Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ: ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ: ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
575
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Донская Мария Владимировна

В настоящей статье автор раскрывает значение обеспечения национальной безопасности как важнейшей составляющей развития любого государства. Анализируется положительная роль принятых поправок в Конституцию РФ в сфере обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности страны и общества. Очевидность интеграционной и фундаментально-ценностной роли конституционно-правового гарантирования обеспечения национальной безопасности в рамках обеспечения конституционного правопорядка в целом определяет значимость практической реализации отраслевого законодательства конституционных критериев качественного состояния эффективного правопорядка. Автор характеризует ряд направлений оптимизации механизма обеспечения национальной безопасности, суть которых должна сводиться к поддержанию на должном уровне (соответствующем современным вызовам и угрозам в рассматриваемой сфере) правовых и институциональных механизмов, обеспеченных ресурсами государства и общества. В современных условиях формирования новых вызовов и угроз национальной безопасности эффективность ее обеспечения играет ключевую роль в жизнедеятельности государства и нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY IN THE LIGHT OF AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION: VECTOR OF IMPROVEMENT OF LEGISLATION

In this article, the author reveals the importance of ensuring national security as the most important component of the development of any state. The article analyzes the positive role of the adopted amendments to the Constitution of the Russian Federation in the field of ensuring state sovereignty and national security of the country and society. The obviousness of the integration and fundamental value role of constitutional and legal guarantees for ensuring national security in the framework of ensuring constitutional law and order as a whole determines the importance of the practical implementation of sectoral legislation of constitutional criteria for the qualitative state of effective law and order. The author characterizes a number of directions for optimizing the mechanism for ensuring national security, the essence of which should be reduced to maintaining at the proper level (corresponding to modern challenges and threats in the area under consideration) legal and institutional mechanisms provided with the resources of the state and society. In modern conditions of the formation of new challenges and threats to national security, the effectiveness of its provision plays a key role in the life of the state and the nation.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ: ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-44-48 © М.В. Донская, 2021

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ: ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мария Владимировна Донская,

доцент кафедры конституционного и муниципального права кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Mariatcheishvili@gmail.com

Аннотация. В настоящей статье автор раскрывает значение обеспечения национальной безопасности как важнейшей составляющей развития любого государства. Анализируется положительная роль принятых поправок в Конституцию РФ в сфере обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности страны и общества. Очевидность интеграционной и фундаментально-ценностной роли конституционно-правового гарантирования обеспечения национальной безопасности в рамках обеспечения конституционного правопорядка в целом определяет значимость практической реализации отраслевого законодательства конституционных критериев качественного состояния эффективного правопорядка. Автор характеризует ряд направлений оптимизации механизма обеспечения национальной безопасности, суть которых должна сводиться к поддержанию на должном уровне (соответствующем современным вызовам и угрозам в рассматриваемой сфере) правовых и институциональных механизмов, обеспеченных ресурсами государства и общества. В современных условиях формирования новых вызовов и угроз национальной безопасности эффективность ее обеспечения играет ключевую роль в жизнедеятельности государства и нации.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственный суверенитет, Конституция, конституционный правопорядок, поправки к Конституции, общественная безопасность, механизм обеспечения безопасности, конституционные гарантии, совершенствование законодательства.

NATIONAL SECURITY IN THE LIGHT OF AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION: VECTOR OF IMPROVEMENT OF LEGISLATION

Maria V. Donskaya,

Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In this article, the author reveals the importance of ensuring national security as the most important component of the development of any state. The article analyzes the positive role of the adopted amendments to the Constitution of the Russian Federation in the field of ensuring state sovereignty and national security of the country and society. The obviousness of the integration and fundamental value role of constitutional and legal guarantees for ensuring national security in the framework of ensuring constitutional law and order as a whole determines the importance of the practical implementation of sectoral legislation of constitutional criteria for the qualitative state of effective law and order. The author characterizes a number of directions for optimizing the mechanism for ensuring national security, the essence of which should be reduced to maintaining at the proper level (corresponding to modern challenges and threats in the area under consideration) legal and institutional mechanisms provided with the resources of the state and society. In modern conditions of the formation of new challenges and threats to national security, the effectiveness of its provision plays a key role in the life of the state and the nation.

Keywords: national security, state sovereignty, Constitution, constitutional rule of law, amendments to the Constitution, public security, security mechanism, constitutional guarantees, improvement of legislation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Донская М.В. Национальная безопасность в свете поправок в Конституцию РФ: вектор совершенствования законодательства. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):44-8.

Обеспечение национальной безопасности предполагает государственную политику, нацеленную на создание всесторонних гарантий защиты и укрепления жизненно важных национальных интере-

сов России, действия государства, его учреждений и должностных лиц по достижению этого, а также меры, предпринимаемые гражданами страны. Стратегия национальной безопасности России указыва-

ет, что такие меры должны быть как превентивного, так и созидательного характера [1]. Необходимость конституционно-правовой защиты российской государственности связана с широким спектром реально существующих внутренних и внешних посягательств на государственный суверенитет РФ.

Проводимые в современных условиях государственно-правовые и конституционные преобразования на основе анализа общей теории права обусловливают необходимость переосмысления устоявшихся в правовой доктрине общеправовых и отраслевых категорий, влекут потребность проведения межотраслевых и интеграционных изысканий, конструирования новых правовых моделей, отраслевых и межотраслевых правовых механизмов.

В общем виде основная проблема оптимизации механизма обеспечения национальной безопасности заключается в поддержании на должном уровне (соответствующем вызовам и угрозам) «правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества» [2, с. 89]. Необходимо отметить, что вопросы, связанные с обеспечением национальной безопасности, имеют жизненно важный характер. Это предопределяет необходимость надлежащего правового регулирования данной сферы общественных отношений, эффективное функционирование механизма осуществления органами государства соответствующих полномочий, устранение возникающих и имеющихся проблем (коллизии, четкость компетенции и т.д.) [3, с. 31-41].

Термины «стабильность государства», «конституционный порядок», «национальная безопасность» входят в разряд ключевых элементов сегодняшней отечественной политической лексики. В этой связи весьма актуальными являются внесенные в Конституцию РФ изменения, одобренные в ходе общероссийского голосования в июле текущего года, о закреплении приоритета Конституции в правовом пространстве Российской Федерации. Это, в частности, означает, что требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции РФ [4, ст. 79].

Значение данной поправки сложно переоценить, так как в условиях современных тенденций военно-политической и социально-экономической обстановки в мире, постоянно обостряющихся международных геополитических конфликтов, включая проявления агрессивной политики ряда западных стран в отношении Российской Федерации, защита государством национальной безопасности в рамках основополагающего конституционно-правового механизма воздействия на общественно-политические процессы представляется чрезвычайно важной для всей нации. Сегодня отчетливо можно наблюдать формирование комплекса вызовов и угроз международной безопасности, стабильному и независимому развитию многих стран. В качестве объекта прямых и косвенных посягательств нередко выступают суверенитет и конституционный строй государств.

Как отметил Президент России В.В. Путин на ежегодном заседании дискуссионного клуба «Валдай», «Изменения в Конституцию <.. .> направлены главным образом на то, чтобы укрепить суверенитет Российской Федерации, обозначить наши перспективы развития, создать фундаментальные конституционные базы для развития экономики, социальной сферы и укрепления нашего суверенитета» [5].

Среди основных угроз национальной безопасности важнейшими можно назвать преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности; коррупция, а также стихийные бедствия, аварии и катастрофы, связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров [6, с. 4].

Россия всегда была и остается одной из ведущих мировых держав, которая во всей исторической протяженности вынуждена защищать свою идентичность и политическую независимость. Новые реалии межгосударственных отношений и внутриполитических конфликтов, повышение фактора комбинированной (военной и «мягкой») силы, трансформация международных норм и институтов требуют не только использования традиционных экономических, политических, военных методов защиты государственного суверенитета, но и развития гибкого конституционно-правового инструментария и правоприменительной практики его защиты.

В современных условиях наиболее опасные угрозы государственному суверенитету РФ внутри страны представляют значительное социальное расслоение и формирование дискриминационной социальной системы на основе неравенства материальных возможностей граждан, расширение масштабов коррупции, теневой экономики, ущемление законных экономических интересов государства, демографическая диспропорция, вызванная трудовой миграцией, обострение межнациональных и межконфессиональных отношений, сращивание криминальных структур с органами государственной власти и местного самоуправления, террористическая активность бандподполья на территории Северного Кавказа и других регионов России [7, с. 5].

Закрепление основ обеспечения национальной безопасности на конституционно-правовом уровне является безусловным стабилизирующим фактором для утверждения российской государственности, охране суверенитета страны. Отражение в Конституции РФ принципов охраны и защиты государственного суверенитета и внутреннего правопорядка дают государственной власти мощный легитимный инструмент для реализации указанных задач.

Как следует из новой статьи Конституции 79.1 Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Таким образом, Россия на конституционно-правовом уровне закрепляет за собой обязанность строго соблюдать в своих международных отношениях цели и принципы Устава ООН, такие как: воздержание государств в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН; обязанность в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; разрешение государствами своих международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; принцип суверенного равенства государств [8].

В отличие от многих зарубежных стран, Российская Федерация, являющаяся страной-участницей ООН, отразила основополагающие гарантии обеспечения национальной безопасности, как своей, так и других стран в части невмешательства во внутренние дела других государств со своей стороны, не голословно, а на уровне Основного закона страны, тем самым подчеркнув, что государственный суверенитет и национальная безопасность являются одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности и прогрессивного развития государства. Следовательно, нарушение этой гарантии будет являться нарушением национального конституционного правопорядка России.

Следует отметить, что в конституционно-правовом понимании в качестве универсальной сегодня предложена упомянутая категория «конституционный правопорядок», которая постепенно находит свое осмысление в широком понимании. Такой порядок включает в себя различные проявления, которые могут соответствовать и не соответствовать законодательству, основой для них являются постулаты конституционного права. Разного рода нарушения права, антиобщественные проявления следует рассматривать как нарушение действующих конституционно-правовых норм, что позволяет рассматривать, по сути, конституционный порядок также и в качестве социального порядка [9, с. 77-80].

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «государственная» и «общественная» безопасность. О государственной безопасности говорится применительно к государству в целом, и эта функция относится к исключительному ведению Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение «законности, правопорядка, общественной безопасности» (п. «б» ч. 1 ст. 72). Таким образом, обеспечение государственной безопасности Российской Федерации возлагается на государство в целом.

Обеспечение общественной безопасности, в том числе поддержание социального (общественного) порядка, возложено Конституцией РФ как на федеральные, так и на региональные органы власти. Наряду с общественной моралью, религиозными нормами, обычаями, традициями и другими

социальными регуляторами в качестве важнейшего механизма поддержания социального (общественного) порядка выступают правовые нормы. Именно признание в обществе главенствующей роли права позволяет говорить о существовании «социального правопорядка» как состояния благоустроенности, надежности и организованности протекающих в обществе процессов, урегулированного и охраняемого нормами права и обеспечиваемого подзаконной исполнительно-распорядительной деятельностью публичной администрации [10, с. 17-22].

Вместе с тем, исходя из содержания преамбулы Конституции РФ, некоторые авторы отождествляют категории «общественная безопасность» и «национальная безопасность» [11, с. 4-5].

Основываясь на нормативном определении безопасности, согласно которому национальная безопасность включает в себя: безопасность государства, безопасность общества и безопасность личности, иные виды безопасности [1; 12, ст. 1], а также на указанном выше конституционном разграничении гарантов отдельных видов безопасности, отметим, что отождествление национальной и общественной безопасности не отражает, на наш взгляд, главного -что должный уровень общественной безопасности выступает в качестве основной цели национальной безопасности.

Отражение гарантий обеспечения государством национальной безопасности на конституционно-правовом уровне обусловливает успешную гармоничную интеграцию данного конституционного принципа в отраслевом законодательстве в рамках единого правового пространства, что позволяет укрепить взаимодействие Конституции и общей правовой системы, сформировать достаточно прочный и надежный конституционный правопорядок, определяющий основные контуры правовой системы и модель правопорядка [13, с. 9-14].

Вместе с тем, изучение федерального законодательства, регулирующего механизм обеспечения национальной безопасности современной России, свидетельствует о необходимости его совершенствования, а также принятия новых нормативных правовых актов.

Так, представляется, что наряду с конституционным закреплением обеспечения национальной безопасности как важнейшей самостоятельной

функции государства следует конкретно определить и закрепить цели и обязанности всех субъектов национальной безопасности в данном направлении деятельности, в особенности - структур, прямо обеспечивающих национальную безопасность государства. Данное предложение обусловлено выводом по итогам анализа основной законодательной базы в области безопасности, согласно которому очевидно ярко выраженное рассредоточение функций по обеспечению безопасности по большому количеству органов, что зачастую приводит к неэффективности предпринимаемых мер в сфере обеспечения безопасности государства.

Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности также должна включить в себя совершенствование законодательства в рассматриваемой области в принципе (устранение коллизий, недоработок, пробелов и т.п.), а также принятие новых законов, в том числе и самого высокого уровня, относительно всего обширного круга вопросов, касающихся обеспечения национальной безопасности современной России [3, с. 31-41]. Внесение изменений в Конституцию РФ должно послужить стимулирующим фактором для создания единой осмысленной системы как действующих, так и предполагаемых к принятию нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, в которой отсутствуют пробелы и противоречия.

Повышение эффективности деятельности субъектов механизма обеспечения национальной безопасности также представляется весьма важным направлением его оптимизации, так как от усиления координации и взаимодействия органов и лиц соответствующего порядка напрямую зависит продуктивность всех предпринимаемых государством мер в сфере защиты безопасности государства и общества.

Кроме того, представляется, что целесообразно было бы изменить последовательность нормативного перечисления видов безопасности: в настоящее время на первое место законодатель ставит безопасность государства, что не вполне отвечает конституционным принципам о приоритете и высшей ценности человека, его прав и свобод (ст.ст. 2, 18 Конституции РФ). В связи с этим следует согласится с точкой зрения ряда ученых, полагающих, что

государственная и общественная безопасность являются прямым продолжением безопасности личности, которая является исходным началом и относительной конечной целью общественной безопасности и государственной безопасности [14, с. 151; 15, с. 23-25].

Однако, несмотря на объективно существующие предпосылки преобразования нормативно-правовой базы в области обеспечения национальной безопасности, нельзя не отметить, что в настоящее время в России в полной мере сформирована независимая национальная конституционно-правовая система, позволяющая осуществлять защиту государственного суверенитета и национальной безопасности внутри страны и за ее пределами, а также обеспечивать конституционные права и свободы граждан во всех сферах общественной жизни. Принятые поправки в Конституцию РФ закрепили эти процессы на конституционно-правовом уровне, придав особую значимость приоритетам обеспечения национальной безопасности нашего государства и его многонационального населения.

Литература

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ, 04.01.2016, № 1 (Ч. II), ст. 212.

2. Киричек Е.В. Национальная безопасность, национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в контексте обеспечения прав человека // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. № 4 (10), 2016.

3. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. № 9, 2018.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] //

Официальный интернет-портал правовой информации. иИ!: http://www.pravo.gov.ru.

5. Материалы заседания дискуссионного клуба Валдай, 22.10.2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. иЯЬ: http://www. kremlin.ru/events/president/news/64261.

6. Старостин С.А. Чрезвычайное положение.: Монография // М.: Проспект, 2019.

7. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета.: Монография // М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017.

8. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) / Ратифицирован СССР Указом Президиума ВС СССР от 20 августа 1945 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». иЯЬ: http://www.consultant.ru/.

9. Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: Монография // М.: Юсти-цинформ, 2018.

10. Безруков А.В., Жильцов А.В. Общественный порядок, правопорядок и безопасность: грани пересечения и соотношение правовых категорий // Административное право и процесс. № 6, 2020.

11. Плетников В.С., Федоров А.Ю., Плетникова М.С. Обеспечение общественной безопасности (теоретико-прикладные аспекты).: Монография // Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД РФ, 2012.

12. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О безопасности» // СЗ РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.

13. Безруков А.В., Осинцев Д.В. Конституционный правопорядок и администрирование: дифференциация правовых моделей // Административное право и процесс. № 5, 2020.

14. Пантелеев В.Ю. Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности в сфере потребительского рынка в Российской Федерации // Российский юридический журнал. № 3, 2015.

15. Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ общественной безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика. № 4, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.