ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Канд. экон. наук Ю. К. Беляев К. А. Присекина
МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматриваются актуальные проблемы функционирования корпоративных структур в условиях особых экономических зон, выделяются положительные и отрицательные последствия деятельности компаний в ОЭЗ промышленно-производственного типа, предлагается алгоритм выработки стратегии корпоративного развития и оцениваются перспективы ее реализации.
В настоящее время в Российской Федерации формируются особые экономические зоны (ОЭЗ), которые призваны создать институциональные предпосылки совершения перехода от топливно-энергетической направленности развития экономики страны к наукоемкому, инновационному производству. Цель образования ОЭЗ - стимулирование развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Посредством формирования и функционирования особых экономических зон предполагается создать благоприятные условия для укрепления экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения и научного потенциала России и ее приграничных территорий, можно предположить, что создание в ряде регионов сети особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации. Как показывает мировая практика, ОЭЗ -оправдавшая себя форма активизации бизнес-процессов и фактор совершенствования корпоративных бизнес-моделей.
В соответствии с федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»» под промыш-ленно-производственной особой экономической зоной понимается участок территории площадью не более 20 квадратных километров, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Поскольку особенности системы корпоративных отношений определяются характером взаимодействия с конкретными клиентами и технологиями, то оче-
видна необходимость в дальнейшей регламентации и уточнении порядка регулирования деятельности этих зон, их статуса.
Главная цель промышленно-производственных зон - стимулирование притока инвестиций в производственный сектор, способствование диверсификации экономики, возникновение и развитие высокотехнологичных отраслей и производств, ориентированных на экспорт и на производство продукции, не имеющей аналогов на территории РФ. Хотя и не установлено жестких требований к инновационности, безаналоговости производств, наличие этих требований является желательным фактором, поскольку для России обеспечение инновационного характера технологического развития имеет критически важное значение, так как призвано ускорить создание новой, современной материально-технической базы, освоение производства конкурентоспособных видов продукции и в конечном счете выход в фазу устойчивого социально-экономического развития. Для любой корпоративной структуры внедрение нового инновационного продукта и реализация его на рынке связаны с высокими начальными издержками, но по мере достижения широкомасштабного производства издержки падают и продукция становится конкурентоспособной.
Первый и пока единственный объявленный правительством РФ открытый конкурс на создание особых экономических зон промышленно-производ-ственного типа (ОЭЗ ППТ) собрал по стране заявки из 43 российских регионов. Право на реализацию представленных проектов получили лишь шесть претендентов, из них лишь два - на создание зон промышленно-производ-ственного типа, предназначенных заниматься непосредственно выпуском востребованной рынком продукции: в Елабуге (Татарстан) и в Грязинском районе Липецкой области. Власти этих субъектов Федерации приняли региональные законы о льготном налогообложении резидентов - тех предпринимателей, которые будут создавать предприятия в соответствии с утвержденным проектом. В настоящее время обе промышленно-производственные зоны находятся на стадии строительства, т. е. ни одна из них еще по-настоящему не функционирует. Этот факт, равно как и создание только двух ОЭЗ ППТ, объясняется не только ограниченностью бюджетных средств (как федеральных, так и местных, региональных), но и отсутствием положительного опыта государственного администрирования.
Для международных и российских корпораций, действующих в условиях ОЭЗ, предусмотрены особенности налогообложения, администрирования, режима землепользования, таможенного режима. Срок существования особых экономических зон - 20 лет. Продлению он не подлежит.
Положительным моментом для компаний является то, что резидентов промышленно-производственных зон будут освобождать от уплаты налога на имущество, на транспортные средства и земельного налога на пять лет. Кроме того, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Таким образом, компании смогут быстрее обновлять оборудование. Будет снято и 30%-ное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие. Помимо этого на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной
зоны. Это означает, что иностранные товары можно размещать и использовать в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские - с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин [5].
В ОЭЗ, как правило, создается уполномоченный банк зоны, который осуществляет расчетно-кассовое обслуживание охватываемых ею предприятий в любой валюте (своего рода центральный банк зоны). Тем самым при создании и функционировании ОЭЗ предполагается делегирование ей ряда прав нормативно-законодательного характера, позволяющих сформировать свое специальное зональное законодательство.
По подсчетам Минэкономразвития РФ, издержки резидентов будут ниже, чем у аналогичных предприятий вне ОЭЗ, на 30%. Основное снижение издержек произойдет за счет инвестиций государства в инфраструктуру зон. В частности, федеральные и областные власти должны взять на себя инженерное обеспечение - строительство дорог, водопровода, канализации, обеспечение электроэнергией и газом.
Такой подход требует поиска и оптимизации различных форм государственно-частного (прежде всего государственно-корпоративного) партнерства. В противном случае предприятия-резиденты способны, на наш взгляд, монополизировать основную часть инвестиций, информации, высококвалифицированных кадров и другие ресурсы, вызывая тем самым структурные диспропорции, что будет, в частности, ставить под сомнение развитие малого и среднего бизнеса в регионе. Помимо этого необходимо учитывать и предотвращать возможные перемещения компаний из одного района или одной области в другие с целью получения соответствующих льгот и преференций.
Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса многомиллиардные в инвалютном исчислении средства. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. В свою очередь, государство гарантирует инвесторам защиту от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.
Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории зоны, что в свою очередь является отрицательным моментом при формировании стратегии роста компаний.
Нельзя не отметить еще одну проблему функционирования корпоративных структур в условиях особых экономических зон, а именно нехватку высококвалифицированных кадров. Можно предвидеть острый дефицит как руководящих кадров, особенно среднего звена, так и рабочего персонала. С развитием промышленных предприятий, появлением новых высокотехнологичных производств возрастет потребность в специалистах в области аудита, финансовых и консалтинговых услуг, юриспруденции, информационных технологий, не говоря уже о квалифицированных кадрах в области корпоративного менеджмента.
Таким образом, для продуктивного функционирования особых экономических зон промышленно-производственного типа на территории РФ необходимо четырехстороннее сотрудничество между федеральными, региональными, местными властями и корпорациями-резидентами. Только при этом ус-
ловии крупные компании могут рассчитывать на положительные последствия вхождения в ОЭЗ.
В настоящее время в процессе поиска действенных технологий по выводу предприятий на траекторию устойчивого роста крупные корпорации стремятся искать дополнительные источники, формы и способы расширения своей деятельности. Разработка грамотной корпоративной стратегии компании позволит быстрее адаптироваться к внешним изменениям, извлечь наибольшую выгоду из сложившейся ситуации, а также внести значительный вклад в развитие экономики страны в целом.
Как известно, компания не может существовать на рынке без эффективной стратегии реагирования на ускоряющиеся изменения внешней среды и постоянно растущие запросы потребителей, в противном случае она обречена быть вытесненной с рынка. Руководство крупных корпоративных структур все чаще отказывается от понимания стратегии как долгосрочного детального плана развития бизнеса. Стало очевидно, что в связи с быстроменяющейся внешней средой наиболее эффективны краткосрочные проекты, реализуемые в рамках стратегических инициатив.
Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Однако чтобы такое расширение происходило тем или иным путем, необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами. Размер делового предприятия во многих случаях приравнивается к сильной стороне бизнеса, доминированию на рынке, стабильности доходов, способности привлечь хороших менеджеров. Для компаний с внешними акционерами характерны требования к росту дивидендов и доходности в расчете на акцию. Эти моменты должны находить отражение в стратегии.
В связи с этим предлагается следующий алгоритм процесса выработки стратегии корпоративными структурами (рис. 1): компании (бизнес-единицы), отталкиваясь от бизнес-идеи, определяют и обосновывают бизнес-модель, т. е. метод осуществления бизнеса, с помощью которого они обеспечивают себя доходом. Успешная корпорация должна постоянно менять свою бизнес-модель, а не только работать над улучшением продукта или услуги, так как в бизнесе нет универсальных рецептов, действующих везде и всегда. В таких изменениях важен не процесс, а результат. Особенно это относится к российским компаниям, которые не могут полагаться на эксплуатацию природных или административных ресурсов [4]. Исходя из бизнес-модели формулируется стратегия дальнейшего развития и создается новая бизнес-модель. Следует также обеспечить механизм обратной связи, чтобы своевременно вносить необходимые коррективы и, возможно, переформулировать бизнес-идею.
На процесс выработки стратегии оказывает влияние внешняя и внутренняя среда компании. Внешняя среда делится на среду прямого и косвенного воздействия. По мнению авторов, к элементам среды прямого воздействия для корпораций-резидентов особых экономических зон промышленно-производ-ственного типа можно отнести помимо клиентов, поставщиков, деловых партнеров и конкурентов еще и местные власти, отношения и контакты с которыми должны выглядеть как двухстороннее сотрудничество. С одной стороны,
местные власти будут предоставлять льготы и преференции, использовать свои возможности по планированию развития ОЭЗ с учетом интересов компаний, развивать инфраструктуру, а с другой - корпорации-резиденты будут вкладывать часть своей прибыли в региональные проекты.
Рис. 1. Принципиальная схема процесса выработки стратегии корпоративными структурами с механизмом обратной связи
Решающее значение в деятельности компаний играют институты, осуществляющие регулирование технологической и промышленной политики, так как обеспечение инновационного характера технологического развития, производство продукции, не имеющей аналогов на территории РФ, - основные задачи эффективного функционирования ОЭЗ, а следовательно, и корпораций резидентов. Ускорение развития компаний обеспечивается инновационными идеями.
К элементам среды прямого воздействия также можно отнести институты, осуществляющие правовое регулирование. Законы и другие нормативные
акты определяют рамки действия корпораций во взаимоотношениях с другими субъектами права и формируют инвестиционный климат.
Еще одним, но не последним элементом являются институты, регулирующие рынок рабочей силы, поскольку с развитием промышленных предприятий, появлением новых высокотехнологичных производств резко возрастет потребность в высококвалифицированных специалистах.
К элементам среды косвенного воздействия можно отнести международные события и экономические факторы, так как ОЭЗ призваны создать благоприятные условия для укрепления экономического и научного потенциала страны.
Внешняя среда оказывает влияние на внутреннюю, вызывая в ней изменения, которые влияют как на бизнес-идею, так и на бизнес-модель и на бизнес-стратегию. Для того чтобы компания воспользовалась внешними возможностями, она должна иметь сильную внутреннюю среду, к которой можно отнести кадры, организационную структуру, производственный потенциал, маркетинг, финансы, корпоративную культуру, ноу-хау и др.
При этом необходимо выделить следующие оценочные признаки (индикаторы) эффективной корпоративной стратегии [3]:
- корпоративная стратегия содержит ясное представление о том, как корпорация в целом может создавать стоимость;
- корпоративная стратегия является системой взаимодействующих частей, когда успех одного направления может стимулировать успех других направлений;
- корпоративная стратегия позволяет эффективно капитализировать возникающие на рынке новые возможности;
- выгоды участия в бизнесе корпоративного центра должны превышать расходы на него.
В современной экономической обстановке перед компаниями как никогда остро стоит еще и проблема интенсификации роста, поэтому значение поиска и применения эффективных стратегий постоянно возрастает.
Корпорации, вступающие в ОЭЗ ППТ, на первом этапе, как правило, занимаются различными, не связанными между собой технологически, экономически и в управленческом смысле видами деятельности. Так как территория особой экономической зоны по законодательству ограничена, компании начинают взаимодействовать друг с другом, со своими клиентами, поставщиками, деловыми партнерами, а также с региональными и местными властями. Тем самым формируется определенная система отношений. В данных условиях возможна как диверсификация деятельности предприятий-резидентов, для того чтобы находиться в рамках одной производственной цепочки, так и вхождение других бизнес-структур, непосредственно дополняющих эту целостность. В результате может возникнуть неформальная корпорация (прообраз кластера) индустриального комплекса, сформированного на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, а также способного влиять на решения местных и региональных властей, требовать более выгодные для себя условия сотрудничества с поставщиками и клиента-
ми. Схема взаимодействия компаний-резидентов ОЭЗ ППТ с внешней средой представлена на рис. 2. При этом предполагается вероятность перехода системы из одного состояния в другое, качественно новое. Такая ситуация требует управления подконтрольными структурами для получения синергетического эффекта от взаимодействия элементов системы.
Внешняя среда
Таким образом, внимание к выявлению специфики функционирования корпораций в условиях особых экономических зон будет способствовать, с одной стороны, открытию новых стратегических перспектив, а с другой -улучшению делового климата, созданию прозрачных и стабильных правил осуществления результативной экономической деятельности.
Список литературы
1. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998.
2. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997.
3. Идрисов А. Разработка стратегии роста // www.raexpert.ru/conference/ 2000-2004/ге81хис1;ип^М118ОУ.рр1#276,18
4. Милов Г. Бремя постоянных перемен // Ведомости. 2006. 2 марта.
5. Плеханов И. Налоговый рай в регионах // www.rosez.ru/analitika/ analitika_04.html
6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».