Научная статья на тему 'Проблемы научного осмысления понятия «конституционный правопорядок»'

Проблемы научного осмысления понятия «конституционный правопорядок» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционный правопоря­ док / конституционный порядок / общественный по­ рядок / правопорядок / национальная безопасность / конституционная безопасность. / сonstitutional legal order / constitutional order / public order / law order / national security / consti­ tutional security.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Ивановна Ястребова

В рамках обеспечения конституци­ онного порядка одним из важнейших направлений политики Российского государства в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для реализации этой конституционной нормы государство создает необ­ ходимые механизмы, одним из которых является си­ стема обеспечения конституционного порядка и об­ щественной безопасности. Повышению эффективности взаимодействия го­ сударственных и негосударственных субъектов по обеспечению конституционного правопорядка спо­ собствует уяснение соотношения понятий «консти­ туционный порядок», «правопорядок», «обществен­ ный порядок», «общественная безопасность» и дру­ гих смежных понятий. Актуальность проблемы обусловлена потребнос­ тями нормотворческой и правоприменительной дея­ тельности по обеспечению конституционного поряд­ ка. В современный период в процессе деятельности по обеспечению конституционного порядка форми­ руются многосторонние правоотношения между эле­ ментами этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of scientific understanding of the concept of «constitutional legal order»

In the framework of ensuring constitu­ tional order, a most important direction of the policy of the Russian state in accordance with Art. 7 of the Con­ stitution of the Russian Federation is to create condi­ tions ensuring a decent life and free development of a person. To implement this constitutional norm, the state creates the necessary mechanisms, one of which is the system for ensuring constitutional order and public se­ curity. And improving the effectiveness of interaction be­ tween state and non-state actors in ensuring constitu­ tional legal order is promoted by understanding the cor­ relation of concepts of constitutional order, legal order, public order, public security and other related concepts. The urgency of the problem lies in the need to de­ velop rule-making and law enforcement activities to improve the effectiveness of the constitutional order. In the modern period, the process of ensuring constitu­ tional order forms complex and multilateral legal rela­ tions between elements of the state-public system.

Текст научной работы на тему «Проблемы научного осмысления понятия «конституционный правопорядок»»

УДК 342.4

ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10058

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК»

Анна Ивановна ЯСТРЕБОВА,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

Аннотация. В рамках обеспечения конституционного порядка одним из важнейших направлений политики Российского государства в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для реализации этой конституционной нормы государство создает необходимые механизмы, одним из которых является система обеспечения конституционного порядка и общественной безопасности.

Повышению эффективности взаимодействия государственных и негосударственных субъектов по обеспечению конституционного правопорядка способствует уяснение соотношения понятий «конституционный порядок», «правопорядок», «общественный порядок», «общественная безопасность» и других смежных понятий.

Актуальность проблемы обусловлена потребностями нормотворческой и правоприменительной деятельности по обеспечению конституционного порядка. В современный период в процессе деятельности по обеспечению конституционного порядка формируются многосторонние правоотношения между элементами этой системы.

Ключевые слова: конституционный правопорядок, конституционный порядок, общественный порядок, правопорядок, национальная безопасность, конституционная безопасность.

Annotation. In the framework of ensuring constitutional order, a most important direction of the policy of the Russian state in accordance with Art. 7 of the Constitution of the Russian Federation is to create conditions ensuring a decent life and free development of a person. To implement this constitutional norm, the state creates the necessary mechanisms, one of which is the system for ensuring constitutional order and public security.

And improving the effectiveness of interaction between state and non-state actors in ensuring constitutional legal order is promoted by understanding the correlation of concepts of constitutional order, legal order, public order, public security and other related concepts.

The urgency of the problem lies in the need to develop rule-making and law enforcement activities to improve the effectiveness of the constitutional order. In the modern period, the process of ensuring constitutional order forms complex and multilateral legal relations between elements of the state-public system.

Keywords: constitutional legal order, constitutional order, public order, law order, national security, constitutional security.

В целях исследования обеспечения конституционного правопорядка появляется необходимость научного осмысления данного термина, обобщения его сущностных характеристик, содержания, а также его взаимосвязи и соотношения со смежными категориями: «конституционный порядок», «правопорядок», «общественный порядок», «общественная безопасность» и другими.

Под «конституционным порядком» в юридической науке понимается порядок, установленный в соответствии с нормами Конституции и основанных на ней законах, в котором организация и функционирование всей системы власти, отношения между властью и населением основаны на законе1. Обеспечение конституционного порядка является одним из основных направлений деятельности государства. Консти-

№ 2/2019

туция Российской Федерации устанавливает основы, принципы и характеристики «конституционного порядка», который образует ядро, сердцевину «общественного порядка»2.

При этом понятие «общественный порядок» является более широким, поскольку регулируется не только посредством правовых норм, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, традиций, нравственности и др.3. Однако при рассмотрении понятия «общественный порядок» следует учитывать, что одним из средств обеспечения общественного порядка является административное принуждение4.

Несмотря на схожесть деятельности по обеспечению общественного порядка и правопорядка, между ними имеются и различия, позволяющие дать более конкретное определение понятия «обеспечение общественного порядка», который является важнейшим элементом механизма обеспечения конституционного порядка и выражается в деятельности специально уполномоченных органов и организаций, направленной на обеспечение условий для соблюдения всеми участниками общественных отношений социальных норм, в интересах всего общества и государства, охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и иных прав людей, создающих благоприятные условия для их деятельности, а также для деятельности предприятий, учреждений, организаций5.

Таким образом, научное осмысление соотношения понятий «конституционный правопорядок», «конституционный порядок», «общественный порядок», «правопорядок» позволяет не только установить взаимосвязь и взаимозависимость между данными понятиями, обогатив тем самым науку конституционного и административного права, но и подвести научно разработанный понятийный аппарат под потребности решения насущных проблем совершенствования законодательства в области общественного порядка и национальной безопасности, очертить пределы участия как граждан, так и общественных объединений в деятельности по охране общественного порядка, определить их правовое положение в складывающихся отношениях, сделать его легальным6.

Вместе с тем толкование смысла определения понятия «конституционный порядок» позволяет сделать вывод о том, что оно тождественно понятию «правопорядок». Однако при более подробном изучении данной правовой категории и углубленном анализе содержания конституционных норм становится очевидным, что

«конституционный порядок» является более широким понятием, чем «правопорядок», поскольку отдельные конституционные нормы (нормы-принципы) представляют собой не только конкретные конституционные предписания для участников общественных отношений, но и рекомендации по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, свободное использование его способностей, ориентиров для его духовного совершенствования, гармонизации общественных отношений и др. (например, статьи 7, 8, 13, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 26 Конституции Российской Федерации и др.). То есть, нормы Конституции Российской Федерации не только регулируют основные вопросы общественного и государственного устройства, но и определяют «конфигурацию» всего спектра общественных отношений, базирующихся на моральных ценностях, традициях, патриотизме, вере в добро и справедливость7.

Проблема конституционного порядка неоднократно рассматривалась в контексте более широкой проблемы — проблемы социального порядка в обществе, изучаемой в классической теории социологии8. С точки зрения социологии применительно к регионам России конституционный порядок можно рассматривать как состояние упорядоченности отношений, как то, что Конституция России обладает значимостью, она уважительно воспринимается и с заинтересованностью исполняется9.

М.С. Басиев рассматривает понятие «конституционный правопорядок» с точки зрения института федерального вмешательства, чрезвычайного механизма обеспечения конституционного правопорядка на территории федеративного государства и определяет конституционный правопорядок как состояние соответствия существующих общественных отношений на определенной территории конституционной модели общественного и государственного устройства, заложенной в нормах Конституции и развивающей положения конституционного законодательства10. Иными словами, это воплощение верховенства права как важнейшего принципа концепции правового государства в государственно-правовой практике на всей территории федеративного государства.

А.В. Безруковым рассмотрена категория «правопорядок» в конституционно-правовом измерении; наряду со смежной категорией «конституционный правопорядок» данный автор вводит ее в конституционную доктрину; сущ-

№ 2/2019

ность конституционного правопорядка раскрывается в его работе в широком значении, интегрирующем социально-правовые характеристики правопорядка в целом исходя из положений конституционного законодательства, конкретизирующихся в отраслевом законодательстве11.

Отметим также, что необходимым условием эффективного функционирования механизма обеспечения правопорядка является конститу-ционализация правопорядка, а также предупреждение и минимизация конституционных рисков, к числу которых можно отнести дефектное конституционно-правовое регулирование, несогласованность и (или) расхождение в понимании уполномоченными субъектами положений Конституции России и международно-правовых норм, а также игнорирование конституционных ценностей, верховенства Конституции России и нарушение ее стабильности12.

Наряду с рассмотрением понятия «конституционный правопорядок» следует проанализировать его во взаимосвязи с «конституционной безопасностью», «общественной безопасностью». В самом общем виде под конституционной безопасностью федеративного государства следует понимать состояние защищенности ее конституционного строя от угроз различного характера, предполагающую сознательные действия субъектов конституционных правоотношений практически во всех социальных отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия личности, общества, государства13.

Конституционная безопасность, по мнению Ю.Г. Федотовой, представлена как гарантия безопасности конституционного строя Российской Федерации, обеспечение которой направлено на реализацию Конституции Российской Федерации14.

С.В. Кот под конституционной безопасностью понимает защищенность граждан, общества и государства от угроз в сфере общественных отношений, регулируемых нормами Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов; обеспечение конституционной безопасности является одним из принципов осуществления внутренней политики России15.

Понятие общественной безопасности закреплено в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г., где под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных цен-

ностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комплексный анализ положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции общественной безопасности в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что общественная безопасность, является видом национальной безопасности Российской Федерации.

В.М. Редкоус определяет понятие национальная безопасность как «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, достигаемая применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, обеспечивающая их устойчивое прогрессивное развитие»16.

Под государственной безопасностью В.М. Ред-коус понимает защищенность «государственного суверенитета, конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, информационной сферы и государственной тайны от внешних и внутренних угроз, разведывательных, террористических и иных противоправных посягательств специальных служб иностранных государств, а также организаций, отдельных групп и лиц, достигаемая применением системы мер политического, экономического, организационного, правового, военного, идеологического и иного характера, адекватным угрозам национальным интересам Российской Федерации как совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государ-ства»17.

Переход от использования категории «государственная безопасность» к категории «национальная безопасность» привел к обособлению ее самостоятельных видов (экономической, экологической, информационной, военной, продовольственной и ряда других)18.

Кроме того, анализируя исследования С.А. Димитровой, можно заключить, что безопасность государства является составной частью более широкого понятия «национальная безопасность».

№ 2/2019

Вместе с тем до настоящего времени среди ученых-юристов отсутствует единообразное понимание границ, структуры и содержания общественной безопасности19.

Таким образом, анализируя различные подходы к понятию «конституционный правопорядок», а также рассматривая термин «конституционный правопорядок» во взаимосвязи со смежными категориями, можно сделать некоторые выводы.

1. В настоящее время в науке конституционного права не сформировалось единого подхода к определению понятия «конституционный правопорядок». Некоторые исследователи предлагают унифицировать понятие «конституционный правопорядок», сделав акцент на понятии «правопорядок», однако это не совсем верно, поскольку в данном случае не используется весь потенциал конституционных норм, содержащих не только конкретные конституционные предписания для участников общественных отношений, но и нормы-принципы, нормы-цели, содержащие рекомендации по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, свободное использование его способностей, ориентиры для его духовного совершенствования, гармонизации общественных отношений и др.

2. В статье исследовано соотношение понятий «конституционный правопорядок», «конституционный порядок», «правопорядок», «общественный порядок», «конституционная безопасность», что позволяет не только установить взаимосвязь и взаимозависимость между данными понятиями, обогатив тем самым науку конституционного и административного права, но и подвести научно разработанный понятийный аппарат под потребности решения насущных проблем совершенствования законодательства в области конституционного правопорядка.

3. Деятельность по обеспечению конституционного правопорядка направлена также на устранение угроз национальной безопасности, включающей безопасность государства, общественную безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности; при этом конституционная безопасность является составляющей государственной безопасности.

1 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энциклопедия. словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2002.

2 Ястребова А.И. Конституционно-правовые основы деятельности общественных объединений в системе обеспечения общественного порядка в Российской Федера-

ции: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Рос. гос. социальный ун-т, 2012. С. 13—14.

3 Макарейко Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1996. С. 169.

4 Белое Е.В., Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовая охрана полицией общественного порядка (на примере противодействия мелкому хулиганству). // Гос-во и право. 2018. № 4. С. 46—55.

5 Ястребова А.И. Конституционно-правовые основы деятельности общественных объединений. С. 62—63.

6 Anna I. Yastrebova, Aleksandr S. Salomatkin, Roman M. Dzhavakhyan, Vladimir M. Redkous, Vladimir I. Filonov. Civil Public Organizations for Providing a Public Order and their Role in Forming of Civil Society // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. VII. Issue 2(16). P. 417—425.

7 Ястребова А.И. Соотношение понятий «общественный порядок», «правопорядок», «конституционный порядок» // Закон и право. 2013. № 12. С. 15—18.

8 Прудников А.С. Конституционный порядок и национальная безопасность — базовые основы жизнедеятельности государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2008. № 10. С. 139—140.

9 Казанцев В.Г. Конституционный порядок в регионах федерации: социологический анализ: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 282.

10 Басиев М.С. Институт федерального вмешательства как чрезвычайный механизм обеспечения конституционного правопорядка на территории федеративного государства: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РУДН, 2007.

11 Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург; Уральская гос. юрид. академия, 2017.

12 Там же.

13 Димитрова СА. Обеспечение конституционной безопасности федеративного государства в условиях современного развития Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: Автореф. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2007.

14 Федотова Ю.Г. Безопасность конституционного строя Российской Федерации: Монография. М.: Юрлитин-форм, 2015.

15 Кот С.В. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению конституционной безопасности Российской Федерации: Автореф. . канд. юрид. наук. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2004.

16 Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Автореф. . д-ра юрид. наук. М., 2011.

17 Там же.

18 Там же.

19 Anna I. Yastrebova, Aleksandr I. Stakhov, Pavel A Merkulov, Tatyana Y. Suchkova, Vladimir I. Filonov, Evgeniia S. Matveeva. Constitutional-legal and administrative-legal aspects of statutory regulation and maintenance of public security in the Russian Federation by the state and private actors. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Т. 8. № 1. С. 272—290.

№ 2/2019

Библиографический список

1. Басиев М.С. Институт федерального вмешательства как чрезвычайный механизм обеспечения конституционного правопорядка на территории федеративного государства: сравнительно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РУДН, 2007. 23 с.

2. Безруков A.B. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург; Уральская гос. юрид. академия, 2017. 51 с.

3. Белов EB., Костенников MB., Куракин A.B. Административно-правовая охрана полицией общественного порядка (на примере противодействия мелкому хулиганству). // Гос-во и право. 2018. № 4. С. 46—55.

4. Димитрова CA Обеспечение конституционной безопасности федеративного государства в условиях современного развития Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: Автореф. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2007. 25 с.

5. Иванец Г.И., Калинский И.В., Черво-нюк В.И. Конституционное право России: Эн-циклопедич. словарь / Под общ. ред. В.И. Чер-вонюка. М.: Юрид. лит., 2002.

6. Казанцев В.Г. Конституционный порядок в регионах федерации: социологический анализ: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

7. Кот C.B. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению конституционной безопасности Российской Федерации: Автореф. . канд. юрид. наук. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2004. 26 с.

8. Макарейко H.B. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1996.

9. Прудников АС. Конституционный порядок и национальная безопасность — базовые основы жизнедеятельности государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2008. № 10. С. 139—140.

10. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 47 с.

11. Федотова Ю.Г. Безопасность конституционного строя Российской Федерации: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 302с.

12. Ястребова А.И. Конституционно-правовые основы деятельности общественных объединений в системе обеспечения общественного порядка в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М.: Рос. гос. социальный ун-т, 2012. 209 с.

13. Ястребова А.И. Соотношение понятий «общественный порядок», «правопорядок», «конституционный порядок» // Закон и право. 2013. № 12. С. 15—18.

14. Anna I. Yastrebova, Aleksandr S. Salo-matkin, Roman M. Dzhavakhyan, Vladimir M. Redkous, Vladimir I. Filonov. Civil Public Organizations for Providing a Public Order and their Role in Forming of Civil Society // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. VII. Issue 2(16). P. 417—425.

15. Anna I. Yastrebova, Aleksandr I. Stakhov, Pavel A Merkulov, Tatyana Y. Suchkova, Vladimir I. Filonov, Evgeniia S. Matveeva. Constitutional-legal and administrative-legal aspects of statutory regulation and maintenance of public security in the Russian Federation by the state and private actors. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. T. 8. № 1. С. 272—290.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.