Научная статья на тему 'Детерминанты экономической стратегии создания и функционирования предприятий в условиях особых режимов'

Детерминанты экономической стратегии создания и функционирования предприятий в условиях особых режимов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗОНА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (СЗХ) / ЗОНЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (ЗСР) / ГРУППЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ (ГСВ) / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русакова Екатерина Викторовна

В статье обобщаются определения понятия «стратегия» в сфере бизнеса, раскрывается сущность экономической стратегии на уровне предприятия и определены наиболее рациональные направления, методы и средства стратегии развития фирмы.Одним из эффективных способов привлечения финансовых вложений и развития экономики является принятие стратегических решений о создании предприятий, функционирующих в условиях особых режимов. Совершенствование процесса регулирования, функционирования ОЭЗ, технопарков и бизнес-инкубаторов, курс на их организацию позволяет решать насущные задачи российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминанты экономической стратегии создания и функционирования предприятий в условиях особых режимов»

Детерминанты экономической стратегии создания и функционирования предприятий в условиях особых режимов

Factors of Economic Strategy of Organization and Functioning of Enterprises

in Special Regime Circumstances

Русакова Екатерина Викторовна к. э. н., доцент кафедры менеджмента и прикладной экономики Самарского филиала ГБОУ ВО Московский городской педагогический университет

rusakova_e_v@mail.ru

Ekaterina V. Rusakova

Cand. Econ., Assoc. Prof., Department of Management and Applied Economy of Samara Branch of State Budget-funded Educational Institution of Higher Professional Education "Moscow

City Pedagoigical University" rusakova_e_v@mail.ru

Аннотация: В статье обобщаются определения понятия «стратегия» в сфере бизнеса, раскрывается сущность экономической стратегии на уровне предприятия и определены наиболее рациональные направления, методы и средства стратегии развития фирмы. Одним из эффективных способов привлечения финансовых вложений и развития экономики является принятие стратегических решений о создании предприятий, функционирующих в условиях особых режимов. Совершенствование процесса регулирования, функционирования ОЭЗ, технопарков и бизнес-инкубаторов, курс на их организацию позволяет решать насущные задачи российской экономики.

Abstract: The article generalizes the definitions of'strategy' in the sphere of business and discusses the nature of economic strategy on the enterprise scale; it also identifies the most rational directions, methods and means of company development strategy. One of the effective means of attracting financial investment and development of economy is the making of strategic decisions on organization of enterprises functioning in the conditions of special regimes. The improvement of the process of regulation, functioning of the special economic zones, technoparks and business incubators and the orientation for the organization thereof is a feasible solution of the goals of Russian economy.

Ключевые слова: экономическая стратегия; стратегическая зона хозяйствования (СЗХ); зоны стратегических ресурсов (ЗСР); группы стратегического влияния (ГСВ); особая экономическая зона.

Keywords: economic strategy; strategic economy zone (SEZ); strategic resource zone (SRZ); strategic influence groups (SIG; special economic zone.

Введение

Современные условия развития бизнеса, связанные с высокой динамичностью внешней среды предприятия, усложнением конкуренции на отраслевых рынках, стремительным развитием информационных технологий, глобализацией бизнеса, актуализируют стратегические аспекты управления предприятием. Позитивная динамика темпов экономического роста валового внутреннего продукта России напрямую зависит от уровня развития ее промышленности. Важ-

ную роль в этом призваны сыграть результативные технологии и методы орга-

низации развития промышленных предприятий, повышающие эффективность их деятельности в современных условиях хозяйствования. Одной из таких технологий является создание промышленных узлов и других форм территориальной организации экономических систем. Эти современные формы организации, к которым за рубежом относятся свободные экономические зоны (СЭЗ) и их российские аналоги - особые экономические зоны (ОЭЗ), на базе льготных условий хозяйствования помогают промышленным предприятиям усилить инновационную компоненту своего развития, повысить производительность труда и ресурсоотдачу, оптимизировать свои информационные, материальные и финансовые потоки.

Результативность функционирования промышленных предприятий в ОЭЗ, технопарках и бизнес-инкубаторах зависит от многих факторов. В первую очередь, результаты деятельности каждого предприятия во многом обусловлены механизмом его функционирования, который в условиях ОЭЗ, технопарков и бизнес-инкубаторов имеет целый ряд особенностей и во многом отличается от механизма функционирования предприятий вне этих структур. Применение теоретических положений и практических рекомендаций, изложенных в статье, позволит руководителям предприятий, функционирующих в условиях особых режимов, и их инвесторам принимать обоснованные решения в части оптимального выбора места дислокации предприятий. Практическое значение исследования заключается в разработке рекомендации по формированию стратегии создания и функционирования предприятий в условиях особых режимов.

Основная часть

Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. В настоящее время в сфере бизнеса стратегия определяется по разному, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Определения понятия «стратегия» в сфере бизнеса

система организационно-экономических мер по достижению долгосрочных целей

предприятия;

генеральное направление деятельности предприятия, обеспечивающее согласование

целей, возможностей организации и интересов работников;

О Н программа (стратегический план) действий, определяющая приоритеты проблем и

1 ресурсы для достижения основной цели;

К эффективная деловая концепция по достижению конкурентных преимуществ пред-

и « приятия;

н « средство достижения целей;

н м исследование будущего, анализ возможных сценариев развития предприятия;

постановка целей и выработка соответствующей политики по их достижению;

идея, дающая преимущества в конкурентной борьбе;

система способов управления деятельностью предприятия;

совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия.

Сущность экономической стратегии на уровне предприятия состоит в ответе на четыре важнейших вопроса (рис. 1).

Сущность экономической стратегии предприятия

В каком финансово-экономическом состоянии находится предприятие в настоящее время?

Какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно?

Какие возможны альтернативные направления развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков?

Какими действиями (методами и средствами, управленческими решениями) можно реализовать избранную стратегию?

Рис. 1. Раскрытие сущности экономической стратегии предприятия

В основе выработки стратегии и ее практической реализации лежат стратегические управленческие решения:

- ориентированные на будущее и на постоянные изменения во внешней среде и внутри предприятия;

- связанные с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала и непрерывно развивающихся технологий;

- имеющих значительную неопределенность, так как должны учитывать

неконтролируемые предприятием внешние факторы;

- характеризующихся гибкостью, способностью к адаптации, к изменяющимся рыночным условиям.

Экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами [1]. Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации направлений деятельности, экономическая стратегия должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение ее банкротства, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире. Рассмотрим классификацию экономических стратегий предприятия (рис. 2).

Стратегии предприятия

г \

Первый уровень - корпоративные стратегии Второй уровень - бизнес - стратегии

Определяют: - развитие всего предприятия в целом - стратегические направления каждого элемента хозяйственной системы - распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями - долгосрочные цели предприятия и его структурных единиц - целесообразные изменения структуры предприятия - возможные слияние, разделение или вхождение в объединения - коренную реорганизацию - изменения номенклатуры выпускаемой продукции, рынков сбыта, технологии производства, миссии организации Определяют: - конкретные преимущества хозяйственных подразделений на рынке соответствующих товаров - ценовую политику по выпускаемой продукции - рекламную политику - цели деятельности цехов, бригад, участков и других более мелких хозяйственных единиц - принципиальные положения бизнес-планов - способы конкуренции подразделения на рынке - конкретные формы простой и сложной кооперации труда - иные среднесрочные мероприятия

1

Третий уровень - функциональные стратегии отделов и служб предприятия: стратегии производства, менеджмента, финансов, маркетинга внешнеэкономической деятельности и др.

продуктовая стратегия, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия ценообразования, стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности фирмы, стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы, стратегия поведения на рынке денег и ценных бумаг, стратегия стимулирования персонала фирмы, стратегия взаимодействия фирмы с рынками произв одственных ресурсов.

Опред еляют: - распределение ресурсов отдела (службы) по направлениям деятельности и структурным подразделениям предприятия - место функциональной службы и общей стратегии хозяйствующего субъекта - стратегию поведения в соответствующей функциональной сфере, например, в области финансов, продвижения товаров на рынке и др.

Рис. 2. Классификация экономических стратегий предприятия

Каждый уровень образует стратегическую среду для нижестоящего уровня и накладывает на него определенные ограничения.

Для выбора стратегических позиций фирмы в рамках экономической стратегии целесообразно использовать концепции стратегических зон предприятия, хозяйствования (СЗХ), зон стратегических ресурсов (ЗСР) и групп стратегического влияния (ГСВ).

Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - это отдельный сегмент внешней среды фирмы, на который фирма желает и имеет (или хочет иметь) выход.

Зоны стратегических ресурсов (ЗСР) - совокупность поставщиков основополагающих ресурсов, способных обеспечить получение фирмой этих ресурсов для вывода на рынок того или иного товарного ассортимента.

Группы стратегического влияния (ГСВ) - это контактные аудитории, способные оказать давление на миссию фирмы как в сторону ее расширения или сужения, так и ее коренного изменение (общества защиты потребителей, правительство, общественность, «зеленые» и т.д.).

Анализ потенциальных характеристик СЗХ, ЗСР и ГСВ позволяет определить наиболее рациональные направления стратегии развития фирмы.

Первый шаг этого анализа состоит в определении соответствующих зон, в их исследовании вне связей со структурой фирмы и ее текущей продукции. Результат анализа - оценка перспективы, открывающейся любому конкуренту.

Второй шаг - разработка соответствующей номенклатуры изделий и распределение ответственности между структурными подразделениями фирмы за выбор области деятельности, разработку конкурентоспособных изделий и сбытовых стратегий, а также за обеспечение прибыли. Для этого внутри предприятия выделяют стратегические хозяйствующие центры (СХЦ), на которые возлагают ответственность за выбор стратегических направлений деятельности, и центры текущей коммерческой деятельности (ЦТКД), на которые возлагают ответственность за обеспечение прибыли.

Как только на смену одной технологии приходит другая, проблема их соотношения становится для фирмы делом важнейшего стратегического выбора: сохранять (и как долго) традиционную технологию (имеющиеся технические и технологические ресурсы, а, следовательно, и все остальные

виды ресурсов) или переходить на новую, из-за которой определенная часть продукции выпускаемая фирмой, может просто оказаться устаревшей. Таким образом, стратегия предприятия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.

В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ.

Особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов [2]:

- промышленно-производственные особые экономические зоны (ОЭЗ ППТ);

- технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ ТВТ);

- туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ ТРТ);

- портовые особые экономические зоны (ОЭЗ ПТ).

Свободным экономическим зонам присущи следующие черты:

1. Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

- внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно, в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

2. Наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста.

Особые экономические зоны в настоящее время являются одним из эффективных способов привлечения финансовых вложений и развития экономики. На начало 2014 года на территории Российской Федерации создано 28 особых экономических зон четырех типов:

- ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях);

- ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, г. Дубне Московской области, Республике Татарстан);

- ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в Республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Ставропольском и Приморском краях, Иркутской области, а также создан кластер на территории Краснодарского края и Республик Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия и Чечня);

- портовые ОЭЗ (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском

крае).

Количество резидентов ОЭЗ в РФ на 01.01.2015 года составило 370 (рис.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

Рис. 3. Количество резидентов ОЭЗ РФ на 01.01.2015

ОЭЗ в России расположены как в развитых, с экономической точки зрения регионах России, так и в развивающихся.

Рассмотрим основные детерминанты, оказывающие влияние на принятие стратегических решений о создании предприятий, функционирующих в условиях особых режимов:

Первый блок детерминантов для потенциальных инвесторов - это создание инженерной инфраструктуры за счет средств государства - дороги, коммуникации, энергетика, здания. В нашей стране создание ОЭЗ основано на государственно-частном партнерстве, заключающемся в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории. Государство отвечает за строительство инфраструктуры, а частный бизнес - за коммерческие объекты. Кроме того, рядом с территорией ОЭЗ создается социальная инфраструктура: жилье, детские сады, школы - все необходимое для жизни и деятельности специалистов - резидентов. Финансирование из федерального бюджета для создания внутренней инфраструктуры осуществляется через уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны», которое создано весной 2006 г. и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации. ОАО «ОЭЗ» является заказчиком - застройщиком объектов зон. В строительство инженерной инфраструктуры инвестируют и регионы.

Второй блок позитивных факторов связан с режимом дружественного администрирования, то есть реальным снижением административных барьеров и количества контрольных мероприятий. Стимулирование инвестиционной активности резидентов ОЭЗ осуществляется не только посредством предоставле-

ния налоговых льгот и установления специального таможенного режима - свободной таможенной зоны, но и путем установления особенностей административного режима. Специфика административного режима, действующего на территориях ОЭЗ, состоит, прежде всего, в закреплении особого порядка осуществления деятельности органами государственного контроля на территории ОЭЗ. Мероприятия по контролю, за исключением налогового и таможенного контроля, проводимого должностными лицами налоговых и таможенных органов РФ, осуществляются органами государственного контроля (надзора) в виде плановых комплексных проверок, по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения плановых комплексных проверок не может превышать две недели. Внеочередные проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеочередной проверки не может превышать одну неделю. В ОЭЗ обеспечивается четкое сопровождение менеджмента проектов, вплоть до того, что в администрации должен находиться юрист, нотариус, представители пенсионного и медицинского фондов, налоговой службы, страховые и всевозможные другие специалисты для осуществления в режиме «одного окна» всего комплекса работ, связанных с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулирование миграционных вопросов и т.д.

Третий блок - режим свободной таможенной зоны, что является хорошим стимулом для импорта высокотехнологичного оборудования. Этот режим предполагает, что все сырье и технологические компоненты будут импортироваться в зону и вывозиться за рубеж без уплаты НДС и таможенной пошлины. Для импортозависимых производств с длительным сроком производства это хорошая инвестиционная возможность.

Четвертый блок - предоставление налоговых преференций, пусть и не самых больших в мировой практике: освобождение от земельного и имущественного налогов, льготы по налогу на прибыль, осуществляется региональными и местными законами, принимаемыми региональными и местными законодательными собраниями.

Все эти факторы и дают уникальную синергию предпринимательского потенциала в особых зонах. Особое внимание уделяется государственному регулированию деятельности ОЭЗ. Это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и ее составляющих. Роль государственного регулирования ОЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетных проектов, выбору регионов, подготовке и обеспечению организационно-правовой базы. Сфера государственного регулирования ОЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря совершенствованию процесса регулирования, функционирования ОЭЗ, технопарков и бизнес-инкубаторов курс на их организацию позволит решать насущные задачи российской экономики:

- создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок при ограниченном привлечении государственных средств;

- применение механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

- подготовка менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах;

- привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений;

- повышение конкурентоспособности предприятий и технического уровня производства, замещение импортной продукции продукцией собственного производства;

- повышение эффективности промышленных предприятий на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;

- расширение информационных услуг, разработка новых технологий производства продукции и др.

Анализируя преимущества особых режимов, в частности льготы резидентам ОЭЗ, нельзя не сказать о проблемах.

Инфраструктурные проблемы препятствуют естественному росту ОЭЗ. Среди причин, из-за которых развитие ОЭЗ в России пока не носит всеобщего характера, - многочисленные проблемы, вызванные пробелами в Земельном кодексе. Кроме того, набор льгот пока не является безусловно привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.

Структуры, аналогичные российским ОЭЗ, действуют во многих странах, в том числе в Китае, Индии, Турции, Израиле и Казахстане, где развитие зон идет более динамично. Множество просчетов наблюдается еще на этапе планирования деятельности ОЭЗ. Эксперты отмечают неразвитость социальной инфраструктуры, отсутствие долгосрочной бизнес-модели у управляющих компаний. Кроме того, в России необычайно продолжителен подготовительный этап, поэтому льготы не всегда являются решающим фактором при выборе территории организации бизнеса.

Кроме того, российские ОЭЗ сегодня сильно зависимы от действий местных администраций, при том, что уровень контроля за деятельностью инвесторов довольно низок. Этот комплекс проблем тормозит развитие особых экономических зон и вынуждает инвесторов более тщательно просчитывать риски.

В нормативной базе ОЭЗ остаются значительные пробелы. В частности, нормы по раскрытию информации в стандартном плане резидента ОЭЗ представляются инвесторам чрезмерными. Проблемой является требование о получении положительного заключения на представленный бизнес-план, которое отказываются выдавать даже крупные кредитные организации.

Недостаточно эффективен применительно к ОЭЗ и инструмент «одного окна», поскольку многие аспекты деятельности резидентов приходится согласовывать в Москве, а не на местах. При этом согласования порой затягиваются на год и больше, что негативно сказывается на энтузиазме инвесторов.

Тем не менее, совокупность всех перечисленных проблем не может серьезно повлиять на процесс создания и развитие структур с особыми условиями и

принятия стратегических решений предпринимателей инвестировать резидентов ОЭЗ, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Заключение

Отечественная и мировая практика показывают, что большинство предприятий терпит большие убытки только потому, что не предусмотрены или неверно спрогнозированы изменения внешней среды и не оценены внутренние возможности предприятия, ошибочно выбрана стратегия развития. В настоящее время актуальной задачей российских предпринимателей является овладение навыками разработки экономической стратегии предприятия. В условиях неопределенности рынка наибольшего эффекта, возможно, достичь с помощью обоснованной стратегии внешнеэкономической деятельности. Одним из направлений внешнеэкономической деятельности является создание совместных предприятий, в том числе на территории свободных (особых) экономических зон. При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.

Процесс создания свободных зон в нашей стране начался в конце 80-х годов прошлого столетия. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Особые экономические зоны в настоящее время являются одним из эффективных способов привлечения финансовых вложений и развития экономики. Приоритетное значение в стратегии создания и развития ОЭЗ в РФ отводится ОЭЗ промышленно-производственного типа.

Благодаря совершенствованию процесса регулирования, функционирования ОЭЗ, технопарков и бизнес-инкубаторов курс на их организацию позволит решать насущные задачи российской экономики:

- создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок при ограниченном привлечении государственных средств;

- применение механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

- подготовка менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах;

- привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений;

- повышение конкурентоспособности предприятий и технического уровня производства, замещение импортной продукции продукцией собственного производства;

- повышение эффективности промышленных предприятий на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;

- расширение информационных услуг, разработка новых технологий производства продукции и др.

При анализе функционирования предприятий в условиях особых режимов были выявлены некоторые проблемы. Тем не менее, совокупность проблем не может серьезно повлиять на процесс создания и развитие структур с особыми условиями и принятия стратегических решений предпринимателей инвестировать в развитие резидентов ОЭЗ, технопарков и бизнес-инкубаторов.

Библиографический список

1. Горемыкин В. А. Экономическая стратегия предприятия: Учебное пособие. Изд. 3-е испр. и доп. - М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2007. - 544с.

2. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

References

1. V.A. Goremykin. Enterprise Economic Strategy: A Manual. 3rd ed., revised and appended. - M.: Alpha Press Publishing House. 2007. - 544 p.

2. Federal Law dated 22.07.2005 No. 116-FZ "On the Special Economic Zones in the Russian Federation"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.