке схем других регионов необходимо равняться на данную республику. Качественно разработанные схемы территориального планирования позволяют более точно представить картину происходящего в стране, а также помогают при планировании развития различных отраслей.

Анализ доли объемов производства продукции секторов в ВВП свидетельствует о неравномерности развития и о ежегодном усилении диспропорций между секторами (табл. 2) [11, 12]. Проанализировав динамику развития секторов в российской экономике, мы можем говорить, что развитие промышленности нестабильно. У разных отраслей промышленности по отдельным регионам прослеживается как рост, так и спад показателей оборота промышленного сектора. Для улучшения ситуации всего промышленного сектора в целом, которой является основой для экономики, необходимо детально рассматривать каждый регион в отдельности, для того, чтобы правильно составить карту мероприятий по развитию промышленного сектора как отдельного региона, округа, так и всей страны в целом.

Отечественный и зарубежный опыт территориального планирования показывает, что вопросы совокупного развития территории государства могут быть рассмотрены путем реализации мероприятий документов территориального планирования. В условиях Российской Федерации необходимо иметь систему общих и отраслевых документов территориального планирования, способных обеспечить всестороннее и сбалансированное развитие всех субъектов Российской Федерации.

Проектирование схем территориального планирования способствует повышению эффективности управления развитием территории, улучшению условий жизнедеятельности населения, оздоровлению социально-экологической обстановки и решению проблем устойчивого развития регионов. Именно поэтому в условиях Российской Федерации необходимо иметь систему общих и отраслевых документов территориального планирования, способных обеспечить всестороннее и сбалансированное развитие всех субъектов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В., Плотникова Н.А., Плотников В.А. Промышленная политика России: направленность и инструментарий // Экономическое возрождение России. 2017. № 3 (53). С. 49-56.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040 (дата обращения 01.06.2018).

3. Дорн И.Н. О необходимости оценки эффективности схем территориального планирования // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. № 1.

4. Креймер М.А. Экономические задачи территориального планирования и экологическое обоснование судьбы земли // Вестник СГГА. 2012. Вып. 3 (19). С. 78-88.

5. Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Плотников В.А., Смуров А.М.Механизм выбора инновационно-инвестиционных проектов, направленных на достижение стратегических целей развития промышленности региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 3. С. 84-96.

6. Положенцева Ю.С., Фоменко В.В., Литвинова О.В. Обоснование стратегических ориентиров развития промышленности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 2 (53). С. 60-70.

7. Плотников В.А. Промышленное развитие и технологическая безопасность как факторы формирования инновационной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 17-24.

8. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Непочатых О.Ю. Методика выбора предприятий-реципиентов бюджетной поддержки при реализации государственной промышленной политики // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 23. № 2. С. 106-118.

9. Сухарев О.С. Структурные проблемы экономики России: теоретическое обоснование и практические решения. М.: Финансы и статистика, 2010. 192 с.

10. Сухарев О.С., Логвинов С.А. Управление структурными изменениями экономики. М.: ИНФРА-М, 2013. 367 с.

11. Федеральная государственная информационная система территориального планирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgistp.economy.gov.ru (дата обращения 30.05.2018).

12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 05.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.