ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Утевская М.В. Email: [email protected]
УтевскаяМарина Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье проанализированы возможности применения мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях для предприятий в лесопромышленном комплексе, с возможной экстраполяцией результатов на другие сферы промышленности. Проанализировав реальные возможности получения государственной поддержки, был выявлен ряд недостатков, не позволяющих использовать отдельные меры в лесном комплексе. В связи с этим был предложен ряд изменений для целей увеличения потенциала лесного комплекса. Ключевые слова: меры государственной поддержки, финансирование, лесной комплекс, промышленный кластер, региональная экономика, проектное финансирование.
DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT MEASURES FOR PROJECTS' IMPLEMENTATION IN THE FORESTRY COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION Utevskaya M.V.
Utevskaya Marina Valerievna — PhD in Economics, Associate Professor, CORPORATE FINANCE AND BUSINESS VALUATION DEPARTMENT, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAINT-PETERSBURG
Abstract: the article analyzes the possibility of applying state support measures at the federal and regional levels for enterprises in the timber industry complex, with possible extrapolation of the results to other areas of industry. After analyzing the real possibilities of obtaining state support, a number of shortcomings were identified that did not allow the use of some measures in timber industry. In this regard, a number of changes were proposed to increase the potential of the forest complex.
Keywords: government support measures, financing, forestry, industrial cluster, regional economy, project financing.
УДК 336.648.8
Основной целью промышленной политики России на сегодняшний день является повышение национальной конкурентоспособности, увеличение эффективности деятельности отечественных компаний и расширение их доли на внутреннем и мировых рынках. Решение этой задачи во многом зависит от рационального использования ресурсных возможностей, наличия доступа к источникам долгосрочного финансирования, а также государственной поддержки экономики [1]. Особенно эти вопросы актуальны для лесного комплекса, однако как указано в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, в настоящее время вклад лесного комплекса в экономику России существенно ниже оцениваемого потенциала и аналогичного показателя других стран, схожих с Россией по объемам запасов и заготовки древесины. Такая ситуация стала следствием ориентации отечественных производителей преимущественно на низкомаржинальные сегменты - круглый лес, пиломатериалы и фанера, а также недоиспользование экспортного потенциала [2]. С чем это связано? Прежде всего, с большим объемом необходимых инвестиционных затрат, которые необходимо произвести, чтобы построить и запустить новое производство по глубокой переработке древесины в лесном секторе. На сегодняшний день для строительства целлюлозно-бумажного комбината объем капитальных вложений составляет ориентировочно 1-1,2 миллиарда евро, для строительства плитного производства - ориентировочно 300-500 миллионов евро в зависимости от вида выпускаемых плит (ОСП, МДФ, ДСП, ламинированные/неламинированные и т.д.).
При существующем уровне процентных ставок по долгосрочному коммерческому кредитованию такие инвестиционные вложения в частном порядке произвести достаточно сложно, особенно, если учитывать, что такой большой объем требуемых кредитных ресурсов обязательно понесет за собой регрессию на другие активы заемщика. В данном случае интересным способом финансирования для проектов в лесном секторе может оказаться -проектное финансирование (при условии отсутствия регресса), однако и у него на текущий момент есть определённые недостатки:
- высокая стоимость кредитных ресурсов;
- отсутствие специальных компетенций в регионах по подготовке адекватных моделей;
- отсутствие отраслевых консультантов (готовых верифицировать данные по лесному комплексу).
В связи с описанными проблемами автор статьи предлагает проанализировать возможности государственной поддержки лесного сектора на федеральном и региональном уровнях с целью поиска возможностей для развития и реализации новых инвестиционных проектов, а также поддержки существующих инвестиционных проектов в лесном секторе.
На текущий момент деревообрабатывающие предприятия могут рассчитывать на формы поддержки в рамках различных федеральных и региональных программ.
В рамках региональных программ, предприятия могут получать налоговые льготы и субсидии, предоставляемые через Министерства экономического развития и промышленности регионов:
1) льготы по налогу на прибыль в результате включения инвестиционного проекта предприятия в реестр РИП (Региональный инвестиционный проект):
a. Проект может быть включен в РИП при соответствии требованиям, установленным ст. 25.8 НК РФ:
- объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не менее 500 млн руб. в течение 5 лет;
- инвестиционный проект не может быть направлен на добычу и (или) переработку нефти, добычу природного газа и(или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и(или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата, на производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), на осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0%;
- региональный проект реализуется единственным участником.
Организация, реализующая проект, должна соответствовать требованиям, установленным ст. 25.9 НК РФ:
- не являться резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;
- не иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами региона, в котором (которых) реализуется региональный инвестиционный проект
- не применять специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй НК РФ
- не являться участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта
- не являться участником консолидированной группы налогоплательщиков
- не являться некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией
b.При попадании в реестр РИП предприятие имеет возможность получить снижение ставки налога на прибыль в 2 раза в первые 5 налоговых периодов:
- в федеральный бюджет с 3% до 0% (п.т 1.5 ст. 284 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 284.3 НК РФ);
- в региональный бюджет с 17% до 10% (п. 1.5 ст. 284, подп. 1 п. 2 ст. 284.3 НК РФ);
- последующие 5 налоговых периодов - 0% в Федеральный бюджет, в Региональный бюджет в объеме, зафиксированном в региональном законодательстве.
c. Сумма льготы по налогу на прибыль не может превышать объем произведенных капвложений:
1. при этом будут учитываться капвложения или за 5 лет (при инвестициях не менее 500 млн руб.) со дня включения в реестр; или за период с 2016 г. по 2021 г. - при инвестициях не менее 500 млн руб.
2) льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством региона при заключении инвестиционного соглашения с Правительством региона. Например в Республике Карелия, где лесной комплекс имеет достаточно высокий уровень развития, при заключении инвестиционного соглашения с Правительством Республики Карелия:
a. предприятие имеет возможность получить снижение ставки налога на прибыль в региональный бюджет с 17% до 13,5%, снижение ставки налога на имущество с 2,2% до 0%;
b. льготы предоставляются при условии, что их выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта составляет не менее 75 процентов общей суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг).
3) Предоставление субсидий из бюджета региона на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных проектов (на конкурсной основе)
4) Предоставление субсидии из бюджета региона на частичное возмещение затрат по выполнению кадастровых работ (на конкурсной основе)
5) Предоставление льготных условий пользования землей и иным недвижимым имуществом (на конкурсной основе)
Получение поддержки лесопромышленными предприятиями на федеральном уровне возможно через программы Министерства промышленности и торговли РФ:
1) Программы Фонда Развития промышленности, который предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий
a) Программа «Проекты развития»:
а. льготные условия софинансирования проектов с общим бюджетом от 100 млн руб. Сумма займа ФРП 50-500 млн. руб. под 3-5% годовых при условии софинансирования со стороны заявителя, частных инвесторов или банков не менее 50% бюджета проекта.
b) Программа «Лизинг»:
a. Сумма займа ФРП 5-500 млн. руб. под 1% на срок не более 5 лет при минимальном общем бюджете проекта - 20 млн. руб.
b. Займ предоставляется для финансирования от 10% до 90% первоначального взноса (аванса) лизингополучателя, составляющего от 10% до 50% от стоимости приобретаемого в рамках договора промышленного оборудования
2) Специальные инвестиционные контракты (СПИК) введены федеральным законом «О промышленной политике в РФ» 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК.
a. Заключение СПИК возможно при создании нового или модернизации существующего предприятия для внедрения наилучших доступных технологий и/или освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России
b. Минимальный объем инвестиций - 750 млн руб. (без НДС)
c. При заключении СПИК предприятие получает следующие налоговые льготы:
1. снижение федеральной ставки по налогу на прибыль с 3% до 0% (в региональном законодательстве РК льготы по СПИК пока не установлены)
ц. ускоренная амортизация для основных средств (для производителей оборудования, с коэффициентом не выше 2, в отношении основных средств, произведенных в рамках СПИК и включенных в 1-7 амортизационные группы.) ш. упрощенный доступ к госзаказу (участие в госзакупках на внеконкурсной основе) №. ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя (по постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719)
V. предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (в целях реализации проекта в рамках СПИК)
3) Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 г. №3 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.04.2018 №418), устанавливающее правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ, на реализацию комплексных инвестиционных проектов
по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2014-2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности.
a. под инвестиционными проектами понимаются комплексные инвестиционные проекты, осуществляемые по приоритетным направлениям гражданской промышленности и отвечающие следующим критериям:
1. целью инвестиционного проекта является создание предприятия как имущественного комплекса или расширение производственных мощностей действующего предприятия, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности по одному из приоритетных направлений гражданской промышленности, относящейся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к обрабатывающему производству или организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений;
ц. реализация инвестиционного проекта способствует решению задач и достижению целевых показателей и индикаторов Программы, включая:
ш. индекс роста объемов производства, индекс роста производительности труда, индекс роста инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) при предоставлении субсидии;
№. показатель международной конкурентоспособности для инвестиционных проектов, реализуемых в рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт»
b. общая стоимость инвестиционного проекта составляет:
1. при предоставлении субсидий по кредитам, полученным в 2014 - 2016 годах, - от 150 млн рублей до 5 млрд рублей;
ц. при предоставлении субсидий по кредитам, полученным в 2017 - 2019 годах, и субсидий по облигациям - от 150 млн рублей до 7,5 млрд рублей (для инвестиционных проектов, в отношении которых заключен специальный инвестиционный контракт с участием Российской Федерации, - до 10 млрд рублей);
c. Субсидии по кредитам, полученным в 2017 - 2019 годах в валюте Российской Федерации, предоставляются в размере 0,7 базового индикатора, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 702 «О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по кредитам, облигационным займам и (или) договорам лизинга в зависимости от сроков кредитования, а также определении предельного уровня конечной ставки кредитования, при превышении которого субсидирование процентной ставки не осуществляется» (далее соответственно - базовый индикатор, постановление № 702), в случае, если процентная ставка по кредиту, полученному в 2017 - 2019 годах в валюте Российской Федерации, больше или равна базовому индикатору. В случае если процентная ставка по кредиту, полученному в 2017 - 2019 годах в валюте Российской Федерации, меньше базового индикатора, рассчитанного на день последней уплаты процентов по кредиту, возмещение осуществляется из расчета 70 процентов размера затрат организации на уплату процентов по кредиту.
4) Поддержка промышленных кластеров
a) Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» определяет требования к промышленным кластерам для включения в Реестр промышленных кластеров и технопарков РФ Министерства промышленности и торговли для последующего получения поддержки.
b) Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 устанавливает Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения:
a. ежегодно Министерством промышленности и торговли РФ назначается дата конкурсного отбора совместных проектов участников кластера для включения в реестр на получение субсидий (совместный проект - комплекс процессных и (или) технологических мероприятий по созданию и развитию производственной кооперации между участниками промышленного кластера);
b. субсидии из федерального бюджета являются источником финансового возмещения части затрат инициаторов совместного проекта при реализации процессных и технологических мероприятий, определённых Правилами, а также затрат на оплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк
развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)« в размере не более установленной ключевой ставки на дату уплаты + 1,5%;
с. субсидии выделяются напрямую предприятию-инициатору совместного проекта на основании соглашения с Министерства промышленности и торговли РФ, которое заключается на весь срок реализации проекта (до 5 лет);
(1 субсидия перечисляется 2 раза в год на основании документов, подтверждающих понесенные затраты.
5) Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов
a. Постановление Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 определяет порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов
b. К инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по:
1. модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, с минимальным объемом капитальных вложений не менее 500 млн. рублей;
ц. созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20 процентов общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 750 млн рублей.
c. Основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта
(1 Присвоение проекту статуса приоритетного дает инвестору право на получение лесосечного фонда без аукциона, кроме того, на период окупаемости ему устанавливается льготная арендная плата за лесные участки с понижающим коэффициентом 0,5.
Программы поддержки экспорта, предоставляемые через Российский экспортный центр (РЭЦ)
1) Компенсация части затрат на транспортировку продукции (Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 496)
a. Специальная программа поддержки экспорта высокотехнологичной продукции -компенсация понесенных транспортных затрат до 80%;
b. Пакет документов подается в РЭЦ. В случае положительного решения заявление направляется в Министерство промышленности и торговли РФ для принятия итогового решения о заключении соглашения о выдаче субсидии.
2) Компенсация затрат на сертификацию российской продукции (Постановление правительства РФ от 17.12.2016 № 1388)
a. Компенсация фактических затрат в 2017 — 2018 годах на сертификацию продукции для продвижения на внешние рынки - 90%;
b. Компенсация фактических затрат в 2017 — 2018 годах на оценку соответствия систем менеджмента организаций требованиям международных стандартов - 90%;
c. Пакет документов подается в РЭЦ. В случае положительного решения заявление направляется в Министерство промышленности и торговли РФ для принятия итогового решения о заключении соглашения о выдаче субсидии.
Проведенный анализ показал, что, прежде всего, на текущий момент на федеральном и региональном уровнях существует и продолжает вводиться достаточно большое количество мер поддержки лесного сектора, а также часть мер государственной поддержки направлена на снижение долговой нагрузки предприятий. Однако часть мер поддержки требует внесения изменений в связи с невозможностью применения в лесном комплексе из-за присущих ему особенностей.
При анализе существующего законодательства с государственной поддержкой выявлено отсутствие как на федеральном уровне, так и на региональном уровне поддержки для развития деревянного домостроения. В связи с чем предлагается для стимулирования спроса на рынке деревянного домостроения ввести:
- квоты для использования материалов деревянного домостроения в региональных программах по строительству жилья;
- специальные программы, предусматривающие снижение кредитной ставки для покупателей деревянных домов за счет государственного субсидирования
- специальные программы, предусматривающие льготы в ипотечном кредитовании при покупке квартир в деревянных домах.
При более детальном анализе поддержки промышленных кластеров необходимо отметить, что существующее Постановление Правительства РФ от 28.02.2016 № 41 устанавливает специальные условия и порядок получения финансирования из федерального бюджета участниками промышленного кластера при производстве промышленной продукции только в целях импортозамещения. Однако продукция из древесины всегда являлась одной из важнейших статей экспорта Российской Федерации, поэтому необходимо стимулирование предприятий, ориентированных на глубокую переработку древесины, для увеличения объемов поставок своей продукции на экспорт, для продвижения продукции на новых рынках, а также для вывода новых видов конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью на новые рынки. Данные меры обязательно должны присутствовать при подготовке законодательной базы при использовании кластерного подхода. Соответственно, необходимо принять отдельное постановление, устанавливающее специальные условия и порядок получения финансирования из федерального бюджета участниками промышленного кластера при производстве промышленной продукции на экспорт [10].
Список литературы / References
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 1989-р.
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации.
4. Налоговый кодекс РФ.
5. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
7. Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 963 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 31.07.2015».
8. Постановление Правительства РФ от 28.02.2016 № 41 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
9. Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 г. № 3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности».
10. Пучков В.В., Утевская М.В. «Промышленный кластер как инструмент регионального территориального планирования в лесном комплексе» // Экономика и управление, 2017. № 11 (145). С. 75-81.