Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
860
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЪЕКТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ФОНДЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюкова Алина Павловна

В нашей стране существует такая проблема, как заброшенность объектов культурного наследия. Данная проблема существует как в регионах, так и на уровне всей страны. В деятельности государства, такое направление, как сохранение объектов культурного наследия, относится к одному из важных направлений. Но реализация всех проектов по сохранению объектов культурного наследия невозможна без привлечения средств внебюджетных источников. Для реализации такого рода проектов используются действующие рыночные механизмы, поддержка и взаимодействие частных инвесторов с государством. В данной статье будут рассмотрены примеры привлечения инвестиций для реализации проектов по сохранению объектов культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR ATTRACTING INVESTMENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROJECTS FOR THE PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

In our country there is such a problem as the abandonment of cultural heritage sites. This problem exists at the level of regions and at the level of the whole country. In the activity of the state, such a direction as the preservation of cultural heritage objects belongs to one of the important directions. But the implementation of all projects for the preservation of cultural heritage objects is impossible without attracting funds from extra-budgetary sources. To implement such projects, existing market mechanisms, support and interaction of private investors with the state are used. In this article, examples of attracting investments for the implementation of projects for the preservation of cultural heritage objects will be considered.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Original article УДК 69

МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО

НАСЛЕДИЯ

MECHANISM FOR ATTRACTING INVESTMENTS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROJECTS FOR THE PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

Бирюкова Алина Павловна, НИУ МГСУ, ОСУН, [email protected]

Biryukova Alina Pavlovna, NRU MGSU кафедра [email protected]

Аннотация: В нашей стране существует такая проблема, как заброшенность объектов культурного наследия. Данная проблема существует как в регионах, так и на уровне всей страны. В деятельности государства, такое направление, как сохранение объектов культурного наследия, относится к одному из важных направлений. Но реализация всех проектов по сохранению объектов культурного наследия невозможна без привлечения средств внебюджетных источников. Для реализации такого рода проектов используются действующие рыночные механизмы, поддержка и взаимодействие частных инвесторов с государством. В данной статье будут рассмотрены примеры привлечения инвестиций для реализации проектов по сохранению объектов культурного наследия.

Abstract: In our country there is such a problem as the abandonment of cultural heritage sites. This problem exists at the level of regions and at the level of the whole country. In the activity of the state, such a direction as the preservation of cultural heritage objects belongs to one of the important directions. But the implementation of all projects for the preservation of cultural heritage objects is impossible without attracting funds from extra-budgetary sources. To implement such projects, existing market mechanisms, support and interaction of private investors with the state are used. In this article, examples of attracting investments for the implementation of projects for the preservation of cultural heritage objects will be considered.

Ключевые слова: культурное наследие, объекты, инвестиции, фонды, государственно-частное партнерство, эффективность.

Keywords: cultural heritage, objects, investments, foundations, public-private partnership, efficiency.

В соответствии с о ст. 48 Федерального закона №7Э-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»[1] объекты культурного наследия могут находиться в собственности объектов, которые представим на рисунке 1.

Формы со6стш?НЕОст объектов культурного наследия

федеральной собсгаенности частной еойстьеняоеги

собственности суйъеетой Российской Федерации

муниципальной собственности

Рисунок 1 - Формы собственности объектов культурного наследия

Реализация проектов сохранения объектов культурного наследия в большинстве случаев реализуется передачей таких объектов в собственность или в аренду. Данная процедура регламентируется нормами Гражданского Кодекса РФ, ФЗ №2 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного

и муниципального имущества» и вышеупомянутый закон об объектах культурного наследия. Примером может служить усадьба «Гребнева», которая расположена в Московской области. Изначально данный объект культурного наследия находился в собственности ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». В 2012 г. дирекцией данной усадьбы были заключены охранные обязательства. Но при осмотре данного объекта в 2013 г. было выявлено, что никаких мероприятий произведено не было.

Еще один распространенный способ передачи объектов культурного наследия в частные руки с целью их реставрации является их аренда. Памятники культурного наследия находятся в большинстве случаев в крайне плохом состоянии. Заключение договора аренды будет неэффективным, потому что составление проектной документации и проведение восстановительных работ требуют огромных финансовых вложений. При этом, еще должна уплачиваться и арендная плата. [3] Существует возможность льготной аренды памятников культурного наследия. Москва и Московская область относится к регионам, которым дано право льготной аренды объектов культурного наследия. Например, в Москве в 2012 г. имеется такой опыт, что аренда составляла 1 руб. за кв. метр. В настоящее время в Москве, на основании НПА такие здания в аренду не передаются, потому, что по отношению к таким зданиям первым является вопрос спекулятивного характера.

Помимо продажи в собственность и аренды существует еще и такой способ, как передача объектов культурного наследия для размещения государственных и муниципальных предприятий, путем закрепления за ними объектов с правом оперативного управления или хозяйственного ведения. При этом на этих предприятия ложатся расходы по реставрации объектов культурного наследия. Унитарные предприятия, осуществляющие публичные функции, осуществляют деятельность по достижению общественных благ, и при этом, не имеют собственных источников дохода, которые будут

покрывать расходы. [5] Такой способ как передача объектов культурного наследия на баланс государственных учреждения и унитарных предприятий не считается эффективным, и скорее оказывает отрицательно влияние на объекты культурного наследия. Финансирование объектов культурного наследия перекладывается на государственные и муниципальные предприятия и сказывается в бюджете конкретного уровня, поэтому, реставрация объектов культурного наследия переходит на второй план.

Если финансирование объектов культурного наследия осуществляется на уровне частной собственности, то в этом случае, возникает проблема, которая связана с отсутствием реализации законодательных механизмов защиты объектов культурного наследия от действий недобросовестных собственников. Приведем пример усадьбы «Никольское-прозоровское» и «Рай-семеновское», расположенные в Московской области находятся в частной собственности. Были предприняты, какие-то попытки по реставрации этих объектов, но на данном этапе реставрационных работ не ведется. В основном, такие объекты были приобретены частными лицами в своих личных целях, обещанные работы проведены не были и здания находятся в аварийном состоянии. Все эти объекты находятся под охраной частных лиц. Преимуществом в таком случае является сохранность данных объектов. Усадьба «Никольское-Обольяново», расположенная в Московской области в 1993 г. была передана «Благотворительному фонду Кирсана Илюмжинова» на праве долгосрочной аренды с использованием под санаторно-курортный центр. Но в настоящий период времени реставрационные работы не ведутся, а сама усадьба превратилась в заброшенную территорию.

Проанализировав существующие проблемы, необходимо формировать системный подход по привлечению частных инвестиций в сфере сохранения объектов культурного наследия. Привлечение частных инвестиций дадут возможность решить экономические вопросы, создать организационные условия в разработке инвестиционных решений, что позволит поднять на

новый уровень работу по привлечению инвестиций в объекты культурного наследия. Для этого необходимо решить вопросы, представленные рисунком 2.

Рисунок 2 - Механизм привлечения инвестиций в сохранение объектов

культурного наследия[4] В качестве негосударственного института привлечения инвестиций для сохранения объектов культурного наследия предлагается создать некоммерческую организацию в форме государственно-частного партнерства. В данную организацию в качестве членов объединить инвесторов и собственников объектов культурного наследия.

Основные направления деятельности таких организаций представим рисунком 3.

Осноиные направления дентедьности некоммерческих организаций а форме гоеударстьенно-частного партнерства

создание организационных, м его дологических, юридически* предпосылок дпл повышения инвестиционной прналекатедшосш объектов культурного наследия

приобретение усадеб. являющихся объектами культурного наследия, а аренду в целях выработки методологии привлечения частных инвесторов и нх сохранение

организация роботы по выявлению усадеб, обладающих признаками объектов культурного наследия и не находящихся под государственной охраной

инициирование процедур приватизации объектов культурного наследия как объектов культурного наследия

организация разработки проектов :ir>H охраны объектов культурного наследия

организация работы гю привлечению инвестиций в научную реставрацию объектов культурного наследия

Рисунок 3 - Основные направления деятельности некоммерческих организаций в форме государственно-частного партнерства[2]

Государственно-частное партнерство может принимать участие в торгах на право заключения договора аренды, аккумулируя при этом взносы и ресурсы своих членов. Так же, некоммерческое партнерство может стать реальным потенциальным инвестором.

Государственно-частное партнерство в рамках арендных отношений может реализовать задачи, представленные на рисунке 4.

Задачи ндо>ммерческого партаерстеи а рамках арендных отношений

првв^рщ первоочередных прттинииртКныи и ресчарацнршш мероприятий в отношении арендуемых объектов культурного наследия

привлечение инвесторов, готовых н дальнейшем вложить реальные немсшщгн, необходимые для завершения реставрации it дальнейшего фуньс ц и о нкромни* этого объекта

повышение инвестиционной пр налекпелкн□ ста объекта путём проведения всех подготовительных AieponpHjiTHtf.. предшествующих реализации инвестиционного проекта

сбор it подготовка вп^щдищьй «юридической, научнойа проектной документации

разработка проекта реетаврации объектов культурного наследил и его территории, в том числе по его приспособлению для современного использование

разрешение вопросов, связанных с территорией объектов культурного наследия н близлежащих земель, и том числе разработка проекта :!он охраны объектов культурного наследил

инициирование процедур приватизации усадеб, предпродажны подготовка объекта, в том числе формирование документации, необходимой для проведения аукциона по продаже объектов культурного наепедия

Рисунок 4 - Задачи некоммерческого партнерства в рамках арендных

отношений

Оптимальной формой решения задач по привлечению инвестиций с целью осуществления контроля над восстановлением и использованием объектов культурного наследия может служить передача данных объектов в доверительное управление, путем внесения в инвестиционный паевой фонд. При этом инвестиционный паевой фонд должен иметь лицензию Центрального банка России.

Аккумулируя средства частных мелких инвесторов в паевой инвестиционный фонд, управляющая компания будет выступать самостоятельным инвестором в объекты культурного наследия.

Таким образом, из проведенного анализа наиболее эффективным и оптимальным будет паевой инвестиционный фонд.

Литература

1. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 21.12.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37318/ (дата обращения 04.01.2022 г.)

2. Лебедев В.Н. Государственно-частное партнерство как важнейший элемент механизма восстановления и сохранения культурно-исторического наследия России 2010. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-vazhneyshiy-element-mehanizma-vosstanovleniya-i-sohraneniya-kulturno-istoricheskogo. (дата обращения 04.01.2022 г.)

3. Алпатов А. А. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации / А. А. Алпатов,А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. М. : Альпина Паблишерз, 2014

4. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев и др. М. : Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2020 - С.47-52

5. Савина С. В. Правовое регулирование отношений по реконструкции государственного имущества за счет средств частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства // Предпринимательское право. 2019 № 2 С. 26-32.

References

1. Federal Law No. 73-FZ of25.06.2002 (as amended on 21.12.2021) "On objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the Peoples of the Russian Federation". Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318 / (accessed 04.01.2022)

2. Lebedev V.N. Public-private partnership as the most important element of the mechanism of restoration and preservation of the cultural and historical heritage of Russia 2010. Access mode https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-vazhneyshiy-element-mehanizma-vosstanovleniya-i-sohraneniya-kulturno-istoricheskogo. (accessed 04.01.2022)

3. Alpatov A. A. Public-private partnership: Implementation mechanisms / A. A. Alpatov, A.V. Pushkin, R. M. Japaridze. M. : Alpina Publishers, 2014

4. Varnavsky V. G. Public-private partnership: theory and practice / V. G. Varnavsky, A.V. Klimenko, V. A. Korolev et al. M. : Publishing House of the State University of the Higher School of Economics, 2020 - pp.47-52

5. Savina S. V. Legal regulation of relations on reconstruction of state property at the expense of private investors within the framework of public-private partnership // Entrepreneurial law. 2019 No. 2 pp. 26-32.

© Бирюкова А.П. 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" №1/2022.

Для цитирования: Бирюкова А.П. Механизм привлечения инвестиций для реализации проектов по сохранению объектов культурного наследия// Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.