Научная статья на тему 'Механизм разработки корпоративной стратегии компаний в условиях особых экономических зон промышленно-производственного типа в Российской Федерации'

Механизм разработки корпоративной стратегии компаний в условиях особых экономических зон промышленно-производственного типа в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Ю. К., Присекина К. А.

Рассматриваются актуальные проблемы функционирования корпоративных структур в условиях особых экономических зон, выделяются положительные и отрицательные последствия деятельности компаний в ОЭЗ промышленно-производственного типа, предлагается алгоритм выработки стратегии корпоративного развития и оцениваются перспективы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors discuss acute problems of corporate structures functioning in conditions of specific economic zones, positive and negative consequences of companies' work in economic zones of industrial and production type and advance the algorithm of corporate development strategy and assess the prospects of its realization.

Текст научной работы на тему «Механизм разработки корпоративной стратегии компаний в условиях особых экономических зон промышленно-производственного типа в Российской Федерации»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Канд. экон. наук Ю. К. Беляев К. А. Присекина

МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются актуальные проблемы функционирования корпоративных структур в условиях особых экономических зон, выделяются положительные и отрицательные последствия деятельности компаний в ОЭЗ промышленно-производственного типа, предлагается алгоритм выработки стратегии корпоративного развития и оцениваются перспективы ее реализации.

В настоящее время в Российской Федерации формируются особые экономические зоны (ОЭЗ), которые призваны создать институциональные предпосылки совершения перехода от топливно-энергетической направленности развития экономики страны к наукоемкому, инновационному производству. Цель образования ОЭЗ - стимулирование развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Посредством формирования и функционирования особых экономических зон предполагается создать благоприятные условия для укрепления экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения и научного потенциала России и ее приграничных территорий, можно предположить, что создание в ряде регионов сети особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации. Как показывает мировая практика, ОЭЗ -оправдавшая себя форма активизации бизнес-процессов и фактор совершенствования корпоративных бизнес-моделей.

В соответствии с федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»» под промыш-ленно-производственной особой экономической зоной понимается участок территории площадью не более 20 квадратных километров, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Поскольку особенности системы корпоративных отношений определяются характером взаимодействия с конкретными клиентами и технологиями, то оче-

видна необходимость в дальнейшей регламентации и уточнении порядка регулирования деятельности этих зон, их статуса.

Главная цель промышленно-производственных зон - стимулирование притока инвестиций в производственный сектор, способствование диверсификации экономики, возникновение и развитие высокотехнологичных отраслей и производств, ориентированных на экспорт и на производство продукции, не имеющей аналогов на территории РФ. Хотя и не установлено жестких требований к инновационности, безаналоговости производств, наличие этих требований является желательным фактором, поскольку для России обеспечение инновационного характера технологического развития имеет критически важное значение, так как призвано ускорить создание новой, современной материально-технической базы, освоение производства конкурентоспособных видов продукции и в конечном счете выход в фазу устойчивого социально-экономического развития. Для любой корпоративной структуры внедрение нового инновационного продукта и реализация его на рынке связаны с высокими начальными издержками, но по мере достижения широкомасштабного производства издержки падают и продукция становится конкурентоспособной.

Первый и пока единственный объявленный правительством РФ открытый конкурс на создание особых экономических зон промышленно-производ-ственного типа (ОЭЗ ППТ) собрал по стране заявки из 43 российских регионов. Право на реализацию представленных проектов получили лишь шесть претендентов, из них лишь два - на создание зон промышленно-производ-ственного типа, предназначенных заниматься непосредственно выпуском востребованной рынком продукции: в Елабуге (Татарстан) и в Грязинском районе Липецкой области. Власти этих субъектов Федерации приняли региональные законы о льготном налогообложении резидентов - тех предпринимателей, которые будут создавать предприятия в соответствии с утвержденным проектом. В настоящее время обе промышленно-производственные зоны находятся на стадии строительства, т. е. ни одна из них еще по-настоящему не функционирует. Этот факт, равно как и создание только двух ОЭЗ ППТ, объясняется не только ограниченностью бюджетных средств (как федеральных, так и местных, региональных), но и отсутствием положительного опыта государственного администрирования.

Для международных и российских корпораций, действующих в условиях ОЭЗ, предусмотрены особенности налогообложения, администрирования, режима землепользования, таможенного режима. Срок существования особых экономических зон - 20 лет. Продлению он не подлежит.

Положительным моментом для компаний является то, что резидентов промышленно-производственных зон будут освобождать от уплаты налога на имущество, на транспортные средства и земельного налога на пять лет. Кроме того, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Таким образом, компании смогут быстрее обновлять оборудование. Будет снято и 30%-ное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие. Помимо этого на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной

зоны. Это означает, что иностранные товары можно размещать и использовать в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские - с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин [5].

В ОЭЗ, как правило, создается уполномоченный банк зоны, который осуществляет расчетно-кассовое обслуживание охватываемых ею предприятий в любой валюте (своего рода центральный банк зоны). Тем самым при создании и функционировании ОЭЗ предполагается делегирование ей ряда прав нормативно-законодательного характера, позволяющих сформировать свое специальное зональное законодательство.

По подсчетам Минэкономразвития РФ, издержки резидентов будут ниже, чем у аналогичных предприятий вне ОЭЗ, на 30%. Основное снижение издержек произойдет за счет инвестиций государства в инфраструктуру зон. В частности, федеральные и областные власти должны взять на себя инженерное обеспечение - строительство дорог, водопровода, канализации, обеспечение электроэнергией и газом.

Такой подход требует поиска и оптимизации различных форм государственно-частного (прежде всего государственно-корпоративного) партнерства. В противном случае предприятия-резиденты способны, на наш взгляд, монополизировать основную часть инвестиций, информации, высококвалифицированных кадров и другие ресурсы, вызывая тем самым структурные диспропорции, что будет, в частности, ставить под сомнение развитие малого и среднего бизнеса в регионе. Помимо этого необходимо учитывать и предотвращать возможные перемещения компаний из одного района или одной области в другие с целью получения соответствующих льгот и преференций.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса многомиллиардные в инвалютном исчислении средства. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. В свою очередь, государство гарантирует инвесторам защиту от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории зоны, что в свою очередь является отрицательным моментом при формировании стратегии роста компаний.

Нельзя не отметить еще одну проблему функционирования корпоративных структур в условиях особых экономических зон, а именно нехватку высококвалифицированных кадров. Можно предвидеть острый дефицит как руководящих кадров, особенно среднего звена, так и рабочего персонала. С развитием промышленных предприятий, появлением новых высокотехнологичных производств возрастет потребность в специалистах в области аудита, финансовых и консалтинговых услуг, юриспруденции, информационных технологий, не говоря уже о квалифицированных кадрах в области корпоративного менеджмента.

Таким образом, для продуктивного функционирования особых экономических зон промышленно-производственного типа на территории РФ необходимо четырехстороннее сотрудничество между федеральными, региональными, местными властями и корпорациями-резидентами. Только при этом ус-

ловии крупные компании могут рассчитывать на положительные последствия вхождения в ОЭЗ.

В настоящее время в процессе поиска действенных технологий по выводу предприятий на траекторию устойчивого роста крупные корпорации стремятся искать дополнительные источники, формы и способы расширения своей деятельности. Разработка грамотной корпоративной стратегии компании позволит быстрее адаптироваться к внешним изменениям, извлечь наибольшую выгоду из сложившейся ситуации, а также внести значительный вклад в развитие экономики страны в целом.

Как известно, компания не может существовать на рынке без эффективной стратегии реагирования на ускоряющиеся изменения внешней среды и постоянно растущие запросы потребителей, в противном случае она обречена быть вытесненной с рынка. Руководство крупных корпоративных структур все чаще отказывается от понимания стратегии как долгосрочного детального плана развития бизнеса. Стало очевидно, что в связи с быстроменяющейся внешней средой наиболее эффективны краткосрочные проекты, реализуемые в рамках стратегических инициатив.

Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Однако чтобы такое расширение происходило тем или иным путем, необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами. Размер делового предприятия во многих случаях приравнивается к сильной стороне бизнеса, доминированию на рынке, стабильности доходов, способности привлечь хороших менеджеров. Для компаний с внешними акционерами характерны требования к росту дивидендов и доходности в расчете на акцию. Эти моменты должны находить отражение в стратегии.

В связи с этим предлагается следующий алгоритм процесса выработки стратегии корпоративными структурами (рис. 1): компании (бизнес-единицы), отталкиваясь от бизнес-идеи, определяют и обосновывают бизнес-модель, т. е. метод осуществления бизнеса, с помощью которого они обеспечивают себя доходом. Успешная корпорация должна постоянно менять свою бизнес-модель, а не только работать над улучшением продукта или услуги, так как в бизнесе нет универсальных рецептов, действующих везде и всегда. В таких изменениях важен не процесс, а результат. Особенно это относится к российским компаниям, которые не могут полагаться на эксплуатацию природных или административных ресурсов [4]. Исходя из бизнес-модели формулируется стратегия дальнейшего развития и создается новая бизнес-модель. Следует также обеспечить механизм обратной связи, чтобы своевременно вносить необходимые коррективы и, возможно, переформулировать бизнес-идею.

На процесс выработки стратегии оказывает влияние внешняя и внутренняя среда компании. Внешняя среда делится на среду прямого и косвенного воздействия. По мнению авторов, к элементам среды прямого воздействия для корпораций-резидентов особых экономических зон промышленно-производ-ственного типа можно отнести помимо клиентов, поставщиков, деловых партнеров и конкурентов еще и местные власти, отношения и контакты с которыми должны выглядеть как двухстороннее сотрудничество. С одной стороны,

местные власти будут предоставлять льготы и преференции, использовать свои возможности по планированию развития ОЭЗ с учетом интересов компаний, развивать инфраструктуру, а с другой - корпорации-резиденты будут вкладывать часть своей прибыли в региональные проекты.

Рис. 1. Принципиальная схема процесса выработки стратегии корпоративными структурами с механизмом обратной связи

Решающее значение в деятельности компаний играют институты, осуществляющие регулирование технологической и промышленной политики, так как обеспечение инновационного характера технологического развития, производство продукции, не имеющей аналогов на территории РФ, - основные задачи эффективного функционирования ОЭЗ, а следовательно, и корпораций резидентов. Ускорение развития компаний обеспечивается инновационными идеями.

К элементам среды прямого воздействия также можно отнести институты, осуществляющие правовое регулирование. Законы и другие нормативные

акты определяют рамки действия корпораций во взаимоотношениях с другими субъектами права и формируют инвестиционный климат.

Еще одним, но не последним элементом являются институты, регулирующие рынок рабочей силы, поскольку с развитием промышленных предприятий, появлением новых высокотехнологичных производств резко возрастет потребность в высококвалифицированных специалистах.

К элементам среды косвенного воздействия можно отнести международные события и экономические факторы, так как ОЭЗ призваны создать благоприятные условия для укрепления экономического и научного потенциала страны.

Внешняя среда оказывает влияние на внутреннюю, вызывая в ней изменения, которые влияют как на бизнес-идею, так и на бизнес-модель и на бизнес-стратегию. Для того чтобы компания воспользовалась внешними возможностями, она должна иметь сильную внутреннюю среду, к которой можно отнести кадры, организационную структуру, производственный потенциал, маркетинг, финансы, корпоративную культуру, ноу-хау и др.

При этом необходимо выделить следующие оценочные признаки (индикаторы) эффективной корпоративной стратегии [3]:

- корпоративная стратегия содержит ясное представление о том, как корпорация в целом может создавать стоимость;

- корпоративная стратегия является системой взаимодействующих частей, когда успех одного направления может стимулировать успех других направлений;

- корпоративная стратегия позволяет эффективно капитализировать возникающие на рынке новые возможности;

- выгоды участия в бизнесе корпоративного центра должны превышать расходы на него.

В современной экономической обстановке перед компаниями как никогда остро стоит еще и проблема интенсификации роста, поэтому значение поиска и применения эффективных стратегий постоянно возрастает.

Корпорации, вступающие в ОЭЗ ППТ, на первом этапе, как правило, занимаются различными, не связанными между собой технологически, экономически и в управленческом смысле видами деятельности. Так как территория особой экономической зоны по законодательству ограничена, компании начинают взаимодействовать друг с другом, со своими клиентами, поставщиками, деловыми партнерами, а также с региональными и местными властями. Тем самым формируется определенная система отношений. В данных условиях возможна как диверсификация деятельности предприятий-резидентов, для того чтобы находиться в рамках одной производственной цепочки, так и вхождение других бизнес-структур, непосредственно дополняющих эту целостность. В результате может возникнуть неформальная корпорация (прообраз кластера) индустриального комплекса, сформированного на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, а также способного влиять на решения местных и региональных властей, требовать более выгодные для себя условия сотрудничества с поставщиками и клиента-

ми. Схема взаимодействия компаний-резидентов ОЭЗ ППТ с внешней средой представлена на рис. 2. При этом предполагается вероятность перехода системы из одного состояния в другое, качественно новое. Такая ситуация требует управления подконтрольными структурами для получения синергетического эффекта от взаимодействия элементов системы.

Внешняя среда

Таким образом, внимание к выявлению специфики функционирования корпораций в условиях особых экономических зон будет способствовать, с одной стороны, открытию новых стратегических перспектив, а с другой -улучшению делового климата, созданию прозрачных и стабильных правил осуществления результативной экономической деятельности.

Список литературы

1. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998.

2. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997.

3. Идрисов А. Разработка стратегии роста // www.raexpert.ru/conference/ 2000-2004/ге81хис1;ип^М118ОУ.рр1#276,18

4. Милов Г. Бремя постоянных перемен // Ведомости. 2006. 2 марта.

5. Плеханов И. Налоговый рай в регионах // www.rosez.ru/analitika/ analitika_04.html

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.