ШАТОХИН Ю.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Российская экономика за последние годы достигла значительных положительных успехов. Так, например, ВВП может уже составить порядка семи триллионов долларов. Это выводит страну в ряд наиболее развитых государств. В то же время, встраивание России в мировую рыночную экономику на правах равноправного партнера, может произойти только путем активизации научно-технической и инновационной деятельности, структурной перестройки. Требуют решения вопросы модернизации производства и экономики в целом на основе высокотехнологичных, наукоемких производств и перехода к более высокому технологическому укладу. Это позволит обеспечить конкурентоспособность производства и всей российской экономики.
В настоящее время, Россия, имея достаточно мощный научно-технический и производственный потенциал, существенно отстает в инновационном развитии. Многие экономически развитые страны успешно перешли к инновационному типу социально-экономического развития. Они достигли значительных результатов, обеспечивая прирост валового национального продукта на 70-90% за счет научно-технических и инновационно-производственных достижений, основанных на научных знаниях. В России, доля инноваций в объеме промышленной продукции не превышает 8%. В развитых странах этот показатель составляет более 50% (например, в США, Японии, Германии).
Как показывает мировой опыт наиболее развитых стран, саморегуляция рынка должна обязательно дополняться активным государственным регулированием основных научно-технических и инновационных процессов в экономике. Во многих странах основой развития современной экономики является национальная инновационная система (НИС) — государственно — региональная экономическая система. Формирование этой системы, по мнению американских экспертов, стало одним из важнейших итогов последних десятилетий прошлого века. Она представляет особую совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного научного знания. Ее направления деятельности определяются проводимой государственной инновационной политикой и регламентируются соответствующей нормативной правовой базой. При этом наряду со своей основной задачей — развития наукоемкого сектора экономики — НИС являются важнейшим инструментом государственного регулирования отраслевого и регионального развития.
В этой связи, представляется целесообразным остановиться несколько подробнее на следующих ниже некоторых аспектах совершенствования структуры и развития НИС России:
- формирование новых региональных инновационно направленных структур — ОЭЗ во взаимосвязи и во взаимодействии с имеющимся научно-техническим и инновационным потенциалом наукоградов, иных АТО, имеющих высокий уровень развития знаний и научно-технический потенциал, например, ЗАО, крупных научно-технических и производственных корпоративных структур;
- формировании в ОЭЗ кластеров «усеченного типа», использующих уже разработанные новации для производства новой продукции и внедрения новейших технологий с целью проявления конкурентоспособности на мировом рынке инновационной продукции и новейших технологий;
- развитие системы технопарков, технополисов, инновационных инкубаторов и иных инфраструктурных инновационно-производственных объектов;
- дальнейшее развитие ИТЦ, образование на основе этих центров ИПК и дальнейшее формирование с их участием инновационно-производственных кластеров МСП в промышленности;
- реализация как наиболее эффективных, с точки зрения высокой степени окупаемости и коммерциализации инновационно-производственных проектов, так и крупных инновационно — производственных проектов общенационального значения, например, в отраслях ТЭК, машиностроении, и иных отраслях промышленности, а также на транспорте, связи и информатике;
- кластеризация инновационно-производственной сферы промышленного производства (формирование и развитие инновационно-производственных и внедренческих кластеров «полного цик-
ла» на основе крупных корпоративных структур с учетом развития сетей взаимодеиствия крупных компаний и фирм с МСП, например, в отраслях ТЭК, машиностроении и иных отраслях промышленности);
Таким образом, в статье рассматриваются структурные аспекты развития НИС России, показанные на рис.1.
Рисунок 1. Некоторые структурные аспекты развития НИС России.
Существенную роль в инновационной деятельности в России могут и должны играть научно-производственные комплексы, размещенные в муниципальных образованиях — наукоградах. Имеется потенциал в иных регионах с высокой степенью концентрации научно-технического потенциала (где расположены университеты, НИИ ОПК, крупные производственные корпоративные структуры). По своей значимости наукограды и иных регионы с высокой степенью концентрации научно-технического потенциала могут быть условно разделены на три следующие группы.
К первой группе относятся наукограды, научно-производственные комплексы которых предназначены для решения стратегически важных задач научно-технологического развития страны и обеспечения безопасности. В таких городах проводятся фундаментальные исследования и прикладные разработки мирового уровня, обеспечивается выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции. Научно-технический, образовательный и промышленный потенциал, размещенный в наукоградах этой группы, может образовать технологический каркас российской инновационной системы.
о
Ко второй группе относятся наукограды, научно-производственный комплекс которых предназначен для обеспечения выпуска продукции и оказания услуг на базе высоких технологий.
К третьей группе относятся такие муниципальные образования, которые, несмотря на имеющийся достаточно высокий научно-технический потенциал, до настоящего времени не смогли вписаться в процесс перехода экономики на инновационный путь развития.
Более детальный анализ состояния наукоградов и иных научно-производственных муниципальных образований показывает, что для каждого из них требуется индивидуальная разработка мер, направленных на адаптацию их научно-технического потенциала к инновационным условиям развития производственной сферы и экономки в целом. Таким образом, наукограды как действующая регионально-производственная структура осуществления научно-технических и инновационно-производственных нововведений, являются динамично развивающейся частью НИС.
Новым звеном в НИС предстоит стать Особым экономическим зонам. Законодательством установлено, что Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны двух типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны.
Промышленно-производственная зона создается для осуществления деятельности в форме производства или переработки товаров (продукции) и их реализации. (зона создается на участке площадь которого не более 20 кв.км).
Технико-внедренческая особая экономическая зона создается для осуществления технико-внедренческой деятельности в формах:
- создания и реализации научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий;
- создания программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределения вычислений и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. (Зоны этого типа могут создаваться не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух кв. км).
К настоящему времени создается шесть ОЭЗ проекты, которых прошли конкурсный отбор. В частности, преференции получили следующие региональные ОЭЗ и направления их деятельности: в подмосковном Зеленограде будет развиваться производство микроэлектроники, в подмосковной Дубне — ядерные и физические технологии, в Томске — новые материалы, а в Санкт-Петербурге — информационные технологии и аналитическое приборостроение.
В Липецкой области преференции получил проект по совместному с Италией производству бытовой техники, а в Татарстане (г. Елабуге) — производство автокомпонентов и высокотехнологических продуктов нефтехимии.
Особые экономические зоны названных типов не могут существовать без уже накопленных новых знаний, опыта научно-технических разработок и реализации инновационных проектов, который в существенной мере накоплен в города имеющих статус «наукограда» и претендующих на этот статус муниципальных образований. Большинство ОЭЗ располагаются на территории этих муниципальных образований или вблизи них. Осуществляя свои непосредственные функции они в значительной мере могут использовать транспортную и производственную инфраструктуру, ориентироваться на уже законченные научно-технические проекты, научно-технический потенциал работников наукоградов. При возникновении взимосвязей и взаимодействия ОЭЗ и предприятий наукоградов могут формироваться сетевые инновационне кластерные структуры. Таким образом соединение усилий наукоградов и ОЭЗ производственно-внедренческого профиля позволит повысить эффективность использования инновационного потенциала партнеров в НИС.
Другим важным направлением укрепления НИС должно стать развитие технопарковых структур, технопарков, технополисов,: инкубаторов.
Технопарки — одни из главных составных элементов инновационной инфраструктуры, так называемой системы производственно-технологической поддержки инновационной деятельности. Эта система создается как для оказания помощи собственно сфере научно-технических исследований и разработок, так и для организации опытного производства.
Во-первых, технопарк — это площадка, оборудованная всем необходимым для становления и
возмужания малых предприятий, осваивающих инновационные технологии. А все необходимое — это производственные участки основных, как правило, высокотехнологичных направлений промышленного производства, помещения для монтажа и отладки опытного оборудования для новых технологий, коллективная система организационного обслуживания, офисные помещения, менеджерская поддержка предприятий (реклама, маркетинг продукции клиентов, помощь в решении внутренних оргвопросов, обеспечение кооперационных связей и т.п.).
Во-вторых, технопарк — это самостоятельный хозяйствующий субъект, заинтересованный вести дело прибыльно, контролирующий и поддерживающий своих арендаторов. Его учредителями могут стать владелец помещений, передаваемых технопарку, банк, выделяющий первые средства на обустройство, крупное промышленное предприятие, технический вуз или университет, заинтересованные в реализации собственных инноваций, в трудоустройстве или дополнительном заработке своих преподавателей и студентов.
В-третьих, технопарк — это школа инновационного бизнеса. Только объединение усилий научного руководителя — технологического менеджера — маркетолога способно привести иннова-ционнционную идею к внедрению в промышленное производство, к освоению выпуска новой продукции, к развитию, так называемой — «трансфер технологии».
В настоящее время в 35 регионах России номинально действует более 60 технопарков (по их количеству Россия занимает пятое место в мире). К уже действующим до 2008г. предполагается создание еще пяти технопарков, которые должны появиться в Тюмени, Казани, Новосибирске, Обнинске и Дивеевском районе Нижегородской области. В технико-внедренческих зонах такие компании будут получать статус резидента с соответствующими льготами. 1Т-технологии войдут как в тех- ^ нико-внедренческие зоны, так и в эти пять технопарков 5
Технопарки на базе промышленных предприятий является составной частью НИС многих раз- ^ витых стран. По мнению автора более успешен опыт создания технопарков при крупных про- о мышленных предприятиях. За рубежом в процессе реструктуризации производства крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру ос- □
□ ги
новного предприятия и сосуществуют с ним в рамках инновационно — производственного технологического кластера, выступая как: спонсоры, поставщики, подрядчики. Помимо этого, они помогают поставлять инновационную продукцию другим предприятиям и за рубеж. Тем самым создаются устойчивые научно-производственные инновационные сети кластерного типа. о Как уже отмечалось, на Западе распространена практика наличия у научного парка несколь- £ ких учредителей (механизм значительно сложнее механизма с одним учредителем, но эффектив- о нее с точки зрения финансирования, а риск управления многоофисным зданием, в котором разме- ^ щаются клиенты научного парка, распределен между учредителями): х - университетом или ведущим научно-исследовательским центром, чей вклад состоит в науч- о ной поддержке парка и сотрудничестве с ним;
о
- городской или региональной администрацией, предоставляющей землю и инфраструктуру; ф
- агентством по развитию территории или организациями, которые предоставляют соответству- о ющие гранды и выделяют научному парку здания. о
Несмотря на важность тесных связей с университетом, в российских условиях не всегда оправдано его присутствие в учредителях технопарка вследствие слабой коммуникации системы образования с промышленностью, а также в результате отсутствия механизма передачи основных фондов 2 из вузов или академических учреждений в пользу технопарков или иных структур. о
СО
В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарко-
о
вых структур: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инно- о вационно-технологические и бизнес-инновационные центры, центры трансферта технологий, инку- ^ баторы бизнеса и инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы, технополисы и другие.
Между некоторыми из этих форм существуют принципиальные отличия, связанные с различ- ф ным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими технопарковыми структурами отличие носит скорее термино- ^ логический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструкту- ® ры в определенной стране. 2
Рассмотрим отличительные особенности других технопарковых структур, характерные призна- о ки каждой из этих форм, с учетом опыта их функционирования в различных странах. о
о
Инкубаторы — это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления. Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг. Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Инкубатор, как форма и элемент инновационной инфраструктуры, находится в постоянном развитии. Все инкубаторы, созданные и функционирующие с целью поддержки новых инновационных компаний, содействия инновационному предпринимательству, можно разделить на два основных вида: к первому относятся те, которые действуют как самостоятельные организации; ко второму — инкубаторы, входящие в состав технопарка.
Другой наиболее распространенной структурой инновацонной деятельности является технопарк. Под технопарком подразумевается научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития 3малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.
^ Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельно-
ь сти. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназна-и ченные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Различие между ними заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных о стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиен-^ тов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.
□ Кроме того, комплексы инкубаторов располагаются, как правило, в одном или нескольких зда-
^ ниях. Технопарки же обычно имеют и участки земли, которые они могут сдавать в аренду фирмам-^ клиентам под строительство теми офисов или других производственных помещений. а Следовательно, технопарки по сравнению с инкубаторами предусматривают создание более
® разнообразной инновационной среды, позволяющей предоставлять более широкий спектр услуг по
0 поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, соци-® ально-культурной, информационной и финансовой базы становления и развития деятельности ма-
1 лых и средних инновационных предприятий.
о Основными структурными единицами технопарка являются центры. Обычно в структуре тех-
о нопарка представлены: инновационно-технологический центр, учебный центр, консультационный ф центр, информационный центр, маркетинговый центр, промышленная зона.
ш
о Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например,
о услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной
и технологии, юридические консультации и т.п. В состав технопарка в качестве его отдельного структурного элемента может входить инкубатор.
2 Технополис, который нередко называют также научным городом представляет собой крупный и современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, науч-о но-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной о инфраструктурой.
^ Целью создания технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых инно-х вационно-направленных отраслях, создание благоприятной среды для развития этих наукоемких проев изводств. Как правило, одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, является его
ш
расположение в живописных районах, гармония с природными условиями и местными традициями. | Существенное значение в регионах страны все же сыграли и продолжают играть ИТЦ, кото® рые оказывают комплекс услуг находящимся в них малым предприятиям: помимо сдачи помеще-2 ний в аренду, они предоставляют техническое, информационное и консультационное обеспечение, § а также формальные и неформальные гарантии при поиске малыми предприятиями средств для (Г) своего развития.
Деятельность ИТЦ имеет также такие направления, как: дополнительное привлечение финансирования, защита объектов интеллектуальной собственности, развитие сделок по трансферу технологий, создание новых рабочих мест.
Однако руководство ИТЦ не всегда тесно сотрудничает в информационной сфере с объединенными в их составе фирмами и поэтому недостаточно осведомлено о работе этих малых фирм. Кроме того, малые предприятия не всегда привлекают ИТЦ к решению вопросов, связанных с распределением прав на ИС и трансфером технологий, и часто не информируют ИТЦ о таких сделках.
Таким образом, пока ИТЦ рассматриваются малыми предприятиями преимущественно как источник выгодной аренды и налаженной инфраструктуры, а не как посредник и консультант в процессе коммерциализации и расширения производства.
В итоге, в последние годы процесс создания ИТЦ замедлился. На это повлияло и то, что государство стало меньше вкладывать средств на эти цели, а региональные власти пока часто не считают развитие инновационной деятельности в качестве приоритета развития производства на подведомственной территории.
В настоящее время число малых предприятий, находящихся в ИТЦ и технопарках, практически не меняется. Спрос на высокотехнологичные продукты растет внутри страны медленно, и, следо- 3 вательно, потенциал «притока» инновационных малых предприятий остается низким. Промышлен- ^ ные предприятия, заинтересованные в осуществлении инновационной деятельности, предпочитают покупать новые технологии за рубежом, где продается не только новый продукт, но и обеспечива- ^ ется его послепродажное обслуживание. Большинство отечественных малых фирм предложить аналогичные сервисные услуги не в состоянии. 2
С другой стороны, рост малых предприятий в составе ИТЦ и технопарков, превращение их в ^ средние предприятия также идет очень медленно. Малые предприятия довольствуются относитель- ^ но хорошими условиями, созданными для них в технопарках и ИТЦ, и не стремятся к росту и выхо- о ду из состава последних. Более того, в стремлении стимулировать выход из структуры «засидевшиеся» там малых и средних фирм, ряд ИТЦ установил для таких фирм более высокие ставки аренд- □ ной платы, однако, как правило, фирмы соглашаются платить больше, но оставаться на прежнем месте, О поскольку инфраструктура и сервисные службы находятся в ИТЦ на высоком уровне. Такая ситуация характерна для развивающихся ИТЦ и технопарков. В менее успешных структурах полной заг- ^ рузки площадей нередко нет, и потому фирмы к выходу там не подталкивают. о
Однако хорошо работающие малые фирмы в составе ИТЦ практически компенсировали началь- £ ные затраты государства на создание инфраструктуры и на финансирование через государствен- о
о
ные фонды. Эти малые фирмы в ИТЦ имели в среднем более высокие экономические показатели, чем по малому инновационному бизнесу в целом. Например, объем товаров и услуг, реализованный малыми предприятиями, входящими в состав ИТЦ, в расчете на одно предприятие, более чем в три раза превысил аналогичный показатель для малых предприятий, не входящих в состав ИТЦ, а налоги, выплаченные развивающимися фирмами, в течение трех лет компенсируют государствен- ф ные вложения в создание инфраструктуры. о
На практике многие ИТЦ должны стать одним из связующих звеньев в структуре НИС между о
расположенными в них малыми предприятиями и научно-образовательными структурами, с одной ^
о
стороны, и промышленностью — с другой. В первую очередь это относится к наиболее мощным ИТЦ на базе которых образованиы инновационно-промышленные комплексы (ИПК). Эти ком- 2 плексы в свою очередь могут стать основой для формирования и развития кластеров инновацион- о
са
но-производственных малых и средних промышленных предприятий. Кластеры должны способствовать росту объема продаж малых и средних фирм, расположенных как в ИТЦ, так и в ИПК. Разница о между ИТЦ и ИПК состоит в масштабах производства инновационной продукции. ^
Образование ИПК — это важный шаг в развитии инновационной инфраструктуры, поскольку институциональное объединение организаций, регулирующих различные стадии инновационного цикла, должно сократить сроки создания, промышленного освоения и продвижения на рынок конкурентоспособной инновационной продукции.1 ^
ф
о
1 Первые четыре инновационно-промышленных комплекса были созданы в 1999 г. на базе наиболее сильных ^ ИТЦ (в Москве, Зеленограде и Санкт-Петербурге). На первом этапе финансирование выделялось со стороны Мин- ^ промнауки РФ, РФТР и Фонда содействия. ^
В целом, функционирование созданной производственно- технологической инфраструктуры показало, что при налаженной работе ИТЦ и технопарков, а также ИПК являются прибыльными структурами, и поэтому возможно финансирование их формирования за счет частных и заемных средств. Однако при действующих ставках кредитования объектов недвижимости арендная плата, уплачиваемая компаниями — арендаторами площадей ИТЦ, обеспечивает возврат первоначальных инвестиций и процентов по ним не ранее чем через 8-10 лет, а это слишком долгий срок. В этой связи для повышения эффективности работы инфраструктуры и поддержки среды для возникновения и развития малого и среднего бизнеса целесообразно ввести систему срочных контрактов, которые заключались бы руководством технопарков, ИТЦ и ИПК с малыми и средними фирмами. По условиям таких контрактов могут оговариваться сроки нахождения фирм в составе ИПК (технопарков, ИТЦ) и обязательства сторон. При этом следует учитывать, что никаких лимитов пребывания, которые, как правило, установлены в зарубежных технопарках не существует.
Новое понятие «кластер» вошло в обиход российских экономистов всего несколько лет назад, но теперь мало кто спорит, что это понятие становится необходимым элементом экономики, в том числе и НИС. Кластер — это сетевое территориально-отраслевое объединение компаний, предпри-3ятий, фирм, которые тесно сотрудничают с научными, финансовыми учреждениями и органами ме-^ стной власти. Кластеры имеют особую структуру: в основе кластерной сети — центральная компа-^ ния, которая на основе тендеров выбирает субподрядные организации, производящие взаимодопол-ш няющую продукцию.
Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры являются одной из наиболее эф-^ фективных и гибких структур. В их основе лежит два принципа — кооперация и конкуренция. ^ Очевидно, что сетевая кластерная структура более совершенна по сравнению с иерархической. Как
показывает мировой опыт, этот тезис справедлив как для экономических систем, так и для НИС. о Инновационно-производственные кластеры должны стать важными структурными элемен-
тами НИС России. «Кластеры», как достаточно новое явление в российской экономике, в общеприз-q нанном, широком смысле понятия представляют собой сеть поставщиков, производителей, потреби-□ телей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных ^ в процессе создания добавочной стоимости. При этом, существует несколько определений класте-^ ров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функционирования. Как и социальное понятие «кластер» — один из способов самоорганизации сообщества для выживания в ® условиях жесткой международной конкуренции.
0 В интересующем нас, инновационном аспекте кластер можно рассматривать как устойчивое ® территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения пе-
1 редовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения
0 конкурентоспособности инновационно-производственной сферы и новой продукции основанных на
1_
о новых знаниях. Промышленный кластер — это группа территориально соседствующих и интеграф ционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в оп-
ш
о ределенной отраслевой (межотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга.
о Высокую конкурентоспособность и стабильность кластерных инновационно-производственных
U систем определяют, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новых технологий,
2 характер и структуру взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной поли-2 тики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей. Разнообразие и относительная доступен ность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комби-о нирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновационно-произ-
Q-
^ водственной системы.
х Одним из отличительных признаков промышленного кластера в общей модели производственен но-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является принцип террито-
ш
риальной локализации. Поэтому современные кластеры, как правило, являются сетями, охватываю-
| щими несколько отраслей и включающими разнообразные фирмы, специализирующиеся на конк-
® ретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта.
2 Отсюда другим признаком кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных
g взаимодействий субъектов экономики является четко выраженный фактор лидирующего (интегри-
(Г) рующего) нового продукта или услуги. Часто этот принцип практически интерпретируется как не-
обходимая роль лидирующего инвестора, формирующего кластер на базе вновь создаваемых, действующих и реструктурируемых предприятий, в том числе и из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кластерные системы характеризуются следующими особенностями:
- наличием крупного предприятия — лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
- территориальной локализацией основной массы субъектов экономики — участников кластерной системы;
- устойчивостью хозяйственных связей субъектов экономики — участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
- долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и пр.;
- ориентацией продукции кластеров, как правило, на экспорт или импортозамещение.
В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в инновационно-производственные кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукции и знаний. При этом анализируются:
- потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;
- техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;
- мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления.
В экономически развитых странах международная конкурентоспособность укреплялась в рамках отдельных кластеров. Например, в настоящее время полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность.
Конкурентоспособность Швеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на оборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии и некоторые смежные отрасли-потребители (например, производство спичек). Дания разработала специфические промышленные технологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Подобным же образом немецкие машиностроители и автомобилестроители выигрывают от наличия в Германии высокоразвитого производства компонентов для этих отраслей. В Италии специальные кластеры сформировались в промышленных районах, в которых сложились отраслевые комбинации: металлообработка — режущий инструмент, мода — дизайн, кожа — обувь, деревообработка — мебель.
Китаю понадобилось почти 15 лет и огромные внешние инвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных на экспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посуды и др.
В настоящее время, например, в США более половины предприятий работает по такой модели производства — предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и инновационный потенциал. Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США была поставлена в число важнейших национальных приоритетов в докладе Совета по конкурентоспособности 2001 г., где, в частности, было сказано, что: «В эпоху, когда национальные границы становятся менее важными по мере глобального движения капитала, технологий и таланта, двигатели инноваций, как никогда, приобретают локальный характер».
Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной политики. Во многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнес-сообществ. В качестве характерных примеров можно назвать кластеры — автомобильный (Северный Рейн-Вестфалия, Германия), химический (Сингапур; Пермская область, Россия), биотехнологический (Швеция), продуктовый (Аризона, США), связи и телекоммуникаций (Италия; Хельсинки, Финляндия), аэрокосмический (Московский регион), кинопроизводства (Голливуд, США), компьютерной техники и информационных технологий (Силиконовая долина, США). Известны кластеры в сфере малого и
среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
Кластеры разнообразны как в отдельных регионах, так и в разных отраслях. Поэтому экспертами к настоящему времени отнесены семь аспектов (во многих случаях встречающихся в комбинациях внутри кластеров). Эти аспекты составляют основу индивидуализированных стратегий. Среди них:
- территориальный — построение пространственных кластеров от сугубо местных (например, в сфере жилищного строительства) до подлинно глобальных (аэрокосмических);
- горизонтальный — несколько предприятий и организаций сотрудничающих в сфере инновационного производства;
- вертикальный: в кластер могут входить смежные этапы производств инновационной продукции — от научно-технических разработок, опытных производств до серийного производства конкурентоспособной инновационной продукции;
- латеральный — разные аспекты, которые могут иметь общие возможности и способы обеспечивающие экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям структур обеспечивающих производство инновационной продукции;
- технологичный — совокупность отраслей, позволяющая одной и той же технологией обеспечивать достаточно широкую гамму инновационной продукции;
- фокусный кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра — крупной фирмы (разветвлений сети предприятий, НИИ и учебных заведений);
- качество предпринимательской сети — здесь существенно не только то, как активно фирма сотрудничает с другими, но и то, каким образом им удается поддерживать качество этого взаимодействия при решении общих проблем.
В целом различают три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функционирования.
Регионально ограниченные фирмы экономически активные внутри родственных аспектов, обычно привязанные к тем или иным учреждениям индустрии знаний (НИИ или университетам, КБ и др.).
Вертикально-производственные цепочки: довольно узкие определенные сектора, в которых сложные отношения производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик — сборщик — сбытовик — клиент»). В эту категорию попадают и сети, формирующиеся вокруг новых фирм.
Отраслевые промышленные сети, определяемые на высоком уровне агрегации), например, химический кластер, или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, агропромышленный кластер).
Разные признаки, по которым формируются кластеры, также определяют разные этапы усиления интеллектуальной составляющей и инициируют деятельность внутри кластеров:
- технологический признак: сохранение и развитие высоких технологической квалификации;
- вертикальный, горизонтальный и латеральный признаки: воздействие разных действующих хозсубъектов (в первую очередь, крупных фирм) в выходящем потоке (это взаимодействие с поставщиками, включая учреждения индустрии знаний и специализированные коммерческие субъекты). И в нисходящем потоке (в чистоте взаимодействия) и сферой спроса — розничная торговля и конечными потребителями);
- территориальный (географический), фокусный и вертикальный признаки, а также качество сети имеют отношение к распространению знаний и новшеств среди МСП. В данном случае важна и организационная сторона инновационной деятельности.
Поскольку инновационные процессы в настоящее время все больше приводят к интенсификации системной составляющей во всех отраслях производства, кластерный подход создает хорошую основу для создания новых форм объединения знаний.
В России наиболее мощной индустриальной сетью (состоит из сети кластеров) на территории регионов страны является машиностроительная отрасль. В большинстве случав при создании, наиболее эффективных, машиностроительных кластеров отмечается, что ведущую роль в их развитии играют региональные администрации.
Поэтому, для примера, возможно рассмотреть создание сетевого кластера на основе слияния
действующего наукограда г. Дубна и развития технико-внедренческой особой экономической зоны «Дубна». Такая же возможность имеется в г. Реутов и др.
Среди конкретных примеров возможного сотрудничества с наиболее продвинутыми зарубежными странами, определенный интерес представляет сотрудничество России и Финляндии в сфере развития инновационно-производственных конкурентоспособных кластеров на Северо-Западе страны. Развитие российско-финского сотрудничества, может быть основано не только обмен ресурсами, технологиями и ноу-хау, но и на основе создания более или менее устойчивых субконтрактинго-вых схем вплоть до формирования трансграничных кластеров. Благоприятный инвестиционный и деловой климат (в обязательном порядке включающее развитие конкуренции и создание единого информационного пространства) может способствовать углублению региональной и технологической специализации и реализации иновационных бизнес-моделей, способных привести к взаимному укреплению конкурентоспособности и стать важным шагом к обеспечению устойчивого развития экономики Северо-западного региона России.
Кластеры «усеченного типа» могут иметь более упрощенную схему построения, но учитывать и внешние факторы. Схема подобного кластера приведена на рис. 2.
ГЛСЦЛ^'Л! ИфОЕ^ЧПШС
Сня вшими (ггрис.'пг
-V.
ИнЫ ' Пьк 1 иЮ! 1 ] 1 Ы гимн>.]()] 1111 \ 1 Н {111 Ич511 kH. il Г1Г 1.1 к' Т£1 1+111"11-.1
и пОопу.-Юиашк:
*
V (Л 1 \ 1 II 1! 1Ц 1:|1 1. ^ 1 М'Л 1М 11 - [ 1П 1 ]> и 1 [ 1 и. ] 1 ] И1III1 ■ 11й 1 |.И13 МНОЙ
н м 11; 1 м; 111:<: 11111 ■ ■ н 11 фр; ц- 1 |'г. м \ -11 .1 при. 1у КПП II
Рисунок 2. Обобщающая структура инновационно-производственного кластера.
Реальной базой для организации инновационных кластеров в России могут стать крупные промышленные предприятия, обладающие избыточными мощностями производственной инфраструктуры и одновременно располагающие собственной научной базой, а также мощным кадровым потенциалом. В первую очередь к ним относятся машиностроительные предприятия, которые во многом связаны с оборонным комплексом страны. Поэтому наиболее перспективными регионами с точки зрения развития инновационных структур кластерного типа должны стать крупнейшие центры машиностроения. которые обладают всей необходимой инфраструктурой для создания кластеров. Речь идет не только о наличии крупных промышленных предприятий, успешно проведших реструктуризацию своего бизнеса, но и об инновационной инфраструктуре, на основе которой могут формироваться кластеры эффективных МСП. (рис. 3).
Более сложная обобщающая схема кластера, где в качестве внешних сил, учитываются глобальные экономические процессы, в том числе: международная деловая активность, конъюнктура мирового рынка.(рис. 4).
Остановлюсь на некоторых моментах участия государства в развитии инновационной сферы. Роль государства в формировании и развитии НИС не вызывает вопросов.
Роль государства в инновационном процессе заключается также в защите прав участников производственной системы и финансовом регулировании тех экономических сегментов, где рынок не справляется или срабатывает неэффективно, при формировании «искусственного» спроса на особо перспективные, новые продукты потребления в крупномасштабных, капиталоемких и долгосрочных инновационных проектах. Этим определяется возможность подъема инновационной активности в производственной сфере.
Роль государства должна заключаться также в выборе наиболее зрелого инновационного продукта и выдачи госзаказа наиболее соответствующему изготовителю. Механизм подобного регули-
П
л
ь о ш
7
г
1П
о ь
N □
□ ги
о
I—
ф
I—
х о а ф
ш
X
X
^
0
1_
О х х Ф ш
I—
О
а
а <
о
0
1_
0
1_
о о
ш
о
I—
о о о.
рования — экспертиза и конкурсный отбор инновационных проектов. Творческое начало и уровень риска при работе на этих сегментах рынка высокие, а следовательно, финансовая значительность государственных долей участия существенна. Кроме того, возможно широкое использование льготного стимулирующего налогообложения, кредитования и системы страхования рисков.
п л
I-
0 ш
7
г ш
о
ь
N □
□ ги
о
I—
ф
I—
X
о а ф
ш
X
X
^
0
1_
О х
X
ф
ш
I—
О
а
о <
о о
о о о.
о ф
о ф
о
X
О
о
Рисунок 3. Инновационно-производственный кластер, формирующийся на основе инфраструктуры корпоративных производственных структур (расширенный вариант кластера - «кластер полного цикла»).
Рисунок 4. Инновационно-производственный кластер, где в качестве внешних сил, учитываются глобальные экономические процессы, в том числе: международная деловая активность, конъюнктура.