Научная статья на тему 'Территории инновационного развития: зарубежный опыт и Российская практика'

Территории инновационного развития: зарубежный опыт и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5039
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ (ТИР) / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНОПАРК / ТЕХНОПОЛИС / НАУКОГРАД / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кешишева Нина Георгиевна

В статье рассмотрены различные типы территорий инновационного развития (ТИР), функционирующих в Российской Федерации. Проанализирован мировой опыт формирования таких территорий и возможности его применения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территории инновационного развития: зарубежный опыт и Российская практика»

Н.Г. КЕШИШЕВА

ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

В статье рассмотрены различные типы терри- ван мировой опыт формирования таких террито-торий инновационного развития (ТИР), фунщио- рий и возможности его применения в России. пирующих в Российской Федерации. Проанализиро-

Территория инновационного развития (ТИР), инновационная инфраструктура, технопарк, технополис, наукоград, особая экономическая зона.

В решении важнейшей задачи перехода страны тутами, компаниями и рынками. Он упрощает создана инновационный путь развития большое зна- ние и рост инновационным компаниям с помощью чение имеет создание территорий инновацион- инкубационных процессов и процессов выведения ного развития. Механизм формирования подобных новых компаний из существующих. территорий обширно используется в мировой практи- Целью данного достаточно широкого определения

ке как высокоразвитыми, так и развивающимися странами.

Под территорией инновационного развития (ТИР) в настоящей статье автором понимается территория, занимающая муниципальное образование полностью, часть территории одного или часть нескольких муниципальных образований, имеющая особый правовой статус, обладающая высоким научно-техничес-ким, инновационным, ресурсным, производственным, трудовым (кадровым) и образовательным потенциалом, с установленным органами государственного и (или) муниципального управления специальным режимом осуществления хозяйственной деятельности, на которой происходят активные процессы создания, внедрения и распространения инновационной продукции (товаров, работ, услуг).

Перевод местной экономики на инновационный путь развития осуществляется за счет использования преимуществ достижений науки и техники. Основной целью формирования ТИР является достижение ус -тойчивого социально-экономического развития территории, повышение конкурентоспособности и в связи с этим повышение качества жизни населения, что дос-тигается посредством эффективного межотраслевого взаимодействия между секторами науки, образования и промышленности на данной территории. Выделяются следующие модели территорий инновационного развития: технопарки, особые экономические зоны, технополисы, наукограды, закрытые административно-территориальные образования [1]. ТИР относятся к территориальным элементам инфраструктуры инновационной системы.

На сегодняшний день нет единого общепринятого определения технопарка, несмотря на то, что данная форма ТИР существует с середины XX в. Международная ассоциация научных парков (International Association of Science Parks - IASP) [2] предложила следующее определение: «Технологический парк -это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций». Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими инсти-

явилась потребность в объединении всех существующих в мире моделей технопарка. То есть данное определение задает минимальный набор требований для технологических парков. Международная ассоциация технопарков также признает равносильными такие понятия, как «технологический парк», «технопол», «технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк». В Великобритании обычно ис-пользуют термин «научный парк», в США - «исследовательский парк», в России - «технопарк».

Первый исследовательский парк в США был организован в начале 50-х гг. в Стэнфордском университете штата Калифорния, который впоследствии вырос во всемирно известный технопарк «Силиконовая долина» - центр высокотехнологичной индустрии, обес-печивающий 20% мирового производства компьютерной и вычислительной техники. Наиболее эффективные на сегодняшний день технопарки в США возникали спонтанно вследствие удачного сочетания ряда географических, экономических, социальных и других факторов («Силиконовая долина»; «Дорога номер 128», расположенная вблизи Массачусетского технологического института и Гарвардского университета; исследовательский парк «Парк-Треугольник» в штате Северная Каролина) [3, с. 30]. На сегодняшний день в США насчитывается 150 технопарков, что составляет 30% от общего мирового числа технопарков [4, с. 30].

С начала 70-х гг. XX в. технопарковые структуры стали создаваться в развитых странах Европы (научный парк Тринити Колледж в Кембридже, Кельнский парк в Германии, исследовательский парк Университета София-Антиполис в Ницце), а в 80-е годы - в Канаде, Японии, Китае, Малайзии, Индии, Бразилии, Австралии.

Достаточно интересный опыт функционирования технопарков имеет Германия. В настоящее время в стране насчитывается около 100 технологических парков - площадка для 2000 фирм разных размеров и отраслевой принадлежности, в которых задействовано примерно 20000 рабочих [5, с. 73-77]. На территории технопарков реализуются разные технологические идеи.

Основной принцип создания технопарков в Германии - успешное развитие бизнеса и увеличение занятости в регионе или городе. Учредителями технопарка могут выступать как региональные и местные орга-

ны власти и управления, так и представители научных, финанс овых и деловых кругов. По мнению немецких экспертов, можно выделить три фактора, ставших основой для успешного функционирования этих производственных структур: энергичность местных и региональных органов власти и управления; заинтересованность местной промышленности; наличие университета или другого вуза, обеспечивающего техническое образование [5]. Наиболее важными факторами для фирм-клиентов технопарков являются возможность осуществления деятельности в свободно перестраиваемых помещениях, стандартный набор удобств и оборудования, неформальное общение и способность технопарка повысить престиж и авторитет фирмы.

Для России несомненный интерес представляет опыт индийских технопарков. Первыми в Индии в 1990 г. были созданы три «технопарка для разработки программного обеспечения» (сегодня их насчитывается больше 20), затем были образованы отдельные зоны для развития биотехнологий и производства электроники. Государственная политика Индии в области развития технопарковых структур основана на двух подходах. Первый заключается в создании и использовании качественной инфраструктуры в непосредственной близости от ведущих образовательных и научных учреждений. Второй подход предполагает использование механизма экспортно-ориентированных особых экономических зон, на территории которых компаниям предоставлены различные налоговые и таможенные льготы.

Развитию технопарков в стране способствовали следующие действия, осуществляемые правительством Индии:

- создание высококачественной инфраструктуры (в частности, сети для передачи данных и информации);

- организация работы государственных органов по принципу «одного окна» в области регистрационных процедур, включая сертификацию импорта и экспорта;

- предоставление различных налоговых и таможенных льгот компаниям, расположенным на территории технопарков;

- принятие мер по содействию экспорту услуг информационных технологий, в частности, проведение маркетинговых мероприятий и мероприятий по связям с общественностью.

Создание технопарков способствует не только инновационному развитию территории, на которой он расположен, но и имеет большое значение для международного сотрудничества, в связи с чем уровень конкурентоспособности производимой на территории технопарка экспортной продукции высок. Данное положение использовалось Чехией при создании технологических парков [3, с. 27]. Широкую известность имеет первый научный парк «Идеон» в Швеции, основанный в Лунде в 1983 г. По состоянию на 2001 г. на его территории функционировало 15 вузов, в которых обучаются 120 тыс. студентов, и примерно 170 фирм, в которых было занято 2 тыс. сотрудников [3, с. 30].

Формирование техно парковых структур широко распространено в новых индустриальных странах

Юго-Восточной Азии. Научный парк в Тайване был образован на базе двух крупнейших национальных университетов в 1980 г. Впоследствии на его территории были созданы Научно-исследовательский институт промышленной торговли, Объединенная корпорация по разработке микроэлектроники, Тайваньская компания по производству полупроводников, Научноисследовательский институт электроники, Центр по развитию биотехнологий. В технопарке расположены отделения свыше 100 промышленных корпораций, большую часть которых составляют филиалы ведущих ТНК промышленно развитых стран, в частности США [3, с. 31].

В российском законодательстве [6] под технопарком понимается имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Резидентами технопарка могут выступать малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, организации инновационной инфраструктуры, учебные заведения, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объек-ты поддержки инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отечественной литературе [7, с. 21-30] технологический парк представляет собой форму территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует только один нормативно-правовой документ, регламентирующий порядок создания и развития технопарков - государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренная Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р. Согласно данной государственной программе создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отрас-лей экономики.

В рамках данной комплексной программы с 2006 по 2010 г. выделены средства на создание 8 технопарков в 7 субъектах Российской Федерации, из которых 6 технопарков уже функционируют. До 2014 г. запланировано выделение средств на создание 4 технопарков. Регионы, участвующие в программе, - Республика Мордовия, Республика Татарстан, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Самарская, Тамбовская и Тюменская области, г. Санкт-Петербург.

Одним из наиболее успешных считается опыт создания «Технопарка Новосибирского Академгородка». Технопарк является в некотором роде проектом развития и модернизации Новосибирского Академгородка. Предпосылки эффективного функционирования

данного технопарка - действующая система элитной подготовки кадров (в Новосибирском государственном университете) и система генерации знаний (в основном в институтах Сибирского отделения Российской академии наук).

Основными целями создания технопарка являются коммерциализация разработок Новосибирского научного центра и прогрессивное развитие малого и среднего бизнеса в сфере вьеоких технологий. Основные направления специализации технопарка: информационные и телекоммуникационные технологии; биомедицина и биотехнологии; приборостроение и наукоемкое оборудование; силовая электроника и электротехника [8].

Несмотря на мировую тенденцию увеличения числа техно парковых структур, практика показывает, что не все они оказываются эффективными. В связи с тем, что особенностью технопарков является продолжительный период их становления, технопарки создаются на относительно долгий срок. Например, наиболее известным технопаркам в США потребовалось для достижения успеха несколько десятков лет (исследовательскому парку «Силиконовая долина» -около 35 лет, технопарку «Треугольник» штата Северная Каролина - 30, технопарку университета штата Юта - около 20 лет), что связано с разработкой передовых технологий и созданием на их основе конкурентоспособной продукции с длительным жизненным циклом [3, с. 31].

Одной из основных причин неэффективной работы ряда технопарков в мире является неумение прив-лечь к сотрудничеству предпринимателей [3, с. 31]. Особую роль в стимулировании предпринимателей играет предоставление налоговых льгот и преференций резидентам технопарка. Данное положение верно для всех типов территорий инновационного развития. Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к инновационному предпринимательству наблюдается обратная зависимость. Так, Министерство промышленности Швеции установило, что варьирование размера налога на прибыль в диапазоне от 0 до 25% почти не влияет на уровень предпринимательской инициативы, но если налог начинает превышать 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капитальными вло-жениями практически исчезает [10, с. 8].

Особенность технополиса как территории инновационного развития заключается в наличии градообразующей научно-производственной инфраструктуры, обеспечивающей непрерывные процессы воспроизводства, внедрения и распространения инноваций, проведение фундаментальных прикладных научных исследований и разработок и их практическое использование. Под технополисом понимается «город и прилегающая к нему территория, где размещены органически взаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научноисследовательские институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры, и жилая застройка с современной производственной и социальной инфраструктурой» [4, с. 32]. К инновацион-

ной инфраструктуре технополиса относятся инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры научных разработок и исследований.

Известные в мировой практике модели технополисов можно условно разделить на четыре основные: американская (США, Великобритания), японская (Южная Корея, Япония), китайская (Китай) и смешанная (страны Европейского союза). Особенность американской модели заключается в том, что историчес -ки возникновение и развитие технополиса происходит вокруг крупного университета, технополис развивается как комплекс взаимосвязанных производственных предприятий, научно-исследовательских центров и лабораторий и жилых зон. Японская модель предполагает строительство новых городов, создание которых осуществляется с целью проведения научных исследований и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Согласно китайкой модели, технополис - зона развития высоких технологий, носящих экспериментальный характер. Технополисы смешанной модели предполагают сочетание основных сущностных характеристик, присущих другим моделям.

В российской практике с технополисами можно соотнести такие виды территорий инновационного развития, как наукограды и закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Однако в отличие от зарубежных технополисов, созданных в первую очередь для развития наукоемких производств, наукограды и ЗАТО на территории России создавались как объекты военно-промышленного комплекса «для обслуживания комплекса предприятий, способных решить крупную оборонную проблему» [11, с. 21-25].

Со временем специализация муниципальных образований с научно-производственным комплексом на выпуске наукоемкой продукции для целей оборонного значения данных была расширена до разработки, создания и внедрения наукоемкой продукции, имеющей также фундаментальное значение.

Отнесение закрытых административно-территориальных образований к территориям инновационного развития обусловлено их расположением около крупных производственно-промышленных центров, научно-исследовательских институтов, вузов и высокой степенью развития транспортной и инженерной инфраструктуры. Критерием отнесения наукоградов к ТИР является наличие научно-производственного комплекса, в состав которого входят научноисследовательские организации, промышленные

предприятия по производству наукоемкой продукции, учебные заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов, инновационные предприятия, обеспечивающие трансфер и коммерциализацию научных разработок. Опыт развития наукоградов свидетельствует об увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней после получения муниципальным образованием статуса наукограда.

Под наукоградом понимается муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В свою очередь, научно-производственный комплекс

наукограда представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации [12].

Научно-производственный комплекс данного муниципального образования отвечает следующим критериям [12]:

- численность работающих в организациях научнопроизводственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;

- объем научно-технической продукции в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

Формирование территориальных центров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов и закрытых административно-территориальных образований входит в перечень основных направлений реализации Стратегии инновационного развития Рос -сийской Федерации на период до 2020 г. [13]. Согласно Стратегии, в целях совершенствования налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающих стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию, а также для снижения уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно активные предприятия и но -вые высокотехнологичные предприятия, в частности, в рамках законодательства предусматривается проработать возможность введения льготного налогообложения инновационных компаний в наукоградах и закрытых административно-территориальных образованиях.

Стратегией запланировано установление более конкретных, прозрачных и обоснованных критериев присвоения статуса наукограда, отражающих реальный уровень научно-технического и инновационного потенциала и перспективы для дальнейшего инновационного развития. Получение статуса наукограда муниципальным образованием будет основано не только на наличии высококлассных и конкурентоспособных градообразующих научных организаций, вузов и высокотехнологичных компаний на данной территории, но и на степени активности и заинтересованности региональных властей в формировании региональной инновационной системы, с учетом требований к уровню коммерциализации разработок и динамике развития инновационного бизнеса.

Установление критерия «уровня активности учас -тия властей региона, на территории которого находится «потенциальный наукоград», в создании регио-

нальной инновационной системы», с одной стороны, может усложнить процедуру присвоения статуса наукограда муниципалитету в связи с абстрактностью самого определения «степени активности» и отсутствием алгоритма ее вычисления. С другой стороны, может простимулировать власти регионов к участию в инновационных процессах и к созданию в рамках своей компетенции условий для инновационного развития.

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) широко распространено в мировой практике. Специальная экономическая зона как территория инновационного развития представляет собой часть национального пространства, в рамках которого действуют специальный правовой режим и система льгот и преференций для отечественных и иностранных резидентов, стимулирующие ведение хозяйственной деятельности на территории зоны и обеспечивающие приток инвестиций с целью развития наукоемких и высокотехнологических производств, создания высококачественной инновационной продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Выбор вида СЭЗ обусловливается, прежде всего, уровнем экономического развития страны. В развивающихся странах уровень обеспеченности факторами производства отличается от развитых стран, менее эффективна работа рынка капитала и рынка труда, поэтому задачи, которые можно решить с помощью формирования специальных зон на территории развивающихся стран, сводятся к следующим: стимулирование экспортного производства и валютных поступлений; насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами; развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма; подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях; создание предпосылок для развития наукоемких, высокотехнологичных производств ит. д [3, с. 20].

В развитых странах создание специальных экономических зон используется в основном как инструмент региональной политики, и основным критерием создания СЭЗ в регионе может служить необходимость в повышении уровня социально-экономического развития. В наиболее экономически развитых государствах (страны Западной Европы, США, Япония) цели создания СЭЗ сводятся к следующему [3, с. 27]: преодоление экономического отставания отдельных районов; решение проблемы занятости населения; стимулирование инновационных процессов на основе научно-производственных территориальных образований высокотехнологичных и наукоемких производств и использование высококвалифицированного кадрового потенциала.

В США существует около 250 зон внешней торговли. Деятельность этих зон благоприятно сказывается на инвестиционном климате в стране, противодействует тенденции сокращения рабочих мест, стимулирует внешнюю торговлю. В Великобритании действует 30 зон, направленных на стимулирование экономической деятельности в тех регионах, в которых в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической деятельности.

На территории СЭЗ Китая зарегистрировано около 45 тысяч предприятий, что составляет около 18% их общего количества. Объем иностранных инвестиций в предприятия ОЭЗ Китая составил более 31 млрд долл. Объем промышленного производства предприятий ОЭЗ на сегодня превышает 30 млрд долл., в том числе экспорт составляет около 10 млрд долл. [4, с. 33].

Применение опыта Китая может оказаться полез -ным в условиях российской действительности. Китайские СЭЗ (зоны технико-экономического развития -ЗТЭР) созданы, главным образом, для развития обрабатывающей промышленности, сферы НИОКР и торгово-сбытовой сети. На территории ЗТЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления [3, с. 23]. Первой мерой, принятой Китаем для развития научно-технического потенциала в стране, явилось поощрение участия фирм в инновационных процессах вне зависимости от форм их собственности. То есть для предприятий и организаций, использующих перспективные технологии, ставка подоходного налога составляет 15% от его обычной величины (в целом по Китаю налоговый норматив превышает 50%). Фирмы, выпускающие экспортно ориентированную продукцию (в размере более 70% от всего выпуска), выплачивают только 10% подоходного налога. Вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на два года с момента начала ведения деятельности на территории китайских технопарков.

На развитие и освоение инфраструктуры научнопроизводственных комплексов правительство Китая ежегодно выделяет льготные займы и инвестиции. При реализации на внешние рынки продукции предприятия освобождаются от экспортных налогов. От налога на строения освобождаются предприятия, осуществляющие строительство новых производственных и научных зданий и сооружений за счет соб-ственных денежных ресурсов [14, с. 102-109].

Использование приведенных мер позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологий, заимствовать современные методы управления производством, повышать уровень подготовки и квалификации кадров.

В странах, расположенных на территории постсоветского пространства, введение льготного валютно-финансового и правового режима в рамках специальных экономических зон обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности, создает условия для внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации. Создание СЭЗ обеспечивает поступление иностранного капитала, развитие высоких технологий, ноу-хау, создание новых рабочих мест [3, с. 25].

Высокая концентрация научных кадров и высококвалифицированной рабочей силы в развитых странах привела к появлению такого типа СЭЗ, как техниковнедренческие (ТВЗ). Такие зоныспециализируются на разработке инновационных технологий, материалов и товаров, в них организуется экспериментальное производство. ТВЗ обеспечивают на основе различных льгот разработку и внедрение современных технологий не только с привлечением отечественных, но и иностран-

ных предприятий и организаций. Примером может служить Япония, в которой наукоемкое производство поддерживается государством путем предоставления научным организациям и наукоемким отраслям дешевых кредитов, субсидий, льготного налогообложения, повышенных норм амортизации [3, с. 31].

В российском законодательстве понятие «особая экономическая зона (ОЭЗ)» закреплено как «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Целью создания ОЭЗ является «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы» [15]. В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах» в России в зависимости от вида деятельности могут создаваться зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. В Российской Федерации действуют 25 особых экономических зон: 4 промышленно-производственные, 4 технико-внедренческие, 14 туристко-рекреационных и 3 портовые зоны.

Особую роль в инновационном развитии страны и формировании инновационной инфраструктуры играют технико-внедренческие (инновационные) зоны. Расположение таких зон вблизи ведущих университетов и институтов позволяет резидентам прив-лекатъ высококвалифицированные кадры, применять научные разработки. К числу приоритетных направлений деятельности, осуществляемых на территории технико-внедренческих ОЭЗ, относятся нано- и биотехнологии, медицинские технологии, электроника и средства связи, информационные технологии, точное и аналитическое приборостроение, ядерная физика.

В целях повышения эффективности функционирования технико-внедренческих зон и увеличения их роли в процессе инновационного развития России необходимо повышение эффективности управления; изменение законодательной системы в целях защиты интересов иностранных инвесторов; допуск продукции иностранных фирм на внутренний рынок, что послужило бы дополнительным стимулом как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов.

Обеспечение дополнительной поддержки техниковнедренческих особых экономических зон, технопарков, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований, имеющих высокий научный и инновационный потенциал, и совершенствование регулирования их создания и функционирования относятся к основным направлениям развития инновационной инфраструктуры Российской Федерации [13].

Таким образом, формирование территорий инновационного развития обеспечивает развитие приоритетных для государства направлений науки, техники и технологий; создает условия для повышения уровня социально-экономического развития территории за счет выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, создания рабочих мест и достойных условий жизни на самой ТИР и

прилегающих к ней территориях. Основными принципами эффективного функционирования территорий инновационного развития являются снижение административных барьеров при организации производства на территории, предоставление льгот компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории инновационного развития, развитие социальной инфраструктуры, использование связей с научноисследовательскими центрами, наличие высококвалифицированных кадров и системы их подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Милькина ИВ. Развитие наукоградов как территорий инновационного развития [Электронный ресурс]. URL: http://innclub.info/ (дата обращения:

20.05.2012).

2. Сайт Международной ассоциации научных парков (International Association of Science Parks - IASP) [Электронный ресурс]. URL: http://iasp.sw/ (дата обращения: 20.05.2012).

3. Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности: монография. Таганрог: Изд-во ТТИЮФУ, 2011.

4. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: уч. пос. М.: ЮНИГИ-ДАНА, 2005.

5. Бутрюмова Н.Н., Фиякселъ Э.А. Технопарки как элемент инновационной экономики // Инновации. 2009. №1.

6. Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 №59 (ред. от 12.10.2010) «О мерах реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого переднего предпринимательства».

7. Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. О правовом статусе технопарков // Журнал российского права. 2011. №12.

8. Официальный сайт Технопарка Новосибирского Академгородка [Электронный ресурс]. URL: http://www.academpark.com/ (дата обращения:

20.05.2012).

9. Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р.

10. Санто Б. Инновации как средство экономического развития /пер. с венг. М.: Прогресс, 1990.

11. Долголаптев А. Из истории наукоградов // Управление и новые социальные формы . 2004. №4(16)

12. Федеральный закон РФ от 07.04.1999 №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

14.Ли Цзяньминь. Китай как инвестор российской экономики // ЭКО. 2007. № 9.

15. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.