Научная статья на тему 'Механизм привлечения инвестиций в деревянное домостроение'

Механизм привлечения инвестиций в деревянное домостроение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунов Е. С., Рассадина М. Н.

Трунов Е.С., Рассадина М.Н. МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ДЕРЕВЯННОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ. Статья содержит результаты исследований по проблеме привлечения инвестиций к деревянному домостроению. Анализируя существующую ситуацию в промышленности и перспективах ее развития, рассматривается возможность нового типа финансирования предоставления залога населением для приобретения домов. В механизм привлечения инвестиций в деревянное домостроение вовлечены государство, население, финансовые и кредитные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм привлечения инвестиций в деревянное домостроение»

ЭКОНОМИКА

МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ДЕРЕВЯННОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ

Е.С. ТРУНОВ, начальник управления лесного хозяйства и лесопользования Департамента лесного комплекса Вологодской области, канд. экон. наук,

М.Н. РАССАДИНА, преподаватель каф. экономики и управления Вологодского института экономики и права

В условиях растущего спроса на жилье в городах и поселках Вологодская область обладает мощным потенциалом для развития деревянного домостроения, поскольку обладает значительными запасами лесных ресурсов. Деревянное домостроение в регионе развивалось неравномерно. Объемы производства увеличиваются, однако процесс не имеет тенденции равномерного роста. В 1995-1997 гг. выпуск домов заводского изготовления практически прекратился. Пик производства деревянных домов пришелся на 2002 г. В дальнейшем наблюдалось постепенное снижение, однако по сравнению с 1995 г. объем производства увеличился почти в 6 раз.

В настоящее время основными пред-приятиями-изготовителями деревянных домов в области являются ОАО «Сокольский ДОК», ОАО «Белозерский ЛПХ», ООО «Новаторский ЛПК», ООО «ЧАК», ООО «Леском», ЧП «Иванов О.Л.» и др. Их продукция соответствует градостроительным требованиям, государственным стандартам, строительным нормам и правилам. Помимо указанных хозяйствующих субъектов изготовлением домов и срубов в области занимаются более трехсот индивидуальных предпринимателей.

Рост объемов производства индивидуальных деревянных домов в области в первую очередь связан с увеличением спроса на индивидуальное жилье и загородные дачные дома, а также увеличением потребности жителей сельской местности Вологодской области в улучшении жилищных условий. Большая часть готовых домов («под ключ») поставляется в другие регионы, например в Московскую область, а срубы для домов реализуются областным потребителям. Между тем резервы роста объемов выпуска домов уменьшаются по мере удовлетворения платежеспособного спроса.

На наш взгляд, перспективным направлением деревянного домостроения является строительство жилья для молодых семей, проживающих в сельской местности и лесных поселках. В соответствии с областной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодской области на 2005-2010 гг.» молодые семьи, проживающие в сельской местности, имеют возможность получать субсидию из областного бюджета для приобретения 200 м3 древесины на корню для индивидуального жилищного строительства.

-♦— Деревянные дома заводского изготовления, общая площадь, тыс. м2 ----Деревянные дома не производились

Рис. 1. Производство деревянных домов на деревообрабатывающих предприятиях ЛПК Вологодской области

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

161

ЭКОНОМИКА

Рис. 2. Механизм инвестирования жилищного строительства с использованием ипотеки

На реализацию данной программы в 2000-2004 гг. из областного бюджета выделено 2193 субсидий с объемом 219,3 тыс. м3 древесины на сумму свыше 6,2 млн руб. Между тем выделенный объем древесины на корню составляет менее 1 % от ежегодных объемов промышленной заготовки древесины. В 2000-2005 гг. с использованием данного вида субсидий было построено 508 жилых домов. Основные обращения за субсидиями получены от молодых семей, которым выделено 487 субсидий. В отдельных случаях население реализует заготовленную древесину, в результате чего строительство не завершается долгие годы, построенные дома не вводятся в эксплуатацию. Это не позволяет собирать дополнительные налоги на имущес-

тво физических лиц, и бюджетные средства не приносят должный эффект.

Существующая схема предоставления субсидий в виде древесины показала несовершенство механизма реализации областной целевой программы, и на наш взгляд, вызывала необходимость изменить существующую схему приобретения жилья в сельской местности и лесных поселках. По нашему мнению, получение права на приобретение древесины на корню следует передать лесопромышленным предприятиям - заготовителям древесины и производителям деревянных домов, а субсидии перечислять подрядчику - застройщику. Предприятие сможет предоставить готовый продукт - жилой дом с согласованным проектом, и самостоятельно возвести его на земельном участ-

162

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

ЭКОНОМИКА

ке, сдать в эксплуатацию и передать застройщику. Участие лесопромышленных предприятий, сочетающих в производственном цикле лесозаготовку и деревообработку, позволит увеличить объем промышленного производства в регионе и пополнить доходы бюджета.

Для реализации предложенного подхода разработан качественно новый механизм инвестирования строительства жилья в сельской местности и лесных поселках с использованием ипотеки, представленный на рис. 2.

Основными функциями, заложенными в механизм финансирования строительства жилья в районах, являются следующие:

1) целенаправленное развитие отдельных территорий области;

2) реализация рыночных условий инвестирования строительства жилья с использованием ипотеки;

3) приоритетная поддержка молодых и многодетных семей;

4) обеспечение потока инвестиций в жилищное строительство;

5) достижение соответствия условий проживания в сельской и городской местности.

Предлагаемый механизм использует проектное финансирование - эффективный инструмент, используемый при привлечении большого объема денежных средств на длительный период. Помимо этого проектное финансирование позволяет снизить уровень риска, возникающего при реализации долгосрочных проектов и проводить параллельное финансирование отдельных мероприятий проекта не только банками, но и другими структурами. Совместное финансирование проекта создает возможность максимального привлечения денежных средств, большего, чем сумма возможных кредитов от каждого участника в отдельности, что обеспечивает требуемый уровень потока инвестиций с наименьшими затратами.

В качестве субъектов, запускающих механизм финансирования жилищного строительства - участников проекта, выступают:

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в задачи которых входят:

- формирование предложений по реализации национальных проектов на террито-

рии области и их законодательное утверждение для получения средств из федерального бюджета;

- разработка документов территориального планирования области, документации по планировке территории для размещения объектов строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования;

- выделение бюджетных субсидий и гарантий под жилищные проекты.

2. Органы местного самоуправления, осуществляющие:

- подготовку инвестиционных проектов для участия в конкурсах по подпрограммам «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

- формирование земельных участков под застройку.

3. Кредитно-финансовые институты, обеспечивающие:

- привлечение средств населения на накопительные счета;

- выделение финансовых ресурсов для ипотечного кредитования;

- эмиссию ипотечных ценных бумаг.

4. Региональный ипотечный оператор, который осуществляет рефинансирование выданных ипотечных кредитов.

5. Страховые компании, выполняющие комплекс страховых операций от кредитных, инвестиционных и эмиссионных рисков.

6. Инвесторы, хозяйствующие субъекты, финансирующие строительство и модернизацию объектов инфраструктуры.

7. Независимые эксперты, осуществляющие оценку надежности показателей проекта, сроков и стоимости строительства, возможности и условий эксплуатации проекта.

8. Муниципальные предприятия и учреждения, производящие деревянные дома и участвующие в строительстве инженернокоммунальных сетей.

9. Подрядчики - предприятия и организации, осуществляющие предпроектные, проектные, изыскательские, исследовательские, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

163

ЭКОНОМИКА

10. Застройщики (покупатели) граждане, являющиеся собственником жилья с привлечением ипотечного кредита.

Лидером проекта являются орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице правительства области, на которое возложена организация участия необходимых сторон, переговоры, обсуждение предложений, планирование полного финансового пакета, выбор финансовых партнеров. После организации финансирования по проекту главенствующая роль должна быть отведена банку, которая сводится к контролю выполнения финансовых соглашений и кредитных договоров, анализу потока наличности и расходованию денежных средств, разрешению спорных вопросов между участниками финансового соглашения. Отличием данного проекта от коммерческих проектов строительства жилья является сочетание его социальной направленности с возможностью получения значительной прибыли от реализации жилья, а также от эксплуатации жилого фонда и коммунальных сетей.

Отправной точкой запуска механизма считается создание общественно-частного партнерства в форме ассоциации (некоммерческой организации), целью деятельности которой является обеспечение молодых и многодетных семей жильем через систему ипотечного кредитования. В ассоциацию должны войти участники механизма финансирования жилищного строительства, перечисленные выше.

Важным условием функционирования механизма является то, что первоочередную поддержку получат семьи, члены которых будут работать на предприятиях (преимущественно сельского хозяйства и лесопромышленного комплекса) - точках роста экономики муниципалитета, получающих инвестиции согласно областной программе. В результате должны получить развитие отдельные территории (муниципалитеты) в соответствии с целями долгосрочного развития экономики области и распространиться деревянное домостроение.

Рассмотрим возможность строительства 100 индивидуальных домов на участках по 1000 м2 (10 соток) - жилой комплекс «Молодежный» - по условиям областной программы поддержки молодых семей со сроком строительства 3 года. Согласно выполненным расчетам (по строительным нормам), рыночная стоимость 1 м2 составит 22,6 тыс. руб. в ценах 2005 г. (большая часть расходов приходится на строительство новых коммунальных сетей).

Реализация домов по данной цене молодым и многодетным семьям будет являться существенным препятствием для осуществления проекта и областной программы. Поэтому на строительство инфраструктуры необходимо выделить государственную субсидию застройщику в размере 45,5 млн руб. В результате цена 1 м2 жилья снизится до 18,1 тыс. руб., а доля субсидий в цене 1 м2 составит 25 % (табл. 1).

Таблица 1

Доли участников в финансировании проекта

Показатель Сумма, руб.

Общая стоимость строительства молодежного жилого комплекса, в.т.ч. 226 148 780

стоимость строительства инфраструктуры 101 148 780

стоимость изготовления домов 125 000 000

Структура источников финансирования строительства инфраструктуры

Собственные средства (35 %) 35 402 073

Кредит банка (20 %) 20 229 756

Государственная субсидия (45 %) 45 516 951

Структура источников финансирования изготовления домов

собственные средства (80 %) 100 000 000

кредит банка (20 %) 25 000 000

Сумма кредитов банка 45 229 756

Средний размер субсидий на 1 м2, тыс. руб. 4 552

164

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

ЭКОНОМИКА

Таблица 2

Суммы субсидий гражданам на оплату первоначального взноса при приобретении жилья

Распределение субсидий семьям Коли- чество семей Количество квадратных метров на семью Размер субсидии на семью Общая сумма субсидий, тыс. руб. Среднемесячный доход семьи, руб. Доля сбережений в расходах, %

Семьи, не имеющие детей 20 100 100 2000 20600 30

Семьи, имеющие одного ребенка 35 100 300 10500 19500 25

Семьи, имеющие двух детей 30 100 400 12000 20100 22

Семьи, имеющие трех детей 15 100 500 7500 19300 17

Итого: 100 - - 32000 - -

Удельные веса участия субъектов в финансировании строительства жилого комплекса распределились следующим образом: застройщик и лесопромышленное предприятие - 135 млн руб., государство - 45,5 млн руб., банк - 45 млн руб.

Органы местного самоуправления выделяют неразработанные сформированные земельные участки под строительство жилья, а органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - общие прямые или косвенные и индивидуальные субсидии. Активное участие государственных органов в реализации проекта связано с тем, что, во-первых, на предприятия ложится большая налоговая нагрузка и остается недостаточное количество инвестиционных ресурсов для развития производства, и, во-вторых, основная часть налоговых платежей перечисляется в федеральный бюджет и возвращается в форме дотаций региону. Сложившаяся ситуация объективно требует государственного финансового участия в инвестиционных проектах в области промышленного производства и жилищного строительства.

Общие прямые субсидии предполагают дотационное финансирование строительства инженерной инфраструктуры на земельных участках муниципалитетов за счет ассигнований из регионального и местного бюджетов. Общие прямые субсидии должны выделяться муниципалитетам в том случае, если коммунальные сети будут находиться в собственности муниципалитета, а на территории отсутствовать возможность строительства инженерной инфраструктуры с участием предприятий - точек роста экономики территории, как правило градообразующих.

Косвенные общие субсидии должны получить предприятия-застройщики в виде

компенсации уплаченных процентов по кредитам в соответствии с подпрограммой национального проекта «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» за счет федерального и областного бюджетов (в расчете эта льгота не учитывалась, поскольку в настоящее время законодательно не проработан механизм ее предоставления). Согласно областной программе поддержки молодых семей, из областного бюджета могут выделяться средства на строительство коммунальной инфраструктуры, если доля молодых семей, проживающих на территории, составляет не менее 70 %.

Прямые индивидуальные субсидии предоставляются гражданам в виде дотаций на первоначальный взнос при приобретении жилья через ипотеку и аннулировании части кредита при рождении второго и третьего ребенка.

Расчет сумм прямых индивидуальных субсидий гражданам по проекту строительства представлен в табл. 2 и составит в общем 32 млн руб., т.е. на 1 м2 - 3,2 тыс. руб. Чем большее количество семей с двумя и тремя детьми, тем больше сумма субсидий в целом и на 1 м2.

Банки играют роль связующего звена при финансировании строительства жилья и последующего его приобретения населением. На этапе строительства банковские кредиты потребуются застройщику и лесозаготовительному предприятию для оплаты древесины на корню, приобретения лесоматериалов, ввода дополнительных мощностей по производству деревянных конструкций, строительства коммунальной инфраструктуры. Помимо этого банки могут участвовать в привлечении:

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2008

165

ЭКОНОМИКА

- сбережений населения с последующим предоставлением им ипотечных кредитов;

- средств населения, предприятий или других финансово-кредитных учреждений в виде облигационного займа на предоставление ипотечных кредитов населению, участвующему в проекте. Для этого используются методы финансового инжиниринга, заключающиеся в разработке новых финансовых продуктов в форме облигационных займов с ежеквартальной выплатой процентов.

Финансовая схема привлечения инвестиций представлена на рис. 3.

На первом этапе банк заключает форвардный контракт с клиентами - будущими покупателями жилья и одновременно получателями, предметом которого являются денежные средства, предоставляемые клиентом банку на срок от 3 до 5 лет под определенную ставку, уровень которой выше, чем по депозитам до востребования, но ниже, чем по срочным депозитам. При этом клиент обязуется ежемесячно пополнять счет в размере твердой заранее оговоренной суммы или в процентах от ежемесячного заработка. Привлеченные таким образом средства банк

может размещать в активные операции, приносящие достаточную и быструю прибыль за счет разницы в процентных ставках или инвестировать в реальный сектор экономики (например, строительство).

Выгода банка состоит в том, что представляется возможность прогнозировать объемы привлеченных средств, затраты на их получение и отслеживать реальные доходы будущих заемщиков, а для населения - в гарантированной возможности получения ипотечного кредита через некоторое время, в течение которого покупатель сможет оценить свои жилищные потребности и финансовые возможности.

Каждая категория семей ежемесячно перечисляет в банк определенную долю доходов в течение 3 лет под 5 % годовых с начислением процентов в конце года. Это позволит накопить общую сумму сбережений 21,6 млн. руб., что на треть меньше размера прямых индивидуальных субсидий. Так, размер сбережений на семью, не имеющую детей, составит, 279 тыс. руб., на семью, имеющую одного ребенка - 221 тыс. руб., на семью, имеющую двух детей - 200 тыс. руб., на семью, имеющую трех детей - 149 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Схема привлечения и размещения денежных средств в ипотечное кредитование

166

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

ЭКОНОМИКА

Для того, чтобы заработала предлагаемая схема финансирования, банк должен ссудить денежные средства по ипотечному кредиту на 20 лет под 12 %, полученные по системе сберегательных молодежных вкладов. Безубыточная форвардная ставка, которую может предложить банк клиентам, рассчитывается по формуле

RF = *(n*rn )-(m*rm )

n-m 1+(m*0

360

(1)

где n - продолжительность в днях более длинного финансового инструмента; m - продолжительность в днях более короткого финансового инструмента; rn - процентная ставка по длинному финансовому инструменту; r - процентная ставка по короткому финансовому инструменту.

Максимальная ставка по депозиту через год может составить 11,5 %:

RF=-----1------х

15x360-1х360

(20x360x12%) - (1x360x5%)

1+

(1x360x5%)

360

=11,5%.

Если увеличить срок форвардного депозитного контракта до 5 лет, то ставка достигнет 14,8 %. Чем дольше срок контракта, тем большая ставка по нему может быть установлена. Соответственно, чем больше времени клиент накапливает средства в банке, тем по более высокой ставке банк начислит ему проценты по депозиту, в результате чего сумма накопленных средств возрастет. Банк, снижая ставку по депозиту, может получить дополнительную прибыль и при этом не потерять клиентов. В условиях дефицита денежных средств кредитно-финансовый институт может повышать депозитную ставку и одновременно снижать ставку по ипотечному кредиту без существенной потери прибыли. Выгода для клиента будет состоять в выигрыше от разницы между растущей рыночной ставкой и фиксированной ставкой, указанной в контракте.

Одновременно с заключением форвардного депозитного договора банк заключает форвардный кредитный договор, по которому обязуется предоставить кредит на приоб-

ретение установленного размера жилья в м2 под заранее оговоренную ставку процента после окончания срока действия депозитного договора.

Второй этап наступает перед началом срока форвардного контракта на выдачу ипотечного кредита. Форвардный кредит создается путем привлечения депозита (сбережений населения) на длительный срок и размещения этой суммы в кредиты на менее короткий срок (например, предприятиям реального сектора экономики или другим банкам).

Далее банк определяет возможный размер ипотечного кредита для заемщиков

- формирует пул ипотечных кредитов в соответствии с их платежеспособностью. Уровень доходов семей, заложенный в расчете, примерно соответствует размеру среднемесячной заработной платы, сложившейся по области. Сумма ежемесячного платежа по кредиту не должна превышать 40 % доходов семьи.

При расчете платежеспособности заемщиков обнаружилось несоответствие между их доходами и уровнем рыночной ставки по ипотечным кредитам, сложившейся на текущий момент. Так, максимально возможная процентная ставка по ипотечному кредиту не должна превышать 8 %, поскольку только в этом случае заемщики смогут рассчитаться по кредиту. Кроме того, размер государственной субсидии и сумма накопленных сбережений по системе молодежных вкладов недостаточны для приобретения жилья. Максимально возможный кредит банка для бездетных семей составит 56 % от стоимости приобретаемого жилья, для семей с одним ребенком - 51 %, для семей с двумя детьми - 52 %, для семей с тремя детьми - 50 %. Параллельно процессу оценки платежеспособности заемщиков банк анализирует наиболее выгодное соотношение собственных и привлеченных источников для финансирования проекта.

Привлечение заемных средств, на наш взгляд, необходимо проводить в форме облигационного займа. Как известно, облигация

- это ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента номинала и процентов в оговоренный срок. Основные параметры облигационного займа представлены в табл. 3.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

167

ЭКОНОМИКА

Таблица 3

Характеристики жилищного облигационного займа

Параметр Описание параметра Примечание

1. Эмитент Банк Выступает финансовым центром проекта по строительству жилья с участием государства

2. Покупатели облигаций Заинтересованные коммерческие банки региона и столичные банки Облигации будут размещаться под подписку через конкурс

3. Номинал облигаций Соответствует размеру привлекаемых средств для выдачи ипотечных кредитов Максимум 70 % от стоимости приобретаемого жилья

4. Проценты Устанавливаются твердая ставка, раз в полгода корректируется на индекс инфляции и индекс изменения рыночных ставок по ипотечным кредитам в регионе На несколько процентных пунктов ниже, чем ставка по ипотечному кредиту. Выплата процентов - раз в полгода.

5. Срок погашения Долгосрочные Соответствует сроку погашения стандартизованного пула кредитов. Облигации могут быть отозваны раньше срока, если заемщики по ипотечным кредитам выплатят их раньше срока

6. Дата выпуска После оформления ипотечных сделок по строящейся недвижимости Привлекаемые средства по облигациям должны компенсировать недостаток собственных, которые банк может разместить в кредиты на стадии строительства

7. Обеспечение Залог земельных участков под застройку, государственные гарантии, собственный капитал банка Выгода - после ввода в эксплуатацию стоимость объекта залога возрастает, что позволит полностью компенсировать номинал облигаций

8. Купля-продажа Покупатель облигаций после совершения сделки купли-продажи становится залогодержателем. Покупателем могут выступать ипотечные операторы, коммерческие банки При совершении операций купли-продажи процентных облигаций покупатель уплачивает продавцу не только основную сумму сделки (цена в процентах*номинал*ко личество облигаций), но и сумму накопленного купонного дохода) по текущему купону.

Таблица 4

Эффективность механизма привлечения инвестиций в деревянное домостроение реализации ипотечной программы

Показатель Сумма, млн. руб.

1. Бюджетная эффективность, % 105

Бюджетный эффект 183,2

Сумма выделенных субсидий (расходы): 174,2

- застройщику (лесопромышленному предприятию) 45,5

- населению 32,0

- банку 96,7

Поступления налогов (прирост от реализации проекта): 357,5

- налог на прибыль в областной бюджет 39,9

- налог на имущество (1 % в год) 31,6

- налог на землю 286,0

2. Экономическая эффективность, % 14

Экономический эффект (чистая прибыль предприятий без государственных субсидий) 25,2

Инвестиции 180,6

3. Социальная эффективность (фактическая обеспеченность - 23,2 кв. м), % 27

Социальный эффект (обеспеченность жильем 1 человека) 29

168

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

ЭКОНОМИКА

Для предоставления форвардного ипотечного кредита по проекту в размере 94,5 млн руб. банк должен провести облигационный заем в размере 44,5 млн руб. на длительный срок (20 лет, 8 % годовых), а ссудить средства (45 млн руб.) на короткий период (например, застройщикам и изготовителям деревянных домов). Затем, когда застройщик и лесопромышленное предприятие их вернут через 3 года, ссудить населению.

Банк выпускает облигации под 8 % на 20 лет и полученные средства ссужает на 3 года под 16 % годовых. Безубыточная форвардная ставка по кредиту через 3 года составит

RF=-------1------х

20x360-3х360

(20х360х8%) - (3x360x16%) = 4 Х 1 + (3х360х16%) = , %.

360

Если снижать ставку по краткосрочному кредиту, то безубыточная ставка должна увеличиваться. Банк, предоставляя кредиты предприятиям реального сектора экономики, получит дополнительную прибыль.

Во втором случае банк, выпустив облигации, размещает полученные средства в ипотечные кредиты на 10 лет под 14 % годовых, при этом безубыточная форвардная ставка через 10 лет составит 2,5 %, т.е. существенно ниже, чем по инвестированию средств в краткосрочные кредиты. Поэтому предлагаемая схема инвестирования строительства обоснована и более выгодна банку, чем просто привлечение средств по межбанковскому кредиту и предоставление ипотечных кредитов населению.

В нашем случае отношение эффекта финансового рычага к рентабельности собственного капитала при проведении ипотечной сделки составит

(130,6 млн руб.(28,8 млн руб./

/((130,6 млн руб. + 50 млн руб.) - 8 %)) х х (1 - 24 %)) / 28,8 млн руб. * 0,27.

На третьем, заключительном этапе, банк принимает решение о выдаче ипотечного кредита заемщикам и продаже закладных ипотечному оператору. По условиям кредитных договоров заемщик получает ссуду по ставкам ниже рыночных, что может пос-

лужить препятствием к реализации закладных. Если кредит выдан под 8 %, а рыночная ставка составляет 14 %, то сумма упущенной выгоды за период кредитования достигнет 96,7 млн руб., или 4,7 млн руб. в год. В данной ситуации банк предпочтет отказаться от участия в проекте, поэтому риск потери прибыли банком должно взять на себя государство, т.е. предоставлять ежегодную субсидию в качестве компенсации разницы между рыночной и льготной ставкой процентов по ипотечным кредитам.

Проектное финансирование использует широкий спектр источников, поэтому необходимо рассчитать эффективность (расчеты проводились в ценах 2005 г.) выбранной финансовой схемы и распределения рисков по участникам за период с начала строительства до окончания выплат долга по ипотечным кредитам и облигационному займу (табл. 4).

Совокупный бюджетный эффект от реализации проекта составит 183 млн руб., т.е. на 100 руб. субсидированных средств через налоги вернется 105 руб.

Экономическая эффективность составит 14 %, т.е. несколько ниже, чем по само-финансируемым коммерческим проектам, но общий эффект банка, застройщика и лесопромышленного предприятия составит 25 млн руб. Расчет эффекта от реализации проекта свидетельствует о низкой рентабельности инвестиций у лесопромышленного предприятия. Повысить ее можно путем предоставления льгот по приобретаемой для изготовления домов древесине на корню.

Социальная эффективность подтверждается расчетами: почти на треть увеличится показатель обеспеченности жильем одного человека. Помимо этого, на территории муниципалитета улучшится демографическая ситуация, т.к. может повыситься рождаемость и сократиться миграционный отток; улучшится ситуация на рынке труда - появятся дополнительные рабочие места в связи с расширением мощностей лесопромышленных предприятий. В результате молодежь будет заинтересована в проживании на территории, т.к. обеспечена жильем и обязана выплатить долг по кредиту.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.