УДК 34.342 ББК 67.73
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ДОКТРИНАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И ПОДХОДОВ ЗАКОНОДАТЕЛЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА
«БЕЗОПАСНОСТЬ» (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ ГРИГОРЬЕВ,
кандидат юридических наук, оперуполномоченный по особо важным делам Отдела анализа, оценки и прогнозирования состояния собственной безопасности и противодействия коррупции Управления стратегического развития в сфере обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции ГУСБ МВД России, подполковник полиции Рецензент: ведущий эксперт отдела мониторинга законодательства и правовой пропаганды Управления правовой информации Договорно-правового департамента МВД России Г. Р. Мурсалимов,
кандидат юридических наук. Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. При рассмотрении существующих в отечественной конституционно-правовой доктрине подходов к определению содержания термина «безопасность» в статье подчеркивается взаимосвязь позиций, выработанных конституционно-правовой наукой с вопросами законодательного обеспечения и (или) регулирования того или иного аспекта национальной безопасности. При этом отмечается, что указанная взаимосвязь в настоящее время требует более пристального внимания современных исследователей, в связи с чем в работе на основе комплексного подхода рассмотрены как позиции ведущих ученых-конституционалистов и диссертационные исследования, посвященные тем или иным аспектам обеспечения безопасности личности, общества или государства в целом, защищенные по научной специальности 12.00.02 «конституционное право; муниципальное право», так и ряд других подходов, сформировавшихся в рамках правовой доктрины в целом.
Ключевые слова: «правовая доктрина», «конституционная доктрина», «конституционная безопасность», «национальная безопасность», «экономическая безопасность», «общественная безопасность», «экологическая безопасность», «информационная безопасность», «безопасность личности», конституционное прогнозирование.
Annotation. By consideration of the approaches to definition of the contents of the term "safety" existing in the domestic constitutional and legal doctrine in article the interrelation of the positions developed by constitutional and legal science with questions of legislative providing and (or) regulation of this or that aspect of national security is emphasized. Thus it is noted that the specified interrelation demands now closer attention of modern researchers in this connection in work on the basis of an integrated approach are considered as a position of the leading scientists-constitutionalists and the dissertation researches devoted to these or those aspects of safety of the personality, society or state in general, protected on scientific specialty 12.00.02 "a constitutional right; the municipal right", and some other the approaches created within the legal doctrine in general.
Keywords: "the legal doctrine", "the constitutional doctrine", "the constitutional safety", "national security", "economic security", "public safety", "ecological safety", "information security", "safety of the personality", constitutional forecasting.
Эффективность решения стоящих перед органами внутренних дел задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства находится в прямой зависимости от четкой их постановки, ясности правовых формулировок, а также от строго определенного толкования базовых терминов в рассматриваемой сфере, в связи с чем, на наш взгляд, представляется достаточно важным при осуществлении соответствую-
щих функций оперировать категориями и терминами, содержание которых строго определено законодателем либо становится предельно ясным в ходе анализа данных правоприменительной практики.
При этом следует учитывать, что, по мнению ряда исследователей, «понятийный аппарат теории безопасности продолжает оставаться весьма ожесточенной ареной противоборства различных идей и взглядов...
Питательной почвой для него выступают действующее российское законодательство и многочисленные документы стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в которых наблюдается чрезвычайно пестрая картинка терминов, понятий и определений в данной области, а разработчики Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» вместо того, чтобы расставить все точки над <а», решили вообще обойти стороной данный сложнейший вопрос, создав тем самым дополнительную пищу ученым для размышлений» [50, С. 16].
Рассматривая подходы к определению содержания термина «безопасность» в законодательстве Российской Федерации и правовой доктрине, отметим, что в самом общем виде доктрину характеризуют как авторитетное мнение ученых, выраженное в форме принципов, теорий, концепций; это в полной мере относится и к конституционной доктрине [1].
В современной научной литературе проводятся различия между понятиями «доктрина конституционного права», «официальная конституционная доктрина», «конституционная доктрина», «доктрина конституционализма», «доктрина и логика конституции» и «конституционно-правовая доктрина» [2].
Отчасти разделяя позицию о том, что «конституционная доктрина» понимается в узком смысле в отличие от категории «конституционно-правовая доктрина», равнозначной теории конституционного права в совокупности всех ее структурных элементов и качеств [3, С. 65], подчеркнем, что не случайно в качестве обязательных требований к современным диссертационным исследованиям на одном из первых мест выделяется не только их теоретическая, но и практическая значимость. Хотелось бы отметить, что, несмотря на наметившуюся тенденцию, по мнению ряда специалистов, «снижения качества диссертационных исследований», безусловно, сам факт защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата или, что особенно важно — доктора юридических наук, должен свидетельствовать о «признании и уважении» со стороны юридического корпуса [4].
В подтверждение избранной автором позиции подчеркнем, что ценность конституционного права как науки заключается, прежде всего, в том, что «данная отрасль юридических знаний, теснейшим образом соприкасаясь с общей теорией права и философией права, выступает методологической основой для современной юриспруденции. При этом получающие обоснование в науке конституционного права понятия и категории имеют универсальное межотраслевое значение» [5, С. 6].
В этой связи, рассматривая подходы к определению содержания термина «безопасность» в конституционно-правовой доктрине, в рамках настоящей статьи следовало бы главным образом рассмотреть позиции ведущих ученых-конституционалистов и диссертационные исследования, посвященные тем или
иным аспектам обеспечения безопасности личности, общества или государства в целом, защищенные по научной специальности 12.00.02 «конституционное право; муниципальное право» [6].
Вместе с тем, «безопасность — понятие очень сложное. Его надо осмысливать с позиций комплексного подхода, с учетом междисциплинарного предназначения. Здесь в одинаковой степени важны и экономические, и политические, и правовые, и экологические, и информационные, и военные, и другие аспекты» [7, С. 186]. Кроме того, существующий плюрализм определений безопасности связан с фундаментальностью самого явления безопасности, его многогранностью, в связи с чем такой сложный характер проблемы обеспечения безопасности проявляется «в различных по содержанию понятийных категориях, разработка которых предполагает как дифференцированный, так и интеграционный подходы на основе использования комплексных данных философии, права, истории, социологии и иных отраслей научного знания как теоретико-методологической основы познания» [8, С. 6].
В этой связи с учетом того, что в настоящее время юридическая наука переживает новый этап своего развития, «требующий переосмысления ряда научно-правовых концепций, их адаптации к современным условиям» [9, С. 4], а «право не может развиваться, не опираясь на знания, научные разработки прошлого; преемственность — одна из важнейших черт правовой науки, которая позволяет формулировать новые научные концепции, а также создавать новые научные школы» [10, С. 5], считаем, что с применением в исследуемом нами вопросе комплексного (интеграционного) подхода могут появиться и новые методики исследования тех или иных аспектов значения термина «безопасность» [11].
Рассматривая понятие «безопасность» как юридическую категорию, отметим, что данный термин достаточно часто встречается в основополагающих нормативных правовых актах российского государства, а определение его содержания на законодательном уровне впервые произошло в 1992 году [12]. Так, Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» установил: «безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [13]. Это определение основывается на лингвистическом представлении о безопасности как «отсутствии опасности, сохранности, надежности» [14, С. 67] или «положении, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь» [15, С. 38]. По мнению ряда исследователей, тем самым законодатель подчеркивает, что «безопасность выступает в качестве определенного социального явления со всеми присущими ему свойствами, важного социального блага, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры» [16, С. 12].
Разделяя позиции законодателя, отдельными исследователями отмечается, что под национальной
безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства, а сам термин можно рассматривать в совокупности различных видов безопасности: политической, экономической, военной, социальной, информационной, духовной и т.д» [17].
Вместе с тем, «безопасность» довольно часто трактуется как способность объекта (или явления) сохранять при наличии деструктивных, дезорганизующих воздействий (внешних и/или внутренних) свои важнейшие, системообразующие свойства, основные характеристики и параметры, потеря которых может привести к тому, что объект (явление) утрачивает свою сущность, перестает быть самим собой [18].
Ряд исследователей под безопасностью понимает систему гарантий, обеспечивающую явлению его нормальное развитие. А.А. Стрельцов понимает безопасность объекта через безопасность его свойств [19, С. 12].
В качестве объектов защиты во многих научных работах, посвященных тем или иным аспектам безопасности, указаны «интересы», «потребности», «идеалы», «традиции» и т.п., но не их носители. Согласно позиции Г.А. Атаманова, это представляется довольно странным, потому что при таком подходе следует, что уничтожение носителя интересов — человека, нации, — не представляет никакой опасности. Ведь потребности, интересы, идеалы при этом не страдают. Отрыв интересов, потребностей и т.п. от их носителя делает понятие безопасности бессмысленным [18, С. 21].
Еще большее разнообразие, нежели в определениях безопасности, наблюдается в вопросах классификации безопасности. Это обусловлено полиструктурностью природы безопасности, в связи с чем она может быть классифицирована по целому ряду оснований в зависимости от выделения конкретных аспектов проблемы. И, видимо, правы авторы, отмечая, что большинство исследователей, структурируя виды и формы безопасности, на самом деле классифицируют угрозы и опасности для систем, вольно или невольно подразумевая, что безопасность для каждой из этих систем — единое целое [20, С. 157].
По мнению Е. Макаренкова, С. Павлова, необходимо различать уровни безопасности: 1 — безопасность личности, 2 — безопасность общества (нации), 3 — безопасность государства как аппарата власти и управления, 4 -региональная безопасность [21], 5 — безопасность человечества, то есть международная безопасность [17].
Определенный интерес представляет и точка зрения О.А. Белькова, который определяет безопасность как «состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленным природой и ею определяемым функционированием» [22, С. 91].
Например, Н.Д. Казаков определяет безопасность
как «динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельности по защите от внутренних и внешних угроз, по обеспечению таких внутренних и внешних условий существования государства, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан».
Это понятие превратилось в комплексное, междисциплинарное и интегративное, отражающее в данном качестве жизненно важные интересы развития личности, общества и государства [23]. Здесь необходимо отметить, что Н.Д. Казаков выступает как сторонник обеспечения безопасности человека и общества исключительно через безопасность институтов государства.
Интересным представляется подход М.А. Лескова к пониманию безопасности через гомеостазисный подход. Он отмечает, что безопасность необходимо рассматривать как явление, тождественное гомеоста-зису системы, «под которым принято понимать тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состояний в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах» [24, С. 167].
В целом, по мнению А.К. Есаяна, изучение позиций ученых относительно понятия «безопасность» позволяет сформулировать ее определение: «безопасность — состояние защищенности человеческих потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз» [16, С. 13].
Вместе с тем, согласно позиции С.В. Степашина российский Закон [25] не определяет перечень жизненно важных интересов и критерии оценки степени их защищенности, не конкретизирует виды безопасности из-за множества сфер, требующих защиты со стороны государства [26, С. 13].
Таким образом, первая группа ученых, рассматривавших данную проблематику, соглашаются с пониманием безопасности, закрепленным в Законе Российской Федерации «О безопасности», вторая же считает, «что такое понятие безопасности слишком абстрактно, а, следовательно, его теоретическая и практическая значимость невелика» [27]; по их мнению, «в данном термине отсутствуют его сущностные элементы: объекты безопасности; обстоятельства, угрожающие безопасности; субъекты обеспечения безопасности; силы и средства субъектов обеспечения безопасности» [28].
В этой связи подчеркнем, что в настоящее время единственным актом, содержащим определение термина «национальная безопасность» является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, согласно которой «национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достой-
ные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [29].
Впоследствии указанная позиция нашла отражение и в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [30], согласно которому базовым термином является понятие «национальная безопасность», включающая в себя безопасность государства, общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности, а также иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации [31].
Продолжая рассматривать так называемые государственные доктринальные источники, с целью понять логику законодателя, отметим, что согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146, военная безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять [32]. Очевидно, что в определении содержания понятия «военная безопасность» ключевым является вопрос о жизненно важных интересах личности, общества и государства в соответствующей сфере[51].
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [33].
20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, согласно которой «под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [34].
Возвращаясь к рассмотрению положений федерального законодательства, отметим, что в дальнейшем избранный законодателем подход был повторен — свидетельством тому целый перечень нормативных правовых актов (федеральных законов), не только на-
зывающих, но и определяющих понятие конкретного вида безопасности в основном как «состояние защищенности» [35].
В целом, на наш взгляд, в рассмотренных примерах законодателем предпринята попытка определить значение термина «безопасность» как какое-либо состояние защищенности объекта защиты либо его жизненно важных интересов либо как свойство объекта, при котором обеспечивается подобное состояние. При этом рассмотренные варианты определения понятия «безопасность» в большей степени связаны с его закреплением на нормативном правовом уровне, однако, считаем, что порой именно сформулированное в научной доктрине понятие становится определением, содержащимся в законе [36]. С другой стороны, по мнению ряда авторов, непоследовательность и в целом недостатки развития законодательства Российской Федерации связаны с тем, что не разработка учений, взглядов, научных позиций обусловливает формирование доктрины, а, напротив, «поточное» законодательство вынуждает создавать так называемые доктрины его применения [37, С. 4].
В этой связи, обращаясь собственно к конституционно-правовым аспектам доктринального подхода отметим, что в теории конституционного права, на наш взгляд, в том числе и с указанной выше целью, в настоящее время общепризнанными (по мнению автора) являются следующие подходы: подходы к определению содержания категорий «конституционная безопасность» [38], «национальная безопасность» [39], «экономическая безопасность» [40], «общественная безопасность» [41], «экологическая безопасность» [42], «информационная безопасность» [43], «безопасность личности» [44]. При этом современными исследователями рассматриваются и отдельные аспекты обеспечения безопасности в системе органов местного самоуправления [45], обеспечения безопасности Президента Российской Федерации [46] и даже религиозной безопасности [47].
Указанные авторы внесли безусловный и существенный вклад в исследование сущности тех или иных аспектов категории «безопасность» в отечественной науке конституционного права, в которой, по сути, отражен подход, связанный с объектом, интересам которого причиняется вред либо создаются угроза его причинения. Соответственно, выделяется безопасность личности, общества, государства в целом. Однако, говоря о безопасности государства, многие авторы рассматривают безопасность не страны в целом, а отдельные ее составляющие либо безопасность конкретного региона или даже муниципального образования[52], причем, выделяя отдельные направления обеспечения безопасности на соответствующей территории. Кроме того, порою не проводится четкая граница между такими видами безопасности, как национальная, общественная, конституционная и государственная [48].
Тем не менее, общенаучное понятие «безопасность», имея историко-философские основания возникновения и развития, видоизменяется в своем прикладном содержании, но не теряет своей сущности [49, С. 12], а проведение комплексного и системного анализа соотношения подходов законодателя и ученых-юристов к определению его содержания с учетом современных и (или) прогнозируемых вызовов представляется весьма актуальным.
В этой связи представляется, что вопросы взаимосвязи позиций, выработанных конституционно-правовой доктриной, с учетом возможностей конституционного прогнозирования и при осуществлении стратегического планирования, с вопросами законодательного обеспечения и (или) регулирования того или иного аспекта национальной безопасности в настоящее время требуют более пристального внимания современных исследователей.
Литература
1. См. — Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 23. Таким образом, доктринальными следует считать только те научные взгляды, которые пользуются авторитетом среди юристов и в обществе, являются общепринятыми и применяются на практике в правотворчестве и правореализации, а «правовая доктрина как понятие пересекается с правовой наукой, но не является тождественной ей, поскольку юридическая наука включает в себя помимо общепринятых, авторитетных и практически востребованных представлений и другие взгляды, не имеющие признания и уважения юридического корпуса, а потому лишенных практического значения». — Подробнее — см. Бош-но С.В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права, 2003, № 12. С. 73.
2. См., например, Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1997, № 3. С. 65, Колюшин Е.И. Конституционное (государственное право) России: курс лекций. — М., 1999. С. 19, Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение, 2001, № 4.С. 65, Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации: научное издание. — М., 2006. С.27., Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. — М., 2002. С. 12-13 и др.
3. Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1997, № 3.
4. Словом, по нашему мнению, рассматривая значение термина «конституционно-правовая доктрина», в первую очередь следует вести речь о достижениях либо результатах, полученных конституционно-право-
вой наукой.
5. Бондарь Н.С. Российское конституционное право в ценностном измерении: как правовой отрасли, юридической науки, учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право, 2013, № 11. С. 6.
6. Более подробное обоснование указанной авторской позиции — см.: Григорьев И.Б. К вопросу о подходах к определению содержания термина «конституционно-правовая доктрина Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности в России: Сборник статей. — М.: Научно-исследовательский центр финансовой безопасности, 2013. С. 45-56, Некоторые проблемные вопросы определения сущности и содержания категории «конституционно-правовая доктрина» // Всероссийская научно-практическая конференция «Взаимодействие государства и общества: новые тенденции». Сборник научных статей. Издание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — М., 2013. С.12-14.
7. Теория государства и права. Учебник / Под ред. проф. А.Г. Хабибулина, проф. В.В. Лазарева. 3-е, пере-раб. и доп. изд-е. — М., 2009 . С.186.
8. Абрамов В.В., Белых В.С. Теоретико-правовые проблемы понятия «безопасность» в гражданском праве // Гражданское право, 2012, № 2. С. 3 — 9.
9. Плюгина И.В., Мещерякова М.А., Нанба С.Б., Золотова О.А. Наследие юридической науки и современность (V Международная школа молодых ученых-юристов») // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2010, № 3 (22). С.4.
10. Хабриева Т.Я. Выступление на открытии V Международной школы молодых ученых-юристов «Наследие юридической науки и современность» // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2010, № 3 (22). С.4-5.
11. Таким образом, в рамках настоящей работы рассмотрим и иные — не имеющие непосредственного отношения к науке конституционного права, но важные, на наш взгляд, для дальнейшего ее развития — подходы к определению содержания исследуемой категории.
12. С этого момента, по нашему мнению, началось развитие и отечественной конституционно-правовой науки по исследуемой нами проблеме, да и самого законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения того или аспекта безопасности, соответственно, личности, общества, государства или его территориальных образований, на современном этапе.
13. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
14. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1978. С. 67.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 38.
16. Есаян А.К. «Национальная безопасность» как правовая категория // Государственная власть и местное самоуправление, 2009, № 8. С. 12.
17. Макаренков Е., Павлов С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России // http://www.Naukaxxi.ru/materials/76.
18. Атаманов Г.А. Диалектика безопасности // Межвузовский научный сборник «Национальная безопасность России в перспективах современного развития».- Саратов, 2005. С. 21.
19. Стрельцов А.А. Содержание понятия «обеспечение информационной безопасности» // Информационное общество.- 2001.- № 4. С.10-16.
20. Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. — М.: Издательство МГУК, Издательский дом «Друг», 2001. С. 157.
21. Речь, например, может идти об обеспечении безопасности Содружества Независимых Государств, Европейского региона, Азиатско-Тихоокеанского и т.д. Региональная безопасность — состояние межгосударственного сотрудничества, отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечивается социально-политическая стабильность в регионе, осуществляется успешное противодействие военным опасностям и угрозам извне и внутри него, давлению или агрессии против государства региона.
22. Бельков О.А. Понятийно-категорический аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 3(19). С. 91.
23. Казаков Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления). М., 1994. С. 62 — 63.
24. Лесков М.А. Гомеостатические процессы и теория безопасности // Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 4(20). С. 67
25. В данном контексте речь идет о Законе Российской Федерации «О безопасности» 1992 года.
26. Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые аспекты): Монография. 1994. С. 12 — 14.
27. Национальная безопасность и роль ОВД в ее обеспечении. — М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 10; Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. С. 6.
28. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-территориальные средства ее обеспечения. М., 1998. С. 5.
29. Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2444. Далее — Стратегия.
30. Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 2.
31. По всей видимости, учитывая стремительную динамику возникновения современных вызовов и
угроз тем или иным сферам общественной жизни, законодателем предпринят подход отказа от выделения исчерпывающего перечня видов, тех или иных аспектов обеспечения национальной безопасности, что, по нашему мнению, вполне практично и обеспечивает стабильность относительно нового законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем, выделяя экологическую, общественную безопасность, безопасность личности, употребляя словосочетание «безопасность государства», не упоминая при этом об экономической, военной, конституционной и целом ряде других выделяемых в отечественной конституционно-правовой науке и даже законодательстве видов национальной безопасности, возможно предположить, что, по мнению законодателя, они являются составными элементами термина «государственная безопасность».
32. Собрание законодательства РФ, 15.02.2010, № 7, ст. 724.
33. Собрание законодательства РФ, 01.02.2010, № 5, ст. 502. В данном документе содержится и понятие продовольственной безопасности Российской Федерации — это состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
34. http://www.kremlin.ru.
35. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3649; согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» «транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.02.2007, № 7, ст. 837; в соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации «авиационная безопасность» — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет: «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий
и их последствий // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4873; согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» под ней понимается состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 141; согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под таковой понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Отметим, что в данном нормативном правовом акте вместо довольно-таки часто встречаемой формулировки «состояние защищенности» говорится о свойстве, позволяющем обеспечивать защиту наиболее важных жизненных интересов; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3589; в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в качестве таковой определяется состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.01.2000, № 2, ст. 150. Отметим, что здесь вместо термина «защищенность» употреблено словосочетание «обоснованная уверенность»; Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержит понятие механической безопасности, под которой понимается состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.01.2010, № 1, ст. 5. В данном определении, на наш взгляд, привычная для законодателя формулировка «состояние защищенности» конкретизирована применительно к сфере правового регулирования данного нормативного акта; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулиро-
вании» определяет безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140 и др.
36. Более детально — см., например, Григорьев И.Б. «К вопросу о подходах к определению содержания термина «общественная безопасность» в правовой доктрине и отдельных актах концептуального характера, утвержденных указами Президента Российской Федерации» // Правозащитник, 2014, № 4.
37. Павликов С.Г. Конституционная доктрина правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 4.
38. Первые упоминания и попытки введения в научный оборот категории «конституционная безопасность» содержатся в работах таких корифеев отечественной конституционно-правовой доктрины, как В.Д. Зорькин, Н.С. Бондарь, Г.А. Гаджиев, Б.С. Эбзеев и С.А. Авакьян.
Также одним из первых авторов, упоминающих о конституционной безопасности, является Т.Э. Шуберт, рассматривающий данное понятие как «деятельность по обеспечению защиты основ конституционного строя...».
Достаточно интересной представляется позиция Ю.Л. Шульженко, согласно которой Конституция является одним из средств защиты национальной безопасности, в том числе от неэффективной, авторитарной государственной власти; одновременно важнейшая конституционная задача — гарантировать государственную безопасность, а основной принцип безопасности предполагает взаимную ответственность личности, общества и государства за ее обеспечение.
Аналогичной, по нашему мнению, является и взгляд на проблему С.Ю. Чапчикова, в соответствии с которым «Конституция — это нормативно-правовая основа обеспечения безопасности общества и государства»; лишь на этой основе становится возможным достижение реальной, конституционно гарантированной безопасности личности, общества и государства.
Наиболее же серьезный вклад в разработку собственно теории конституционной безопасности в отечественной конституционно-правовой доктрине, на наш взгляд, внес И.В. Гончаров, одним из первых предложивший Концепцию конституционной безопасности России.
Рассматривая взаимоотношения федерального и центра и субъектов Российской Федерации, В.О. Лучин предлагает более детальный подход: «федеральная
конституционная безопасность» — это «состояние защищенности основ конституционного строя России, ее суверенитета, государственной и территориальной целостности, федеративного устройства, конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, верховенства Конституции России и федерального законодательства, нормального функционирования конституционных институтов государственной власти».
По мнению же С.А. Димитровой, конституционная безопасность государства — это составная часть государственной и национальной безопасности, заключающаяся в состоянии защищенности основ конституционного строя от угроз, прежде всего внутреннего характера.
39. Васильев А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации: Конституционно-правовой анализ: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.02. — Санкт-Петербург, 1999, Глебов И.Н. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.02. — Москва, 1999, Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.02. — Саратов, 2004, Батюшенков В.А. Конституционная ответственность в сфере обеспечения национальной безопасности России: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Ин-т государства и права РАН. — Москва, 2004.
40. См., например, Аксенов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее обеспечении: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Москва, 2000, Майорова Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Челябинск, 2004, Малумов Г.Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Москва, 2009.
41. Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.02. — Москва, 1998, Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.02. — Москва, 1998.
42. См., например, Велиева Д.С. Конституционно-правовые основы экологической безопасности в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право. — Саратов, 2011, Майданова М.В. Конституционные основы обеспече-
ния экологической безопасности в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Москва, 2002, Чертова Н.А. Конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: на опыте северных регионов: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.02. — Москва, 2007, Устьянцева О.В. Конституционно-правовые вопросы обеспечения экологической безопасности в современной России. Автореферат Саратов 2012, Иванова Ю.В. Правовые основы регулирования полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения экологической безопасности 12.00.02 — Омск, 2006 и др.
43. См., например, Жаров А.С. Конституционно-правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Москва, 2006, Фисун Ю.А. Государственно-правовые основы информационной безопасности в органах внутренних дел: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Москва, 2001.
44. Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел: Теоретико-правовое исследование: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.01, 12.00.02 Москва, 1999, Ардашев А.И. Конституционные основы обеспечения безопасности личности в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02 — Москва, 2008, Никитин Д.А. Конституционно-правовые основы безопасности личности в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Самара, 2005.
45. См., например, Макаркин С.В. Пожарная безопасность в системе вопросов местного значения Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Челябинск, 2006.
46. Синцов А.Г. Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности Президента Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — М., 2001.
47. Сластилина Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Архангельск, 2006.
48. Подробнее см. Григорьев И.Б. «К вопросу об актуальности исследования содержания юридической категории «безопасность» в конституционно-правовой доктрине» // Вестник Московского университета МВД России, 2015, № 2, С. 44-53, «Конституционная безопасность» как категория в конституционно-правовой доктрине Российской Федерации» // Всероссийская научно-практическая конференция «Взаимодействие государства и общества: новые тенденции». Сборник научных статей. Издание Совета Федерации Феде-
рального Собрания Российской Федерации. — М., 2015, С. 21-27, «К вопросу о подходах к определению содержания термина «общественная безопасность» в правовой доктрине и отдельных актах концептуального характера, утвержденных указами Президента Российской Федерации» // Правозащитник, 2014, N° 4, Категория «экономическая безопасность» в экономической науке и конституционно-правовой доктрине // Право и государство, 2011, № 10. С. 28-34, Правовая доктрина Российской Федерации и категория «национальная безопасность» // Право и государство, 2011, № 12. С. 69-76, «Общественная безопасность» как категория в конституционно-правовой доктрине Российской Федерации // Современные проблемы административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел: материалы регионального научно-практического семинара, 25 апреля 2013 г. С. 28-38, О понятии «экономическая безопасность» и задачах ее правового обеспечения // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.). С. 505-514 и др.
49. Агалабаев М.И. Методология становления и развития теории общественной безопасности // Российский следователь, 2009, № 18. С. 12.
50. Смирнов А.А. Критический анализ ревизионистских подходов к определению понятия «безопасность» // Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 16 — 20.
51. Ежевский Д.О.Местное самоуправление в общеевропейском контексте // Политика и общество. 2006. № 5. С.19.
52. Ежевский Д.О. Конституционные гарантии стабильности государственного строя // Образование и право. 2010. № 9. С. 30-34.
Reference
1. See — Habriyeva T.Ya. Doctrinal value of the Russian Constitution/Magazine of Russian law. 2009. No. 2. Page 23. Thus, doctrinal it is necessary to consider only those scientific views which enjoy authority among lawyers and in society, are standard and are put into practice in law-making and right realization, and «the legal doctrine as concept is crossed with legal science, but isn't identical to it as the jurisprudence includes besides the standard, authoritative and almost demanded representations and other views which don't have recognition and respect of the legal case, and therefore deprived of practical value». — In more detail — see Boshno S.V Doktrina as a form and a source of the right//the Magazine of Russian law, 2003, No. 12. Page 73.
2. See, for example, Bogdanov N. A. The constitutional court of the Russian Federation in system of a constitutional right//the Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation, 1997, No. 3. Page 65, Kolyushin
E.I. Konstitutsionnoye (state law) of Russia: course of lectures. — M, 1999. Page 19, Kabyshev V. T. Rossiysky constitutionalism at a turn of the millennia/Jurisprudence, 2001, No. 4.C. 65, Pryakhina T.M. Constitutional doctrine of the Russian Federation: scientific publication. — M, 2006. Page 27., Chirkin V. E. Constitution: Russian model. — M, 2002. Page 12-13, etc.
3. Bogdanova N. A. The constitutional court of the Russian Federation in system of a constitutional right// the Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation, 1997, No. 3.
4. In a word, in our opinion, considering value of the term «constitutional and legal doctrine», first of all it is necessary to talk about the achievements or results received by constitutional and legal science.
5. N. S cooper. The Russian constitutional right in valuable measurement: as legal branch, jurisprudence, subject matter//Constitutional and municipal right, 2013, No. 11. Page 6.
6. More detailed justification of the specified author's position — see: Grigoriev I.B. To a question of approaches to definition of the contents of the term «the constitutional and legal doctrine of the Russian Federation//Problem of law-enforcement activity in Russia: Collection of articles. — M.: Research center of financial safety, 2013. Page 45-56, Some problematic issues of definition of essence and content of the category «constitutional and legal doctrine»//All-Russian scientific and practical conference «Interaction of the state and society: new tendencies». Collection of scientific articles. Edition of the Federation Council of Federal Assembly of Russia. — M, 2013. Page 12-14.
7. Theory of the state and right. The textbook / Under the editorship of the prof. A.G. Khabibulin, the prof. V. V Lazarev. the 3rd, reslave. and additional prod.-e. — M, 2009. Page 186.
8. Abramov V. V., White V. S. Teoretiko-pravovye of a problem of the concept «safety» of civil law//Civil law, 2012, No. 2. Page 3 — 9.
9. Plyugina I.V, Meshcheryakova M. A., S.B.'s Nanba, Zolotov of O. A. Naslediye of jurisprudence and present (V International school of young scientists-lawyers»)// Magazine of the foreign legislation and comparative jurisprudence, 2010, No. 3 (22). Page 4.
10. Habriyeva T.Ya. Performance at opening of the V International school of young scientists-lawyers «Heritage of jurisprudence and the present»//the Magazine of the foreign legislation and comparative jurisprudence, 2010, No. 3 (22). Page 4-5.
11. Thus, within the real work we will consider also others — not having a direct bearing on science of a constitutional right, but important, in our opinion, for its further development — approaches to definition of the content of the studied category.
12. From this point, in our opinion, development and
domestic constitutional and legal science on the problem investigated by us and the legislation regulating questions of providing that or aspect of safety, respectively, the personality, society, the state or its territorial educations at the present stage began.
13. Sheets of Congress of People's Deputies of the Russian Federation and Supreme Council of the Russian Federation. 1992. No. 15. Art. 769.
14. Distance of Century. Explanatory dictionary of living great Russian language. T. 1. M, 1978. Page 67.
15. Ojegov S. I. Dictionary of Russian. M, 1986. Page 38.
16. Esayan A.K. «National security» as legal category// Government and local government, 2009, No. 8. Page 12.
17. Makarenkov E., Pavlov S. Topical issues of ensuring national security of Russia//http://www .Naukaxxi.ru/materials/76.
18. G. A. Dialektik's atamans of safety//Interuniversity scientific collection «National Security of Russia in Prospects of Modern Development».-Saratov, 2005. Page 21.
19. A.A's Sagittariuses. Content of the concept «ensuring information security»//Information society. — 2001. — No. 4. Page 10-16.
20. Dzliyev M. I., Romanovich A.L., Ursule A.D. Safety problems: teoretiko-methodological aspects. — M.: MGUK publishing house, Drug Publishing house, 2001. Page 157.
21. The speech, for example, can go about safety of the Commonwealth of Independent States, European region, Asia-Pacific, etc. The regional security — a condition of interstate cooperation, the relations between the people of this or that region at which socio-political stability in the region is provided, is carried out successful counteraction to military dangers and threats from the outside and in it, to pressure or aggression against the state of the region.
22. Baby seals O. A. Conceptual and categorical device of the concept of national security//Safety: Information collection. 1994. No. 3(19). Page 91.
23. Cossacks N. D. Bezopasnost and synergetrics (experience of philosophical judgment). M, 1994. Page 62 — 63.
24. Leskov M. A. Homeostatic processes and theory of safety//Safety: Information collection. 1994. No. 4(20). Page 67
25. In this context it is about the Law of the Russian Federation «About safety» 1992.
26. Stepashin S. V Bezopasnost of the person and society (political and legal aspects): Monograph. 1994. Page 12 — 14.
27. National security and a role of Department of Internal Affairs in its providing. — M.: Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, 2005. Page 10; Osokin R. B. Law enforcement agencies in a security system. Tambov: Publishing house of Tamb. the state. техн. un-that, 2006. Page 6.
28. Kondrashov B. P. Public safety and administrative-
territorial means of its providing. M, 1998. Page 5.
29. Collection of the legislation of the Russian Federation, 18.05.2009, No. 20, Art. 2444. Further — Strategy.
30. Collection of the legislation of the Russian Federation, 03.01.2011, No. 1, Art. 2.
31. Most likely, considering prompt dynamics of emergence of modern calls and threats to these or those spheres of public life, the legislator undertook approach of refusal of allocation of the exhaustive list of types, these or those aspects of ensuring national security that, in our opinion, is quite practical and provides stability of rather new legislation of the Russian Federation in the sphere of ensuring national security. At the same time, marking out ecological, public safety, safety of the personality, using the phrase «safety of the state», without mentioning thus about economic, military, constitutional and a number another allocated in domestic constitutional and legal science and even the legislation of types of national security, it is possible to assume that, according to the legislator, they are components of the term «state security».
32. Collection of the legislation of the Russian Federation, 15.02.2010, No. 7, Art. 724.
33. Collection of the legislation of the Russian Federation, 01.02.2010, No. 5, Art. 502. Contains in this document and the concept of food security of the Russian Federation is a state of the economy of the country at which food independence of the Russian Federation is provided, physical and economic availability to each citizen of the country of the foodstuff conforming to requirements of the legislation of the Russian Federation about technical regulation is guaranteed, in volumes there are less rational norms of consumption of the foodstuff necessary for active and a healthy lifestyle.
34. http://www.kremlin.ru.
35. According to the Federal law of December 21, 1994 No. 69-FZ "About fire safety" "fire safety — a condition of security of the personality, property, society and state from the fires'V/Collection of the legislation of the Russian Federation, 26.12.1994, No. 35, Art. 3649; according to the Federal law of February 9, 2007 No. 16-FZ "About transport safety" "transport safety — a condition of security of objects of transport infrastructure and vehicles from acts of illegal intervention"//the Russian Federation Code, 12.02.2007, No. 7, Art. 837; according to article 83 of the Air code of the Russian Federation "aviation safety" — a condition of security of aircraft from illegal intervention in activity in the field of aircraft//Collection of the legislation of the Russian Federation, 24.03.1997, No. 12, Art. 1383; The federal law of December 10, 1995 "About traffic safety" defines No. 196-FZ: "traffic safety — the condition of this process reflecting degree of security of its participants from road accidents and their consequences//Collection of the legislation of the Russian Federation, 11.12.1995, No.
50, Art. 4873; according to the Federal law of January 9, 1996 No. 3-FZ "About radiation safety of the population" is understood a condition of security of the real and future generations of people from influence of ionizing radiation, harmful to their health, as it//Collection of the legislation of the Russian Federation, 15.01.1996, No. 3, Art. 141; according to the Federal law of July 21, 1997. No. 117-FZ "About safety of hydraulic engineering constructions" is understood as that the property of hydraulic engineering constructions allowing to provide protection of life, health and legitimate interests of people, environment and economic objects. We will note that in this regulatory legal act instead of pretty often met formulation "the condition of security" is told about the property allowing to provide protection of the most important vital interests; The Federal law of July 21, 1997 "About industrial safety of hazardous production facilities" determines No. 116-FZ industrial safety of hazardous production facilities as a condition of security of the vital interests of the personality and society from accidents on hazardous production facilities and consequences of the specified accidents//Collection of the legislation of the Russian Federation, 28.07.1997, No. 30, Art. 3589; according to the Federal law of January 2, 2000 No. 29-FZ "About quality and safety of foodstuff" as that is defined a condition of reasonable confidence that foodstuff under usual conditions of their use isn't harmful and don't constitute health hazard present and future generations//the Russian Federation Code, 10.01.2000, No. 2, Art. 150. We will note that here instead of the term "security" the phrase "reasonable confidence" is used; The Federal law of December 30, 2009. No. 384-FZ "Technical regulations about safety of buildings and constructions" contains concept of mechanical safety which is understood as a condition of construction designs and foundation of the building or a construction at which there is no the inadmissible risk connected with infliction of harm of life or to health of citizens, property of natural or legal entities, the state or municipal property, environment, life and health of animals and plants owing to destruction or loss of stability of the building, a construction or their part//Russian Federation Code, 04.01.2010, No. 1, Art. 5. In this definition, in our opinion, the formulation, habitual for the legislator, "a condition of security" is concretized in relation to the sphere of legal regulation of this statutory act; The Federal law of December 27, 2002. No. 184-FZ "On technical regulation" defines safety of production, processes of production, operation, storage, transportation, realization and utilization: this state at which there is no the inadmissible risk connected with infliction of harm of life or to health of citizens, property of natural or legal entities, the state or municipal property, environment, life or health of animals and plants//the Russian Federation Code, 30.12.2002, No. 52 (p.1), Art. 5140, etc.
36. In more detail — see, for example, Grigoriev I.B. «To a question of approaches to definition of the contents
of the term «public safety» in the legal doctrine and separate acts of conceptual character approved by decrees of the President of the Russian Federation»//the Human rights activist, 2014, No. 4.
37. Pavlikov S.G. Constitutional doctrine of the constitutional state//Constitutional and municipal right. 2014. No. 7. Page 4.
38. The first mentions and attempts of introduction to a scientific turn of the category «constitutional safety» contain in works of such coryphaeuses of the domestic constitutional and legal doctrine, as V.D. Zorkin, N. S. Bondar, G. A. Gadzhiyev, B. S. Ebzeev and S. A. Avakyan.
Also one of the original authors mentioning the constitutional safety is T.E. Schubert considering this concept as «activities for ensuring protection of bases of the constitutional system ...».
The position of Yu.L. Shulzhenko according to which the Constitution is one of means of protection of national security, including from the inefficient, authoritative government is represented rather interesting; at the same time the major constitutional task — to guarantee state security, and the basic principle of safety assumes mutual responsibility of the personality, society and state for her providing.
In our opinion, also the view of a problem of S.Yu. Chapchikov according to which «The constitution is a standard and legal basis of safety of society and state» is similar; only on this basis there is possible an achievement of the real, constitutionally guaranteed safety of the personality, society and the state.
The most serious contribution to development actually theories of the constitutional safety in the domestic constitutional and legal doctrine, in our opinion, was made by I.V. Goncharov, one of the first offered the Concept of the constitutional safety of Russia.
Considering relationship federal and the center and subjects of the Russian Federation, V O. Luchin offers more detailed approach: «federal constitutional safety» is «a condition of security of bases of the constitutional system of Russia, its sovereignty, the state and territorial integrity, the federal device, the constitutional guarantees of the rights and freedoms of the person and citizen, rule of the Constitution of Russia and the federal legislation, normal functioning of the constitutional institutes of the government».
According to S. A. Dimitrova, the constitutional safety of the state is the component of the state and national security consisting in a condition of security of bases of the constitutional system from threats, first of all internal character.
39. Vasilyev of A.I. Sistem of national security of the Russian Federation: Constitutional and legal analysis: thesis... doctors of jurisprudence: 12.00.02. — St. Petersburg, 1999, Glebov I.N. Legal problems of ensuring national security of the Russian Federation: thesis...
doctors of jurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 1999, V. V Mammons. Constitutional bases of national security of the Russian Federation: thesis... doctors of jurisprudence: 12.00.02. — Saratov, 2004, Batyushenkov VA. The constitutional responsibility in the sphere of ensuring national security of Russia: abstract yew.... candidate of jurisprudence: 12.00.02 / Ying t of the state and rights of the Russian Academy of Sciences. — Moscow, 2004.
40. See, for example, Aksenov I.A. Constitutional and legal aspects of economic security of the Russian Federation and a role of law-enforcement bodies in its providing: thesis... candidate of jurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 2000, Mayorova E.N. The constitutional bases of economic security in the Russian Federation: thesis... candidate of jurisprudence: 12.00.02. — Chelyabinsk, 2004, Malumov G. Yu. Constitutional legal status of system of economic security of the Russian Federation and its subjects: thesis... candidate ofjurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 2009.
41. Gushchin V V Legal and organizational bases of ensuring public safety in the Russian Federation at emergency situations: thesis... doctors of jurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 1998, Kondrashov B. P. Public safety and administrative and legal means of its providing: thesis... doctors ofjurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 1998.
42. See, for example, Veliyev D. S. Constitutional and legal bases of ecological safety in the Russian Federation. The abstract of the thesis on competition of an academic degree of the doctor of jurisprudence in the specialty: 12.00.02 — a constitutional right; municipal right. — Saratov, 2011, Maydanova M. V The constitutional bases of ensuring ecological safety in the Russian Federation: thesis... candidate ofjurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 2002, Devil's N. A. Constitutional and legal bases of ensuring ecological safety of the Russian Federation: on experience of northern regions: abstract yew.... doctors of jurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 2007, Ustyantseva O. V. Constitutional and legal questions of ensuring ecological safety in modern Russia. Abstract Saratov 2012, Ivanova Yu.V. Legal bases of regulation of powers of local governments in the field of ensuring ecological safety 12.00.02 — Omsk, 2006, etc.
43. See, for example, Heats of Ampere-second. Constitutional and legal regulation of information security of the personality in the Russian Federation: thesis... candidate of jurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 2006, Fisun Yu.A. State and legal bases of information security in law-enforcement bodies: thesis... candidate of jurisprudence: 12.00.02. — Moscow, 2001.
44. Prudnikov A.S. Bezopasnost of the personality
and her providing with law-enforcement bodies:
Teoretiko-pravovoye research: abstract yew.... doctors
of jurisprudence: 12.00.01, 12.00.02 Moscow, 1999, Ardashev A.I. The constitutional bases of safety of the personality in the Russian Federation: thesis... candidate of jurisprudence: 12.00.02 — Moscow, 2008, Nikitin D. A. Constitutional and legal bases of safety of the personality in the Russian Federation: thesis... candidate ofjurisprudence: 12.00.02. — Samara, 2005.
45. See, for example, Makarkin S. V Fire safety in system of questions of local value of the Russian Federation: thesis... candidate of jurisprudence: 12.00.02. — Chelyabinsk, 2006.
46. Sintsov A.G. Constitutional and legal bases of safety of the President of the Russian Federation: thesis... candidate ofjurisprudence: 12.00.02. — M, 2001.
47. Slastilina Yu.V. A freedom of worship in the Russian Federation: legal regulation and ensuring religious safety: thesis... candidate of jurisprudence: 12.00.02. — Arkhangelsk, 2006.
48. For more details see Grigoriev I.B. «To a question of relevance of research of the content of the legal category «safety» in the constitutional and legal doctrine»//the Bulletin of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, 2015, No. 2, S. 44-53, «The constitutional safety» as category in the constitutional and legal doctrine of the Russian Federation»//the All-Russian scientific and practical conference «Interaction of the state and society: new tendencies». Collection of scientific articles. Edition of the Federation Council of Federal Assembly of Russia. — M, 2015, S. 21-27, «To a question of approaches to definition of the contents of the term «public safety» in the legal doctrine and separate acts of conceptual character approved by decrees of the President of the Russian Federation»//the Human rights activist, 2014, No. 4, the Category «economic security» in economic science and the constitutional and legal doctrine//Right and the state, 2011, No. 10. Page 2834, Legal doctrine of the Russian Federation and category «national security»//Right and state, 2011, No. 12. Page 69-76, «Public safety» as category in the constitutional and legal doctrine of the Russian Federation/Modern problems of administrative and legal regulation of activity of law-enforcement bodies: materials of a regional scientific and practical seminar, on April 25, 2013 Page. 28-38, O concept «economic security» and problems of its legal support//the State in the changing world: materials VI of the International school practical work of young scientists-lawyers (Moscow, on May 26-28, 2011). Page 505-514, etc.