Научная статья на тему 'Поддержка инноваций в медицинской индустрии'

Поддержка инноваций в медицинской индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ТЕТОВ ЭКОНОМИКИ ПО СВОЕМУ ПРОФИЛЮ. В ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / MEDICAL INDUSTRY / MEDICAL DEVICES / INNOVATION / INVESTMENTS / INSTITUTES FOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зленко Дмитрий, Виленский Андрей, Брагина Екатерина

Инновации являются одним из приоритетов российской государственной политики. В настоящее время в России реализуются механизмы, направленные на привлечение инвестиций в область инновационного предпринимательства и коммерциализацию результатов исследовательской деятельности, создание новых высокотехнологичных компаний. При этом особое внимание государство уделяет развитию таких секторов экономики, как биомедицинские технологии и фармация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF INNOVATION IN MEDICAL INDUSTRY1MEDITEKS Science and Technology Centre

The article tells about the ways and mechanisms of support by the state of innovation in the industry. The focus is on special economic zones that contribute to regional development by attracting direct foreign investment in the high-technology sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Поддержка инноваций в медицинской индустрии»

Дмитрий ЗЛЕНКО, Андрей ВИЛЕНСКИЙ, ООО «НТЦ «МЕДИТЭКС», Екатерина БРАГИНА, ОАО «ОЭЗ»

ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В МЕДИЦИНСКОЙ ИНДУСТРИИ

Инновации являются одним из приоритетов российской государственной политики. В настоящее время в России реализуются механизмы, направленные на привлечение инвестиций в область инновационного предпринимательства и коммерциализацию результатов исследовательской деятельности, создание новых высокотехнологичных компаний. При этом особое внимание государство уделяет развитию таких секторов экономики, как биомедицинские технологии и фармация.

Ключевые слова: медицинская промышленность, медицинские изделия, инновации, инвестиции, институты развития

• СРЕДСТВА И МЕХАНИЗМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ

В целях привлечения инвестиций в сферу инновационной деятельности различных секторов экономики государство учредило целый ряд институтов развития, среди которых инновационный центр «Сколково», Российский фонд технологического развития, Российская венчурная компания, ОАО «Роснано», Внешэкономбанк, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Кроме того, в этом направлении проявляют активность множество инвестиционных фондов и объединений: Российский фонд прямых инвестиций, Российская ассоциация венчурного инвестирования, несколько ассоциаций бизнес-ангелов1.

В качестве одного из вспомогательных инструментов реализации национальной стратегии научно-технологического развития и укрепления научно-производственных связей государством задействованы такие инструменты инновационной политики, как возможность создавать малые инновационные предприятия при вузах и НИИ с льготными ставками страховых взносов (14%), которых по всей стране функционирует на данный момент уже более 2 000.

1 Частные инвесторы, вкладывающие деньги в инвестиционные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале.

Для координации деятельности бизнеса, образовательных, научных учреждений и госструктур в 2011 г. Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством образования и науки РФ по решению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям сформировало технологические платформы по приоритетным направлениям развития науки и техники, рассматривая их как новый инструмент содействия инновационному развитию российской экономики (на данный момент функционирует 32 такие технологические платформы). Сейчас в эти самоорганизующиеся структуры входят сотни промышленных

Keywords: medical industry, medical devices, innovation, investments, institutes for development

The article tells about the ways and mechanisms of support by the state of innovation in the industry. The focus is on special economic zones that contribute to regional development by attracting direct foreign investment in the high-technology sectors of the economy. Dmitry ZLENKO, Andrey VILENSKY, MEDITEKS Science and Technology Centre, Ekaterina Bragina, OEZ LLC (special economic zones). SUPPORT OF INNOVATION IN MEDICAL INDUSTRY.

предприятий, организаций прикладной и академической науки, вузов, инициативных групп разработчиков. Технологические платформы достигли серьезных успехов в построении и реализации программ стратегических исследований и определении долгосрочных приоритетов экономики по своему профилю. В частности, функционируют в формате некоммерческих партнерств такие технологические платформы, как «Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы — Биотех-2030», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности, АПК — продукты здорового питания».

При коммерциализации результатов научно-технической деятельности за-действуются различные механизмы поддержки. Оценка потребности инновационных компаний и степень их обеспеченности инструментами, сервисами и условиями для своей эффективной деятельности на территории РФ и глобальном рынке выявили, что в первую очередь критичными являются меры финансовой поддержки: кредиты по низкой ставке, субсидии и поручительство по кредитам. Кроме длинных и относительно дешевых денег, важны также содействие привлечению частных инвестиций в проекты и получение налоговых преференций для предприятий на федеральном и региональном уровнях.

Для формирования режима наибольшего благоприятствования существенными являются и средства нефинансовой поддержки. На предпроектной стадии чрезвычайно важна качественная научно-техническая и инвестиционная экспертиза, создание форсайта и дорожных карт. Кроме того, весьма значимым является предоставление конкурентоспособной производственной площадки, помощь в привлечении квалифицированных кадров и стратегических партнеров, всестороннее освеще-

ние деятельности инноваторов в СМИ, качественный менеджмент проектной компании и контроль использования инвестиционных средств в интересах всех акционеров компании, сертификация и содействие в продвижении продукции на рынке. С использованием упомянутых механизмов научные разработки с хорошим потенциалом коммерциализации могут быть успешно доведены от идеи до устойчиво работающего бизнеса, привлекательного для отечественных и зарубежных инвесторов.

Возможности институтов развития широко освещаются на специализированных мероприятиях (форум «Открытые инновации», Петербургский международный инновационный форум, Международная выставка «Иннопром» и др.), в рамках крупных отраслевых конференций, таких как Международный медико-технический форум «Медицинские изделия» (Москва), Межрегиональный форум «Эффективные модели внедрения инноваций в медицинскую промышленность и здравоохранение «Инномед» (Пенза), Международный форум «Инновации в медицине: основные проблемы и пути их решения» (Новосибирск), а также на специализированных конференциях и семинарах, проводимых самими участниками рынка.

• ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ Виды ОЭЗ

При всем многообразии средств государственной поддержки одним из узких вопросов остается выбор инновационными компаниями производственных и офисных площадей для реализации проекта. Как правило, инновационные компании небольшого размера на ранней стадии развития (проведение НИР) успешно обходятся арендуемыми площадями компаний-партнеров либо научных институтов, но при выходе на задачи коммерциализации подбор оптимальной площадки для развития проекта становится приоритетной задачей. Для решения в т. ч. данного вопроса были созданы особые экономические зоны (ОЭЗ).

ОЭЗ — это масштабный федеральный проект, направленный на развитие ре гионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие про-

изводства, судостроение и туризм. При этом преследуются две основные цели: + привлечение передовых технологий производства и управления, поиск иностранных компаний, обладающих компетенциями в стратегических для России отраслях экономики, « формирование территорий экономического роста, создание продукции и услуг, конкурентоспособных на внешних рынках.

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Под ОЭЗ понимается часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (налоговый, административный), а также может применяться процедура свободной таможенной зоны. ОЭЗ создается Правительством РФ.

В России ОЭЗ в современном понимании начали развиваться с 22 июля 2005 г., когда был принят Федеральный закон №11б-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В 2006 г. для реализации законопроекта было создано РосОЭЗ, позднее реформированное в ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»), 100%% акций которого принадлежат государству. Это управляющая компания, в ведении которой находятся большинство действующих и вновь создаваемых ОЭЗ. Федеральный закон №116-ФЗ регулирует порядок создания и функционирования ОЭЗ на территории РФ и является основным нормативным актом федерального уровня, регулирующим деятельность проекта.

Правовые отношения в таможенной сфере с участием резидентов ОЭЗ в РФ регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законодательством РФ об ОЭЗ и иным законодательством РФ. В соответствии с Федеральным законом №11б-ФЗ существует четыре типа ОЭЗ:

1) промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ): ОЭЗ ППТ «Алабуга», Республика Татарстан; ОЭЗ ППТ «Липецк», Липецкая область; ОЭЗ ППТ «Тольятти», Самарская область; ОЭЗ ППТ «Титановая долина», Свердловская область; ОЭЗ ППТ «Моглино», Псковская область; ОЭЗ ППТ «Людиново», Калужская область;

2) технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ): ОЭЗ ТВТ «Дубна», Московская область; ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», С.-Петербург; ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», Москва, ОЭЗ ТВТ «Томск», Томская область, ОЭЗ ТВТ «Иннополис», Республика Татарстан;

3) туристско-рекреационного типа;

4) портового типа.

Резидентам ОЭЗ государство предоставляет:

« налоговые льготы (снижение ставок налога на прибыль и социальных взносов, освобождение от земельного и транспортного налога на 5 лет); « таможенные преференции (режим свободной таможенной зоны); + готовую инженерную, таможенную и транспортную инфраструктуру, а также упрощенную процедуру подключения к инженерным сетям; « качественное бизнес-администрирование на / весь срок функциониро-' вания ОЭЗ в России (снижение административных барьеров, принцип «одного окна»), В совокупности эти уникальные условия, закрепленные законодательно и гарантированные инвестору на территории ОЭЗ, позволяют снижать стоимость инвестиционных проектов ориентировочно на 30% относительно

общероссийских показателей. Одно из наиболее важных преимуществ ОЭЗ — обязательство государства по созданию инфраструктуры. То есть управляющая компания за счет федеральных средств полностью создает инженерную, таможенную и дорожную инфраструктуру, подключение к которой для инвестора является бесплатным. Экономия на плате за присоединение, которая взимается на всей остальной территории страны, является достаточно весомой, что высоко ценится инвесторами. Наиболее важным изменением, произошедшим за недавнее время, стало внесение понятия «управляющая компания». За этим, казалось бы, формально юридическим изменением стоит колоссальный сдвиг управляющей компании в видении своей роли и функций. Раньше процесс администрирования ОЭЗ воспринимался преимущественно как выполнение обязательств по строительству объектов инфраструктуры, а также административная поддержка. Такой подход в настоящее время признается устаревшим и ограниченным. Безусловно, создание объектов инфраструктуры, как и администрирование, остается одним из ключевых задач управляющей компа нии, но появляются и новые, связанные прежде всего с формированием экосистемы ОЭЗ. Задача управляющей компании — формировать и управлять многофакторной средой, в которой компании-резиденты реализуют свои проекты, наиболее эффективным образом сочетая интересы всех стейкхолде-ров, приоритетными из которых все же являются резиденты. В частности, в настоящее время ОАО «ОЭЗ» реализует проект по анализу существующих на территории ОЭЗ предпосылок для формирования эффективных кластеров. Если ранее профиль компаний — резидентов ОЭЗ специально не подбирался, как и не существовало возможностей для анализа наиболее выгодной для потенциального резидента площадки с точки зрения его ближайшего окружения, то на данный момент учитываются интересы существующих на этой тер-

ритории компаний-резидентов, производится подбор партнеров и резидентов такого профиля, который наилучшим образом соответствует сложившимся на территории цепочкам ценностей. Разумеется, речь идет только о разработке наиболее благоприятных для действующих и потенциальных инвесторов условий: никаких дополнительных ограничений, кроме установленных Федеральным законом №116-ФЗ, вводиться не будет. При этом последнее слово в выборе площадки для реализации проекта в любом случае остается за инвестором. Правительством РФ предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах. Согласно Федеральному закону №11б-ФЗ акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства РФ о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производ ственной, технико-внедренческой, туристско-рекреаци-онной деятельности или о деятельности в портовой ОЭЗ.

Статус и обязательные условия для резидентов

Итак, представим ситуацию: есть перспективная компания с инновационными биомедицинскими разработками, которые она хотела бы довести до опытно-промышленного производства и успешно коммерциализировать. Предприниматели, особенно начинающие, часто нуждаются во всесторонней поддержке проектов. Получению денег должна предшествовать качественная эксперти-

за на предпроектной стадии — научно-техническая и инвестиционная с дальнейшим контролем расходования средств. За финансовой помощью можно обратиться, например, к бизнес-ангелам, венчурным инвесторам, фондам прямых инвестиций, на биржу — в зависимости от стадии развития проекта. Различные формы финансовой и иной поддержки оказывают предпринимателям такие структуры, как Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, Роснано, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, различные объединения бизнес-ангелов (СБАР, НАБА), Российская ассоциация венчурного инвестирования, Российский фонд технологического развития и пр. В любом случае после решения вопроса с финансированием у компании возникает вопрос выбора площадки. Неоднократно на всех уровнях отмечалось, что ахиллесова пята российской экономики — неразвитость инфраструктуры. Инженерные коммуникации либо отсутствуют, либо являются ветхими. Для преодоления подобных узких мест российской экономики и существует институт ОЭЗ, где инвестору под ключ предлагается полный набор объектов инфраструктуры.

Как правило, компании, реализующие проекты в сфере медицинских изделий, биотехнологий и фармацевтики, рассматривают возможность размещения на территории ОЭЗ двух ТИПОВ: промышленно-производст-венных и технико-внедренческих (иными словами, технопарков и индустриальных парков).

В случае если компания планирует реализовать на территории ОЭЗ проект, предполагающий существенный уровень разработок, она может стать резидентом технико-внедренческой ОЭЗ. Если же планируется вести преимущественно производственную деятельность (производство продукции, разработка которой завершена, например, производство дженериков фармацевтической ком-

панией или производство разработанного медицинского оборудования), то компании будет предложено стать резидентом промышленно-производст-венной зоны. Это удобно, поскольку льготы и режимы в настоящее время гармонизированы, а отличия компенсируются логистикой. В связи с этим крупное производство будет невыгодно локализовать, к примеру, в Зеленограде или Дубне, где ставки аренды относительно велики (в силу отличий кадастровой стоимости земельных участков, на основании которой рассчитывается стоимость аренды и выкупа земельного участка), а выгодно — в Липецке, «Ала-буге» и других промышленно-произ-водственных зонах. Кроме того, в настоящее время существует возможность заключения Соглашения о ведении деятельности определенного типа на территории ОЭЗ другого типа, т. е. резидент может вести технико-внедренческую деятельность на территории про-мышленно-производственной зоны, если соответствующий бизнес-план будет одобрен экспертным советом — стандартная процедура, которую проходят все компании для получения статуса резидента.

Для компаний, которые хотели бы стать резидентом технико-внедренческой зоны, не существует минимального требования по объему инвестиций (в отличие от промышленно-производст-венной зоны, где минимальный объем заявленных резидентом инвестиций в первые 3 года реализации проекта составляет 3 млн евро, причем 1 млн евро должен быть инвестирован в течение 1-го года реализации проекта). Все существующие технико-внедренческие зоны располагаются в крупных городах — центрах инновационного развития, регионах с мощным научным потенциалом, заложенным еще во времена СССР. Сотрудничество с ведущими университетами и научными институтами соответствующего региона способствует формированию инновационной тройной спирали, содействуя зарождению и коммерциализации инноваций. Так, на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна» ряд резидентов успешно реализует свои проекты в сотрудничестве с Объединенным институтом ядерных исследований.

Относительно площадей существует две опции — аренда земельного участка с целью строительства собственных объектов и возможностью последующего выкупа земли (после ввода объекта в эксплуатацию) и аренда офисных помещений с возможностью дооборудования их для лабораторно-производ-ственных нужд. На практике для производства биомедицинского оборудования или фармпрепаратов обычно речь идет о строительстве собственных площадей. После ввода здания в эксплуатацию есть возможность выкупить земельный участок по стоимости, не превышающей кадастровую. Ставки аренды и выкупа земли рассчитываются согласно кадастровой стоимости, которая существенно снижается при удалении от Москвы. Ставки, рассчитанные подобным образом, значительно ниже реальных рыночных цен. В настоящее время ОАО «ОЭЗ» также запущен пилотный проект по созданию лабораторно-производственных модулей под ключ. У резидентов появится возможность арендовать готовые для реализации проекта помещения по выгодным арендным ставкам без необходимости осуществлять дополнительные инвестиции на переоборудование помещений, что значительно снизит риски по реализации проекта, а также его стоимость, особенно на первоначальном этапе. Подобный проект запущен в ОЭЗ ТВТ «Алабуга», также планируется строительство подобных зданий в Дубне и Зеленограде.

Как стать резидентом?

Резидентом ОЭЗ можно стать, подав заявку на получение статуса резидента, бизнес-план и комплект необходимых документов в Министерство экономического развития РФ. Как правило, заявка подается через управляющую компанию, т. к. специалисты этой компании консультируют потенциальных резидентов при составлении бизнес-плана и т. д. Затем происходит защита инвестиционного проекта на наблюдательном совете — это необязательная, но рекомендуемая процедура, т. к. прохождение наблюдательного совета позволяет потенциальному резиденту познакомиться с представителями местной администрации и действующими рези-

дентами конкретной ОЭЗ, а также внести в бизнес-план исправления и существенные дополнения на основании рекомендаций наблюдательного совета. Основной процедурой, на которой принимается решение о получении компанией статуса резидента, является заседание экспертного совета, состоящего из представителей органов государственного управления и экспертов федерального уровня. После одобрения бизнес-плана проекта экспертным советом компания-резидент заключает трехстороннее соглашение с Министерством экономического развития РФ и ОАО «ОЭЗ» . (управляющей компанией) о ведении деятельности на территории ОЭЗ. В соглашении фиксируются в т. ч. обязательства сторон, основными из которых являются объем заявленных инвестиций со стороны компании-резидента и сроки создания объектов инфраструктуры со стороны управляющей компании. В соответствии с Федеральным законом №11б-ФЗ необходимым условием для коммерческой организации при получении статуса резидента промыш-ленно-производственной и технико-внедренческой ОЭЗ является регистрация юридического лица на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ. Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ (исключение составляют только унитарные предприятия). Для получения льгот компания должна осуществлять деятельность на территории зоны. Как правило, компании создают дочерние юридические лица для локализации в ОЭЗ, выделяя таким образом, например, R&D или производственный центр.

Иными словами, корпоративные процедуры нацелены на создание новых дочерних компаний — резидентов ОЭЗ, зарегистрированных на территории того же муниципального образования, что и интересующая ОЭЗ, что облегчает процесс обоснования получения налоговых преференций. Одним из обязательных условий является физи-

ческое присутствие компании-резидента на территории ОЭЗ. Отметим, что, например, в «Сколково» до 2014 г. компания-резидент может быть зарегистрирована где угодно на территории РФ. Иностранные компании также могут стать резидентом ОЭЗ, создав дочерние структуры, зарегистрированные в границах того муниципального образования, в котором создана ОЭЗ.

Инновационные технологии

За небольшое время существования ОЭЗ, характеризующихся широкой географией присутствия, достигнуты значительные успехи. С 2006 г. по настоящее время в ОЭЗ всех типов привлечено 340 инвесторов, включая иностранные компании из 23 стран. Общий объем заявленных частных инвестиций в настоящее время составляет более 400 млрд руб. Новые медицинские технологии и фармацевтика являются одним из приоритетных секторов ОЭЗ преимущественно технико-внедренческого типа. Учитывая научно-производственную специализацию региона, в различных ОЭЗ ТВТ ситуация с развитием данного сектора складывается по-разному: так, в Зеленограде в настоящее время нет проектов биомедицинской и фармацевтической тематики при высоком уровне развития микроэлектроники и информационных технологий, однако с появлением новых возможностей для размещения инвесторов в лабора-торно-производственных готовых модулях управляющая компания ожидает развитие биомедицинского и фармацевтического сектора и на данной территории. В настоящее время фармацевтическое и биомедицинское направления активно развиваются на территории ОЭЗ ТВТ в Дубне, С.-Петербурге и Томске. Следующие успешные проекты в вышеуказанных секторах реализуются на территории ОЭЗ ТВТ «Дубна»: Ф создание и реализация ультрафильтрационных технологий, техники и оборудования на основе трековых мембран для центров эфферентной

терапии, служб крови (ООО «НАНО-КАСКАД»);

Ф разработка, опытное производство и внедрение в практическое применение наноструктурированных биоцидов (ООО «Научно-производственный центр «ВЕЛТ»);

Ф НИОКР в области неинвазивной диагностики сахарного диабета, разработка и производство диагностического оборудования для российского рынка (ООО «Аркрэй»);

Ф разработка и выпуск диализных фильтров, аппаратов «искусственная почка» для внепочечного гемодиализа у больного с хронической почечной недостаточностью и экстракорпоральной гемокоррекцией (ООО «ФРЕРУС» совместно с компанией Fresenius Medical Care);

Ф разработка технологий изготовления микроисточников и микросфер для брахитерапии онкозаболеваний, их производство и реализация (ЗАО «НаноБрахиТек»);

Ф разработка и опытное производство новых материалов, изделий, технологий и методик лечения в офтальмологии, стоматологии и травматологии (ООО «Дубна-Биофарм»); Ф разработка и создание программно-аппаратного комплекса для диагностики и лечения вестибулярных расстройств, разработка и создание медицинского оборудования (ООО НПО «Инновационные медицинские технологии»).

Среди разработок резидентов ОЭЗ в С.-Петербурге можно отметить такие компании, как:

Ф ЗАО «Фарм-Холдинг»: проведение исследований в области пептидных препаратов, разработка и внедрение технологий производства новых ЛС на их основе;

Ф ООО «Новартис Нева»: разработка новых фармацевтических препаратов группы компаний «Новартис» и организация их производства; Ф «Гем-Стандарт»: создание экспериментально-производственного комплекса по разработке и выпуску инновационных препаратов из плазмы крови человека на основе нанотехнологи-ческих решений;

Ф ЗАО «Орион Медик»: разработка и производство продукции медицинско-

го назначения широкого спектра: лазерные офтальмологические комплексы, маловизоры и др.; Ф ЗАО «Биокад»: организация фармацевтического комплекса замкнутого цикла по разработке, производству и реализации препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших ЛС.

В Томске биомедицинский и фармацевтический кластер представлен следующими направлениями: Ф медицинская информационная система лечебного профилактического учреждения (ЛПУ), позволяющая автоматизировать весь комплекс взаимоотношений пациента и работников ЛПУ в одной среде (ООО «Элекард-Мед»); Ф разработка и производство медицинского оборудования для кардиологии, кардиохирургии, общей хирургии, а также внедрение в клиническую практику новых медицинских технологий, наиболее известен аппаратно-программный комплекс «ЭЛКАРТ» (ООО «Электропульс»); Ф производство и внедрение мобильного рентгенохирургического комплекса «^-Биоток» для обследования и оперирования пациентов с возможностью трехмерного наблюдения камер сердца кардиохирургом (ООО «Лаборатория медицинской электроники «Биоток»);

Ф разработаны и внедряются аппарат ультразвуковой санации для обработки брюшной полости при лечении острых форм перитонита и панкреатита, а также серия устройств для зарядки аккумуляторных батарей различного применения (ООО «Научно-производственное предприятие «ДЮНЫ»); Ф разработан и производится лито-триптор «Уролит», который основан на электроимпульсном способе разрушения материалов. Идет разработка универсального устройства с функциями удержания, разрушения и извлечения фрагментов камня при мочекаменной болезни (ООО «МедЛайн»); Ф разрабатываются и производятся опытные партии стоматологических имплантатов, эндопротезов тазобедренного сустава, суставов пальцев кистей и стоп с костеподобной модифицированной поверхностью, которая усиливает фиксацию и сокращает дли-

тельность лечения (ООО «МОЙЕ Кера-мик-Имплантате»);

« реализуется проект «Разработка, изготовление и организация производства приборов для неинвазивного (чрескожного) мониторинга содержания сахара в крови человека на основе оптико-спектроскопического метода» (ООО «Медицинская электроника»).

• ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Согласно действующему законодательству ОЭЗ создается на 49 лет и срок ее существования про длению не подлежит. Земельные участки в границах ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Собственники созданных объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков.

Налоговые льготы являются наиболее существенными в первые несколько лет реализации проекта. По налогу на прибыль установлены каникулы — до 10 лет, по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу — также на срок до 10 лет (в зависимости от конкретной ОЭЗ), по социальным взносам установлен плавный переход к обычным ставкам к 2019 г. Но даже после выравнивания ставок относительно общероссийских у резидентов остается преимущество использования режима свободной таможенной зоны. Также управляющая компания продолжает выступать службой «одного окна» при решении административных вопросов. Необходимо также отметить, что региональные власти крайне заинтересованы в развитии данных проектов и, создавая режим максимального благоприятствования, оказывают позитивное влияние на формирование экосистемы ОЭЗ.

ОЭЗ органично встроены в схему отечественных институтов развития. Взаимодействие их со многими институтами развития регулируется отдельными

соглашениями о сотрудничестве. Одним из недавно возникших вопросов является поиск взаимовыгодных путей сотрудничества с инновационным центром «Сколково» по вопросам трансфера резидентов этого центра на территорию ОЭЗ для коммерциализации выполненных в «Сколково» разработок, а также трансфера результатов интеллектуальной деятельности и трансфера услуг, оказываемых резидентам. Принципиальное отличие ОЭЗ от фонда «Сколково» заключается в той стадии разработок, на которой проекты становятся интересны данным институтам развития. Так, «Скол-ково» активно рассматривает стартапы и даже проекты на этапе возникновения идеи. Компания может подать заявку в фонд не только на опытно-конструкторское производство, но и вообще на проведение исследований. При этом производство на этой территории не разрешено, а также существуют ограничения по размеру определенных финансовых показателей, после превышения которых компания утрачивает статус резидента «Скол-ково». Фактически фонд поддерживает проекты на стадии НИОКР, готовя их к коммерциализации, но не предоставляя возможности начать производство. В то же время ожидаемый участник ОЭЗ — компания с готовым бизнес-планом на стадии опытно-конструкторских разработок, готовая к успешному завершению разработок и началу производства, а также имеющимися финансовыми ресурсами для реализации проекта на территории ОЭЗ. При этом в отличие от «Сколково» ОАО «ОЭЗ» не предоставляет резидентам возможностей по финансированию проектов. Таким образом, данные институты дополняют друг друга, а не конкурируют, т. к. многие резиденты «Сколково» сталкиваются с отсутствием площадки для коммерциализации своих разработок, постановки продукции

в серийное производство. В момент завершения опытно-конструкторского производства компания-резидент теряет право дальнейшего нахождения на территории технопарка «Сколково», т. к. его цель заключается в создании технологии, а не в промышленном производстве. Таким образом, финальный этап нахождения компании в «Сколково» — завершение опытно-конструкторских разработок. ОЭЗ, в свою очередь, принимает проекты на любой стадии, но существует требование для получения статуса резидента технико-внедренческой ОЭЗ — производство только той продукции, которая разработана на территории зоны.

Данное требование рождает ряд задач по определению стадии развития проекта, на которой его реализацию наиболее целесообразно переносить на территорию ОЭЗ. Таким образом, на данный момент «Сколково» и ОЭЗ ищут точку на временной оси, когда компания могла бы совершить переход от одного института к другому, после чего будет проведена работа по гармонизации необходимых нормативно-правовых актов. Для ТВЗ рассматривается несколько вариантов — последовательный переход с получением резидентст-ва ОЭЗ после выхода из «Сколково» и — другой вариант — в виде плавного перехода с сохранением на некоторое время принадлежности к обоим институтам. Либо компании будет предложено совершить переход из «Сколково» в индустриальные парки (ППЗ) без обязательного требования завершить НИОКР на территории ОЭЗ. С целью наиболее эффективной реализации государственной политики в области модернизации, особенно в части здравоохранения, отечественным институтам развития еще предстоит полностью согласовать схему взаимодействия. Интересно, что любая заинтересованная сторона может принять участие в разработке такой схемы: информация о совместных мероприятиях ОАО «ОЭЗ» и «Сколково» публикуется на сайтах.

• В ИТОГЕ...

Как отметил Президент РФ Владимир Путин 24 октября 2012 г. на заседании Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России, «необходимо продолжить совершенствование системы институтов развития, создавать комплексную среду для модернизации, инновационной деятельности и коммерциализации инноваций». Отечественные институты развития координируют свои усилия с тем, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для реализации перспективных инновационных проектов, но система их развития относительно молода и до сих пор находится в стадии становления. Необходима выработка механизма обмена информацией, обеспечивающего постоянное взаимодействие при сопровождении и реализации инновационных проектов, последовательную передачу этих про-

ектов в процессе реализации профильным институтам развития. Одним из базовых документов, определяющих порядок взаимодействия в данной области, является Соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла, которое было заключено между ключевыми российскими институтами развития и заинтересованными организациями 6 апреля 2010 г. Согласно этому документу, сторонами осуществляется взаимодействие при оказании финансовой поддержки инновационным проектам малых и средних предприятий на разных стадиях их осуществления. Кроме того, стороны взаимодействуют при поиске перспективных для реализации инновационных проектов и представляют их на рассмотрение другим участникам соглашения, а также осуществляют привлечение частных инвестиций в проек-

ты, поддержанные финансовыми институтами развития, выработку единых подходов к отбору, экспертизе, структурированию и реализации инновационных проектов. Участниками Соглашения стали Внешэкономбанк, ГК «Российская корпорация нанотехноло-гий», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский банк развития», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация венчурного инвестирования и Федеральное агентство по делам молодежи.

Таким образом, у компаний биомедицинского профиля, как начинающих, так и давно присутствующих на рынке, есть довольно много источников и инструментов поддержки от институтов развития, которыми нужно только правильно и своевременно воспользоваться для развития как отдельных предприятий, так и отрасли в целом.

PIHARiv%

гег.ч-илчтг-г

ПР-.I ПСЛ.'^Рвк*1

RUSSIAN

PHARMACEUTICAL FOFUJM

# ttu

c:.ÄES МИН.иилмго.Г

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ ЗАРАНЕЕ -МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ

щп^унзрсцкця ооирерв"цня №еппут« Адена йштв

РОССИИСКИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФОРУМ

21—23 МАЯ 3D13, Спель .¡Кйаннглн Санкт-nsrepüypr:., Pocchs

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 2011 ГОДА, КОТОРОЕ НУЖНО ПОСЕТИТЬ

19 лет ив рынке * 63+ тси, СЕЕсиэюиля наиболее важные для индустрии запросы * 64)0 участников в 2D12 * 100+- докладчиков высочайшего уровня * Непревзойденные воз-модности для бизнес общения

Всем читателям скидка! 1Q&* . iл ■: i и 2I3KRE ■ FH. Li.4m; .шЛ>.4 1-й Ди+ГГрПнГ^-й ,1ГН Мц ,ip м.^Лчр^нг В л'Н1Ы (ALw-Ap^U ll»>.<jv iq : -f■',.>:■:'i.'iirr=,-i::i iüh*b ha uüvü-~ :+i',r inni.ii н -в г-н г h l i ■. lüimiiehü - де [фцдешашмя! a? Щ

ü

Tel.: iCl SO | Fat +41 (0)20 TD17 7447 | erente@adarT£nrthKr.JflreP№5.«]ni | www.rus&iar.pharma.Gorn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.