Р-А- Мусаев, £-М- ^Ъухарова
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ РЕГИОНОВ РОССИИ: СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД
В настоящее время развитие инновационной деятельности является одной из приоритетных задач государственной политики. Эффективность функционирования социально-экономического комплекса страны сильно зависит от развития и рационального размещения производительных сил в отдельных регионах. Поэтому наряду с инновационным развитием страны учеными рассматривается возможность формирования региональных инновационных систем (далее - РИС).
В научной литературе наиболее распространен структурный подход к пониманию РИС как территориальной концентрации субъектов, взаимодействующих в процессе создания, модификации и распространения новшеств. Среди ключевых признаков РИС отметим следующие.
Во-первых, разнообразие структурных элементов, объединенных в две подсистемы: создания и распространения знаний (научно-исследовательские институты, научные центры, образовательные учреждения и т.д.), и использования и коммерциализации знаний (органы власти, предприятия, банки, венчурные организации, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и др.) [1-2].
Во-вторых, в рамках РИС наблюдается реализация всех этапов инновационного процесса.
В-третьих, проявляется налаженность связей между субъектами в пределах РИС, а также с хозяйствующими субъектами в иных регионах и странах. Процесс постоянного взаимодействия элементов РИС проявляется в реализации совместных программ, научном сотрудничестве, информационном и образовательном обмене.
В-четвертых, активная роль органов власти. Органы власти участвуют в становлении РИС через формирование институциональной, правовой среды, создание объектов инновационной инфраструктуры, развитие сферы науки и образования.
647
В-пятых, расширение предпринимательской деятельности вузов, проявляющееся в трансфере и коммерциализации академических разработок, технологий, сотрудничестве с коммерческими организациями в проведении научных исследований.
Последний признак РИС реализуется в концепции «тройной спирали», разработанной в середине 1990-х годов Г. Ицковицем и Л. Лейдесдорфом. Она подразумевает взаимодействие университетов, бизнеса и государства, в котором основную роль играют университеты, так как они создают и распространяют новые знания. Суть концепции заключается в том, что университеты, бизнес и государство, помимо своих основных функций, дополнительно выполняют функции друг друга. Университеты интегрируются в бизнес, занимаясь производством и передачей знаний, технологий из лабораторий в бизнес, а также создавая собственные бизнес-инкубаторы, на базе которых появляются инновационные предприятия. Бизнес и государство интегрируются в университеты, передавая знания и опыт студентам. Государство выполняет функции бизнеса в результате финансирования научных исследований и разработок, проводимых бизнесом и инновационными компаниями при университетах [3].
По мнению А.Н. Пилясова [4], на развитие РИС влияет региональная промышленная система. На рис. 1 классификация региональных промышленных систем проведена по двум критериям - степень концентрации промышленных предприятий в регионе и их количество.
1. Корпоративный концентрированный тип: одна или несколько корпоративных структур располагаются в одном городе или городской агломерации (в крайнем случае - это город-завод)
2. Корпоративный дисперсный тип: корпоративные предприятия располагаются в нескольких городских центрах
3. Децентрализованный концентрированный тип: множество средних и крупных по размеру бюд-жетоформирующих предприятий располагается в одном региональном центре
4. Децентрализованный дисперсный тип: множество разных по размеру бюджетоформирующих предприятий размещается в нескольких городских центрах
>
>
Неблагоприятны для развития РИС, так как здесь существуют корпоративная закрытость, подчиненное положение малого предпринимательства, культурное однообразие, которые ограничивают предпринимательскую деятельность
Комфортнее для развития РИС, так как здесь чаще возникает содействующая инновациям среда культурного разнообразия, институциональной плотности (разнообразные институты производственных союзов, ассоциаций, некоммерческих партнеров и т.п.)
Рис. 1. Типы региональных промышленных систем Источник: [4].
648
Лучшими условиями для развития РИС являются те, которые характеризуются наличием крупных, средних и малых предприятий и их низкой локализацией.
В зависимости от исходных условий, имеющихся в регионе, можно выделить следующие виды РИС (табл. 1).
Таблица 1
Классификация региональных инновационных систем
Вид РИС (пример) Характеристика
Районы пионерного хозяйственного освоения природных ресурсов (арктические зоны опережающего развития, районы развертывания мегапро-ектов освоения арктического шельфа, «Урал промышленный - Урал полярный») Развитие таких территорий начинается крупными организациями. Продуктовые, процессные, организационные инновации используются с тем, чтобы хозяйственно преобразовать новую территорию
Сервисные метрополитенские/ крупногородские ареалы (московская и санкт-петербургская агломерации) Предельно плотная концентрация квалифицированных кадров
Университетские/академические культурно разнообразные промышленные районы (Томская и Новосибирская области) Наблюдается взаимодействие университета и местной промышленности, важное для инновационного процесса
Южные, климатически комфортные, агроиндусгриаль-ные и сервисные, рекреационные районы (София-Антиполис во Франции, Силиконовая долина в США; Краснодарский край, Ростовская область) Наличие комфортной среды для ведения инновационной деятельности, развитое малое предпринимательство, отсутствие крупных вертикально интегрированных корпоративных структур
Старопромышленные районы (территории Рура, Уэльса, Эльзаса и Лотарингии, Детройта; Кемеровская, Челябинская, Пермская и Тульская области) Характерно развитие новых, либо преобразование старых видов экономической деятельности. Для этого создаются новые финансовые структуры, организуются конкурсы проектов реструктуризации старых индустриальных районов
Периферийные, нередко экстремальные аграрные и индустриальные острова-«изоляты» (морской биотехнологический кластер в Тромсе) Здесь сложно развить творческий процесс, инновационную деятельность. Важную роль должно сыграть предпринимательство
Высокоспециализированные/монопрофильные промышленные города и районы (моногорода Курчатов Курской области, Мирный Республики Саха-Якутия, Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа) Инновационный процесс направлен на преодоление мо-нопрофильности, развитие системы образования
Источник: [4].
Исходя из табл. 1, можно предположить, что степень развития инновационной системы в разных регионах зависит от их социально-
649
экономического положения. Если подход А.Н. Пилясова к определению видов РИС сфокусирован на специализации регионов и имеющихся в них ресурсах, то другие авторы ориентируются на формирование РИС на основе комбинирования разных структурных элементов.
О.В. Мушаева предложила построить инновационную систему на взаимодействии наукограда, технико-внедренческой особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и технопарка [5]. Автор расположил в основе научной и производственной сферы национальной экономики научно-производственный комплекс наукограда (или иную инновационно активную территорию), в состав которого вошла технико-внедренческая ОЭЗ. Это объясняется тем, что в ОЭЗ строятся инфраструктурные объекты, вводится льготный режим налогообложения, что способствует притоку частных инвесторов и развитию наукограда. Для увеличения числа резидентов технико-внедренческой зоны в ее структуру включен технопарк, который готовит новых резидентов, предоставляя им финансовые, юридические, маркетинговые и информационные услуги.
Преимуществом подхода О.В. Мушаевой является то, что здесь имеются необходимые элементы инновационной системы, а также показана их взаимосвязь. Логика подхода соответствует технико-внедренческой зоне «Дубна». Однако содержательно предложенная схема РИС не подходит к характеристике Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, так как технико-внедренческие ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Зеленоград» и ОЭЗ «Санкт-Петербург» не входят в состав научно-производственного комплекса наукограда.
В.В. Иванов расширил перечень субъектов инновационной системы [6]. На рис. 2 видно, что инновационная система страны состоит из нескольких связанных локальных инновационных систем: мегаполисов, средних и крупных городов, территорий с низким научно-техническим потенциалом, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований, академгородков, ОЭЗ. Эти территории взаимодействуют благодаря информационным, транспортным, ресурсным, финансовым и иным связям, образующим единую коммуникационную среду
Основной недостаток схем О.В. Мушаевой и В.В. Иванова состоит в отсутствии в инновационной системе центрального звена (или координатора), ответственного за регулирование деятельности хозяйствующих субъектов.
650
Мегаполисы
Средние Территории и крупные с низким
Наукограды
города НТП*
ЗАТО**
Академгородки,
оэз
Коммуникационная среда
Рис. 2. Пространственная структура национальной инновационной системы:
* НТП - территории с низким научно-техническим потенциалом;
** ЗАТО - закрытое административно-территориальное образование
Источник: [6].
На основе изучения теоретических подходов и практики развития инновационной деятельности в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Томской области можно предложить схему становления РИС. Согласно рис. 3, для формирования РИС необходимо наличие благоприятных условий для ведения инновационной деятельности, структурных элементов и налаженных коммуникаций между ними.
Блок 1 «Исходные условия для развития инновационной деятельности в регионе» раскрывает предварительные условия, характерные для региона как части хозяйственной системы страны. Прежде всего, к ним относится создание объектов экономической инфраструктуры (рис. 4).
На рис. 4 видно, что для формирования инновационной системы необходимо наличие следующих объектов [7-8]:
1) институциональной инфраструктуры - органы законодательной, судебной и исполнительной власти; учреждения, занимающиеся сбором статистической информации; профессиональные союзы, общественные организации и т.д.;
2) социальной инфраструктуры, включающей кадровую инфраструктуру (систему образования и профессионального обучения, службы занятости населения, систему дошкольных учреждений); научную сферу, культуру, здравоохранение, коммунальное хозяйство, жилищный комплекс, торговлю, общественное питание, пассажирский транспорт и др.;
651
Участие в образова- Проведение совмес- Отбор,реализация
тельном процессе тных исследовании проектов и др.
5 £
I
г а -в
£
Субъекты технико-внедренческой зоны
Минэкономразвития России
Администрация субъекта РФ
ОАО «Особые экономические зоны»
Наблюдательный совет особой экономической зоны
Научные лаборатории
Предприятия
Субъекты наукоград а/города-спутника/академгородка
Администрация субъекта РФ
Администрация нау-кограда/города-спут-ника/ академгородка
Образовательные учреждения
Опытно-конструкторские бюро
Предприятия
Общество
Научные организации
Субъекты инновационного территориального кластера
Минэкономразвития России
Администрация субъекта РФ
Управляющая компания
Научные организации
Образовательные учреждения
Предприятия
Блок 2. Внутреннее содержание РИС
Институциональная инфраструктура
Социальная инфраструктура (кадровая)
Производственная инфраструктура (технологическая)
Рыночная инфраструктура (финансовая, инновационная, информационная)
Блок 1. Исходные условия для развития инновационной деятельности в регионе
Рис. 3. Схема становления РИС Источник: разработано авторами.
3) производственной инфраструктуры - грузовой транспорт, связь, дорожная сеть, складские помещения, мосты, системы во-дообеспечения и теплообеспечения, газоснабжения, нефтепроводы, сети энергопередачи; технологическая инфраструктура (организации, занимающиеся стандартизацией и сертификацией) и др.;
652
4) рыночной инфраструктуры, обслуживающей сферу обращения, обеспечивающей взаимодействие между производителями и потребителями и включающей:
• финансовую инфраструктуру (банки, страховые, лизинговые организации, фондовые и валютные биржи, инвестиционные фонды, факторинговые и форфейтинговые компании, венчурные фирмы, бизнес-ангелы и т.д.);
• инновационную инфраструктуру, обслуживающую инновационный процесс и инновационную деятельность (информационно-маркетинговые центры, консультационные, бухгалтерские и юридические организации, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, ОЭЗ и др.);
• информационную инфраструктуру (волоконно-оптическая, микроволновая и спутниковая связь, компьютерные сети для оперативного обмена информацией; выставочные комплексы, патентные ведомства, библиотеки, торгово-промышленные палаты и т.д.).
Рис. 4. Экономическая инфраструктура региона Источники: составлено авторами на основе [7-8].
Обращаясь к блоку 2 «Внутреннее содержание РИС» (см. рис. 3), можно уточнить понятие «РИС» и рассмотреть ее как систему, состоящую из пяти элементов, к которым относятся научные ор-
653
ганизации, образовательные учреждения, предприятия, органы власти и общество, взаимодействующие с целью социально-экономического и инновационного развития территории.
Такой подход позволяет усовершенствовать классическую модель «тройной спирали» применительно к российским условиям. Добавление к традиционным трем элементам (университетам, бизнесу и государству) научных организаций связано с тем, что они занимают важное место в инновационной среде региона и в большей мере занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями, чем университеты. Это подтверждается числом научно-исследовательских организаций, участвующих в выполнении исследований и разработок в России, и объемом внутренних затрат на исследования и разработки за счет собственных средств научных организаций.
К обществу относятся потенциальные изобретатели, создатели и потенциальные потребители будущей инновационной продукции, работ, услуг, которые участвуют в инновационном процессе.
Вместо понятия «университет» предлагается рассматривать понятие «образовательные учреждения», то есть образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, входящие в общую систему образования.
Центральным звеном РИС, определяющим общее направление ее развития, в зарубежных странах является определенная координирующая структура. Анализ опыта развития инновационной деятельности в США и ФРГ показал, что наиболее важными функциями координирующей структуры являются финансирование деятельности участников инновационного процесса и контроль их действий, разработка программ технологического, регионального развития, стимулирование передачи технологий и опытных образцов в производство, разработка механизмов взаимодействия между образовательными, научными учреждениями, предпринимательскими структурами и др. (табл. 2).
В российских условиях ядро инновационной системы составляют органы федеральной государственной власти, власти субъектов РФ и местного самоуправления. Это объясняется тем, что они выполняют роль координирующей структуры РИС, регулируя деятельность хозяйствующих субъектов и проводя инновационную политику, либо участвуя в создании специализированных координирующих структур. Поэтому понятие «государст-
654
во» в концепции «тройной спирали» представляется важным заменить на «органы власти».
Таблица 2
Функции координирующей структуры РИС в зарубежных странах
Страна, регион Координирующая структура Функция координирующей структуры
США, север штата Техаса Северный Техасский региональный центр инноваций и коммерциализации • Налаживание взаимодействия между университетами и бизнесом; • сотрудничество с частными инвестиционными фондами, венчурными фирмами, бизнес-ангелами
ФРГ, административный округ Штутгарт федеральной земли Баден-Вюртемберг Ассоциация региона Штутгарт • Разработка планов регионального развития; • создание новых промышленных кластеров; • налаживание взаимодействия между научными организациями и предприятиями; • защита интересов местных компаний
Источники: [9-10].
Суть предлагаемой взаимосвязи «научные организации-образовательные учреждения-органы власти-предприятия-общество» («квинтетной спирали») заключается в том, что составляющие инновационной системы, помимо своих традиционных функций, могут выполнять несвойственные им функции других участников взаимодействия. Также возможно движение кадров из образовательных учреждений в научные организации, предприятия, органы власти, либо из органов власти - на предприятия, в образовательные учреждения и т.д. Налаженные коммуникации между составляющими РИС способствуют созданию инновационной среды, благоприятной для ведения предпринимательской деятельности.
Представленные направления взаимодействия экономических агентов в рамках инновационной системы (см. блок 3 на рис. 3) могут реализовываться при участии координирующей структуры (органов власти), либо в результате конкурентной борьбы. Например, в настоящее время в России крупные государственные корпорации в добывающей промышленности реализуют программы сотрудничества с научными организациями, участвуют в финансировании дорогостоящих прикладных исследований и разработок новых технологий с привлечением в связи с сильной конкуренцией на мировом
655
рынке научных институтов Российской академии наук и национальных исследовательских университетов [11].
Для формирования РИС элементы «квинтетной спирали» встраиваются в технико-внедренческую ОЭЗ, наукоград, академгородок, город-спутник, инновационный территориальный кла-cтepi (см. рис. 3). В технико-внедренческой зоне резиденты имеют право заниматься инновационной деятельностью, создавать, производить и реализовывать научно-техническую продукцию, программы, базы данных, оказывать услуги по их внедрению и обслуживанию2.
Наукоград, академгородок, город-спутник обладают высоким научно-техническим потенциалом. Наукоград включает градообразующий научно-производственный комплекс3. В академгородке осуществляются теоретико-прикладные исследования благодаря согласованной деятельности расположенных в его пределах научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений (напр., Томский Академгородок).
Инновационная активность организаций, расположенных в городе-спутнике, объясняется его близостью к городу-ядру. Город-ядро обладает значительными интеллектуальным, финансовым и административным потенциалами. К городам-ядрам относятся Москва, Санкт-Петербург, Томск и др., а к городам-спутникам можно отнести Зеленоград (город-спутник Москвы), Петергоф (город-спутник Санкт-Петербурга)4.
1 См.: Перечень отобранных инновационных территориальных кластеров утвержден Поручением Председателя Правительства Российской Федерации (28.08.2012 №ДМ-П8-5060). [Электронный ресурс]. Официальный сайт Минэкономразвития России. Режим доступа: URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907_02 (дата обращения: 10.07.2016); Постановление Правительства Российской Федерации «Обутверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (15.04.2014№ 316). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Часть 2 статьи 10 федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (22.07.2005 № 116-ФЗ). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Федеральный закон «О статусе наукограда» (07.04.1999 № 70-ФЗ). [Электронныйресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» Научно-производственный комплекс наукограда действует в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России (12.11.2009) определены приоритеты модернизации экономики и технологического развития, являющиеся ключевыми для выхода России на новый технологический уровень: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, повышение энергоэффективности.
4 Пункт 4.9 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации «Обутверждении методики оценки качества городской среды проживания» (09.09.2013 №371). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
656
Проиллюстрируем реализацию предложенной схемы становления РИС на примерах Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Томской областей. В г. Зеленограде еще в 1990 г. предпринимались попытки создания экономической зоны и технопарка. В настоящее время научно-производственный комплекс Зеленограда включает научно-исследовательские институты, образовательный и научно-инновационный комплекс Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (далее -НИУ «МИЭТ»), промышленные предприятия, сеть центров коллективного пользования, предоставляющих услуги по проектированию и изготовлению опытных партий изделий. К основным участникам кластера «Зеленоград» относятся НИУ «МИЭТ», ОАО «НИИМЭ и Микрон», Зеленоградский инновационно-технологический центр, ОАО «Зеленоградский нанотехнологический центр», предприятия резидентов ОЭЗ «Зеленоград» и др.
ОЭЗ «Санкт-Петербург» специализируется на медицинских технологиях, фармацевтике, энергоэффективности, приборостроении и создании новых материалов, информационно-коммуникационных технологиях. Это объясняется тем, что ее «якорными» резидентами являются ООО «Ракурс-Инжиниринг» (разработки для объектов энергетической отрасли), ЗАО «Вертекс» (фармацевтика). Другой причиной является территориальная близость ОЭЗ «Санкт-Петербург» к экспериментальному комплексу ОАО «Завод имени В.Я. Климова» (реактивные и вертолетные двигатели) и г. Петергофу с сильным научно-производственным комплексом.
Деятельность резидентов ОЭЗ «Дубна» сфокусирована на ядерно-физических технологиях, нанотехнологиях, биотехнологиях и медицинских технологиях, информационных технологиях, проектировании сложных технических систем. Это связано с тем, что крупные промышленные, научно-исследовательские организации г. Дубны выступают учредителями резидентов ОЭЗ «Дубна». Приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности наукограда Дубна являются проведение фундаментальных исследований в области физики элементарных частиц, атомного ядра, разработка и производство ракетной и авиационной техники, экспериментальные разработки, испытания в области информационно-телекоммуникационных систем, электроники и др.
657
Направления деятельности резидентов ОЭЗ «Томск» (информационно-коммуникационные технологии, электронные технологии, создание новых материалов, нанотехнологии, ресурсосберегающие технологии, биотехнологии и медицинские технологии) объясняются территориальной близостью научных учреждений Томского научного центра СО РАН. В пределах Томска сформировался кластер, в состав которого входят как производители фармацевтических препаратов и медицинской техники, так и вузы, научно-исследовательские институты, Центр кластерного развития Томской области и др.
Указанные в блоке 3 «Направления взаимодействия элементов инновационной системы» (см. рис. 3) механизмы взаимодействия элементов РИС - участие предпринимательских структур в образовательном процессе, проведение совместных научных исследований, отбор и реализация инновационных проектов - реализуются в отношении ОЭЗ.
Для налаживания связей между Государственным университетом «Дубна» и ОЭЗ «Дубна» создан центр подготовки кадров для резидентов, бизнес-инкубатор для малых предприятий, планирующих получить статус резидентов экономической зоны. В результате, учащиеся могут трудоустраиваться в компаниях-резидентах, создаются предпосылки для развития малых инновационных предприятий при вузе. Компании, в свою очередь, могут влиять на совершенствование образовательных программ [12].
На базе Томского научного центра СО РАН, Томского научного центра СО РАМН, томских вузов создан Межведомственный центр нанотехнологий «Томскнанотех» для координации деятельности организаций научно-образовательного и инновационного комплекса и резидентов ОЭЗ «Томск» в проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и коммерциализации нанотехнологий. Также в Томске функционирует Межвузовский центр подготовки кадров на базе томских вузов, научных организаций и зарубежных университетов [13].
Взаимодействие между научными и образовательными организациями, расположенными в г. Петергофе, и резидентами ОЭЗ «Санкт-Петербург» складываются следующим образом. Специалисты г. Петергофа занимаются приемом, экспертизой и отбором перспективных идей и проектов с тем, чтобы затем помочь представить их в виде инновационного проекта, разработать бизнес-план для будущего пред-
658
приятия. Они рекомендуют место внедрения и реализации инновационного проекта (ОЭЗ «Санкт-Петербург», инновационный центр «Сколково», технопарк «Мартышкино»).
В результате выборочного анализа нормативно-правовых актов Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Томской области выявлено, что в них поставлена задача развития инновационных систем данных регионов, а также г. Зеленограда и г. Томска [14-17]. Для этого в данных документах рассмотрены бюджетный, организационный и информационный механизмы развития инновационных систем.
На рис. 5 видно, что бюджетный и информационный механизмы преимущественно нацелены на налаживание взаимодействия инновационного бизнеса и органов власти, так как данные меры направлены на государственную финансовую поддержку инновационных предприятий, осуществление государственного и муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, оказание экспертной поддержки.
Бюджетный механизм
• Предоставление субсидий;
• предоставление государственных гарантий, инвестиционного налогового кредита;
• осуществление государственного и муниципального заказа;
• предоставление налоговых, таможенных льгот;
_• создание городских венчурных фондов_
Организационный механизм
• Формирование ОЭЗ, инновационных кластеров, зон территориального развития;
• обеспечение деятельности организаций в области защиты прав предпринимателей;
• учреждение инновационно-технологических центров, многофункциональных деловых центров, центров коллективного пользования;
• развитие сетей бизнес-ангелов, венчурных инвесторов;
• создание центров краткосрочной аренды помещений;
• государственно-частное партнерство;
• развитие консорциумов университетов и научных организаций;
• программы по развитию предпринимательства;
_• мероприятия по вовлечению работодателей в процесс подготовки специалистов_
Информационный механизм
• Создание каталогов инновационной продукции, технологий;
• экспертная поддержка;
• выпуск специализированных журналов, создание информационных порталов;
_• ведение реестров резидентов индустриальных парков, технопарков_
Рис. 5. Механизмы взаимодействия элементов РИС Источники: составлено на основе [14-17].
Мероприятия организационного механизма сфокусированы на налаживании связей между промышленными предприятиями, на-
659
учными и образовательными учреждениями, развитии инновационной инфраструктуры. Важно отметить, что к данным мерам относятся развитие конкурентной среды, совершенствование защиты интеллектуальной собственности, подготовка и переподготовка кадров, повышение плотности инфраструктурных объектов.
Таким образом, суть предложенной авторами схемы становления РИС в России (см. рис. 3) заключается в интеграции различных структурных элементов с целью получения синергетического эффекта, воздействующего на социально-экономическое и инновационное развитие территории. При формировании РИС данные элементы встраиваются в технико-внедренческую ОЭЗ, наукоград, академгородок, город-спутник, инновационный территориальный кластер. В настоящее время, характеризующееся сокращением валового внутреннего продукта, объема промышленного производства, инвестиций в основной капитал, повышением ставок по банковским кредитам и резким уменьшением возможности внешнего заимствования денежных средств [18], повышается значение органов власти в части развития инфраструктуры, стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, реализации механизмов их взаимодействия.
Иногда образование ОЭЗ не улучшает положение региона. Например, в июне 2016 г. Президент России поручил приостановить создание новых ОЭЗ и закрыть десять образованных экономических зон5. Будут закрыты туристско-рекреационные и портовые экономические зоны, признанные неэффективными по результатам проверки Счетной палаты Российской Федерации в 2015-2016 гг.
В связи с данным поручением Президента России появляется необходимость определить эффективность функционирования ОЭЗ и оценить то, каким образом ее создание воздействует на развитие региона. Результаты исследования влияния технико-внедренческой ОЭЗ на территориальное развитие могут стать предметом отдельной публикации.
Литература и информационные источники
1. Гуриева Л.К. Стратегия инновационного развития экономики региона: теория и методология /Под ред. К.И. Плетнева. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007. 508 с.
5 В России могут закрыть особые экономические зоны, не привлекшие резидентов. [Электронный ресурс]. Официальный сайт информационного агентства «РИА Новости». URL: http://m.ria.ru/economy/20160708/1461545912.html (дата обращения: 10.07.2016).
660
2. Задумкин К.А. Региональная инновационная система: теория и практика формирования. Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИРАН, 2008. 72 с.
3. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
4. Пилясов А.Н. Региональная инновационная система как фактор модернизации российской экономики // Социально-экономическая география-2011: теория и практика: материалы Международной научной конференции «Социально-экономическая география: фундаментальные и прикладные исследования», 14-17 сентября 2011 г., Калининград / Под ред. А.Г. Дружинина, Г.М. Федерова, В.Е. Шувалова. Калининград: Изд-во БФУ им. Иммануила Канта, 2011. С. 131-138.
5. Мушаева О.В. Особые экономические зоны в национальной инновационной системе России /Под ред. К.И. Плетнева. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2009. 138 с.
6. Иванов В.В. Пространственный подход к формированию национальной инновационной системы //Инновации. 2010. № 5. С. 122-128.
7. Экономика и право: Большой толковый словарь-справочник. 2-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2003. 868 с.
8. Инновационная экономика: энциклопедический словарь-справочник / Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. Науч. рук. Ивантер В.В., Суслов В.И. ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2012. 544 с.
9. Robertson R. (2011). Short on Funding. North Texas RCIC Prepares for Lean Future //Fort Worth Business Press, vol. 23 (no. 24), June 13-19, p. 1, 36.
10. Kidokoro T., Harata N., Subanu L.P., Jessen J., Motte A., Seltzer E.P. (2008). Sustainable City Regions: Space, Place and Governance. Vol. 7, Springer, 334 p.
11. Комков H.И., Кротова M.В. Инновационно-технологические факторы и перспективы развития экономики на основе ресурсно-инновационной стратегии //Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН; М.: МАКС Пресс, 2014. С. 226-244.
12. Рац А.А. ОЭЗ «Дубна»: планируем развитие // Вестник особых экономических зон. 2009. № 1. С. 40-44.
13. Каминский П. Настоящее и будущее нанотехнологий в Томске // Инновации. 2009. № 2 (124). С. 15-22.
14. Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012-2018 годы» (11.10.2011 № 477-ПП). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Региональное законодательство».
15. Постановление Правительства Московской области «О Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года» (вместе со «Среднесрочной программой социально-экономического развития Московской области до 2010 года») (15.12.2006 № 1164/49). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Региональное законодательство».
16. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Комплексной программе «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы» (28.06.2011 № 835). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Региональное законодательство ».
17. Постановление Государственной Думы Томской области «О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)» (27.10.2005 № 2539). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Региональное законодательство ».
18. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия весной 2015 г.: реакция на валютный шок и деятельность в условиях экономического спада //Проблемы прогнозирования. 2015. № 6. С. 146-161.
661