Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ'

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Г.С., Полякова М.В.

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о содержании механизма правового обеспечения национальной безопасности. На основе анализа сложившихся в науке подходов к определению правовых механизмов, авторы приходят к заключению, что содержание механизма правового обеспечения национальной безопасности должны составлять следующие подсистемы: а) нормативно-правовую основа; б) организационно-правовая (институциональная) основа; в) инструментальная основа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF LEGAL PROVISION OF NATIONAL SECURITY: TO THE QUESTION OF THE CONTENT

This article is devoted to the consideration of the issue of the content of the mechanism of legal provision of national security. Based on the analysis of scientific approaches to the definition of legal mechanisms, the authors come to the conclusion that the content of the mechanism of legal provision of national security should consist of the following subsystems: a) regulatory framework; b) organizational and legal (institutional) framework; c) instrumental framework.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ»

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ

Г.С. Беляева, д-р юрид. наук, профессор М.В. Полякова, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-2-210-213

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о содержании механизма правового обеспечения национальной безопасности. На основе анализа сложившихся в науке подходов к определению правовых механизмов, авторы приходят к заключению, что содержание механизма правового обеспечения национальной безопасности должны составлять следующие подсистемы: а) нормативно-правовую основа; б) организационно-правовая (институциональная) основа; в) инструментальная основа.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, правовое обеспечение, механизм.

Приступая к рассмотрению содержания механизма правового обеспечения национальной безопасности поясним, что мы будем понимать под правовым обеспечением. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова содержатся следующие толкования понятия «обеспечение»: «1) процедура предоставления кому-либо чего-либо в нужном (достаточном) количестве; 2) объективная возможность произвести (сделать) что-то реальное, действительное, достижимое» [1, с. 429]. Другими словами, обеспечение представляет собой создание условий для достижения чего-либо, гарантирование чего-либо.

В общей теории и отраслях права понятие «правовое обеспечение» рассматривается преимущественно в деятельностном аспекте и представляет собой принятие и реализацию определенных мер (средств, способов и приемов), направленных на урегулирование ситуации, а в ряде случаев и достигнутый результат таковой - «систему нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность субъектов государственного управления, в том числе в отдельных областях государственного управления, или деятельность по созданию системы данных актов» [2, с. 69]. Полагаем, что обе стороны такого явления и одновременно процесса, как правовое обеспечение, выделены совершенно справедливо. В контексте нашего

исследования правовое обеспечение выступает формализацией с помощь права таких процессов, как правовое закрепление, реализация, охрана и защита национальной безопасности. Соответственно, механизм правового обеспечения национальной безопасности является наиболее общей категорией, охватывающей ее правовое закрепление, претворение в жизнь и защиту в случае нарушения. В этой связи следует определить, какие элементы необходимо включить в данное системное образование для обеспечения эффективности всех этих процессов. Попробуем ответить на этот вопрос, опираясь на имеющиеся в юридической литературе работы.

Согласно энциклопедическому определению, механизм обеспечения национальной безопасности воплощает в себе «единство организационно оформленных государством специальных органов, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства решают задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности» [3, с. 176]. Полагаем, что данное определение возможно взять за основу при дефинировании механизма обеспечения национальной безопасности, однако же в данном случае абсолютизирует-

ся институциональный аспект механизма в лице государства и государственных органов в ущерб не только иных субъектов, вовлеченных в процесс, но и выделению иных элементов механизма - нормативно-правовой основы, а также форм и методов деятельности субъектов права.

С позиции В.П. Беляева и С.Ю. Чапчикова, «механизм обеспечения национальной безопасности можно определить как взятую в единстве, нормативно организованную систему государственно-властных институтов и правовых инструментов (средств, методов, способов, приемов), эффективное функционирование которых гарантирует реализацию конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность, устойчивое социально-экономическое развитие государства» [4, с. 121]. Данное определение, безусловно, более развернутое, ориентирует на выявление сущностных и содержательных элементов механизма обеспечения национальной безопасности. И в этом, несмотря на некоторые методологические погрешности (например, отождествление механизма обеспечения и системы институтов и инструментов) его исследовательская ценность.

Обратим внимание на то, что существуют разработки, содержащие попытки определить инструментальную основу механизма реализации национальных интересов. К сожалению, данные труды, в большей степени, являются политологическими, однако не представить их результаты для полной картины исследования мы не можем. Так, в частности, Р.С. Мухаметовым выделяются традиционные и конвергенциональные средства реализации национальных интересов [5, с. 9]. В данном случае, еще раз подчеркнем, квалификация правовых средств реализации национальных интересов не носит правового окраса. Однако суждение имеет значение для определения субъектного состава механизма реализации национальных интересов на межнациональном и национальном уровнях.

Также имеют место исследования, раскрывающие основные направления реализации национальных интересов, что, применительно к механизму реализации национальных интересов позволяет говорить о его функциях. Например, по мнению Р.О. Очкина, «направления реализации национально-государственного интереса обусловливаются целями концепции национальных интересов, а также структурой национально-государственного интереса и заключаются в следующем:

1) повышение качества жизни населения;

2) экономический рост;

3) наука, технологии, образование, здравоохранение и культура;

4) экология живых систем и рациональное природопользование;

5) стратегическая стабильность» [6, с. 86].

Следует признать, что при достаточно обширном перечислении направлений реализации национальных интересов, здесь, в большей степени, говорится не о направлениях, а об ориентирах, ибо направления необходимо конкретизировать более четко.

Таким образом, механизм обеспечения реализации национальных можно определить, как взятую в единстве совокупность правовых средств (способов и методов правового регулирования), направленных на создание условий для реального воплощения жизненно важных потребностей личности, общества и государства.

Относительно структуры правового механизма обеспечения реализации национальных интересов поясним следующее. Юридическая наука выработала достаточно четкое представление, какие именно правовые средства должны включаться в правовые механизмы.

Приведем лишь некоторые из них. Так, А.С. Мордовец применительно к структуре механизма социально-правовой защиты прав и свобод личности называет такие его элементы, как: «общественные нормы; правомерную деятельность субъектов прав человека и гражданина; гласность; общественное мнение; гарантии: общие, специальные (юридические) и организационные;

процедуры; ответственность; контроль, включая международный» [7, с. 275]. Полагаем, что такой широкий подход к структурному составу не позволяет в конечном итоге идентифицировать тот объект, внутреннюю организацию которого мы определяем. В этой связи принципы и гарантии должны быть вынесены за пределы внутреннего строения любого механизма, ибо механизм, исходя из его сущности, - это, прежде всего, набор инструментов, функционирующих определенным образом и приводящих к достижению запрограммированной цели. Все же, что обеспечивает данное функционирование -общие положения, начала (принципы) и условия, способствующие этому (гарантии), к внутреннему строению механизма относиться не могут.

По мнению коллектива авторов, «... правовой механизм защиты прав и свобод граждан в самом общем виде можно представить как совокупность правовых норм, правовых учреждений и юридических

ляется охрана и восстановление прав и свобод гражданина» [8, с. 69]. Представляется, что в данном определении реализован системный подход к определению правового механизма.

Суммируя сказанное выше, в механизме обеспечения национальной безопасности представляется обоснованным выделять такие подсистемы, как:

а) нормативно-правовую основу (взаимосвязанную, внутрисогласованную, непротиворечивую систему нормативно-правовых актов, на основе которых происходит юридическое признание национальной безопасности государством);

б) организационно-правовую (институциональную) основу - определение целей, задач, перечня и полномочий публичных органов власти и институтов гражданского общества, связанных с обеспечением национальной безопасности;

в) инструментальную основу - совокупность форм и методов обеспечения национальной безопасности.

процедур, при помощи которых осуществ-

Библиографический список

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1994. - 907 с.

2. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2002. - 209 с.

3. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: краткая энциклопедия. - Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1997. - 202 с.

4. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Понятие и структура механизма обеспечения национальной безопасности: теоретический аспект // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2017. - №5 (84). - С. 19-23.

5. Мухаметов Р.С. Национальные интересы России на постсоветском пространстве: сущность и основные средства реализации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Екатеринбург, 2009. - 20 с.

6. Очкин Р.О. Формирование национально-государственного экономического интереса в концепции национальный интересов России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - №6 (101). - С. 83-87.

7. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 1997. - 384 с.

8. Беляев В.П., Беляева Г.С., Антонова Ж.Д. Правовое сознание в механизме защиты прав и свобод граждан: общетеоретический подход: монография. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 154 с.

MECHANISM OF LEGAL PROVISION OF NATIONAL SECURITY: TO THE QUESTION OF THE CONTENT

G.S. Belyaeva, Doctor of Legal Sciences, Professor M.V. Polyakova, Student Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. This article is devoted to the consideration of the issue of the content of the mechanism of legal provision of national security. Based on the analysis of scientific approaches to the definition of legal mechanisms, the authors come to the conclusion that the content of the mechanism of legal provision of national security should consist of the following subsystems: a) regulatory framework; b) organizational and legal (institutional) framework; c) instrumental framework.

Keywords: security, national security, legal support, mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.