Научная статья на тему 'Проблемы формирования конституционной доктрины национальной безопасности российской Федерации'

Проблемы формирования конституционной доктрины национальной безопасности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ДОКТРИНА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CONSTITUTION / NATIONAL SECURITY / CONSTITUTIONAL DOCTRINE / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чапчиков Сергей Юрьевич

Статья посвящена проблемам формирования конституционной доктрины национальной безопасности, ее роли в государственном строительстве, как важнейшего инструмента обеспечения юридической безопасности личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of the constitutional doctrine of national security of the Russian Federation

The article is devoted to problems of formation of the constitutional doctrine of national security and its role in nation building as an essential tool to provide legal security for individuals, society and state

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования конституционной доктрины национальной безопасности российской Федерации»

1.3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ДОКТРИНЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чапчиков Сергей Юрьевич, к.ю.н. Место работы: кафедра правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО (У) МИД России. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам формирования конституционной доктрины национальной безопасности, ее роли в государственном строительстве, как важнейшего инструмента обеспечения юридической безопасности личности, общества и государства.

Ключевые слова: Конституция, национальная безопасность, конституционная доктрина, национальные интересы, стратегия национальной безопасности.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE CONSTITUTIONAL DOCTRINE OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Chapchikov Sergey Yuriyevich, PhD at law. Place of employment: Department of Legal Support for Administrative Work, the International Institute of Administration, MGIMO(U) under MFA of Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to problems of formation of the constitutional doctrine of national security and its role in nation building as an essential tool to provide legal security for individuals, society and state. Keywords: Constitution, national security,

constitutional doctrine, national interests, national security strategy.

Среди проблем государственного строительства в современных условиях особое значение приобретают проблемы национальной безопасности. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.

Обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития государств в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями их благосостояния. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.

Растет уязвимость членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.

Складывается качественно новая геополитическая ситуация благодаря укреплению новых центров экономического роста и политического влияния. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил [1]. Негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации оказывают рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Уси-

ливается глобальное информационное противоборство, возрастают угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социальноэкономическому развитию и демократическим институтам. Обостряется мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастают угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами [1]. В этой ситуации обеспечение национальной безопасности стало центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие силы, средства и ресурсы, специальные структуры, управленческие кадры и специалисты-профессионалы, научное, организационное, правовое и иное обеспечение, единая выверенная и взвешенная политика национальной безопасности, охватывающая все основные сферы жизни и деятельности общества и государства и самое главное, в условиях демократического правового государства надежная и эффективная правовая база.

На современном этапе одной из важнейших задач юридической науки развития Российского государства является выработка научно обоснованных рекомендаций по развитию и правовому обеспечению государственного управления национальной безопасностью. Научная обоснованность правового воздействия может быть достигнута при условии всестороннего анализа государственно-правовых явлений, правильного определения сущности подвергаемых регулированию общественных отношений, познания глубоких внутренних взаимосвязей, тенденций этих отношений.

Наиболее эффективное решение этой задачи, как представляется, возможно в рамках четкого определения концептуальных ориентиров. Такие ориентиры, нацеленные на системное правовое видение сущности национальной безопасности и механизмов ее реализации могут быть определены на основе конституционной доктрины национальной безопасности.

Исследовательский интерес к вопросам становления и развития конституционной доктрины национальной безопасности предопределен также тем, что процесс политико-правового реформирования всех сторон государственной и общественной жизни России не завершен. Проблема преодоления разрыва между конституционной теорией и практикой сегодня приобретает особое звучание. Именно конституционная доктрина как центральное звено, фокусирующее в своих положениях практический ракурс фундаментальных научных проблем, способна стать точкой отсчета конструктивной консолидации усилий ученых, политиков, государственных деятелей по созданию конституционного правопорядка, отвечающего интересам отдельной личности, всего общества и государства.

Актуальность доктринальной формы освоения социальной и юридической действительности обусловлена типом рамочной, открытой, самодостаточной модели Конституции, избранной Российской Федерацией. Это Конституция, которая живет, развивается, модернизируется в содержательном плане. Конституционная доктрина - резерв правовой интерпретации и адаптации конституционных норм, который надлежит использовать в полной мере. Роль конституционной доктрины со временем будет возрастать и соответствующие исследования данного теоретико-правового феномена

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ДОКТРИНЫ

Чапчиков С.Ю.

не только раскроют ее исторические возможности как важнейшего фактора и условия перехода России к стратегии устойчивого развития, но и позволят работать на перспективу.

В условиях идеологического и политического многообразия, существенного усложнения правовой системы, наличия различных типов правопонимания национальная безопасность обеспечивается в первую очередь за счет восприятия и принятия к руководству политиками и юристами единых подходов к оценке явлений окружающей действительности. Конституционная доктрина призвана сформировать единые стандарты конституционности правотворчества и правоприменения, не ущемляя при этом академической свободы — важнейшего элемента демократии.

Доктрина завоевывает позиции в качестве источника права [2]. Постановка проблемы о признании конституционной доктрины субсидиарным, вторичным источником права ведущей отрасли российского права требует глубокой теоретической разработки вопросов ее правовой природы, процесса формализации, способов выражения, регулятивных свойствах, степени обязательности, выполняемых функциях и определения места, занимаемого ею в правовой системе страны.

Обращение к конституционной доктрине не только как к особому теоретическому образованию в системе науки конституционного права, универсальному средству накопления и передачи правовой информации, способу освоения общественного бытия, но и субсидиарному источнику права — один из приемов совершенствования Конституции. В таком качестве конституционная доктрина компенсирует лаконичность конституционных положений, обеспечивает их

теоретическую полноту и правовую определенность, раскрывает их нормативное содержание.

Большое значение в условиях поиска общественных идеалов, общенациональной идеи, способной консолидировать российское общество для решения задач обеспечения стабильности власти, экономического роста и социального развития, повышения стандартов жизни населения, последовательной и эффективной защиты прав человека и гражданина, формирования гражданского общества, борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и сепаратизмом имеют мировоззренческие установки Основного Закона. Конституционная доктрина формирует философию Конституции, базирующуюся на идее ограничения государственной власти правовым законом, цивилизованного разрешения социальных и правовых конфликтов, утверждая, таким образом, конституционный стиль мышления и соответствующую ему конституционно-правовую культуру, основанную на принципах гуманизма, социального партнерства, равенства и свободы.

Важен международно-правовой аспект проблемы. Конституционная самоидентификация России, определяющая идентичность российской государственности, происходит на фоне конкуренции двух основополагающих тенденций: формирования глобального конституционного идеала, общепризнанных стандартов конституционных ценностей и расширения конституционно-правового разнообразия, предполагающего сохранение самобытности каждой страны. В этих условиях конституционная доктрина приобретает качества фактора целостности государства.

Формирование конституционной доктрины безопасности, что является важной задачей теории и практики современного российского конституционализма, долж-

но базироваться: во-первых, на признании решающего значения Конституции в системе правовых средств сбалансированного обеспечения безопасности личности, общества и государства; во-вторых, на последовательной конкретизации конституционных начал безопасности в текущем законодательстве, а также активном использовании нормативно-доктринального потенциала решений Конституционного Суда РФ по проблемам безопасности личности, общества, государства; в-третьих, на системе реальных (фактических) отношений безопасности, определяющих режим статусного состояния личности, общества, государства, который приобретает конституционные характеристики, а сама система безопасности становится конституционной безопасностью. В нашей стране лишь формируется правовая база для эффективного обеспечения национальной безопасности. Специфика состояния системы правовых актов в сфере национальной безопасности заключается в отсутствии федеральных законов по основополагающим направлениям и регулировании наиболее актуальных отношений так называемыми актами “второго уровня”. Все это выдвигает на первый план задачу формулирования концепции доктрины безопасности в единстве ее нормативных, доктринальных и правореализационных характеристик.

При достаточно большом внимании правовой науки к проблемам безопасности, подтверждением чего являются появившиеся в последнее время новые работы по соответствующей проблематике [3, 4, 5, 6, 7], есть все основания констатировать отсутствие у нас научно обоснованной конституционной доктрины безопасности. С учетом общих подходов к пониманию конституционной доктрины, выработанных конституционноправовой наукой [8], следует исходить из того, что конституционная доктрина безопасности личности, общества и государства должна представлять собой органическое единство научно-теоретических (концептуальных), программно-политических (директивных) и нормативно-правовых (среди которых на первом месте - конституционные) положений, отражающих цели, задачи, средства достижения состояния защищенности личности, общества и государства на основе баланса их личных и публичных интересов, обеспечения конституционных прав и свобод, суверенитета, территориальной целостности и устойчивого развития Российской Федерации в современном мире. Выработка такой доктрины с учетом новых внутренних и внешних, в том числе геополитических, условий развития российской государственности - важная задача современного российского конституционализма.

При ее решении необходимо исходить из того непреложного факта, что при всей важности и высоком удельном весе политических, директивных начал в доктрине безопасности личности, общества и государства сама сфера этих отношений свидетельствует о безусловном приоритете и решающем значении Конституции в системе политических и правовых средств сбалансированного обеспечения национальной безопасности. При этом в методологическом плане исходные начала конституционной доктрины безопасности предопределяются самой сущностью Конституции.

Именно сущность Конституции призвана отражать основополагающие качественные характеристики общества, государства и личности в их соотношении и противоречивых взаимосвязях. В этом плане Конституция может рассматриваться как порождение, а в определенной степени - отражение социальных проти-

воречии, а также как нормативно-правовая основа для их разрешения, средство достижения баланса интересов во взаимоотношениях личности, общества и государства. [9]

Другими словами, сущностная характеристика Конституции проявляется в том, что она (Конституция) является юридически узаконенным балансом интересов всех социальных групп общества, мерой достигнутого в обществе и государстве баланса между властью и свободой. Именно на этой основе становится возможным достижение реальной, конституционно гарантированной безопасности личности, общества и государства. Это находит свое подтверждение во всей системе конституционных институтов.

Определяющее значение, с точки зрения обеспечения конституционной безопасности, имеют, естественно, институты конституционного строя. Именно в них находят свое воплощение, с одной стороны, основополагающие характеристики общества и государства (посредством категорий суверенитета, демократического правового социального государства, экономического и политического плюрализма и т.д.) и, с другой -важнейшие принципы (основы), на которых только и возможно обеспечение баланса интересов общества, государства и личности, безопасного существования и развития социума.

Следующим фактором безопасности, который необходимо учитывать при выработке ее конституционной доктрины, является конституционный институт прав и свобод человека и гражданина. Он служит важнейшей характеристикой не только безопасности личности, но не в меньшей степени и общества, государства, институтов конституционного строя России с точки зрения цивилизационных, общедемократических стандартов и закономерностей их развития в режиме поиска баланса между интересами государства и личности, ценностями власти и свободы. Права человека, безопасность личности являются действенным средством обеспечения гражданского мира и согласия в обществе, важнейшим фактором формирования конституционной доктрины национальной безопасности Российской Федерации.

Список литературы:

1. Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537// Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, N 20. Ст. 2444

2. Лазарев В. В. Поиск права // Журнал российского права. 2004. №7

3. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России. Изд-во Саратовского ун-та, 2002

4. Кузенков В.А. Конституционно-правовые основы обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации. Автор. дисс. на соискание уч. степени канд. юрид. наук. Челябинск 2006

5. Данилейко В. В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России. Автор. дисс. на соискание уч. степени канд. юрид. наук. Санкт-Петербург 2010

6. Мурадян Э.Р. Конституционно-правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности. Автор. дисс. на соискание уч. степени канд. юрид. наук. Челябинск 2011

7. Макуев Р.Х. Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации. // Государство и право. 2010, № 8, С. 33-42

8. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

9. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом РФ. М.: Юстицинформ, 2005. - С. 17-26.

Literature list:

1. The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. Approved by Presidential Decree of 12 May 2009 N 537 / / Collected Legislation of the Russian Federation, 18.05.2009, N 20. Of Art. 2444

2. Lazarev VV Find the right / / Journal of Russian law. 2004. Number 7

3. Mamonov V. The constitutional basis of Russian national security. Univ of Saratov University Press, 2002

4. Kuzenkov VA Constitutional and legal framework for ensuring public safety in the Russian Federation. The Author. diss. for obtaining the Account. Ph.D. degree. Juridical. of Sciences. Chelyabinsk 2006

5. Danileiko V. Theoretical and legal issues of national security of Russia. The Author. diss. for obtaining the Account. Ph.D. degree. Juridical. of Sciences. St. Petersburg 2031.0 Mouradian ER Constitutional and legal framework of human interaction and the state in ensuring human security. The Author. diss. for obtaining the Account. Ph.D. degree. Juridical. of Sciences. Chelyabinsk in 2011

7. Makua AD Updating of the state's role in national security in a globalizing world. / / State and Law. 2010, № 8, pp. 33-42

8. Pryakhin TM The constitutional doctrine of the Russian Federation. M.: UNITY-DANA, 2006.

9. NS Bondar Power and freedom in the balance of constitutional justice: human rights by the Constitutional Court of Russia. M. Yustitsinform, 2005. - S. 17-26.

на статью С.Ю. Чапчикова «Проблемы формирования конституционной доктрины национальной безопасности

Все более возрастающая роль и значение юридической доктрины в процессе формирования и реализации современной правовой политики, безусловно, требует от юридической науки пристального внимания к проблемам формирования юридической доктрины и в первую очередь в части формирования конституционной доктрины национальной

Актуальность рассматриваемой автором темы предопределенна теми процессами глобализации, которые происходят в мире, и повышением общественной опасности связанной с открытостью границ и свободой беспрепятственного передвижения между странами.

В целом работа выполнена на достаточно высоком уровне, с соблюдением требований предъявляемых к научным исследованиям

Рецензируемая статья может быть рекомендована к публикации в журналах, включенных в перечень ВАК.

Заслуженный работник науки и образования, кандидат юридических наук ,профессор Р.

Р.В. Пузиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.