Научная статья на тему 'Центры инновационной активности как механизм модернизации и экономического роста в РФ'

Центры инновационной активности как механизм модернизации и экономического роста в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суховей Алла Филипповна

В статье раскрыта роль инновационной инфраструктуры как необходимого условия активизации инновационных процессов в регионах. Рассмотрены особенности и проблемы формирования российских инновационных территорий. Показано влияние региональных центров инновационной активности на решение таких проблем, как модернизация базовых производств, децентрализация производства, повышение конкурентоспособности экономики и сохранения экономической безопасности страныI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article it is considered a role of innovation infrastructure as a necessary condition for energization of innovation process at regions. It is exposed peculiarities and problems of forming Russian innovation territories. It is displayed impact of regional centers of innovation activities at decision of such problems as modernization of base productions, decentralization of manufacture, rise of competitiveness of economics and conversation economic security of the country

Текст научной работы на тему «Центры инновационной активности как механизм модернизации и экономического роста в РФ»

А.Ф. Суховей

ЦЕНТРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КАК МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РФ*

В современных условиях инновации превращаются в ключевой фактор социально-экономического развития и роста территорий. Актуализация инновационного потенциала работает не только на формирование современного высокотехнологичного сектора экономики, но и на «саморазвитие» региона. Инновации являются локомотивом для технологического обновления всей экономики, гарантом технологической безопасности страны. Именно поэтому во всех странах движение к инновационной экономике начинается с создания благоприятных условий для ускоренного развития и воспроизводства инновационно-ориентированных производств.

Одна из необходимых предпосылок активизации инновационных процессов в регионах - формирование инновационной инфраструктуры, создающей благоприятные условия для активизации инновационных процессов. Мировая практика свидетельствует, что создание инновационной инфраструктуры (центров трансферта технологий, научно-технологических парков, технополисов, регионов высоких технологий и т.п.) способствует не только формированию высокотехнологичного сектора и повышению конкурентоспособности продукции, но также решению проблем оптимального размещения производительных сил и повышению качества жизни территорий. Так, реализация правительственной программы «Технополис» в 1980-е гг. в Японии привела к децентрализации индустриального развития, разгрузке столицы и крупных городов от переизбытка производств и одновременно к созданию новых «точек роста» в периферийных

* По материалам выступления на Ямальском инновационном форуме (27-30 октября 2009г.), статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 09-02-00451а/и «Инновационные возможности саморазвития региона».

районах страны.

Известно также, что энергичное создание объектов инновационной инфраструктуры приводит к росту объемов производства высокотехнологичной продукции и притоку в регионы инвестиций в связи с необходимостью формирования в технопарках комфортной среды обитания, включая строительство современного жилья, развитие транспортных и иных коммуникаций и т. д.

Для России, отличающейся огромной протяженностью территорий, удаленностью центра и периферии, а также значительной дифференциаций регионов по уровню социально-экономического развития, проблема преодоления территориальных диспропорций весьма актуальна. Создание в РФ крупных территориальных инновационных комплексов может помочь в решении этой проблемы.

Вместе с тем сегодня развитие центров инновационной активности в РФ осуществляется замедленными темпами. Основные причины этого заключаются в следующем.

Во-первых, сказывается несовершенство федерального и регионального законодательства в отношении инновационной деятельности. В РФ все еще не принят федеральный закон об инновационной деятельности и государственной инновационной политике. Законодательно не определен статус таких важных для активизации в регионах инновационных процессов форм организации, как инновационный центр, «инкубатор» инновационного бизнеса, центр трансферта технологий, технополис и др.

Во-вторых, имеющиеся меры государственной поддержки объектов инновационной инфраструктуры, в том числе ЗАТО, наукоградов, технопарков, пока явно недостаточны для стимулирования их инновационной активности. В первую очередь, им не хватает налоговых и иных льгот тогда, как за рубе-

жом основную часть финансирования научные парки и иные центры инновационной деятельности получают от государства: в Великобритании, например, правительство выделяет 62% средств на их содержание, во Франции - 74%, в Германии - около 80%, а в Бельгии - почти 100%34.

В-третьих, подготовка документации, необходимой для получения объектами инновационной инфраструктуры государственной поддержки, в РФ в настоящее время неоправданно усложнена и требует согласований трех уровней власти: муниципального, субъекта Федерации и федерального, что значительно затягивает процесс преобразований.

Обеспечить в РФ повышение инновационной активности и превратить научно-технический потенциал в действенный фактор экономического обновления и саморазвития общества возможно лишь при условии перехода от политики точечных мер государственной поддержки инновационной деятельности к политике наибольшего ей благоприятствования. Реализация такой стратегии предполагает создание в России и ее регионах инновационной системы, основными элементами которой являются предприятия, производящие высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию, обеспечивающая их хорошо развитая инновационная инфраструктура и подсистема комплексных мер государственной поддержки инновационной деятельности с учетом приоритетов социально-экономического развития.

Следовательно, проблема формирования центров инновационной активности в РФ сегодня является одной из ключевых задач политики государства. Центры инновационной активности - это своего рода катализаторы роста. Особую значимость задача формирования центров инновационной активности имеет для старопромышленных регионов, где подобные центры могут стать основой для технологической модернизации базовых производств (металлургии, машино-

34

Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука и бизнес // Науковедение. 2001. № 2. С. 12.

строения, горнодобывающей и химической промышленности) и способствовать росту объемов конкурентоспособной инновационной продукции.

Осознание важности инновационного фактора для российской экономики становится одной из позитивных перемен, наметившихся в области государственной социально-экономической политики последних лет. В 2003 г., по инициативе Правительства РФ, были разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В 2006 г. принята государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Наконец, в 2009 г. была подготовлена антикризисная программа РФ (2009 г.), в которой подчеркивается важность развития высокотехнологичного сектора для оздоровления российской экономики.

Однако эти документы нельзя отнести к разряду «судьбоносных» и действенных для РФ. В них не хватает главного - установки на перевод российской экономики на инновационную модель развития как основу стратегии модернизации и структурной перестройки всего хозяйственного комплекса. А в условиях глобального финансового кризиса, усиленного в РФ системным кризисом, иной альтернативы для стабилизации российской экономики не осталось.

Настоятельная необходимость ускорения в РФ инновационных преобразований предполагает формирование в российских регионах центров инновационной активности -опорных территориальных научно-технологических комплексов, ориентированных на освоение и широкую диффузию в производство инноваций в интересах его технологической модернизации и улучшения качества продукции.

В настоящее время процесс формирования в РФ объектов инновационной инфраструктуры осуществляется бессистемно. Вместе с тем изучение мировой практики показывает целесообразность осознанного выбора той или иной модели инновационно-

го комплекса с учетом их специфики и возможностей их влияния на решение социально-экономических проблем территории.

На выбор модели (типа) инновационной территории в конкретной стране оказывает воздействие совокупность факторов: социально - экономических (состояние экономики и, в первую очередь, таких ее сфер, как материальное производство и наука), политических (приоритеты социально - экономического развития, отражающие интересы государства и определенных социальных групп), культурно - исторических (сложившиеся традиции и формы развития производства, предпринимательской и, в частности, инновационной деятельности). Предпочтительная модель инновационной территории - та, которая наиболее полно учитывает влияние этих факторов. Являясь формой организации инновационных процессов, научные парки, технополисы и иные виды территориальных инновационных комплексов выполняют функцию механизмов реализации инновационной, а также социально-экономической политики того или иного государства и его регионов.

Проиллюстрируем эту мысль на конкретных примерах. В 50-70-ые годы США вынашивают, а затем осуществляют амбициозные экономические и политические планы превращения страну в сверхдержаву. В решении этой задачи не последнюю роль сыграли технополисы и технопарки, со временем разросшиеся и территориально охватившие целые регионы (агломерации научных парков в Соединенных Штатах Америки так и называют: «регионы высоких технологий», или «индустриально-технологические комплексы».

Именно крупные инновационные комплексы во многом способствовали обновлению экономики США в рассматриваемый период, бурному росту электроники, ставшей тем самым «локомотивом», который помог вытащить другие отрасли экономики из застоя. Технополисы и их агломерации содействовали возрождению ряда районов и центров в Калифорнии (технокомплекс Си-ликон-Вэлли), Северной Каролине (парк

Исследовательский Треугольник), Флориде (комплекс Силиконовый Пляж), Массачусетсе (Рут 128) и других штатах. Благодаря мощным научным паркам и их конгломератам, была создана та необходимая «критическая масса» больших и малых наукоемких фирм в области микроэлектроники, которая в конечном счете обеспечила США мировое лидерство в этой важнейшей промышленной отрасли.

В Японии также получили развитие крупные территориальные комплексы - технополисы. В большинстве случаев они создавались, начиная с 80-ых годов, на базе провинциальных городов таких, как Тояма, Ямагути, Хамамацу, Уцономия, Кумамото и др. Организация на их основе научных парков преследовала две взаимосвязанные цели: с одной стороны, разгрузить Токио и ряд крупных промышленных зон от чрезмерной концентрации производственных предприятий, с другой - обеспечить социально-экономический рост периферийных регионов, подъем их технологического уровня35. Таким образом, в Японии технополисы стали механизмом реализации актуальных для этой страны задач государственной региональной политики. Причем с учетом национальных приоритетов в Японии, в отличие от США, делалась ставка на социальную ориентацию государственной инновационной политики. Программа «Технополис» предполагала не только создание высокотехнологичных производств, но и строительство новых современных городов, жилых массивов, парков, учреждений культуры, т.е. организацию благоприятной, комфортной среды обитания человека. Гуманистическая направленность этой программы - одно из ее неоспоримых достоинств.

Во Франции наибольшее распространение получили технопарки, основным структурно-функциональным элементом которых являются крупные промышленные предприятия. Предпочтение этой модели инновационных территорий объясняется традициями

35

Тацуно Ш. Стратегия - технополисы / Пер. с англ. М.,1989. С. 186.

развития французской экономики. В плане промышленных исследований и разработки новых технологий большинство французских университетов менее сильны, чем специализированные лаборатории и другие подразделения крупных фирм, в частности, транснациональных корпораций. Поэтому во французских научных парках основной упор как раз делается на крупные промышленные фирмы. Так, одной из главных предпосылок формирования знаменитого парка София Антиполис стало сосредоточение в непосредственной близости от него таких известных фирм, как «Ай-Би-Эм», «Техас Инст-рументс», Исследовательский центр Общества национальной аэрокосмической промышленности, «Телемеканик Томсон», «Диджител Эквипмент Корпорэйшен». Развитие парка в Гренобле прочно связано с «Мерлин Герин», «Хьюлетт-Паккард», «Булл» и другими крупными компаниями.

Знакомство с опытом организации научных парков за рубежом показывает, что правильный выбор модели, учитывающий политические и экономические реалии и ресурсы, способствует более успешному решению задач социально-экономической политики и в то же время более полному выявлению возможностей научно-технологических парков как формы организации инновационных процессов.

В России первые научно-промышленные поселения, ориентированные на выпуск наукоемкой продукции появились в нашей стране еще в 50-60-е гг. ХХ века. В Подмосковье, а затем под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург), Челябинском, Свердловском (ныне Екатеринбург) было создано несколько десятков засекреченных городков, получивших позднее статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Эти городки сыграли немаловажную роль в становлении российской радиотехнической, электронной и авиакосмической промышленности36. Различные виды современных территориальных инно-

36 Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Технополисы - зоны экономического роста. Екатеринбург, 1994. С. 3.

вационных комплексов (рис. 1), созданных по образцу зарубежных, возникли значительно позднее - в начале 90-х гг. В настоящее время в РФ насчитывается свыше 70 научно-технологических парков. На рубеже XX и XXI вв. были созданы первые наукограды - территориальные инновационные комплексы на базе муниципальных образований (аналог зарубежных технополисов).

Российские инновационные территории (ИТ) отличаются следующими особенностями:

- большинство крупных научно-производственных комплексов создано на базе «закрытых» и полузакрытых поселений оборонно-ядерного комплекса; значительная часть которых и сегодня имеет особый статус ЗАТО, существенно ограничивающий профиль деятельности их предприятий и создающий серьезные трудности для международных контактов, необходимых для привлечения инвестиций и активизации инновационной деятельности;

- российские ИТ имеют значительно меньший опыт организации инновационной деятельности и продвижения продукции в условиях рынка по сравнению с зарубежными;

- инновационная политика в РФ пока не стала приоритетным направлением государственной социально-экономической политики, и субъектам инновационной деятельности в этой связи не оказывается серьезной финансово - экономической и правовой поддержки;

- отсутствует многоканальная система финансирования инновационных проектов (крупный капитал не спешит вкладывать средства в высокорисковую инновационную деятельность, не развита система венчурного финансирования крупных инновационных проектов);

- большая часть действующих технопарков (более %) создана на базе технических вузов, в то время как в России, в силу исторически сложившихся традиций, основные фонды и финансовые ресурсы научно-технического комплекса, его кадровый и научно-исследовательский потенциал сосре-

доточены не в университетах, а в оборонном комплексе и институтах РАН.

Развитие инновационных территорий в России так же, как и за рубежом, корреспондируется с изменениями, происходящими в области государственной политики. По времени процесс организации в России сети технопарков, технополисов и наукоградов совпал с периодом радикальных преобразований в ее социально-экономической и политической сфере, официально обозначенных как переход страны к рыночной модели экономики, а по сути, представляющих собой начало спонтанного движения России к постиндустриальной стадии социального развития. При этом инновационные территории могут стать одним из действенных механизмов давно назревших и жизненно необходимых социально - экономических трансформаций. При условии целенаправленной поддержки их деятельности со стороны государства, они способны ускорить решение таких актуальных проблем, как сокращение разрыва между Россией и западными странами по уровню технико-экономического развития, повышение в российской экономике удельного веса современных наукоемких технологий и производств V и VI технологических укладов, выпуск конкурентоспособной продукции на основе новых технологий, формирование инновационного предпринимательства, развитие рыночной инфраструктуры и многих других.

Феномен инновационных территорий как центров инновационной активности, существующих уже более полувека, демонстрирует свою вариативность, гибкость и в то же время устойчивость, успешно адаптируясь к условиям меняющейся социально - экономической ситуации.

Анализ мировой практики показывает, что формирование в регионе инновационных территорий как очагов саморазвития и инновационного роста возможно только при соблюдении следующих взаимосвязанных условий:

1. учета состояния и возможностей развития имеющегося научно - технического,

инновационного, производственного и инфраструктурного потенциала;

2. обязательного сопряжения, взаимоувязки приоритетов и задач государственной региональной инновационной и социально-экономической политики;

3. выбора именно тех видов инновационных территорий, которые в наибольшей мере учитывают специфику конкретного региона и его потребности;

4. создания инновационных территорий в рамках формирования региональной инновационной системы.

Соблюдение первого из перечисленных выше условий необходимо для того, чтобы создание объектов инновационной инфраструктуры осуществлялось только в тех регионах, где для этого реально имеются необходимые для этого предпосылки.

Особое значение при этом имеет наличие в регионе крупных и авторитетных по своим направлениям научно-исследовательских организаций (академических и отраслевых НИИ, технических университетов и вузов), ведущих НИОКР по приоритетным для экономики региона направлениям. Эти организации являются необходимой базой для создания особых экономических зон (ОЭЗ) технико - внедренческого типа, наукоградов, технопарков и иных объектов инновационной инфраструктуры. Без соблюдения этого условия промышленные предприятия в структуре региональной инновационной системы быстро исчерпают имеющиеся у них научно - технические наработки и идеи и, в конце концов, окажутся неконкурентоспособными на рынке новых технологий и иной инновационной продукции.

В качестве исключения может быть рассмотрен вариант создания инновационных территорий на базе крупных промышленных предприятий, имеющих свои научно-исследовательские подразделения, при условии, что эти предприятия и их научно-исследовательские подразделения поддерживают постоянные деловые контакты с известными научно-исследовательскими организациями, желательно расположенными

территориально в близком соседстве (как известно, многие научные разработки в процессе внедрения требуют значительной «доводки», и если эти разработки выполнены

специалистами из отдаленных регионов, потребуются дополнительные расходы, которые приведут к удорожанию новой продукции).

Рис. 1. Типы инновационных территорий (ИТ) в РФ

Другим важным условием формирования в регионе инновационных территорий является обеспечение взаимосвязи задач государственной региональной инновационной и социально-экономической политики. Государственная инновационная политика не может и не должна существовать сама по себе. Ее следует рассматривать как ведущее в современных условиях направление социально-экономической политики, нацеленное на модернизацию производства, повышение конкурентоспособности и качества продукции, проникновение и закрепление России на внешних высокотехнологичных рынках. А это означает, что приоритеты разрабатываемой и реализуемой в регионе инновационной политики должны определяться только в едином контексте с решением приоритетных для конкретного региона проблем социально-экономического развития.

Определение наиболее оптимальных для региона типов инновационных территорий и иных объектов инновационной инфраструктуры должно осуществляться с учетом особенностей научно-технического и производ-

ственного потенциала региона, приоритетов его социально-экономического развития, также наличия в регионе инвестиционных ресурсов и уровня развития инновационной инфраструктуры.

Вместе с тем низкая коммерческая готовность результатов НИР, особенности данной группы участников инновационного бизнеса (высокая доля людей из научной среды - непосредственных создателей научных разработок), отсутствие у них достаточных собственных средств обуславливает необходимость привлечения государственных инвестиционных ресурсов для финансирования реализуемых здесь инновационных проектов. Так как большинство принципиально новых научных разработок у нас по-прежнему создается с участием государства, создание финансовых предпосылок для их своевременного перевода в инновации следует рассматривать как одну из важнейших задач государственной политики по повышению результативности бюджетных затрат на НИОКР.

Решение на региональном уровне задач

технико-технологической модернизации традиционных производств и повышения их наукоемкости одновременно выполняет стратегически важную для обеспечения предпосылок саморазвития региона функцию повышения восприимчивости экономики к инновациям.

Обязательным условием формирования инновационных территорий и иных объектов инновационной инфраструктуры является создание в регионе благоприятного инновационного климата, включая финансово-экономические, организационные и правовые меры государственной поддержки инновационных процессов.

Соблюдение этих условий создания инновационной инфраструктуры в регионе предполагает использование следующих механизмов:

1. проведение комплексного анализа состояния и возможностей развития научно-технического, инновационного и производственного потенциала региона;

2. разработка на основе этого анализа концепции формирования региональной инновационной системы, определяющей цель, задачи, приоритеты, основные этапы и механизмы реализации государственной региональной инновационной политики;

3. подготовка бизнес-планов (ТЭО) создания инновационных территорий, отражающих содержание наиболее значимых для региона инновационных проектов с обоснованием их экономической и социальной эффективности и указанием на объемы и источники инвестиционных ресурсов, а также сроков окупаемости проектов;

4. уточнение мер поддержки территорий инновационного развития и реализации инновационных проектов со стороны органов власти региона и муниципалитетов, принятие соответствующих нормативных правовых актов.

Серьезным потенциалом для формирования центров инновационной активности обладают регионы Уральского федерального округа. При этом наиболее благоприятные предпосылки для активизации инновационной деятельности и формирования иннова-

ционной инфраструктуры имеются у Свердловской и Челябинской областей, имеющих выигрышные позиции по уровню развития производственного, научно-технического и кадрового потенциалов.

Главными приоритетами государственной инновационной политики в этих регионах на ближайшую и среднесрочную перспективу должно стать формирование крупных очагов инновационного развития, которые будут способствовать решению задачи обновления технико-технологической основы базовых для экономики производств и отраслей, повышению их наукоемкости и конкурентоспособности выпускаемой в регионах продукции. Хорошие перспективы в этих регионах есть для формирования ОЭЗ технико-внедренческого типа и наукоградов на базе закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), что позволит вовлечь в развитие гражданского сектора мощный потенциал оборонно-промышленного комплекса.

Высоким инвестиционным потенциалом, как известно, обладает Ханты-Мансийский автономный округ. Наиболее сильные составляющие потенциала ХМАО - это его высокие финансовые возможности, природные ресурсы, высокий уровень доходов населения (потребительский потенциал), а также институционального развития. Однако и у ХМАО, и у ЯНАО для формирования инновационных территорий не хватает собственного научно-технического потенциала. Возможный выход видится лишь в создании в этих автономных округах инновационных центров, обеспечивающих передачу (трансферт) технологий из высокотехнологичных регионов, в частности Свердловской области для нефте- и газодобывающей, а также перерабатывающей промышленности.

Активизация инновационных процессов в РФ путем создания инновационных территорий и иных очагов инновационного роста позволит решить в регионах проблемы сохранения и актуализации научно-технического потенциала и ускорит процесс формирования высокотехнологичного сектора как основы модернизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.