Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны как основа повышения инновационно-инвестиционной активности хозяйствующих субъектов'

Свободные экономические зоны как основа повышения инновационно-инвестиционной активности хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / FREE ECONOMIC ZONES / INNOVATIONS / INVESTMENTS / PREFERENTIAL TAXATION / NATIONAL ECONOMY MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимчук Оксана Григорьевна, Никитюк Любовь Григорьевна, Горбачевская Евгения Юрьевна

Основополагающей задачей изменения существующей экономической системы является ее переход на новый этап инновационного развития путем формирования новых моделей, учитывающих территориальный, инновационный, инвестиционный, наукоемкий потенциал региона. Создание и функционирование особых экономических зон в РФ является перспективным направлением для развития инновационной деятельности, привлечения инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. В мире особые экономические зоны рассматриваются как мультипликаторы экономического и социального развития, способные в равной степени реабилитировать депрессивную территорию и дать дополнительный импульс для развития региональных точек роста. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических подходов к формированию и функционированию свободных экономических зон на современном этапе развития. Представлено авторское определение понятия свободных экономических зон и разработана их классификация с позиции современных рыночных условий хозяйствования. Методы. Авторами определен круг проблем развития свободных экономических зон. Особое внимание уделяется анализу уже существующих и развивающихся свободных экономических зон. В результате проведенного исследования представлена модель создания современных экономических зон, где значительным ресурсом для их развития выделена возможность использования современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transition of the economic system to another level of innovative development through the models that consider territorial, innovative, investment and scientific prospects of the region is the main purpose of existing economic system changes. In Russia free economic zones development is promising for innovative activity promotion, investments attraction, entrepreneurship enhancement and higher competitiveness of the country. Worldwide free economic zones are considered as contributing to economical and social development and enabling both to restore deprived areas and give an additional impetus to regions. The aim of the study is to provide theoretical basis and approaches to development of effective free economic zones as to current development stage. The authors define the notion «free economic zones» and offer their classification according to current market conditions. Methodology. The authors have defined the problems free economic zones encounter. Special attention is paid to analysis of the existing and developing free economic zones. The result of the research is a model of contemporary economic zones development, with information technologies as significant resource for their development.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны как основа повышения инновационно-инвестиционной активности хозяйствующих субъектов»

УДК 332.120.6.05:339.543.027.2:330.322

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Тимчук Оксана Григорьевна1,

[email protected]

Никитюк Любовь Григорьевна1,

love [email protected]

Горбачевская Евгения Юрьевна1,

[email protected]

1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Тимчук Оксана Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых бизнес-технологий Иркутского национального исследовательского технического университета.

Никитюк Любовь Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых бизнес-технологий Иркутского национального исследовательского технического университета.

Горбачевская Евгения Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью Иркутского национального исследовательского технического университета.

Основополагающей задачей изменения существующей экономической системы является ее переход на новый этап инновационного развития путем формирования новых моделей, учитывающих территориальный, инновационный, инвестиционный, наукоемкий потенциал региона. Создание и функционирование особых экономических зон в РФ является перспективным направлением для развития инновационной деятельности, привлечения инвестиций, активизации предпринимательского потенциала, повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. В мире особые экономические зоны рассматриваются как мультипликаторы экономического и социального развития, способные в равной степени реабилитировать депрессивную территорию и дать дополнительный импульс для развития региональных точек роста. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методических подходов к формированию и функционированию свободных экономических зон на современном этапе развития. Представлено авторское определение понятия свободных экономических зон и разработана их классификация с позиции современных рыночных условий хозяйствования. Методы. Авторами определен круг проблем развития свободных экономических зон. Особое внимание уделяется анализу уже существующих и развивающихся свободных экономических зон. В результате проведенного исследования представлена модель создания современных экономических зон, где значительным ресурсом для их развития выделена возможность использования современных информационных технологий.

Ключевые слова: Свободные экономические зоны, инновации, инвестиции, льготное налогообложение, модернизация национальной экономики.

Введение

Опыт радикальных социально-экономических преобразований в РФ связан с поиском путей и средств, направленных на достижение стабилизации и последующего экономического роста. Одним из таких путей, как свидетельствует мировой опыт, является практика создания, функционирования и развития свободных экономических зон.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) являются инструментом для решения проблем национальной экономики, одним из действенных и эффективных способов повышения деловой активности и ускорения развития территорий [1].

Создание и становление свободных экономических зон считается одной из самых видимых институциональных нововведений, произошедших в мировой экономике во второй половине XX века. В большинстве стран свободные экономические зоны содействовали заключению приоритетных задач, реализации стратегических программ и планов.

Эффективность государственной инноваторской системы станет напрямую зависеть от свойства и производительности становления инноваторских инфраструктур, от степени интеграции инфраструктурных объектов (наукоградов, бизнес-инкубаторов, технопарков, особенных финансовых зон и т. д.) в структуру государственной инновационной системы. Впрочем, следует отметить, что степень инновационного становления отдельных земель и субъектов РФ неодинаков и располагается в прямой зависимости от значения инноваторской энергичности порознь взятых ареалов и земель. Одним из эффективных путей оживления хозяйственной деятельности в России может стать стимулирование развития СЭЗ как приоритетного инструмента для усиления регионального развития, создания ряда инвестиционных стимулов, направленных на повышение инновационной и инвестиционной привлекательности в конкретных регионах. Для этого необходимо использовать имеющийся мировой опыт формирования и развития зон на основе критического анализа преимуществ и недостатков их деятельности, выявить закономерности их развития, эффективные подходы к их созданию и функционированию.

Организационно-экономический вопрос применения этого инструментария недостаточно исследован.

Материалы и методы

В настоящее время существуют различные подходы современных ученых к определению понятия «свободные экономические зоны». Большинство ученых определяют, что СЭЗ являются частью национального экономического пространства с особым режимом, где используется система льгот и стимулов, не применяемых в других частях территории страны, то есть это в первую очередь географически закрепленная территория [2]. Другие полагают, что СЭЗ - это важный институт мирового хозяйства и особая форма международной экономической интеграции [3]. Такой же подход к определению содержит и нормативно-правовая база РФ. Основным отличием проанализированных понятий является разнообразие целей создания и реализации СЭЗ.

Данные понятия не учитывают современную структуру экономической системы и существенно изменившиеся подходы к ведению деятельности хозяйствующих субъектов. На современном этапе развития на деятельность предприятий оказывают существенное влияние такие факторы, как глобализация, постоянный рост темпов экономического развития, высокая значимость интеллектуального капитала, увеличение уровня предпринимательской активности, вызванное кооперацией и др. [4, 5]. В связи с чем даже субъекты малого предпринимательства интегрированы в общую экономическую систему региона или страны в целом, а основные направления их деятельности смеща-

ются в наукоемкие и высокотехнологичные направления деятельности. Не менее важным становится и снижение значимости территориального размещения предприятий под влиянием развития информационных технологий, позволяющих расширять рынки сбыта, центры закупа сырья и привлекать трудовые ресурсы к работе дистанционно [6].

Таким образом, можно определить, что «свободные экономические зоны» - это сложноорганизованная, комплексная экономическая система, осуществляющая инновационно-инвестиционную деятельность на территории РФ, в которой действуют особые льготные экономические условия (режимы) для предпринимателей, способствующие решению общеэкономических, социальных, научно-технических и иных задач в рамках модернизации национальной экономики.

Необходимо подчеркнуть, что авторы акцентируют особое внимание, говоря про СЭЗ, что это - «комплексная экономическая система», что и отличает данное понятие от ранее сформулированных. Система может не иметь четко ограниченных территориальных границ, изменять состав своих участников и пр. Перманентным остается цель деятельности такой системы и ее ядро в виде основного хозяйствующего субъекта.

В ходе исследования установлено, что в мировой экономике организационно-функциональная структура СЭЗ разнообразна и достаточно трудно определить вид зоны, поскольку большинство из них обладает чертами других [7, 8, 9]. Кроме того, слабая научная проработка институциональных подходов к СЭЗ выразилась в отсутствии общепринятой методологии классификации зон, единого определения СЭЗ, установленной международной терминологии. В результате эксперты не могут дифференцировать зоны по их типам и количеству. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся классификации СЭЗ.

С.В. Приходько, Н.П. Воловик выделяют пять основных видов ОЭЗ: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные, данная классификация основана на хозяйственной специализации внутри СЭЗ [10].

Н.А. Сафронов подразделяет свободные экономические зоны с функциональной точки зрения [11]:

1) на внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;

2) технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;

3) комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоёмких товаров массового потребления (от игрушек до электроники);

4) оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д.

Представленные классификации, по мнению авторов, недостаточно полно отвечают современным условиям развития экономики инновационно-инвестиционного типа. Эффективность национальной инновационной системы будет напрямую зависеть от качества и эффективности развития инновационных инфраструктур, от степени интеграции инфраструктурных объектов (наукоградов, бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон и т. д.) в структуру национальной инновационной системы. Однако следует отметить, что уровень инновационного развития отдельных территорий и субъектов РФ неодинаков и находится в прямой зависимости от уровня инновационной активности отдельно взятых регионов и территорий. Поэтому, рассмотрев существующие классификации СЭЗ, авторы предлагают собственную классификацию СЭЗ, представленную на рис. 1.

Рис. 1. Классификация инновационно-инвестиционных свободных

экономических зон Fig. 1. Innovation and investment free economic zones classification

Представленная классификация свободных экономических зон наиболее точно отвечает современным рыночным условиям хозяйствования и может быть применена для создания информационной базы, способствующей принятию эффективных управленческих решений как на муниципальном, региональном уровне, так и федеральном, а также для составления статистических и аналитических отчетов.

По состоянию на 01.07.2017 г. в России были созданы 26 СЭЗ четырех типов, из

них:

• промышленно-производственного типа (ППТ) - 10 шт. (Республика Татарстан, Приморский край, Липецкая, Самарская, Свердловская, Псковская, Астраханская, Калужская, Московская и Тульская области);

• технико-внедренческого типа (ТВТ) - 6 шт. (гг. Москва, Санкт-Петербург, Томск; Республика Татарстан, Московская область и др.);

• туристско-рекреационного типа (ТРТ) - 9 шт., (в том числе туристический кластер состоящий из 5 шт. ОЭЗ (Алтайский край, Республика Алтай, Республика Бурятия, Иркутская и Тверская области);

• портового типа (ПОЭЗ) - 1 шт. (Ульяновская область).

Стоить обратить внимание, что в приведенных ранее статистических данных отсутствуют наукоемкие области, которые играют не последнюю, а, возможно, и ключевую роль в развитии современной экономики, ориентированной на инновационно-инвестиционное развитие.

Анализ формирования и функционирования свободных экономических зон в РФ позволяет прийти к выводу о том, что существует огромный интерес к созданию свободных экономических зон, причем как со стороны российских предпринимателей и бизнес-сообществ, так и иностранных бизнес-структур. Динамика количества резидентов СЭЗ по типам в 2011-2017 годах представлена на рис. 2-5.

ОЭЗ в Республике Татарстан (Алабуга) FEZ in The Republic Of Tatarstan (Alabuga)

25 33 36 2011 2012 2013 ■ 2014 ■ 2015

58 43 2016 2017

47

Рис. 2. Динамика количества резидентов СЭЗ по типу ППТ в 2011-2017 гг. [12] Fig. 2. Dynamics of FEZ residents number by PIT type in 2011-2017 [12]

ОЭЗ в г. Санкт-Петербурге FEZ in Saint-Petersburg

ОЭЗ в г. Москве/FEZ in Moscow

ОЭЗ "Исток" в Московской области FEZ in "Istok" in the Moscow region

ОЭЗ "Дубна" в Московской области FEZ in "Dubna" in the Moscow region

ОЭЗ в г. Томске/FEZ in Tomsk

ОЭЗ в Республике Татарстан FEZ in The Republic of Tatarstan

Рис. 3. Динамика количества резидентов СЭЗ по типу ТВТ в 2011-2017 гг. [12] Fig. 3. Dynamics of FEZ residents number by TIT type in 2011-2017 [12]

Рис. 4. Динамика количества резидентов СЭЗ по типу ТРТ в 2011-2017гг. [12] Fig. 4. Dynamics of FEZ residents number by TRT type in 2011-2017 [12]

Рис. 5. Динамика количества резидентов СЭЗ по типу ПОЭЗ в 2011-2017 гг. [12] Fig. 5. Dynamics of FEZ residents number by PFEZ type in 2011-2017 [12]

При рассмотрении мировой практики создания СЭЗ установлено, что в результате применения комплекса льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35 %, что сокращает сроки окупаемости инвестиционных проектов в 2-3 раза [13-15]. При этом система льгот достаточно индивидуальна и напрямую связана с местоположением зоны и реализуемыми на ее территории программами [16]. Кроме того, органы государственной власти оказывают всестороннюю поддержку администрациям СЭЗ и участникам зоны. В то же время анализ функционирования СЭЗ свидетельствует о том, что для инвесторов налоговые и таможенные льготы по привлекательности находятся только на треть-ем-четвертом месте. На втором месте находится создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры СЭЗ за счет средств государства, а на первом - создание дружественной среды администрирования, четкое понимание, кто представляет государство в СЭЗ, насколько будут упрощены отношения, связанные с получением различных разрешений, оформлением прав собственности и т. п.

По итогам исследования «анализа эффективности функционирования ОЭЗ в 2016 году следует вывод, что стать действующим инструментом государственной экономики им так и не получилось, а ожидаемый финансовый эффект от работы за 11 лет не был достигнут. За время существования свободных экономических зон обеспечивание занятости людей в СЭЗ 22 тыс. трудящихся пространств, при условии, что в среднем на создание 1-го рабочего пространства было выделено ориентировочно 9 млн руб. из бюджета государства, но данная сумма возросла до 21 млн руб. за счет вложенных средств резидентов в СЭЗ.

С 2006 года на 33 СЭЗ было выделено 188 млрд руб., но потрачено из их - 160 млрд руб. Налоговые и таможенные сборы в СЭЗ составили 40 млрд руб. В настоящее время более эффективную работу СЭЗ возможно признать в следующих регионах: Ленинградская область, Республика Татарстан («Алабуга»), Липецкая и Самарская области.

Размер вложений резидентов в данные СЭЗ оформляет 79 % от совместного размера вложений.

Правильная организация функционирования СЭЗ считается важным условием четкого взаимодействия ведущих составляющих финансовой системы, важным посылом формирования конкурентоспособности, благодаря правильному управлению увеличивается производительность труда и эффективность применения ресурсов, активируется инноваторская работа для заслуги важных конкурентных преимуществ.

Объем инвестиций резидентов в данные СЭЗ составляет 79 % от общего объема инвестиций. Можно предположить, что столь прогрессирующая деятельность данных зон может быть связана уже с изначально благоприятными условиями для предпринимательства. На 01.01.2018 год в Российской Федерации действуют 22 СЭЗ.

Результаты

На основании проведенного исследования функционирования свободных экономических зон в отечественной экономике и в зарубежных странах авторами разработана модель создания эффективных инновационно-инвестиционных СЭЗ с учетом отличительных особенностей. Важная и первоочередная роль в предлагаемой модели при создании СЭЗ отводится концепции создания СЭЗ, в которой прописаны ключевые моменты и условия эффективного функционирования, определяется ядро зоны, цель ее деятельности, схема инвестирования и ожидаемый эффект.

В представленной модели выделен логистический центр, который будет способствовать созданию оптимальной транспортной схемы и сокращению сроков доставки товаров (услуг или ресурсов) от поставщика к производителю и от производителя к потребителю. Эффективное управление на каждом этапе жизненного цикла СЭЗ приведет к тому, что будет достигнут ожидаемый экономический эффект инновационно-инвестиционного типа (рис. 6).

Данная модель включает все условия по созданию СЭЗ, отвечающих современных условиям хозяйствования. Основная идея при создании СЭЗ отводится интернет-площадкам как одному из современных условий развития экономики инновационного типа.

Главным преимуществом для компаний-резидентов в СЭЗ является не только возможность использования особого режима предпринимательской деятельности, но в первую очередь использование ресурсов созданной общей предпринимательской среды (с применением современных информационных технологий) для реализации продукции и услуг, развитие и продвижение которых будет поддерживаться, в том числе и органами государственной власти, а субъектов, реализующих свои услуги или продукцию с ее помощью, может быть неограниченное количество без четкой территориальной привязки, что создаст здоровую конкуренцию предприятиям и возможность поиска целевой аудитории сбыта продукции. Такой подход позволит расширить географию сбыта инфраструктурных товаров, ее можно рассматривать как инструмент, позволяющий выйти на иной, более совершенный, уровень бизнеса, дающий новые конкурентные преимущества в глобальной экономической системе, что может оказать влияние на бизнес-процессы внутри свободной экономической зоны.

Важно отметить, что правильная организация функционирования СЭЗ является необходимым условием точного взаимодействия основных элементов экономической системы, важнейшей предпосылкой формирования конкурентоспособности, повышается производительность труда и эффективность использования ресурсов, активизируется инновационная деятельность для достижения необходимых конкурентных преимуществ.

Рис. 6. Модель формирования свободной экономической зоны Fig. 6. Model of free economic zone formation

Дискуссия

Создание СЭЗ носит взаимовыгодный характер как для государства, так и для инвесторов страны и трейдеров. Широкомасштабное привлечение инвестиций в отечественную экономику при помощи создания СЭЗ содействует заключению этих задач, как модернизация изготовления, освоение невостребованного научно-технического потенциала государства, расширение и диверсификация экспортного потенциала и становление импортозамещающих производств в отдельных секторах экономики, освоение современных форм и способов организации изготовления и навыка цивилизованных отношений в сфере предпринимательской работы, становление инфраструктуры, транспортной сети и средств связи, вербование финансовых вложений в трудоизбыточные регионы.

Интересы инвесторов, в свою очередь, сводятся к получению доступа к минеральным ресурсам, способности внедрения на потенциально широкий рынок, применению относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы, к использованию итогов научных изучений и технических разработок для создания новых видов товаров, обладающих повышенной конкурентоспособностью на мировых рынках.

По мнению авторов, государственное регулирование процессов создания СЭЗ должно заниматься созданием органов управления СЭЗ, делегируя им соответствующие права и полномочия, а также ответственность за осуществляемую в СЭЗ инновационно-инвестиционную деятельность.

Заключение

СЭЗ в России имеют ограниченное применение, а перспективы их создания и дальнейшего существования в российской экономике в значительной степени зависят от формирования и развития за относительно короткий срок эффективного специального законодательства и методологий для комплексного мониторинга соблюдения условий для работы зон.

Точками роста могут быть два направления:

• конкурентоспособность на внутреннем рынке, имеющая определенные экспортные возможности (автомобильная промышленность, специальное судостроение);

• конкурентоспособность на мировых рынках (аэрокосмический комплекс, ядерная энергетика и производство изотопов, приборостроение, разработка программного обеспечения).

При создании СЭЗ существует ряд проблем, среди которых необходимо выделить: несовершенство существующих законодательных актов (проблемы правового регулирования); социально-экономические; бюрократические сложности, возникающие у иностранных инвесторов, высокие процентные ставки по кредитам; низкое заимствование зарубежного опыта формирования СЭЗ и т. д. В целом эффективное функционирование свободных экономических зон будет способствовать инновационно-инвестиционному развитию экономики региона и страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. - Казань: Изд-во КГУКИ, 2010.- 158 с.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юристь, 1999. - 368 с.

3. Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство.- Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 2006. - 276 с.

4. Cross J. From dreams to discontent: Educated young men and the politics of work at a Special Economic Zone in Andhra Pradesh // Contributions to Indian Sociology. - 2009. - V. 43. - Iss. 3. - P. 351-379.

5. Павлов П.В. Организационный механизм активизации внешнеэкономической деятельности в регионе// Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования / под. научн. ред. проф. С.Ю. Авакова. - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004.- 292 с.

6. Guangwen M. The Theory and Practice of Free Economic Zones: a Case Study of Tianjin, People's Republic of China. - Germany, 2003. - 218 p. DOI: 10.11588/heidok.00003244. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/32578724.pdf (дата обращения 11.03.2018)

7. Costachie S. Free Zones. Some Theoretical Aspects // Annals of the University of Craivora. Series Geography. - 2008. - V. 11. - P. 138-146.URL: http://analegeo.ro/wp-content/uploads/2010/07/Articolul-15-Costachie.pdf (дата обращения 11.03.2018)

8. Chaudhuri S., Yabuuchi S. Formation of Special Economic Zone, Liberalized FDI Policy and Agricultural Productivity // International Review of Economics and Finance. - 2010. - V. 19 (4). - P.779-788.

9. Levien M. The land question: special economic zones and the political economy of dispossession in India // The Journal of Peasant Studies. - 2012. - V. 39. - Iss. 3-4. - P. 933-969. DOI: 10.1080/03066150.2012.656268.

10. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны. - М.: ИЭПП, 2007. - 268 с.

11. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). - М.: Экономика, 2016. - 526 с.

12. Объем инвестиций резидентов особых экономических зон в 2017 году превысил 70 млрд рублей// Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/deposobeczone/2018290632 (дата обращения 11.03.2018).

13. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарика, 1998. - 336 с.

14. Goldman M. Speculative urbanism and the making of the next world city // International Journal of Urban and Regional Research. - 2011. - V. 35(3). - P. 555-581. D01:10.1111/j.1468-2427.2010.01001.x

15. Moberg L. The political economy of special economic zones // Journal of Institutional Economics. - 2015. -V. 11. - Iss. 1. - P. 167-190. DOI: org/10.1017/S1744137414000241

16. Заварзин А.К. Особые экономические зоны как центры экономического роста // Проблемы современной экономики. - 2005. - № 1/2 (13/14). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=707 (дата обращения 01.03.2018).

Поступила 15.03.2018 г.

УДК 332.120.6.05:339.543.027.2:330.322

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FREE ECONOMIC ZONES AS THE BASEMENT TO INCREASE INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITY OF ECONOMIC UNITS

Oksana G. Timchuk1,

oksana-timchuk@yandex. ru

Lyubov G. Nikityuk1,

[email protected]

Evgeniya Yu. Gorbachevskaya1,

[email protected]

1 Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov street, 664074, Irkutsk, Russia.

Oksana G. Timchuk, Cand. Sc., associate professor, Irkutsk National Research Technical University.

Lyubov G. Nikityuk, Cand. Sc., associate professor, Irkutsk National Research Technical University.

Evgeniya Yu. Gorbachevskaya, Cand. Sc., associate professor, Irkutsk National Research Technical University.

Transition of the economic system to another level of innovative development through the models that consider territorial, innovative, investment and scientific prospects of the region is the main purpose of existing economic system changes. In Russia free economic zones development is promising for innovative activity promotion, investments attraction, entrepreneurship enhancement and higher competitiveness of the country. Worldwide free economic zones are considered as contributing to economical and social development and enabling both to restore deprived areas and give an additional impetus to regions. The aim of the study is to provide theoretical basis and approaches to development of effective free economic zones as to current development stage. The authors define the notion «free economic zones» and offer their classification according to current market conditions. Methodology. The authors have defined the problems free economic zones encounter. Special attention is paid to analysis of the existing and developing free economic zones. The result of the research is a model of contemporary economic zones development, with information technologies as significant resource for their development.

Keywords: Free economic zones, innovations, investments, preferential taxation, national economy modernization.

REFERENCES

1. Shmonov N.N. Istoricheskoe issledovanie problem razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon [Historical research of problems of development of special economic zones]. Kazan, KGUCKI Publ., 2010. 158 p.

2. Avdokushin E.F. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [International economic relations]. Moscow, Yurist Publ., 1999. 368 p.

3. Pavlov P.V. Osobye ekonomicheskie zony kak institutsionalnye instrumenty vklyucheniya Rossii v global-iziruyushcheesya mirovoye khozyaystvo [Special economic zones as institutional instruments of Russia's inclusion in the globalizing world economy]. Rostov-on-Don, RGU Publ., 200. 276 p.

4. Cross J. From dreams to discontent: Educated young men and the politics of work at a Special Economic Zone in Andhra Pradesh. Contributions to Indian Sociology, 2009, vol. 43, Iss. 3, pp. 351-379.

5. Pavlov P.V. Organizatsionny mekhanizm aktivizatsii vneshneekonomicheskoy deyatelnosti v regione [Organizational mechanism for activating foreign economic activity in the region]. Zakonomernosti iproblemy funktsionirovaniya i razvitiya ekonomiki regiona: teoreticheskiy i prikladnoy aspekty issledovaniya [Regularities and problems of functioning and development of the region's economy: theoretical and applied aspects of research]. Ed. by S.Yu. Avakov. Taganrog, TIUiE Publ., 2004. Vol. 11 (3), pp. 125-129.

6. Guangwen M. The Theory and Practice of Free Economic Zones: a Case Study of Tianjin, People's Republic of China. Germany, 2003.218 p. DOI: 10.11588/heidok.00003244. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/32578724.pdf (accessed 11 March 2018).

7. Costachie S. Free Zones. Some Theoretical Aspects. Annals of the University of Craivora. Series Geography, 2008, vol. 11, pp. 138-146. Available at: http://analegeo.ro/wp-content/uploads/2010/07/Articolul-15-Costachie.pdf (accessed 11 March 2018).

8. Chaudhuri S., Yabuuchi S. Formation of Special Economic Zone, Liberalized FDI Policy and Agricultural Productivity. International Review of Economics and Finance, 2010, vol. 19 (4), pp. 779-788.

9. Levien M. The land question: special economic zones and the political economy of dispossession in India. The Journal of Peasant Studies, 2012, vol. 39, Iss. 3-4, pp. 933-969. DOI: 10.1080/03066150.2012.656268.

10. Prikhodko S.V., Volovik N.P. Osobye ekonomicheskiye zony [Special economic zones]. Moscow, IEPP Publ., 2007. 268 p.

11. Safronov N.A. Ekonomika organizatsii (predpriyatiya) [The economics of organization (enterprise)]. Moscow, Ekonomika Publ., 2016.526 p.

12. Obem investitsiy rezidentov osobykh ekonomicheskikh zon v 2017 godu prevysil 70 mlrd rubley [The volume of investments of residents of special economic zones in 2017 exceeded 70 billion rubles]. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/deposobeczone/2018290632 (accessed 11 March 2018).

13. Semenov K.A. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [International economic relations]. Moscow, Gardarika Publ., 1998. 336 p.

14. Goldman M. Speculative urbanism and the making of the next world city. International Journal of Urban and Regional Research, 2011, vol. 35 (3), pp. 555-581. DOI: 10.1111/j.1468-2427.2010.01001.x

15. Moberg L. The political economy of special economic zones. Journal of Institutional Economics, 2015, vol. 11, Iss. 1, pp. 167-190. DOI: org/10.1017/S1744137414000241

16. Zavarzin A.K. Osobye ekonomicheskie zony kak tsentry ekonomicheskogo rosta [Special economic zones as centers of economic growth]. Problems of the modern economy, 2005, no. 1/2 (13/14). Available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=707 (accessed 1 March 2018).

Received: 15 March 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.