Научная статья на тему 'Анализ взаимодействия вузов с особыми экономическими зонами в РФ'

Анализ взаимодействия вузов с особыми экономическими зонами в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТЕХНОПОЛИС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SPECIAL ECONOMIC ZONES / SMALL-SCALE INNOVATIVE ENTERPRISE / TECHNOPOLIS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина М.Г., Друзин Р.В.

В статье показано, что привлечение инвестиций в инновационные технологии является важным условием развития национальной экономики. Вузы, с одной стороны, и особые экономические зоны, с другой стороны, способны обеспечить данное развитие. Дан анализ истории развития взаимодействия вузов и особых экономических зон в России. Использованы методы сравнительного и СВОТ анализа, системного подхода. Полученные выводы свидетельствуют о том, что вузы являются продуцентами инноваций (в виде малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, участия в работе технополисов и наукоградов), а лучшим способом развития инновационных предприятий является предоставление налоговых и административных льгот. Взаимодействие вузов и особых экономических зон может стать инновационной основой модернизации национальной экономики при условии сокращения бюрократических процедур и финансовой поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of interaction of higher educational institutions with the special economic zones in the Russian Federation (Russia, Simferopol)

Attraction of investments to support innovative technologies is an important condition for development of the national economy. Higher educational institutions, on the one hand, and special economic zones, on the other, are capable of sustaining this development. Based on comparative and SWOT analysis, as well as the systemic approach, the article analyzes the history of interaction between higher educational institutions and special economic zones in Russia. The authors conclude that higher educational institutions produce innovations in the form of small-scale innovative enterprises, business-incubators, participation in the activities conducted in technopolises etc., whereas taxation and administrative benefits present the best incentive for their development. Interaction between higher educational institutions and special economic zones may become an innovative foundation for modernization of the national economy if financial support is available and bureaucratic procedures are reduced

Текст научной работы на тему «Анализ взаимодействия вузов с особыми экономическими зонами в РФ»

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ В Рф

М.Г. Никитина,

зав. кафедрой мировой экономики Института экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь), доктор экономических наук, доктор географических наук, профессор

inecondep@mail.ru

Р.В. Друзин,

доцент кафедры мировой экономики Института экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),

кандидат экономических наук druzinrv@gmail.com

В статье показано, что привлечение инвестиций в инновационные технологии является важным условием развития национальной экономики. Вузы, с одной стороны, и особые экономические зоны, с другой стороны, способны обеспечить данное развитие. Дан анализ истории развития взаимодействия вузов и особых экономических зон в России. Использованы методы сравнительного и СВОТ анализа, системного подхода. Полученные выводы свидетельствуют о том, что вузы являются продуцентами инноваций (в виде малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов, участия в работе технополисов и наукоградов), а лучшим способом развития инновационных предприятий является предоставление налоговых и административных льгот. Взаимодействие вузов и особых экономических зон может стать инновационной основой модернизации национальной экономики при условии сокращения бюрократических процедур и финансовой поддержки.

Ключевые слова: вуз, особая экономическая зона, малое инновационное предприятие, технополис, инновационное развитие

УДК 332.146: 37.072 ББК 65.2/4

Введение. Новый технологический уклад мировой экономики обуславливает значительно возросшую роль фундаментальных исследований. Во многих странах они финансируются не только традиционно государством, но и крупными корпорациями, заинтересованными во внедрении инноваций, связанных с технологиями, ресурсо- и энергосбережением. В последние годы увеличивается доля частных источников финансирования фундаментальных исследований. Для стимулирования процессов вовлечения частных инвесторов в фундаментальную науку, активизации вузов в разработке новых технологий необходимы «административные стимулы», например, в виде льгот особых экономических зон или территорий приоритетного развития. Поэтому анализ эволюции взаимодействия вузов и особых экономических зон или территорий приоритетного развития в РФ является актуальным в практически востребованным.

Проблемой исследования деятельности особых экономических зон занимались такие специалисты как И. Ансофф [1], П. Бакли, Х. Тан [2], М. Кэссон [3], Г. Джонсон, О. Уильямсон [4], Д. Физерман, Х. Хаузер [5], Э.С. Алпатова [6], А.Н. Асаул, Н.И. Пасяда [7], А.В. Бабанов [8], С.В. Гладкая [9], И. Гришина, А. Шахназаров, И. Ройзман [10], Т.П. Данько, Е.С. Куценко [11], Р.И. Зи-менков [12], Л.Е. Калинина, Ю.В. Задорожнева [13], В.Н. Мяшкин [14], С.Е. Нарышкин [15], М.Г. Никитина [16], Л.В. Николова [17], С.А. Рыбаков [18], И.С. Турлай [19].

Исследованию деятельности вузов в контексте инноваций посвящены работы таких ученых, как И.Г. Дежина, А.К. Пономарев [20], А.А. Фирсова, О.Ю. Челнокова [21], К.Б. Кочетков, В.Б. Супян [22], К.И. Сафонова, В.Г. Белкин, С.А. Ерышева, Ю.Ю. Чмырь [23], Д.С. Терещенко, В.С. Щербаков [24], М.В. Хайрулли-250

на, С.В. Триерс [25] и других. Вместе с тем, эффект симбиоза особых экономических зон и вузов нуждается в особом, более детальном исследовании.

Целью настоящей работы стало авторское исследование эволюции взаимодействия вузов и особых экономических зон в РФ. Выявление факторов-катализаторов (стимулирования) активизации вузовского сотрудничества с коммерческими организациями для проведения фундаментальных и прикладных исследований в рамках особых экономических зон.

Мировая практика симбиоза особых (свободных) экономических зон и вузов имеет относительно небольшую историю. Первым подобным успешным опытом стало сотрудничество в рамках Стэнфордского индустриального парка Стэнфордско-го университета и компании «Hewlett-Packard». Сотрудничество было направлено на обеспечение стажировки студентов и трудоустройство выпускников.

В СССР особых экономических зон (ОЭЗ) в современном понимании не было, но в середине ХХ века началось создание наукоградов, в которых концентрировались научные институты, лаборатории вузов. Так, в 1956 г. был создан Новосибирский научный городок (Академгородок), а в начале 1960-х гг. г. Зеленоград (Московская обл.), по сути, стал первым информационно-технологическим центром.

Во взаимодействии между вузами и ОЭЗ, в основном развиты связи с ОЭЗ технико-внедренческого типа: технопарками и технополисами. Еще в 1990 г. правительством РСФСР была принята программа «Технопарки в России» сроком на 5 лет. Она была «нацелена на повышение отдачи от разработок научно-технических вузов, которые накопились за советский период. Правительство выделило целевое финансирование

© ПСЭ, 2018

вузам на создание технопарков. В силу специфической цели правительственной программы, созданные в ее рамках технопарки существенно отличались от тех, которые существовали в мире» [26, с. 103].

На основе анализа научных источников авторами выделены этапы взаимодействия вузов и ОЭЗ, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Эволюция взаимодействия государства, вузов РФ с ОЭЗ (технопарками и технополисами) и наукоградами

№ этапа Период Характеристика

1 19561990 Создание системы научных городков, прообразов технополисов

2 19901999 Принятие программы «Технопарки в России», зарождение технопарков (как правило, на базе научных городков, подразделений НИИ)

3 19992005 Принятие закона «О наукоградах», реформирование государственных научных центров

4 20052009 Принятие Федерального закона «Об ОЭЗ», создание промышленных и технико-внедренческих ОЭЗ, активное создание новых технопарков

5 20102014 Принятие Постановления «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», реализация грантоориентированного подхода финансирования научных разработок

6 с 2014 Начало реализации политики импортозаме-щения, повышение роли импортозамещающих технологий и разработок в отраслях экономики, обеспечивающих экономическую, продовольственную, энергетическую безопасность

Источник: составлено авторами по [26-40]

В качестве примеров университетских технопарков можно привести следующие: «научный парк МГУ, технопарк Санкт-Петербургского электротехнического университета, технопарк Самарского аэрокосмического университета, Технопарк МИФИ, технопарк ИрГТУ и др. Также создаются технопарки и на базе наукоградов, например, технопарки в Пущино, Черноголовке, Троицке, Дубне, в Новосибирском Академгородке и другие» [38].

Активно взаимодействует с вузами РФ инновационный центр Сколково и фонд «Сколково», при этом созданы и собственные образовательные учреждения — Открытый университет Сколково и Сколковский институт науки и технологий. Причем, обучение в них зачастую является наградой за участие в определенных конкурсах и выставках, например, Иннопроме [27, 36, 37].

Начиная с 90-х гг. ХХ в. в России был отмечен всплеск многочисленных инициатив по созданию в наукоградах университетов. «В большинстве наукоградов действовали филиалы (факультеты) ведущих вузов страны (МГУ, МФТИ, МВТУ, МИФИ, МИСиС, МАИ) и их кафедр, учебные центры на их базе, отраслевые институты повышения квалификации работников промышленности, техникумы, а также различные экспериментальные площадки на базе школ и дошкольных учреждений» [35].

В России к 2009 г. более 70 вузов создали двести малых инновационных предприятий с более чем 1,5 тысячами рабочих мест, 120 технопарков и 70 бизнес-инкубаторов [36]. По состоянию на 2015 г. в стране насчитывалось 179 технопарков [33], из них 49 (27,4%) были созданы за счет собственных средств ВУЗов и еще 23 (12,9%) — по программе Минобрнауки России (табл. 2).

Всего 26% технопарков России по состоянию на 2015 г. находятся в собственности администраций ВУЗов, около половины (52%) — в собственности региональной или муниципальной администрации и 22% — у частных лиц или организаций.

Таблица 2

Преимущественные источники финансирования технопарков в России, 2015 г.

Источник финансирования Число технопарков Доля, %

Частные средства 55 30,73

Собственные средства ВУЗов 49 27,37

По региональным программам 32 17,88

По программе Минобрнауки России 23 12,85

По программе Минкомсвязи России 12 6,70

По программе Минэкономразвития России 4 2,23

За счет средств госучреждений 4 2,23

Всего 179 100

Источник: составлено по материалам [33]

В 2006 г. Правительство РФ одобрило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». В соответствии с ней было создано 12 технопарков [38].

Изначально развитие взаимоотношений между вузами, ОЭЗ и наукоградами предполагало взаимовыгодное сотрудничество для каждой стороны и со временем все больше поощрялось. Однако, отмечаются и свои слабые стороны в данных взаимоотношениях (табл. 3).

Таблица 3

SWOT-анализ взаимодействия вузов РФ с ОЭЗ (технопарками и технополисами) и наукоградами

Сильные стороны Слабые стороны

- Часть технопарков, технополисов и т.п. открывается ВУЗами и приносит им дополнительные средства. - ВУЗы обеспечивают подготовку специалистов для работы именно в ОЭЗ и СЭЗ (технопарках, технополисах, наукоградах и т.д.); обеспечивается их практическое обучение и дальнейшее трудоустройство. - Реализация студенческих проектов на базе технопарков и т.п.; коммерциализация инноваций. - Развитие вузов, студенческой науки и практики, их популяризация. - Реализация совместных образовательных программ, конкурсов, мероприятий. - Фундамент развития науки и инноваций в стране - Сохранение перспективных кадров и научных разработок в стране (противодействие «утечке мозгов») - Разобщенность между технопарками и ВУЗами. - ОЭЗ экономически малоэффективны на данный момент. - Незначительное число созданных рабочих мест в ОЭЗ. - Не все идеи и проекты приходят к практическому завершению (реализации на практике). - Инфраструктура технопарков и технополисов не развита должным образом. - Недостаточный уровень и спектр услуг, предоставляемых в ОЭЗ. - Недостаточное финансирование со стороны государства - Недостаточная подготовка кадров, в частности, в области менеджмента в ОЭЗ (инновационных менеджеров)

Возможности Угрозы

- Изменения в законодательстве, в частности, позволяющие ВУЗам иметь долю в уставном капитале технопарков. - Создание сети взаимодействующих между собой технопарков / технополисов / наукоградов. - Реализация совместных программ, в том числе образовательных; по подготовке специалистов к практической деятельности в ОЭЗ. - Расширение числа малых инновационных фирм и спектра услуг, предоставляемых в ОЭЗ. - Разработка и реализация проектов с экспортной реализацией. - Прекращение деятельности в качестве ОЭЗ. - Прекращение или сокращение объемов финансирования. - Низкая эффективность и/ или банкротство малых инновационных компаний, действующих в рамках СЭЗ. - Изменение условий деятельности (налоговый режим, размер и количество льгот, срок существования и т.д.). - Отток кадров и МИП в более привлекательные ОЭЗ, в т.ч. в других странах.

Источник: составлено авторами

25 1

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Образовательно-научные учреждения являются продуцентами инноваций. Основными разработчиками инноваций являются, как правило, малые инновационные предприятия, вузы, бизнес-инкубаторы, резиденты технополисов и наукоградов.

В настоящий момент оптимальным способом развития малых инновационных предприятий является их функциони-

рование в льготных налоговых и административных условиях. В целом, при формировании и поддержании благоприятной среды для развития взаимоотношений между вузами и ОЭЗ в стране, а именно достаточном финансировании, соответствующем уровне подготовки специалистов, сокращении числа бюрократических процедур и т.д., данное взаимодействие становится основой модернизации экономики государства и перевода ее на инновационный путь развития.

Литература

1. Ansoff H.I. Corporate Strategy. McGraw-Hill, N.Y., - 1965. - 241 p.

2. Buckley P.J., Cross A.R., Tan H., Xin L., Voss H. Historic and Emergent Trends in Chinese Outward Direct Investment // Management International Review. - 2008. - №48.

3. Buckley P.J., Casson M.C. Analyzing Foreign Market Entry Strategies: Extending the Internalization Approach // Journal of International Business Studies. 1998. - Vol. 29. - №3. - P. 539-561.

4. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация : пер. с англ. / О.И. Уильямсон. СПб. : Лениздат, 1996. - 702 с.

5. Featherman D. A Refined Model of Occupational Mobility / Featherman David and Robert M. Hauser // Social stratification: class, race, and gender in sociological perspective / ed. by David B. Grusky, Manwai C.Ku and SzonjaSze^nyi. Boulder, Colo.: WestviewPress, 2008. - P. 426-436.

6. Алпатова Э.С. Свободные экономические зоны: теоретические аспекты исследования // Актуальные проблемы экономики и права. - 2008. - №3 (7). - С.4-13.

7. Асаул А.Н., Пасяда Н.И. Инвестиционная привлекательность региона. СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2008. URL: http://asaul.com/ index.php/spisokpechatnihtrudov/118-monograph/301-investicionnaja-privlekatelnost-regiona (дата обращения: 21.12.2017).

8. Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона // Экономический журнал. - 2012. - №28. - С.88-95.

9. Гладкая С.В. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности региона // Пространство экономики. - 2013. -№4-3. - С.226-230.

10. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности иинвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей http://www.ivrv.ru/2001/rus/p0104/p010402. htm (дата обращения: 21.12.2017).

11. Данько Т.П., Куценко Е.С. Основные подходы к выявлению кластеров в экономике региона // Проблемы современной экономики. - 2012. - №1. - С.248-254.

12. Зименков Р.И. Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон // Российский внешнеэкономический вестник. - 2005. - №11. - С.12-23.

13. Калинина А.Э., Задорожнева Ю.В. Перспективы реализации инновационного сценария развития Волгоградской области: проблемы, оценка // ВестникВолГУ. Сер.3. Экономика. Экология. - 2012. - №2 (21). - С. 23-31.

14. Мякшин В.Н. Методологические подходы к выявлению приоритетных направлений инвестирования в экономику региона // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2013. - №2. - С.18-28.

15. Нарышкин С.Е. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. - 2010. - С. 16-25.

16. Никитина М.Г. Феномен свободных экономических зон в современном мире. - Симферополь: СГУ им. М. В. Фрунзе, 1998. - 188 с.

17. Николова Л.В. Управление рисками инвестиционных проектов. Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский гос. политехнический ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. - 135 с.

18. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2006. - С. 48.

19. Турлай И.С. Влияние региональной экономической интеграции на привлечение прямых иностранных инвестиций : (тео-рет., методол., эмпир. аспекты). - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 146 с.

20. Дежина И.Г., Пономарев А.К. 1000 лабораторий: новые принципы организации научной работы в России // Вопросы экономики. - 2013. - №3. - С. 70-82.

21. Фирсова А.А., Челнокова О.Ю. Модели взаимодействия университета и региона // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2013. - №4. - С. 619-623.

22. Кочетков К.Б., Супян В.Б. Роль университетов в формировании инновационной экономики регионов (опыт США и уроки для России) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2010. - №4. - С. 68-77.

23. Сафонова К.И., Белкин В.Г., Ерышева С.А., Чмырь Ю.Ю. Роль и место вуза в современной экономической, национальной и региональной инновационных системах // Инновации в образовании. - 2011. - № 3. - С. 49-59.

24. Терещенко Д.С., Щербаков В.С. Место и роль вузов в инновационном развитии регионов России // Региональная экономика: Теория и практика. - 2016. - №12. - С. 165-171.

25. Хайруллина М.В., Триерс С.В. Эффекты интеграции вузов в региональную инновационную систему // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2012. - №1. - С. 210-213.

26. Чистякова О.В. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 184 с.

27. История // Сколтех. URL: http://www.skoltech.ru/o-nas/istoriya/ (дата обращения: 29.12.2017).

28. О Зеленоградском инновационно-технологическом центре //Зеленоградкий инновационно-технологический центр. URL: http://www.zitc.ru (дата обращения: 29.12.2017).

29. Об Ассоциации кластеров и технопарков // Ассоциация кластеров и технопарков. URL: http://nptechnopark.ru/about/ (дата обращения: 29.12.2017).

30. Перечень - список особых экономических зон России - 2015 - 2016 год // Индустриальные парки и технопарки России. URL: http://russiaindustrialpark.ru/article/perechen-spisok-osobyh-ekonomicheskih-zon-rossii-2015-2016-god (дата обращения: 29.12.2017).

31. Перечень - список технопарков России - 2015 - 2016 // Индустриальные парки и технопарки России. URL: http:// russiaindustrialpark.ru/tehnopark_catalog_perecheny_spisok_russia (дата обращения: 29.12.2017).

32. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 29.12.2017).

33. Региономика. Вызовы и точки роста: Бизнес-журнал . — Республика Татарстан, 2016. — №1-2 (9). URL: https://books.google. com.ua/books?id=nsF5CwAAQBAJ&pg=PA56&lpg=PA56&dq=программа+технопарки+в+россии+1990&source=bl&ots=GPfC0xHuv D&sig=cwjv5KydPqvl3s34gFi561nFTdI&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi12P76iNbUAhWrK5oKHQEfDkgQ6AEIPDAE#v=onepage&q=%D0 %BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D 0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%201990&f=false (дата обращения: 29.12.2017).

34. Советско-российский опыт. Технопарк Новосибирского Академгородка. URL: http://www.int-park.com/index.php?id=sovras op&mode=print (дата обращения: 29.12.2017).

35. Созвездие наукоградов: молодежные научно-образовательные проекты Союза развития наукоградов России //Союз развития наукоградов России. URL: http://www.souznaukogradov.ru/media/MI.PDF (дата обращения: 29.12.2017).

36. Технопарки. Российский и зарубежный опыт // Бизнес&информационные технологии. — №49, 2015 — URL: http://bit.samag. ru/archive/article/1520 (дата обращения: 29.12.2017).

37. Технопарки в России //Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»). URL: https://raexpert.ru/researches/technopark/part3/ (дата обращения: 29.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Технопарки в сфере высоких технологий // МинкомсвязьРоссии. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/445/ (дата обращения: 29.12.2017).

тенденции формирования и развития научно-образовательных

КОМПЛЕКСОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО фЕДЕРАЛьНОГО ОКРУГА

А.О. Славиковский,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Торгово-экономического института

Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

slavikovskiy86@mail.ru

В статье проводится анализ формирования и развития научно-образовательных комплексов регионов Сибирского федерального округа, отражающих развитие научного и образовательного потенциала. Показано, что при наличии си-нергетического эффекта от интеграции науки и образования, как в рамках единого комплекса, так и с хозяйствующими субъектами, их воздействие на инновационное развитие региона оказывается косвенным при отсутствии надлежащих связей между элементами региональной инновационной системы.

Ключевые слова: научно-образовательный комплекс, научно-образовательный потенциал, инновационный потенциал, инновационное развитие, инновационная деятельность, региональная инновационная система

УДК 378.1(571.1/.5) ББК 74.484.4

Инновационное развитие страны и ее регионов находится в определенной зависимости от состояния научно-образовательных комплексов, которые, в свою очередь, претерпели существенные изменения. В частности, имеющиеся связи между наукой и образованием, которые и раньше были очень тесными, настолько углубились, что возможное деление названных элементов в рамках комплекса стало невозможным. В связи с этим в научно-образовательном комплексе России, ранее представлявшем собой совокупность равных в правах и осуществляющих взаимодействие субъектов образовательной и научной деятельности, под влиянием происходящих изменений в научно-образовательной сфере произошло усиление роли системы высшего образования.

Во многом это связано с частичным переводом в вузы фундаментальной науки, что, во-первых, отчетливо проявило себя в процессе проведения реформы Российской Академии наук. Во-вторых, смещение научной деятельности в высшие учебные заведения было обусловлено практическим развалом в 90-е годы отечественной прикладной науки и опытно-конструкторских разработок, что привело к тому, что они стали активно проводиться в вузах. Так, если с 2000 по 2016 гг. число организаций, осуществляющих исследования и разработки, уменьшилось с 4099 до 4032, т.е. на 1,6%, то число научно-исследовательских организаций понизилось на 37,7% (с 2686 в 2000 г. до 1673 в 2016 г.), число конструкторских организаций — на 4,4% (с 318 в 2000 г. до 304 в 2016 г.), а число проектных и проектно-изыс-кательных организаций сократилось в 3,3 раза (с 85 в 2000 г. до 26 в 2016 г.). В то же время число осуществляющих научные исследования и разработки образовательных организаций высшего образования увеличилось в 2,5 раза (с 390 в 2000 г. до 979 в 2016 г.) [9, с. 465].

Необходимо отметить, что актуальная потребность в повышении инновационной активности бизнеса в экономике России стала причиной возникновения крайне необходимых для нее инновационных предприятий. Ряд факторов (традиционные связи науки и производства, обеспеченность специальным оборудованием, подготовка среди учащихся потенциальных предпринимателей и т.д.) оказали воздействие на возникновение малых инновационных компаний при вузах. Динамика формирования инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, наноцентры, центры трансфера технологий и т.д.), так необходимой для инновационного процесса, присуща не только научным организациям, но и вузам, в первую очередь — региональным (наиболее известными из них являются Новосибирские, Омские, Томские, Казанские) [3, с. 3]. Это явление способствует развитию регионов, несомненно, актуализируя роль региональных научно-образовательных комплексов.

Как показывает мировая и отечественная практика, наука, в первую очередь фундаментальная, и высшее образование, как специфические области деятельности, очень взаимозависимы. Только при условии полной интеграции образовательные учреждения могут обеспечивать подготовку кадров высокой квалификации в соответствии с потребностями экономики инновационного характера развития, а организации научной сферы деятельности привлекать современных специалистов к исследовательской работе [2, 10, 11].

В Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года отмечается, что научно-образовательный комплекс регионов СФО является основой инновационного потенциала развития округа и важным фактором его устойчивого развития [12]. Поэтому для понимания величины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.