Научная статья на тему 'Механизм обеспечения экономической безопасности в системе управления людскими ресурсами региона'

Механизм обеспечения экономической безопасности в системе управления людскими ресурсами региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGION ECONOMIC POLITICS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупик А.Ю.

В статье раскрыты организационно-теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности. Обосновано, что на современном этапе развития мировой экономики людские ресурсы становятся стратегическим фактором обеспечения экономической безопасности страны. На примере Омской области автором показано, что современная система управления людскими ресурсами имеет как преимущества, так и недостатки с позиции обеспечения экономической безопасности. В связи с этим предлагается ряд мер по совершенствованию механизма обеспечения экономической безопасности в системе управления людскими ресурсами, в том числе посредством формирования Концепции и Комитета управления людскими ресурсами на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of economic security in the system of region human resources management

In the article there are reveal theoretical and organization aspects of economic safety. Its proven that nowadays human resources become as strategic factor of economic safety. The author approves that modern system of human resources management has got either advantages and disadvantages from the position of economic security. Therefore, there are suggested a complex of measures for the mechanism of economic security in the system of region human resources management improving. The Concept and Committee of human resources management are among them.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения экономической безопасности в системе управления людскими ресурсами региона»

УДК 338.26 ББК 65.23

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ РЕГИОНА

АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА ЧУПИК

адъюнкт Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя по кафедре экономической

безопасности и экономики; Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) E-mail: chupic55@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье раскрыты организационно-теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности. Обосновано, что на современном этапе развития мировой экономики людские ресурсы становятся стратегическим фактором обеспечения экономической безопасности страны. На примере Омской области автором показано, что современная система управления людскими ресурсами имеет как преимущества, так и недостатки с позиции обеспечения экономической безопасности. В связи с этим предлагается ряд мер по совершенствованию механизма обеспечения экономической безопасности в системе управления людскими ресурсами, в том числе посредством формирования Концепции и Комитета управления людскими ресурсами на региональном уровне.

Ключевые слова: экономическая безопасность, людские ресурсы, региональная экономическая политика, управление, SWOT-анализ.

Annotation. In the article there are reveal theoretical and organization aspects of economic safety. Its proven that nowadays human resources become as strategic factor of economic safety. The author approves that modern system of human resources management has got either advantages and disadvantages from the position of economic security. Therefore, there are suggested a complex of measures for the mechanism of economic security in the system of region human resources management improving. The Concept and Committee of human resources management are among them.

Keywords: economic safety, human resources, region economic politics, management, SWOT-analysis.

Вопросы национальной безопасности России и ее регионов становятся все более актуальными в условиях геополитического кризиса и санкционной политики ряда западных стран. Обеспечение экономической безопасности в таких условиях приобретает первостепенное значение в проводимой государством политике. Очевидно, что конкурентоспособность, независимость и устойчивое развитие экономики государства — необходимое условие для защиты национальных интересов страны и сохранения за Россией статуса мировой державы.

Сам термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно. В настоящее время по некоторым оценкам насчитывается более 200 различных определений экономической безопасности. Так, например, Л.И. Абалкин под экономической безопасностью понимал «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»

[3, стр. 5]. С.Ю. Глазьев придерживается мнения, что экономическая безопасность — это «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного устойчивого социально-экономического развития страны» [5, стр. 113]. Профессор В.К. Сенчагов определил этот термин как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированное защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал» [8, стр. 714].

Анализ ряда определений отечественных ученых (в том числе, Богданова И.Я., Грунина О.А., Криворо-това В.В., Купрещенко Н.П., Орехова В.И. и Ореховой Т.Р., Степашина С.В. и других) показывает, что чаще всего термин «экономическая безопасность» соотносят с такими ключевыми понятиями, как «устойчивость», «независимость», «развитие», «интересы». Независимо от различий в подходах к определению,

ученые сходятся во мнении, что экономическая безопасность представляет собой важнейшую составляющую национальной безопасности, выступает ее базовым элементом.

Объектами экономической безопасности выступают: личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Субъекты экономической безопасности — это субъекты, в чьи обязанности входят функции по защите экономики: органы государственной власти, службы безопасности предприятий (либо руководство фирмы, если в штате отсутствует служба безопасности); а также субъекты, которые косвенно влияют на обеспечение экономической безопасности: хозяйствующие субъекты, трудовые коллективы, СМИ, безработные, иждивенцы и т.д.

Под угрозой экономической безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Угрозы экономической безопасности носят объективный характер и могут возникать в результате противоречия интересов, целенаправленных или неосознанных действий различных субъектов экономики, действия природных сил и т.д.

Меры по обеспечению экономической безопасности — это совокупность способов, осознанных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности. Данные меры могут быть классифицированы следующим образом:

информационно-аналитические меры;

меры регулятивного воздействия;

меры прямого воздействия [7, стр. 47].

Механизм обеспечения экономической безопасности — это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Основными элементами механизма в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации [1] выступают:

• объективный всесторонний мониторинг экономики в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

• разработка критериев и пороговых параметров экономической безопасности, несоблюдение которых приводит к нестабильности и возрастанию угроз безопасности;

• деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз экономической безопасности.

Анализ действующего законодательства в сфере экономической безопасности позволяет констатировать, что задачи механизма обеспечения экономической безопасности коррелируют с критериями и национальны-

ми интересами Российской Федерации в этой области.

В то же время важно учитывать, что развитие экономики знаний обусловливает появление новых стратегических факторов экономической безопасности. Одним из таких факторов выступают людские ресурсы. Обладая специфическими ресурсами (здоровье, уровень образования, интеллектуальный потенциал, уровень компетентности, культура, мотивация), человек становится главным критерием конкурентоспособности. Поддержание курса на инновационную, высокотехнологичную экономику, производство конкурентоспособной продукции, востребованной мировым сообществом, снижение импорта наукоемкой продукции, привлечение внешних инвестиций в отечественную экономику — все это становится возможным только при соответствующем уровне развития людских ресурсов государства.

Понятие «человеческие (людские) ресурсы» возникло в рамках управления организацией и менеджмента. В менеджменте под людскими ресурсами чаще всего понимают персонал организации, характеризующийся достигнутым уровнем компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями. По нашему мнению, людские ресурсы — это запас врожденных и приобретенных качеств, навыков, способностей, мотиваций, ценностей людей, сформированных в результате инвестиций со стороны индивида, фирмы или государства, накопленных к определенному периоду времени и определяющих трудоспособность индивида, т.е. его способность к производству материальных и нематериальных благ в процессе общественного производства.

Людские ресурсы — это не однородное, а собирательное понятие, которое состоит из различных блоков, характеризующих разные стороны индивида или группы людей. В их число входят:

• блок здоровья, то есть состояние здоровья конкретного человека, семьи, группы лиц, населения территории, нации или человечества в целом. Именно от состояния блока здоровья в большей степени зависит длительность использования людского ресурса в целом, поскольку повышение уровня образования, квалификации, стремление к улучшению условий труда имеет значение для человека только в том случае, если его здоровье позволяет эффективно использовать эти достижения.

• образовательный блок — включает в себя те знания, умения и навыки, которые человек приобретает в процессе получения общего и специального образования и которые могут быть использованы им в процессе общественного производства. В эту категорию попадают как самые общие умения (читать, писать, корректно выражать свои мысли), так и специфические.

• инновационный блок — непосредственно

связан с образовательным, однако инновационный блок проявляет себя не просто при получении образования, а в ходе развития навыков применения этих знаний при более сложных интеллектуальных действиях в практической деятельности человека. Данный блок обнаруживает себя при создании ноу-хау различного уровня, при выдвижении новаторских и рационализаторских предложений, когда индивиду необходимо прибегать к методам анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстракции, моделированию и др.

• компетентностно-профессиональный блок — объединяет профессиональные знания, умения и навыки, которые определяют квалификацию индивида, его профессиональное мастерство, способность к эффективной производственной деятельности, иными словами — способность и готовность индивида к производительному труду. Формирование и развитие данного блока возможно только в ходе профессиональной деятельности, при получении индивидом трудового опыта;

• культурный блок — включает мотивы поведения человека, степень принятия им социальных норм, ценностные ориентиры, этические и эстетические установки личности, коммуникационные навыки и нормы общения, которые влияют на возможность и эффективность социальной, трудовой активности и экономической деятельности человека.

Анализ статистических данных1 свидетельствует о том, что существующая система формирования и развития людских ресурсов имеет как преимущества, так и недостатки с позиции обеспечения экономической безопасности региона. Проведенное исследование процесса управления людскими ресурсами Омской области позволяет провести его SWOT-анализ (табл. 1).

Выявление уязвимых сторон управления людскими ресурсами ставит задачу выбора наиболее эффективных путей решения назревших угроз экономической безопасности. Важно отметить, что любые предложенные меры должны не только учитывать социально-экономические особенности развития конкретного субъекта Российской Федерации, но и быть согласованы с общероссийскими стратегиями развития и органично дополнять систему институционального планирования федерального уровня.

По нашему мнению, для проведения эффективной региональной политики в области формирования и развития людских ресурсов необходимо создание Концепции управления людскими ресурсами. Указанная Концепция может быть принята в качестве самостоятельного стратегического документа развития, либо как отдельное направление общей стратегии социаль-

но-экономического развития региона.

Концепция управления людскими ресурсами должна определять основные приоритеты и направления развития людских ресурсов региона, а также ключевые меры и механизмы управления людскими ресурсами для достижения стратегических целей развития региона.

В качестве целей Концепции управления людскими ресурсами Омской области предлагается принять:

1) улучшение социально-экономического состояния людских ресурсов региона, обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения Омской области, повышение качества социальной среды;

2) стратегическое обеспечение экономической безопасности региона в меняющихся геополитических и социально-экономических условиях;

3) ресурсное обеспечение становления и развития экономики знаний, переход к инновационной модели экономического роста, обеспечение конкурентоспособности экономики региона.

В качестве приоритетов управления людскими ресурсами Омской области целесообразно закрепить следующие:

• улучшение демографической ситуации в регионе, повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения, формирование здорового образа жизни в регионе;

• обеспечение доступности качественного образования, повышение уровня грамотности населения, достижение баланса потребностей рынка труда и возможностей системы образования;

• развитие научно-технического потенциала региона, создание институциональных условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и инновационного прорыва в экономике; формирование конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития;

• кадровое обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона, поддержка предпринимательской инициативы; создание условий для обеспечения эффективной занятости населения и роста благосостояния;

• повышение комфортности проживания на территории Омской области, дальнейшее повышение доступности жилья, обеспечение населения качественными жилищно-коммунальными услугами;

• обеспечение личной и общественной безопасности граждан;

• институциональное развитие социально-культурной сферы, сохранение и популяризация культурного наследия.

Таблица 1

SWOT-анализ процесса управления людскими ресурсами Омской области за период 2008-2012 годов с точки зрения обеспечения экономической безопасности региона

Сильные стороны Возможности

1. Высокая степень обеспеченности населения жильем, благоприятные показатели благоустройства жилищного фонда, активное развитие сферы строительства, в том числе — жилого. 1. Отсутствие жилищных проблем упрощает привлечение иммигрантов из других регионов и стран; выступает позитивным аргументом в пользу демографического подъема в регионе.

2. Систематическое повышение заработной платы работникам бюджетной сферы за счет средств областного бюджета и дотаций из федерального бюджета. 2. Стабильное финансовое положение работников бюджетной сферы может выступить в качестве основы для развития важнейших сфер жизнедеятельности: системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения и т.д. Также это может служить стимулом для привлечения новых кадров в указанные области; способствует социальной стабильности.

3. Поддержание престижа рабочих профессий, широкое распространение учреждений СПО и НПО, высокое качество профобразования, широкие возможности для трудоустройства в регионе. 3. Особенности экономического развития региона (развитость отраслей сельского хозяйства, машиностроения, нефтехимического комплекса) определяют высокий спрос на высококвалифицированных рабочих. Поддержание престижа таких профессий и широкие возможности для их получения предоставляют возможности для дальнейшего качественного развития основных отраслей хозяйства вне зависимости от развития миграционной ситуации в области.

4. Активное развитие учреждений культуры, предоставление широких возможностей для реализации культурного потенциала населения в регионе 4. Обеспечивает всестороннюю развитость людских ресурсов региона, повышает уровень культурной грамотности и самосознания населения

Слабые стороны Угрозы

1. Слабо сдерживаемый рост заболеваемости населения, большая доля «социальных» болезней, низкая эффективность профилактики заболеваний в регионе. 1. Высокий уровень заболеваемости может привести к увеличению смертности, сокращению численности трудоспособного населения, увеличению доли расходов на проведение лечебных мероприятий; высокая доля «социальных» болезней может быть показателем социального неблагополучия и нестабильности в обществе.

2. Недостаточные меры для развития инноваций в регионе, падение основных показателей развития инновационной сферы. 2. Неразвитость инновационной сферы ставит экономику региона в опасную зависимость от инновационно-развитых территорий; влечет за собой угрозу потери экономической самостоятельности.

3. Жесткая миграционная политика, приводящая к миграционной убыли в регионе, в том числе за счет большого оттока жителей сельской местности. 3. Негативно влияет на общую демографическую ситуацию в регионе, ведет к сокращению численности трудоспособного населения; несет угрозу снижения темпов развития сельского хозяйства — одной из важнейшей отраслей региона.

4. Недостаточно эффективная деятельность по контролю за оборотом наркотиков, высокая доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, высокая заболеваемость наркоманией в регионе. 4. Влечет за собой ухудшение важнейших показателей развития региона: здоровье населения, демографическое развитие, правопорядок, производительность труда и т.д.

5. Снижение ценности института семьи и брака. 5. Может стать причиной ухудшения демографической ситуации, снижения рождаемости, увеличения нагрузки на трудоспособное население, старения населения; кроме того, влечет за собой снижение социальной стабильности в обществе.

6. Несдерживаемый рост дифференциации доходов населения 6. Чрезмерная дифференциация доходов может стать причиной социальных волнений и недовольства; снижает стимулы к труду, ведет к дестабилизации в обществе

Механизм управления людскими ресурсами представляет собой совокупность инструментов и процессов прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие региона, обеспечивающих

достижение стратегических целей регионального развития. Включает следующие основные инструменты управления: организационно-распорядительный, финансово-экономический, социально-психологический,

общественно-политический, институциональный, информационно-коммуникативный и др.

Для реализации Концепции управления людскими ресурсами могут применяться механизмы, уже подтвердившие свою эффективность при достижении стратегических целей Омской области:

• механизм управления стратегическими проектами;

• механизм межведомственной координации;

• механизм кадрового обеспечения;

• механизм управления по целям;

• механизм создания и развития институциональной среды;

• механизм обратной связи.

Меры управления людскими ресурсами региона — это система конкретных мероприятий, средств воздействия региональных органов власти, направленных на устойчивое развитие людских ресурсов и снижение угроз экономической безопасности региона в целях обеспечения становления и развития экономики знаний в регионе.

Для более эффективного решения задачи управления людскими ресурсами региона предлагается сформировать в составе Правительства Омской области Комитет управления людскими ресурсами Омской области. В составе Комитета могут быть выделены обособленные подразделения в зависимости от основных направлений и актуальных потребностей региональной политики в сфере управления людскими ресурсами. Взаимодействие подразделений Комитета должно быть основано на принципе корпоративизма, когда созданы условия для согласованного решения поставленных задач всеми подразделениями Комитета, каждое из которых компетентно принимать управленческие решения и несет ответственность в установленных пределах.

По нашему мнению, меры, направленные на совершенствование действующего механизма управления людскими ресурсами региона должны выступить основой для проведения эффективной политики управления людскими ресурсами региона в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и экономической безопасности региона.

1 Автором было проведено подробное исследование динамики основных социально-экономических показателей Омской области за период 2008-2012 гг., а также обзор указанных показателей за период 2013-2014 гг., на основе которого и были получены выводы, приведенные в данной статье

Литература

1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)» // Со-

брание законодательства РФ, 29.04.1996, N° 18, ст. 2117

2. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» // Омский вестник.

2013. 28 июня (№ 30).

3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. №12.С. 4-13

4. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона / Т.Н. Агапова // Вопросы статистики. 2001. № 2. С. 44-48

5. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая. По-литэкономический словарь. Т. 1. — М.: Инфра — 1999. — 280 С.

6. Куклин А.А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ / А.А. Куклин // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 142-145.

7. Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: монография / под науч. ред. Т.Р. Ореховой. М.: ИНФРА-М, 2013. — 105 С.

8. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. — М.: «Ан-кид», 2010. — 1120 С.

References

1. Presidential Decree of 29.04.1996 №608 «About state strategy of economic security of the Russian Federation (Basic Provisions)" // Collection of the legislation of the Russian Federation, 29.04.1996, № 18, Art. 2117

2. Decree of the Governor of Omsk region of 24.06.2013 № 93 "About the Strategy of socio-economic development of the Omsk region until 2025" // Omsk Gazette. 2013 June 28 (№ 30)

3. Abalkin L.I. The economic security of Russia: threats and their reflection // Voprosy economiki. 1994. №12. P. 4-13

4. Agapova T.N. Methods and tools for monitoring the economic security of the region // Voprosy statistiki. 2001. № 2. P. 44-48

5. Glaziev S.Y. Economic security. Polytekonomichesky slovar. — Moscow. — 1999. — 280 P.

6. Kuklin A.A. The economic security of regions: theoretical and methodological approaches and comparative analysis // Fundamentalnie issledovania.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014. № 6. P. 142-145

7. Orehov V.I., Orehova T.R., Karagodina O.V. The economic security of modern Russia in the crisis: a monograph. — Moscow. — 2013. — 105 P.

8. Senchagov V.K. Economics, finance, prices: evolution, transformation, security. — Moscow. — 2010. — 1120 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.