Научная статья на тему 'Особые экономические зоны: новые возможности для регионального и корпоративного развития'

Особые экономические зоны: новые возможности для регионального и корпоративного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Присекина К.А.

В статье рассмотрены актуальные проблемы теории и практики функционирования особых экономических зон, которые призваны стимулировать развитие всей экономики РФ через отдельные регионы. Предел роста многих регионов за счет собственных ресурсов достигнут, но далеко не все задачи социально-экономического развития решены. Предполагается, что функционирование корпораций в условиях ОЭЗ окажет стимулирующее развитие на региональную экономику. В статье уточняются цели, задачи создания ОЭЗ, анализируется накопленный опыт, рассматриваются новые возможности регионального и корпоративного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны: новые возможности для регионального и корпоративного развития»

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

К. А. ПРИСЕКИИА

Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова

В настоящее время в Российской Федерации накапливается опыт (как положительный, так и негативный), связанный с возникновением и регулированием деятельности особых экономических зон (ОЭЗ)*, которые призваны стимулировать развитие через инвестиции, в первую очередь, отдельных регионов, а также всей экономики. Особые экономические зоны воспринимаются в качестве институциональных предпосылок совершения перехода от топливно-энергетической направленности развития экономики страны к наукоемкому, инновационному производству. Цель образования ОЭЗ — стимулирование развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития инфраструктуры. Посредством формирования и функционирования особых экономических зон предполагается создать благоприятные условия для укрепления экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, способствовать поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности в Российской Федерации.

Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения и научного потенциала России и ее приграничных территорий, можно предположить, что создание в ряде регионов сети особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации. К тому же для многих регионов РФ как никогда остро стоит проблема привлечения внешних инвестиций — предел роста за счет собственных ресурсов достигнут, но далеко не все задачи социаль-

* Особые экономические зоны в России согласно принятому в июле 2005 г. закону являются аналогом общепринятого в научном обороте и практике хозяйствования за рубежом понятия «свободные экономические зоны».

но-экономического развития решены. Главное для регионов — не переоценить своих возможностей: приток инвестиций неразрывно связан с необходимостью осуществления огромных финансовых вложений в инфраструктуру ОЭЗ.

Как показывает мировая практика, ОЭЗ — оправдавшая себя форма активизации бизнес-процессов и фактор совершенствования корпоративных бизнес-моделей. ОЭЗ обусловливают появление новых технологий, лучшее развитие объектов производственной, транспортной и социальной инфраструктуры, преодоление отсталости в развитии отдельных регионов. По данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), ОЭЗ в мире более 3 тыс. в 120 странах с годовым оборотом более 600 млрд. долл и с использованием труда почти 50 млн чел.

В настоящее время наибольшее число СЭЗ существует в Северной Америке — 320 и Азии — 225. Особенно интенсивно они возникают в развивающихся регионах, таких как Карибский бассейн — 51, Центральная Америка — 42, Ближний Восток — 39. На Филлипинах существует 35 таких зон, но уже реализуется план доведения их до 83. В Мексике большинство СЭЗ представляют собой сборочные производства, расположенные вблизи границы США; они являются звеном производственной цепочки по другую ее сторону. Первоначально, в 1965 г., они выступали в качестве срочной меры в борьбе с безработицей, а уже в начале XXI в. там производилось продукции на 5 млрд ежегодно, что составляет более 30 % экспорта Мексики1.

В современном мире существует более 20 разновидностей ОЭЗ — от небольших до очень крупных, включающих широкий набор отраслей и производств. Продукция предприятий, распо-

1 Проблемы и перспективы развития СЭЗ в условиях рынка //АПК. — Экономика, управление. 2000. № 4.

ложенных на территории ОЭЗ, реализуется и на внешнем, и на внутреннем рынках2.

Основой для классификации ОЭЗ служат четыре главных критерия:

1) характер деятельности и функциональное предназначение;

2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику;

3) отраслевой признак;

4) характер собственности (она может быть государственная, частная и смешанная).

ОЭЗ успешно действуют в Китае (Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. Также они получили развитие и в странах с классическими рыночными системами, далеко продвинутых в направлении социально ориентированных рыночных реформ, — в США, Швейцарии, Ирландии. В странах с развитыми рыночными отношениями, такими как Великобритания, Германия, США, Япония и др., ОЭЗ создаются для активизации внешней торговли, облегчения выхода национальных предприятий на мировой рынок, обеспечения целенаправленного развития регионов, увеличения занятости населения, стимулирования роста промышленного производства, инновационного потенциала, привлечения в страну иностранных инвестиций, подъема депрессивных территорий, выравнивания межрегиональных различий. То есть основная ставка делается на усиление экономических позиций регионов и развития отдельных секторов экономики. Что касается развивающихся стран, то СЭЗ принесли наибольшую пользу новым индустриальным странам (Республике Корея, Сингапуру, Тайваню, Сянгану, Малайзии, Филиппинам, Бразилии, Мексике и др.), где зоны являют собой неотъемлемый элемент общей стратегии экономического роста. В то же время в большинстве развивающихся стран Азии и Африки СЭЗ так и не стали важным механизмом их экономического развития, оставаясь изолированными анклавами производства товаров легкой промышленности, бытовой электроники, а иногда и тяжелой промышленности на основе переработки местного сырья. Тем не менее СЭЗ способствуют ускоренному развитию этих стран и интеграции их в мировое хозяйство3.

Необходимо отметить, что на распространение особых экономических зон, эффективность

2 В. Савин. Нужны ли России свободные экономические зоны? // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.

3 Р. И. Зименков. Свободные экономические зоны: учеб. по-

собие для студентов вузов. — М.:ЮНИТИ, 2005.

развития корпоративных структур резидентов и, как одно из следствий, на достижение серьезного инновационного потенциала развития влияют помимо системы льгот и преференций, такие факторы как выгодное географическое расположение, политическая и экономическая стабильность, развитая инфраструктура, наличие высококвалифицированных кадров (особенно в области менеджмента), наличие положительного опыта государственного администрирования и др.

В современной мировой экономической и управленческой науке на практике особое внимание уделяется целям, принципам создания и функционирования особых экономических зон, их роли в инвестиционной политике и инновационной деятельности государства. К основным целям создания особых экономических зон принято относить следующие:

• привлечение иностранных и национальных инвестиций в предпринимательский сектор;

• увеличение экспорта (без ущемления местных предприятий, действующих на внутреннем рынке);

• повышение конкурентоспособности национального производства;

• содействие развитию отсталых регионов;

• создание новых рабочих мест, обеспечение более полной занятости;

• рост уровня жизни населения;

• эффективное использование собственных ресурсов для производства экспортной продукции;

• ускорение инновационного развития, технологическая модернизация, получение ноу-хау. Основными принципами создания и функционирования ОЭЗ, выделяемых за рубежом, можно назвать:

• отмену таможенных пошлин;

• отмену налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего — на недвижимость, а также местных (областных) налогов;

• отмену налогов на доход иностранного персонала, работающего в ОЭЗ;

• полную или частичную отмену налогов на прибыль предприятий ОЭЗ на определенный срок и в зависимости от местных условий4;

4 С. Ю. Орлова. Особые экономические зоны — важный инструмент инвестиционной политики и государственной поддержки инновационной деятельности. Парламентские слушания. 20 мая 2004 г. http://www. council. gov. ru/files/joumalsf/ number/20061115110438.pdf

• предоставление финансовых льгот в форме более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы, льготных кредитов и др.;

• отсутствие бюрократических барьеров (например, упрощение процедур регистрации предприятий на территории зоны). Всеобщее признание экономической эффективности ОЭЗ и их повсеместное распространение привели к созданию национальных и международных организаций, регламентирующих и контролирующих деятельность данных зон5.

Зарубежные предприниматели в настоящее время проявляют серьезный интерес к отечественным экономическим преобразованиям. Об этом, в частности, свидетельствуют подписанные международные документы о сотрудничестве с соответствующими ведомствами Сингапура, Чешской Республики, КНР, с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) 6.

В данной связи нельзя не упомянуть о некоторых фактах недавней истории, касающихся формирования особых экономических зон в России (ранее — свободных экономических зон), основными отличительными чертами которых, к сожалению, являются стихийность, отсутствие четких критериев формирования и существенные пробелы в нормативно-правовой базе.

Идея создания СЭЗ начала распространятся в 1987 г., сменив популярную в начальный период перестройки концепцию регионального хозрасчета7. В 1990 г. власти России поддержали инициативу и утвердили статус СЭЗ в Калининградской, Новгородской, Кемеровской, Читинской, Сахалинской областях, Алтайском крае, Еврейской АО, городах Санкт-Петербург, Выборг, Зеленоград, Находка. В сумме на эти территории приходилось 7 % площади и 13 % населения России. Предполагалось, что расширение прав в рамках СЭЗ и налоговые льготы автоматически обеспечат приток иностранных инвестиций. СЭЗ должны были способствовать насыщению страны передовыми технологиями и высококачественными товарами, освоению зару-

5 Особые экономические зоны — важнейший инструмент инвестиционной политики и государственной поддержки инновационной деятельности. Рекомендации парламентских слушаний. 22 июня 2004 г. http://www. council. gov. ru/files/ journalsf/number/20061115110438.pdf.

6 В. Димова. На зону со льготами. http://www. tribuna. ru/ online/text. aspx?divid=22&tid=6095.

7 Свободные экономические зоны в современных региональных процессах в Китае и России // Известия Академии наук, серия «Географическая». 1994. № 5.

бежного опыта управления, новых форм хозяйствования, делалась ставка на плодотворный союз зарубежных капиталов с отечественным научным потенциалом и высокими технологиями.

Однако поддержка центра ограничилась общими декларациями и принятием учредительских документов. В дальнейшем, вплоть до распада СССР, зоны выступали одним из фронтов борьбы российских властей с союзным центром.

Начавшийся в 1992 г. повсеместный переход к рыночным отношениям лишил СЭЗ главных аргументов их утверждения — ускоренной реализации на избранных территориях рыночных реформ, отработки новых механизмов хозяйствования, использования либерализации внешнеэкономической деятельности для целей развития регионов. Новое правительство исходило из того, что экономическая свобода должна охватывать все пространство России. Региональная селективность опасна центробежными тенденциями, препятствует созданию единого рыночного пространства, снижает управляемость процессами реформ в наиболее ответственный момент. В связи с этим концепция зон 1990 — 1991 гг. не смогла вписаться в политику перехода к рыночным отношениям.

Помимо этого, зональный статус вступил в противоречие с Федеративный договором, который устанавливал равенство субъектов Федерации. С 1992 г. упразднена большая часть льгот для иностранных инвесторов, в том числе и в СЭЗ, которые были установлены законом об иностранных инвестициях.

К концу 1993 г. сложилась своеобразная ситуация, когда при формально существующих зонах образца 1990 г. начинают появляться зоны нового типа, соответствующие моделям, сложившимся в международной практике. Речь идет, прежде всего, о свободных таможенных зонах. В зону такого типа фактически трансформировалась СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.). В соответствии с новым Таможенным кодексом РФ в Москве учреждены три беспошлинные зоны: «Шереметьево», «Московский Франко-порт» и «Франко-порт терминал».

Таким образом, в 1990-х гг. на территории РФ существовало три вида СЭЗ:

1) зоны производственного типа (СЭЗ в Калининградской области, Находке, Республике Татарстан и др.);

2) функциональные/отраслевые зоны (СЭЗ в Зеленограде, Ингушетии и др.);

3) внешнеторговые/свободные таможенные зоны («Московский Франко-порт», «Шерри-зон», «Франко-порт Терминал»).

Массовость организации СЭЗ в начале 1990-х гг. во многом обусловливалась очевидными преимуществами таких территорий при лоббировании региональных интересов. В частности, для СЭЗ предусматривались первоочередность осуществления государственной программы приватизации, а также льготные условия предоставления бюджетных кредитов для финансирования развития региональной инфраструктуры.

Следовательно, можно отметить, что федеральные власти в отношении свободных экономических зон действовали крайне непоследовательно: то поддавались давлению регионов, щедро раздавая льготы, то отбирали их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 1990-х гг., фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. В итоге остается нереализованной главная экономическая задача СЭЗ— стимулирование предпринимательской активности.

Вместе с тем, исходя из мирового опыта, организация СЭЗ могла бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем: стабилизации и подъему экономики, укреплению регионов, развитию внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в то время в РФ надежной нормативно-правовой базы, требующейся для создания и полноценного функционирования СЭЗ, а также внятного представления об их роли в российской экономике переходного периода, препятствовало достижению ожидавшихся положительных результатов.

К тому же не было обеспечено точного формулирования целей создания зон, не противоречащих интересам федеральных и региональных властей. Руководители регионов и компаний, включенных в перечень субъектов хозяйствования данных зон, видели, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону — перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагали, что СЭЗ помогут избавиться от проблем, решить которые регионы не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем.

Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных зон в

мировом хозяйстве налоговые льготы — далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, возможности повышения инновационной активности и реализации инновационных стратегий, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур.

В результате из 18 формально ранее учрежденных в России СЭЗ можно (да и то с большими натяжками) назвать «работающими» лишь две зоны — в Калининградской области и Находке. Причем эти зоны фактически превратились не в экспортопроизводя-щие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, экспортовывозящие, т. е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья8.

Отмеченные противоречия и проблемы в известной степени удалось преодолеть благодаря совершенствованию законодательства.

В Российском законодательстве под ОЭЗ предполагается понимать определяемую правительством часть территории РФ, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Это обусловлено такими целями, как развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Как уже отмечалось ранее, в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории РФ существуют три вида ОЭЗ: промыш-ленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные зоны.

Особый интерес для автора представляют промышленно-производственные особые экономические зоны.

В соответствии с Федеральным законом под промышленно-производственной особой экономической зоной понимается участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых

8 Л. Васильев. СЭЗ: мифы и действительность // Биржевые ведомости. 1995. № 1 — 2.

и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы). Однако особенности системы корпоративных отношений определяются характером взаимодействия с конкретными клиентами и технологиями, а потому очевидна необходимость в дальнейшей регламентации и уточнении порядка регулирования деятельности этих зон, их статуса.

ГГлавной целью промышленно-производственных зон является стимулирование притока инвестиций в производственный сектор, способствование диверсификации экономики, возникновение и развитие высокотехнологичных отраслей и производств, ориентированных на экспорт и на производство продукции, не имеющей аналогов на территории РФ. Хотя и не установлено жестких требований к инновационности производств, наличие этих требований является желательным фактором, поскольку для России обеспечение инновационного характера технологического развития имеет критически важное значение, т. к. призвано ускорить создание новой, современной материально-технической базы, освоение производства конкурентоспособных видов продукции и, в конечном счете, выход в фазу устойчивого социально-экономического развития. Для любой корпоративной структуры внедрение нового инновационного продукта и реализация его на рынке связаны с высокими начальными издержками, но по мере достижения широкомасштабного производства издержки падают, и продукция становится конкурентоспособной.

Первый, и пока единственный, объявленный Правительством РФ открытый конкурс на создание особых экономических зон промышленно-производственного типа собрал по стране заявки из 43 российских регионов. Право на реализацию представленных проектов получили лишь шесть претендентов, из них лишь два — на создание зон промышленно-производственного типа, предназначенных заниматься непосредственно выпуском востребованной рынком продукции: в Елабуге (Татарстан) и в Грязинском районе Липецкой области. Власти этих субъектов Федерации приняли региональные законы о льготном налогообложении резидентов, то есть тех предпринимателей, которые будут создавать предприятия в соответствии с утвержденным проектом. В настоящее время обе промышленно-производственные зоны находятся на стадии строительства, т. е. ни одна из них еще по-настоящему не функционирует. Этот факт, равно как и создание только двух ОЭЗ ППТ, объясняется

не только ограниченностью бюджетных средств — как федеральных, так и местных, региональных, но и отсутствием положительного опыта государственного администрирования.

Как предполагается, ОЭЗ «Липецк» разместится на 1 027 га. И только 600 из них будут заняты предприятиями. Тридцать гектаров новой зоны займут дороги и различные коммуникации. А треть земли планируется оставить зеленой. Место было выбрано в связи с близостью развитой железнодорожной сети предприятий «Индезит Интернешнл» и НЛМК. Затраты на создание инфраструктуры таким образом были сведены к минимуму (лишь к освоению земельных участков). По истечении льготного периода резиденты получат возможность выкупить земельный участок под предприятием. На данный момент в состав резидентов входят следующие предприятия:

• ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» (объем инвестиций 360 млн руб.) — производство испарителей и конденсаторов для холодильного оборудования.

• ООО «Биоэтанол» (2 818 млн руб.) — производство биоэтанола и его производных из кукурузы и пшеницы.

• ООО «ЧСЗ-Липецк» (1 331 млн руб.) — производство стеклотары для пищевой и медицинской промышленности (уже начало функционировать).

• ООО «Белан-Метакон» (522 млн руб.) — производство современных металлоконструкций и строительных материалов.

Кроме того, продолжается работа по проектам еще двух потенциальных резидентов — ЗАО «Российский Центр нанотехнологий» с объемом инвестиций 6,3 млрд руб. и ООО «Научно-производственное предприятие «Биоритм» с инвестициями в объеме свыше 500 млн руб. 9

Для международных и российских корпораций, действующих в условиях ОЭЗ, предусмотрены особенности налогообложения, администрирования, режима землепользования, таможенного режима. Срок существования особых экономических зон — 20 лет. Продлению он не подлежит.

Положительным моментом для компаний является то, что резидентов промышленно-про-изводственных зон будут освобождать от уплаты налога на имущество, на транспортные средства и земельного налога на пять лет. Кроме того, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Таким образом, компании смогут быстрее обнов-

9 ОЭЗ «Липецк» набирает обороты //Липецкая газета. 2006. № 246.

лять оборудование. Будет снято и 30-процентное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие. Помимо этого, на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары можно размещать и использовать в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские — с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин10.

В ОЭЗ, как правило, создается уполномоченный банк зоны, который осуществляет расчетно-кассовое обслуживание охватываемых ею предприятий в любой валюте (своего рода «центральный банк» зоны). Тем самым при создании и функционировании ОЭЗ предполагается делегирование ей ряда прав нормативно-законодательного характера, позволяющих сформировать свое специальное зональное «законодательство».

По подсчетам Минэкономразвития России издержки резидентов будут ниже, чем у аналогичных предприятий вне ОЭЗ, на 30 %. Основное снижение издержек произойдет за счет инвестиций государства в инфраструктуру зон. В частности, федеральные и областные власти должны взять на себя инженерное обеспечение — строительство дорог, водопровода, канализаций, обеспечение электроэнергией и газом. Такой подход требует поиска и оптимизации различных форм государственно-частного (прежде всего государственно-корпоративного) партнерства.

В противном случае предприятия-резиденты способны монополизировать основную часть инвестиций, информации, высококвалифицированных кадров и другие ресурсы, вызывая тем самым структурные диспропорции, что будет, в частности, ставить под сомнение развитие малого и среднего бизнеса в регионе. Помимо этого необходимо учитывать и предотвращать возможные перемещения компаний из одного района или одной области в другие с целью получения соответствующих льгот и преференций.

Нельзя не отметить также тот факт, что резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса многомиллиардные в инвалютном исчислении средства. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. В свою очередь, государство гарантирует инвесторам защиту от неблагоприятных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах.

Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за предела-

10 И. Плеханов. Налоговый рай в регионах. http://www. гosez. т/апаШка/апа1Шка_04.Мт1.

ми территории особой экономической зоны, что в свою очередь является отрицательным моментом при формировании стратегии роста компаний.

Нельзя не отметить еще одну проблему функционирования корпоративных структур в условиях особых экономических зон, а именно нехватку высококвалифицированных кадров. Можно предвидеть острый дефицит как руководящих кадров, особенно среднего звена, так и рабочего персонала. С развитием промышленных предприятий, появлением новых высокотехнологичных производств возрастет потребность в специалистах в области аудита, финансовых и консалтинговых услугах, юриспруденции, информационных технологий, не говоря уже о квалифицированных кадрах в области корпоративного менеджмента. Отсутствие квалифицированных рабочих кадров уже сейчас выступает серьезным ограничением устойчивого экономического роста и корпоративного развития. Очевидно, что эти и другие проблемы требуют решения в рамках проектов государственно-частного партнерства.

Таким образом, для продуктивного функционирования особых экономических зон промыш-ленно-производственного типа на территории РФ необходимо четырехстороннее сотрудничество между федеральными, региональными, местными властями и корпорациями-резидентами. Только при этом условии крупные компании могут рассчитывать на положительные последствия вхождения в ОЭЗ, выстраивать и реализовывать стратегии своего развития с учетом данных обстоятельств.

Существует причинно-следственная связь (прямая и обратная) между возможностями и сильными сторонами зон и возможностями реализации корпоративных стратегий. Меры по регулированию режима зоны должны корреспондироваться с целями и задачами стратегий. Реализация целей — показатель успешности такого регулирования (а не только количество возведенных инфраструктурных объектов и т. п.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие (сер. «Высшее образование») / Рос. экон. академия им. Г. В. Плеханова. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 168с.

4. Игнатов В. Г, Бутов В. И. Свободные экономические зоны. — М.: Ось-89, 1997. — 192с.

5. Зименков Р. И. Свободные экономические зоны. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 223с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.